Научная статья на тему 'Социологический анализ доступности профессиональной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Социологический анализ доступности профессиональной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ / МОЛОДЁЖЬ / ЭКСПЕРТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PERSONS WITH DISABILITIES / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / TRANSPORT ACCESSIBILITY / BUILDINGS AND FACILITIES / YOUNG PEOPLE / EXPERTS / SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усубалиева Айнура Абдыжапаровна

В статье приводятся результаты социологического исследования по определению барьеров профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе исследования были опрошены 20 экспертов, оказывающие образовательные, медицинские и реабилитационные услуги ЛОВЗ, по городу Бишкек. Автором рассматривается необходимость переобучения и переподготовки по востребованным специальностям. Поднимаются проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией, социальным самочувствием, обеспечением социальной защиты ЛОВЗ, их интеграцией в общество. Анализируются недостатки по внедрению закона о квотах для трудоустройства лиц с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE ACCESSIBILITY OF PROFESSIONAL REHABILITATION FOR PERSONS WITH REDUCED HEALTH

The article presents the results of a sociological study on the identification of barriers to the vocational rehabilitation of people with disabilities. During the study, 20 experts were interviewed providing educational, medical and rehabilitation services for PWDs in the city of Bishkek. The author considers the need for retraining and retraining in popular specialties. The problems associated with social adaptation and rehabilitation, social well-being, social protection of people with disabilities, their integration into society are raised. We analyze the shortcomings in the implementation of the law on quotas for the employment of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ доступности профессиональной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Усубалиева А.А. Email: Usubalieva664@scientifictext.ru

Усубалиева Айнура Абдыжапаровна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Кыргызский Национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье приводятся результаты социологического исследования по определению барьеров профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе исследования были опрошены 20 экспертов, оказывающие образовательные, медицинские и реабилитационные услуги ЛОВЗ, по городу Бишкек. Автором рассматривается необходимость переобучения и переподготовки по востребованным специальностям. Поднимаются проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией, социальным самочувствием, обеспечением социальной защиты ЛОВЗ, их интеграцией в общество. Анализируются недостатки по внедрению закона о квотах для трудоустройства лиц с инвалидностью.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, транспортная доступность, здания и сооружения, молодёжь, эксперты, социальная реабилитация.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE ACCESSIBILITY OF PROFESSIONAL REHABILITATION FOR PERSONS WITH REDUCED HEALTH Usubalieva A.A.

Usubalieva Ainura Abdyzhaparovna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY AND SOCIAL WORK, KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER J. BALASAGYN, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: the article presents the results of a sociological study on the identification of barriers to the vocational rehabilitation of people with disabilities. During the study, 20 experts were interviewed providing educational, medical and rehabilitation services for PWDs in the city of Bishkek. The author considers the need for retraining and retraining in popular specialties. The problems associated with social adaptation and rehabilitation, social well-being, social protection of people with disabilities, their integration into society are raised. We analyze the shortcomings in the implementation of the law on quotas for the employment ofpersons with disabilities.

Keywords: persons with disabilities, accessible environment, transport accessibility, buildings and facilities, young people, experts, social rehabilitation.

УДК 364.2

Современный социально-экономический уклад Кыргызстана выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание лицам с ограниченным возможностями здоровья, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.

Неуклонный рост числа лиц с инвалидностью, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Президент Кыргызской Республики подписал Закон Кыргызской Республики «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года и подписанной 21 сентября 2011 года». Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 7 февраля 2019 года.1

С целью определения проблем ЛОВЗ в сфере профессиональной реабилитации было проведено социологическое исследование. В ходе исследования были отобраны 20 экспертов по 16 организациям и учреждениям, функционирующим по г. Бишкек, оказывающие образовательные, медицинские и реабилитационные услуги ЛОВЗ, по городу Бишкек.

Низкая конкурентоспособность лиц с инвалидностью на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость (о чем говорят довольно много), но и с более низким уровнем доступа к образованию лиц с инвалидностью по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья (о чем сейчас практически не говорят). Без профессионального образования уделом ЛОВЗ становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения.

Решению данной проблемы, по мнению большинства экспертов, может способствовать расширение сети подготовки специалистов, переобучения и переподготовки по востребованным в области специальностям, например, по линии службы занятости, открытие филиалов учебных центров с целью достижения большей гибкости и вариативности, учета потребностей рынка и конкурентоспособности определённых специальностей на рынке труда. В связи с этим необходимо развивать систему дополнительного образования и переподготовки лиц с инвалидностью, поощрять интегрированные формы образования, приспосабливать существующие институты профессионального образования для нужд ЛОВЗ.

Профессиональная реабилитация лиц с инвалидностью с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию ЛОВЗ, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства лиц с инвалидностью. В случае ограничения доступа ЛОВЗ к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию лягут на плечи общества в еще большем размере.

Законодательство в отношении ЛОВЗ не учитывает, что работодателю нужен не лицо с инвалидностью, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из него работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить ЛОВЗ в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование лиц с инвалидностью являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.

Одним из основных прав каждого жителя нашего государства в том числа и ЛОВЗ является право на труд. Несмотря на меры социальной политики, запускаемые государственные программы и затачиваемые средства, проблема занятости и трудоустройства лиц с инвалидностью является крайне актуальной.

Абсолютное большинство опрошенных экспертов, оценивая ситуацию с занятостью ЛОВЗ, считают, что процентное соотношение занятых лиц с инвалидностью по отношению к не занятым достаточно низкий.

Найти подходящие варианты трудоустройства не так уж легко. И ЛОВЗ, и предприятия должны вначале подогнать, приспособить друг к другу свои взаимные ожидания. Многие эксперты высказали мнение о том, что у работодателей существует предвзятое стереотипное мнение о лицах с ограниченными возможностями здоровья, что они не смогут справиться с той или иной работой и предпочтение отдается тем, кто выполняет работу быстрее и качественнее. В этом смысле лица с инвалидностью априори уступают людям «без ограничений».

Согласно Закону Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» ст.28, работодатели обязаны создавать рабочие места для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом установленной квоты.

Органы государственной службы занятости при участии общественных организаций лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывают, а органы местного самоуправления и местные государственные администрации утверждают нормативы по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в размере не менее 5 процентов от численности

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://24.kg/ofitsialno/! 11738_podpisan_zakon_oratifikatsii_konvents ii_oon_opravah_invalido/ (дата обращения: 22.05.2019).

работающих (если число работающих не менее 20 человек). При этом в счет данного норматива допускается предоставление работы на условиях неполного рабочего времени.1

Многие эксперты единогласно отметили, что вышеописанный закон не работает в полную силу, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между лицами с инвалидностью, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот - искусственной адаптации 5% рабочих мест к потребностям отдельных работников с ограниченными возможностями здоровья.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства лиц с инвалидностью. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией ЛОВЗ.

Квотовая система редко направлена на поддержку лиц с инвалидностью в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства лиц с инвалидностью происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью ЛОВЗ и увеличение доли работников с ограниченными возможностями в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих ЛОВЗ. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих лиц с ограниченными возможностями здоровья существуют самые разнообразные оценки и мнения.

По словам экспертов, востребованность надомной работы через службы занятости крайне низкая. Активные ЛОВЗ стремятся работать вне дома, и это их желание всячески поддерживается. Широкие возможности сети Интернет в предложении надомной работы позволяют находить ее, минуя центры занятости.

С появлением сети Интернет возможности получения профессиональных навыков и подработки на дому существенно расширились.

Также, по мнению экспертов из неправительственных организаций, надомный труд относительно ЛОВЗ это больше стереотипный подход, пережиток прошлого, который существенно мешает трудовой реабилитации, в сознании многих людей закрепилось мнение, что лица с инвалидностью могут выполнить только простую работу, и сегодня важно доказывать обратное.

Большим резервом в регулировании рынка труда ЛОВЗ является их самозанятость и организация лицами с инвалидностью собственного дела. На современном этапе предприниматели и самозанятые ЛОВЗ представляют собой социальных "невидимок". Для государственных структур они - только источник налоговых поступлений.

Относительно функционирования специализированных предприятий, созданных для ЛОВЗ в этом вопросе мнения многих экспертов, совпали, которые считают что на сегодняшний день УПП (учебно- производственное предприятие) созданы для подопечных в КОС и КОГ (Кыргызское общество слепых и глухих).

Кроме всего, подчеркивают специалисты этого нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что трудоустройство ЛОВЗ в рамках специализированных предприятий влечёт за собой изоляцию их от обычных людей и противоречит принципам интеграции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Советское государство, создав УПП загнало лиц с инвалидностью в некие «резервации». Жильё строилось рядом с предприятиями, вся местная инфраструктура планировалась с учётом удобства для ЛОВЗ. Это привело к замкнутому кругу передвижения, к однообразному общению, к строгому упорядочению и однообразию всей жизни. Постепенно все интересы людей сводятся к производственным. Все их действия чётко контролируются и регламентируются. Однообразие действий, узкий круг общения, жёсткая дисциплина не могут не сказаться на психике людей. В первую очередь страдает мышление и творческое

'Закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», ст. 28.

воображение, затем эмоционально-волевая сфера. В итоге можно проследить процесс дегенерации личности. Трудовая деятельность в таких условиях перестаёт выполнять свою компенсаторную функцию.

Среди опрошенных экспертов, было высказано несколько кардинальное мнение о том, специализированные предприятия — это выход из сложившейся ситуации, например, проблема трудоустройства людей с особенностями психофизического развития (ОПФР) остается острой.

Для повышения заинтересованности ЛОВЗ труда в возвращении в сферу занятости и, соответственно, в приобретении и обновлении профессионального образования (второе теряет смысл без первого) необходимо, прежде всего, максимально нейтрализовать антистимулы, возникающие из-за существующей сегодня увязки системы материальных компенсаций с фактом незанятости и отсутствия трудовых доходов.

Список литературы / References

1. Гаврилова В.В. Социальное сопровождение инвалидов по зрению // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf/

2. Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы. // Специальное образование, 2008. № 10. С. 22-24.

3. Закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» ст.33

4. Общественный контроль в органах государственной власти и местного самоуправления: основные составляющие и пути усовершенствования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kaknado.mfo/home/общественньш-кошроль-в-органах-госу//27 июля 2017/ (дата обращения: 27.05.2019).

5. Лагункина В.И. Социальная реабилитация инвалидов: Социологический аспект: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. Москва, 2000. 185 с.

6. Указ Президента Кыргызской Республики от 29 сентября 2010 года УП № 212 «О совершенствовании взаимодействия органов государственного управления с гражданским обществом».

7. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Д. Дементьева. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 340 с.

8. Медико-социальная экспертиза / сост. Н.В. Олькова, Т.К. Муртазина, Г.Н. Ренева и др. Тюмень, 2005. 56 с.

9. Аналитический отчет по результатам социологического исследования // «Общественное участие в региональной системе социальной поддержки инвалидов». Самара, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.