Научная статья на тему 'БЛОГЕРЫ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ'

БЛОГЕРЫ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2374
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / блогеры / блог / влияние / мнение / общество / mass media / bloggers / blog / influence / opinion / society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ягудина Аэлита Радиковна

Сегодня в мире информационных технологий создается все больше виртуальных пространств, где каждый может реализовать себя. Молодежь вовлечена в эти процессы в наибольшей степени. Одной из распространенных форм молодежной коммуникации сегодня являются интернет-дневники, или блоги. В связи с огромной популярностью блоговых систем появляются и очень популярные блоги отдельных граждан, посты (размышления) которых в день могут просматривать до 5000 уникальных пользователей. Такая огромная популярность отдельных блогеров позволяет им действовать подобно средствам массовой информации и влиять на формирование общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGGERS AS REGULATORS OF PUBLIC OPINION

Today, more and more virtual spaces are being created in the world of information technology, where everyone can realize themselves. Young people are involved in these processes. One of the most common forms of youth communication today is the Internet diaries, or blogs. Due to the huge popularity of blogging systems, there are also very popular blogs of individual citizens, whose posts (reflections) can be viewed by up to 5,000 unique users per day. Such a huge popularity of individual bloggers allows them to act as mass media and influence the formation of public opinion.

Текст научной работы на тему «БЛОГЕРЫ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

УДК 070

БЛОГЕРЫ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Ягудина А. Р.

кандидат социологических наук, доцент

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. Сегодня в мире информационных технологий создается все больше виртуальных пространств, где каждый может реализовать себя. Молодежь вовлечена в эти процессы в наибольшей степени. Одной из распространенных форм молодежной коммуникации сегодня являются интернет-дневники, или блоги. В связи с огромной популярностью блоговых систем появляются и очень популярные блоги отдельных граждан, посты (размышления) которых в день могут просматривать до 5000 уникальных пользователей. Такая огромная популярность отдельных блогеров позволяет им действовать подобно средствам массовой информации и влиять на формирование общественного мнения.

Ключевые слова: средства массовой информации, блогеры, блог, влияние, мнение, общество.

BLOGGERS AS REGULATORS OF PUBLIC OPINION Yagudina A. R.

Candidate of Sociology, Associate Professor

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch

Sterlitamak, Russia

Abstract. Today, more and more virtual spaces are being created in the world of information technology, where everyone can realize themselves. Young people are involved in these processes. One of the most common forms of youth communication today is the Internet diaries, or blogs. Due to the huge popularity of blogging systems, there are also very popular blogs of individual citizens, whose posts (reflections) can be viewed by up to 5,000 unique users per day. Such a huge popularity of individual bloggers allows them to act as mass media and influence the formation of public opinion.

Keywords: mass media, bloggers, blog, influence, opinion, society.

Сегодня в информационном пространстве происходят колоссальные изменения. Если 20-30 лет назад главными средствами распространения информации были газеты, журналы и телевидение, то в современном мире их вытесняют блогеры, ставшие новыми трендсеттерами, лидерами мнений, общественными активистами, людьми-брендами, диктующими своей аудитории правила жизни.

Лидеры мнений - это люди, способные оказывать влияние на мнение собеседников за счет свой известности и популярности, реальной или мнимой компетентности и авторитета. Среди них можно выделить трендсеттеров и инфлюэнсеров. Трендсеттер (англ. Trendsetter; от trend - «тенденция», to set - «устанавливать, начинать») - это человек, который умеет предугадывать и находить новые ниши на рынке, придумывать и привносить нечто новое. Инноватор и созидатель, раньше других воспринимающий новые идеи и тренды, он первым внедряет инновационные технологии и продукты в массовое использование. Инфлюэнсер (англ. Influencer - от to influence - «влиять») - в социальных сетях - пользователь, имеющий обширную и лояльную аудиторию. Чаще всего

инфлюенсерами становятся блогеры, знаменитости (актеры или певцы, теле- и радиоведущие), писатели, эксперты в какой-либо сфере. В связи с существенным влиянием таких медийных персон на многомиллионную аудиторию, социальная значимость влияния новых электронных информационных ресурсов значительно возрастает.

По статистике, около 50% населения мира состоят в какой-либо социальной сети, а еще большее количество людей пользуется различными новостными сервисами и блог-платформами. По данным Ю. Сергеевой, самой популярной социальной площадкой у россиян стал видео хостинг YouTube: 85% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет пользуются этой сетью; социальная сеть ВКонтакте оказалась популярной у 78% опрошенных пользователей [10].

Исследователи выделяют три основных коммуникативных стратегии видеоблогера

[5]:

- влияние на картину мира слушателя/зрителя;

- привлечение новых подписчиков;

- поддержание у уже имеющейся аудитории ощущения избранности.

Поскольку ведение блога требует больших затрат времени и ресурсов, то эта деятельность превратилась в профессиональное занятие для многих авторов и их многочисленных команд [1]. Блогеры информируют, развлекают, организуют благотворительность, вдохновляют своих последователей и даже влияют на бизнес, предоставляя высокоэффективные рекламные площадки [3] и сами являясь предпринимателями, продающими рекламные услуги [8]. Более того, в современных условиях нарастания компонентов дистанционного образования и популярности блогинга у молодежи такой вид общения с аудиторией становится средством педагогического воздействия со стороны школьных учителей и преподавателей профессиональных учебных заведений, а также высшей школы [4]. Однако основным фактором влияния блогинга на аудиторию остается именно информационный.

Блогеры сейчас уже приравниваются к СМИ и называются «новыми медиа»; традиционная журналистика также использует этот инструмент как новый канал распространения информации [11]. Зачастую они не просто излагают факты или свое мнение о тех или иных событиях, но проводят настоящие журналистские расследования. При этом блогеры могут намеренно снимать скандальные ролики («ловить хайп»), а также публиковать недостоверные или непроверенные сведения, сознательно вводить аудиторию в обман и манипулировать ею. Хайп - это информационный шум в традиционных медиа и соцсетях вокруг какой-либо темы, объекта или персоны. Иногда хайп создается ради навязчивой и агрессивной рекламы, нацеленной на быстрое формирование предпочтений аудитории - как в коммерческой области, так и в сфере политики. При этом стоит отметить и пользу блогеров как лидеров мнений - они нередко несут действительно полезную и часто объективную информацию, особенно это касается разоблачения мошенников, о которых в традиционных медиа если и подается информация, то достаточно лаконично и сухо [6].

Ситуация осложняется тем, что все участники информационного рынка имеют свободный доступ к каналам информирования, а степень влияния того или иного блогера на аудиторию чаще всего определяется не той информацией, которую он несет, а степенью его артистичности, харизмой, умением найти нестандартные формы преподнесения. Формальные ограничения для подобной деятельности отсутствуют, поэтому очень трудно бывает определить истинный посыл сообщения, заказчика, достоверность. И если первоначально основной аудиторией блогеров были подростки и молодежь, то сегодня их аудитория значительно расширилась, в основном за счет того, что блогеры оперативно реагируют на происходящие события, их обращения креативны и персонализированы. Это

вызывает доверие и у представителей более старшего поколения, привлекая все новые аудитории.

Преподавателями кафедры экономики и управления Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий было проведено социологическое исследование, целью которого стало выявление влияния блогеров на общественное мнение и анализ отношения общества к данному явлению. В опросе приняло участие 1356 человек, из них 56% женщин и 44% мужчин. Возрастной состав респондентов распределился следующим образом: 13-15 лет - 12%, 16-18 лет - 14%, 19-22 года - 17%, 23-29 лет - 24%, 30-45 лет - 23%, 45-55 лет - 7%, 55-67 лет - 3%.

Первый вопрос, который мы задали респондентам - «Как часто вы пользуетесь Интернетом?» (Рис. 1). Выяснилось, что 74% опрошенных ежедневно пользуются Интернетом. Следующий вопрос показал, что 56% респондентов чаще всего читают новостные ленты, 63% просматривают социальные сети, 24% - смотрят фильмы, 46% -просматривают блоги.

Что чаще всего смотрите в Интернете?

Лв=1

ад! - Инд-

Новостные ленты Социальные сети Просмотр фильмов Просмотр блогов

■ 13-25 4,3 4,9 5,9 4,5

■ 26-35 2,4 3,4 4,7 3,8

36-45 5,6 3,7 0,6 2,9

46 и выше 5,8 4,1 2,1 2,1

13-25 ■ 26-35

36-45

| 46 и выше

Рисунок 1 - Предпочтения в получении информации в Интернете

Таким образом, опрос показал, что новостные ленты больше всего интересуют возрастную категорию старшего поколения, а вот социальные сети и просмотр блогов более интересен молодежи. Вполне прогнозируемо, что основной аудиторией блогеров будет молодежь, так как сами блогеры чаще всего являются представителями молодежной среды, поэтому подача материала ориентирована в целом на молодое поколение. С более старшей аудиторией работают традиционные методы подачи информации.

Самыми популярными площадками являются YouTube (56%), Instagram (запрещен в России, 39%), ^кТок (34%), ВКонтакте (27%). Причем Instagram и ^кТок более востребованы у молодежи, а YouTube чаще выбирает старшее поколение.

На вопрос «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?» ответы распределились следующим образом (Рис. 2).

Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Не менее 3 часов в день Не менее 5 часов в день Круглосуточно Около 30 минут в день Не слежу за временем

Рисунок 2 - Время, проводимое в социальных сетях

Среди тех, кто ответил, что проводит в соцсетях менее 30 минут в день, большинство оказалось мужчинами в возрасте от 35 до 45 лет.

На вопрос «По вашему мнению, зачем люди ведут блоги?» ответы распределились следующим образом (Рис. 3).

Большая часть респондентов считает, что блоги чаще всего заводят с целью получить прибыль или поделиться знаниями (информацией) - эти ответы были наиболее популярными. Блог как способ самореализации и профессионального самоопределения рассматривается респондентами в меньшей степени. Старшая возрастная категория чаще выбирала ответ, что это дань моде и способ привлечения внимания. В целом анализ ответов демонстрирует такую тенденцию: сегодня блогерам приходится использовать две ролевые модели: первая - ньюсмейкер, носитель трендов гражданской позиции; вторая - рыночный игрок в информационном пространстве.

По вашему мнению, зачем люди ведут блоги?

СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МНОГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ЗНАНИЯМИ, ИНФОРМАЦИЕЙ

ДЛЯ МОДЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ РАДИ ЗАРАБОТКА

Я!

M4I

2Т5И

ЕрЯ

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5

Рисунок 3 - Причины ведения блогов

Следующий вопрос был о доверии блогерам. Если информация, которую транслирует блогер, является рыночным продуктом, то вполне предсказуемо, что должно

падать доверие к ней. Анализ ответов показал, что 64% опрошенных (из старшей возрастной аудитории) не считают репутацию блогера гарантом качественного контента (информации), а вот более молодая часть опрошенных высказали мнение, что информация блогеров более правдива, чем в традиционных СМИ и носит более открытый, естественный характер.

На вопрос «Пользовались ли вы когда-нибудь советами блогеров?» ответы распределились следующим образом (Рис. 4).

Полученные данные показывают большой потенциал влияния блогеров на поведение аудитории. Большая часть тех, кто смотрит и читает блоги, готовы принять во внимание рекомендации и советы интересного им блогера.

Обладая способностью быстро перестраиваться, использовать новые форматы, блогеры, по мнению респондентов, отличаются высокой степенью креативности, с чем согласны 67% опрошенных, и способны оказывать сильное влияние особенно на молодежную аудиторию, отличающуюся эмоциональностью.

Пользовались ли вы советами блогеров?

1

2,9 ИН

2,7

Да, пользовался Нет, не пользовался

■ 13-35 лет 7,3 2,7

■ 36-45 лет 5,6 4,4

■ Ряд 36 лет и выше 2,9 2

13-35 лет

36-45 лет

Ряд 36 лет и выше

2

Рисунок 4 - Использование советов блогеров

На вопрос «Действительно ли блогеры приобретают популярность на ярких (скандальных) темах?», ответы получились следующими (Рис. 5).

Блогеры приобретают популярность на популярных (скандальных) темах?

■ Скорее согласен ■ Скорее не согласен ■ Затрудняюсь ответить ■

Рисунок 5 - Степень скандальности тем сообщений блогеров

Результаты показывают, что в целом действительно блогеры стремятся применять яркий контент, поднимают дискуссионные или провокационные темы, позволяющие создать бурную полемику в сетях, и используют информационный «хайп» для привлечения все новых аудиторий. Причем респонденты отметили независимость блогеров от контроля со стороны государства и контролирующих органов (76%), что делает их информационно более привлекательными.

На фоне происходящих изменений на рынке труда возникает вопрос, станет ли блогерство востребованной профессией. Молодежь отвечает на этот вопрос в большинстве своем положительно (67%), а вот более старшая аудитория считает, что интерес к подобному роду деятельности носит временный характер и рано или поздно утихнет.

Ответы на вопрос, какие темы блогов вам наиболее интересны, распределились следующим образом (Рис. 6).

Какие темы блогов вам наиболее интересны?

Г 3,2

7,2

Ь6

4,8 6,5 J

Политические блоги Развлекательные блоги Хобби и творчество Блоги о здоровье I Другие

Рисунок 6 - Наиболее интересные темы блогов

Наиболее интересны для опрошенной аудитории политические блоги и развлекательный контент (их выбрало большая часть опрошенных). Примерно равное количество голосов получили блоги о хобби и творчестве, медицинские блоги и т. д.

Далее мы уточнили, насколько доверяют люди той информации, которую размещают блогеры. 87% интернет-пользователей считают, что блогеры способны влиять на общественное мнение. Но 53% опрошенных указали, что доверяют информации, которую они публикуют в зависимости от ситуации.

Кроме того, мы попросили респондентов оценить свою способность распознавать в блогах заказные или рекламные материалы. В целом большая часть респондентов (76%) считают, что легко распознают такого рода информацию.

На вопрос «Какие эмоции вы чаще всего испытываете, просматривая блоги?» почти половина респондентов (49%) призналась, что испытывают скорее негативные чувства. 34% опрошенных рассказали, что зависимы от онлайн-платформ. Женщин среди них почти в два раза больше, чем мужчин: 41% и 25% соответственно. 22% признались, что чувствуют тревогу при просмотре контента в интернете, а 12% рассказали, что испытывают зависть по отношению к блогерам, сравнивая свою жизнь и транслируемые в блоге красивые эпизоды из жизни блогера.

Таким образом, блогер сегодня - это полноценная профессия, фактически «пятая власть», которая в ближайшие пять лет вытеснит и заменит своим влиянием современные медиа. Поэтому необходимо изучать не только отношение к блогерству как к профессии, но и ее влияние на формирование современных трендов в обществе. Как показывают данные проведенного опроса, влияние интернет-медиа и блогинга на современную массовую аудиторию представляет собой значительный ресурс и вызов. Необходимо использовать потенциал этих новых СМИ в социально-конструктивных целях и не допускать бесконтрольного его использования для дезинформации и разжигания социальной розни, антигосударственной подрывной деятельности.

С этой целью необходимо не только совершенствовать законодательное регулирование деятельности блогеров, но также формировать у молодежи культуру обращения с информацией как в роли ее производителей, так и в роли ее потребителей. В свою очередь, это возможно только на базе развития общей культуры и осознанных ценностных ориентаций молодежи, что делает блогинг одним из перспективных направлений воспитательной работы, поскольку интерес молодежи к этому виду творчества позволяет более эффективно доносить необходимую информацию. В результате блогинг должен стать полноценным средством самовыражения личности, мультимедийного общения, информирования и просвещения аудитории, что позволит ему занять достойное место в ряду средств массовой информации и оказывать позитивное влияние на общество и все социальные процессы.

Список литературы

1. Абилькенова В. А. Станет ли блогерство профессией? (блогерство - новый феномен среди профессий?) // Ведомости прикладной этики. 2022. № 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanet-li-blogerstvo-professiey-blogerstvo-novyy-fenomen-sredi-professiy (дата обращения: 11.12.2022).

2. Багдасарова Р. А., Силенко В. А. Комьюнити-блогерство: архетипы и бренды // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/komyuniti-blogerstvo-arhetipy-i-brendy (дата обращения: 11.12.2022).

3. Баязитова Т. И. Социальные сети как инструмент рекламной и PR-деятельности в Интернете // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). URL: https://moluch.ru/archive/134/37665/ (дата обращения: 11.12.2022).

4. Вишневская И. В. Блогерство педагога - новый тренд образования // Молодой ученый. 2022. № 30.1 (425.1). URL: https://moluch.ru/archive/425/94146/ (дата обращения: 11.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гигаури Д. И., Гуторов В. А., Ширинянц А. А. Youtube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. №3 (60). С. 51-57.

6. Забиранко В. И. Блогеры как новые расследователи и лидеры мнений молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blogery-kak-novye-rassledovateli-i-lidery-mneniy-molodezhi (дата обращения: 11.12.2022).

7. Заблова П. А. Влияние блоггинга на молодежь // РГППУ : [сайт]. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26346/1/rois_2018_05.pdf (дата обращения: 11.12.2022).

8. Захарова А. Э., Калашникова А. С. Блогер как субъект предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2021. № 20 (362). URL: https://moluch.ru/archive/362/81103/ (дата обращения: 11.12.2022).

9. Ипатьева В. А. Видеоблог и традиционное телевидение : особенности функционирования // Молодой ученый. 2018. №25 (211). URL: https://moluch.ru/archive/211/51787/ (дата обращения: 11.12.2022).

10. Сергеева Ю. Интернет и соцсети в России в 2021 году - вся статистика // Web-Canape.ru. 12 февраля 2021. URL: https://www.web-canape. ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 11.12.2022).

11. Шомуродов О. И. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). URL: https://moluch.ru/archive/337/75251/ (дата обращения: 11.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.