Научная статья на тему 'ВИДЫ БЛОГОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ИНСТАГРАМ"'

ВИДЫ БЛОГОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ИНСТАГРАМ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
877
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / БЛОГ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "ИНСТАГРАМ" / ПОСТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / ГИПЕРЖАНР / ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИМПЕРАТИВНОСТЬ / ХЭШТЕГ / КОММЕНТАРИЙ / ЛИЧНЫЙ АККАУНТ / БИЗНЕС-АККАУНТ / АККАУНТ АВТОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончарова Мария Анатольевна

Интернет прочно вошел в нашу жизнь и обслуживает коммуникацию в самых разных сферах, порождая новые жанры, которые требуют описания и классификации. В данной статье излагаются результаты анализа ситуации в одной из сфер интернет-коммуникации - в блогах в относительно новой социальной сети «Инстаграм». Опираясь на существующие классификации, автор делает вывод о том, что «Инстаграм» представляет собой конвергентный гипержанр 2.0. При анализе блогов в «Инстаграме» особое внимание уделяется технологиям использования глобальной сети, поскольку именно они определяют формат общения. Базовые характеристки «Инстаграма»: гипертекстуальность, интерактивность, императивность и поликодовость - определяют особенности инстаграм-блогов: запись блога в «Инстаграме» включает изображение или видео, текстовый компонент (подпись), который, как правило, содержит хэштеги, и комментарии. Представленные в «Инстаграме» на данный момент 3 типа аккаунтов: «личный», «бизнес» и «аккаунт автора» - целесообразно рассматривать лишь как наборы инструментов. В качестве основного критерия различия видов блогов в «Инстаграме» предлагается прагматическая установка блогера, в соответствии с которой выделяются два вида блогов: блоги, ведение которых является основной профессиональной деятельностью и источником дохода блогера, и блоги, ведение которых - (пока) хобби блогера. Вид блога необязательно влияет на качество контента, но определяет способ ведения блога и его оформление, в том числе языковое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF BLOGS ON THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM

The internet firmly established in our lives and provides communication in a great many branches, generating new genres that require description and classification. This study makes an attempt to analyse the situation in one of the branches of Internet communication - blogs on a relatively new social network Instagram. Based on the analysis of existing classifications, the author concludes that Instagram is a convergent hypergenre 2.0. When analysing Instagram Blogs, special attention is paid to technologies for using the wide-area network, since they determine the format of communication. Basic characteristics of Instagram - hypertextuality, interactivity, imperativeness and polycodity - determine peculiarities of Instagram blogs: a blog entry on Instagram includes an image or video, a text component (caption), which as a rule, contains hashtags, and comments. The three types of accounts - Personal accounts, Business accounts and Creator accounts, which submitted to date on Instagram, are proposed to be considered only as a set of tools since the names may not be a reflection of the reality. A blogger's pragmatic attitude is proposed as the main measure for distinguishing the types of blogs on Instagram, according to the blogger’s attitude two types of blogs are emphasized: blogging is а main occupation and source of the blogger’s income, and blogging is (thus far) the blogger’s hobby. The type of blog does not necessarily affect the quality of content, but it determines the means of blogging and its design, including language aspects of the blog.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ БЛОГОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ИНСТАГРАМ"»

УДК 81.42

ВИДЫ БЛОГОВ В СОЦИАЛЬНОМ СЕТИ «ИНСТАГРАМ» TYPES OF BLOGS ON THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM

© 2022

М.А. Гончарова M.A. Goncharova

Интернет прочно вошел в нашу жизнь и обслуживает коммуникацию в самых разных сферах, порождая новые жанры, которые требуют описания и классификации. В данной статье излагаются результаты анализа ситуации в одной из сфер интернет-коммуникации - в блогах в относительно новой социальной сети «Инста-грам». Опираясь на существующие классификации, автор делает вывод о том, что «Инстаграм» представляет собой конвергентный гипержанр 2.0. При анализе блогов в «Инстаграме» особое внимание уделяется технологиям использования глобальной сети, поскольку именно они определяют формат общения. Базовые харак-теристки «Инстаграма»: гипертекстуальность, интерактивность, императивность и поликодовость - определяют особенности инстаграм-блогов: запись блога в «Инстаграме» включает изображение или видео, текстовый компонент (подпись), который, как правило, содержит хэштеги, и комментарии. Представленные в «Инстаграме» на данный момент 3 типа аккаунтов: «личный», «бизнес» и «аккаунт автора» - целесообразно рассматривать лишь как наборы инструментов. В качестве основного критерия различия видов блогов в «Инста-граме» предлагается прагматическая установка блогера, в соответствии с которой выделяются два вида блогов: блоги, ведение которых является основной профессиональной деятельностью и источником дохода блогера, и блоги, ведение которых - (пока) хобби блогера. Вид блога необязательно влияет на качество контента, но определяет способ ведения блога и его оформление, в том числе языковое.

Ключевые слова: интернет-дискурс; блог; социальная сеть; «Инстаграм»; пост; интернет-коммуникация; интернет-технологии; речевой жанр; интернет-жанр; гипержанр; поликодовый текст; гипертекстуальность; интерактивность; императивность; хэштег; комментарий; личный аккаунт; бизнес-аккаунт; аккаунт автора.

The internet firmly established in our lives and provides communication in a great many branches, generating new genres that require description and classification. This study makes an attempt to analyse the situation in one of the branches of Internet communication - blogs on a relatively new social network Instagram. Based on the analysis of existing classifications, the author concludes that Instagram is a convergent hypergenre 2.0. When analysing Insta-gram Blogs, special attention is paid to technologies for using the wide-area network, since they determine the format of communication. Basic characteristics of Instagram - hypertextuality, interactivity, imperativeness and polycodity -determine peculiarities of Instagram blogs: a blog entry on Instagram includes an image or video, a text component (caption), which as a rule, contains hashtags, and comments. The three types of accounts - Personal accounts, Business accounts and Creator accounts, which submitted to date on Instagram, are proposed to be considered only as a set of tools since the names may not be a reflection of the reality. A blogger's pragmatic attitude is proposed as the main measure for distinguishing the types of blogs on Instagram, according to the blogger's attitude two types of blogs are emphasized: blogging is а main occupation and source of the blogger's income, and blogging is (thus far) the blogger's hobby. The type of blog does not necessarily affect the quality of content, but it determines the means of blogging and its design, including language aspects of the blog.

Keywords: internet discourse; blog; social network; Instagram; post; internet communication; internet technologies; speech genre; internet genre; hypergenre; polycode text; hypertextuality; interactivity; imperativeness; hashtag; comment; personal account; business account; creator account.

В последние годы Интернет прочно врачи бьют тревогу: коммуникация в Интер-

вошел в нашу жизнь, сделал ее значительно нете серьезно сказывается на поведении,

комфортнее во многих аспектах, а в усло- психике, здоровье индивидуумов, на обще-

виях пандемии спас многих от вынужден- стве в целом, а специалисты порой не знают,

ной социальной изоляции и вообще сделал что с этим делать.

возможной деятельность во многих отрас- О.А. Кострова, говоря о современной

лях. Но, как обычно бывает, негативные по- ментальной культуре, отмечает, что в новой

следствия его активного вхождения в повсе- коммуникативной среде - Интернете - сфор-

дневную жизнь не заставили себя долго мировалась своя система так называемых

ждать. Психологи, социологи, педагоги, ментефактов (мнений, убеждений, норм

и т.п.), обусловленная анонимностью и ничем не ограниченной свободой коммуникации. С момента своего возникновения Интернет завоевал массовую аудиторию благодаря огромному преимуществу в скорости распространения информации, легкости доступа к ней, возможности высказать свое мнение [1, с. 321].

Интернет-коммуникация является предметом огромного количества лингвистических работ. При этом можно констатировать, что на данный момент единства взглядов по большинству вопросов у исследователей нет. В частности, нет единого мнения даже относительно особого статуса интернет-жанров: в то время, как одни исследователи акцентируют внимание на специфических характеристиках интернет-общения (технологическом канале связи, гипертекстуальности [2], опо-средованности, анонимности [3], свободе входа, выхода и пребывания, гетерогенности режимов функционирования [4, с. 46] и т.д.), другие склоняются к тому, что применительно к общению в Сети следует говорить о трансформации речевых жанров, поскольку цели и задачи общения остаются теми же, что и во время непосредственного общения, основные лингвистические характеристики жанра и цель его использования сохраняются [5, с. 361].

Г.В. Кукуева задается вопросом, считать ли интернет-жанры речевыми жанрами, и приходит к выводу, что уместнее говорить о речевой практике автора, чем о жанровой системе, хотя функционирование речевого жанра в виртуальном пространстве наделяет его дополнительными признаками - такими как гипертекстуальность, мультимедий-ность, интерактивность и другие [6].

Е.А. Баженова и И.А. Иванова призывают не смешивать понятия «интернет-жанр» и «речевой жанр», поскольку интернет-жанр как тип интернет-коммуникации является многоуровневым поликодовым образованием, несводимым к речевому жанру, и многие из них - образования намного более широкие, нежели речевой жанр (и даже речевой гипержанр) [7, с. 126].

Среди лингвистов, признающих жанры интернет-коммуникации речевыми жанрами, нет единства в терминологии и критериях их

выделения. При анализе употребляются термины «виртуальный жанр» [8, с. 116], «диги-тальный жанр» и «жанр компьютерно-опосредованной коммуникации» [9, с. 19], «сетевой жанр» / «жанр сетевого дискурса» [10], «электронный жанр», «интернет-жанр» [7, с. 125-126 ; 11, с. 261] и др. Не вдаваясь в дискуссию, будем использовать в дальнейшем интуитивно понятный и наиболее распространенный термин «интернет-жанр».

Отсутствие четких критериев выделения интернет-жанров делает невозможным создание единой их классификации: на данный момент мы имеем большое количество классификаций, отличающихся друг от друга признаками, которые лежат в их основе. Выбор единого критерия для классификации представляется затруднительным по причине многоуровневого и многоаспектного характера интернет-коммуникации: для каждого жанра характерны определенные параметры, которые могут не быть основополагающими при описании других [12, с. 123].

Подробный анализ классификаций интернет-жанров и используемой терминологии можно найти в работах В.Е. Чернявской [13], Е.И. Горошко и Е.А. Жигалиной [8], Е.И. Го-рошко и Т.Л. Поляковой [12], В.П. Рукомой-никовой и К.А. Яблоковой [14].

Интернет обслуживает коммуникацию в самых разных сферах, поэтому неудивительно, что язык в них функционирует по-разному. Е.И. Горошко пишет, что коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой [15, с. 117], где существуют определенные ограничения как лингвистического, так и экстралингвистического характера. Н.Н. Казнова и И.Г. Овчинникова подчеркивают, что ограничения касаются не столько норм, которые пока не кодифицированы, а только формируются, сколько собственно узуса. Именно он определяет ограничения на использование вариантов национального языка, ников, длину текста, типы речевых актов, разнообразие невербальных компонентов, саму возможность и количество гиперссылок и т.д. [16, с. 87].

Таким образом, бурное развитие интернет-технологий ведет к возникновению новых

способов коммуникации и жанров, а лингвисты не успевают их описывать, систематизировать и в целом более или менее четко формулировать вектор развития языка.

В настоящей статье мы излагаем результаты анализа ситуации в одной сфере интернет-коммуникации - блогах в относительно новой социальной сети «Инстаграм», целью которого было определить место ин-стаграм-блога в системе интернет-жанров и выявить его характерные особенности. В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть следующие тезисы: 1) жанр инстаграм-блога подразумевает наличие ряда субжанров, особенности которых обусловлены прагматическими установками блогеров; 2) ин-стаграм-блог - явление неоднородное, его вид определяется целями блогера.

Проанализировав различные классификации интернет-жанров, мы пришли к выводу, что для нашей работы актуальна классификация, предложенная Е.И. Горошко и Т.Л. Поляковой, поставивших цель разработать динамическую типологию жанров, которая могла бы постоянно трансформироваться без потери своего стержня, создать некую модель, отвечающую требованиям постоянно изменяющейся коммуникативной среды [12, с. 120]. Эта классификация основана на трех базовых составляющих: технологическом факторе, учитывающем развитие интернет-технологий (веб 1.0 - веб 2.0 - веб 3.0), подходе иерархическом (гипержанр -жанр - субжанр) и коммуникативно-динамическом [1 2, с. 124].

По технологическому фактору «Ин-стаграм» как социальную сеть можно отнести к жанрам второго веба, «содержание которых может создаваться и корректироваться простыми пользователями, причем их количество неограниченно» [12, с. 124].

Социальные медиа, представляющие собой жанры 2.0, «отличаются высокой степенью креолизованности, гипертекстуальности, оперативности, интерактивности и т.д.» [12, с. 124]. Для них характерны следующие особенности: быстрое создание пользовательского контента; возможность мгновенного и одновременного редактирования; совместная работа над любым тек-

стом или проектом; возможность практически постоянного общения; хранение больших объемов информации непосредственно в Интернете, а не на электронных носителях; легкость в работе с контентом; распространение интерфейсов, дружественных для пользователей; усиление аудиовизуального формата в передаче и представлении данных; смешение границ между публичным и приватным, когда приватная информация или информация для избранных становится публичной и доступной всем желающим [12, с. 123-124].

В жанровой системе Интернета Е.И. Го-рошко и Т.Л. Полякова выделяют гипержанры и жанры. Гипержанр - жанровое макрообразование, сопровождающее социально-коммуникативные ситуации в сети Интернет и объединяющее в своем составе несколько жанров. Блог и социальную сеть они относят к гипержанрам, а пост или заметку автора и комментарий - к жанрам. В процессе исследования интернет-коммуникации возможно выделение многочисленных интернет-субжанров и жанроидов [12, c. 123].

Коммуникативно-динамические изменения интернет-жанров приводят к сосуществованию одновременно форматов без изменений (традиционные жанры, например файлы в формате pdf) и с изменениями. Среди последних выделяют: 1) гибридные жанры, которые под воздействием интернет-технологий значительно изменились (например, блогинг, возникший по аналогии с ведением бумажных дневников в реальной жизни); 2) конвергентные, объединяющие в себе несколько различных интернет-жанров в рамках одного коммуникативного сервиса или платформы, и 3) мутированные жанры, которые преобразовались в иные формы, когда становится сложно даже понять, из чего они произошли первоначально (например, мультипользовательские миры, подобные Мад или Мур) [12, c. 120].

Таким образом, согласно классификации Е.И. Горошко и Т.Л. Поляковой, социальная сеть «Инстаграм» представляет собой конвергентный гипержанр 2.0, объединяющий на основе платформы второго веба несколько жанров 2.0 одновременно. Блог в «Инстаграме» также является гипержанром.

Определив место инстаграм-блога в системе интернет-жанров, перейдем к анализу его жанровых особенностей.

С момента своего возникновения ин-тернет-блог как жанр (гипержанр) претерпел значительные изменения.

В работе 2012 года Е.А. Баженова и И.А. Иванова отмечали необходимость разграничить широкое и узкое понимание блога. С их точки зрения, блог в широком понимании может создаваться коллективом авторов (блог-сообщество), быть посвящен одной теме (кулинарным рецептам и т.п.), состоять из цитат и отсылок к другим блогам или интернет-ресурсам, содержать только фото- или видеоинформацию. Блог в узком понимании -это сайт (или раздел сайта), содержащий датированные записи одного автора, посвященные преимущественно бытовой тематике [7, с. 126]. Анализируя блоги в узком понимании (размещенные в основном на специальных блог-платформах - Livejournal, Liveinternet, Diary, Blogger.com и т.д.), исследователи отмечали, что «мультимедийное наполнение (контент) все больше проникает в блоги, изначально имевшие исключительно текстовую природу». Они выделяли 4 варианта представления информации: 1) представлена только текстовая информация; 2) текстовая информация преобладает, но есть вкрапления мультимедийной (аудио, видео, графики); 3) текстовая и мультимедийная информация представлены в равной мере; 4) преобладает мультимедийная информация. В работе подчеркивался неоднородный характер блога, который состоит из отдельных записей, с трудом поддающихся обобщению [7, с. 129].

А.Г. Кириллов выделяет такие формы блога, как собственно блог, фотоблог, корпоративный блог и микроблог [11, с. 262].

Обозначается тенденция: мультимедийный характер блогов выступает на первый план не только для коммуникантов, но и для исследователей; собственно текстовые блоги теряют популярность, появляются и стремительно развиваются новые виды бло-гов. Одной из предпосылок изменений, наряду с общественными тенденциями, является развитие технологий - появление новых функций и интернет-платформ.

По мнению Н.Н. Казновой и И.Г. Овчинниковой, именно платформа, т.е. технологии использования глобальной Сети, предполагает разные степени свободы использования Интернета. Интерфейс платформы предопределяет возможности участия в коммуникации, способ включения в нее и меру информированности о других участниках коммуникативного акта. Каждая из технологий предоставляет особый, характерный для нее формат общения, который имеет ограничения как лингвистического, так и экстралингвистического характера [16, с. 87]. Попав из «реальной» жизни в интернет-среду или возникнув в ней, интернет-жанры «кочуют» с одной платформы на другую и меняют свой формат в соответствии с техническими возможностями/ограничениями платформы.

«Инстаграм» возник в 2010 году как программа для смартфонов, позволяющая снимать, обрабатывать и размещать в Интернете фото- и видеоматериалы, однако за короткое время превратился в площадку для коммуникации, обучения, продвижения брендов и услуг и др. , трансформировался в микроблог и обнаружил новые особенности.

Запись блога в «Инстаграме» включает изображение или видео, текстовый компонент (подпись), который, как правило, содержит хэштег/хэштеги, и комментарии. В одной публикации можно разместить до 10 фотографий или видео, каждое из которых по длительности не больше 1 минуты. Несколько видео или фото образуют «карусель». Объем текста ограничен 2200 символами, включая пробелы и иные знаки. У пользователя есть возможность поставить понравившейся публикации «лайк», оставить комментарий и добавить пост себе в сохраненные.

Ю.В. Щурина выделяет базовые признаки коммуникации в «Инстаграме»: 1) гипертекстовый характер (опосредованная компьютерной средой особая форма организации текста, характеризующаяся процессом нелинейного письма и чтения); 2) интерактивность (публично доступная лента публикаций в «Инстаграме» предполагает возможность одобрения и комментирования выложенных

автором материалов - количество комментариев к посту считается основным показателем «успешности» аккаунта/автора); 3) императивность (большая часть реализуемых жанров носит императивный характер, включая косвенные репрезентации); 4) преобладание поликодовых сообщений, включающих текстовый, визуальный и/или видеокомпоненты (первоначальное преобладание визуальной составляющей жанра в результате развития коммуникативного пространства «Инста-грама» сменилось реализацией жанра одновременно на нескольких уровнях - вербальном и визуальном, причем характерно увеличение объема текстового компонента) [17, с. 155]. Тем не менее, в отличие от более «традиционных» социальных сетей (Facebook, ВКонтакте), где изображения и фотографии в посте могут отсутствовать, в «Инстаграме» визуальная составляющая является обязательной и первичной - именно к фотографии пользователи оставляют комментарии, ее оценивают, нажимая «лайк», по ней запоминают пост [18, с. 160].

На данный момент в «Инстаграме» представлено 3 типа аккаунтов: «личный», «бизнес» и «аккаунт автора». Владельцы личных аккаунтов могут публиковать фотографии с описанием, отмечать «лайками» и комментировать посты других. Для «биз-нес-аккаунтов» предусмотрены инструменты работы с клиентами: удобная связь с ними (есть кнопка «позвонить», возможна кнопка с адресом или электронной почтой), отслеживание статистики взаимодействия подписчиков с публикациями, возможность запускать промотирование поста и сториз и др. «Аккаунт автора» по функциям и статистике аналогичен «бизнес-аккаунту», но отличается инструментами работы с брендирован-ным контентом [19].

На первый взгляд, эти типы аккаунтов охватывают основные типы пользователей Сети: рядовых пользователей, бизнесменов и «инфлюенсеров» - людей, не занимающихся продажами напрямую, а продвигающих своих партнеров, а также знаменитостей. Однако в реальности ситуация несколько сложнее. С одной стороны, инструменты бизнес-аккаунтов подходят не для всякого бизнеса, в связи с чем многие бизнесмены ведут свои

блоги в личных аккаунтах (в ряде случаев сам «Инстаграм» их к этому вынуждает), а многие блогеры и знаменитости не продвигают какой-то личный бренд и поэтому не нуждаются в «аккаунте автора». С другой стороны, среди пользователей сети «Инста-грам» много людей, которые еще не определились, хотят ли они целенаправленно продвигать свой бренд, или для которых как раз сейчас хобби, нашедшее отражение в акка-унте, превращается в профессию, и т.п. -в отличие от сайтов, аккаунты в «Инстаграме» отражают собственно процесс, а не результат какой-то деятельности. В связи со сказанным следует иметь в виду, что названные три типа аккаунтов представляют собой лишь наборы инструментов «Инстаграма».

Вместе с тем интуитивно мы понимаем, что многочисленные блоги в «Инста-граме» могут быть объединены в группы.

Первый признак, который может претендовать на статус критерия классификации, - тематика блога. Однако при более близком рассмотрении оказывается, что блоги на одну тему различаются в плане структуры и языкового оформления. Так, блог об одежде может быть аккаунтом магазина и содержать фотографии и описание коллекции, информацию о работе магазина, скидках и т.п. (https://www.instagram.com/ teambrautofficial/), аккаунтом стилиста с контентом, посвященным новинкам сезона, рекомендациям об актуальных сочетаниях цветов и моделей и рекламе определенных брендов (http://www.fashiioncarpet.com/) или акка-унтом человека, который в свободное время занимается шитьем и делится советами по шитью с такими же любителями, размещает выкройки, видео со способами обработки ткани и т.д. (https://www.instagram.com/la-bavarese/). Различия наблюдаются во всех (суб)жанрах блога: в «шапке профиля» (например, логотип магазина или фотография владельца аккаунта), в актуальных сто-риз (например, хайлайт «Neue Kollektion» в аккаунте магазина, «Press» и «Q&A» в ак-каунте блогера-стилиста и «Papierschnitte» в аккаунте швеи), в визуальной и вербальной составляющих поста (разный уровень про-

фессиональности фотографий, наличие/отсутствие профессиональных моделей, отражение на фото и в хэштегах аккаунта стилиста рекламируемых брендов, публикация отзывов покупателей и наличие собственного хэштега в постах магазина, специальная терминология в аккаунте швеи и т.д.), в объеме вербальной составляющей поста (достаточно объемные подписи к постам магазина и швеи vs. подписи из двух - трех слов и нескольких хэштегов в постах стилиста), в комментариях подписчиков (вопросы о наличии определенных цветов и размеров или об особенностях носки изделия в комментариях к постам магазина (fuechschenontour Wie sieht es bei Neurodermitis aus? Wird Leinen vertragen? Gibt es Erfahrungen?), вопросы о тонкостях пошива или выбора ткани - к постам швеи (sew_kathi Kannst du uns vielleicht auch ein Beispiel für nen schönen Futterstoff geben?), восторженные комментарии - к лукам стилиста (linametzler Wunderschön und angenehm luftig schaut das Set aus!)). Все сказанное относится и к блогам с другой тематикой. Так, информацию о разных странах и городах можно найти в аккаунте языковой школы, профессионального блогера-путешествен-ника или человека, который по роду своей профессиональной деятельности часто бывает в различных деловых поездках и пишет об этом в своем блоге. Эти блоги будут отличаться друг от друга, несмотря на общую тему. Иными словами, тематика не является надежным критерием для классификации ин-стаграм-блогов.

На наш взгляд, таким критерием может служить прагматическая установка владельца аккаунта - с какой целью он создал свой аккаунт и ведет блог.

Относительно просто обстоят дела с «продающими» аккаунтами. Их цели:

- вызвать у действительного или потенциального подписчика интерес к блогу/ публикации/ товару/ бренду;

- удержать внимание действительного или потенциального подписчика;

- увеличить количество подписчиков;

- создать узнаваемое лицо бренда, продвинуть бренд;

- сообщить информацию о работе магазина - скидках, акциях, времени работы и т.д.;

- продать товар.

Несколько сложнее ситуация с аккаунтами знаменитостей, фэшн- или бьюти-блогеров и т.п. Однако при пристальном анализе их блогов можно понять, что их цели совпадают с целями «продающих» аккаунтов, принципиальная разница заключается в том, что товаром в данном случае являются сами блогеры, т.е. они ведут блоги для продвижения себя, для монетизации блога. Так же, как и в случае с «продающими» аккаунтами, их блог - это их работа. Естественно, в контенте отсутсвует информация о магазине.

Сложнее всего определить цели бло-геров, которые пишут о своих увлечениях. С точки зрения Е.В. Медведевой, любой публикуемый в «Инстаграме» контент (не только продающий, но и информационный, а также развлекательный) дает ин-стаблогерам возможность решения задач самопрезентации и самопозиционирования и тем самым способствует их самопродвижению [20, с. 378]. Цель, к которой стремится автор, - попасть в топ, набрать максимальное число лайков и огромное количество комментариев. Именно эта направленность, а также композиционное решение сближают сообщение в «Инстаграме» с рекламным текстом, а возможность ведения диалога (т.е. контакта с инстаблогером) -с РЯ-текстами. Исследователь относит пост в «Инстаграме» (даже некоммерческого характера) к сфере продвигающих коммуникаций [20, с. 374-375]. Таким образом, она приводит нас к мысли, что цель любого бло-гера - продвижение своего аккаунта.

Мы предположили, что цели «блоге-ров-любителей» всё-таки несколько отличаются от целей профессиональных блогеров. Подтверждение этого находим в работе В.В. Фурсовой и Д.Р. Гимадеевой. Исследователи выявили четыре категории блогеров: 1) начинающих (тех, кто решил стать блоге-ром), 2) действующих начинающих (ведут

блог, но не слишком результативно), 3) активных блогеров (уверенно занимаются бло-гингом, но имеют ограниченную, узкую аудиторию читателей), 4) популярных бло-геров (большой стабильный доход и аудитория от 100 тысяч до нескольких миллионов читателей). В результате опроса были выявлены мотивы ведения блогов: блогеров первой группы и большинство блогеров второй группы вдохновляют примеры успешных блогеров и возможность иметь свободный график, путешествовать и зарабатывать много денег. Вместе с тем у определенной части второй группы отмечается другой мотив - желание развиваться и делиться информацией и опытом. Этот мотив широко представлен у блогеров третьей группы. Их объединяет то, что активность началась не из желания «стать блогером и зарабатывать», а из желания заниматься какой-то деятельностью, которая со временем привела их к ведению своего блога. Исследователи цитируют одного из информантов: «Мне нравится получать деньги за то, что я делаю. Но именно в этом порядке: я делаю то, что делала бы и бесплатно, делаю то, что я делать люблю и хочу, и бонусом денежное вознаграждение». В то же время успешные бло-геры отмечают, что в условиях конкуренции нельзя расслабляться, нужно постоянно иметь качественный контент и действовать с полной отдачей [21, с. 23].

Опираясь на работу В.В. Фурсовой и Д.Р. Гимадеевой, мы можем выделить два вида блогеров:

- профессиональных блогеров, для которых ведение блога является работой и основным источником дохода. С точки зрения предлагаемых «Инстаграмом» форматов, их блог может быть как личным, так и бизнес-аккаунтом или авторским аккаунтом. В основном, это все-таки бизнес-аккаунт;

- блогеров-«любителей», для которых блог - (пока) хобби или неосновной источник дохода. Предлагаемое нами название условно, оно не совсем точно передает суть явления: блогер-«любитель» - не обязательно непрофессионал, с точки зрения качества

контента его блог может нисколько не уступать блогам профессиональных блогеров и размещаться в бизнес-аккаунте.

Принципиальное различие блогеров двух видов - в способе ведения блога и в его оформлении, в том числе языковом. Блогер-«любитель» может позволить себе игнорировать пресловутые алгоритмы «Ин-стаграма» и выкладывать посты тогда, когда ему удобно или когда появился интересный контент, в случае необходимости использовать не очень качественные фотографии; в «шапке профиля» у него обычно указывается род деятельности и могут отсутствовать распространенные у профессиональных блогеров цитаты или месседжи, адресованные подписчикам. Блогеры-«любители» не зависят так сильно от степени популярности своего блога, поэтому в конце текста поста они реже используют «мотивирующие вопросы» и другие способы стимулирования подписчиков к комментариям (опросы, «Правда или ложь?» и т.п.). Поскольку речь идет о каком-то хобби, в постах и в комментариях встречается соответствующая терминология. В таких аккаунтах довольно редки агрессивные комментарии, поскольку люди, которым эта сфера неинтересна, просто не подписываются на аккаунт или быстро отписываются. Блогеры-«любители» могут использовать шутливые хэштеги.

Таким образом, опираясь на прагматическую установку владельца инстаграм-ак-каунта, можно выделить два вида блогов: блоги, ведение которых является основной профессиональной деятельностью и источником дохода блогера, и блоги, ведение которых - (пока) хобби блогера. Вид блога необязательно влияет на качество контента и не определяется форматом аккаунта (личный аккаунт, бизнес-аккаунт, аккаунт автора), но определяет способ ведения блога и его оформление, в том числе языковое.

В перспективе интересным с точки зрения виртуального жанроведения представляется детальный анализ инстаграм-блогов, выявленных видов с точки зрения их структуры и языкового оформления, результаты которого можно будет использовать на практических занятиях по немецкому языку.

* * *

1. Кострова О.А. Языковые признаки личности интернет-эпохи в романе К. Крахта «Faserland» // Эволюция и трансформация дискурсов : сборник науч. статей / отв. ред. С.И. Дубинин,

B.Д. Шевченко. Самара : Самарский университет, 2016. Вып. 1. С. 320-326.

2. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на русском и английском языках (на материале жанра компьютерных конференций) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 36 с.

3. Серебренникова Е.Ф. Основания уровневого подхода и векторного анализа в семиотическом моделировании интернета // Вестник Иркутского гос. лингвистического ун-та. 2012. № 1(17). С. 20-27.

4. Попова Д.А. Способы репрезентации субъекта интернет-дискурса межперсонального уровня коммуникации в жанре комментария (на материале французского языка) // Эволюция и трансформация дискурсов: языковые и социокультурные аспекты : сборник науч. статей. Самара : Самарский университет, 2015. С. 46-52.

5. Дубровская О.Н. Речевые жанры, речевые события и новые средства коммуникации // Жанры речи : сборник науч. статей. Вып. 5. Жанр и культура. Саратов : Наука, 2007. С. 361-365.

6. Кукуева Г.В. Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении текстов, функционирующих в виртуальном пространстве) // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50.

7. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 4(20). С. 125-131.

8. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105-124.

9. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Поморский университет, 2009. 238 с.

10. Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1(21). С. 49-55.

11. Кириллов А.Г. Трансформация жанра блога в программах обмена мгновенными сообщениями // Жанры речи. 2017. № 2(16). С. 260-267.

12. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2(12). С. 119-127.

13. Чернявская В.Е. Тип текста в социокультурной перспективе // Жанры речи : сборник науч. статей. Вып. 4. Жанр и концепт. Саратов : Колледж, 2005. С. 102-112.

14. Рукомойникова В.П., Яблокова К.А. Методы эмоционального воздействия блогеров на пользователей сети инстаграм // Вестник Международного института рынка. 2020. Спецвыпуск.

C. 57-65.

15. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. Вып. 6. Жанр и язык. Саратов : Наука, 2009. С. 111-127.

16. Казнова Н.Н., Овчинникова И.Г. Специфика коммуникации в социальных сетях по сравнению с блогосферой // Вопросы психолингвистики. 2014. № 21. С. 86-97.

17. Щурина Ю.В. Речевые жанры русскоязычного сегмента социальной сети Instagram // Жанры речи. 2020. № 2(26). С. 155-165.

18. Щурина Ю.В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 156-168.

19. Типы аккаунтов в Instagram. URL: https://livedune.ru/blog/tipy_akkauntov_v_instagram (дата обращения: 01.06.2021).

20. Медведева Е.В. Instagram: пространство продвигающей коммуникации // Медиалингви-стика. 2019. № 6(3). С. 369-380.

21. Фурсова В.В., Гимадеева Д.Р. Блогерство как новый вид профессиональной деятельности // Informatization of Society: Socio-economic, socio-cultural and international aspects : materials of the VIII international scientific conference. Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. C. 17-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.