Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные предпочтения / мотивационные установки / молодежь / сфера труда / values / motivation / youth / students / employment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаев Алексей Владимирович, Алексеенок Екатерина Александровна

Приводятся результаты социологического анализа ценностных предпочтений и ожиданий современной молодежи в сфере труда. Эмпирическую основу работы составили результаты исследований, проведенных на кафедре социологии и социальных технологий по данной проблематике. Определено, что традиционно для новых генераций молодежи характерна дуальность во взглядах. Труд для них – это сфера творчества и самореализации, образ жизни, жизненная необходимость, заработок денег, но и отчасти потраченное время. Молодежь ориентирована как на материальные ценности (материальное благополучие, работа, наличие жилья, автомобиля), так и нематериальные (любовь, семья, друзья, здоровье, образование). Выбор места работы мотивирован высокой заработной платой, престижностью занимаемой должности, интересом к работе, возможностью карьерного роста и повышения квалификации при трудоустройстве. По результатам проведенных исследований авторы выделяют ряд предложений по повышению ценности труда и мотивации трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исаев Алексей Владимирович, Алексеенок Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE PREFERENCES AND EXPECTATIONS IN THE SPHERE OF WORK OF MODERN YOUTH (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

Based on the data of a sociological study and a focus group, the authors examine the value preferences and expectations in the field of work of modern youth. It has been determined that traditionally new generations of young people are characterized by duality in their views. Work for them is a sphere of creativity and self-realization, a way of life, a vital necessity, making money, but also partly wasted time. Young people are oriented both towards material values (material well-being, work, availability of housing, car) and non-material values (love, family, friends, health, education). The choice of a job is motivated by high wages, the prestige of work, interest in work, the possibility of career growth and advanced training in employment. The authors identify a number of proposals for increasing the value of labor and motivating labor activity.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 316.473 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-1-176-189

ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А.В. Исаев, Е.А. Алексеенок

Приводятся результаты социологического анализа ценностных предпочтений и ожиданий современной молодежи в сфере труда. Эмпирическую основу работы составили результаты исследований, проведенных на кафедре социологии и социальных технологий по данной проблематике. Определено, что традиционно для новых генераций молодежи характерна дуальность во взглядах. Труд для них - это сфера творчества и самореализации, образ жизни, жизненная необходимость, заработок денег, но и отчасти потраченное время. Молодежь ориентирована как на материальные ценности (материальное благополучие, работа, наличие жилья, автомобиля), так и нематериальные (любовь, семья, друзья, здоровье, образование). Выбор места работы мотивирован высокой заработной платой, престижностью занимаемой должности, интересом к работе, возможностью карьерного роста и повышения квалификации при трудоустройстве. По результатам проведенных исследований авторы выделяют ряд предложений по повышению ценности труда и мотивации трудовой деятельности.

Ключевые слова: ценностные предпочтения, мотивационные установки, молодежь, сфера труда.

Введение

Новые генерации молодежи являются катализатором общественной филиации, активно реагируют на динамизм современной жизни, своей энергией, энтузиазмом, новаторскими идеями и творческим мышлением формируют современную и будущую действительность, а также выступают основой трудового потенциала государства [1, с. 30-40].

В мировой повестке дня до 2030 года обеспечение производительной занятости и достойной работы играет основополагающую роль для новых генераций [10].

В Российской Федерации конституционные и законодательные новеллы 2020 года (включение в ст. 72, ч. 1. Конституции РФ пункта «е», профильный закон от 30.12.2020 года № 489-ФЗ, профстанадарт «Специалист по работе с молодежью») определили институционально-правовые рамки современного этапа молодежной политики. Актуальность трудоустройства молодежи объективировалась в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года, а также в федеральном проекте «Содействие занятости». Акцент на данную проблематику был сделан и в ходе заседания Государственного совета РФ 22 декабря 2022 года.

В то же время велика доля МЕЕТ-молодежи, которая не учится и не работает. Статистика свидетельствует, что ежегодно данный уровень в среднем составляет 10-13 %, с преобладанием сельской молодежи (15-19 %) относительно городской (8-11 %), а также женщин (11-16 %) над мужчинами (9-11 %) (рис. 1).

Рис. 1. Доля МЕЕТ-молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет), в % (расчетный показатель Росстата)

Очевидно, что данная категория требует особого внимания со стороны государства.

При этом многие социологические исследования констатируют ценность труда и занятости для самой молодежи [2, с. 32-35; 3, с. 185-201; 4, с. 64-73; 5, с. 101-104; 6, с. 57-63; 7; 8, с. 25-29].

Теоретическая основа исследования

Основываясь на выводах А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева, В.Т. Лисовского, М. Рокича, В.А. Ядова под ценностью мы понимаем важный для субъекта (идеальный или материальный) предмет, способность которого заключается в удовлетворении интересов и потребностей. «Трудовые ценности связаны с трудовыми отношениями, трудовой мотивацией. Последняя определяется совокупностью влияния внешних и внутренних факторов, побуждающих индивида, социальную группу к деятельности и придающих этой деятельности определенную векторность, целевую установку. Мотивация трудовой деятельности задается конкретным набором трудовых ценностей, надолго определяющих характер трудовой деятельности» [8, с. 25-29].

Теоретическую основу исследования также составили идеи и концепции классиков социологической мысли, труды западных (М. Вебер, Т. Парсонс, А. Смит) и отечественных (В.И. Чупрова, В.В. Трубина, Ю.А. Зубок, В.И. Верховина) социологов, связанных с изучением мотивации молодежи в выборе трудовой деятельности.

Отметим, что положение молодежи на рынке труда анализируются авторами в рамках социологических, политологических, экономических наук. Указанная многонаправленность предопределяет дифференциацию научных интересов исследователей.

Ввиду значительного объема приведем некоторые из публикаций, ориентированные на тематику данной статьи (в рамках социологического знания). Так, в современном научном дискурсе трудовые ценности и трудовая активность молодежи является объектом исследования Гнатюка М.А., Кротова Д.В., Самыгина С.И. [2, с. 32-35], Гостева А.Н., Семеновой В.Г., Хованской О.Н. [3, с. 185-201], Кошарной Г.Б., Корж Н.В. [4, с. 64-73], Куликова С.П., Коршунова А.В. [5, с. 101-104], Ретивиной В.В. [6, с. 57-63], Меркулова П.А., Алексеенок А.А., Леоновой О.В., Михалева И.В. [7], Уколова Р.А. [8, с. 25-29], Чистяковой Л.А. [9, с. 43-47].

Методика исследования

Эмпирическую основу работы составили результаты социологического исследования «Ценностные предпочтения и ожидания современной молодежи в сфере труда». Метод исследования анкетный опрос студенческой молодежи г. Орла (май 2021г.) Выборка квотно-гнездовая, репрезентативна по форме обучения и ВУЗу, составила 389 обучающихся. Объем выборки определялся доверительной вероятностью 0,954 и предельной ошибкой, равной 5 %.

Результаты исследования

В опросе приняли участие 60,1 % женщин и 39,9 % мужчин. При ответе на вопрос: «Как Вы считаете, актуальна ли в настоящее время проблема формирования трудовых ценностей и предпочтений молодежи?», -30,4 % респондентов были полностью согласны с таким тезисом, 31,7 % -скорее согласны, 28,9 % скорее не согласны, а 9 % отрицательно ответили на него.

Труд для новых поколений - это сфера творчества и самореализации (37,7 %), образ жизни (30,6 %), жизненная необходимость, заработок денег (27,2 %), потраченное время (4,5 %).

Традиционно для новых генераций характерна дуальность во взглядах. Так, молодежь считает важным для себя любовь (71,7 %), семью (51,4 %),

материальное благополучие (51,1 %), друзей (47,3 %), здоровье (43,1 %) и работа (29,8 %) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного для Вас является наиболее важным?»

Вариант ответа Процент

Наиболее важно Скорее важно Важно Скорее не важно Абсолютно не важно

Друзья 47,3 13,3 38,3 2,5 0,7

Семья 51,4 43,4 6,9 0,0 0,0

Любовь 71,7 15,4 14,1 0,7 0,0

Здоровье 43,1 35,7 19,2 4,1 0,0

Работа 29,8 25,9 34,4 10,7 1,2

Религия 17,4 22,3 28,0 23,9 10,5

Соблюдение прав 26,7 33,1 31,3 8,4 2,5

Материальное благополучие 51,1 27,2 17,4 5,6 0,7

Карьера 23,1 34,4 34,1 8,9 1,5

Свобода и независимость 23,3 27,2 32,9 15,6 3,0

Образование 17,4 33,4 34,7 14,3 2,3

Патриотизм 7,1 14,1 30,5 26,9 23,3

Для половины респондентов (50,8 %) их материальное положение в будущем представляется вполне благополучным. Несомненно, молодые люди настроены оптимистично, так как никто не представляет будущее материальное положение неблагополучным. И все-таки пятая часть всех опрошенных (20,4 %) не исключают материальных трудностей в будущем.

Жизненный успех для участников опроса также дифференцирован -это и любимая семья, и успешная карьера, и здоровье, и стабильный доход, и достижение намеченных планов (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что в Вашем понимании означает «жизненный успех»?»

Варианты ответов Процент

Достижение поставленных задач и планов на жизнь 11

Любимая семья, благополучно сложившаяся карьера, здоровые дети и стабильный доход 39

Ни в чем не нуждаться и не отказывать себе в собственных желаниях 14

Высокая заработная плата, наличие жилья, автомобиля, образования, возможность выезда в отпуск хотя бы 1 раз в год 20

Баланс и гармония всех сфер в жизни, над которыми постоянно развиваешься 23

Быть счастливым 7

Всего 100

Как следствие, агентами, влияющими на становление трудовых приоритетов у современного молодого поколения, являются семья (58,3 %), преподаватели (34,4 %), общественное мнение (32,7 %), близкое окружение (31,2 %), СМИ, Интернет (18,1 %), а также самостоятельно принятое решение (3,5 %).

Наиболее важными личностными качествами, оказывающими влияние на трудоспособность, участники опроса указывали упорство (51,9 %), доброту (47,5 %), образованность (33,4 %), трудоспособность (31,8 %) и профессионализм (30,1 %). Причем последние два качества указывались и среди менее важных (10,5 % и 11,8 % соответственно). К тому же, скорее не важными были выделены новаторство (18,7 %) и стрессоустойчивость (11,3 %) (табл. 3). Это говорит о дуализме взглядов - уверенности и неуверенности в себе.

Таблица 3

«Распределение ответов на вопрос: «Определите степень важности личностных качеств, которые оказа-_ли бы влияние на Вашу трудоспособность»_

Варианты ответов Процент

Наиболее важно Скорее важно Важно Скорее не важно Абсолютно не важно

Упорство 51,9 10,5 37,7 1,5 0,5

Образованность 33,4 53,7 13,3 1,5 0,0

Окончание табл. 3

Варианты ответов Процент

Наиболее важно Скорее важно Важно Скорее не важно Абсолютно не важно

Доброта 47,5 25,9 20,1 6,4 2,3

Коммуникабельность 25,9 40,1 28,0 7,7 0,5

Стрессоус-тойчивость 26,7 33,1 28,7 11,3 2,3

Новаторство 21,8 33,9 23,6 18,7 4,11

Умение слушать 21,8 36,5 30,5 2,8 0,0

Профессионализм 30,1 31,1 27,7 11,8 1,5

Трудоспособность 31,8 31,6 25,9 10,5 2,3

Самонадеянность 12,0 19,5 31,3 25,9 13,3

Отметим, что в настоящее время среди молодых людей сформировалось мнение, что образование в большинстве способствует развитию личности (60 %) и дает возможность добиться высокого социального статуса (45,6 %), чем возможность заработать больше денег (31,2 %). При этом лишь незначительная часть респондентов обесценивает данный институт, и большинство все же получает образование в первую очередь для развития собственных навыков (рис. 2).

В тоже время в большинстве своем (59,8 %) молодежь заявляет, что наличие высшего образования является необходимым и важным условием в настоящее время для трудоустройства, а 40,2 % опрошенных в той или иной степени с этим не согласны. Это свидетельствует о том, что наличие образования среди молодежи является важным элементом при дальнейшем трудоустройстве.

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

60%

Ю,607 0

51,20%

19,20%

7,20%

Это жизненная Это Это Это Все получают Оно для меня

ценность возможность возможность способствует образование, ничего не

добиться заработать развитию поэтому и я не значит

высокого больше денег личности хочу

социального отличаться от статуса других

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Что для Вас значит образование?», в %

Факторами, оказывающими наибольшее влияние на выбор места работы, являются заработная плата (73,1 %), престиж места работы (35,2 %), интерес к работе (30,4 %), возможность карьерного роста (25,1 %), возможность повышения квалификации при трудоустройстве (21,6 %) (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы оказывают наибольшее влияние на Ваш выбор места

работы?»

Варианты ответов Процент

Престиж места работы 35,2

Заработная плата 73,1

Возможность карьерного роста 25,1

Интерес к работе 30,4

Возможность повышения квалификации при трудо- 21,6

устройстве

Полезность для общества 14,8

Местоположение 14,6

Наличие достаточного свободного времени 9,0

Возможность проявлять творческие способности 3,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет угрозы увольнения 5,0

Другое 0,0

Всего 100,0

Отметим, что хорошая зарплата имеет ценность как для мужчин, так и для женщин. Это свидетельствует о формировании и материальных ценностей и ценностей развития.

Среди предложенных профессий в топ-5 профессий, которые респонденты считают наиболее престижными, вошли: бизнесмен, предприниматель (50 %), инженер (37,8 %), программист (36,5 %), врач (35,1 %), офицер вооруженных сил (33,8 %). Среди наименее престижных оказались: менеджер (6,8 %), грузчик (1,4%), продавец (0 %).

Молодежь стала более ответственно подходить к построению профессиональных планов. Однако проблема дальнейшего трудоустройства выпускников остается актуальной, поскольку около 15,3 % опрошенных так и не имеет понятия, что делать после выпуска, и лишь 17,6 % твердо уверенны в том, где и кем будут работать (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Оцените Ваши возможности своего дальнейшего трудоустройства после окончания учебного процесса в ВУЗе?»

Варианты ответов Процент

Уже знаю, где и кем буду работать 17,6

Есть возможные варианты 26,4

После получения диплома придется потратить некоторое 35,7

время

Понятия не имею, что делать после выпуска 15,3

Не задумывался/ась над данным вопросом 5,0

Всего 100,0

Вероятно, вузам во взаимодействии с центрами занятости населения следует проводить очные ярмарки вакансий, формат которых претерпел изменения в период пандемии. Кроме того, целесообразно развивать цифровые платформы (например, ФАКУЛЬТЕТУС). Цифровая карьерная среда дает возможность ежедневно просматривать и откликаться на актуальные вакансии, подходящие под запросы, принимать участие в днях карьеры, ярмарках вакансий, встречах с руководителями крупных компаний, мастер-классах, тренингах, деловых играх.

От первоначальной трудовой деятельности респонденты ожидают частичное чувство удовлетворения от процесса труда (28,9 %), возможность заработка (27,9 %), действие лифта мобильности (24,6 %), полнейшую самореализацию (13,6 %), первые шаги воплощения мечты в жизнь (5 %) (рис. 3).

и Полнейшая самореализация

13,6

■ Частичное чувство Ъ удовлетворения от

А процесса 1руца

Возмож нос 1 ь за ра бо 1 ка

28,9

■ Лиф! мобильности

■ Первые ша(и воплощения мечты в жизнь

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Каковы Ваши ожидания от первоначальной трудовой деятельности?»

При понимании, что трудовые ожидания не оправдались, молодежь намерена получать дополнительное образование (33,7 %), пройти курс переквалификации (29,6 %), искать проблемы и пути их решения (19,8 %), даже не допускаю подобной мысли (16,9 %).

Среди основных факторов, которые способны помешать реализовать себя на рынке труда, новые генерации отмечают низкую заработную плату (80,7 %), а также престижность профессии (31,9 %) (табл. 6).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Укажите факторы, которые способны помешать Вам реализовать

себя на рынке труда?»

Варианты ответов Процент

Низкая з/п 80,7

Отсутствие опыта работы 24,1

Переизбыток рабочей силы 30,7

Отсутствие престижа у данной профессии 31,9

Социально-экономическое положение в стране 22,6

Отсутствие понимания куда обратиться и что делать 13,6

Всего 100,0

Понятие «карьера» респонденты рассматривают как рост, заработок и стабильность (38 %), повышение социального статуса (14 %), возможность заявить о себе (13 %), большие возможности (12 %), необходимо значимую часть человеческой жизни (10 %), а 13 % затруднились ответить.

При этом дефиниция «успешная карьера» характеризуется молодежью как большой заработок (60,3 %), высокая должность (50,5 %), мастерство в своем деле (37,4 %), наличие статуса и приоритета в обществе (25,9 %), саморазвитие в рабочем процессе (16,6 %), принесение пользы обществу (10,1 %).

Отметим, что предпочитаемым типом поощрения на работе выступает повышение зарплаты (40,2 %), награждение, премирование (21,1 %), повышение в должности (11,8 %), льготы, бонусы (10,3 %), помощь с жильем (9 %), бесплатное обучение, повышение квалификации (7,5 %). Как видим, данные ответы также характеризуют дуализм во взглядах молодежи.

Среди предложенных вариантов морального стимулирования труда, респонденты выделяют как наиболее эффективные: ощущение своей принадлежности, нужности для компании, уважение, признание со стороны коллег, руководителя (33,7 %), благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку (28,6 %). Чуть больше четверти респондентов (22,9 %) отмечают эффективной похвалу руководителя. Как мужчины, так и женщины имеют схожую точку зрения.

Почти половина респондентов (46,5 %) заявляют, что повышение оплаты труда могло бы повлиять на то, чтобы они работали с полной отдачей. Около четверти молодых людей (23,6 %) мотивированна возможностью повышения профессионализма (курсы повышения квалификации, семинары и т.д.). Десятая часть молодых людей (11,6 %) предпочли бы улучшение условий труда.

Часть респондентов (49,7 %) считают, что подработка в сфере отличной от их специальности не снижает мотивацию к работе по профессии. Однако больше трети респондентов (40,7 %) придерживаются противоположного мнения. 9,5 % затруднились ответить.

Исследование позволило узнать, какие ресурсы использует молодежь для поиска работы. Большинство отмечают, что ищет работу через знакомства и родственные связи (72,6 %), шестая часть студентов (16,6 %) самостоятельно ищут работу. Реже (2,5 %) пользуются помощью преподавателей (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Какиересурсы в основном используются молодежью в процессе поиска работы?» (не более 2-х вариантов ответа, в %)

Варианты ответа Процент

Затрудняюсь ответить 1,3

Знакомства, семейные и дружеские связи 72,6

Обращение в отдел по трудоустройству 7,0

Обращение к помощи преподавателей 2,5

Самостоятельный поиск работы 16,6

Итого 100,0

Отметим, что 76,1 % респондентов выбирали будущую профессию самостоятельно. Для почти четверти респондентов в выборе профессии оказали влияние семейные традиции (10,3 %) и непосредственный выбор родителей (12,3 %). Это говорит о том, что в большинстве случаев молодые люди руководствуются собственным мнением.

Было определено, по каким параметрам молодежь выбирала профессию. Так, пятая часть респондентов делала выбор исходя из способностей к данному виду деятельности (20,1 %), почти такая же доля респондентов руководствовалась гарантиями поступления в вуз (21,9 %). Наименее популярными параметрами оказались престижность (5,5 %) и «выбор принят родителями» (5,3 %).

Выводы

Подводя итог всему вышеизложенному, стоит отметить, что результаты, полученные в ходе проведенного социологического исследования, подтверждают мысль о дуализме ценностей молодежи в сфере труда.

Как показывает практика, в настоящее время государство разрабатывает различные проекты и программы, нацеленные на формирование трудовых ценностей молодежи. Однако, по результатам проведенного опроса выяснилось, что, например, 67 % респондентов не знакомы с национальным проектом «Демография», а 77 % не знают о федеральном проекте «Содействие занятости», 62 % опрошенных человек не знакомы со специальным мероприятием, таким как «Ярмарка вакансий» и так далее. При этом лишь единицы знакомы с вышеперечисленными проектами, программами и конкурсами. Основными каналами получения информации стали СМИ, сеть Интернет и учебные заведения.

Органы государственной власти лишь частично уделяют внимание проблеме трудоустройства молодежи, а по мнению 33,6 % опрошенных их внимание на данной проблематике минимально. Кроме этого, также необ-

ходимо отметить: в настоящее время наблюдается низкий уровень информирования молодых людей о действующих национальных и федеральных проектах, а также конкурсах и мероприятий, проводимых для молодежи с целью развития профессиональных навыков и дальнейшего успешного трудоустройства.

Для формирования более устойчивой мотивации среди студентов, можно обозначить следующие рекомендации:

1) изменение сложившейся парадигмы - когда «статическая» в большинстве своем сфера образования готовит кадры для «динамичного» рынка труда. По нашему мнению, этому будет способствовать программа Приоритет - 2030, а также воплощение в реальность нового Атласа новых профессий «Сколково»;

2) мотивационным и дизмотивационным установкам молодежи следует уделять должное внимание. Целесообразно проводить входное, промежуточное и выходное тестирование обучающихся. Это касается и среднего профессионального и высшего образования. Важно включение в образовательные программы тренингов «Управление карьерой» с привлечением успешных специалистов в соответствующей сфере деятельности;

3) сами респонденты предлагают следующие меры: организация встреч молодежи с представителями компаний, участие в профессиональных мастер-классах, организация сотрудничества отделов профориентации и отделов трудоустройства среднего профессионального, высшего образования с выпускниками школы, информирование школьников и студентов о проводимых мероприятиях центра занятости, проведение экскурсий в офисы компаний и организация бесед с работниками отделов компании;

4) по нашему мнению, повышению ценности труда и мотивации трудовой деятельности будут способствовать: развитие социального контракта, создание программы по бесплатному переобучению отдельных категорий молодых граждан, организацию сотрудничества между службой занятости и учебными заведениями, расширение возможностей молодежи на портале «Работа в России», развитие проекта «Субсидированный найм», обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей, формирование предпринимательской компетенции студентов учебных заведений.

Список литературы

1. Алексеенок А.А. Основные направления совершенствования молодежной политики: социологический анализ результатов Всероссийского исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 5. С. 30-40.

2. Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Трудовые ценности и трудовая активность современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 32-35.

3. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Хованская О.Н. Трудоустройство молодежи: проблемы, место в системе социальных ценностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 1. С. 185-201.

4. Кошарная Г.Б., Корж Н.В. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в сфере труда // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 2(14). С. 64-73.

5. Куликов С.П., Коршунов А.В. Исследование специфики формирования трудовых ценностных ориентиров и трудовой активности современной российской молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 6. С. 101-104.

6. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 57-63.

7. Социологический портрет молодежи региона : Информационный бюллетень социологической лаборатории / П.А. Меркулов, А.А. Алексе-енок, О.В. Леонова, И.В. Михалев. Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. 160 с.

8. Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодежи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 25-29.

9. Чистякова Л.А. Трудовые ценности молодежи с опытом первичного трудоустройства промоутером // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 4(184). С. 43-47.

10.World Youth Report. New York. 2018. 252 p.

Исаев Алексей Владимирович, канд. полит. наук, доц., IsaevLesha@yandex.ru, Россия, Орел, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС,

Алексеенок Екатерина Александровна, ст. преподаватель, alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орел, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

VALUE PREFERENCES AND EXPECTATIONS IN THE SPHERE OF WORK OF MODERN

YOUTH (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

A.V. Isaev, E.A. Alekseyonok

Based on the data of a sociological study and a focus group, the authors examine the value preferences and expectations in the field of work of modern youth.

It has been determined that traditionally new generations of young people are charac-

terized by duality in their views. Work for them is a sphere of creativity and self-realization, a way of life, a vital necessity, making money, but also partly wasted time. Young people are oriented both towards material values (material well-being, work, availability of housing, car) and non-material values (love, family, friends, health, education). The choice of a job is motivated by high wages, the prestige of work, interest in work, the possibility of career growth and advanced training in employment. The authors identify a number ofproposals for increasing the value of labor and motivating labor activity.

Keywords: values, motivation, youth, students, employment.

Isaev Alexey Vladimirovich, candidate of political sciences. associate professor, IsaevLesha@yandex.ru, Russia, Orel, Central Russian Institute of Management - RANEPA branch,

Alekseyonok Ekaterina Alexandrovna, senior lecturer, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Central Russian Institute of Management - RANEPA branch

УДК 316.356.2, 316.346.32-053.6 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-1-189-196

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ О СЕМЬЕ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Л.С. Панкратова

Выявляются тренды в общественном мнении современной российской молодежи о семье как институциональной поддержке. В качестве методологической базы исследования используются институциональный подход к семье, положения социологической концепции семьи С.И. Голода, теория иерархии потребностей А. Маслоу. Эмпирическую базу работы составил анализ данных опросов общественного мнения, проведенных Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), а также реализованного автором пилотажного исследования молодежи Санкт-Петербурга с помощью метода фокус-групп. Выделены социокультурные основания и факторы актуализации для молодежи духовно-эмоциональной функции института семьи для удовлетворения индивидуальных потребностей и обеспечения благополучия семьи.

Ключевые слова: общественное мнение, молодежь, семья, институциональная поддержка, Россия, семейная культура.

Введение

Актуальность исследования связана с тем, что одной из ключевых целей современной государственной политики Российской Федерации является защита и поддержка социального института семьи. Согласно Указу Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.