Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЛОГЕРСТВА КАК НОВОГО КАНАЛА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЛОГЕРСТВА КАК НОВОГО КАНАЛА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блог / блогер / блогерство / социальная мобильность / канал социальной мобильности / про-фессия / blog / blogger / blogging / social mobility / social mobility channel / profession

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панкратова Екатерина Владимировна, Тенчова Екатерина Викторовна

Анализируется социологическое блогерство как канал социальной мобильности. Рассматриваются акту-альные теории социальной мобильности, история развития блога как нового явления социальной действи-тельности. На основе анализа литературы даются определения понятий: социальная мобильность, канал со-циальной мобильности, блог, блогер, блогерство; представлены различные категории блогеров; рассматри-ваются основные способы использования блога. Целью работы является получение ответа на два вопроса. Первый: отвечает ли блогерство характеристикам канала социальной мобильности, о которых говорили теоретики социологии? Второй: можно ли в полной мере приравнять блогерство к профессиональной деятельности? В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные результаты. Авторы обосновывают вывод, что блогерство способствует изменению по-ложения человека в социальной структуре как по горизонтали, так и по вертикали, дает возможность с макси-мальной интенсивностью продвинуться вверх по социальной лестнице, является каналом мобильности. На ос-нове применения методов анализа литературы, наблюдения отмечается, что блогерство следует считать про-фессией, еще не институционализированной формой, но находящейся в активной фазе становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF BLOGGING AS A NEW CHANNEL OF SOCIAL MOBILITY

The article is devoted to the sociological analysis of blogging as a channel of social mobility. The article discusses cur-rent theories of social mobility, the history of the development of the blog as a new phenomenon of social reality. Based on the analysis of the literature, definitions of the concepts of social mobility, social mobility channel, blog, blogger, blogging are given; various categories of bloggers are presented; the main ways of using the blog are considered. The aim of the work is to get an answer to two questions: the first – does blogging meet the characteristics of the social mobility channel, which were discussed by the theorists of sociology?; the second is it possible to equate blogging with professional activity? In conclusion, the results of the study are summarized, the main results are summarized. The conclu-sion is substantiated that blogging definitely contributes to changing the position of a person in the social structure both hori-zontally and vertically, makes it possible to move up the social ladder with maximum intensity, is a channel of mobility. Based on the application of methods of literature analysis and observation, it is noted that blogging should be considered a profession that has not been institutionalized yet, but it is in an active phase of formation.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЛОГЕРСТВА КАК НОВОГО КАНАЛА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

Вестник Нижегородского уни верситета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2023, № 3 (71), с. 125-131 125

УДК 316.444

DOI 10.52452/18115942_2023_3_125

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЛОГЕРСТВА КАК НОВОГО КАНАЛА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

© 2023 г. Е.В. Панкратова, Е.В. Тенчова

Панкратова Екатерина Владимировна, к.соц.н.; доцент кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом Ивановского государственного университета e_v_pankratova@mail.ru Тенчова Екатерина Викторовна, преподаватель кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом Ивановского государственного университета

tenchova@mail.ru

Стетья пиатупиле оредекцию 09.01.2023 Стетья приняте к публикеции 21.07.2023

Анализируется социологическое блогерство как канал социальной мобильности. Рассматриваются актуальные теории социальной мобильности, история развития блога как нового явления социальной действительности. На основе анализа литературы даются определения понятий: социальная мобильность, канал социальной мобильности, блог, блогер, блогерство; представлены различные категории блогеров; рассматриваются основные способы использования блога.

Целью работы является получение ответа на два вопроса. Первый: отвечает ли блогерство характеристикам канала социальной мобильности, о которых говорили теоретики социологии? Второй: можно ли в полной мере приравнять блогерство к профессиональной деятельности? В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные результаты. Авторы обосновывают вывод, что блогерство способствует изменению положения человека в социальной структуре как по горизонтали, так и по вертикали, дает возможность с максимальной интенсивностью продвинуться вверх по социальной лестнице, является каналом мобильности. На основе применения методов анализа литературы, наблюдения отмечается, что блогерство следует считать профессией, еще не институционализированной формой, но находящейся в активной фазе становления.

Ключеоые алиое: блог, блогер, блогерство, социальная мобильность, канал социальной мобильности, профессия.

Введение

Новые информационные технологии интегрируют мир в глобальных сетях инструментализма. Опосредованная компьютерами коммуникация породила великое множество виртуальных сообществ [1, е. 43]. В информационном обществе происходят процессы социальной мобильности, которая представляет изменение социального положения человека, переход индивида из одного социального статуса к другому или же смену социального положения без изменения статуса. В социологии теория социальной мобильности пользуется особой популярностью и имеет интересную историю. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена вниманием ученых к изменениям социальной структуры общества. Важное значение имеет теория социальной мобильности, которая представляет собой механизм изменения социального положения личности, показывающего состояние социальной структуры и систему социальной стратификации общества [2, с. 200].

В данной статье представлен социологический анализ блогерства как канала социальной

мобильности. Изучение данной темы сопровождается авторским поиском ответов на два принципиальных вопроса. Первый вопрос: отвечает ли блогерство характеристикам канала социальной мобильности, о которых говорили теоретики социологии? Исследовательский интерес фокусируется главным образом на теориях К. Маркса, П. Сорокина, Д. Урри [3-5]. Второй вопрос, на который предстоит ответить в данной статье: можно ли в полной мере приравнять блогерство к профессиональной деятельности?

Блог, блогер, блогерство, блогосфера: специфика понятий

Прежде всего, рассмотрим понятие блогер-ства. Существуют разные точки зрения на вопрос появления блогов и причины роста популярности такого занятия. Одним из основателей блогинга называют Тима Бернеса-Ли, известного своим созданием WWW (то есть Всемирной паутины). Авторство блогерства приписывают и первому публикующему на страницах сети свой дневник американцу Джастину Холлу. Родона-

чальниками блогерства, как утверждает А.В. Чеботарева, считаются Тревис Петлер, создавший термин weblog из слов web - от сервиса www и log в значении «журнал», а также Джон Бергер, редактор интернет-дневника, использовавший в конце 90-х годов XX в. термин weblog, обосновав его происхождение от выражения logging the web, что значит «веду дневник в сети». Последующему развитию блогерства способствовали площадки Blogger и LiveJournal [6, с. 104].

Блогерством можно заниматься из любой точки планеты, в любом городе, деревне, как в России, так и за рубежом. Известнейшие блоге-ры могут набирать около миллиона просмотров в месяц, зарабатывая на этом огромные суммы денег [7, с. 201]. Главными понятиями, которые составляют тему исследования, являются «блог», «блогер», «блогерство», «блогосфера». Обратим внимание на общепринятые интерпретации. Блог - это личный или групповой, доступный аудитории интернет-сайт пользователя, включающий публикуемые регулярно или время от времени тексты-посты, фотографии, видео, предполагающие довольно простую систему управления и возможность взаимного обмена мнениями с подписчиками и другими пользователями Интернета. Для блогов характерна возможность публикации отзывов, которые называются «комментарии» читателей бло-га [8, с. 180]. Блогер - пользователь сети Интернет, который регулярно ведет блог. Блоги создаются одним человеком, иногда небольшой группой и часто посвящены одной теме. Самыми актуальными являются блоги про отношения, которые насчитывают большое количество подписчиков и быстро развиваются [9, c. 139]. Блогерством (или еще одно общепризнанное название «блогинг») следует называть процесс содержательного наполнения собственного сайта (иначе - блога), вид деятельности, при котором человек, владеющий собственным блогом, создает свой уникальный контент [10, с. 60]. Блогосфера - совокупность всех индивидуальных блогов, которые располагаются на конкретной интернет-площадке. Блогерство - это форма занятости, так как человек зарабатывает деньги, и деятельность от развития блога часто является единственным источником дохода [11, с. 57]. Блогеров смело относят к фрилансерам, они стимулируют продажи разного рода товаров, рекламируя их на своих страницах в сети.

Существует несколько категорий людей, занимающихся подобной деятельностью. К первой категории относятся блогеры, которые с аудиторией делятся событиями своей жизни: сфотографировали себя, написали о том, что

было за день (это может быть не нагруженный смыслом рассказ), и выложили на свою страницу в Интернете. Вторую категорию составляют блогеры, показывающие собственные профессиональные умения, которые представлены наиболее наглядно, например мастер-классами. Кто-то из них учит пению, выкладывает свои спортивные тренировки, дает советы, как правильно строить, вязать или готовить еду. В третью категорию входят хорошо известные широкой публике блогеры: артисты, политические деятели, авторитетные в разных сферах люди. В настоящее время удержать большое внимание публики без собственного блога становится невозможным. Последняя категория включает блогеров-аналитиков, повествующих о том, какие товары или услуги стоит выбирать, а какие нет, анализирующих события, происходящие в мире, и ситуации, разворачивающиеся в межличностных отношениях. Отметим, что последняя категория блогеров может высказывать свою экспертную точку зрения по любому поводу [11, а 56-57].

Популярность социального взаимодействия в блогосфере и использование ее для намеренного распространения информации обусловливают формирование группы профессиональных блогеров [12, с. 18].

Блогерство как канал социальной мобильности

Первый вопрос, ответ на который принципиально важен в данной работе: отвечает ли блогерство характеристикам канала социальной мобильности, о которых говорили теоретики социологии? Для этого мы провели социологический анализ основных теорий социальной мобильности. Теоретико-методологическую основу анализа составили труды западных и отечественных ученых, посвященные анализу социальной мобильности: К. Маркса, П. Сорокина, Д. Урри, У. Бека [3-5; 13].

Проясним, можно ли относить блогерство к каналу социальной мобильности. Совершенно очевидно, что проблема мобильности относится к категории «вечных» в науке. Изменяются общественные условия, но человек или группы продолжают свое движение в рамках социальной структуры. Предшественником прекрасно известного и почитаемого не только в социологии П. Сорокина является А. Дюмон (1849 -1902 гг.), автор теории социальной капиллярности. Именно она обусловливает процесс подъема людей к высоким статусам улучшением качества их жизни (далее данный процесс получил название социальной мобильности) [14, с. 60].

Сициилигичеакии енелиз блигератое кек ниоиги кенеле аициельнии мибильниати

127

Карл Маркс (1818-1883 гг.), раскрывая классовую структуру общества, показал изменение классовой позиции человека. Первый вид мобильности групп, который выделил Маркс, -пролетаризация, иначе процесс, при котором происходит обеднение мелкой буржуазии. Второй вид - пауперизация, то есть обнищание рабочего класса. Третий вид - обуржуазившие, иначе переход рабочего класса в буржуазный [2, 3].

Признанным классиком теории социальной мобильности, который ввел в науку термин социальной мобильности (1927 г.), является Пи-тирим Сорокин (1889-1968 гг.). Что такое мобильность, с точки зрения ученого? «Социальная мобильность - это передвижения внутри социального пространства» [4, е. 373-404]. Здесь речь идет о перемещении индивидов, социальных групп и социальных объектов. Следует отметить, что для изучения социального положения человека необходимо исследовать семейное положение, гражданство, религиозную принадлежность, профессию. Социальная мобильность - переход личности из одной социальной позиции в другую. Ученый выделяет в качестве основных видов мобильности горизонтальную и вертикальную. Последняя рассматривается в двух направлениях: восходящая и нисходящая. Стоит упомянуть и такие проявления мобильности, как интенсивность и всеобщность. Первое указывает на конкретное число слоев, которые человек может преодолеть за определенный промежуток времени. Причем личность может менять свой статус по разным критериям - экономическому, политическому, профессиональному. Второе проявление мобильности - всеобщность - определяется количеством человек, сумевших подняться вверх (реже - опуститься вниз) по социальной лестнице за конкретный временний отрезок. Сложив вместе оба показателя, можно получить некий интегральный показатель социальной мобильности, который будет меняться в зависимости от социальных, политических, экономических, духовных условий жизнедеятельности в конкретном социуме. Также П.А. Сорокин выделил важное понятие - «каналы социальной циркуляции», привычное название хорошо известных «лифтов», среди которых наиболее активными он позиционировал армию, школу, церковь, политические, профессиональные и многие другие организации [4]. Однако эти каналы в настоящее время теряют свое значение. Для современной молодежи ценности службы Родине, образования, труда и семьи хотя и имеют место, но теряют свою значимость [15, 16].

Среди наиболее активных каналов мобильности, способствующих движению личности в

иерархии социальной структуры, отметим бло-герство. Оно дает возможность с максимальной интенсивностью продвинуться вверх по социальной лестнице, при этом не иметь максимально развитого социального капитала и человеческого потенциала. Истории блогеров пестрят рассказами о том, как они, будучи представителями низших слоев общества, не имеющие хорошего образования, профессии, семьи, которые могли бы способствовать социальному продвижению, стали топовыми блогерами и имеют в настоящее время высокий статус, сопровождаемый доходом, популярностью, авторитетностью.

Обращаясь к труду У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну» (1986 г.), стоит выделить следующую мысль: «социальная мобильность, как, кстати, и мобильность географическая, даже повседневная мобильность между домом и рабочим местом, перемешивают жизненные пути и ситуации людей» [13, с. 72]. Данный тезис очень важен в контексте понимания блогерства, которое позволяет максимально расширять круг общения. Этот канал мобильности позволяет формировать сообщества знакомых и впоследствии ориентироваться на их опыт, знания, тем самым находить решения и выходы из различных социальных ситуаций, что может способствовать и изменению статуса личности.

Британский социолог Дж. Урри (19462016 гг.) пишет, что развитие технологий предоставляет людям новые возможности для пространственных перемещений, которые становятся неотъемлемой частью жизни и развития современного общества. По мнению А.В. Ходыкина, «преимущество социологии мобильностей Урри для исследования виртуальных мобильностей состоит в том, что он создал модель, позволяющую объединить перемещения в пространстве как источник производства социального в современном мире и виртуальную реальность как модель реального пространства в виртуальном» [17, с. 586]. Урри выделяет следующие мобильности:

- путешествия, которые происходят в сознании людей на основе образов из таких источников, как литература, кино, фотографии. Недостаток возможностей, которые крайне важны для путешествий, создаются и получают развитие за счет информационных технологий. В отношении блогерства следует отметить один уникальный момент. Мобильность посредством воображаемого путешествия осуществляет не только сам блогер, который может таким образом насытить свой блог информацией, но и его подписчики, его виртуальное окружение, ценители его деятельности, которые тоже благодаря

этому перемещаются в пространстве, меняют свое положение. Другие каналы мобильности, которые действуют более традиционно, не предоставляют такой возможности;

- взаимодействия на основе коммуникации, реализуемые через обмен текстовыми сообщениями, через факс, телефон. Физическое пространство преодолевается коммуникационными сетями [5, с. 136; 17]. Для ведения содержательного блога, который будет интересен окружению, необходимы большие объемы информации различного содержания, представленные в разных формах, например видеоролика, фотоматериала, устные или текстовые высказывания. Блог не ограничен объемом информации в принципе, в отличие от личного или группового реального общения. Получение информации дает возможность мобильных перемещений самого блогера, так и его подписчиков;

- следующий вид мобильностей - виртуальные, то есть способность находиться не в том месте, в котором человек присутствует в реальный момент, а наблюдать, слышать, находиться в другом пространстве на основе действительности, именуемой виртуальной. Телевидение, виртуальные путешествия, видеозаписи лекций - это виртуальные мобильности. Итак, с помощью совершенствования средств передвижения, развития коммуникационных сетей, создания в виртуальном пространстве моделей физического пространства человек способен преодолевать последнее [5, 18; 17, с. 582], что по своей сути и выступает задачей блогера.

Таким образом, блогерство обеспечивает перемещение блогера в социальной структуре общества и в целом социальном пространстве. Этот канал может способствовать и горизонтальной (например, виртуальные географические перемещения), и вертикальной мобильности (например, повышение дохода блогера с ростом его популярности). Блогерство как канал мобильности характеризуется высокой степенью интенсивности, так как позволяет за максимально короткие сроки добиваться наивысших социальных позиций. Блогерство способствует расширению круга социальных связей блогеров. Кроме того, этот канал мобильности определяет передвижение блогера в пространстве как источник производства социальных связей и отношений, а виртуальную реальность для многих блогеров превращает в модель реальной жизнедеятельности.

Блогерство как профессиональная деятельность

Следующий вопрос, на который нужно ответить: можно ли в полной мере приравнять блогерство к профессиональной деятельности?

С одной стороны, блогерство является профессиональной деятельностью, так как оказывает влияние на социальный статус человека, является средством заработка, с другой - оно не является признанным профессиональным занятием личности; требования к квалификации блогера не определены нормами и не дают возможности определить степень квалификации и уровень профессионализма. При этом в настоящее время мы отмечаем появление огромного количества учебных заведений, которые предоставляют образовательные услуги и готовят «профессиональных блогеров».

Узнаваемый блогер стремится построить образ, который понятен и близок большинству. Он должен быть искренним, ведь это эмоционально привязывает подписчика, потому что кажется, что знаменитость показывает свое истинное лицо только ради него. Интернет-блогеры пытаются, с одной стороны, сохранять минимальную дистанцию с аудиторией, но, с другой стороны, ставят себя на более высокое место, строя вертикальные отношения как популярного и значимого человека, который делится чем-то важным с аудиторией. В современном общении блогера с аудиторией происходит игра с психологическими установками зрителя, который проникается симпатией к человеку, делящемуся именно с ним (а когда человек держит в руках телефон и смотрит видео, он физически не ощущает присутствия аудитории, пусть и многомиллионной) своей личной информацией. Блогеры становятся близкими людьми, с которыми хочется строить общение, так как формируется привязанность. Этим объясняется желание людей комментировать фото и видео, писать личные сообщения блогерам, так как коммуникация с ними почти не имеет отличий от коммуникации с другом [19, с. 30]. Получается, что блогер сочетает в себе несколько профессий - он и психолог, и актер, и журналист, но при этом в российском обществе его деятельность официально не признается профессией, так как в классификаторе профессий она не значится [20].

Такая ситуация свидетельствует, что данный вид деятельности находится в переходном состоянии. ВЦИОМ и ЦСП «Платформа» на основе выводов, полученных в результате социологического исследования, позволяют говорить, что блогерство постепенно становится особой профессией. Это подтверждают некоторые специфические черты данного явления: блогер работает за материальное вознаграждение, причем занятость именно этим видом деятельности может выступать главным и единственным источником доходов человека; блогеры оказывают

свои услуги постоянно, так как при несвоевременном обновлении контента интерес к блогу читателей падает; блогерство приобретает черты институционализированной деятельности, так как создание популярного и востребованного аудиторией блога требует работы слаженной команды профессионалов; деление блогеров на подгруппы по виду конкретной деятельности, популярности и т.д. (например, появление отдельной подгруппы инфлюенсеров) [21, с. 144].

Стоит добавить, что блог позволяет человеку быть полезным людям - делиться своими мыслями, чувствами, ценностями, предпочтениями, знаниями, умениями, навыками, а именно трудовая деятельность направлена на получение практически полезного результата, что отличает ее от учения, игры или общения. Нельзя не затронуть вопрос необходимых блогеру умений и навыков, которые он использует при ведении блога, а некое профессиональное мастерство работника - опять же признак профессиональной трудовой деятельности.

Блог позволяет раскрыть профессиональные возможности человека, совершенствовать их, стать для части аудитории блогера наставником. В процессе ведения своего блога представитель любой профессиональной сферы имеет возможность поделиться с читателем своими компетенциями, предпочтениями, ценностями и взглядами. Блог имеет огромное преимущество в области рекламы, он намного эффективнее классической телевизионной или радиорекламы, так как там она воспринимается читателем добровольно, без активного навязывания, преимущественно соответствует интересам подписчиков. К тому же блог способствует появлению популярности, что повышает статус личности в обществе, ее финансовые возможности, ее востребованность на рынке труда [22, с. 20].

Ведение блога, с точки зрения исследовательниц В.В. Фурсовой и Д.Р. Гимадеевой, выступает новым видом деятельности, который имеет ряд несомненных преимуществ. Среди них: «возможность получения прибыли, развитие новых гибких форм занятости и завоевание популярности» [22, с. 24]. Что касается первого преимущества, стоит отметить, что начинающему блогеру не требуется в принципе никакого стартового капитала. С ростом популярности блога растет и прибыль. Поначалу такой вид деятельности может быть успешно совмещен с постоянной работой, далее, по мере развития блога, способен превратиться в автономный вид профессиональной деятельности. Второе преимущество для большой категории людей имеет особое значение. Это те люди, которые отказываются от традиционной занятости, не считая,

что она эффективна. Все большую популярность набирает фрилансерство, так как оно позволяет самому выбирать свои трудовые задачи, строить график работы, при этом экономя как временные, так и трудовые затраты. На этапе становления блог не приносит дохода и требует вложений (временных, интеллектуальных, зачастую и финансовых), но талантливый блогер обязательно найдет своего читателя. Третье преимущество востребовано чаще всего публичными людьми, которые заботятся о развитии своего социального капитала. Чем больше аудитория таких людей, тем выше их популярность, а значит, востребованность и материальный достаток. Но совершенно не обязательно, что блогерством заинтересованы исключительно люди публики. Очевидна значимость повышения своего статуса в узком социальном сообществе, например профессиональном, где лишних, случайных людей и не должно быть.

Опираясь на сказанное выше и возвращаясь к вопросу, является ли сейчас блогерство отдельным видом профессиональной деятельности, на наш взгляд, необходимо ответить положительно. Блогерство - это то явление, которое будет развиваться еще активнее, вовлекая в этот процесс все больше людей. Этому будет способствовать в том числе и активное развитие новых информационных технологий, удешевление Интернета и рост его качества. Блогинг как вид профессиональной деятельности в большей мере схож с работой журналиста. Однако журналистика опирается на признанные этические нормы, а блог на современном этапе зачастую пестрит нецензурными высказываниями, неприличными фото и видео, пропагандой непринятых в нашем обществе ценностей. Такие обстоятельства естественно противоречат не только этическому кодексу профессионала в любой сфере деятельности, но и морали в целом [23].

Исходя из того, что блогерство как особый популярный вид деятельности имеет очень широкое распространение среди населения, естественно, оно в ближайшем будущем будет обеспечено официальным статусом профессии, однако для этого требуется огромная работа по повышению правовой грамотности целого корпуса специалистов [23, с. 4]. Отметим, что актуальной остается разработка морального и этического кодекса этого вида профессии.

Заключение

Социологический анализ блогерства как канала социальной мобильности позволяет говорить, что оно однозначно способствует измене-

нию положения человека в социальной структуре как по горизонтали, так и по вертикали. Это занятие следует считать профессией, пусть еще и до конца формально не институционализированной, но находящейся в активной фазе становления. В свою очередь, сама профессиональная деятельность всегда выступала лифтом мобильности, с точки зрения классиков социологической теории. Блогерство как профессиональное занятие дает блогеру изменение статуса, формирование социального капитала, развитие своих профессиональных качеств, доход, популярность и узнаваемость, возможность самореализации, что делает его эффективным каналом социальной мобильности в современном обществе.

Спиаик литеретуры

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000. 606 с.

2. Батуренко С.А. Теории социальной мобильности в истории социологической мысли // Вестник Московского университета, Социология и политология. 2014. № 2 (18). С. 199-211.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Пер. И.И. Степанова-Скворцова. М.: Государственное издательство политической литературы,

1960. Т. 1. 908 с.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Прогресс, 1992. 543 с.

5. Урри Дж. Мобильности: Пер. с англ. М.: Прак-сис, 2012. 501 с.

6. Чеботарева А.В. Блогерство как социальный феномен // Экономика в социокультурном пространстве современности: проблемы, решения, прогнозы: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Владимир: Аркаим, 2021. С. 103-105.

7. Чечин О.П., Кравцова Д.С. Управление занятостью: блогерство - от увлечения к профессии // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2019. С. 199-203.

8. Лунякова Ю.А., Щанина Е.В. Блогерство как вид занятости современной молодежи // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного технического университета, 2019. С. 179-182.

9. Бурдюгова У.В., Козаченко А.И., Писарюк С.Н. Молодежное предпринимательство: блогинг в современном мире // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (сборник научных статей). 2019. С. 138-141.

10. Федотовская У.Р. Трэвел-блог как одна из разновидностей блогов // Вестник современных исследований. 2020. № 8-1 (38). С. 60-63.

11. Архипова В.Ю. Блогерство: социологический аспект // Мир современной науки. 2020. № 3 (61). С. 56-58.

12. Кульминская А.В. Социальная общность бло-геров: становление и развитие в российском обществе: Автореф. дис. ... к.с.н. Екатеринбург, 2013. 22 с.

13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой; Под ред. Л. Павлова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

14. Рыбьякова А.В. Социологическая трактовка идеи социальной мобильности // Вестник ПНИПУ (Социально-экономические науки). 2020. № 2. С. 59-71.

15. Прохода В. А. Образование как канал межпоколенной социальной мобильности в России и других европейских странах // Вестник Московского университета (Философия). 2019. № 3 (7). С. 65-80.

16. Косинов С.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Система социальной мобильности российского общества: оценка эффективности в условиях современной реальности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 4. С. 33-36.

17. Ходыкин А.В. Социологический анализ распространения виртуальных мобильностей как формы виртуализации пространственных перемещений (на основании социологии мобильностей Джона Урри) // Философия. Социология. Право. 2020. № 3. С. 579-588.

18. Тенчова Е.В., Панкратова Е.В. Роль образования как канала социальной мобильности в жизни современной молодежи // Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество: Сб. статей по итогам научно-методической конференции, Иваново, 24-25 ноября 2021 г. С. 19-28.

19. Таранова А. А. Экспертные блоги о сексе и психологии отношений на русском YouTube: социальная механика доверия интернет-блогерам // Научно-практические исследования. 2020. № 7-8 (30). С. 27-32.

20. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. URL: http://okpdtr.ru/ (дата обращения: 16.10.2022).

21. Абилькенова В. А. Станет ли блогерство профессией? (Блогерство - новый феномен среди профессий?) // Ведомости прикладной этики. 2022. № 59. С. 141-155.

22. Фурсова В.В., Гимадеева Д.Р. Блогерство как новый вид профессиональной деятельности // Informatization of society: socio-economic, socio-cultural and international aspects: Materials of the VIII International scientific conference on January 15-16, 2018. Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. P. 17-25.

23. Белякова С.В., Колотова А.С., Попова А.А. Блогерство как профессия XXI века // Наука и образование. 2021. № 2 (4). C. 1-10.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF BLOGGING AS A NEW CHANNEL OF SOCIAL MOBILITY

E. V. Pankratova, E. V. Tenchova

Ivanovo State University

The article is devoted to the sociological analysis of blogging as a channel of social mobility. The article discusses current theories of social mobility, the history of the development of the blog as a new phenomenon of social reality. Based on the analysis of the literature, definitions of the concepts of social mobility, social mobility channel, blog, blogger, blogging are given; various categories of bloggers are presented; the main ways of using the blog are considered.

The aim of the work is to get an answer to two questions: the first - does blogging meet the characteristics of the social mobility channel, which were discussed by the theorists of sociology?; the second - is it possible to equate blogging with professional activity? In conclusion, the results of the study are summarized, the main results are summarized. The conclusion is substantiated that blogging definitely contributes to changing the position of a person in the social structure both horizontally and vertically, makes it possible to move up the social ladder with maximum intensity, is a channel of mobility. Based on the application of methods of literature analysis and observation, it is noted that blogging should be considered a profession that has not been institutionalized yet, but it is in an active phase of formation.

Keywords: blog, blogger, blogging, social mobility, social mobility channel, profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.