УДК 316.66(470.53-25)
В.А. Кочнев, В.А. Комаренко
ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ТИП ПОСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЛЫСЬВА)
Рассматриваются нравственные ценности жителей города Лысьва, мотивы отношения к городу, оценки внешнего вида города и т.п. Анализ данных показателей сделан в зависимости от возрастных групп жителей города.
Ключевые слова: ориентации жителей города на тип поселения, отношение к понятию «Родина», своему городу, культурные традиции города, нравственные ориентации жителей.
Одним из основных показателей, характеризующих гражданско-патриотическое состояние населения, является их отношение к своей стране, региону, городу и т.д. Нас в данном случае интересует отношение жителей г. Лысьва к своему городу, стране. Связывают ли они свое социальное будущее с ними или нет, какие чувства они испытывают, ассоциируя себя с ними1. Знание данных ориентаций позволяет принимать правильные решения в управленческой деятельности [1, с. 64-65].
Жители города опрашивались по разработанной системе вопросов. Первый вопрос был: «Приходилось ли вам испытывать чувство гордости за нашу страну?» Как распределились ответы в зависимости от возраста жителей, показано в табл. 1.
Таблица 1
Приходилось ли вам испытывать чувство гордости за нашу страну? (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Да, приходилось 87,8 88,0 83,2 88,4
Нет, не приходилось 12,2 12,0 16,8 11,6
© Кочнев В.А., Комаренко В.А., 2014
Кочнев Виктор Анатольевич - канд. пед. наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, директор ЛФ ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: office@lf.pstu.ru.
Комаренко Виктор Анатольевич - председатель Думы муниципального образования «Лысьвенский городской округ», e-mail: dumalgp@bk.ru.
1 Социологическое исследование по данной проблеме проводилось в г. Лысьва в 2013 г. по договору № 7/ НИР, в ходе которого было опрошено 960 чел., характеристику выборки см. в статье Е.П. Анисимовой, В.Д. Костылева «Социальный состав города среднего типа. Информированность жителей (на примере г. Лысьва)» в настоящем Вестнике.
То, что более 3/4 жителей города среди всех возрастных групп испытывают чувство гордости за нашу страну, - достаточно высокий показатель характеристики состояния патриотического воспитания. Ничего удивительного нет в том, что только около 1/10 жителей не испытывали данного чувства, так как у всех такого чувства просто не может быть. Причем для всех возрастов масштаб такой группы одинаковый, начиная с учащихся и заканчивая пенсионерами.
Альтернативным чувству гордости является чувство стыда. В этой связи жителям города задавался вопрос: «А испытываете ли вы чувство стыда за нашу страну?» (табл. 2). То, что среди жителей города около 3/4 во всех возрастных группах отметили, что они испытывают чувство стыда за свою страну, - хороший показатель их самокритичности. И то, что среди них от 1/5 до 1/3 в возрастных группах такого чувства не испытывали, - показатель их критичного отношения к своей стране. Сравнивая ответы респондентов всех возрастных групп о чувстве гордости и чувстве стыда за свою страну, фиксируем, что чувство гордости они испытывали значительно чаще, чем чувство стыда.
Таблица 2
Испытываете ли вы чувство стыда за нашу страну? (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Да, приходилось 67,7 78,7 82,0 77,4
Нет, не приходилось 34,3 21,3 18,0 22,6
В этой связи жителям города задавался вопрос о том, какие ассоциации они испытывают, когда слышат слово «Родина» (табл. 3).
Таблица 3
Ассоциации жителей г. Лысьва со словом «Родина» (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Семья, Родина 24,0 25,2 21,0 11,3
Страна, город, регион, коллектив, район 49,7 42,2 47,4 53,5
Любовь, гордость 32,6 32,6 31,6 35,1
В первую очередь слово «Родина» у жителей города ассоциируется с такими понятиями, как страна, город, регион, район. Такое чувство у всех возрастных групп отметил каждый второй. Значительно слабее фиксируются
ассоциации с ценностями «гордость, любовь». Такие чувства зафиксированы у каждого 3-4 жителя.
Незначительно уступают этим ценностям такие понятия, как семья, Родина. Их отметили от 1/5 до 1/4 всех возрастных группах, кроме пенсионеров, среди которых только каждый десятый выделил эти ценности. В зависимости от возраста интерпретация понятия «Родина» имеет определенные особенности (см. табл. 3).
В ходе анализа отношения жителей города к своей Родине был задан вопрос о желании переехать в другую страну на постоянное место жительства (табл. 4).
Таблица 4
Хотели бы вы уехать из России в другую страну на постоянное место жительства? (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Да 30,0 26,0 13,0 8,0
Нет 37,0 50,0 59,5 70,8
Затрудняюсь ответить 33,0 24,0 27,5 21,2
То, что среди жителей города от 1/5 до 1/3 не смогли ответить на данный вопрос, удивительного ничего нет, это группа колеблющихся, которые всегда есть. Группа эта достаточно большая, что вызывает определенное беспокойство. Самая многочисленная группа среди жителей - те, кто не собирается уезжать из страны. Она составляет по возрастным группам от 37 до 70 %. Причем с возрастом эта группа увеличивается, что является показателем положительной деятельности для города. Группа, которая хотела бы переехать в другую страну, доминирует среди молодежи (от 30 до 26 %). Эти данные совпадают с подобными показателями по стране: молодежи свойственна высокая мобильность, стремление к смене типов поселения, но с возрастом это проходит, у людей среднего возраста такая группа в 2-3 раза меньше, а у пенсионеров - в 3-4 раза. Человек сам вправе выбирать место жительства, он может поменять не только тип поселения внутри страны, но и страну.
В этой связи интересно, много ли жителей хотят связать свое будущее с городом Лысьва. Планируют уехать: 67 % учащихся, 57 % рабочей молодежи до 30 лет, 16 % людей среднего возраста, 2,5 % пенсионеров. Среди учащейся молодежи доминирует группа, которая собирается уехать из города: после окончания школы основная масса собирается получить образование в высших и средних специальных заведениях, которые в Лысьве нет, но есть в других городах, куда они и собираются уехать. Более половины рабочей молодежи до 30 лет хотели бы сменить место проживания, это связано с трудоуст-
ройством. Они или вообще не могут найти работы в городе никакой или по профилю своей деятельности. Люди среднего возраста уже в основном устроили свою жизнь в Лысьве, поэтому уезжать не собираются, а пенсионерам некуда ехать. Среди них 98 % считают, что здесь жили их родители, здесь их малая родина, здесь они хотят жить. Среди людей среднего возраста такой точки зрения придерживаются 84 %, а вот среди рабочей молодежи только 43 %, а учащиеся - 33 %.
С чем город ассоциируется у лысьвенцев? Анализируя формы ассоциаций у жителей города в зависимости от возраста, фиксируем, что все они отождествляют его не с одной какой-либо формой, а с целой системой (табл. 5). Все указанные формы ассоциаций для жителей работают и работают почти в одинаковой мере среди учащихся, людей среднего возраста и пенсионеров. От этих групп отличается только рабочая молодежь до 30 лет, у которых степень ассоциаций с указанными формами намного слабее, чем у других возрастных групп.
Таблица 5
С чем ассоциируется у жителей город Лысьва (в % по каждой группе)
Формы ассоциации Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Лысьвенская эмалированная посуда 45,4 30,2 52,6 49,2
Лысьвенская каска 51,0 25,2 52,1 47,7
Единорог 43,0 13,0 24,6 27,1
Приветливые, отзывчивые люди 17,7 11,6 23,6 34,1
Достопримечательности (парк, театр, музей, заводы) 33,2 17,4 38,0 33,1
Примечание. В целом ответов в каждой группе больше 100 %, так как опрошенным можно было выбрать несколько вариантов ответов.
Если формы ассоциаций расположить по рейтингу, то на 1-м месте - лы-сьвенская эмалированная посуда; на 2-м - лысьвенская каска; на 3-м - единорог; на 4-м - достопримечательности г. Лысьва; на 5-м - приветливые и отзывчивые люди. В рейтинге ассоциаций города «приветливые, отзывчивые люди» на 5-м месте, но думается, что главное в городе - это люди, а все другие формы ассоциаций созданы их трудом.
Интересно мнение самих лысьвенцев относительно того, отличаются ли они от жителей других городов России. То, что лысьвенцы отличаются от жителей других городов России, считают менее половины опрошенных (табл. 6). Каждый десятый считает, что они отличаются в худшую сторону.
На положительные отличия указали 1/4-1/3 жителей. Больше половины жителей указали, что между ними и жителями других подобных городов России различий нет. В целом это достаточно объективные самооценки, отражающие то, что между жителями есть различия, как в лучшую, так и в худшую сторону.
Таблица 6
Отличие лысьвенцев от жителей других городов России (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Отличаются в лучшую сторону 34,3 26,0 32,3 28,1
Отличаются в худшую сторону 12,0 7,0 7,0 7,0
Нет, не отличаются 53,6 67,0 62,7 64,9
Во всех возрастных группах около 90 % дали положительную оценку внешнего вида города (табл. 7). Это достаточно высокая оценка работы города в целом и его институтов. Причем около 60 % во всех возрастных группах дали удовлетворительную оценку и около 30 % - хорошую, 1/10 лысьвенцев не удовлетворены внешним видом города. Кроме того, жители указали на то, какие проблемы нужно решать для улучшения внешнего вида города, которые связаны с его благоустройством. Для решения данных вопросов жители принимают участие в конкретных мероприятиях (табл. 8).
Таблица 7
Оценка жителей внешнего вида города Лысьва (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Хорошо, но хотелось бы
улучшить состояние дорог, внешний вид домов и т.д. 35,0 33,3 29,3 34,7
Удовлетворительно, тре-
буется ремонт дорог,
улучшение внешнего вида домов и т.д. 56,0 53,5 58,6 57,8
Неудовлетворительно 9,0 13,2 12,0 7,5
Таблица 8
Участие жителей города Лысьва в благоустройстве (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Участвую в ежегодных субботниках 18,4 24,8 22,4 33,1
Стараюсь не сорить на улицах 65,7 65,5 70,7 53,7
Считаю, что для этого существуют специальные службы 8,5 7,0 4,3 5,5
Не участвую 7,4 2,7 2,6 7,7
Как следует из ответов жителей, около 90 % в разных возрастных группах участвуют в разных формах в благоустройстве своего города. Не участвуют только 10 %, этому есть объяснение: не все и не всегда могут участвовать в этих видах деятельности. Участие в благоустройстве города стало для жителей традицией, что является основой их культуры. В этой связи жителям было предложено оценить культурные традиции своего города (табл. 9).
Таблица 9
Оценка жителей г. Лысьва ее культурных традиций (% ответивших в каждой группе)
Оценка Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Хорошо 59,8 59,7 62,0 62,7
Удовлетворительно 44,2 29,4 36,6 36,2
Неудовлетворительно 3,0 10,9 1,4 1,0
То, что почти 100 % опрошенных дали хорошую и удовлетворительную оценку культурным традициям города, свидетельствует о том, что он является не только промышленным, металлургическим центром нашего региона, но и развитым культурным центром со своими традициями, которые являются основой развития культуры. Там, где есть традиции, там есть развитая культура, которая является вертикальным срезом экономической, социальной, политической, духовной жизни города. Культура - самое ценное качество жителей города. Город с развитой культурой имеет хорошие перспективы своего развития. Культура - это творческая деятельность человека, которая проявляется в трудовой, общественно-политической, духовной деятельности. В этой связи рассмотрим участие жителей города в мероприятиях, связанных с культурой (табл. 10).
Таблица 10
Участие жителей города в культурных мероприятиях, проводимых в городе (% ответивших в каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Да, стараюсь посещать все мероприятия 50,2 55,0 53,0 46,8
Да, участвую только в Дне города 17,3 13,1 16,6 29,6
Нет, не участвую в культурных мероприятиях 32,5 31,9 30,4 23,6
Около 70 % жителей города всех возрастных групп принимают участие в культурных мероприятиях, проводимых в городе (см. табл. 10). Это достаточно высокий показатель культуры. Не участвуют в такого рода мероприятиях около 1/3 жителей из-за нехватки времени или отсутствия интереса. Конечно, привлечение жителей к решению вопросов жизнедеятельности города - путь повышения эффективности не только управления, но и его финансирования. Делегирование им ряда полномочий - это требование настоящего и будущего времени [2, с. 56-57].
Достаточно высокий уровень культуры жителей города дает основания прогнозировать и соответствующее состояние у них нравственных ценностей (табл. 11).
Таблица 11
Ценностные ориентации жителей города Лысьва (в % по каждой группе)
Жизненные ценности Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Материальная обеспеченность 62,7 56,8 50,8 39,7
Личная жизнь 85,6 84,7 57,7 31,1
Продвижение по службе, удовлетворенность работой 61,0 58,5 57,5 _
Чистая совесть 25,4 22,0 20,7 17,6
Веселое времяпрепровождение после работы, активный отдых 62,3 28,7 52,2 9,5
Наличие хороших друзей 66,4 58,3 52,2 26.1
Общая хорошая обстановка в стране, городе, коллективе 33,2 38,2 32,7 29,6
Примечание. В целом ответов в каждой группе больше 100 %, так как опрошенным можно было выбрать несколько вариантов ответов.
Анализируя нравственные ценности горожан в разных возрастных группах, фиксируем, что они имеют некоторые специфические особенности, которые не затрагивают сути, но, если их расставить по приоритетам, получим следующий ряд: 1-е место - личная жизнь, семья, дети; 2-е место - материальная достаточность; 3-е - наличие хороших друзей; 4-е - продвижение по службе, удовлетворенность работой; 5-е - веселое времяпрепровождение после работы, активный и разнообразный отдых; 6-е - хорошая обстановка в стране, городе, коллективе; 7-е место - чистая совесть.
Жители города ориентируются ни на одну какую-либо ценность, а на целую их систему. В этой системе вполне закономерно, что на 1-м месте оказалась личная жизнь, семья, дети и т.д. Вместе с тем жители очень высоко ценят материальный достаток. Обращает на себя внимание то, что такая ценность, как чистая совесть, среди нравственных ценностей оказалась на последнем месте, и ее отметили во всех возрастных группах около 1/5 среди опрошенных жителей. Этот показатель вызывает самое большое беспокойство, так как любая деятельность человека должна основываться на нравственных ценностях. Чистая совесть - одна из основ нравственного воспитания.
Известно, что положение дел в регионе во многом зависит от эффективности работы его руководителей. В этом смысле очень важно, как их работу оценивают жители города (табл. 12). То, что около 90 % жителей города дали администрации положительную оценку ее деятельности, - это весьма высокий показатель, свидетельствующий о том, что руководители города свои обязанности выполняют хорошо.
Таблица 12
Оценка жителями работы администрации Лысьвенского городского округа (% ответивших по каждой группе)
Оценка Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Хорошо 21,4 20,1 11,6 22,6
Удовлетворительно 64,2 72,0 68,5 66,8
Неудовлетворительно 14,4 7,9 19,9 10,8
Правда, оценка эта разная: 20 % дали хорошую оценку и 60-70 % - удовлетворительную, но все равно это положительная оценка, это очень важно. Отметим, что оценки деятельности администрации у учащихся, рабочей молодежи до 30 лет и пенсионеров совпадают, а жители среднего возраста несколько ее занижают, администрации следует узнать о причинах этого.
В ходе опроса жители города высказали ряд рекомендаций администрации Лысьвенского городского округа (табл. 13).
Таблица 13
Вопросы, на решение которых должна обратить внимание администрация ЛГО (% ответивших по каждой группе)
Вариант ответа Учащиеся Рабочая молодежь до 30 лет Люди среднего возраста Пенсионеры
Развитие городской инфраструктуры 72,7 30,6 29,3 34,1
Улучшение экологической ситуации 33,2 16,0 18,1 21,1
Привлечение инвесторов со стороны 43,1 28,3 19,0 22,1
Участие в различных государственных и региональных программах 21,0 18,0 16,0 18,6
Улучшение качества оказываемых услуг 53,9 38,3 37,0 43,2
Если предложения жителей всех возрастных групп сгруппировать в ранжированный ряд, то он будет выглядеть следующим образом: 1-е место -улучшение качества оказываемых услуг; 2-е место - развитие городской инфраструктуры; 3-е - привлечение инвестиций; 4-е - улучшение экологической ситуации; 5-е место - участие в разных государственных и региональных программах. Решение этих проблем должно находиться в ближайшее время в центре внимания как администрации, так и законодательных органов города.
Список литературы
1. Стегний В.М., Севастьянова И.Г. Принятие эффективных решений в современной бизнес-среде // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2014. - № 1 (22). - С. 63-67.
2. Стегний В.М., Севастьянова И.Г. Делегирование полномочий для принятия эффективных решений // Власть. - 2014. - № 1. - С. 55-57.
Получено 01.06.2014
V.A. Kochnev, V.A. Komarenko
INDIVIDUAL ORIENTATION ON THE TYPE OF SETTLEMENT (BY THE EXAMPLE OF LYSVA TOWN)
Moral values of Lysva citizens, motives of a given attitude towards the town, appraisal of the city overall view were discussed. The analysis of the parameters was carried out taking account of the different age groups of Lysva citizens.
Keywords: citizens' orientation on the type of the settlement, attitude to the notion "Motherland", to one's native town, cultural traditions of the town, moral orientations of citizens.
Kochnev Victor Anatolyevich - Ph.D. Pedagogical Sciences, Professor, Dept. of Social and Economic Disciplines, Director of Lysva branch of Perm National Research Polytechnic University, e-mail: office@lf.pstu.ru.
Komarenko Victor Anatolyevich - Chairman of Duma of Municipal Formation «Lisva City District», e-mail: dumalgp@bk.ru.