Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БЛОГИНГА'

УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БЛОГИНГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
460
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БЛОГИНГА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ И ОТНОШЕНИЕ / ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЯ БЛОГОСФЕРЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подгорный Дмитрий, Щербакова Дарья

Интерес со стороны государства к блогосфере возник давно. В 2014 году вводился так называемый закон о блогерах, о котором, по данным ФОМ, знают около 1/3 населения (28%). Однако в 2017 году он перестал действовать, так как правительство посчитало его не эффективным. В связи с этим, темой исследования выступает изучение возможных последствий данного нововведения и отношение молодежи к ним. В рамках исследования блогеров и их возможной профессионализации определяются подходы к блогерству, выявляются факторы, условия и отношения к данному явлению как трудовой деятельности. Авторы исследования использовали схему, которая может операционализировать "профессионализацию" как стратегию, которую выбирают члены профессиональной группы для реализации контроля над условиями труда путем "исключающего социального закрытия в странах с рыночной экономикой и плюралистической социальной средой. Рассматривая теоретические работы по поставленному вопросу, авторы смогли выделить несколько наиболее значимых этапов профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS, FACTORS AND ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE TO THE PROFESSIONALIZATION OF BLOGGING

The state's interest in the blogosphere has been around for a long time. In 2014, the so-called law on bloggers was introduced, which, according to the FOM, is known to about 1/3 of the population (28%). However, in 2017, it ceased to operate, as the government considered it not effective. In this regard, the topic of the study is the study of the possible consequences of this innovation and the attitude of young people to them. Within the framework of the study of bloggers and their possible professionalization, approaches to blogging are determined, factors, conditions and attitudes to this phenomenon as a labor activity are identified. The authors of the study used a scheme that can operationalize " professionalization "as a strategy chosen by members of a professional group to exercise control over working conditions through" exclusionary social closure in countries with market economies and pluralistic social environments. Considering the theoretical works on this issue, the authors were able to identify several of the most significant stages of professionalization.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БЛОГИНГА»

CONDITIONS, FACTORS AND ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE TO THE PROFESSIONAUZATION OF BLOGGING Podgorny Dmitry, student Shcherbakova Darya, student

Department of Sociology, National Research University "Higher School of Economics", Moscow

The state's interest in the blogosphere has been around for a long time. In 2014, the so-called law on bloggers was introduced, which, according to the FOM, is known to about 1/3 of the population (28%). However, in 2017, it ceased to operate, as the government considered it not effective. In this regard, the topic of the study is the study of the possible consequences of this innovation and the attitude of young people to them. Within the framework of the study of bloggers and their possible professionalization, approaches to blagging are determined, factors, conditions and attitudes to this phenomenon as a labor activity are identified. The authors of the study used a scheme that can operationalize " professionalization "as a strategy chosen by members of a professional group to exercise control over working conditions through" exclusionary social closure in countries with market economies and pluralistic social environments. Considering the theoretical works on this issue, the authors were able to identify several of the most significant stages of professionalization.

Keywords: professionalization ofblogging; theoretical approaches; conditions, factors and attitudes, further development of the blogosphere; public opinion; youth.

DOI 10.24923/2305-8757.2021-6.5

УДК 316.774

ВАК 22.00.06

© Подгорный Д., 2021 © Щербакова Д.А., 2021

УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БЛОГИНГА

Интерес со стороны государства к блогосфере возник давно. В 2014 году вводился так называемый закон о блогерах, о котором, по данным ФОМ, знают около 1/3 населения (28%). Однако в 201угоду он перестал действовать, так как правительство посчитало его не эффективным. В связи с этим, темой исследования выступает изучение возможных последствий данного нововведения и отношение молодежи к ним. В ргшках исследования блогеров и их возможной профессионализации определяются подходы к блогерству, выявляются факторы, условия и отношения к данному явлению как трудовой деятельности. Авторы исследования использовали схему, которая может операционгьаизировать "профессионализацию" как стратегию, которую выбирают члены профессиональной группы для реализации контроля над условиями труда путем "исключающего социального закрытия в странах с рыночной экономикой и /тюралиапической социальной средой. Рассматривая теоретические работы по поставленному вопросу, авторы смогли выделить несколько наиболее значимых этапов профессионализации.

Ключевые слова: профессионгитзация блогинга; теоретические подходы; условия, факторы и отношение, дальнейшее развития блогосферы; общественное мнение; молодежь.

ПОДГОРНЫЙ Дмитрийу студент

ЩЕРБАКОВА Дарья,

студентка

Департамент социологии, Национальный исследовательский университет "■Высшая школа экономики ", Москва

Профессионализация блогинга особенна важна для молодежи, так как она является основной аудиторией, поэтому мы решили изучить мнение молодых людей о профессионализации блогинга. Важно отметить, что слова "блогинг" и "блогерство" считаются синонимами. Под профессионализацией подразумевается ряд действий, которые определяют блогинг как профессию. Во-первых, предполагается возобновить регистрацию блогеров в реестре Роскомнадзора. В Федеральном законе от 5 мая 2014 года упоминалось об этом: "Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года "О внесении изменений в Федеральный за-

кон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" [14], согласно которому предполагается, если суточная посещаемость блога превышает 3000 человек, то его хозяин должен быть включен в реестр как распространитель информации. На таких блогеров действовали все ограничения, как для СМИ. Однако данный закон утратил силу в 2017 году. Кроме того, в случае начала работы данного реестра вновь, требования к блогерам могут измениться, например, суточная посещаемость блога должна быть больше 3 тысяч или бло-геры будут регистрироваться как ИП или ООО. Соответственно, так как это предпринимательская деятельность, она должна облагаться налогом.

Во-вторых, будет производиться определенная градация, и впоследствии проводиться аттестационная комиссия для выявления уровня профессиональности блогеров. Будут оценивать, например, владение русским языком и профпригодность. В данный момент сложно сказать, как это применять на практике, возможно, данные меры коснутся блогеров с большой аудиторией (от 450 тысяч подписчиков) или выберут иные критерии для признания "блогинга" как профессии.

В-третьих, для регистрации блога на площадке блогов, необходимо будет вносить информацию о данных паспорта и об образовании, которые должны быть в общем доступе, с целью контроля деятельности ИП или ООО.

В-четвертых, признание "блогинга" как профессии влечет за собой соблюдение правовых норм ТК РФ.

Данные требования могут усугубить дальнейшее развитие блогосферы в России. Например, некоторых может смутить обязанность предоставления личных данных в открытый доступ, остальных такая деятель-

ность, наоборот, может привлечь, потому что не облагается налогом. Однако, как уже было сказано, пока никаких конкретных требований со стороны правительства не было предъявлено, поэтому нельзя с полной уверенностью утверждать, какие именно критерии (например, суточная посещаемость или тип контента) могут применяться в возможном новом законе о блогерах.

Тем не менее, о дате выхода потенциального федерального закона не известно. Мы поставили себе цель изучить общественное мнение молодежи о возможных последствиях данной формализации и как молодое поколение относится к формализации в целом, какие последствия могут быть,

В рамках исследования блогеров и их возможной профессионализации следует определить, что подразумевается под профессией. Итак, "профессия - институализиро-ванный вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода" [9, 327]. Еще в советское время социологи в исследованиях профессиональных групп опирались на три теоретических подхода:

1) стратификационный. При этом подходе профессионая структура изучалась как средство для исследования иерархии престижа и социального расслоения общества [12, 36];

2) функционалистский, "где профессионалы подвергались анализу с точки зрения соответствия их деятельности и социальных установок интересам государства и задачам осуществления определенных социально значимых функций" [12, 36];

3) социально-психологический. В этом подходе на первый план выдвигались "внутренние" характеристики профессионал ьной группы (фактор труда, его творческий характер и призвание). Наиболее значимым аспектом изучения были профессионалы как отдельные индивиды, их мотивация и отношение к труду, ответственности и дисциплинированности [12, 36].

Авторы исследования обратились к лингвистике и утверждают, что в соответствии

с устоявшейся языковой традициеи англосаксонского мира, в категорию традиционных "professions" попадали врачи, юристы, церковные служители и преподаватели вузов. Помимо почетного престижного титула, эти профессионал ьные группы отличались от других "occupations" незначительным регулирование со стороны государства, а также высоким доходом и статусом [12, 37].

Эти самые традиционные профессии рассматривались как наиболее стабильные и эффективные. Т. Парсонс в своей статье для "Энциклопедии социальных наук": Профессиональная группа ("profession")" утверждал, что такие "professions" являются единственной значимой частью в структуре современного общества [12, 38].

На основе анализа работ М. Вебера и Т. Парсонса, которые формировали свои взгляды, основываясь на функционализм, авторы исследования выделили три основных характеристики, которые "формируют "идеальный тип" профессии" [12, 39]:

Подразумевается, что деятельность профессионалов основывается на теоретическом познании, которое приобретается вследствие продолжительного обучения и подтверждается документально. То есть условно, необходимо обучение в специальных образовательных учреждениях и прохождение последующей аттестационной комиссии.

Профессия должна обладать этическим кодексом, который закрепляет доверие обывателей к профессиональной группе и ее деятельности. В свою очередь, деятельность профессионалов должна быть направлена на социально значимые цели, где акцентом выступает служение обществу.

Одним из важнейших аспектов является: профессиональная независимость в при-

нятии любых решений, которые имеют прямое отношение к содержанию получаемого специального образования, входу в профессию и исключению из нее. Имеется в виду тот факт, что у профессии "идеал ьного типа" должна быть внутренняя саморегуляция, то есть, например, контроль коллег. А также необходима и внешняя саморегуляция, то есть со стороны простых обывателей - потребителей услуг и товаров и государства.

Авторы исследования использовали схему, которая может операционализировать "профессионализацию" как стратегию, которую выбирают члены профессиональной группы для реализации контроля над условиями труда путем "исключающего социального закрытия в странах с рыночной экономикой и плюралистической социальной средой" [12, 41]. Рассматривая теоретические работы по поставленному вопросу, авторы смогли выделить несколько наиболее значимых этапов профессионализации [12, 42].

Традиционные профессии смогли перевести экспертные знания в монополию на рынке труда благодаря поддержке со стороны государства и формирования унифицированной системы образования. В результате этого ры-ночная монополия традиционных профессий начинает несколько дестабилизироваться, в виду того, что развивается образовательный "надры-нок", на котором в качестве культурного капитала выступают образовательные дипломы и сертификаты.

Идеология профессиональных групп выстраивается на основе утверждений о собственной компетентности знаний и на респектабельности этих самых групп. Идеологии являются очень важными составляющими как для создания внутренней гармо-

ПРОФЕССИЯ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ ЭТИЧЕСКИМ КОДЕКСОМ, КОТОРЫЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ДОВЕРИЕ ОБЫВАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕЛИ, ГДЕ АКЦЕНТОМ ВЫСТУПАЕТ СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ.

нии в профессиональных группах, сплоченности, так и для внешнего представления группы, без которого невозможно ее принятие общественностью.

Для достижения высокого авторитета профессиональной группы очень важно, чтобы она была немногочисленной. "Так, профессионализирующиеся группы стремятся овладеть механизмом социального закрытия, которое в современном обществе невозможно без заключения "регулятивной сделки" с государством" [12, 43]. Регулятивная сделка - использование санкций на ограничение доступа в группу. Достигается путем передачи права контролировать процесс распространения экспертного знания самим профессионалам.

Если профессиональной группе удается добиться высокого социального положения в обществе и на рынке, то необходимо закрепить конкретную позицию в системе социальной стратификации. Этого можно достигнуть путем сохранения определенного образа группы в глазах общественности.

Исходя из вышесказанных факторов, критерии, олицетворяющие профессию и профессиональную группу, следующие:

1. Необходимо получение специального образования и последующей аттестации.

2. Наличие этического кодекса и идеологии профессиональной группы.

3. Внутренняя и внешняя саморегуляция, автономность от государства в принятии решений о входе/выходе в профессию.

4. Наличие какого-либо образа группы в глазах общественности.

Для блогеров из вышеперечисленных признаков характерен лишь 3 пункт. Соответственно, согласно данной концепции, такая деятельность не может считаться профессиональной.

Так как блогеры занимаются своей деятельностью в Интернете, то необходимо изучить его как средство массовой информации (СМИ) и средство массовой коммуникации (СМК). СМИ включают в себя следующие формы: телевидение, газеты, фильмы, жур-

налы, радио, реклама. Основная задача -собрать, обработать и распространить информацию в массовом масштабе. Если раньше распространение СМИ было ограничено локальными границами, то на данный момент географическая распространенность информации значительно увеличилась. Также можно отметить, что работа СМИ отличается быстротой и регулярност ью распространения информации [15].

Однако, почему для изучения блогеров нам так важно разобраться в таком явлении, как распространение информации через масс-медиа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы будем изучать СМИ как фактор, формирующий общественное мнение, настроение и взгляды. Для этого необходимо определить, что такое общественное мнение и коллективное поведение. Эти понятия мы рассмотрим с помощью работы Г. Блумера "Коллективное поведение".

Прежде всего, следует понимать, что общественное мнение - это определенный коллективный продукт', который не представляет собой единодушное мнение, разделяемое каждым индивидом. Более того, оно не является мнением большинства. Чаще всего, общественное мнение - это переменная, которая состоит сразу из нескольких мнений, которые в данный момент распространены в обществе [2, 189].

Так как общественное мнение есть коллективный проду кт, оно представляет собой определенную готовность индивидов к решению проблемы, что позволяет им действовать согласованно. Несмотря на то, что общественное мнение не всегда бывает единодушным, оно всегда, независимо от того, кто и какое мнение разделяет, приводит к какому-либо решению проблемы.

Появление общественного мнения возможно только во время дискуссий. Аргументы и контраргументы становятся способом, при котором оно преобразуется и формируется. Блумер утверждает, для того, чтобы дискуссии появлялись и развивались, для общественности важно иметь универсаль-

ность речи, то есть "владеть каким-то общим языком или способностью соглашаться относительно значения каких-то основных терминов" [2,190]. Поэтому дискуссии, например, невозможны, если люди не способны слышать друг друга, не способны понимать и приходить к каком}'-либо консенсусу.

Коллективное поведение [2, 168], в понимании социологии, рассматривает такие явления, как толпы, сборища, массовые поведения, общественные мнения, пропаганду и так далее.

Основой такого поведения выступают правила, нормы и традиции, которые акторы соблюдают, чтобы не нарушить социальный порядок. От участников требуется определенный мануал действий и, таким образом, данная групповая активность выступает как коллективное поведение.

Согласно Блумеру, ключом к пониманию такого явления, как коллективное поведение является круговая реакция [2, 170]. Представляет собой такой тип взаимного возбуждения, при котором реакция одного индивида создает возбуждение в обществе. Таким образом, взаимное возбуждение становится круговым, при котором каждый индивид отражает определенное настроение. Другими словами, если произойдет какое-то событие, выбивающие индивидов из их обыденной колеи, нарушающие их рутинную жизнь, то начинается паника, неконтролируемый страх. Эти эмоции начинают передаваться остальным. Наглядным примером может являться пожар в торговом центре.

Почему же нам это важно в изучении блогеров? Существует несколько типов бло-гов: личный блог, новостной блог, образовательный, развлекательный. Возьмем, например, информационный блог. Блогер рассказывает определенную "жуткую" новость, о которой читатель может и не узнал бы никогда. Высказывая свое мнение, придавая определенный окрас этой новости (не всегда положительный), блогер воздейству-

ет на читателя или слушателя, который, к примеру, легко восприимчивый или сверхчувствительный. Человек начинает верить в эту новость бездоказательно. Потом рассказывает всем своим друзьям, всему своему окружению, также приукрашивая, и начинают появляться колебания в сообществе, паника, а иногда и истерия. Следовательно, можно утверждать, что блогеры являются некими лидерами общественного мнения, пропагандистами. 71% населения узнают новости из телевидения, через новостные сайты в Интернете - 43%, читают форумы, блоги и социальные сети 19% россиян. Доверие к государственным СМИ за последние 4 года снизилось, примерно на 47%, а вот к негосударственным - доверие увеличилось до 25%. Государственным больше доверяют люди старшего поколения (от 46 лет), а молодежь (в возрасте от 18 до 30) склонны верить информации из негосударственных источников (41%). Иными словами, доверие к конкретному типу СМИ зависит от возрастной категории, молодежь будет верить информации, которая не подвержена манипуляции со стороны государства, т.е. частные средства массовой информации кажутся им более объективными, нежели те, которые контролируются правительством.

Так как блогосфера сейчас не контролируется государством напрямую, то не обеспечит ли профессионализация блогинга недоверие к блогерам? 12 января 2012 года в правительстве РФ решили представить блогеров как посредников между государством и обществом [ю]. Основной целью этого решения явл ялось использовать их деятельность как источник информации о проблемах в государстве. Данная новость вызвала множество споров и разногласий как в обществе, так и среди самих потенциальных посредников. Это можно расценивать как вмешательство в Интернет-пространство государства и пропаганду его идей среди подписчиков блогера, имея некий рычаг давления на Интернет-сообщество.

Пропаганда - это специально спровоцированная и управляемая кампания с целью заставить, вынудить людей принять определенную точку зрения, мнение, ценность и так далее [2, 191]. Ключевой момент состоит в том, что, при стремлении достичь эту цель, она не дает возможности для ка-ких-либо обсуждений, то есть отсутствует право выбора . "Цель доминирует, а средства подчинены этой цели" [2, 191].

По Блумеру, существует несколько правил пропаганды, которые приводят к желаемому результату [2, 192]:

1. Для того, чтобы навязать определённую установку или мнение необходимо привлечь внимание людей.

2. Событие или новость, на которое необходимо привлечь внимание, должно быть подано в благоприятном, приятным глазу свете.

3. Образы или зарисовки объекта должны быть простыми.

4. Необходимо постоянно напоминать об объекте.

5. Следует избегать споров и дискуссий и постоянно стоять на своем.

Соблюдение этих правил способствует эффективной программе пропаганды на большую массу людей, чье внимание очень легко улетучивается. Таким образом, бло-геры как лидеры общественного мнения -выгодный инструмент в руках правительства для пропаганды своих идей и целей.

Разобравшись в терминах общественного мнения и коллективного поведения, в том, почему блогеры могут быть пропагандистами, необходимо выяснить суть влияния СМИ более подробно.

В современном обществе СМИ часто называют "четвертой властью", которая пустила "корни" в политическую, социальную и духовную сферу. В связи с тем, что у СМИ есть специфические возможности влияния, это помогает воздействовать на общественное мнение и управлять им. С развитием демократии и свободы слова, поле для воздействия СМИ только увеличивается. Если

углубиться в лингвистику, то само слово "media" [1] обозначает посредник, то есть СМИ являются некими посредниками между публикой и реальностью.

Несомненно, СМИ используют некие инструменты манипулирования общественным сознанием. Союз журналистов выделяет 3 категории по качеству манипулирования общественным мнением [7]:

Первая категория - низкокачественные манипуляции, то есть те, которые можно легко распознать (ложь, фальсификация, умалчивание фактов, клевета и так далее).

Вторая категория - методы манипуляции уже на более высоком уровне. К таким методам относятся: недосказанность, расстановка акцентов, методы "снежного кома", использование эвфемизмов, двусмысленности, отвлечение внимания, концентрация на деталях, частностях, подмена причин следствием.

Третья категория - это методы манипулирования концептуального уровня, создающие политические, социальные и экономические, которые используют элементы экономических и политических теорий, стереотипы и клише массовой культуры, традиции и обычаи этноса.

Согласно Лазарсфельду и его "Выбор народа", эффективность СМИ основывается на следующих факторах [6]:

1. Посыл эффективен настолько, насколько усиливает мысли и мнения, которые уже существовали.

2. Престиж производителя информации и субъективные оценки аудитории являются решающими моментами, которые создают эффективность СМИ.

3. Если у СМИ имеется монополия на источники расширения информации, это увеличивает ее эффективность,

4. Необразованность или слабое понимание содержания информации аудиторией способствует эффективности СМИ.

5. Структура личностных отношений аудитории также влияет на эффективность.

Современность подразумевает под собой получение информации через новые источники. Нельзя отрицать тот факт, что люди сегодня в меньшей степени слушают радио или читают газеты (1/3 населения предпочитает узнавать новости через радио или газеты) [3,105-129], чтобы узнать о событиях в городе, стране, мире. В современном медиаландшафте преобладают такие источники информации, как телевидение и Интернет. По населению в целом первый остается главным источником информации, однако среди молодежи потребление Интернета выше, чем телевидения [3, 105-129].

Интернет является одним из относительно новых каналов передачи информации, так как существует с 1969 года. Изначально предполагалось его испол ьзование учеными, которые работали по контракту с министерством обороны США. Позже появилась возможность обмениваться сообщениями через e-mail. Тем самым, Интернет стирает границы между глобальным и локальным, предоставляя каналы для коммуникации и взаимосвязи.

Интернет предоставил возможность своим пользователям самостоятельно производить массовую информацию, используя механизм "от многих - многим", когда традиционные СМИ - "от одного - к многим" и распространять ее. Соответственно, Интернет - интерактивное масс-медиа, деятельность которого контролируется как производителями, так и потребителями.

Согласно, Э. Гидценсу, с появлением первых СМИ (газет) мнение общества отражалось лишь в словах политиков или статьях журналистов [5, 396-413]. В наши дни тему для обсуждения определяет сама публика, которая ожидает сенсаций. Следовательно, новости не остаются прерогативой профессиональных журналистов, во время технологического прогресса это доступно всем, у кого есть камера и доступ к сети Интернет. Данная технология стремится стать монополистом при предоставлении информации, рекламы, развлечений и массовой тор-

говли. Таким образом, Интернет формирует новое информационное общество и имеет ряд отличий от традиционных СМИ: предоставляет открытость информации, работу в реальном времени, диалоговый характер общения.

Посредством Интернета осуществляется коммуникация между участниками Интер-нет-сообществ. Изначально, под коммуникацией подразумевался переход от вербального принуждения одним к невербальному действию другого. Так как потребность в информации является базовой, то коммуникация существует с момента появления человека.

Согласно Ч. X. Кули, коммуникация есть средство актуализации "органически целого мира человека". Сегодня массовая коммуникация - процесс передачи информации большими группами людей с помощью специальных средств - масс-медиа или средств массовой информации [27, 187—190]. "Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино...) для распространения на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории". Однако определение исключает возможности отклика аудитории.

Маклюен говорит, что средством массовой коммуникации выступает сообщение. Именно СМК определяет и контролирует форму человеческой ассоциации и человеческого действия. Современное общество характеризуется альтернативной коммуникативной средой, т.е. любое сообщение может быть заменено другим [и, 6-14].

Таким образом, Интернет - средство массовой коммуникации и средство массовой информации, которые позволяет современному обществу эффективно взаимодействовать и получать информацию.

Таким образом, согласно концепциям, которые описывают В.А. Мансуров и О. В. Юрченко, блогинг нельзя рассматривать как профессию, так как необходимо обладать оп-

ределенной компетенцией. Наличие диплома об образовании, профессиональный язык, этикет, идеология и многие другие факторы формируют профессиональную сферу. Не все эти критерии присутствуют в деятельности блогеров.

Ведение блогов в наши дни может приносить доход, соответственно, данная деятельность в некоторой степени является профессиональной и должна контролироваться со стороны государства. Хотя оно уже предпринимало попытки контролировать бло-госферу, но это та часть Интернета, которая пока функционирует без вмешател ьства правительства.

Блогеры являются лидерами общественного мнения. Следовательно, уровень доверия у аудитории к информации велик, поэтому это один из самых надежных каналов СМИ. Они могут оказывать влияние на массовое сознание, формировать некие массовые стереотипы и мнения. Блогинг популярен среди молодежи, так как основным источником информации для них является Интернет. Кроме того, в условиях глобализации и технического прогресса каждый из нас может поделиться новостью, т.е. стать источником информации. Так как блог можно рассматривать как средство массовой коммуникации, то его авторы получают обратную связь от аудитории (feedback). Следовательно, подписчики сами могут формировать контент блога. Таким образом, границы между автором и аудиторией размываются.

Поэтому профессионализация блогинга является актуальной темой для исследовательской работы, важно понять, как к этому относится молодежь, которая является главным потребителем блогосферы.

Проблемная ситуация. На протяжении последних нескольких лет правительство России пытается в большей степени регулировать интернет на территории РФ. В ходе прямой линии с президентом, В.В. Путин отвечая на вопрос одного из блогеров о дальнейшем будущем блогинга в России,

сказал, что государство заинтересовано в формализации деятельности блогеров: "Если это постоянная, по сути дела, работа, то и государство заинтересовано, чтобы формализовать это соответствующим образом" (от 7.06.2018) [21]. Интерес государства к блогосфере проявлялся давно. В 2014 году вводился так называемый закон о блогерах (см. проблема исследования), о котором, по данным ФОМ, знают около 1/3 населения (28%). Однако в 2017 году он перестал действовать, так как правительство посчитало его не эффективным [24]. В связи с тем, что правительство РФ задумалось о формализации блогерства как профессии, темой исследования выступает изучение возможных последствий данного нововведения и отношение молодежи к ним.

Это тема актуальна, так как в России число пользователей Интернета растет с каждым днем, так, по данным опроса ВЦИОМ, на 28 октября 2018 года Интернетом пользуется более 79% населения РФ. Бло-госфера набирает популярность. Важно отметить, слово "блогер" известно половине населения (50%). Однако, блоги привлекают внимание аудитории не только с целью прочитать новость или заказать вещи, но и возможностью заработка. Стоит заметить, что любой вид дохода в России облагается налогом, но до сих пор это не распространяется на блогеров.

Более того, в виду того, что блогинг появился и начал развиваться сравнительно недавно (с появлением You Tube, ВКонтакте и других социальных сетей, то есть с 2005-2006 года), блогинг, блогеры и блогосфера еще не полностью изучена.

Исследовательским вопросом выступает отношение молодежи от 14 до 30 лет, которая находится в данный момент на территории РФ к возможной профессионализации блогерства как профессии, а также мнение о возможных последствиях профессионализации блогинга как профессии в сегменте рунета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под профессионализацией подразумевается ряд действий, которые определяют бло-гинг, как профессию.

Во-первых, предполагается возобновить регистрацию блогеров в реестре Роскомнад-зора. В федеральном законе от 5 мая 2014 года упоминалось об этом: "Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" [26], согласно которому предполагается, если су точная посещаемость блога превышает 3000 человек, то его хозяин должен быть включен в реестр, как распространитель информации. На таких блогеров действовали все ограничения, как для СМИ. Однако данный закон утратил силу в 2017 году. Кроме того, в случае начала работы данного реестра вновь, требования к блогерам могут измениться, например, суточная посещаемость блога должна быть больше 3 тысяч или блогеры будут регистрироваться как ИП или ООО. Соответственно, так как это предпринимательская деятельность, она должна облагаться налогом.

Во-вторых, предполагается, что, в будущем, для регистрации блога на площадке блогов, необходимо будет внести информацию о данных паспорта и об образовании, которые должны быть в общем доступе, с целью контроля деятельности ИП или ООО.

В-третьих, признание "блогинга" как профессии влечет за собой соблюдение правовых норм ТК РФ.

В качестве эмпирического объекта исследования мы рассматриваем молодежь, которая в данный момент времени находится на территории РФ, от 14 до 30 лет включительно, которые пользуются такими социальными сетями, как: ВКонтакте, Twitter, Instagram.

Предметом данного исследования является представление молодежи, пользующейся социальными сетями, которая в данный момент времени находится на территории РФ, о возможных действиях государства для профессионализации блогинга и их отношение к этому.

Целью исследования служит изучение отношения пользователей социальных сетей (ВКонтакте, Twitter, Instagram) от 14 до 30 лет включительно к профессионализации блогинга.

Задачи:

1) выявить связь между уровнем образования респондента и отношением к блогин-гу;

2) определить связь между ведением блога и отношением к профессионализации блогинга;

3) определить связь между степенью вовлеченности респондента в блогосферу и его отношением к формализации блогерства;

4) определить, как респонденты представляют деятельность блогеров;

5) определить представления респондентов о профессии;

6) выяснить, какие последствия профессионализации блогинга ожидают респонденты.

Гипотезы.

1. Чем больше респондент вовл ечен в блогосферу, тем отрицательнее он относится к профессионализации блогинга;

2. Деятельность блогеров понимается респондентами в первую очередь как постоянное общение с подписчиками, затем реклама других блогеров/ других организаций, фирм, товаров и услуг, в последнюю очередь как получение неформального дохода;

3. Респонденты относят какую-либо деятельность к профессии, если соблюдаются еле дующие условия: официальное оформление по трудовому законодательству, профессиональный специальные знания и опыт, наличие материальных стимулов и наград;

4. Большинство респондентов считают, что будет создан единый реестр блогеров, к

которым будут предъявляться требования, которые уже имеются для СМИ, ИП, ООО.

5. Респонденты, которые имеют и/или ведут свой собственный блог скорее негативно, нежели позитивно, относятся к профессионализации блогинга;

6. Чем выше уровень образования, тем хуже отношение респондента к блогингу;

Описание выборки.

В современном мире Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни. На конец 2018 года, проникновение интернета в России составило 75,4% от всего населения Российской Федерации, то есть около 90 миллионов человек в возрасте от 16 лет и старше являются пользователями интернета. Если рассматривать разные возрастные группы, то проникновение интернета среди молодежи от 16 до 29 лет достигло предельных значений и составило 99% [20]. Согласно Постановлению от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в российской федерации", возраст молодежи охватывает период от 14 до 30 лет включительно [19].

Однако, Интернет - довольно обширное понятие, которое включает в себя множество различных сфер деятельности, например, социальные сети, СМИ и т.д.. Для данного исследования мы рассматриваем одну конкретную сферу - социал ьные сети, которые выступают в роли площадки для развития и существования блогосферы, поэтому некоторые пользователи социальных сетей так или иначе вовлечены в русскую блогосферу. Согласно данным ФОМ, социальными сетями пользуются 62% населения России [18]. В рамках курсовой работы эмпирическим объектом исследования выступает русскоговорящая молодежь, которая вовлечена в такие социальные сети, как: ВКонтакте, Twitter, Instagram, и проживает на данный момент на территории Российской Федерации.

В нашем исследование важно, что респондент - участник блогосферы, который

может выступать в роли потребителя (контента и информации), так и производителя (контента и информации).

Описание генеральной совокупности.

По данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на первое января 2018 года, в России проживало 25272 тыс. человек в возрасте от 15 до 30 лет, без учета количества прибывших мигрантов [23]. А социальными сетями пользуется 62% населения РФ, также без учета прибывших мигрантов. Соответственно, в генеральную совокупность входят пользователи социальных сетей и мессенд-жеров, которым от 14 до 30 лет включительно, они проживают на момент проведения опроса на территории Российской Федерации.

География исследования.

Планируется провести онлайн-опрос, в котором могут принять участие лица, относящиеся к категории молодежи по возрастном}' критерию (от 14 до 30 лет включительно), находящиеся на момент заполнения анкеты на территории России и использующие такие социальные сети, как: ВКонтакте, Twitter, Instagram. С помощью ответов респондентов, которые подходят под описанные критерии, можно рассмотреть отношение социальной группы - молодежи - вовлеченных в российскую блогосферу к профессионализации блогинга как профессии.

Способы отбора элементов выборки.

В рамках нашего исследования оказал ось затруднительным сделать выборку случайной, так как отсутствует полный список людей, которые могли бы стать потенциальными респондентами, удовлетворяющие характеристикам эмпирического объекта.

Сбор данных будет производиться через онлайн опрос на таких площадках как ВКонтакте, Instagram, Twitter, так как нас интересуют именно эти социальные сети как платформа для успешного функционирования блогосферы. Данные сервисы пользуются особой популярностью у русскоговорящей

молодежи. Респонденты будут отобраны методом квотной выборки.

Кроме того, нужно отметить тот факт, что наша выборка является смещенной (скошенной) из-за того, что отбирается только та молодежь, которая имеет доступ к Интернету, но это единственный возможный способ отбора, имеющий широкий географический охват.

Объем выборки

Поскольку наша выборка является невероятностной, целесообразнее использовать формулу Рукавишникова, разработанную для целевых групп.

п = (30-50}шт*т *...*тк

где т - классификация пользователей социальных сетей по возрастным группам: 14-20 - "юные"; 21-25 ~ "молодые"; 26-30 - "зрелые". т - классификация пользователей социальных сетей, на две произвольные группы, вовлеченные в блогос-феру: кто производит контент (у кого есть личный блог) и кто потребляет контент (у кого есть личный аккаунт в социальных сетях, но респондент не позиционирует его как личный блог).

Исходя из вышеперечисленного, итоговая формула для подсчета объема выборки выглядит следующим образом:

п = (30-50)*т*т = (зо-5о)*з*2 = (180-300) чел.

Первым признаком выступает возраст респондента. Основной аудиторией социальных сетей и блогосферы выступает молодежь, поэтому важно изучить мнение по поводу профессионализации блогинга как профессии именно у респондентов, относящихся к данной возрастной категории, а именно - от 14 до 30 лет.

Вторым важным признаком является роль респондента, который вовлечен в бло-госферу. Он может быть потребителем товаров и услуг блогосферы (т.е. потреблять контент блогеров), так и производить их (создавать новости и делиться с общественно-

стью). Именно место респондента в данной области способно повлиять на его отношение к законопроекту.

Результаты исследования.

В ходе онлайн опроса удалось собрать 196 наблюдений, среди который 64% респонденты женского пола, а 36% - мужского. Портрет типичного респондента можно описать так: женщина 19 лет, получающая высшее образования, проживающая в Москве. Роль кормильца исполняет отец, который работал по найму на государственном предприятии, а семейное положение семьи ограничивается покупкой машины или квартиры.

Для решения поставленной задачи используются методы, которые относится к описательной статистике; поиск связи и функция "Вычислить переменные". Мы выявили частоту чтения, пролистывания и просмотра публикаций блогеров в трех социальных сетях (порядковые шкалы); и на скольких блогеров суммарно подписаны респонденты. Переменные, фиксирующие наличие собственного блога и частота занятия этим блогом в трех социальных сетях, измерены при помощи порядковых шкал.

Для того, чтобы определить общую степень вовлеченности респондентов в блогос-феру, необходимо построить индекс степени вовлеченности. Также, необходимо провести описательную статистику переменных qooo4 (наличие собственного блога); qooog (распределение респондентов по наличию подписок на блогеров) и qooog_other (точное число подписок среди респондентов на блогеров) чтобы выяснить имеют ли респонденты свой блог в исследуемых трех социальных сетях, и на скольких блогеров, суммарно, респонденты подписаны.

qooo4

У 30% респондентов имеется свой личный блог в ВКонтакте, Twitter или Instagram (доверительный интервал для доли находится в пределах [о,зо;о,5д]).

17% респондентов отметили, что не подписаны ни на одного блогера в Интернете.

Соответственно, 83% опрошенных подписаны хотя бы на 1 блогера (доверительный интервал для доли находится в пределах [о,77;о,88]).

Количество блогеров, на которое подписаны респонденты варьируется от 1 до 170 блогеров. В среднем, респонденты подписаны на 19,5 блогеров.

Получив данные, можно сделать вывод о том, что респонденты вовлечены в блогос-феру. Лишь 34 респондента не подписаны на блогеров в изучаемых социальных сетях.

Связь между степенью вовлеченности и возрастом респондента или же они никак друг на друга не влияют. Для того, чтобы выяснить это, мы считаем корреляцию Пирсона (использовав интервальную переменную до перекодировки: Степень_вовлеченности) и Спирмена (использовали порядковую переменную после перекодировки: Степень_-вовлеченности_1). Делаем это через функцию корреляции в SPSS.

Коэффициент корреляции Пирсона

Нулевая гипотеза (Но) состоит в том, что коэффициент корреляции Пирсона равен нулю, то есть связи нет; альтернативная (Hi) - не равен нулю и связь есть.

В нашем случае, уровень значимости больше 0.05, а сам коэффициент корреляции Пирсона близок к о, следовательно, нулевая гипотеза принимается и линейной связи между степенью вовлеченности и количеством полных лет респондента - нет.

Уровень значимости выше 0.05, коэффициент корреляции Спирмена близок о, следовательно, нулевая гипотеза принимается и монотонной связи между признаками нет, т.е. возраст респондента никак не влияет на его степень вовлеченности в блогосферу.

Так как мы не обнаружили ни линейную, ни монотонную связь между возрастом респондента и степенью вовлеченности в блогосферу, мы решили посмотреть есть ли связь между полом респондента и степенью вовлеченности. При поиске связи через распределение хи-квадрата была использова-

на сгруппированная переменная - Степень-_вовлеченности_1 (порядковая).

Нулевая гипотеза (Но) говорит о том, что разницы между степенью вовлеченности в блогосферу между мужчинами и женщинами нет.

Альтернативная гипотеза (Ш) говорит о том, что существует разница между степенью вовлеченности в блогосферу между мужчинами и женщинами.

Само значение хи-квадрата нам ничего не говорит о наличие или отсутствии связи, ввиду того, что это значение не имеет какой-либо максимальной границы. Уровень значимости выше 0.05, следовательно, связь статистически незначима, нулевая гипотеза принимается и немонотонной связи между признаками нет, т.е. степень вовлеченности респондента не зависит от его пола.

Связь между уровнем образования респондента и его отношением к блогингу

Так как мы рассматриваем профессионализацию блогинга, что подразумевает под собой соблюдение критериев профессии (профессиональные специальные знания и опыт, наличие этического кодекса, специальное образование, понятийный аппарат и т.д.), интересно узнать насколько влияет ступень образования респондента на его отношение к блогингу.

Чтобы выявить отношение респондентов к блогингу в целом, были составлены суждения по 7-ми балльной шкале, которые затрагивали отношение респондента к блогингу напрямую, его вовлеченность. Мы оценивали насколько респондент согласен с суждениями о блогерах и его вовлеченности в блогосферу и социальные сети. Во всех случаях построения распределения хи-квадра-та, уровень значимости выше 0,05, то есть немонотонной связи нет, отношение к бло-госфере никак не зависит от уровня образования респондента.

Отношение к профессионализации блогинга среди тех, у кого есть собственный блог и среди тех, у кого собственного блога нет

20

Какого мнения придерживаются респонденты, которые имеют свой блог, и респонденты, которые не имеют. Иными словами, как относятся к профессионализации блогинга производители контента, а как - потребители.

Около 30% респондентов имеют собственный блог в одной или несколько социальных сетях.

Теперь, для того, чтобы возможно было узнать отношение к профессионализации блогинга у производителей контента (те, кто имеют свой блог), необходимо отфильтровать данные по условию "ведет свой блог в Интернете.

Проанализировав респондентов, которые имеют собственный блог, необходимо посмотреть на отношение к профессионал изации с точки зрения тех, у кого нет блога.

Полностью не согласен

9 Полностью согласен

Рисунок 1 - Распределение степени согласия с утверждением среди респондентов, имеющих собственный блог

Как видно из гистограммы (рис. 1), основное скопление степени согласия с тем, что профессионализовать блогинг - правильный шаг, находится в границах от 5 до 6. Иными словами, 22,5% респондентов, имеющих свой блог, занимают нейтральную позицию по отношению к профессионализации блогинга. Еще 17,5% респондентов считают, что профессионализации - скорее правильный шаг.

Рисунок 2 - Распределение степени согласия с утверждением среди респондентов,

не имеющих собственный блог

Как видно из гистограммы (рис. 2), основное скопление степени согласия с тем, что профессионализовать блогинг - правильный шаг, находится в уровне согласия равной 1, то есть "Совсем не согласен" и второй уровень согласия по наполненности ответов - 7, то есть ближе к "согласен". Иными словами, 22,8% респондентов, не име-|Щ( ющих свой блог, занимают очень негативную позицию по отношению к профессионализации блогинга. Еще 14,9% респондентов считают, что профессионализации - скорее правильный шаг. Стоит также отметить, что почти 12% полностью согласны с тем, что профессионализация - правильный шаг.

Наша гипотеза опровергалась. На самом деле, производители контента относятся к профессионализации своей деятельности скорее нейтрально-положительно, нежели чем отрицательно. Стоит также отметить, что несмотря на то, что производители относятся к профессионализации скорее с оптимизмом, довольно большое количество

потребителей контента относятся к профессионализации крайне негативно, хотя некоторые и считают это решение правительства - правильным шагом.

Связь между степенью вовлеченности респондента и его отношением к формализации блогерства

Среди участников блогосферы может быть разная степень вовлеченности, ровно как и разное отношение к профессионализации блогинга. Нам стало интересно, существует ли связь между степенью вовлеченности респондента в блогосферу и его отношением к профессионализации, или же эти две вещи никак не влияют друг на друга.

Таблица 1 - Переменные, включаемые в модель в качестве детерминант

Название переменной Вопрос, ее определяющий Тип шкалы

Степень вовлеченности - Интервальная Порядковая

Степень вовлеченности 1 -

q0024_0001 Я считаю, что решение государства формализовать блогерство — это правильно. (10 градаций) Интервальная

Для того, чтобы выяснить, какая связь между степенью вовлеченности и его отношением к профессионализации, мы считаем корреляцию Пирсона (использовав интервальную переменную до перекодировки: Степень_вовлеченности) и Спирмена (испол ьзовали порядковую переменную после перекодировки: Степень-_вовлеченности_1). Делаем это через функцию корреляции в SPSS.

Нулевая гипотеза (Но) состоит в том, что коэффициент корреляции Пирсона равен нулю, то есть связи нет; альтернативная (Hi) - не равен нулю и связь есть.

В нашем случае, уровень значимости меньше 0.05, а сам коэффициент корреляции Пирсона близок к о, следовательно, нулевая гипотеза отвергается и линейная связь между степенью вовлеченности и отношением к профессионализации есть. Линейная связь направленна в обратную сторон}' (-0,182) и сама теснота очень маленькая

(0,182). Обратная направленность говорит нам о том, что чем больше респондент вовлечен в блогосферу, тем положительнее он думает о решении профессионализировать блогинг.

Доверительный интервал для доли коэффициента корреляции Пирсона находится в пределах [0,176; 0,188]. То есть, с вероятностью 95% доля для генеральной совокупности находится в интервале между 0,176 и 0,188.

Ранговый коэффициент корреляции

Спирмена

Нулевая гипотеза (Но) состоит в том, что коэффициент корреляции Спирмена равен нулю, то есть связи нет; альтернативная (Ш) - не равен нулю.

Уровень значимости выше 0.05, коэффициент корреляции Спирмена относительно близок о, следовательно, нулевая гипотеза принимается и монотонной связи между признаками нет, т.е. степень вовлеченности в блогосферу никак не влияет на отношение к профессионализации.

Таблица 2 - Корреляция Спирмена по переменным степени вовлеченности и отношением к профессионализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень вовлеченности респондента в блогосферу (сгруппированная)

ро Спирмена Я считаю, что решение государства формализовать блогерство — это правильно. Коэффициент корреляции -0,112

Знч. (2-сторон) 0,210

N 128

О

¿-N

с; ш

2

Наша гипотеза опровергалась. На самом деле, все обстоит с точностью до наоборот: чем больше респондент вовлечен в блогосферу, тем положительнее он "отзывается" о профессионализации

Определение респондентами деятельности блогеров

Так как мы изучаем профессионализацию блогинга, то важно понимать, что подразумевается под деятельностью блогеров со стороны респондентов. Критерии, которые

определяют любой вид деятельности как профессию (которые были составлены на основе литературы) не пересекаются с критериями, которые определяют деятельность блогеров.

Данную задачу возможно выполнить через описательную статистику, чтобы выяснить наиболее распространенные представления о деятельности блогеров. Необходимо уточнить, что меры центральной тенденции (мода) и меры разброса (коэффициент качественной вариации) в такой задаче невозможно выполнить, так как каждая переменная предполагает всего 1 вариант ответа (вопрос в анкете был с множественным выбором).

Таблица з - Переменные, включаемые в модель в качестве детерминант

Таблица 4 - Распределение выбора респондентов, характеризующий основную деятельность блогеров

Чаще всего респонденты под деятельностью блогеров подразумевают постоянную съемку видео и написание постов на интер-нет-площадках, вторым популярным ответом является "постоянное общение с подписчиками", то есть блогер постоянно коммун ицирует с теми, кто следит за его деятельностью. Интересно, что респонденты не соотносят деятельность блогера и получением им неравноценного затраченным

усилиям дохода. Также молодежь не считает, что блогеры занимаются организацией различных конкурсов. Реклама и получение неформального дохода занимают 3 и 4 по популярности место среди остальных вариантов ответа.

■ Органилан! и различных конкурсов

' Реклама других блогерои.' других организаций, фирм, товароп 51 услуг

- Получение неформального дохода

■ Получение дохода, неравноценного затраченным усилиям

Рисунок з - Распределение выбора респондентов, характеризующий основную деятельность блогеров

Наша гипотеза не подтвердилась, в первую очередь с деятельностью блогеров у респондентов ассоциируются постоянная съемка и написание постов, затем постоянная коммуникация с подписчиками, третье место занимает реклама других блогеров, организаций и фирм, в меньшей степени блогеры соотносят деятельность блогеров с получением неформального и неравноценного по затраченным усилиям дохода и организацией различных конкурсов.

Представление респондентов о профессии

Для выяснения можно ли приравнивать блогеров к профессионалам или нет важно узнать, соблюдение каких критериев предполагает, что какой-либо вид деятельности можно отнести к профессии и насколько они соответствуют ожиданиям молодого поколения.

Название переменной Вопрос, ее определяющий Тип шкалы

q0021_0001 Выберите из списка суждения, которые, по вашему мнению, наиболее точно определяют деятельность блогера: Постоянное общение с подписчиками Номинальная

q0021 0002 Постоянная съемка видео/ написание постов Номинальная

q0021 0003 Организация различных конкурсов Номинальная

q0021_0004 Реклама других блогеров/ других организаций, фирм, товаров и услуг Номинальная

q0021 0005 Получение неформального дохода Номинальная

q0021_0006 Получение дохода, неравноценного затраченным усилиям Номинальная

Постоян- Постоян- Органи- Реклама Получение Получение

ное об- ная зация других неформаль- дохода,

щение с съемка различных блогеров/ ного дохода неравноцен-

подпис- видео/ конкурсов других ного затрачен-

чиками написа- организа- ным усилиям

ние ций, фирм,

постов товаров и

услуг

Валидные 148 170 26 65 54 23

Пропущен- 48 26 170 131 142 173

ные

Необходимо уточнить, что меры центральной тенденции (мода) и меры разброса (коэффициент качественной вариации) в такой задаче невозможно выполнить, так как каждая переменная предполагает всего 1 вариант ответа (вопрос в анкете был с множественным выбором).

Таблица 5 - Распределение выбора респондентов, характеризующий основную деятельность блогеров

• Профессиональный специальные знания и опыт

- Наличие этического кодекса

> Требование специального обжалования Наличке собственного понятийного аппарата

3 Наличие материальных стимулов и наград

-■ Официальное оформление по трудовому законодательству Наличие социальных льгот н страхований

- Обязательная выплата налогов

"Строгая иерархия (есть начальник и подчиненные)

Рисунок 4 - Распределение выбора респондентов, характеризующий основную деятельность блогеров

Соответственно, гипотеза в какой-то степени подтвердилась. Действительно, для определения молодежью деятельности как профессиональной важно, чтобы соблюдались условия, связанные со специальным образованием, умениями, навыками и опы-

том, официальное оформление по трудовому договору и наличие понятийного аппарата. Такие критерии как этический кодекс профессии, материальные стимулы и награды, социальные льготы и страхования, обязательная выплата налогов и строгая иерархия не определяют, по мнению молодежи, деятельность как профессию.

Представление респондентов о последствия профессионализации блогинга

Новый закон о блогерах подразумевает под собой изменения в блогосфере, нам важно выяснить, какие именно последствия предвидят пользователи социальных сетей, которые являются участниками блогосферы.

Задача: выяснить, какие последствия профессионализации блогинга ожидают респонденты.

Гипотеза: большинство респондентов считают, что будет создан единый реестр блогеров, к которым будут предъявляться требования, которые уже имеются для СМИ, ИП, ООО.

Необходимо уточнить, что меры центральной тенденции (мода) и меры разброса (коэффициент качественной вариации) в такой задаче невозможно выполнить, так как каждая переменная предполагает всего 1 вариант ответа (вопрос в анкете был с множественным выбором) (рис. 5).

Из диаграммы видно, что основным возможными последствиями профессионализации блогинга будут: появление цензуры на контент блогеров, предъявление требований как для самозанятых, предъявление требований как для ИП и 00, предъявление требований как для СМИ, оформление блогеров по трудовому кодексу, снижение уровня доверия к блогерам. Молодежь не рассматривает такие возможные последствия как уменьшение числа блогеров, появление социального пакета у блогеров, появление неограниченного количества рекламы в блогах.

Профессиональный специальные знания и опыт Наличие этического кодекса Требование специального образования Наличие собственного понятийного аппарата Наличие материальных стимулов и наград Официальное оформление по трудовому законодательству Наличие социальных льгот и страхований Обязательная выплата налогов Огрогая иерархия (есть начальник и подчиненные)

Количество Валидные 182 57 78 81 59 85 65 59 25

Пропущенные 14 139 118 115 137 111 131 137 171

- Будет создан еднньш реестр блогеров

•■ Оформление блогеров согласно Трудовому Кодексу РФ

' Будут предъявляться требования, которые уже имеются для 1Ш или ОО

- Будут предъявляться требования, которые уже имеются лтя СМИ

• Появится много рекламы ваккаунтах блогеров

- Увеличится количество некачественного контента г Произойдет полная коммерциализация контента

<■ Доверие к блогерам будет потеряно

- Увеличится коррупция среди рекламодателей н блогеров

Уменьшится количество блогеров

' Появится цензура на контент

я Повысится цена на рекламу у блогера

■ У блогеров появится социальный пакет (социальное страхование, н т.д.)

* К б.тогеру будут предъявляться требования, которые уже имеются для самомнякьк

Рисунок 5 - Распределение выбора респондентов, характеризующий возможные последствия

профессионализации блогинга

Проанализировав зависимость этих групп и уровня образования, видно, что эти характеристики никак не влияют друг на друга, т.е. отношение к блогингу у человека с ученой степенью может быть таким же, как у школьника. Также респондентов можно классифицировать по социалыю-демог-рафическим характеристикам: пол, возраст, материальное положение и т.д. Однако, ни пол, ни возраст респондента никак не влияют на его степень вовлеченности. Но, эти характеристики оказались значимы, если мы рассматриваем отношение респондентов к профессионализации в целом. Так, женщина лучше относится к идее государства формализовать блогинг нежели мужчина, а более молодые считают такую идею правильной, в то время как "зрелая" молодежь наоборот не поддержит такую инициативу.

Если рассматривать респондентов как тех, кто потребляет контент и тех, кто его производит, то отношение к профессионализации будет отличаться. Условные блоге-ры относятся к профессионализации своей деятельности скорее положительно (или нейтрально-положительно), а их подписчи-

ки оценивают идею государства скорее отрицательно.

Заключение

Часть составленных гипотез не подтвердилась. Оказывается, пол не влияет на степень вовлеченности респондентов в блогосфе-ру. Кроме того, система взглядов респондента также не влияет на его степень вовлеченности в блогосферу. Неважно считает ли себя человек религиозным и каких политических взглядов он придерживается, это никак не влияет на число подписок блогеров и количество времени, затраченного на просмотр контента блогосферы. Среди опрошенных нами респондентов, наблюдается средняя степень вовлеченности в блогосферу и они являются основными пользователями блогосферы. Если рассматривать социальные сети как СМИ (социальные сети - часть блогосферы), то можно утверждать, что, ввиду того, что так как, в первую очередь, молодежь пользуется социальными сетями для чтения новостей, соответственно, СМИ и блоги можно отождествлять.

Для респондентов при определении профессии важно, чтобы труд сопровождался с

решение ему кажется); возраст респондента (чем старше респондент, тем хуже он от- ^ носится к профессионализации); вовлечен- с I ность в блогосферу (чем более респондент вовлечен, тем хуже он относится к блогос- ГЦ фере); фактор, характеризующий отноше- ^ ние к блогингу (чем больше респондент от- у? носит себя к потребителям контента, тем правильней ему кажется идея профессио- у)' нализации). (_}

Почти ю% всех респондентов, независимо от наличия или отсутствия собственного щ блога, поддерживает идею профессионали-зацию блогинга. Более того, женщины бо- сЛ лее склонны поддержать такое решение, нежели чем мужчины.

такими критериями профессии как наличие специального образования, знаний и опыта, оформление сотрудника согласно ТК РФ, наличие понятийного аппарата в профессиональной сфере. Важно отметить, что молодежь не относит к критериям, по которым можно определить любую деятельность как профессию, наличие строгой иерархии, что подразумевает стратификационный подход исследования профессиональных групп.

Под деятельностью блогеров респонденты понимают постоянную трансляцию своей жизни и написание постов, но никак не реклама других блогеров и не получение неформального дохода. То есть, респонденты соотносят деятельность блогеров с трудом, который должен оплачиваться.

Также нам было интересно выявить представления респондентов о возможных последствиях профессионализации. Оказалось, что основным возможными последствиями профессионализации блогинга, по мнению респондентов, будут: появление цензуры на контент блогеров, предъявление требований как для самозанятых, предъявление требований как для ИП и ООО, предъявление требований как для СМИ, оформление блогеров по трудовому кодексу, снижение уровня доверия к блогерам. Неожиданным для нас оказался тот факт, что молодежь не рассматривает такие возможные последствия как уменьшение числа блогеров, появление социального пакета у блогеров, появление неограниченного количества рекламы в блогах.

Результаты нашего исследования показывают, что не производители контента, скорее отрицательно относятся к новаторской идеи профессионализации. На оценку молодежи о правильности решении государства формализовать блогерство как профессию, влияет: такой фактор, характеризующий политические убеждения, как: "антигоссударственность" (чем ниже уровень поддержки антигосударственных взглядов у респондента, тем правильнее это

Литература:

1. Акимова И.А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе // Сервис Plus. I 200g. №i.URL: https://www.marketing.spb.ru/lib- I around/ socio/media_identity.htm (дата обращения: | 14.11.2018) 81

2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. - М., 1994. - 215с.

3. Волков Д. Гончаров С. Российский медиаланд-шафт: основные тенденции использования СМИ // Вестник общественного мнения Данные. Анализ. Дискуссии. - 2017, январь-июнь. - 235 с.

4. Гавра Д. П. Заменят ли блогеры журналистов? Институциональные и неинституциональные игроки на пересечении медиа и сетевого пространств // Историческая и социально-образова-тельная мысль. - 2018. - Том ю. - №3/2. - 82 с.-URL: https: / / cyberleninka.ru/ article/ v/ zamenyat-li-blogery-zhurnalistov-institutsionalnye-i-neinsti tutsionalnye-igroki-na-peresechenii-media-i-setevogo-prostranstv (дата обращения: 15.11.2018).

5. Гидценс Э. Социология / при участии К. Берд-солл ; пер. с англ. - Изд. 2-е. - М. : Едиториал УРСС, 2005.

6. Дмитриев Е.И. Понятия эффективности и влияния СМИ в журналистике и в социологии // Социология журналистики. Конспект лекций. - URL: http: //knigi.link/ uchebniki-jurnalistika/ ponyatiya-effektivnosti-vliyaniya-smi-63gi.html (дата обращения: 14.11.2018).

7. Дмитриев Е.И. СМИ и манипулирование общим мнением // Социология журналистики. Конспект лекций. - URL:http://knigi.link/uchebniki-jurnalistika/smi-manipx,üirovanie-obschim-636o.html (дата обращения: 14.11.2018).

8. Закон о блогерах // ФОМ. URL: https://fom.ru/ SMI-i-internet/11674 (датаобращения: 13.11.2018). д. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. - М.: Аст-рель, 2004. - 511 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лихачёв Н. Блогеров позовут в Большое Правительство / / TJ. URL: https://ijournal.ru/4674g-bp (дата обращения: 31.10.2018).

11. Маклюэн Г.М. Средство коммуникации есть сообщение // Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. - М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 212 с.

12. Мансуров В.А, Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Институт социологии Российской академии наук. - С. 148. - URL: http://www.isras.ru/ s0cis_200g_8.html (дата обращения: 17.11.2018).

13. МедиаТренды - Рейтинг авторов и групп // Brand Analytics. - URL: https://br-analytics.ru/ mediatrends/authors/vk/people/ (дата обращения 14.11.2018).

14. Мониторинг законодательства - Федеральные // Гарант.Ру. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/541107/ (датаобращения: 12.11.2018).

15. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, iggg. - 672

16. Паблик - что это такое? Определение, значение, перевод // Что это такое. - URL: https://chto-eto-takoe.ru/public (дата обращения: 20.11.2018).

17. Пользование Интернетом // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/ news/ratings/polzovanie_ internetom/ (дата обращения: 18.11.2018).

18. Пользование социальными сетями и мессенд-жерами // ФОМ. - URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14137 (дата обращения ig.02.201g).

ig. Постановление ВС РФ от 03.06.1gg3 N 5ogo-i / / КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req= d0c;base=LAW;n=2i38#0i548i3704782774 (дата обращения: 05.04.201g).

20. Проникновение Интернета в России: итоги 2018 года // GFK. - URL: https://www.gfk.com/ fileadmin/user_upload/ dyna_content/RU/ Documents/Press_Releases/ 20ig/GfK_Rus_ Internet_Audience_in_Russia_2018.pdf (дата обращения: 05.04.201g).

21. Путин допустил, что блогеров обяжут платить налоги // РИА НОВОСТИ. - URL: https://

ria.ru/20180607/1522256657.html (дата обращения: 27.10.2018).

22. Путин не исключает формализации работы блогеров как новой профессии // TASS. - URL: https://tass.ru/0bschestv0/5271270 (дата обращения: 13.11.2018).

23. Распределение населения по возрастным группам // Росстат. - URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/ connect/ rosstat_main/ rosstat/га/ statistics/' population/demography/* (дата обращения: 05.04.201g).

24. Роскомнадзор прекратил вести реестр блогеров / / RBC. -URL: htlps://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5g803dnga7g470C2fadefd7 (дата обращения: 27.10.2018).

25. Слово "мем" имеет научное происхождение // Фактрум. - URL: https://www.factroom.ru/facts/ 21142 (дата обращения: 20.11.2018).

26. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" / / КонсультантПлюс. - URL: http://www.c onsultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_ 162586/ (дата обращения: 28.10.2018).

27. Черных АИ. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа // Социология массовых коммуникаций. - М.: ВШЭ. 2008. - 445 с.

28. Blogs Gone Bad: The Darker Side of the Blogging Boom // The New Atlantis. Spring. 2005. №8. Pp. ид. - URL:https://www.jstor.0rg/stable/i40i23i84? refreqid= excelsior %3A50 73d55C020g04ie7f 3cgi6gg8438763 (дата обращения: 15.11.2018). 2g. Lapp D., Shea A. and Wolsey T. D. Blogging and Audience Awareness // The Journal of Education. 2010/2011. Vol. igi. № 1. PP. 77. - URL: https:// www.jstor.org/stable/i40i0340 2?refreqid = excelsior%3Abc5g6d8663gg6a74cdi64i64e2aoeifd (дата обращения: 15.11.2018).

30. Rahimpour S. Blogs: A Resource of Online Interactions to Develop Stance-taking // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. g8. PP. 2044.

- URL: https://proxylibrary.hse.ru:2054/science/ article/pii/Si8770428i4026627 (дата обращения: 15.11.2018).

31. Thevenot G. Blogging as a social media / / Tourism and Hospitality Research. 2007. Vol. 7. № ?. PP. 2дз.

- URL: https://www.jstor.org/stable/i2374542g (дата обращения: 15.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.