Научная статья на тему 'Социологический анализ гражданско-патриотического воспитания в Лысьвенском городском округе'

Социологический анализ гражданско-патриотического воспитания в Лысьвенском городском округе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ Г. ЛЫСЬВА / ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стегний В.Н., Шувалов В.В.

Рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания в городе среднего типа на примере г. Лысьва. Дается теоретическое и эмпирическое определение патриотического воспитания, интерпретация жителями понятия «патриотизм», характеризуются социальные институты, формирующие патриотические чувства у жителей. Обозначена роль общения, друзей, органов власти, влияющих на данный процесс; основные формы и средства патриотического воспитания; степень участия самих жителей в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стегний В.Н., Шувалов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ гражданско-патриотического воспитания в Лысьвенском городском округе»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.64(470.53)

В.Н. Стегний, В.В. Шувалов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛЫСЬВЕНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания в городе среднего типа на примере г. Лысьва. Дается теоретическое и эмпирическое определение патриотического воспитания, интерпретация жителями понятия «патриотизм», характеризуются социальные институты, формирующие патриотические чувства у жителей. Обозначена роль общения, друзей, органов власти, влияющих на данный процесс; основные формы и средства патриотического воспитания; степень участия самих жителей в нем.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание жителей г. Лысьва; патриотизм, социальный институт.

Проблема гражданско-патриотического состояния в российском обществе в последние 20 лет обрела кризисную остроту. Однако 2-3 года назад отношение к данному явлению начало меняться в лучшую сторону, как у руководителей разного уровня, так и у рядового жителя. Такие изменения особенно были заметны в период Сочинской олимпиады, возвращением в состав России Крымского полуострова и т.д. В массовом сознании снова появились такие категории, как Отечество, Родина, Отчизна, Россия и т.д. Люди стали снова открыто выражать патриотические чувства, что является результатом ценностного определения Отечества и восприятия прогрессивных традиций прошлого в сознании людей через призму их потребностей и интересов. Министерство обороны РФ для решения проблемы патриотического воспитания открыло в Московской области музей-заповедник «Патриот». Патриотическое сознание является «горизонтальным срезом» всех форм общественного сознания. Патриотическая деятельность личности пронизывает все сферы общественной жизни, общественной деятельности [2]. Главной особенностью

© Стегний В.Н., Шувалов В.В., 2014

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

Шувалов Виталий Валерьевич - глава муниципального образования «Лысьвенский городской округ», e-mail: admlysva@yandex.ru, admlysva@mail.ru.

этой деятельности и сознания является то, что они основаны на нравственных ценностях. Патриотическое поведение характеризуется ценностным характером отражения Отечества в сознании людей. В данном сознании отражаются не только понятия Родины, Отечества, государства, но и региона, города, района, поселения, коллектива, семьи, труда и т.д. Цель патриотического воспитания - формирование морально-политических, профессиональных, психологических, физических качеств, определяющих осознанное стремление личности к патриотической деятельности.

В основе патриотической деятельности должны лежать такие понятия, как справедливость, доверие, надежда, взаимоуважение, взаимопомощь и т.д.

Наш конкретно-социологический анализ гражданско-патриотического воспитания ограничен масштабами города среднего типа - города Лысьва1. Полученные данные имеют отношение только к городам такого типа. Теоретическое определение гражданско-патриотического воспитания при проведении конкретно-социологического исследования необходимо свести к операционной характеристике его содержания и структуры [1, с. 9].

Взяв за основу исследования эмпирические методы, фиксируем при анализе гражданско-патриотического воспитания жителей города Лысьва то, как они трактуют его содержание и направленность:

1) осведомленность жителей города о гражданско-патриотическом воспитании, характеризуемую информацией о нем;

2) избирательность жителей города в отношении информации о граж-данско-патриотическом воспитании, характеризуемую конкретным содержанием и направленностью;

3) степень активного отношения жителей города к гражданско-патриотическому воспитанию, характеризуемого их духовной, общественно-политической, трудовой деятельностью;

4) степень влияния гражданско-патриотического воспитания жителей города на их поведение, ценности, мировоззрение.

Исходя из цели данного исследования жителям города был задан вопрос о том, как смысл они вкладывают в понятие «патриотизм» (табл. 1).

В определении понятия «патриотизм» жители города выделили не одну компетенцию, а целую систему. Среди выделенных свойств данного понятия все возрастные группы опрошенных поставили на 1-е место - любовь к родному городу, дому, стране (30 до 60 %); 2-е место - как национальное самосознание (от 25 до 70 %); 3-е место - бескорыстная любовь и служение Родине (от 5 до 34 %); 4-е место - стремление трудиться для процветания Родины

1 Социологическое исследование в г. Лысьве проводилось в 2013 г., в ходе которого было опрошено 960 жителей. Анализ выборки дан в статье Е.П. Анисимовой, В.Д. Костылева «Социальный состав города среднего типа. Информированность жителей (на примере г. Лысьва)» в настоящем Вестнике.

(от 9 до 26 %); 5-е место - интернационализм (от 8 до 16 %). Среди опрошенных более 90 % правильно определили понятие «патриотизм». В зависимости от возраста лучше это сделали учащиеся и люди среднего возраста. Среди опрошенных жителей города менее 1/10 считают, что патриотизм сегодня не актуален. Причем удельный вес данной группы одинаков у всех возрастных групп (см. табл. 1).

Таблица 1

Интерпретация жителями г. Лысьва понятия «патриотизм» (% ответивших по каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Национальное самосознание 69,7 25,2 46,2 31,6

Интернационализм 16,2 9,7 13,8 8,5

Бескорыстная любовь и служение Родине 34,0 5,4 15,0 8,5

Любовь к родному городу, дому, стране 58,3 28,3 48,7 35,7

Стремление трудиться для процветания Родины 26,5 9,3 17,6 12,0

Патриотизм сегодня не актуален 6,6 2,3 7,3 8,0

Примечание. Поскольку каждый указал несколько ответов, то сумма в каждой группе больше 100 %.

В ходе опроса был задан вопрос респондентам, считают ли они себя патриотами (табл. 2).

Таблица 2

Ответы на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» (% ответивших по каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Да 39,5 31,4 56,4 53,7

Нет 7,7 17,0 5,4 6,5

Частично 46,5 48,5 35,2 32,1

Не знаю 6,0 3,1 3,0 7,7

По всем опрошенным группам считают себя патриотами от 80 до 90 %. Это показатель достаточно высокий. Причем люди старшего поколения в большей степени считают себя патриотами, чем жители молодого возраста. Молодежь в силу возраста считает себя частично патриотами, а жители среднего и старшего возраста в большей степени считают себя реальными патриотами (см. табл. 2).

Группа не считающих себя патриотами меньше 1/10 среди опрошенных, но это достаточно многочисленная группа, которая может играть негативную роль не только в жизни г. Лысьва, но и на макроуровне. К этой же группе в определенной степени следует отнести группу жителей, которые не знают, являются ли они патриотами или нет.

Фиксируя у основной группы опрошенных наличие патриотических чувств, интересно узнать, кто же их у них формирует (табл. 3).

Таблица 3

Социальные институты, формирующие патриотические чувства у жителей г. Лысьва (% ответивших по каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Школа 34,5 18,9 18,7 20,1

Родители 37,8 55,5 65,6 58,3

Друзья, окружающие люди 9,8 18,9 10,0 16,6

Средства массовой информации 13,5 4,0 4,0 3,0

Органы власти 4,4 2,7 1,7 2,0

Среди социальных институтов, которые влияют на формирование патриотических чувств, опрошенные жители города с большим отрывом во всех возрастных группах в первую очередь назвали родителей. Патриотическое воспитание, безусловно, начинается в семье. Происходит оно ни методом принуждения и убеждения, а методом воспроизводства культуры [2]. У патриотов-родителей вырастают патриоты-дети.

Второй по значимости социальный институт, который формирует патриотические чувства, по мнению опрошенных, школа. Роль ее велика, особенно для учащихся (см. табл. 3). Вместе с тем учащиеся, по сравнению с другими возрастными группами, почти в два раза ниже оценили роль родителей. Это показатель ослабления роли семьи в современном обществе и ее влияния на детей.

Среди опрошенных очень слабо влияние такого института, как СМИ (см. табл. 3).

Роль органов власти в формировании патриотических чувств отметили лишь 2-4 % опрошенных. Это говорит о том, что нельзя ослаблять внимание к процессу патриотического воспитания, иначе он пойдет в противоположную сторону.

Среди опрошенных от 1/10 до 1/5 отметили роль такого института, как друзья и окружающие люди. Интересно, кто же эти люди?

Основная группа, внутри которой идет общение жителей города, - это друзья по учебе в школе, училище, техникуме, вузе, друзья детства (табл. 4). Учащиеся, рабочая молодежь до 30 лет, люди среднего возраста этот круг

общения указали от 95 до 57 % в зависимости от возраста. У пенсионеров на этот круг общения указали только 20 %. С увеличением возраста круг общения в данной группе сокращается. У молодежи он доминирует полностью (см. табл. 4). У пенсионеров, если круг общения в данной группе сужается, то основной группой, внутри которой идет у них общение, - это соседи по месту жительства. Причем, если у учащихся и рабочей молодежи до 30 лет общение в данной группе практически не фиксируется, то с увеличением возраста у жителей города роль общения в данном кругу возрастает, а у пенсионеров становится доминирующей (см. табл. 4).

Таблица 4

Круг друзей и приятелей жителей г. Лысьва (% ответивших по каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Коллеги по работе - 32,4 27,1 10,7

Друзья по учебе в школе, училище, техникуме, вузе, друзья детства 95,0 65,6 57,0 20,2

Соседи по месту жительства 1,0 1,0 10,3 65,6

Знакомые по совместному отдыху, командировкам, поездкам 4,0 4,0 5,6 3,5

Общение у жителей города с знакомыми по совместному отдыху, командировкам, поездкам фиксируется в группах от 4 до 6 % (см. табл. 4). Такая форма общения ввиду изменений социальной среды стала минимальной.

Общение с коллегами по работе фиксируется у 1/3 среди тех, кто работает. То, что общение с коллегами по работе сократилось у пенсионеров почти в 3 раза, ничего удивительного нет, так как они ушли из группы работающих и их статус и общение изменились (см. табл. 4).

Чем мотивировано общение в группах, говорят данные табл. 5.

Таблица 5

Мотивы общения (% ответивших по каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Интересы совместной работы, учебы 2,0 2,0 3,4 2,0

Совместный досуг, общие увлечения 92,0 73,0 68,5 67,3

Личные симпатии 5,0 21,0 26,4 3,7

Другие моменты 1,0 4,0 1,7 4,0

Среди мотивов общения жителей города Лысьва очень слабо фиксируется такой, как интересы совместной работы, учебы. Мотив личных симпатий у молодежи и пенсионеров фиксируется очень слабо, зато у людей среднего возраста и рабочей молодежи до 30 лет он фиксируется у каждого 4-5-го жителя. Доминирующий мотив общения жителей - совместный досуг, общие увлечения, он фиксируется от 70 до 90 % у всех опрошенных групп (см. табл. 5).

Анализируя роль социальных институтов в гражданско-патриотическом воспитании личности, фиксируем их конкретную работу и разную роль в этом направлении, но стратегию данного направления воспитания должно определять государство, на основе государственной идеологии. В этой связи рассмотрим, как жители г. Лысьва оценили его деятельность в этом направлении (табл. 6).

Таблица 6

Оценка роли государства в формировании гражданского и патриотического воспитания (% ответивших по каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Государство занимается гражданским и патриотическим воспитанием 41,0 27,0 31,0 21,0

Государство должно заниматься гражданским и патриотическим воспитанием 51,0 56,0 67,0 69,0

Государство этим не занимается 8,0 17,0 2,0 11,0

То, что государство должно заниматься гражданско-патриотическим воспитанием, указали от 50 до 70 % среди опрошенных. То, что оно занимается им в настоящее время, отметили от 21 до 41 % среди опрошенных. Среди них более 90 % считают эти направления деятельности приоритетом государства, такая постановка вопроса абсолютно верная и другого здесь быть не может (см. табл. 6).

Отмечая приоритетную роль государства в данной сфере жизнедеятельности, важно знать, в каких формах и средствах, по мнению респондентов оно должно выстраивать свою деятельность (табл. 7).

Среди исследуемых нами возрастных групп все указали на то, что эффективным патриотическое воспитание будет тогда, когда государство использует систему форм и средств в данной деятельности. Налицо у всех возрастных групп системный подход к решению данной проблемы.

Среди возрастных групп наиболее активны в решении данного вопроса учащиеся. Из них от 30 до 50 % считают наиболее эффективными следующие формы и средства: улучшение условий жизни населения; приобщение детей к

спорту; воспитание чувства патриотизма с детского сада; регулирование работы СМИ в вопросах патриотического воспитания; организация досуга молодежи; создание патриотических фильмов, художественных произведений; повышение статуса армии в обществе; поднятие престижа страны на международной арене; создание патриотических кружков, клубов. Другие формы и средства от 20 до 30 % учащейся молодежи также считают достаточно эффективными.

Таблица 7

Основные формы и средства гражданско-патриотического воспитания (% ответивших в каждой группе)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

Воспитание чувства патриотизма с детского сада 42,0 16,3 29,3 32,6

Освещение тем патриотической направленности в СМИ 16,2 9,3 19,8 14,6

Введение ограничений для СМИ при печатании материалов молодежных передач 52,7 10,4 20,2 22,6

Создание патриотических кружков, клубов, организаций 29,5 10,5 31,0 18,6

Проведение военно-патриотических игр 25,8 9,7 18,5 14,0

Создание патриотических фильмов, художественной литературы на патриотические темы 35,8 12,0 28,4 20,6

Повышение авторитета армии в обществе 30,6 18,2 40,0 28,6

Улучшение условий жизни населения 56,4 31,8 50,8 37,1

Поднятие престижа страны на между -народной арене 36,5 20,1 29,7 24,6

Организация досуга молодежи 33,6 16,1 29,7 19,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личный пример, пример героев войны, труда 27,0 11,6 24,1 27,1

Развитие молодежных организаций 27,7 12,8 16,0 24,1

Приобщение детей к спорту 45,4 27,7 20,7 27,6

Финансирование мероприятий патриотической направленности 20,0 13,1 15,0 18,0

Создание новых, поддержка существующих патриотических музеев 25,4 9,3 16,8 15,0

Примечание. Поскольку каждый указал несколько форм и средств, то сумма больше 100 %.

Люди среднего возраста, хотя и уступают учащейся молодежи по активности выделения форм и средств патриотического воспитания, но также считают все указанные формы и средства объективно необходимыми, выполняющими свои функции. Наиболее эффективными среди них около 1/3 отме-

тили такие: улучшение условий жизни населения; повышение авторитета армии в обществе; поднятие престижа страны на международной арене; организация досуга молодежи; воспитание чувства патриотизма с детского сада; создание патриотических клубов, кружков, организаций; личный пример окружающих людей и т.д. Другие формы и средства выделили около 1/5 среди опрошенных и также считают их эффективными среди определенных групп.

Пенсионеры практически не уступают людям среднего возраста по активности выделения форм и средств патриотического воспитания. Среди них от 1/3 до 1/4 считают наиболее эффективными следующие формы и средства: воспитание чувства патриотизма с детского сада; улучшение условий жизни людей; повышение роли авторитета армии в обществе; поднятие престижа страны на международной арене; создание патриотических фильмов, художественных произведений; личный пример окружающих людей. Другие формы и средства считают эффективными среди определенных групп жителей города от 1/5 до 1/10 (см. табл. 7).

Группа рабочей молодежи до 30 лет среди опрошенных по этому вопросу разительно отличается в худшую сторону от трех других групп. Хотя она также считает основные формы и средства патриотического воспитания эффективными, но степень интенсивности отмеченных ими форм и средств по сравнению с учащимися в 4 раза слабее, а по сравнению с людьми среднего возраста и пенсионерами они в 2-3 раза менее активны (см. табл. 7).

Один из основных показателей, характеризующих отношение жителей города к патриотическому воспитанию, - это степень участия в данных мероприятиях, %:

участвовали не участвовали

учащиеся........................................................................66,0 34,0

рабочая молодежь до 30 лет........................33,0 67,0

люди среднего возраста....................................44,0 56,0

пенсионеры..................................................................59,0 41,0

Наиболее активные участники данных мероприятий - учащиеся. Хотя среди них 2/3 являются участниками данных мероприятий, но 1/3 - нет. Должны среди них участвовать 100 %. Достаточно высокий процент участия пенсионеров в данных мероприятиях (60 %). Менее 1/2 в этих мероприятиях принимают участие люди среднего возраста и только 1/3 среди рабочей молодежи до 30 лет.

В каких мероприятиях патриотической направленности участвуют жители города разного возраста, представлено в табл. 8.

Среди опрошенных наиболее популярными оказались следующие мероприятия:

1-е место - посещение выставок патриотической направленности (3758 %);

2-е место - чтение книг патриотической направленности (13-24 %);

3-е место - участие в военно-спортивных играх (3-20 %);

4-е место - участие в работе патриотических клубов (7-16 %).

Таблица 8

Мероприятия патриотической направленности, посещаемые жителями г. Лысьва (% ответивших по каждой категории)

Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры

В мероприятиях патриотических клубов 7,5 9,0 16,0 9,6

Посещаю выставки патриотической направленности 58,3 51,6 37,1 56,8

Принимаю участие в военно-спортивных играх 15,6 10,3 19,6 3,4

Читаю книги патриотической направленности 14,5 23,0 13,5 24,6

Участвую в научно-исследовательских работах по патриотическому воспитанию 1,7 1,0 6,1 1,3

Оказываю помощь в организации экспозиций музеев 2,6 5,1 7,7 4,3

Что касается других мероприятий, связанных с деятельностью музеев, краеведческой работой патриотического плана, то здесь степень участия - от 1 до 7 %.

Анализ патриотического воспитания в г. Лысьва показывает, что здесь есть определенная система организации данной работы, которая адресована разным возрастным группам жителей. Восприятие системы патриотического воспитания носит дифференцированный характер не только в зависимости от возраста, но и от форм, средств, направлений, методов, организации ее, что наглядно видно по полученным данным. Анализ позволил найти сильные стороны и увидеть наиболее уязвимые места по каждому анализируемому нами вопросу.

С точки зрения перспектив решения данного вопроса в масштабах Лысь-венского округа хотелось бы обратить особое внимание на ряд моментов. Желательно, чтобы в городском бюджете появилась статья финансирования данного направления. Патриотическим воспитанием должны заниматься: учебные заведения (школы, училища, техникумы, филиалы вузов), военкомат, УВД, спортивные общества, музеи, библиотеки, дворцы культуры, городские СМИ. Руководить такой деятельностью должна городская администрация и Дума.

Поскольку гражданско-патриотическое воспитание ведется не только в рабочее, а прежде всего в свободное время, то в данные мероприятия должны быть включены жители города. Ответы на вопрос о занятиях в свободное время представлены в табл. 9.

Таблица 9

Свободное время жителей города Лысьва (% ответивших по каждой группе)

Рабочая Люди

Вариант ответа Учащиеся молодежь до 30 лет среднего возраста Пенсионеры

Учеба не по специальности 2,2 2,3 2,1 1,0

Просмотр телепередач и фильмов 3,3 1,5 4,3 22,1

Чтение книг, газет, журналов 1,5 6,2 16,0 61,3

Воспитание детей - 2,0 17,0 1,0

Занятие спортом 9,2 7,0 5,6 1,0

Учеба по специальности - 1,1 1,7 -

Компьютерные игры, Интернет 38,0 29,5 9,5 -

Общение с друзьями, знакомыми, родственниками 45,8 50,4 43,8 13,6

Основными занятиями в свободное время у учащейся молодежи является общение с друзьями, знакомыми, родственниками и компьютерные игры. Остальные формы свободного времени развиты минимально. Особенно следует отметить, что учащиеся мало занимаются спортом. В советское время г. Лысьва славился своими спортивными достижениями, особенно по зимним видам спорта. Сейчас о нем неслышно стало даже в масштабах края.

У рабочей молодежи до 30 лет доминируют те же формы занятий в свободное время, что и у школьников (см. табл. 9).

У людей среднего возраста так же, как и у молодежи, преобладает общение, но у них кроме компьютерных игр есть занятие, связанное с воспитанием детей, чтением газет, журналов, книг. Другие формы свободного времени не развиты (см. табл. 9).

Пенсионеры по содержанию свободного времени сильно отличаются от всех других групп. У них главное занятие в свободное время - чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, кинофильмов (см. табл. 9).

При анализе содержания свободного времени жителей города обращает на себя внимание очень малое число форм занятий. В этой связи городской администрацией должна быть разработана программа на 10-15 лет по организации и развитию досуга жителей. Если не будет это делать она, то данный вакуум займут формы девиантной деятельности.

Кроме того, в обществе есть потребность в молодежных организациях, которые бы занимались решением этой проблемы. В советское время этим занимались пионерская и комсомольская организации. Их ликвидировали, а ничем не заменили. Конечно, основным направлением деятельности городских органов власти в области патриотического воспитания, видимо, должно быть совершенствование имеющихся и зарекомендовавших себя форм и

средств, а также поиск новых, которые бы соответствовали не только сегодняшним, но и завтрашним потребностям жителей города.

Список литературы

1. Стегний В.Н. Информационное общество: отношение личности к информации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2013. - № 19 (46). -С. 7-22.

2. Веллер М. О скромности и качестве капитала. «Веселые» уроки // Аргументы и факты. Прикамье. - 2014. - № 20. - С. 5.

Получено 01.06.2014

V.N. Stegniy, V.V. Shuvalov

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF CIVIL-PATRIOTIC TRAINING IN LYSVA URBAN DISTRICT

The state of civil-patriotic training in a city of the average size such as Lysva has been considered. The paper gives theoretical and empirical definition of patriotic training, citizens' interpretation of the concept 'patriotism'. Social institutes forming patriotic feelings have been characterized. The role of communication, friends and bodies of power influencing this process has been shown. The authors have determined the main forms and means of such training, presented the degree of citizens' participation in this process.

Keywords: civil-patriotic training of Lysva citizens, patriotism, social institute.

Stegniy Vasiliy Nikolaevich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@mail.ru.

Shuvalov Vitaly Valeryevich - Head of Municipal Formation «Lisva City District», e-mail: ad-mlysva@yandex.ru, admlysva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.