УДК 316.346.32-053.6:070.11:004.774
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОБЛОГИНГА)
Киселева Алина,
Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1.
Киселева Алина, аспирант Социологического факультета, сотрудник Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Исследование социальных медиа - одна из самых динамично развивающихся областей современной социологии. Актуальность исследования обусловлена трансформацией общественных ценностей, формированием глобальной политической и культурной среды и значительным влиянием современных информационных технологий на всю социокультурную систему. Целью исследования является оценка воздействия социальных медиа на социокультурную трансформацию общества и анализ влияния видеоблогинга как формы социальных медиа на молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет. Методы. В процессе исследования был использован абстрактно-логический подход на основе системного анализа существующих эмпирических данных и онлайн-опроса, проведенного в социальной сети «ВКонтакте» среди студентов МГУ им. М.В. Ломоносова и студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Опрос содержал большое количество вариантов ответов (перечисление имен известных блогеров) и возможность добавления респондентом собственных вариантов ответов и комментариев. Результаты. Выяснилось, что воздействие блогеров на мировоззрение зрителей молодого поколения значительно. Половина опрошенных респондентов в возрасте от 17 до 30 лет интересуются политическими блогами, что говорит о возрастающей роли видеоблогинга среди молодежи в сети Интернет. Этот вид социальных медиа становится ареной политической борьбы за влияние на мировоззрение молодежи. Большинство участников опроса уделяют внимание политизированным блогерам, в частности Алексею Навальному. Значительная часть респондентов также следит за научно-популярными блогами, что может говорить о желании получать новые знания в сжатом и упрощенном виде.
Ключевые слова: Молодежь, социальные технологии, социальные медиа, глобализм, трансформация общества, интернет, видеоблогинг.
Постиндустриальная трансформация обществ и важная роль глобализма в ней все больше отражаются на современных информационных, экономических, политических и других связях стран мира. Особенно сближается социокультурное пространство стран: люди в самых различных странах мира смотрят одни и те же шоу, носят одни и те же марки одежды, ходят в практически идентичные по внешнему виду рестораны быстрого питания «Макдональдс», в магазины мебельного гиганта «IKEA» и т. п.
Американский социолог Дж. Ритцер считает, что «Макдональдс» - икона глобализации, но в то же время «символ американизма» [1]. Конечно, с этим нельзя не согласиться. Американская поп-культура прославляет не только идеалы нынешнего общества, но и продвигает мировые коммерческие бренды.
Современный глобализм - это тотальное распространение американской культуры на другие страны и континенты, а следовательно, глобализм то же самое, что и аме-
риканизм, по мнению некоторых российских исследователей глобальной трансформации общества [2]. Исследователи проблемы отмечают, что глобализация есть «объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью приблизить их к культуре передовых стран. Также глобализацию можно рассматривать как стремление западных стран к господству над народами в целях подчинения их национальных культур единому космополитическому (американскому по преимуществу) культурному стандарту, т. е. как крайнюю форму вестернизации» [3, c. 139].
Однако не только глобальные торговые марки сближают народы мира, сближение происходит и на семантическом уровне: люди по всему миру, говорящие на разных языках, почти одинаково произносят слова «смартфон», «компьютер», «твитеть» и т. п. Благодаря Интернету и информационным системам (например, банковской информационной системе международных переводов swift, большим объемам данных Big data) мировое сообщество стало поистине глобальным. Вместе с этим изменилось и мышление человека: расстояния и границы, кажется, теперь не имеют значения, общаться со всем миром теперь можно с помощью современного телеграфа - сети Интернет, а также современного lingua franca - английского языка. А если вы не знаете английского, современные электронные переводчики с нейросетями внутри всегда смогут вам помочь понять смысл прочитанного или сказанного [4].
Мировое сообщество, стремясь к формированию единого глобального мира, меняет и расширяет границы восприятия самого мира, а глобализм, в свою очередь, влияет на мировые культуры. За последние 30 лет в России произошли существенные изменения в социокультурном пространстве, во многом это произошло благодаря глобализации, процесс которой во второй половине 1980-х годов начал активно распространяться в СССР. В 1990-е годы процесс влияния американской культуры усилился, а вместе с американскими торговыми марками и открытием Московской биржи, Россия вошла в глобальную экономическую парадигму современного мира. И несмотря на то, что нынешняя государственная политика в России противопоставляет «русский мир» миру глобализма [5], в целом в российское общество по-прежнему остается частью глобальных социокультурных процессов. К тому же экономика страны напрямую зависит от всемирной экономической системы (длительное стремление государства вступить в ВТО ярко демонстрирует эту зависимость). Российское общество не спешит отказываться от товаров и услуг, которое ему предоставляет глобальный мир. Не случайно, наверное, россияне так любят продукцию американской компании Apple, которая в России стоит дороже, чем во многих других странах мира [6].
Глобальная трансформация обществ развивалась прежде довольно долго: народы в течение тысячелетий обогащали друг друга знаниями и культурой. Культуры зарождались и умирали, но некоторые типы цивилизации стали распространяться на больших территориях. Так случилось с эллинско-римской цивилизацией, которая, вобрав в себя знания Запада и Востока, стала доминирующей к началу ХХ века. Современный глобализм происходит именно из этой цивилизации. Успешному шествию по миру современного глобализма способствовали не только экономические блага, но и культура: кино, телевидение, газета. Средства массовой информации и коммуникации стали активными акторами в трансформации глобального общества, мощными пропагандистскими машинами.
И поскольку глобализация становится все более значимым фактором экономического успеха стран, технологическая компетентность является важным инструментом
для выживания и процветания не только в самом социуме, но и в его составных частях, таких как занятость, образование, сельское хозяйство, промышленность и т. д.
И не случайно сегодняшнее молодое поколение стремится изменить мир и сделать его более удобным и комфортным местом для жизни. Молодые люди считают, что достижения в области коммуникативных технологий способствуют социальным изменениям, поскольку ни одно предыдущее поколение не имело возможности так много знать о других культурах, событиях в самых разных точках мира «здесь и сейчас», используя для этого передовые технологии [7]. Примером тому может стать известная роль социальных сетей во время «арабской весны», участники событий которой (преимущественно молодежь) при помощи Twitter, Facebook и других платформ социальных сетей обеспечивали контекстуализацию происходящих событий для СМИ [8].
Степень важности беспрепятственного распространения свободных идей, их противостояние пропаганде и рекламе СМИ, еще предстоит определить. Хабермасовская интерпретация развития общества имеет некоторые аналогии с современным положением дел, поскольку критический анализ событиям человек может дать уже не только в венских кофейнях fin-de-siècle, а почти в любом уголке земли [9].
Интернет, одно из самых великолепных изобретений человеческой мысли, стал необычайно быстро менять политические, культурные, социальные взгляды общества, одновременно способствуя его глобализации: социальные платформы Фейсбук, YouTube, Twitter и пр., в том или ином виде формируют общую социокультурную парадигму обществ, в которой сплелись сотни языков, тысячи культур, миллионы людей. Фейсбук стал воплощением мультикультурализма, где сотни тысяч идей сталкиваются в виртуальном пространстве и где рождаются новые политические силы, которые часто выходят из мира виртуального в мир реальный.
Интернет - это явление американской культуры, в котором основные тренды задаются именно в США, в американской же культуре. Но чтобы полностью оценить влияние Интернета на общество, мы должны понимать, что любая технология - это материальная культура. Она производится в социальном процессе в определенной институциональной среде на основе идей, ценностей, интересов и знаний своих производителей. В этот процесс производства необходимо включать и пользователей технологических приспособлений, которые настраивают и адаптируют технологию под свои нужды, тем самым они изменяют технологии. Таков бесконечный процесс взаимодействия технологического производства и его социального использования. Таким образом, для оценки воздействия Интернета на трансформацию общества мы должны помнить и об особенностях Интернета как технологии. Затем мы должны поставить его в контексте трансформации общей социальной структуры, а также в отношении к культуре, характерной для этой социальной структуры. Действительно, мы живем в новой социальной структуре, глобальном сетевом обществе, характеризующемся ростом новой культуры, культурой автономии. Мануэль Кастельс отмечает, что Интернет -«мощный инструмент свободы» [10, с. 3].
Молодежь, для которой сеть не только среда удобной коммуникации, но и основное средство получения информации, стала наиболее продвинутой ее частью. Тем не менее с появлением интернет-блогинга в России в конце 1990-х - начале 2000-х годов, на него обратили внимание как молодые люди, так и люди среднего возраста. Именно тогда самой популярной площадкой для выражения своих взглядов стал интернет-портал «Живой журнал», который по-прежнему является одной из самых посещаемых коммуникативных площадок у российской аудитории (преимущественно мужчин от 35 до 64 лет) [11].
Влияние медиасреды на аудиторию было изучено многими исследователями. Например, в работе Л. Саламона «Всеобщая история прессы» упоминаются следующие факты: «При взятии городов Густав Адольф и Валленштейн первым делом прибирали в свои руки местную газету, чтобы воспрепятствовать распространению в стране невыгодных для победителей сведений. Польский король Иоанн Собесский жертвовал своим ночным покоем для корреспонденции на имя королевы о военных делах, точно отмечая места, предназначавшиеся к печати. При этом он просил супругу не скупиться на оплату издателей, чтобы они не печатали враждебных ему известий» [12].
Благодаря воздействию печатного слова в свое время распространились идеи колониализма в Америке, желание просвещаться и изучать неизведанное. Американский социолог Т. Парсонс, описывая свою систему структурного функционализма, отмечал, что воздействие («действие») на умы человека является «культурным» воздействием, т. е. «подстраивает» человека под нужный культурный слой общества [13].
В начале ХХ века с развитием новых технологий в области масс-медиа, таких как радио и кино, Д. Мак-Куайл отмечал, что они были призваны формировать убеждения, знания и поведение аудитории в соответствии с пожеланиями коммуникаторов [14].
Газета на протяжении нескольких веков оставалась главным информационным и пропагандистским ресурсом властных структур и бизнес-элит, пока в ХХ веке ее не вытеснили радио, телевидение и кино. Наиболее успешным, с точки зрения влияния на массы, оказалось телевидение, но в нынешнем десятилетии популярность телевизионных передач значительно снизилась, а место лидера медиа занял Интернет. Однако телевидение не исчезло, оно трансформировалось в социальные медиа в Интернете [15].
В 1962 году известный канадский исследователь медиа М. Макклюэн предсказал появление Интернета. Он писал, что современные коммуникационные функции будут осуществляться с молниеносной скоростью, расстояние среди участников коммуникации потеряет значение. Изменится и классическое восприятие времени. Коммуникаторы могут включаться в событие в любом месте и в любое время, становясь таким образом участниками жизни людей, находящихся за сотни или тысячи километров. Все коммуникаторы события становятся взаимозависимыми друг от друга, привыкая к такому положению дел [16].
Для миллениалов и постмиллениалов основным средством получения информации являются мультимедийные проекты в сети Интернет, а это значит, что благодаря этому типу социального медиа, также идет распространение и различных идей глобализма, политических взглядов, в целом, интернет активно трансформирует общество.
По мнению Фрэнка Фюреди, Интернет и социальные медиа имеют значительную власть, так как способны влиять и формировать поведение человека [17]. Социальные медиа сыграли значительную роль во вспышках социального протеста: распространение движения протестов «Occupay» в Нью-Йорке, «Арабской весны», мобилизация сопротивлений против правительства Украины, митинги на Болотной площади сильно зависели от источников, предоставляемых социальными сетями. Многие наблюдатели пришли к выводу, что в сетевом мире социальные сети обладают потенциалом для содействия участию общественности, вовлечению и процессу демократизации общественной жизни.
Тот факт, что Интернет и социальные медиа являются мощными инструментами для мобилизации людей, не вызывает сомнения. Однако не его технологический императив позволяет социальным медиа играть заметную роль в социальном протесте. Скорее творческое использование социальных сетей - это ответ на стремления и потребности, которые существуют независимо от него. Эта технология должна восприниматься
как ресурс, который может быть использован социальными и политическими движениями, которые ищут коммуникационную инфраструктуру для продвижения своего дела [17].
Одним из главных таких проектов в сети Интернет является видеоблогинг.
В настоящее время нет точного определения понятия «видеоблогинг», так как такой мультимедийный продукт имеет различные «жанровые» особенности, среди наиболее частых из них можно отметить: влог (от англ. videoblog [18]) - это блог, в котором его автор рассказывает о происходящих с ним событиях в повседневной жизни; летсплей (от анг. let's play - давай играть) - это запись с экрана компьютера того, как человек проходит ту или иную компьютерную игру (человек, снимающий подобный контент, называется в сети «летсплейщиком») [13], а также интернет-шоу и интернет-расследования [18].
Первый видеоблог появился 2 января 2000 года, когда некий Адам Контрас отправил видеозапись в блог с целью информирования своих друзей и семьи о своём движении по США до Лос-Анджелеса в поисках работы в сфере шоу-бизнеса, что стало первым сообщением такого рода и самым продолжительным видеоблогом в истории [19, 20]. Однако настоящую популярность видеоблогинг приобрел в 2005 году, когда появился хостинг YouTube [21]. На сегодняшний день этот портал является одним из самых посещаемых в мире. Согласно опросу журнала Variety, среди американских школьников от 13 до 18 лет в пятерку самых влиятельных людей вошли пять видеобло-геров YouTube [22].
Для российской молодежи, как и их западных сверстников, присутствие в социальной сети YouTube является неотъемлемой частью их функционирования в современной социокультурной среде. Большинство из них смотрят блогеров как отечественного сегмента видеохостинга, так и иностранного. Для исследования интересов молодежи к видеоблогингу, мы провели опрос среди студентов и аспирантов МГУ им. Ломоносова и ВШЭ, граждан Российской Федерации в возрасте от 17 до 30 лет, в котором просили их ответить, каких блогеров они считают наиболее информативными и влияющими на их мировоззрение (всего 60 человек; опрос проводился в социальной сети «Вконтакте»; представленные в статье данные опроса измерялись по состоянию на 13 января 2018 года) [23]. Оказалось, что примерно половина опрошенных (56 %) виде-облоги не смотрят. Среди тех студентов, кто смотрит этот тип мультимедиа, наиболее популярными оказались блоги Николая Соболева (5,2 %), Данилы Поперечного (2,6 %), Алексея Навального (5,2%), Юрия Дудя (2,6 %), блог «Немагия» за авторством Михаила Печерского и Алексея Псковитина (2,6 %). Все перечисленные блоги часто политизированы, а некоторые, например Алексей Навальный, часто с помощью своего блога призывают молодежь выходить на митинги [24]. У Алексея Навального два канала на YouTube, количество подписчиков которых приближается к 2 млн [25].
Комментируя свое отношение к блогам респонденты отмечали, что данные блоге-ры им интересны «за свободу слова» и «за содержательность повествования» [23]. Еще одним политическим блогером, которого смотрят опрошенные респонденты, является оппонент и противник А. Навального - Анатолий Шарий. За ним наблюдают 1,8 % опрошенных в возрасте 28-30 лет. Согласно статистике YouTube, Анатолий Шарий -один из самых просматриваемых русскоязычных блогеров, общее количество его подписчиков составляет 1 258 603 чел., а количество просмотров близится к 2 млрд [26]. Однако он уступает Навальному по количеству подписчиков, в нашем опросе это заметно, хотя пользователи отмечают, что ценят его «за содержательность повествования».
Большое внимание респонденты уделяют популярным околонаучным блогам: среди всех проголосовавших 14,4 % смотрят блог Алексея Конана (ТгавИБшавЬ) [27], который в своем блоге борется с невежеством в различных областях общественной жизни, например его ролик об ЭКО собрал 340 355 просмотров [28]. Автор блога "ТгавИБшавЬ" призывает к толерантности, борьбе с гомофобией и ксенофобией. Ролик Конана «[Сожжение] гомофобов» за год просмотрело 1 029 343 человек [29]. В целом количество подписчиков у этого блогера значительно меньше, чем у А. Навального или А. Шария. Данный блог привлекает молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. В ходе интернет-опроса, молодые люди отмечали, что «Трэшсмэш проводит исследование со ссылками на источники по каждой теме, чтобы наиболее полно показать, почему, как и для чего существуют стереотипы, мифы и лженауки... ради этого и стоит делать хоть что-то на ютубе, потому что иначе без этого люди вне науки полностью застрянут в циничном мышлении и апатии». «ТрэшСмэш» выступает за развеивание мифов в вопросах ГМО, игр, пиратов, абортов, а также за рациональную критику весьма одиозных фигур российского информационного (и не только) пространства, к примеру Ермаковой и Стерлигова» [23].
Изначально специализировавшийся на трэвел-блогинге Руслан Усачев с недавних пор также стал развивать околополитические блоги, что отразилось и на его популярности в возрастной группе 17-30 лет. В нашем опросе он набрал 1,3 % голосов, пользователи отмечали его «информативность», «юмор» и «ненавязчивость» [23]. Такое же количество голосов набрал блогер Эльдар Джарахов, который также делает блоги о политике.
Так или иначе, блогеры, которые затрагивают политические темы и острые социальные проблемы, оказываются в центре внимания большинства нами опрошенных респондентов. Как отмечает социолог Левада-центра Денис Волков, «обсуждают политические темы с друзьями не более 10 % молодых россиян, однако хотели бы участвовать в политике уже 25 %. А непосредственно участвуют в различного рода общественных и благотворительных инициативах около 33 % молодых. Это меньшинство среди самой молодежи и меньше, чем в других возрастных группах. Однако вдумайтесь, какое количество людей скрывается за этими цифрами» [30].
Говоря о некоторых социальных проблемах российского общества, многие блоге-ры поднимают вопросы о необходимости изменения консервативных взглядов в их отношении (чаще всего затрагиваются темы коррупции, медицины, ксенофобии, гомофо-бии и т. д.). Формирование толерантного подхода к некоторым вопросам социокультурного характера у российских блогеров перекликается с темами западного блогинга. Социолог Елена Омельченко отмечает, что российской молодежи чаще всего свойственны прогрессивные взгляды и, в целом, в этом плане она мало чем отличается от молодежи европейской [31]. Важно отметить, что форматы блогов русского сегмента УоиТиЬе, а также темы этих блогов, чаще всего калькируются с американских и англоязычных блогеров [32]. Отчасти по этой причине российские блогеры находятся под влиянием американской леволиберальной культурной политики. Транслируя свои идеи, блогеры часто являются своего рода «промоутерами» этой политики. Косвенным подтверждением тому может служить тот факт, что большая часть российской молодежи считает себя носителем западной культурно-исторической традиции [33]. Тем не менее среди молодежи распространены и так называемые «традиционные взгляды», а некоторые блогеры культивируют стереотипные представления о женщинах [34], физиологических особенностях мужчин [35] и т. п. В нашем исследовании респонденты не отме-
чали важность подобных блогов, однако огромное количество подписчиков на канале «Дневник Хача» [36] говорит о большом внимании зрителей к подобному формату.
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что почти половина молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет интересуются политическими блогами, что говорит о возрастающей роли видеоблогинга. Этот вид социального медиа становится ареной политической борьбы за влияние на мировоззрение молодежи. Мы считаем, что формирование политически ориентированной молодежи (особенно школьников) может способствовать росту и разнообразию форм политических идей в ближайшем будущем. Влияние же научно-популярных блогов (например, TrashSmash, НаучПоп и т. п.) может привести к переосмыслению традиционной (и во многом еще консервативной) социальной и культурной жизни общества. Социальная и культурная политика глобализма в некоторой степени как раз и направлена на изменение традиционных взглядов на некоторые явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ритцер Д. Макдональдизация общества 5. - М.: Праксис, 2011. - 592 с.
2. Ленинская теория империализма и современная глобализация / под науч. ред. А.И. Суббето. Кн. 2. -СПб.: Асперион, 2004. - 756 с.
3. Джиган М.В. Влияние глобализационных процессов на трансформацию информационного общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования - 2016. - № 2 (10). - С. 138-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-globalizatsionnyh-protsessov-na-transformatsiyu-informatsionnogo-obschestva (дата обращения 10.03.2018).
4. Travis Translator: переводчик говорящий на 80 языках. URL: https://root-nation.com/news/it-news/ru-govorashi-perevodchik-travis-translator/ (дата обращения 10.02.2018).
5. Ксенофонтов В.В. Русский мир и глобализация // Век глобализации. - 2009. - № 2. URL: https://www.socionauki.ru/journal/files/vg/2009_2/172-177.pdf (дата обращения 10.02.2018).
6. Цены в России на iPhone X будут одними из самых высоких в мире // Ведомости - 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/09/19/734503-tseni-rossii-na-iphone-samih-visokih-v-mire (дата обращения 10.02.2018).
7. Griswold W. Cultures and societies in a changing world. - SAGE Publications, 2012. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781452240534
8. Khondker H.H. Role of the new media in the Arab Spring // Globalizations. - 2011. - № 8 (5). - P. 675679.
9. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: an Inquiry into a Category of Bourgeois Society. - Cambridge: MIT Press, 1991. - 301 p.
10. Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.
11. Отчет по проекту Web Index Report 2017 Cities 10 // Mediascope. URL: https://mediascope.net/data/?download=2063&date=2017Cities%2010&set_filter=Y&FILTER_TYPE=inter net (дата обращения 19.12.2017).
12. Саламон Л. Всеобщая история прессы. URL: http://evartist.narod.ru/text2/29.htm#з_05 (дата обращения
19.12.2017).
13. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
14. McQuail D. McQuail's mass communication theory. - London: SAGE Publications, 2010. - 621 p.
15. Buchanan M. The Tyranny of Traditional TV // The New Yorker. July 18, 2013. URL: https://www.newyorker.com/tech/elements/the-tyranny-of-traditional-tv (дата обращения 05.01.2018)
16. Маклюэн r.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
17. Furedi F. How the Internet and Social Media are Changing Culture // Aspen Review. URL: https://www.aspen.review/article/2017/internet-social-media-changing-culture/ (дата обращения
05.01.2018).
18. Видеоблог // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Видеоблог#cite_note-1 (дата обращения 19.12.2017).
19. Иванова В.Е. Феномен видеоблога: интерактивные ресурсы: автореферат магистерской работы. -Саратов, 2016. - 12 с. URL: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/42-04-02_004.pdf (дата обращения 19.12.2017).
20. Entry #1. 8:18 PM - January 2nd, 2000. Springfield, Missouri. Reaction. January 2000. URL: http://www.4tvs.com/Journey/Pages/J1200.html?i=1 (дата обращения 19.12.2017)
21. Российский видеоблогинг 2015: роль и значение в коммуникациях в цифровой среде - М.: Видфест, 2015. - 20 с. URL: http://www.polylog.ru/a/pdf/2015-06-09-vloging-analysis.pdf (дата обращения 10.11.2017).
22. Видеоблогеры YouTube влияют на подростков сильнее чем голливудские звезды // AKKet.com. URL: https://akket.com/raznoe/9358-videoblogery-youtube-vliyayut-na-podrostkov-silnee-chem-gollivudskie-zvezdy.html (дата обращения 19.12.2017).
23. Опрос в социальной сети «ВКонтакте» (скриншоты из личного архива А. Киселевой). URL: https://pp.userapi.com/c846016/v846016482/1a8589/xaSuz9Vba14.jpg (дата обращения 13.01.2018).
24. Митинги Навального // URA.RU. URL: https://ura.news/story/333 (дата обращения 12.12.2017).
25. Канал Алексея Навального // Youtube. URL: https://www.youtube.com/user/NavalnyRu/about (дата обращения 19.12.2017).
26. Канал Анатолия Шария // Youtube. URL: https://www.youtube.com/user/SuperSharij/about (дата обращения 19.12.2017).
27. Канал «TrashSmash» // Youtube. URL: https://www.youtube.com/channel/UC4q_Go2upApHnHbI657ZGBA (дата обращения 22.12.2017).
28. ЭКО. Медицина vs религиозная этика // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v= Vhj_Zj0kiGQ (дата обращения 18.12.2017).
29. [Сожжение] гомофобов // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lQmWsl2N0UE&t=1s (дата обращения 21.12.2017).
30. Волков Д. Поколение терпимых и независимых // Газета.Ру. URL: https://www.gazeta.ru/comments/ 2017/06/15_a_10722443.shtml (дата обращения 19.12.2017).
31. Омельченко Е.Л. Чем российская молодежь отличается от своих западных сверстников // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. URL: https://spb.hse.ru/news/112695213.html (дата обращения 19.12.2017).
32. Американские видеоблогеры: falling down a YouTube rabbit hole. URL: https://lingvister.ru/ blog/amerikanskie-videoblogery-falling-down-a-youtube-rabbit-hole (дата обращения 19.12.2017).
33. Российская молодежь: между Западом и Востоком // Голос Америки. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/ai-russia-youth-survey/3615936.html (дата обращения 19.12.2017).
34. Ты должна готовить и быть проституткой в постели // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/ 2018/08/05/hachu_nevestu/ (дата обращения 19.12.2017).
35. Настя Ивлеева рассказала Дудю о том, какой размер - приговор для мужчины. Интервью многим не понравилось // Medialeaks. URL: https://medialeaks.ru/2108dalex-ivleeva/ (дата обращения 19.12.2017).
36. Канал «Дневник Хача» // Youtube. URL: https://www.youtube.com/channel/UCnbxcA3kZ_ uUYIBHNvxpDQw (дата обращения 19.12.2017).
Поступила 04.04.2018 г.
UDC 316.346.32-053.6:070.11:004.774
ASSESSMENT OF SOCIAL MEDIA IMPACT ON POLITICAL AND SOCIO-CULTURAL ATTITUDES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF GLOBAL TRANSFORMATION OF SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF VIDEOBLOGGING)
Alina Kisseleva,
[email protected]; [email protected]
Lomonosov Moscow State University, 1, Leninskie Gory street, Moscow, 119991, Russia.
Alina Kisseleva, postgraduate student, employee, Lomonosov Moscow State University.
The study of social media is one of the most dynamically developing areas of modern sociology. The relevance of the study is caused by transformation of social values, emergence of global political and cultural environment, and significant impact of modern information technologies on the entire socio-cultural system. The aim of the study is to assess the impact of social media on the socio-cultural transformation of society and to analyze the impact of video blogging as a form of social media on young people aged 17 to 30 years. The method. The abstract-logical approach based on the system analysis of existing empirical data and an online-survey was used. The survey was conducted in the social network Vkontakte among students of the Lomonosov Moscow State University and National Research University «Higher School of Economics». The survey had a large number of answers and the possibility for respondents to add their own answers and comments. Results. It was found that the impact of bloggers on the worldview of the younger generation is significant. Half of the respondents aged 17 to 30 are interested in political blogs, which indicates the increasing role of video blogging among young people on the internet. This type of social media becomes battleground for political struggle for influence on the worldview of young people. The majority of respondents pay attention to politicized bloggers, in particular Alexei Navalny. A significant part of respondents also follows popular science blogs, which may indicate a desire to gain new knowledge in a concise and simplified form.
Key words: Young people, social technology, social media, globalism, society transformation, internet, videoblogging.
REFERENCES
1. Ritser D. Makdonaldizatsiya obshchestva 5 [McDonaldization of Society 5]. Moscow, Praksis Publ., 2011. 592 p.
2. Leninskaya teoriya imperializma i sovremennaya globalizatsiya [Lenin's theory of imperialism and modern globalization]. Ed. by A.I. Subbeto. B. 2. St. Petersburg, Asperion Publ., 2004. 756 p.
3. Dzhigan M.V. Vliyanie globalizatsionnykh protsessov na transformatsiyu informatsionnogo obshchestva [Globalization impact on transformation of the information society]. Ekonomicheskie i sotsialno-gumanitarnye issledovaniya, 2016, no. 2 (10), pp. 138-142. Available at: https://cyberleninka.ni/article/v/ vliyanie-globalizatsionnyh-protsessov-na-transformatsiyu-informatsionnogo-obschestva (accessed 10 March 2018).
4. Travis Translator: perevodchik govoryashchiy na 80 yazykakh [Travis Translator: translator speaking in 80 languages]. Available at: https://root-nation.com/news/it-news/ru-govorashi-perevodchik-travis-translator/ (accessed 10 February 2018).
5. Ksenofontov V.V. Russkiy mir i globalizatsiya [Russian world and globalization]. Vekglobalizatsii, 2009, no. 2. Available at: https://www.socionauki.ru/journal/files/vg/2009_2/172-177.pdf (accessed 10 February 2018).
6. Tseny v Rossii na iPhone X budut odnimi iz samykh vysokikh v mire [Prices on the iPhone X in Russia will be among the highest in the world]. Vedomosti, 2017. Available at: https://www.vedomosti.ru/ technology/articles/2017/09/19/734503-tseni-rossii-na-iphone-samih-visokih-v-mire (accessed 10 February 2018).
7. Griswold W. Cultures and societies in a changing world. SAGE Publications, 2012. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781452240534
8. Khondker H.H. Role of the new media in the Arab Spring. Globalizations, 2011, no. 8 (5), pp. 675-679.
9. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: an Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, MIT Press, 1991. 301 p.
10. Kastels M. Galaktika Internet [Internet Galaxy]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2004. 328 p.
11. Otchet po proektu Web Index Report 2017 Cities 10 [Report on the project Web Index Report 2017 Cities 10]. Mediascope. Available at: http://mediascope.net/services/media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf%5BYEAR%5D=2017&captcha_code=01baf53e0f826e0accca1 89074045b43&captcha_word=e8daz&set_filter=Y (accessed 19 December 2017).
12. Salamon L. Vseobshchaya istoriya pressy [The general history of the press]. Available at: http://evartist.narod.ru/text2/29.htm#z_05 (accessed 19 December 2017).
13. Parsons T. O strukture sotsialnogo deystviya [On the structure of social action]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2000. 880 p.
14. McQuail D. McQuail's mass communication theory. London, SAGE Publications, 2010. 621 p.
15. Buchanan M. The Tyranny of Traditional TV. The New Yorker. July 18, 2013. Available at: https://www.newyorker.com/tech/elements/the-tyranny-of-traditional-tv (accessed 05 January 2018).
16. Maklyuen G.M. Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External Human Extensions]. Moscow, Zhukovskiy, Kanon-press-Ts Publ., Kuchkovo pole Publ., 2003. 464 p.
17. Furedi F. How The Internet and Social Media Are Changing Culture. Aspen Review. Available at: https://www.aspen.review/article/2017/internet-social-media-changing-culture/ (accessed 05 January 2018).
18. Videoblog [Videoblog]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Videoblog#cite_note-1 (accessed 19 December 2017).
19. Ivanova V.E. Fenomen videobloga: interaktivnye resursy. Avtoreferat magisterskoy raboty [Videoblog phenomenon: interactive resources: master's thesis abstract]. Saratov, 2016. 12 p. Available at: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/42-04-02_004.pdf (accessed 19 December 2017).
20. Entry #1. 8:18 PM - January 2nd, 2000. Springfield, Missouri. Reaction. January 2000. Available at: http://www.4tvs.com/Journey/Pages/J1200.html?i=1 (accessed 19.12.2017)
21. Rossiyskiy videobloging 2015: rol i znachenie v kommunikatsiyakh v tsifrovoy srede [Russian video blogging 2015: role and importance in communication in the digital environment]. Moscow, Vidfest Publ., 2015. 20 p. Available at: http://www.polylog.ru/a/pdf/2015-06-09-vloging-analysis.pdf (accessed 10 November 2017).
22. Videoblogery YouTube vliyayut na podrostkov silnee chem gollivudskie zvezdy [YouTube video bloggers affect teens more than Hollywood stars]. AKKet.com. Available at: https://akket.com/raznoe/9358-videoblogery-youtube-vliyayut-na-podrostkov-silnee-chem-gollivudskie-zvezdy.html (accessed 19 December 2017).
23. Opros v sotsialnoy seti «VKontakte» [Survey on the social network VKontakte] (screenshots from A. Kiseleva's personal archive). Available at: https://pp.userapi.com/c846016/v846016482/1a8589/ xaSuz9Vba14.jpg (accessed 13 January 2018).
24. Mitingi Navalnogo [Navalny rallies]. URA.RU. Available at: https://ura.news/articles/ 1036270569?story_id=333 (accessed 12 December 2017).
25. Kanal Alekseya Navalnogo [Alexey Navalny Channel]. Youtube. Available at: https://www.youtube.com/user/ NavalnyRu/about (accessed 19 December 2017).
26. Kanal Anatoliya Shariya [Anatoly Sharia Channel]. Youtube. Available at: https://www.youtube.com/ user/SuperSharij/about (accessed 19 December 2017).
27. Kanal «TrashSmash» [«TrashSmash» Channel]. Youtube. Available at: https://www.youtube.com/ channel/UC4q_Go2upApHnHbI657ZGBA (accessed 22 December 2017).
28. EKO. Meditsina vs religioznaya etika [ECO. Medicine vs religious ethics]. Youtube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Vhj_Zj0kiGQ (accessed 18 December 2017).
29. [Sozhzhenie] gomofobov [[Burning] homophobes]. Youtube. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=lQmWsl2N0UE&t=1s (accessed 21 December 2017).
30. Volkov D. Pokolenie terpimykh i nezavisimykh [Generation of tolerant and independent]. Gazeta.Ru. Available at: https://www.gazeta.ru/comments/2017/06/15_a_10722443.shtml (accessed 19 December 2017).
31. Omelchenko E.L. Chem rossiyskaya molodezh otlichaetsya ot svoikh zapadnykh sverstnikov [What is the difference between Russian young people and their western peers]. NIU VShE v Sankt-Peterburge. Available at: https://spb.hse.ru/news/112695213.html (accessed 19 December 2017).
32. Amerikanskie videoblogery: falling down a YouTube rabbit hole [American video blogging: falling down a youtube rabbit hole]. Available at: https://lingvister.ru/blog/amerikanskie-videoblogery-falling-down-a-youtube-rabbit-hole (accessed 19 December 2017).
33. Rossiyskaya molodezh: mezhdu Zapadom i Vostokom [Russian youth: between the West and the East]. Golos Ameriki. Available at: https://www.golos-ameriki.ru/a/ai-russia-youth-survey/3615936.html (accessed 19 December 2017).
34. Ty dolzhna gotovit i byt prostitutkoy v posteli [You have to cook and be a prostitute in bed]. Lenta.ru. Available at: https://lenta.ru/articles/2018/08/05/hachu_nevestu/ (accessed 19 December 2017).
35. Nastya Ivleeva rasskazala Dudyu o tom, kakoy razmer - prigovor dlya muzhchiny. Intervyu mnogim ne ponravilos [Nastya Ivleeva told Dud about the size, which is a sentence for a man. Many people did not like the interview]. Medialeaks. Available at: https://medialeaks.ru/2108dalex-ivleeva/ (accessed 19 December 2017).
36. Kanal «Dnevnik Khacha» [Hach Diary channel]. Youtube. Available at: https://www.youtube.com/channel/ UCnbxcA3kZ_uUYIBHNvxpDQw (accessed 19 December 2017).
Received: 4 April 2018.