Научная статья на тему 'Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров'

Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6310
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / ВИДЕО-БЛОГЕР / БЬЮТИ-БЛОГЕР / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-СУБКУЛЬТУРА / ТРОЛЛИНГ / BLOG / VIDEO-BLOGGER / BEAUTY-BLOGGER / INTERNET-COMMUNITY / INTERNET-SUBCULTURE / TROLLING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартьянова Наталья Александровна

В статье предпринимается попытка социологического анализа бьюти-блогерства как популярного интернет-феномена и субкультуры. Рассматривается понятие «блог» и его специфика в российском медиапространстве. Особое внимание уделяется видео-блогерам, в частности бьюти-блогерам. Исследуется их сленг, типичные поведенческие практики и особенности самопрезентации. Анализируются формы и методы интернет-общения, а также его влияние на повседневное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of Internet subcultures: on the example of beauty-bloggers

In the article an attempt of the sociological analysis of a beauty-blogging as popular Internet phenomenon and subculture is made. The concept “blog” and its specifics of the Russian media space are considered. The special attention is paid to video-bloggers, in particular beauty-bloggers. Their slang, typical behavioral practices and features of self-presentation is investigated. Forms and methods of Internet communication, and also its influence on daily behavior are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров»

УДК 004.738.5:316.723

Н. А. Мартьянова

Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров

В статье предпринимается попытка социологического анализа бьюти-блогерства как популярного интернет-феномена и субкультуры. Рассматривается понятие «блог» и его специфика в российском медиапространстве. Особое внимание уделяется видео-блогерам, в частности бьюти-блогерам. Исследуется их сленг, типичные поведенческие практики и особенности самопрезентации. Анализируются формы и методы интернет-общения, а также его влияние на повседневное поведение.

Ключевые слова: блог, видео-блогер, бьюти-блогер, интернет-сообщество, интернет-субкультура, троллинг

Natalia A. Martyanova

Sociological analysis of Internet subcultures: on the example of beauty-bloggers

In the article an attempt of the sociological analysis of a beauty-blogging as popular Internet phenomenon and subculture is made. The concept“blog"and its specifics of the Russian media space are considered. The special attention is paid to video-bloggers, in particular beauty-bloggers. Their slang, typical behavioral practices and features of self-presentation is investigated. Forms and methods of Internet communication, and also its influence on daily behavior are analyzed.

Keywords: blog, video-blogger, beauty-blogger, Internet-community, Internet-subculture, trolling

В последние годы среди всего многообразия форм проявлений гражданской журналистики1 в российском медиапространстве можно выделить такой интересный Интернет-феномен как бьюти-блогерство.

В классическом смысле блогером называют любого человека, имеющего личный журнал или дневник в Интернете и время от времени оставляющего там записи (посты) разного характера: личные, рецензионные, новостные, комментирующие. Блог - производное от англ. «web-log» в переводе как раз и означает «сетевой журнал» или «дневник событий». Блог представляет собой веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно пополняемые записи, содержащие текст, изображения и мультимедиа. Как правило, блоги создаются на основе определенных шаблонов, специализированных сайтов и не требуют особых знаний по программированию, веб-дизайну, и продвижению в сети Интернет. Обозначенные особенности способствуют популяризации и распространению виртуальных блогов. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия

328

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел III. Коммуникационные аспекты культуры

блога от традиционного дневника обуславливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментариях или в своем видеоответе)2.

Наиболее интересные, оригинальные злободневные посты вызывают дискуссии, становятся цитируемыми и тем самым популяризируют классического блогера. Бьюти-блогеры (от англ. beauty - красота) сосредотачивают свое внимание в большей степени на вопросах, связанных с внешностью, красотой, уходом за собой, стилем, модой. Это обычно девушки или молодые женщины (намного реже, но встречаются женщины средних лет и даже мужчины), которые выкладывают на YouTube3 короткие видео-ролики, снятые самостоятельно на камеру. У каждой из них есть свой канал, где представлены видео-ролики на самые разнообразные темы, как правило, структурированные по разделам, например: «красота, уход за собой», «о волосах», «о жизни», «мои наряды, гардероб», «обзоры декоративной косметики», а также «популярные видео». В каждом разделе выкрадываются видео-ролики (в среднем на 10-20 минут) на определенную тему, а сами разделы регулярно обновляются и пополняются. Помимо собственно роликов на канале блогера имеются ссылки на другие видео, а также комментарии зрителей и подписчиков. Как правило, блогеры обозначают себя оригинальными никами (от англ. nickname - сетевое имя, псевдоним), например: RobinaGudina, Koffkathecat, Estonianna, elena864, wikky3000 и пр.

Как можно охарактеризовать данное явление в российском медиапространстве? Это, безусловно, субкультура, так как обладает всеми ее характеристиками: устойчивыми шаблонами поведения, особым мировоззрением, сленгом, ценностями4. В отличие от авторов персональных страниц блогеры посредством различных сервисом объединяются в виртуальные сообщества5. Данные сообщества тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и, таким образом, создают свою субкультуру. К основным преимуществам виртуальных блогов следует отнести мгновенность передачи информации и процесс передачи информации с комментариями.

Программы по выкладыванию блогов позволяют любому желающему часто обновлять веб-узел. Блоги с точки зрения содержимого встречаются на любой вкус, но почти все они обновляются постоянно, содержат ссылки и пояснения к ним, сосредотачиваются на определенных вопросах или увлечениях. Одни блоги напоминают дневниковые записи. Другие сходны с литературными произведениями или каталогами субкультур. Почти каждый блог содержит список родственных или любимых блогов и «обсуждает» ссылки, способствующие образованию сообществ. Самоорганизуется круг блогов со сходными увлечениями. Совместными обсуждениями порождаются сообщества объединенных близостью интересов людей6.

Данная субкультура достаточно нова для России, так как наиболее популярным видеоканалам не более 3-5 лет. Однако при этом весьма распространенная. Согласно рейтингу блогов рунета, в настоящее время количество русскоязычных

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

329

Раздел III. Коммуникационные аспекты культуры

блогов составляет более 3 5 0 0 0 0 007. Буквально за несколько лет из никому не интересных интернет-дневников блоги стали значимым социальным явлением.

Как и все молодежные субкультуры в России видео-блогеры (и бьюти-блоге-ры в особенности) активно подражают западным представителям. Большинство каналов представляют собой «кальку» зарубежных аналогов. Происходит практически полное копирование всего, начиная со специфического сленга и заканчивая русифицированными обозначениями категории косметических товаров, например: свотч (swatch - образец косметики, нанесенный на кожу); мастхэв (must have -необходимый продукт, который «должен быть»); шиммер (shimmer - перламутр, блеск, средство с мерцающими и светоотражающими частицами); финиш (finish -результат, например «матовый финиш на лице»; праймер (primer - база под макияж); бьюти-блендер (спонж для растушевки кремовых текстур), тег (tag - видео, содержащие какое-либо обозначение, знак, образец); лайк (like - «мне нравится»); смоки (smoky eyes - один из вариантов макияжа глаз), аутфит (outfit - полный ансамбль одежды), лук (look - законченный образ). Также есть русские слова, которые являются общеупотребительными и встречаются на всех каналах: лимитка (лимитированный выпуск косметической продукции), умывалка (очищающее средство), тушка (тушь для ресниц), тоналка (тональная основа).

Очень часто в арсенале бьюти-блогеров имеются типовые видео (теги), например: «мои приоритеты», «10 случайных фактов обо мне», «резюме 2013 года», «фавориты осени», «правила моей жизни», «11 вопросов блогеру». Остановимся подробнее на самых популярных из них.

«Собирайся со мной»: блогер показывает подробно все, что он делает, собираясь куда-то «аут», то есть «на выход», комментируя все свои поступки и передвижения. Часто начинается с показов спящего блогера, когда он еще якобы не проснулся и не понимает, что происходит. Затем зритель может видеть нанесение макияжа, с пояснениями по поводу выбора кистей и косметических продуктов, выполнение укладки волос и выбор одежды для конкретного случая (выпускной, корпоративное мероприятие, прогулка, свидание). Расширенная версия такого видео - «мой выходной», «один день с прогулкой и ужином» и пр. Здесь описывается весь день с утра до вечера с комментариями на тему того, как держится макияж в конце дня, не осыпалась ли тушь и не потек ли тональный крем определенной марки.

«Мои фавориты» или «мои мастхэвы»: перечисляются и подробно показываются все любимые косметические продукты. Уделяется внимание каждой мелочи: упаковке (объем, внешний вид, приятно или нет держать в руках, хорошо ли смотрится на полочке в ванной); составу (натуральность, наличие вредных компонентов таких как: силиконы, парабены, продукты нефтехимии, минеральные масла и пр.); цвету и текстуре продукта, что требует демонстрации свотчей; удобство работы с продуктом (легкость нанесения/снятия продукта, растушевки); производимый эффект и общие впечатления от использования продукта.

330 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел III. Коммуникационные аспекты культуры

«Хранение сокровищ»: описание того, как хранится косметика, всех контейнеров, полочек, шкафов, упаковок.

Часто блогеры включают в свои каналы видеоролики о своей жизни и взглядах на какие-либо вещи. Одна из наиболее популярных тем - финансы и экономия. Типичные видеоролики: «учимся экономить», «мой бюджет» «как составить личный финансовый план», «сколько стоит мое лицо» и пр. Личные видео также распространены: «как не надо выходить замуж», «моя первая любовь», «отношения с женатым мужчиной», «подруги-завистницы», «гражданский брак: за и против».

Бьюти-каналы предполагают общение, взаимодействие между блогерами и подписчиками, а также широкой аудиторией. Это важная часть подержания распространения интернет-субкультуры. Интенсивность данного общения измеряется несколькими показателями: количество просмотров и лайков, количество и сущность комментариев, запросы, конкурсы для подписчиков и т. д.

Лайки обозначаются как поднятый вверх большой палец руки и выражают симпатии к видео. Соответственно дислайки (опущенный вниз большой палец) - антипатию. Очень часто блогер сам стимулирует то, чтобы ему ставили лайки, что может быть даже условием участия в конкурсе, объявляемым данным блогером.

Комментарии можно разделить условно на имеющие непосредственное отношение к теме видео, выражающее отношение к блогеру и его манере поведения, внешнему виду, а также троллинг (провокация, выведение на спор, невербальную перепалку).

Троллинг - очень распространенное явление в интернет-дискуссиях. Это вид виртуального общения с нарушением этики сетевого взаимодействия с целью нагнетания конфликта, а также эпатажа, большей узнаваемости и популярности в интернет-сообществе. Предполагает использование устойчивых речевых оборотов и изображений, дискредитирующих оппонента и его мнение, а также заведомо двусмысленные и провокационные фразы, мемы (устойчивые вербальные и визуальные паттерны), анимационные картинки и сокращения (например: «имхо» от «in my humble opinion» - «по моему скромному мнению»; «лвл» от «level» - уровень).

В отношении пользователя, осуществляющего троллинг, утвердилось обозначение «тролль». По предположению сотрудника Института социологии РАН Ирины Ксенофонтовой, это слово приобрело популярность из-за значения «тролля» как существа, упоминаемого в скандинавской мифологии. Мифологические существа тролли, особенно в детских рассказах, изображаются в качестве уродливых, неприятных существ, созданных для причинения вреда и сотворения зла8.

Яркой характеристикой блогеров является также отсутствие страха или смущения перед многотысячной незнакомой и знакомой аудиторией. Если ранее главной ценностью интернет-общения была анонимность, то теперь активно культивируется нарциссизм, яркая самопрезентация, извлечение выгоды из конструирования собственного имиджа9. Более того, бьюти-блогеры воспринимают себя и друг друга

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

331

Раздел III. Коммуникационные аспекты культуры

как экспертов во многих вопросах: внешности, уходе за собой, стиле, косметике и пр. Набирая популярность, блогер становится авторитетным для своих подписчиков не только в данных областях, но и во многих других10. Он вполне способен поделиться своим мнением относительно значимых социальных проблем, приводить в пример себя в различных рассматриваемых жизненных ситуациях и даже давать советы в сферах, требующих профессиональны знаний (медицина, юриспруденция и т. д.). К нему могут периодически поступать «запросы» - то есть просьбы высказать свое мнение по какой-либо актуальной проблеме. Можно говорить о своеобразной эскалации влияния блогера.

Таким образом, в связи с популярностью интернет-общения и меньшей доступностью профессионального знания, видео-блоги могут в какой-то мере выступать альтернативой профессиональному мнению.

Примечания

1 Гражданская (общественная, демократическая) журналистика - разновидность журналистики, получившая широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Представляет собой активное участие широкой общественности в процессе сбора, анализа и распространения информации с помощью самодельных видеороликов, фотографий и пр.

2 Акопов Г. Л. Интернет и политика: модернизация полит. системы на основе инновац. полит. интернет-коммуникаций: монография. М.: Кнорус, 2013. C. 102-103.

3 You Tube (от англ. «you» - ты/вы и «tube» - труба, телеканал) - это сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться с другими теми или иными видеозаписями. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги.

4 Мартьянова Н. А. Институциональная динамика профессии в эпоху мобильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопр. теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35). С. 3-7.

5 Мартьянов Д. С. Виртуальные сообщества в блогах: практика взаимодействия с полит. акторами // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. Т. 13. № 36. С. 70.

6 Рейнгольд Р. Умная толпа: новая социальная революция / пер. с англ. А. Гарькавого. М.: Фаир-пресс, 2006. C. 174-175.

7 Акопов Г. Л. Указ. соч. C. 103.

8 Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникаций в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор: сб. ст. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2009. C. 290.

9 Мартьянов Д. С. Анонимность как политическая ценность киберкультуры. С. 118.

10 Мартьянова Н. А. Указ. соч. С. 106.

332

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.