Научная статья на тему 'Социологический анализ социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика'

Социологический анализ социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / СЕЛЬСКИЙ ТРУЖЕНИК / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / LABOUR / RURAL WORKER / HUMAN RESOURCE / WORK PITHINESS / AGRICULTURE / AGRARIAN SECTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Духина Татьяна Николаевна

В статье идет речь о характере труда работников аграр- ного сектора экономики. Показано, что он характеризуется профессиональной востребованностью, мотивацией трудо- вой деятельности и ценностными ориентациями работни- ков села. Содержательность труда сельскохозяйственных тружеников определяется такими параметрами, как су бъект труда, объект труда, средства труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Духина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика»

в

естник АПК

Ставрополья Экономика

№ 3(3), 2011

87

УДК 316

Духина Т. Н.

Dukhina T. N.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СЕЛЬСКОГО ТРУЖЕНИКА

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SOCIAL AND CULTURAL PART OF LABOUR IN RURAL AREAS

В статье идет речь о характере труда работников аграрного сектора экономики. Показано, что он характеризуется профессиональной востребованностью, мотивацией трудовой деятельности и ценностными ориентациями работников села. Содержательность труда сельскохозяйственных тружеников определяется такими параметрами, как субъект труда, объект труда, средства труда.

Ключевые слова: труд, сельский труженик, человеческий ресурс, содержательность труда, сельское хозяйство, аграрный сектор.

The article considers the character of labour in agriculture. It is shown that the labour is characterized by the professional demand, motivation of labour activity and valuable orientations of rural workers. Work pithiness of agricultural workers is defined by such parameters as the subject of labour, object of labour, and means of labour.

Key terms: labour, rural worker, human resource, work pithiness, agriculture, agriculture, agrarian sector

Духина Татьяна Николаевна -

доктор социологических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-928-632-43-90 E-mail: bibl7@mail.ru

Dukhina Tatyana Nikolaevna -

doctor in sociology sciences, docent Stavropol State Agrarian University Теl. 8-928-632-43-90 E-mail: bibl7@mail.ru

Совершенствование профессионального труда работников аграрного сектора экономики и его подготовка к профессиональной деятельности относятся к числу наиболее актуальных проблем современности. По существу, это проблема жизненной практики любого современного государства, она требует к себе постоянного внимания и теоретического осмысления. Профессиональный труд был и остается поныне постоянно востребованным трудом, потребность в нем всегда ощущается в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере сельского хозяйства. В условиях современного производства эта потребность усиливается.

Характер труда сельского труженика определяет характер профессиональной востребованности, удовлетворение которой зависит от состояния человеческого ресурса, а также от мотивации трудовой деятельности и ценностных ориентаций работников села. Но сама мотивация трудовой деятельности сельского труженика зависит как от условий социальноэкономической жизни, так и от содержательности труда. Содержательность же профессионального труда детерминирует мотивацию к выбору профессии. На выбор профессии также оказывают немаловажное влияние ценностные ориентации индивидов. Фактически, содержательность профессионального труда выступает

одной из социокультурных составляющих содержания труда тружеников села.

С развитием производительных сил сообщества содержание труда изменяется, но сущность его сохраняется, поскольку сущность любого явления определяется атрибутивными свойствами, без которых оно не может существовать.

Сущность и содержание профессионального труда отличается от непрофессионального труда, как и труд физический от труда умственного. Однако что касается определения сущности профессионального труда и его содержательности, то по отношению к ним могут быть различные подходы. Мы будем исходить из той общей характеристики труда, которую дал К. Маркс в «Капитале», где он отмечал, что «труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует обмен веществ между собой и природой [6, с. 118]. При этом К. Маркс добавлял: «Простые моменты процесса труда следующие: целесообразная деятельность или самый труд и средства труда» [6, с. 118]. В «Капитале» К. Маркс дал характеристику труда применительно к материальному производству, где процесс труда связан с обменом веществом и энергией между человеком и природными объектами. Сущность этого обмена в том, что человек с помощью средств труда отделяет от природных объектов определенную часть вещества,

Жквар™нй^...-. К естеик АПК

И И Ставрополья

научно-практическии журнал

физического поля, энергии, изменяя геометрические, физические, химические и другие природные свойства их. При этом человек отдает во вне, в объекты и средства труда свою энергию, происходят затраты человеческого организма. К. Маркс по этому поводу замечал, что как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, с физиологической стороны это во всяком случае функции человеческого организма, и каждая такая функция, по существу, есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.

Духовный труд не связан непосредственно с воздействием человека на объекты природы. Духовный труд представляет собой процесс, совершающийся между сознанием индивидуального человека и общественным сознанием, в котором человек своим активным мышлением опосредует, регулирует обмен информацией между собой и общественной памятью. Но и в этом случае, с физиологической стороны это функции человеческого организма, трата его мозга, нервов, органов чувств, напряжения и т. д.

В целом необходимо заметить, что человеческий труд представляет собой процесс целенаправленного воздействия человека с помощью определенных средств на объекты труда, для получения конечного полезного результата. Труд, как процесс воздействия человека на объекты труда, обладает определенными сущностными свойствами, которые обусловлены действиями человека. К ним мы можем отнести следующие. Во-первых, это целенаправленность. Отдавая свою энергию, свои физические силы в процессе воздействия на объекты труда, человек ставит своей целью получить необходимый результат, определенный продукт (материальный или духовный), удовлетворяющий те или иные его потребности и интересы. Во-вторых, это всегда активный процесс; процесс активного воздействия человека на объекты труда. В-третьих, это процесс взаимного воздействия, взаимного изменения и преобразования. В-четвертых, это неэквивалентный взаимный обмен [1]. Поэтому можно определенно сказать, что сущность труда выражается через такие его сущностные свойства, как целенаправленность, активность, взаимное преобразование, неэквивалентность обмена. Эти сущностные свойства сохраняются независимо от структурных изменений общества в процессе его исторического развития. Чего нельзя сказать о содержательности труда.

Эволюция научной мысли и производственных практик, касающихся организации, условий, содержания и содержательности труда в Х1Х-ХХ вв. проделала путь от рационализации трудовых операций и акцента на содержании труда, до внимания, а затем уже углубленного исследования не только материальных и организационно-технологических факторов повышения производительности труда и удовлетворенности трудом у наемных работников, но и качественной характеристики труда, в частности содержательности труда труженика села.

Организационно-технологический подход представили инновационные разработки

Ф. Тейлора, Ф. Гильберта, Г Эмерсона, А. Файо-ля. Однако уже в 20-30-е гг. XX века в США стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно иной ситуации в организации труда. В условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость в поиске новых форм управления, более чутких к «человеческому фактору».

Содержательность труда сельскохозяйственных тружеников определяется многими параметрами. Основными компонентами, обусловливающими процесс труда, являются субъект труда, объект труда, средства труда. Содержательность труда определяется характером объекта труда, средствами труда, выполняемыми функциями, способом организации труда. Непосредственное воздействие на содержание труда оказывает связь субъекта труда и средств труда. Эта связь выражается в характере распределения производственных функций.

Весь процесс сельскохозяйственного труда включает в себя такие основные функции:

- логические - постановка цели, формирование идеальной модели конечного результата, запоминание, отбор, подсчет, переработка информации, принятие решений;

- контрольно-управляющие - планирование и прогнозирование, выработка решения, направленного на достижения цели, организация деятельности для выполнения решения, контроль за этой деятельностью;

- технологические, или операциональные, - изменение формы, состава, структуры предмета труда;

- энергетические - функции двигателя -как источник энергии и движущей силы;

- транспортные;

- творческие, связанные с рационализацией, изобретениями, научно-техническими открытиями [5].

Содержательность физического труда определяется преимущественно физическими функциями; умственного труда - интеллектуальными функциями. Таким образом, учитывая современную организацию труда в аграрном секторе и продолжающийся процесс его модернизации, можно говорить о том, что для труженика села труд физический, равно как и труд умственный, являются в равной степени актуальными.

Любой труд ценится по конечному результату. Результатом является определенная материальная или духовная продукция, удовлетворяющая потребности и интересы человека, общества. Качество продукции заключается в удобстве, надежности, в эстетической, этической, экологической чистоте и др., вызывающих удовольствие при потреблении и эксплуатации. Способы получения результата могут быть разнообразными. Эффективность этих способов зависит от объективных и субъективных моментов и факторов. К объективным факторам относятся: наличие определенных средств труда, их качественное состояние, наличие определенных предметов труда. Субъективные факторы: нали-

Вестник АПК

Ставрополья _________ ~ -----№ 3(3), 2011 =

чие, с определенной степенью готовности, субъекта, способного к труду, обладающего набором определенных физических и интеллектуальных свойств, необходимых для данного вида труда. К числу таких свойств относятся знания, навыки, умения. Каждый вид труда требует работника с определенными знаниями, навыками, умениями. Степень сложности труда определяется тем, каковы объем и качество необходимых знаний, навыки, умения, функции он предполагает.

На основе регулярного, постоянно действующего труда складывается деятельность человека по производству определенной материальной или духовной продукции. Человек, получивший в процессе подготовки и обучения знания, навыки, умения, необходимые для данного вида деятельности, приобретает трудовую профессию.

Профессия предполагает овладение определенным видом труда, на основе которого осуществляется материальная или духовная деятельность человека. Профессиональный труд всегда творческий, требующий активности, эффективности, совершенствования. Человек, соответствующий этим требованиям, является специалистом, профессионалом.

Деятельность, которая нуждается в специалистах с творческими, исследовательскими способностями, умеющих активно на практике реализовать эти способности, является профессиональной деятельностью.

Обращение к социокультурным особенностям содержательности труда сельского труженика предполагает целевой результат, удовлетворяющий его определенные потребности, желания, интересы. Однако выбор деятельности и поведение людей, хотя и осуществляется в силу их потребностей и интересов, оказывается различным и определяется многими объективными и субъективными факторами. Направленность поведения и действий, предпочтения того или иного выбора оказываются непосредственно связанными со сложившейся ценностной ориентацией личности и мотивами поведения.

Современные исследователи нередко используют понятие ценности и ценностных ориентаций, не останавливаясь на анализе и выявлении их смыслового содержания, полагая, по-видимому, что достаточно того интуитивного понимания, которое бытует в обыденном сознании. В обыденном же сознании, как правило, ценным называют все то, что полезно для человека и человечества. Для теоретических исследований такого понимания недостаточно, поскольку в социальной действительности не все полезные вещи становятся ценностями.

В научной литературе понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» уделяется большое внимание. Они, и связанные с ними проблемы, рассматриваются в социологии, философии, психологии, политологии. Однако, как справедливо отмечают многие авторы [3], понятие ценности не является еще однозначно определенным. Проблема генезиса и сущности «ценности» сложна и еще недостаточно разработана. Не случайно Д. А. Леонтьев отмечал, что проблемы, связанные с человечески-

ми ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом и вместе с тем парадоксально то, что в науках, имеющих дело с ценностной проблематикой, понятие ценности не занимает места, хотя бы приблизительно соответствующего его реальной значимости; дело здесь не просто в том, что отсутствует четкое представление о том, к чему относится слово ценность; оно используется разными авторами в совершенно разных, взаимоисключающих и несопоставимых смыслах [7].

По словам Драгомира Пантича, занимавшегося проблемой ценности, к концу двадцатого столетия в научной литературе было зарегистрировано свыше 400 разных определений понятия ценности, варьирующих в зависимости от научной мысли, от предпочитаемой тем или иным автором теории и акцента в операциона-лизации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях) [4, с. 86].

Ценностная ориентация личности может меняться в зависимости как от объективных, так и субъективных факторов. Что же касается самого понятия «ценностная ориентация», то его смысл вполне ясно представляется уже на уровне обыденного сознания. Однако теоретические исследования показывают, что «ценностные ориентации» как система устойчивых фиксируемых установок социального субъекта на усвоение и созидание определенных ценностей представляют сложное многоплановое явление. Их становление обусловлено всей совокупностью факторов социальной среды, во взаимодействии с которой осуществляется деятельность социального субъекта. В целом характер ценностных ориентаций определяется, с одной стороны, типом социального субъекта (личность, социальная группа, народность, нация, общество в целом), с другой - содержанием ценностей.

Изменения в характере современного производства, в том числе и в сфере сельского хозяйства, естественно приводят к изменению системы общественных ценностей, под влиянием которых, так или иначе, осуществляется ценностная ориентация личности. В условиях конкуренции, спрос и предложения на рынке труда во многом зависят от мотивов и ценностных ориентаций наемных работников и нанимателей.

Роль ценностей в структуре личности сельского труженика непосредственно связана со взаимодействием с внешней социальной средой, обусловливается связями личности и социума. От того, как они понимаются на основе ценностных представлений, зависит поведение труженика села в большинстве случаев обыденной жизни.

Таким образом, социокультурные составляющие содержательности труда сельского труженика обусловлены следующими основными посылами:

1. Сельский труженик должен рассматриваться как индивид, воплотивший в себе совокупность общественных отношений сельского социума.

Жквар™нй^...-. К естник АПК

О Ставрополья

научно-практическии журнал

2. Сельское хозяйство и деревню как детерминанту социализации необходимо рассматривать как одну из сфер эксполярной экономики, хотя и испытывающей влияние господствующей политической системы, но обладающей автономией, собственной логикой, динамикой и способностью манипулировать окружением, реагируя в то же время на широкий социальный спектр.

3. Структура и особенность личности сельского труженика, в конечном счете, определяет характер сельскохозяйственного труда и вытекающую из него специфику социокультурной составляющей содержательности его деятельности. Своеобразие сельскохозяйственного производства обусловливается двумя группами факторов. Первую из них составляют естественноприродные детерминанты. Вторая группа факторов - пространственная обусловленность, связь организационных основ с условиями места. Все искусство сельского труженика заключается в умении использовать частности.

4. Сельское хозяйство как базис формирования социокультурной составляющей содержательности труда представляется в виде сложной экономической и социобиологической системы, которая должна определять принципы организации аграрного сектора.

Список литературы

1. Андреева, С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости условиях перехода России к рыночным отношениям / С. В. Андреева. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 1997.

2. Бондаренко, Л. В. Сельская бедность как она есть / Л. В. Бондаренко, В. И. Труха-чев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004. - № 12. - С. 32.

3. Выборнова, В. В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. -2006. - № 4.

4. Головных, Г Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания / Г Я. Головных // Философские науки. -1989. - № 6. - С. 86.

5. Колесников, Н. Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики / Н. Е. Колесников . - СПб., 1993.

6. Маркс, К. Капитал. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - Т. 23. - С. 118.

7. Учебный процесс и ценностные ориентации студентов 2 курса дневного отделения Финансовой академии. // Социол. анализ. Информационно-аналит. бюллетень кафедры социологии. - М., 2000. - № 9.

8. Трухачев, В. И. Мониторинг социальнотрудовой сферы села на Ставрополье /

B. И. Трухачев, Н. В. Тарасенко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 4. -

C. 51-53.

Проведя короткий обзор научных подходов, рассматривающих особенности социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика, можно, не вдаваясь в сравнительный анализ, определить, что наиболее подходящей методологической основой для анализа данного феномена является социокультурный подход, учитывающий, в отличие от системного или структурнофункционального, особенности личности, традиций и обычаев, специфику социальных отношений и т. д.

Если пытаться проанализировать истоки зарождения социокультурного подхода в социологической науке, можно заметить, что он отражает и своеобразное неформальное различение в методологии философской и социологической дисциплин. Исходя из этого социокультурная оставляющая содержательности труда сельского труженика определяется спецификой аграрного сектора экономики, уровнем развития производительных сил на селе, качеством рыночных отношений и конкуренции, условиями труда, мотивацией и удовлетворенности трудом, а также набором терминальных и инструментальных ценностей, присущих личности сельского труженика.

List of references

1. Andreeva, S. V. HR potential and employment problems in the conditions of Russian transition into the market economy / S. V. Andreeva. - М. : In-ta sociology of the Russian Academy of Sciences, 1997.

2. Bondarenko, L. V. Poverty in rural territories as it is / L. V. Bondarenko, V. I. Trukhachev // Economy of agricultural and processing enterprises. - 2004. - № 12.- P. 32.

3. Vybornova, V. V. Actualization of problems of professional self-determination of young people / V. V. Vybornova, E. A. Dunaeva // Sociological research. - 2006. - № 4.

4. Golovnykh, G. Y. Valuable orientations and reconstruction of social consciousness / G. Y. Golovnykh // Philosophy. - 1989. -№ 6. - P. 86.

5. Kolesnikov, N. E. Social and labour relations: modern problems of theory and practice / N. E. Kolesnikov. - Saint-Petersburg, 1993.

6. Marks, К. Capital. V. 1 / К. Marks, F Engels // Works. - V. 23. - Р 118.

7. Educational process and valuable orientations of 2nd year students of Financial Academy // Sociological analysis. Information and analytical bulletin of the department of sociology. - М., 2000. - № 9.

8. Trukhachev, V. I. Monitoring of social and labour spehere in rural territories in the Stavropol region / V. I. Trukhachev,

S. I. Tarasenko // Economy of agricultural and processing enterprises. - 2006. - № 4.-P 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.