УДК 316.723-053.81 (470.53)
В.А. Кочнев, В.А. Комаренко, Г.В. Разинский ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ ПРИКАМЬЯ
Рассматриваются особенности культуры постиндустриального, информационного общества, отношение человека современного общества к информации, каналы получения информации, роль СМИ в данном процессе, интенсивность чтения газет, журналов группы учеников, содержание читаемых газет и журналов. Анализируются отношение учеников к книге, интенсивность чтения книг, взаимосвязь интенсивности чтения книг и успеваемости учеников, влияние на читательские интересы учеников типа школы, типа поселения, профиля школы, пола; содержание информации, знаний, получаемых из книг. Ранжированный ряд характера читаемых книг, журналов, влияние социальных факторов на характер читаемой литературы, особенности характера читаемой литературы у учащихся советской и постсоветской школы. Общение учащихся - показатель их культуры. Определяются данные о ближайшем круге общения с друзьями и приятелями, новых социальных группах в кругу общения учащихся; влиянии типа поселения, типа школы, пола на круг общения. Рассматривается характер общения в семье; оценки учениками роли родителей в семье; уровень образования родителей и общения в семье; профессиональная деятельность родителей и общение в семье; материальное положение семьи и общение в ней. Определено отношение учащихся к типу своего поселения: нравится жить в нем или нет, ориентации учащихся на смену места жительства, тип поселения в будущем; факторы, влияющие на эти ориентации. Приведены рекомендации учащихся администрации Лысьвенского городского округа для решения вопросов, направленных на закрепление молодежи на данной территории.
Ключевые слова: культура, культура общения, культура семьи, культура поселения, культура молодежи, культура чтения литературы, факторы, влияющие на культуру общения.
Рассматривая проблему культуры, необходимо четко увязывать ее с состоянием и перспективой развития общества. Опираясь на цивилизационный критерий, социологи характеризуют его переходное состояние - переход от индустриальной стадии в постиндустриальную [1, с. 320-610], следовательно, и культура общества переходит из индустриальной стадии в постиндустриальную [2, с. 279-408]. Культура нами рассматривается как механизм формирования личности [2, с. 168-278]. Качественная особенность этого общества и этой культуры состоит в том, что их характеризуют как информационные процессы, где человек попадает в качественно иную информационную среду [2, с. 8-112] и где он занимает определенный статус [2, с. 27-36]. Конечно, человек сегодня уже живет в информационном обществе [3, с. 17-21].
© Кочнев В.А., Комаренко В.А., Разинский Г.В., 2016
Кочнев Виктор Анатольевич - канд. пед. наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, директор Лысьвенского филиала ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: office@lf.pstu.ru.
Комаренко Виктор Анатольевич - председатель Думы муниципального образования «Лысьвенский городской округ», e-mail: dumalgp@bk.ru.
Разинский Геннадий Вениаминович - ст. научный сотрудник, завлабораторией социологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: labsoc@pstu.ru.
Для современного человека такая компетенция, как умение ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, становится одной из самых основных. Если сотовым телефоном сегодня пользуется от 70 до 100 % школьников, то это показатель того, что человек почти круглые сутки живет в мире информации. Основными средствами получения информации у молодежи являются: компьютер, телефон, телевизор, музыкальный центр. Их имеют в личном пользовании от 79 до 100 % школьников. Каждый второй ученик 11-го класса имеет в личном пользовании видеоплеер, музыкальный плеер, сканер, ксерокс.
Фиксируя самый повышенный интерес у школьников к информации из электронных СМИ, они интересуются также информацией из газет и журналов, интенсивность чтения которых следующая: регулярно 2-3 раза в неделю -33,6 %; редко, не чаще 1 раза в месяц - 45,4 %; не читают совсем - 21 %. Как видно из полученных данных, 1/5 учащихся вообще не читают газеты и журналы, 1/2 очень редко читают и только 1/3 читают регулярно. В ходе опроса1 выявлено, какие газеты и журналы они читают: центральные - 17,3 %; краевые, городские, районные - 35,4 %; общественно-политические, научно-популярные, профессиональные - 4,0 %; литературно-художественные, спортивные, о моде, домоводстве, рыболовстве - 22,5 %; не читают совсем - 20,8 %.
Среди учащихся 1/5 вообще не читают газеты и журналы. В то же время около 50 % опрошенных читают центральные и местные газеты и журналы, правда, среди них центральные читают около 1/5, а местные - около 1/3 среди опрошенных. У учащихся фиксируется крайне низкий интерес к общественно-политическим, научно-популярным, профессиональным журналам и газетам. Только 1/5 учащихся интересуется информацией литературно-художественной, спортивной, о моде, домоводстве, хотя ей должны интересоваться почти все школьники, и особенно это касается литературно-художественной информации, так как ее роль в формировании эстетических вкусов, нравственных ценностей нельзя заменить ничем [4, с. 32-34].
Основным каналом получения информации для школьника является книга, так как она дает не только информацию, но и глубинные фундаментальные знания. Отношение ученика к книге является одним из самых основных показателей его культуры. Без книги нет культуры. Среди опрошенных учащихся 22 % не читают книги совсем. Распределение по интенсивности чтения оказалось следующим: одну книгу, да и то не каждый месяц, читают -26,3 %; регулярно 1-2 книги - 20,3 %; 3 книги и более - 7,5 %; читают обычно во время каникул - 17,3 %. Регулярно читают 3 книги ученики, которые учатся в основном на отлично; регулярно 1-2 книги - ученики, которые учат-
1 Социологическое исследование проводилось в г. Лысьве Пермского края. Было опрошено 345 учеников школ, среди них 130 учеников - 9-го класса и 215 - 11-го класса, мужчин - 133, женщин - 211, обучающихся общеобразовательных школ - 303, специализированных школ - 42.
ся на 4 и 5. Учатся в основном на удовлетворительные оценки те, кто читает одну книгу в месяц, те, кто не читает книги вообще, имеют самую низкую успеваемость. В зависимости от пола, среди юношей и девушек эти группы составили 22,6 и 3,8 % соответственно; среди учеников общеобразовательных и специализированных школ - 9,2 и 23,8 % соответственно; среди учеников городских и сельских школ - 11,5 и 6,5 % соответственно. Группа регулярно читающих книги среди девушек почти в два раза больше, чем среди юношей. Больше книг читают и ученики городских школ по сравнению с учениками сельских школ. Меньше читают и ученики специализированных школ.
В чтении самое главное то, какого содержания литературу читают учащиеся. Содержание читаемых учащимися книг следующее (распределение
ответов, %):
художественные .............................................................................. 45,2
книги, которые учат жить...............................................................29,2
о необычных, непознанных явлениях...........................................25,8
о спорте, физкультуре, укреплении здоровья...............................22,3
по истории, философии, социологии, психологии.......................21,7
по искусству.....................................................................................21,2
о моде, косметике............................................................................19,7
технические......................................................................................12,5
о проблемах права и морали..........................................................11,3
о проблемах секса..............................................................................9,3
политические.....................................................................................9,0
об экономике, бизнесе, менеджменте ............................................. 7,5
религиозные.......................................................................................3,2
Учащиеся интересуются ни одним жанром книги, журнала, а целой системой, т.е. читают тематически разную литературу, что, конечно, очень хорошо. Исходя из интереса к содержанию читаемой литературы, среди учащихся по этому показателю выделяется конкретное отношение к ней, о чем свидетельствует ранжированный ряд содержания читаемой литературы.
Первая группа: художественная литература, ее читает каждый второй учащийся, а должны читать все 100 %. Вторая группа: книги, которые учат нас жить. Их читает каждый третий. Третья группа - книги о необычных, непознанных явлениях, которые читает каждый четвертый учащийся. Четвертую группу составляют книги о спорте, физкультуре, об укреплении здоровья; по истории, философии, социологии, психологии, по искусству; о моде, косметике. Эту литературу читает каждый пятый среди опрошенных, а должен читать практически каждый учащийся. Пятую группу составляют книги технические; о проблемах права и морали; о проблемах секса; политические; по экономике, бизнесу, менеджменту. Этой литературой среди опро-
шенных интересуется каждый десятый, ее необходимо читать всем учащимся. Религиозной тематикой интересуются только 3,2 % среди опрошенных.
В зависимости от пола складывается следующая ситуация: девушки читают больше, чем юноши художественную литературу (56,9 и 27,1 %); по истории, философии (26,5 и 14,3 %); о моде, косметике (30,3 и 3 %); о необычных, непознанных явлениях (29,4 и 20,2 %). Юноши читают больше, чем девушки книги о спорте, физкультуре (33,8 и 15,2 %); экономике, бизнесе (11,3 и 4,7 %); технические (15,8 и 5,2 %); по проблемам секса (15,8 и 5,2 %); политические (15,8 и 4,7 %). Существенных различий в жанрах читаемой литературы у учеников 9-х и 11-х классов не прослеживается, что свидетельствует о том, что ориентация на содержание читаемой литературы в 9-м классе уже сформировалась. В зависимости от вида школы в содержании читаемой литературы также не наблюдается особых различий. Существует некоторая разница по этому показателю между учениками сельских и городских школ, но она не носит принципиального характера.
Сравнивая информированность учащихся 9-х и 11-х классов со студентами 2-3-го курса вуза, фиксируем существенные различия практически по всем показателям [5, с. 115-117]. Между тем не следует забывать, что информационные процессы в вузе и в школе являются очень важным фактором эффективного взаимодействия между преподавателем и учащимися [6, с. 119-121].
Анализируя информированность учащихся в современном обществе и в советский период, фиксируем изменения, которые говорят не в пользу учащихся современной школы и по количеству потребляемой информации, и по ее качеству, особенно по ее содержанию. Поэтому не случайно социологи фиксируют тенденцию в современном обществе, суть которой состоит в том, что общеобразовательная школа и вуз не обеспечивают целостного общераз-вивающего образования и воспитания [7, с. 52].
При характеристике культуры обязательно рассматривают и выделяют такую ее компетенцию, как общение. Даже выражалась такая точка зрения в 80-е годы ХХ века профессором Пермского государственного университета Л.Е. Кертманом. С этой точки зрения был проанализирован непосредственно круг общения учащихся в современной школе, их ближайшие друзья и приятели: учатся в школе или другом среднем учебном заведении - 90,4 %; учатся в вузе - 35,4 %; занимаются бизнесом, коммерцией - 6,7 %; не учатся и не работают - 3,8 %.
Следовательно, круг их ближайших друзей - это ученики школ, студенты вузов, колледжей. В этом ничего нового и удивительного нет, а вот то, что среди них есть представители бизнеса и те, кто нигде не учится и не работает, это стало характерно для начала XXI века. В советское время таких друзей у учащихся не могло быть, так как не существовало и самих этих групп. Это новые социальные группы современного общества [8, с. 2-12]. Круг обще-
ния девушек и юношей имеет определенные различия. Девушки больше, чем юноши предпочитают общаться с теми, кто учится в школе или техникуме (94,3 % против 84,2 %). Юноши, в сравнении с девушками, больше общаются со студентами вуза (38,3 и 33,2 %); с теми, кто уже работает (24,1 и 16,1 %); занимается бизнесом, коммерцией (11,3 и 3,8 %) и с теми, кто не учится и не работает (7,5 и 1,4 %). Есть существенные различия у учащихся в общении, в зависимости от типа поселения, типа школы и у учеников 9-х и 11-х классов.
Самый близкий круг общения у учащихся - семья, так как именно она оказывает непосредственное влияние на формирование личности [9, с.42-47]. Общение в семье зависит во многом от культуры взаимоотношений в ней, которая рассматривалась нами через вопрос: «Кому обычно принадлежит решающий голос в вашей родительской семье при возникновении сложных проблем, при решении жизненно важных вопросов?». Были получены следующие ответы: обоим родителям - 32,7 %; все вопросы решаются сообща, всей семьей - 25,9 %; матери - 24,7 % отцу - 16,7 %. Культура общения весьма демократична и считается одной из самых эффективных и результативных в семье, работающая на развитие ее социального капитала и на воспитание детей в семье.
На культуру общения в семье существенное влияние оказывает уровень образования родителей. Результаты опроса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень образования родителей (распределение ответов, %)
Уровень образования Мать Отец
Неполное среднее 3,6 3,8
Общее среднее 12,5 12,7
Среднее специальное 42,8 41,4
Высшее или незаконченное высшее 32,7 24,6
Окончил аспирантуру 2,0 2,3
Имеют ученую степень - 0,3
Уровень образования родителей с неполным средним, средним специальным, общим средним, окончивших аспирантуру и имеющих ученую степень, фактически одинаковый. Уровень образования родителей в семьях с высшим образованием и незаконченным высшим значительно выше у матери по сравнению с отцом. В целом по этому показателю у родителей фиксируется достаточно высокий уровень образования, где доминирует среднее специальное и высшее образование. В семьях учеников, где уровень образования родителей выше, значительно сильнее прослеживается ориентация учеников как 9-х, так и 11-х классов на продолжение образования после окончания школы.
С уровнем образования родителей тесно связана их профессиональная деятельность (табл. 2). По ряду видов профессиональной деятельности отца и
матери показатели примерно одинаковы: руководитель на предприятии, в организации; предприниматель, коммерсант; депутат. Вместе с тем матери больше, чем отцы заняты в таких областях профессиональной деятельности: специалист, работа которого не связана с руководством (36,5 и 11,3 % соответственно); служащий-неспециалист (2,3 и 0,3 %); домохозяйки (постоянно неработающие) (6,1 и 1,2 %). Отцы по сравнению с матерями более заняты в правоохранительных органах (8,7 и 2,3 %); работают просто рабочими (28,1 и 18 % соответственно); ИТД (3,8 и 1,3 %). Поскольку у матерей уровень образования выше, то профессиональная ее деятельность связана с более сложным содержанием труда. Отсюда и статус матери в семье учащиеся оценивают несколько выше, чем отца.
Таблица 2
Профессиональная деятельность родителей (распределение ответов, %)
Профессия, вид деятельности Мать Отец
Специалист, работа которого не связана с руководством 36,5 11,3
Руководитель предприятия, организации 13,6 12,2
Руководитель в органах власти 0,6 2,9
Военный или работник правоохранительных органов 2,3 8,7
Предприниматель, коммерсант 4,9 5,2
Рабочий 18,0 28,1
Депутат 0,3 0,3
Индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) 1,3 3,8
Безработный 0,5 2,0
Домохозяйка (постоянно не работает) 6,1 1,2
Пенсионер 2,0 1,2
Другой вид занятости 2,6 3,2
Служащий-неспециалист 2,3 0,3
Общение в семье во многом зависит от ее материального положения, особенно в настоящее время. По сравнению с окружающими, ученики оценили его следующим образом: 77,7 % - нормальное, не хуже, чем у других; 8,4 % - лучше, чем у других; 8,4 % - хуже, чем у других. Группа семей с нормальным материальным положением, которое не хуже, чем у других, составляет 3/4 среди опрошенных, что является хорошим показателем для взаимоотношений учеников в школе. Группы учеников, где материальное положение хуже, чем у других, и лучше, чем у других, составили по 1/10 среди опрошенных. Между тем эти группы достаточно многочисленны для возникновения конфликтных ситуаций между учениками. Именно эти группы должны быть в центре внимания педагогических коллективов в школах.
Несмотря на такое положение, в ходе анализа отмечено, что ученики школ рассматривают семью как базовую ценность в их жизненных планах [10, с. 68-71].
Одним из важных показателей, характеризующих культурно-нравственное состояние учащихся, является их отношение к своему типу поселения, в данном случае речь идет о г. Лысьва.
Среди опрошенных учеников считают, что им нравится жить в своем городе - 45,5 %; не нравится - 23,2 %; им это безразлично - 26,7 %. Каждый второй считает, что ему нравится жить в своем городе, и каждый второй придерживается противоположного мнения.
Среди опрошенных учащихся только 14,0 % твердо не собираются менять свое место жительства; 61,2 % намерены сменить место жительства; 21,0 % считают, что в принципе сменить место жительства можно, но это трудно осуществить. Куда хотела бы переехать учащаяся молодежь в будущем, показано в табл. 3.
Таблица 3
Ориентации учеников на место жительства (распределение ответов, %)
Направление переезда Доля ответивших, %
В Пермь 27,8
В другой областной, республиканский центр 15,9
В один из городов Пермского края 3,8
В сельскую местность 0,3
В поселок городского типа, райцентр 0,3
В Москву, Санкт-Петербург 20,9
За границу 13,0
У учащихся г. Лысьва ориентации на тип поселения в последние годы остается стабильной [11, с. 22-27]. В то же время учащиеся предлагают администрации Лысьвенского городского округа обратить внимание на решение ряда вопросов, чтобы молодежь связывала свою будущую жизнь с данным типам поселения (распределение ответов, %):
открытие новых учебных заведений профессионального образования и новыми специальностями и направлениями
подготовки.......................................................................................16,8
развитие производства....................................................................16,2
создание рабочих мест, возможностей для карьеры....................11,9
развитие поселения (улучшение инфраструктуры,
строительство дорог, благоустройство территорий) ..................... 8,4
развитие молодежной культуры, спортивных секций,
мест для досуга молодежи................................................................7,0
финансовая поддержка, поддержка в организации собственного дела, бизнеса..............................................................1,2
Нужно отдать должное учащимся, что они мыслят правильно о том, как молодежь удержать в своем городе. К самым основным факторам они не случайно отнесли развитие образования и развитие производства, а также комплексное развитие поселения со всеми его компонентами. Ими отмечены основные тенденции развития любой территории нашей страны, которые сегодня находятся в центре управления как на макро-, так и на микроуровне. Такие же предложения жителями г. Лысьва уже высказывались ранее для решения его проблем и более эффективного развития [11, с. 27]. Это основные факторы, которые влияют на поведение учащейся молодежи, ее жизненные планы, ценностные ориентации.
Статья подготовлена в рамках работ, выполняемых по госзаданию № 2014/152 Минобрнауки РФ (проект № 661).
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования. - Изд. 2-е. - М.: Academia, 2004. - 783 c.
2. Личность в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - 448 с.
3. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы // Гаудеамус. - 2014. - № 2(24). - С. 13-24.
4. Анисимова Е.Л., Костылев В.Д. Социальный состав города среднего типа. Информированность жителей (на примере г. Лысьва) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2014. - № 4(25). - С. 29-35.
5. Стегний В.Н. Информированность студента как показатель его культуры // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 114-118.
6. Стегний В.Н., Пучков А.В. Информационные процессы в вузе как фактор эффективности взаимодействия «преподаватель - студент» // Власть. -2013. - № 5. - С. 115-123.
7. Культурно-интеллектуальные проблемы вузовской подготовки студентов для управленческой деятельности: моногр. / под ред. Е.Ю. Беклотова. -Уфа: Аэтерна, 2005. - 184 с.
8. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая наука и социальная практика. - 2013. - № 3. - С. 5-15.
9. Топеха Т.А. Влияние семьи на формирование личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2015. - № 3. - С. 40-50.
10. Митракас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностных выборов в странах Европы // Социологические исследования. - 2004. -№ 5. - С. 65-73.
11. Кочнев В.А., Комаренко В.А. Ориентация личности на тип поселения (на примере г. Лысьва) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2014. - № 4 (25). - С. 19-28.
References
1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. Basic Books Publ., New York, 1973. 507 p. (Russ. ed: Bell D. Griadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsiologicheskogo prognozirovaniia. Izd. 2-e. Moscow, Academia Publ., 2004. 783 p.).
2. Lichnost' v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Personality in the information-innovation society]. Ed. by V.N. Stegniy. Perm, PNRPU, 2015. 448 p.
3. Iur'ev V.M., Chvanova M.S. Chelovek v informatsionnom obshchestve: novye vozmozhnosti i perspektivy [A human in the information society: New opportunities and prospects]. Gaudeamus, 2014, no. 2(24), pp. 13-24.
4. Anisimova E.L., Kostylev V.D. Sotsial'nyi sostav goroda srednego tipa. Informirovannost' zhitelei [The social composition of the medium city. Residents awareness]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, Perm, 2014, no. 4(25), pp. 29-35.
5. Stegniy V.N. Informirovannost' studenta kak pokazatel' ego kul'tury [Awareness of students as an indicator of their culture]. Vysshee obrazovaniia v Rossii, 2013, no. 3, pp. 114-118.
6. Stegniy V.N., Puchkov A.V. Informatsionnye protsessy v vuze kak faktor effektivnosti vzaimodeistviia «prepodavatel' - student» [Information processes at higher school as the factor of efficiency of "teacher - student" interaction]. Vlast', 2013, no.5, pp.115-123.
7. Kul'turno-intellektual'nye problemy vuzovskoi podgotovki studentov dlia upravlencheskoi deiatel'nosti [Cultural and intellectual problems of higher school preparation of students for management activities]. Ed. by E.Iu. Beklotov. Ufa, Aeterna Publ., 2005. 184 p.
8. Golenkova Z.T., Goliusova Iu.V. Novye sotsial'nye gruppy v sovremennykh stratifikatsionnykh sistemakh global'nogo obshchestva [New social groups in today's global society stratification systems]. Sotsiologicheskaia nauka i sotsial'naia praktika, 2013, no. 3, pp. 5-15.
9. Topekha T.A. Vliianie sem'i na formirovanie lichnosti [Family influence on the formation of personality]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2015, no. 3, pp.40-50.
10. Mitrakas A.A. Sem'ia kak tsennost': sostoianie i perspektivy tsennostnykh vyborov v stranakh Evropy [Family as a value: State and prospects of value choices in Europe]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2004, no. 5, pp. 65-73.
11. Kochnev V.A., Komarenko V.A. Orientatsiia lichnosti kak tip poseleniia (na primere g. Lys'va) [Orientation of the personality at the settlement type (by the example of Lysva town)]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2014, no. 4(25), pp.19-28.
Получено 17.05.2016
V.A. Kochnev, V.A. Komarenko, G.V. Razinsky
FEATURES OF THE KAMA REGION YOUTH SUBCULTURE
The article considers cultural features of postindustrial information society and the attitude of contemporary man to information, information-bearer channels, and the role of media organizations in information delivery. The article studies newspapers and magazines reading intensity in a group of students, as well as the content of popular newspapers and magazines and the students' attitude to reading books. It marks the correlation between the students' books reading intensity and their academic progress at school in relation to such factors as gender, age and types of educational establishments as well as the students' reading interests and their social network.
The content of the information and the range of knowledge obtained from books are analyzed in the research. Certain features of the Soviet readership in comparison with contemporary readers are presented in the paper, notably such aspects as social influence upon students' reading interests, including their social network as a mark of their cultural level, their appreciation of the role of parents in the family, parents' financial standing and their level of education and profession, etc. Special emphasis is laid on the students' attitude towards their community and their intentions of leaving it in future, with the analysis of factors which lead to this decision. The article presents a set of recommendations by the students of the Lysva municipality aimed at keeping the youth within the region.
Keywords: culture, communication culture, family culture, settlement culture, youth culture, reading culture, factors influencing the culture of communication.
Kochnev Victor Anatolievich - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Dept. of Humanitarian and Socio-Economic Sciences, Director of the Lysva branch of Perm National Research Polytechnic University, e-mail: office@lf.pstu.ru.
Komarenko Victor Anatolievich - Chairman of the Duma of the Lysva municipality, e-mail: dumalgp@bk.ru.
Razinsky Gennady Veniaminovich - Senior Researcher, Head of the Laboratory of Sociology, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: labsoc@pstu.ru.