Научная статья на тему 'Концепция регулирования сельского рынка труда в регионе'

Концепция регулирования сельского рынка труда в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЗАНЯТОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буякова И. А.

В статье рассмотрены проблемы занятости сельского населения и его регулирование, разработана концепция регулирования сельского рынка труда региона, предложена модель трансформации сельской занятости и механизм регулирования занятости селян в личных подсобных хозяйствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция регулирования сельского рынка труда в регионе»

Экономика и управление

21

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

УДК 338.1

КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО РЫНКА

ТРУДА В РЕГИОНЕ

НА. Буякова

В статье рассмотрены проблемы занятости сельского населения и его регулирование, разработана концепция регулирования сельского рынка труда региона, предложена модель трансформации сельской занятости и механизм регулирования занятости селян в личных подсобных хозяйствах. Ключевые слова: сельский рынок труда, регулирование сельского рынка труда, трансформация сельской занятости, конщгщия регулирования сельского рынка труда.

Анализ состояния и регулирования сельского рынка труда Брянской области дает возможность сформулировать концепцию его регулирования на период до 2010 г.

В концептуальном плане важно, прежде всего, четко сформулировать реальные цели и приоритеты развития сельского рыка труда в системе многоукладной аграрной экономики. Требуется также оценить перспективные направления развития устойчивых моделей занятости на селе, обосновать общую стратегию решения актуальных задач долговременного действия, адаптированную к специфическим условиям аграрной политики на этапе выхода АПК из кризиса и начала экономического роста.

В сложных условиях проведения аграрных реформ в России необходима их целенаправленная ориентация непосредственно на сельского труженика с помощью адекватной государственной политики формирования и регулирования сельского рынка труда. К сожалению, в период перехода к рынку основные усилия ученых-экономистов были сосредоточены на разработке важнейших макроэкономических условий формирования и развития агропромышленного производства. При этом решение актуальных проблем эффективного использования трудовых ресурсов села, рациональной занятости отходили на второй план. Только в последние годы в связи с ростом сельской безработицы и расширением масштабов бедности интерес к вопросам разработки политики занятости, регулирования сельского рынка труда вновь стал проявляться.

Можно согласиться с мнением отдельных авторов о том, что «процесс подготовки к рыночным отношениям в аграрной сфере ставит вопрос и о том, какая модель рынка труда может использоваться в политике государства в отношении занятости сельского населения». Использование моделей рыночных отношений, которые сформировались в зарубежных странах, вряд ли возможно в полной мере, хотя их отдельные элементы и эффективные механизмы развития можно адаптировать к условиям России.

Разработка концепции регулирования сельского рынка труда неразрывно связана с теоретическими представлениями о путях дальнейшего развития села и трансформации его функций в перспективе. Данное направление нашло свое отражение в концепции «Устойчивого развития сельских территорий» Российской Федерации, разработанной во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики (ВИАПИ.

Концепция регулирования сельского рынка труда в Брянской области на перспективу должна представлять систему основных направлений и приоритетов региональной политики в сфере занятости сельского населения, направленных на создание конкурентного рынка труда, условий для снижения уровня общей безработицы, развитие эффективной занятости на селе.

Отдельные авторы называют его еще маргинальным, так как трудовые отношения здесь в правовом поле абсолютно не регламентированы. Тем не менее, с трансформацией ЛПХ потребительского типа в товарные и полутоварные хозяйства, занятость в этих подворьях по своему характеру и направленности все более и, следовательно, подлежит

в

уровня и структуры

сельского населения области, должно стать увеличение объемов производства сельскохозяйственных продуктов и объемов их переработки в коллективном секторе сельской экономики. Необходимо наращивать производство продуктов, которые смогут конкурировать как на внутреннем, так и внешнем рынках, восстанавливая продовольственную безопасность области. Однако этот процесс из-за недостаточной финансовой помощи, может быть, растянут во времени, хотя в области имеются успешно работающие предприятия, которые способны значительно увеличить производство продукции уже сейчас.

Важно отметить, что в связи с постепенным техническим перевооружением АПК и внедрением новых технологий в крупном производстве будет происходить

эффективных рабочих мест, что может привести к новому витку роста безработицы.

В настоящее время, приоритетным направлением повышения сельской занятости в Брянской области является развитие отрасли животноводства. Особого внимания заслуживает формирование вертикально интегрированных агропромышленных структур, объединяющих в себе единую технологическую цепь взаимосвязанных производств «производство - переработка - хранение - транспортировка - сбыт». Система рабочих мест и модели занятости, формирующиеся на базе таких интегрированных систем, кроме эффекта устойчивости (рост и стабилизация численности занятых) дают также мультипликационный эффект и эффект «притяжения» рабочих мест за счет других, прямо не связанных с АПК видов деятельности (сфера обслуживания, промышленное производство, строительство и др.).

Ситуация с занятостью на селе во многом зависит от выбранной модели сочетания крупного производства с развитием крестьянских подворий. В настоящее время ус-

две группы моделей, реализуемых на практике. Первая, самая при которой региональные власти взяли курс общественного производства, в результате чего произошел перелив рабочей силы в хозяйства населения. Вторая модель, наоборот, была

рабочей силы. При продолжающемся спаде производства это привело к

рабочей силы, скрытой безработице и неэффективной занятости. Последняя особенно характерна для Брянской, Белгородской, Кировской, Пензенской об-н Краснодарского края. Несмотря, на явно нерыночный тип трудовых отношений, здесь просматривается политика руководства регионов не допустить обвальную безработицу на селе.

Нуждается в дальнейшем регулировании и занятость в личных подсобных хозяйствах населения, которые для большинства сельских тружеников уже давно утратили свой подсобный характер в занятости и формировании семейных доходов и по сути превратились из вторичной занятости в основное доходное занятие. Правовая неопределенность этой формы занятости, отсутствие точного учета доходов, получаемых в индивидуально-семейных хозяйствах, создают широкие возможности службам занятости в регионах для весьма различных трактовок данного вида деятельности с целью искусственного ограничения масштабов регистрируемой безработицы и не на учет безработных при наличии у них земельного пая, приусадебного участка, либо доходов от сдачи земли и имущества в аренду.

Эшштшка^щдашшж

25

Эти концептуальные подходы могут быть положены в основу формирования соответствующих территориальных моделей занятости и регулирования регионального рынка труда на селе.

При проведении региональной политики в сфере сельской занятости должна быть разработана программа, содержащая мероприятия по созданию рабочих мест. В ней необходимо предусмотреть конкретные меры по созданию экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях сельской экономики. При этом рабочие места должны создаваться и восстанавливаться там:, где они могут дать наибольший экономический эффект. Создание "социальных" рабочих мест, не дающих экономического эффекта, в том числе на основе общественных работ, должно предусматриваться программами содействия занятости. То есть данная программа по созданию рабочих мест должна быть увязана с системой структурных отраслевых приоритетов. В ней должны быть определены конкретные меры по созданию новых рабочих мест, создаваемых в каждый год действия программы и источники финансирования. Возможно создание целевого регионального бюджетного фонда. Финансовые ресурсы должны выделяться предприятиям приоритетных отраслей под конкретные планы перевооружения, расширения, восстановления производства (бизнес-планы) с учетом прогнозов продаж товаров и услуг, производимых на соответствующих рабочих местах.

В принципе, соглашаясь с таким подходом к перспективам занятости сельского населения, нельзя не отметить, что они не затрагивают ряд других аспектов этой проблемы, игнорировать которые в глобальной рыночной экономике нельзя. При жесткой мировой рыночной конкуренции в АПК постоянно идет борьба за новые рынки сбыта, рабочие места и дополнительную прибыль. В этих условиях перспективные модели занятости должны обладать относительной устойчивостью и слабой чувствительностью к рыночной конъюнктуре. Они должны обеспечивать достойный доход, профессиональный рост, набор разнообразных рабочих мест, особенно привлекательных для молодежи.

Конечно, в реальных условиях Брянского села не все эти требования можно выполнить. Но скатываться к примитивным технологиям опасно, особенно с позиций перспективного развития сельских территорий. В этой связи вряд ли можно согласиться с оптимистичным утверждением отдельных авторов, что «саморегулирование рынка труда в значительной степени связано с развитием личных подсобных хозяйств, которые являются сферой занятости на селе, способной принять практически всех жителей села».

In this article the problems of rural population employment and its regulation are in the focus; the concept of regulation of rural market of labour in the region, is worked out; the model of transformation rural employment

and the mechanism of regulation of villagers' employment in private auxiliary farms, are suggested here. The key words: rural market of labour, regulation of rural market of labour, transformation of rural employment the concept of regulation of rural market of labour.

Об авторе

И.А, Буякова - ассистент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.