2. Финансовые отчеты предприятий пищевой промышленности Кыргызской Республики. Бишкек, 2014.
On the essence of the tax mechanism Keresova M.
О сущности налогового механизма Кересова М. К.
Кересова Мирабэлла Кересовна /Keresova Mirabella — старший преподаватель, экономический факультет, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена изучению вопросов содержания и состава налогового механизма.
Abstract: the article is devoted to the study of the content and structure of the tax mechanism.
Ключевые слова: налог, налоговая политика, налоговый механизм. Keywords: tax, tax policy, tax mechanism.
Как нам известно, понятие «налоговый механизм» ассоциируется с дефиницией «государство». Эволюционный процесс развития налоговых правоотношений напрямую сопряжен с развитием государственного строя, его функционирования и методов управления обществом. В связи с этим вопрос изучения категориального аппарата налогового механизма остается открытым.
Вопрос осуществления государством налоговой политики посредством налогового механизма среди ученых не вызывает полемики. На сегодняшний момент в кыргызской экономической литературе отсутствуют исследования, посвященные налоговому механизму, как целостной взаимосвязанной системы. Чаще всего налоговый механизм упоминается инструментом налогового регулирования, что значительно сужает его функциональные возможности.
Если обратиться к налоговому законодательству, в частности к Налоговому кодексу Кыргызской Республики (далее - НК КР) мы не найдем определения, раскрывающего сущность налогового механизма. В первой части НК КР имеется несколько понятийных определений элементов налогового механизма не всегда отличающихся исчерпывающим содержанием. В этой связи нам необходимо рассмотреть аспекты, раскрывающие понятие налогового механизма.
Так называемые широкие определения достаточно часто встречаются в экономической литературе, так, например, ряд ученых дают такие определения налоговому механизму: Е. А. Аринин и А. Г. Щербинин: «Механизм государственного управления общественного отношения» [1]; Е. С. Вылкова, А. Э. Сердюков: «Совокупность налоговых методов и инструментов (рычагов), обеспечивающих налогообложение в конкретный исторический период» [2, с. 53]; к примеру, Е. А. Ковалева налоговому механизму дает следующее определение: «Механизм перераспределения национального дохода. Налоговый механизм, как один из механизмов института государственных закупок, предназначен для обеспечения поступления финансовых ресурсов в государственную казну и их последующего перераспределения через уже бюджетный механизм» [3], в последнем определении непонятно, почему автор налоговый механизм причисляет к институту государственных закупок, как известно инструменты государственной политики иных отраслей права формируют соответствующие механизмы (финансовый, кредитный, бюджетный и т.д.).
В противовес широкому понятию существуют достаточно узкие определения, например взгляд В. М. Тереховой на данное понятие звучит следующим образом: «Механизм налогового регулирования отраслевого развития реализуется через повышения или понижения налоговых ставок, их дифференциацию для различных категорий налогоплательщиков, изменение периодичности уплаты налогов, предоставление налоговых льгот и др.» [4]. Такое видение данного определения, на наш взгляд, предстает достаточно ограниченно в части элементов налогового механизма. Представленные элементы имеют место в структурной иерархии налогового механизма, но игнорирование остальных элементов мы считаем невозможным.
С мнением А. З. Дадашева, которое представлено, как: «Налоговый механизм это механизм налогового регулирования, представляет собой средство увеличения прибыли хозяйствующих субъектов и роста объема их собственных финансовых ресурсов» [5], мы, пожалуй, не согласимся по следующим вопросам. Во-первых, автор сузил функциональные возможности налогового механизма до масштаба инструмента налогового регулирования. Во - вторых, конкретизация влияния налогового механизма на увеличение прибыли хозяйствующих субъектов, мы считаем избыточным.
К ряду узких понятий можно отнести авторов, дающих определение налогового механизма посредством налоговых отношений, так Е. Ю. Жидкова: «Совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается достижение целей налоговой политики» [6, с. 87]; Д. Г. Черник: «Совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков». По нашему мнению представленные определения не в полной мере отражают исследуемое понятие.
Также через отношения, но уже экономические, в развернутом виде предстает определение А. С. Богданова: «Комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения и взимания налогов, распределения их между бюджетами разных уровней, налогового администрирования, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, порядок которых прописан в соответствующих законодательных и нормативных правовых документах» [7]. Приведенное определение, несмотря на свою детализацию, по нашему мнению, не полностью раскрывает сущность исследуемого понятия, вследствие фрагментарного представления структурных элементов налогового механизма. Автор выстроил противоречивую структуру элементов налогового механизма, порой дублирующих друг друга, например установление, введение и взимание налога, также привлечение к ответственности представляют собой часть налогового администрирования.
Интересным представляется мнение В. В. Кузнецовой, где налоговый механизм предстает как: «Своеобразное производство, основанное на правовой базе, которое представлено совокупностью форм и методов регулирования различных сторон жизни организации и направлено на упорядочение налоговых отношений» [8]. В данном определении, на наш взгляд, автор удачно применил обобщенный термин производство, но в части наполнения данного понятия он ограничился формами и методами регулирования жизни организации, что не в полной мере отражает суть понятия налогового механизма. В части регламентации производства правовой базой, мы полностью согласимся с автором, и считаем, что одним из отличительных элементов налогового механизма является полное соответствие налоговому законодательству.
В вышеприведенных примерах структура налогового механизма разнится, по нашему мнению в состав элементов необходимо включить элементы, которые А. Э. Сердюков причисляет к элементам налогового процесса: «Финансово-кредитное, материально-техническое, организационно-правовое и нормативное, кадровое и информационное обеспечение налоговой политики» [2].
В ходе исследования экономической литературы, изучив различные мнения по рассматриваемому вопросу, мы пришли к собственному варианту определения дефиниции налоговый механизм: «Налоговый механизм представляет собой совокупность форм, приемов и методов организации, регулирования налоговых отношений в соответствии с государственной налоговой политикой на основе налогового законодательства».
Литература
1. Щербинин А. Г. Правовые основы налогового контроля. Финансы, 1998. №5. С. 27-32.
2. Сердюков А. Э. Теоретические основы налоговой политики современной России. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2004. 142 с.
3. Ковалева Е. А. Механизмы функционирования института государственных закупок. Вестник ЧелГУ, 2010. № 28 (209). С. 46-51.
4. Терехова В. А. О налоговом регулировании отраслевого развития экономики. Все для бухгалтера, 2010. № 9. С. 44-49.
5. Дадашев А. З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности. Финансы, 2008. № 5. С. 30-35.
6. ЖидковаЕ. Ю. Налоги и налогообложение. М., 2009. 480 с.
7. Богданов А. С. Формирование налоговой политики региона с целью обеспечения его экономической безопасности: дис. ... к-та экон. наук: 08.00.10. Орел, 2014. 204 с.
8. Кузнецова В. В. Принципы действия налогового механизма. Российское предпринимательство, 2007. № 1 (85). С. 101-105.
9. Кересова М. К. Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности в Кыргызской Республике // European research, 2015. № 9 (10). С. 16-21.
10. Кересова М. К. Правовые основы налогового регулирования инновационной деятельности // European research, 2015. № 9 (10). С. 21-26.
Rehabilitation and socialization of persons with disabilities is the main
task of the state Bakaeva M.
Реабилитация и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья - основная задача государства Бакаева М. А.
Бакаева Мээрим Азизбековна / Bakaeva Meerim — преподаватель, соискатель, кафедра экономики, менеджмента и бизнеса, Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: рассматривается социальная политика государства в отношении социально уязвимых слоев населения, в частности людей с инвалидностью. Анализируется динамика развития количества лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаются механизмы социализации и сокращения бюджетных затрат, направленных на содержание и обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья путем создания «Фонда по социальной поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Abstract: examines social policy in relation to socially vulnerable layers of the population, in particular people with disabilities. Analyses the development of the number of persons with disabilities. Proposed mechanisms of socialization and the reduction of budgetary expenses, to the contents and services for persons with disabilities by creating the "Fund for social support ofpersons with disabilities ".
Ключевые слова: уязвимые слои населения, пенсия, пособия, лечение, трудоустройство, социализация.
Keywords: vulnerable populations, pension, benefits, treatment, employment, socialization.
УДК: 330.8(575.2) (043.3)
Исследование показало, что в Кыргызской Республике, социальная политика в отношении социально уязвимых слоев населения, в частности людей с инвалидностью, в основном построена на компенсационной основе, т. е. на прямых денежных выплатах в виде пенсий, пособий и денежных компенсаций. Такой подход, по нашему мнению, является много затратным, так как не учитывает сохранившиеся возможности, способности и потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), не ориентирует общество и самих ЛОВЗ на выздоровление, физического, умственного и интеллектуального развития и использования потенциала личности в обществе.
Развал СССР вызвал резкое снижение уровня финансирования всех секторов экономики, в том числе и здравоохранения. Расходы экономически развитых стран на здравоохранение в среднем составляют 6-7 % от ВВП [1, с. 10]. Этот показатель в Кыргызской Республике не превышает 3 % от ВВП. Следовательно, требуется разработка новой государственной социально-экономической политики в отношении людей с инвалидностью, делающая акцент на придание комплексного подхода данного вопроса. С учетом этих обстоятельств необходимо развивать реабилитацию ЛОВЗ как науку, как систему комплексных мер, направленных на уменьшение воздействия факторов и условий на увеличение количества лиц с инвалидностью. И она по своему характеру должна быть многопрофильной и непременно включать медицинские, социальные, профессиональные и трудовые аспекты.
Для того чтобы ЛОВЗ имел возможность реализовать себя как личность, ему необходимо создать условия льготного доступа к медицинским и образовательным услугам, которые дадут возможность в будущем обеспечить его трудовой занятостью.
Так, например, социальная реабилитация ставит своей целью формирование у ЛОВЗ устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества, а