Научная статья на тему 'Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья'

Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
698
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ИНВАЛИД / DISABLED PERSON / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALITY / SPECIAL HEALTH NEEDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

Трудовая деятельность является важным условием приобретения человеком экономической самостоятельности, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне. Сегодня одним из вопросов привлечения людей с ограничениями здоровья к активной жизни в социуме становится трудовая реабилитация. В статье исследуется проблема занятости такой социально незащищенной категории населения, как выпускники с ограничениями здоровья. Создание условий в вузах, гарантирующих доступность и качество образования лиц с инвалидностью, приобретает с каждым годом все большую актуальность. Автор отмечает, что в последнее время в России наблюдается устойчивая тенденция роста численности студентов с инвалидностью, а также уровень выпуска специалистов с инвалидностью вырос почти вдвое. В аспекте решения проблемы представлены основные направления государственной политики, статистические данные о трудоустройстве выпускников с ограничениями здоровья. Исследования в данной области позволили помимо основной проблемы высокого уровня безработицы среди представителей данной социальной группы выявить иные, которые связаны непосредственно с осуществлением трудовой деятельности: низкая оплата труда, нестабильность занятости, низкие шансы получения квалификации и продвижения карьеры. В статье автор отмечает такие важные показатели при решении проблем трудоустройства данных лиц, как уровень трудоустроенности и продолжительность поиска работы. Эффективность применения мер по нивелированию проблем, связанных с трудоустройством выпускников с инвалидностью, подразумевает выявление наиболее востребованных направлений профессиональной деятельности. Планомерная работа по преодолению проблем со временем позволит сместить показатели занятости данной группы населения с критической отметки в положительную сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF DISABLED STUDENTS

Work activity is a main condition of human’s economic autonomy providing confidence in the future. Nowadays work rehabilitation is a way of involvement of disabled people to active life. In the article the problem of disabled people’s activity is being researched. Creating conditions in universities, providing availability of education to disabled people, is becoming more relevant every year. The author highlights that the increase of the number of disabled students in Russia can be seen, and the level of graduation by disabled people almost doubled. Main directions of state politics and static data of their employment in aspect of solving the problem are being demonstrated. Research of this field allow to identify problems that are related to work activity, for example, low pay, job instability, low probability of getting qualification and career advancement. In the article the author notes the main indicators that are being used in solving problems of disabled people’s employment. These indicators are level of employment and duration of searching for the job. The effectiveness of using the methods of leveling problems related to disabled graduates implies identification of most demanded directions of professional activity. Systematic work will allow to increase level of employment of disabled students in the future.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья»

педагогические науки

Муллер Ольга Юрьевна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...

УДК 376.1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2018

Муллер Ольга Юрьевна, аспирант

Сургутский государственный университет (628406, Россия, Сургут, улица Университетская, 39, e-mail: olga_megion@mail.ru)

Аннотация. Трудовая деятельность является важным условием приобретения человеком экономической самостоятельности, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне. Сегодня одним из вопросов привлечения людей с ограничениями здоровья к активной жизни в социуме становится трудовая реабилитация. В статье исследуется проблема занятости такой социально незащищенной категории населения, как выпускники с ограничениями здоровья. Создание условий в вузах, гарантирующих доступность и качество образования лиц с инвалидностью, приобретает с каждым годом все большую актуальность. Автор отмечает, что в последнее время в России наблюдается устойчивая тенденция роста численности студентов с инвалидностью, а также уровень выпуска специалистов с инвалидностью вырос почти вдвое. В аспекте решения проблемы представлены основные направления государственной политики, статистические данные о трудоустройстве выпускников с ограничениями здоровья. Исследования в данной области позволили помимо основной проблемы — высокого уровня безработицы среди представителей данной социальной группы - выявить иные, которые связаны непосредственно с осуществлением трудовой деятельности: низкая оплата труда, нестабильность занятости, низкие шансы получения квалификации и продвижения карьеры. В статье автор отмечает такие важные показатели при решении проблем трудоустройства данных лиц, как уровень трудо-устроенности и продолжительность поиска работы. Эффективность применения мер по нивелированию проблем, связанных с трудоустройством выпускников с инвалидностью, подразумевает выявление наиболее востребованных направлений профессиональной деятельности. Планомерная работа по преодолению проблем со временем позволит сместить показатели занятости данной группы населения с критической отметки в положительную сторону.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, выпускник, инвалидность, инвалид, ограниченные возможности здоровья, трудоустройство, занятость, специальность.

RELEVANT PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF DISABLED STUDENTS

© 2018

Muller Olga Yurevna, post-graduate student Surgut State University (628406, Russia, Surgut, Universitetskaya st., 39, e-mail: olga_megion@mail.ru)

Abstract. Work activity is a main condition of human's economic autonomy providing confidence in the future. Nowadays work rehabilitation is a way of involvement of disabled people to active life. In the article the problem of disabled people's activity is being researched. Creating conditions in universities, providing availability of education to disabled people, is becoming more relevant every year. The author highlights that the increase of the number of disabled students in Russia can be seen, and the level of graduation by disabled people almost doubled. Main directions of state politics and static data of their employment in aspect of solving the problem are being demonstrated. Research of this field allow to identify problems that are related to work activity, for example, low pay, job instability, low probability of getting qualification and career advancement. In the article the author notes the main indicators that are being used in solving problems of disabled people's employment. These indicators are level of employment and duration of searching for the job. The effectiveness of using the methods of leveling problems related to disabled graduates implies identification of most demanded directions of professional activity. Systematic work will allow to increase level of employment of disabled students in the future.

Keywords: inclusive education, inclusion, graduate, disability, disabled person, special health needs, employment, speciality.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. С целью достижения равноправия в области получения образования в период демократизации социальных отношений и построения социального государства в Российской Федерации формируется и продвигается система инклюзивного образования. Понятие «инклюзия» включается в социально-культурное пространство России как более высокий новый уровень социального равенства. Инклюзивное или включенное образование относительно новая для образовательной практики России форма обучения, основанная на принципе «научения жить вместе». Создание условий в вузах, гарантирующих доступность и качество образования лиц с инвалидностью, приобретает с каждым годом все большую актуальность. В течение последних лет в России наблюдается устойчивая тенденция роста численности студентов с инвалидностью. По данным Федеральной службы государственной статистики [1] численность студентов в высших образовательных организациях в 2014-2015 гг. составила 16768, а в 2015-2016 гг. - 18043 человек. Уровень выпуска специалистов с инвалидностью 2016 г. в сравнении с 2015 г. вырос почти вдвое (2015 г. - 2561, 2016 г. - 4120). На основе указанной динамики роста численности студентов с инвалидностью можно прогнозировать неизбежное увеличение их доли в общем количестве студентов [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассмотрением инклюзивного образования в различных контекстах занимались такие ученые как Л. И. Аксенов, Б.Г. Ананьев, С.А. Беличева, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, М.А. Галагузова, Н.С. Грозная, А.И. Дьячков, Е.В. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Малофеев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Е.А. Ямбург, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Их исследования способствовали развитию методологии, теории и прикладных аспектов инклюзивного образования, стали основой дальнейшему развитию тенденций инклюзии в образовательных учреждениях разного уровня [3]. Особенную важность имеет изучение основных проблем трудоустройства выпускников с инвалидностью, которое должно стоять в ряду основных ориентиров, определяющих направление деятельности вузов. В Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН 13 декабря 2006 года, в 1 пункте 27 статьи сообщается следующее: «государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов» [4].

Формирование целей статьи. Образовательная си-

Muller Olga Yurevna RELEVANT PROBLEMS .

pedagogical sciences

стема на современном этапе развития обладает множеством проблем, которые требуют последовательного решения. Одним из наиболее актуальных вопросов является трудоустройство выпускников после окончания учебных заведений. В настоящее время выпускники учреждений высшего образования оказываются в весьма сложной ситуации, сталкиваясь с жесткими условиями рынка труда. Именно молодежь являет собой наиболее многочисленную группу безработных — около 30% от общего числа зарегистрированных нетрудоустроенных лиц [5, С. 69].

Несмотря на это, в действительности, выпускники с инвалидностью сталкиваются с еще большим количеством проблем при устройстве на работу, чем другие представители их возрастной группы. Отсюда, целью данной статьи является поиск путей решения проблем трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Наличие профессионального образования не является гарантией того, что выпускники с инвалидностью будут обеспечены рабочим местом. Но, получив высшее образование, большинство лиц с инвалидностью не могут трудоустроиться по своей специальности. Это объясняется тем, что эта группа населения оказывается в жестких условиях конкуренции на рынке труда — в приоритете остаются работники, которые не ограничены в осуществлении трудовой деятельности, и которые не нуждаются в дополнительных инвестициях на оборудование рабочих мест. Занятость выпускников-инвалидов образовательных организаций высшего образования остается практически нереализованной.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 г. [1] только половина поступающих студентов с инвалидностью справляются с образовательными программами и выпускаются. Кроме того, невысока и доля выпускников, работающих по специальности. А это значит, что рынок профессий для такой группы ограничен. Свидетельством этого является то, что рекомендации медико-социальной экспертной комиссии по трудоустройству получают почти 50% инвалидов трудоспособного возраста, однако в пределах законодательно установленного норматива у работодателей работает только каждый четвертый трудоспособный инвалид. Как правило, предприниматели используют людей с инвалидностью в основном с целью соблюдения квоты по трудоустройству инвалидов и использования льгот. Общеизвестным является факт, что создание рабочих мест для инвалидов практически формально и фактически является только декларациями, нереализованными на практике.

Разрешение проблем трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья упирается в многочисленные препятствия материального, ресурсного и социокультурного характера. В связи с этим уместно сказать, что движение к преодолению вышеупомянутых препятствий является возможным лишь в случае изменения подхода к формированию и непосредственной реализации социальной политики в сфере трудоустройства таких выпускников.

Несмотря на постоянное развитие законодательства о защите занятости инвалидов, а также распространение мер, направленных на интеграцию представителей этой социальной группы в жизнь общества, выпускники с ограниченными возможностями по сей день остаются социально незащищенной группой населения [6, С. 95].

В процессе поиска решений относительно трудоустройства выпускников с инвалидностью необходимо отметить, что они не могут быть идентичными для всех представителей этой довольно широкой социальной группы.

Так, к примеру, лица, имеющие инвалидность 2 группы, обладают иными возможностями осуществления трудовой деятельности, чем те, которым присвоена

3 группа инвалидности. 1 группа инвалидности официально признана нерабочей.

На сегодняшний день не существует отдельной статистики, демонстрирующей распределение по группам инвалидности среди выпускников учреждений профессионального образования. Тем не менее, показатели схожи с таковыми среди общего числа лиц с инвалидностью в Российской Федерации [7]. Эти данные по состоянию на 1 января 2016 года представлены на рисунке 1.

ii%

33% ■ 1 труппа

я ■2 группа

3 группа

51%

Рисунок 1 - Общая численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2016 года, тыс. человек

Наиболее многочисленной является категория лиц с инвалидностью 2 группы. Тем не менее, в количественном соотношении она незначительно превышает ту, в которую входят лица с инвалидностью 3 группы. Условия предоставления рабочего места представителям этих групп являются схожими.

Число трудоустроенных выпускников с инвалидностью равняется 17,2% от общего количества лиц исследуемой социальной группы. При этом мужчины обладают большими шансами на получение рабочего места — количество вовлеченных в трудовую деятельность составляет 17,5%; женщины являются менее социально защищенной группой — лишь 16,7% от общего числа выпускниц с инвалидностью оказываются трудоустроенными.

Такие низкие показатели трудоустроенности данных выпускников являются критическими. Следует отметить, что именно уровень трудоустроенности людей в стране является одним из важнейших показателей ее экономического развития.

Также важным показателем при выявлении основных проблем трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья является продолжительность поиска работы. Данные относительно этого аспекта по месяцам представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Средняя продолжительность поиска работы выпускниками с инвалидностью по месяцам, 2016

год

педагогические науки

Муллер Ольга Юрьевна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...

Исходя из данных рисунка, можно выявить, что средняя продолжительность поиска работы представителями исследуемой социальной группы составляет 10,2 месяцев.

Лишь 7,1 % выпускников трудоустраиваются менее чем за месяц с начала поиска рабочего места; абсолютное большинство выпускников с инвалидностью (51,8%) тратят на поиск рабочего места более года.

Многочисленные исследования в области трудоустройства выпускников с инвалидностью позволили помимо основной проблемы — высокого уровня безработицы среди представителей данной социальной группы - выявить иные, которые связаны непосредственно с осуществлением трудовой деятельности: низкая оплата труда, нестабильность занятости, низкие шансы получения квалификации и продвижения по карьерной лестнице [9, С. 38].

Меры поддержки занятости лиц с инвалидностью делятся на две группы: меры, которые направлены на вовлечение инвалидов в жизнь общества; меры, которые направлены на компенсацию влияния плохого здоровья на положение индивидов в обществе. В процессе поиска решений проблем трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, особую роль играют меры интеграции. Среди них можно выделить такие, как обустройство рабочего места, субсидирование занятости, полное сопровождение процесса занятости, трудоустройство на специализированных предприятиях и резервируемых рабочих местах, профессиональная реабилитация работников [10, С. 171].

Совокупность применяемых интеграционных мер стимулирует спрос на труд лиц с инвалидностью, что обусловлено предоставлением различных льгот работодателям или установлениям квот на трудоустройство выпускников с инвалидностью. Их неисполнение подразумевает применение штрафных санкций [11, С. 47].

Также необходимо отметить, что интеграционные меры обеспечивают необходимые и равные условия труда выпускникам с инвалидностью, то есть стимулируют также и предложение их труда.

Эффективность применения мер по нивелированию проблем, связанных с трудоустройством выпускников с инвалидностью, подразумевает выявление наиболее востребованных направлений профессиональной деятельности.

Наиболее востребованы выпускники с инвалидностью в сфере сельского и лесного хозяйств и охоты. Наименее востребована исследуемая категория граждан в сфере рыболовства и рыбоводства, а также добычи полезных ископаемых.

Следует принимать во внимание эти тенденции и осуществлять профессиональную подготовку лиц с инвалидностью в соответствии с ними.

Сегодня в связи с развитием информационных технологий занятость все больше тяготеет к менее жестким формам, распространение получают удаленная занятость, самозанятость и некоторые другие явления, общей чертой которых является снижение зависимости работника от работодателя.

Человек с ограниченными возможностями может работать удаленно, имея элементарный набор умений и навыков.

Одним из вариантов трудоустройства выпускников с инвалидностью является надомная работа.

Преимущества этого вида деятельности для лиц с ограниченными возможностями вполне очевидны — для них не нужно обустраивать специализированные места, а, следовательно, работодатели будут проявлять больший интерес к таким соискателям.

Надомная работа является также вариантом трудоустройства для выпускников с 1 группой инвалидности. Выбор конкретного типа надомной работы зависит от навыков и умений отдельно взятого лица.

Наиболее распространенными вариантами являются ИТ-технологии, репетиторство, инвестирование и торговля на бирже, создание изделий с последующей продажей через сеть Интернет.

Как можно видеть, развитие информационных технологий предоставляет широкие возможности для выпускников с ограниченными возможностями.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, проблемы, возникающие у выпускников с инвалидностью, можно назвать типичными для всех молодых специалистов; тем не менее, поиск работы среди этой категории населения значительно осложняется ограниченностью возможностей осуществления некоторых видов деятельности.

Государственная политика направлена на решение основных проблем, связанных с трудоустройством молодых специалистов с инвалидностью.

Основными средствами являются введение ряда квот и льгот. Уместно сказать об увеличении количества учебных мест для лиц с инвалидностью по конкретным специальностям — в сфере сельского и лесного хозяйства, обрабатывающего производства, оптовой и розничной торговли, авторемонта.

Хорошим вариантом для осуществления трудовой деятельности, приобретающим сегодня все большую популярность, является надомная работа.

Планомерная работа по преодолению проблем, связанных с трудоустройством выпускников с ограничениями здоровья, со временем позволит сместить показатели занятости данной группы населения с критической отметки в положительную сторону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks. m/free_doc/new_site/population/invalid/5-1.doc

2. Рассказов Ф. Д. Инклюзивное образование в высшей школе: проблемы и решения / Ф. Д. Рассказов, О. Ю. Муллер // Север России : сборник научных трудов // Всерос. научно-практ. конф. 25 мая 2017 г. Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. C. 66-70.

3. Тимохина, Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] // Интернет - журнал Науковедение. 2014. № 3. Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf.

4. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.un.org/ ru/documents/ decl_conv/ conventions /disability.shtml.

5. Шилина, Е.Б. Проблема трудоустройства выпускников после ВУЗов // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования : сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. С.67-71.

6. Насретдинова, М.М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов / М.М. Насретдинова // Социологические науки. 2013. № 7. С.94-97.

7. Статистика инвалидности в России [Электронный ресурс]//Особенный банк — платформа для обмена информацией и взаимодействия с людьми с инвалидностью и экспертами в области доступной среды. Режим доступа: http://specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia.

8. Официальная статистика положения инвалидов [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/ wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ popu-lation/ disabilities.

9. Аржаных, Е.В. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Аржа-ных, О.А. Гуркина, А.М. Терехова // Высшее образование в России. 2014. №10. С.35-44.

10. Демьянова, А.В. Меры государственной поддержки занятости инвалидов в России / А.В. Демьянова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №4. С.160-185.

Muller Olga Yurevna RELEVANT PROBLEMS .

pedagogical sciences

11. Новиков, М.Л. Технологии трудоустройства людей с инвалидностью / М.Л. Новиков, С.В. Пак, Р.Э. Жилина. М. : Перспектива, 2012. 63 с.

Статья поступила в редакцию 02.11.2017 Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.