Научная статья на тему 'Социологические аспекты модернизации российских университетов в условиях Болонского процесса'

Социологические аспекты модернизации российских университетов в условиях Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Н. Г.

The author analyzes the activity of large university complexes in the Bologna process. The paper shows the opinion of Tyumen region universities’ managers about modernization of the higher professional education system based on the analysis of the sociological study data. Some suggestions for improvement of high schools activity and performance are formulated on the basis of sociological analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of Russia universities modernization in the conditions of Bologna process

The author analyzes the activity of large university complexes in the Bologna process. The paper shows the opinion of Tyumen region universities’ managers about modernization of the higher professional education system based on the analysis of the sociological study data. Some suggestions for improvement of high schools activity and performance are formulated on the basis of sociological analysis.

Текст научной работы на тему «Социологические аспекты модернизации российских университетов в условиях Болонского процесса»

следних следует обращать внимание на неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий и на внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду, подходов и технологий в сферу школьного питания.

Вместе с тем развитие школьной инфраструктуры должно быть связано с расширением самостоятельности образовательных учреждений, где уже обеспечивается высокий уровень организации школьного хозяйства. Такие школы должны получить возможность беспрепятственно переходить в новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих.

5. Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Эти требования предполагают создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий - все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь - важнейшее условие формирования здорового образа жизни.

УДК 323.3/316.344.32

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ

БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Н.Г. Осипова

Болонский процесс, модернизация, университетская корпорация

Главная роль в системе образования страны и регионов принадлежит университетам, которые определяют общий уровень интеллектуального развития общества.

Включение России в Болонский процесс помогает сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской высшей школы в мире.

Главной целью модернизации высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса является создание в 2010 году единого общеевропейского пространства высшего образования, повышение его статуса на мировом уровне. Вхождение России в Болонский процесс предполагает:

• введение двухуровневого образования (бакалавр, магистр);

• введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода кредитов (ЕС^);

• создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;

• введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕС.

• повышение качества образования и установление совместимых (общеевропейских) критериев его оценки.

Наступил 2010 год. Официально вузы перешли на двухуровневую систему обучения. Реформы делаются чиновниками верхнего уровня. В коллективах университетов продолжаются обсуждения данной проблемы. Интересно, что же думают те, кого это непосредственно касается?

Автором проведено анкетирование по проблеме интеграции российских университетов в международное европейское пространство среди руководителей среднего звена, заведующих кафедрами, деканами, ведущими преподавателями крупнейших университетов Тюменского региона: Тюменского государственного университета (ТюмГУ) и Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ). Экспертами выступили 81 человек, среди которых 3,7% - деканы, 22,2% - заведующие кафедр, 29,6% - профессора, 59,3% - доценты, остальная часть старшие преподаватели.

Цель данного исследования - получение информации о влиянии Болонского процесса на образовательную деятельность, научно - исследовательскую работу, социально - экономическую жизнь региона. В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

• оценка информированности респондентов об основных принципах Болонской декларации;

• оценка целесообразности участия российских вузов в Болонском процессе;

• оценка вводимых изменений в образовательный процесс;

• формулировка на основе социологического анализа предложений для улучшения деятельности вузов.

Исследование проводилось методом анкетирования в 2009 году, с сентября которого все вузы официально перешли на двухуровневую систему образования.

Приведены данные по некоторым вопросам анкетирования, (таблица). Числовые значения округлены до целого. Социологический анализ показал, информированность респондентов о принципах Болонского процесса составляет 90%, многие из них готовят бакалавров.

Данные социологического исследования

Формулировка вопроса ТюмГУ ТюмГНГУ

Ответ (%)

Да Нет Не знаю Да Нет Не знаю

Знакомы ли Вы с положениями Болонского процесса? 90 6 4 90 - 10

Обучались ли Вы современным моделям и методам управления в контексте Болонской декларации? 9 91 - 45 55 -

Как Вы считаете, введение двухуровневой системы приведет к разрушению традиционной? 64 36 - 73 18 9

Будут ли на рынке труда бакалавры востребованы, как специалисты с законченным высшим образованием? 36 55 9 27 73 -

В связи с переходом на Болонскую систему и получением европейских дипломов, увеличится ли «утечка умов» за границу, станет ослабевать наука? 55 45 - 45 55 -

Считаете ли Вы кредитно-рейтинговую систему эффективнее традиционной? 46 36 18 18 64 18

Является ли тестирование лучшей формой проверки знаний? - 100 - 9 91 -

В рамках Болонского процесса объемы самостоятельной работы студентов увеличатся, преподавателю отводится роль консультанта. По Вашему мнению, улучшит ли это качество знаний? 27 55 18 36 64 -

Эффективная ли дистанционная форма обучения? - 73 27 9 91 -

Считаете ли целесообразной нынешнюю модернизацию образования? 27 45 28 64 36 -

При разработке новых стандартов необходимо ли расширить региональный компонент? 55 45 - 64 36 -

Считаете ли Вы свой вуз лучшим в регионе? 81 19 - 55 9 36

Считаете, что престиж Вашего вуза в ближайшие 5 лет изменится в лучшую сторону? 45 - 55 37 36 27

Должна ли измениться в рамках Болонского процесса стратегия развития вуза? 45 55 - 64 27 9

Объединение вузов вашего региона в университетскую корпорацию, улучшит ли образовательно-научный уровень региона? 28 36 36 64 9 27

По Вашему мнению, завершится переход на двухуровневую систему в планируемом 2010 году? 9 46 45 36 46 18

После перехода на Болонский процесс будет ли воспитано новое поколение элиты? 18 27 55 18 55 27

На вопрос «Приведет ли введение двухуровневой системы образования к разрушению нашей традиционной, хорошо зарекомендовавшей себя системе?» большинство опрошенных (64% в ТюмГУ и 73% в ТюмГНГУ) ответили «Да». Возможно, для принятия решения, нужно было более основательно изучить проблему, провести референдум по регионам, стране в целом, сделать более глубокий научный анализ и обоснование возможных альтернатив. По этому поводу, можно привести комментарии респондентов с тем смыслом, что «многие реформы делаются у нас в стране для того, чтобы ослабить ее, а уж по недоумению или по чьему-то злому умыслу в «верхах» не известно...». Большая доля респондентов (55% и 73% соответственно) считают, что на рынке труда бакалавры не будут восприняты, как специалисты с законченным высшим образованием, уровень бакалавриата некоторые сравнивают с уровнем техникумов советского периода. Им целесообразнее «доучиться», чтобы стать востребованными специалистами.

На вопрос «увеличится ли «утечка умов» за границу после перехода на новую систему» мнения разделились почти поровну

(55% и 45%). Одни считают, что кто хотел, тот уже уехал, остались люди, преданные научному поиску, да и науке в стране стали больше уделять внимания, другие думают, что, когда начнут признавать наши дипломы за рубежом, желающих выехать увеличится, и это ослабит внутренний потенциал нашей страны. Как известно, в России работают иностранные компании, некоторые из них предпочитают выпускников с образованием европейского стандарта, поэтому Болонский процесс может дать дополнительные возможности и стимулы оставаться нашим выпускникам здесь. Что касается оценки качества знаний: сторонники кредитно-рейтинговой системы (46%-ТюмГУ и 18% - ТюмГНГУ) считают, что она дисциплинирует и для современного студента оптимальна, те, кто отрицательно относятся к балльной системе, уверяют, что студент будет использовать все хитрости для «зарабатывания очков» любой ценой, не затрудняя себя углубленным изучением преподаваемых дисциплин. По поводу «зарабатывания очков» автор считает ценным замечание профессора В.А.Мау «особенно важна интеграция с научно - исследовательскими институтами, особенно Академии наук, поскольку значительную часть этих очков надо бы набирать не в родном вузе, а в тех институтах или корпорациях (если это предпринимательское образование), которые сотрудничают с данным вузом»[1]. Мнение о вводимой повсюду тестовой проверке знаний у большинства опрошенных - отрицательное. Они считают, что тестовый контроль - недостаточно эффективная проверка, она просто отупляет студента. Возможно, тесты хорошо использовать в качестве промежуточного контроля, но по многим дисциплинам необходимо разумное сочетание тестов и собеседования, особенно в качестве итогового контроля. Практика показывает, студенты после N-кратного повторения машинально запоминают ответы на основную часть вопросов, не имея при этом достаточных знаний и умений по дисциплине, что снижает качество образования.

К ЕГЭ также негативное отношение основной массы респондентов, считающих недопустимым принимать решение о зачислении в вузы только по результатам ЕГЭ, необходим непосредственный контакт с абитуриентом, например, в форме собеседования. По мнению И.И. Калины: «Единый государственный экзамен, образно говоря, фильтр грубой очистки. Он определяет, завершил ли человек школьное образование, что у него есть основание претендовать на учебу на более высоком уровне. При этом, и система олимпиад, и система дополнительных вступительных испытаний, это уже фильтр тонкой очистки, который на самом деле определяет не поступление в вуз, а способность, готовность получать образование на более серьезном, на более высоком уровне» [1].

На вопрос «В рамках Болонского процесса объем самостоятельной работы студентов увеличится. Преподавателю отводится роль тьютора, консультанта. Улучшит ли это качество образования?» Многие из опрошенных (55% и 64%) ответили - «Нет», мотивируя тем, что без личного общения с преподавателем, без своевременных консультаций по ходу учебной работы студенту среднего уровня сложно освоить новый материал и присутствие наставника необходимо, оно также всегда дисциплинирует, мобилизует деятельность студента.

По дистанционной форме обучения ответы респондентов тоже оказались почти одинаковыми, большинство (73% и 91%) считают дистанционную систему образования не эффективной.

Если говорить о целесообразности нынешней модернизации образования, то мнения респондентов в этих вузах несколько противоречивы. Представителей классического университета в большинстве пугает модернизация, они считают, что реформа отнимет много сил и времени, это затормозит развитие науки (ее целесообразность видят только 27%). В ТюмГНГУ к модернизации образования более благосклонны (64%). Напрашивается вывод: модернизация нужна, но в другом направлении. Эффективная модернизация российского образования требует кропотливого изучения отечественного и зарубежного опыта реформирования. Много вопросов требуют досконального изучения: например, вопрос коррупции в вузах относительно существующей системы и новой «бо-лонской» требует длительного наблюдения, вопрос проверки качества знаний с помощью Интернет - экзамена заслуживает особого внимания. Неплохо бы узнать и проанализировать мнение ведущих преподавателей об этом тестировании. Перед кем мы хотим выглядеть лучше? Друг перед другом? С кем мы соревнуемся: сами с собой? Чьи проверяем знания: преподавателей или студентов? Какой воспитательный аспект оказывает на студента эта «проверка знаний». Такого характера вопросы можно продолжать еще долго, ответы на большинство из них тоже известны, только почему - то отказаться от таких «реформ» наши реформаторы не решаются.

Касаясь содержания образования. На вопрос «Необходима ли разработка стандартов нового поколения?», мнения экспертов так же разошлись. Большинство устраивают существующие стандарты. Возможно, это мнение обусловлено недостаточной информированностью персонала об отличительных особенностях и преимуществах стандартов третьего поколения, возможно протестом против двухуровневой системы образования.

По вопросу «При разработке новых стандартов необходимо ли расширить региональный компонент» многие считают (45% и 36%), что регионализация может привести к фрагментации пока еще единого образовательного пространства, другие утверждают, что региональный компонент необходимо расширить (55% и 64%), чтобы студенты лучше изучали свой регион и больше были востребованы именно в нем.

Они полностью поддерживают мнение профессора Б.С. Карамурзова, что «объектами политики комплексной региональной модернизации должны стать классические университеты как центры образования, науки и культуры, просвещения и информатизации. В регионах нет других центров, которые характеризовались бы масштабностью человеческих ресурсов, универсализмом научно-профессиональной компетенции, открытостью культурным и технологическим инновациям»[1].

Отрадно то, что большинство респондентов считают свой вуз лучшим в регионе (81% и 55%), они верят, что в ближайшие 5 лет престиж вуза изменится в лучшую сторону и готовы поддержать эффективные новации для улучшения его деятельности. Хотелось бы, чтобы образовательная политика государства предоставляла больше возможностей, в том числе финансовых, для модернизации региональных университетов. По мнению ректора Московского физико-технического института (государственный университет), члена-корреспондента РАН Н.Н. Кудрявцева «Хотелось бы, чтобы руководству университетов было дано большее доверие, потому что многие из дел, которые не нужно тиражировать на всю страну, было бы желательно попробовать на более ограниченном масштабе. Если любому ректору вручить такую ответственность, он будет просто по определению относиться к этому как к приоритетной задаче и с очень высокой ответственностью»^].

В Тюменском государственном университете большее число респондентов считают, что их вуз имеет основание стать федерально-значимым университетом, а за объединение вузов региона в университетскую корпорацию, улучшающую образовательно - научный уровень региона, большее количество респондентов из ТюмГНГУ (64%) ответили «Да», в ТюмГУ же объединение вызы-

вает сомнение у 54%. Завершение перехода на двухуровневую систему образования к 2010 году вызывает сомнение у большинства опрошеных (91% и 64%). Также многие (82%-ТюмГУ и 82%-ТюмГНГУ) считают, что после перехода на Болонский процесс, в стране не будет воспитано новое поколение элиты, которое бы стало глобальным по уровню компетенции и российским по наследию и культурной принадлежности.

Интересно мнение по вопросу «Повысит ли интеграция в международное европейское образование экономическое развитие нашей страны?». Мнение большинства (91% и 73%) - «Нет, у нас образование было всегда хорошим».

На основе проведенного социологического анализа выявлены положительные и отрицательные стороны современной модернизации образования, а также множество аспектов, влияние Болонского процесса на которые, не определено.

Большинство считает, что вхождение в Болонский процесс не улучшит структуру и содержание образования, искоренит традиционную систему, снизит качество, что повлечет к губительным последствиям для развития страны в целом.

Однако большинство опрошенных позитивно отреагировали на модернизацию образования, считая, что переход на европейский уровень необходим.

Сейчас можно лишь только дискутировать по поводу вводимых преобразований, так как результатов воздействия на качество образования нового поколения в данный момент не выявить.

Судить о правильности принятого решения можно будет судить спустя время, когда новая программа укоренится, будет прогрессировать и давать результаты или же произойдет поворот назад, к традиционной системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Университеты на пути к новому качеству образования». Сайт http//www.rsr-online.ru/index2.php.

УДК 316.334.2

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Е.Е. Письменная

Учебная миграция, иностранные студенты, миграционная политика

Масштабы учебной миграции в условиях глобализации стабильно растут, в нее вовлекается все большее количество людей. Полных данных относительно точной численности всех участвующих в образовательной миграции нет. По данным ЮНЕСКО в мире в 2005 г. насчитывается не менее 3 млн. иностранных студентов, согласно прогнозам их численность к 2010 г. вырастет до 3,7 млн. человек. Наиболее крупными принимающими странами являются США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония, Канада и Испания.

Для более адекватной оценки роли международной учебной миграции лучше воспользоваться относительными цифрами. Согласно данным ЮНЕСКО в Швейцарии на иностранных студентов приходится около 16% от общего количества студентов университетов - это максимальный показатель в мире. В числе лидеров Австралия - 12,6%, Австрия - 11,5%, Великобритания - 10,8%, Германия - 8,2%, Франция - 7,6% и т.д. Россия с показателем около 2% располагается в конце второго - начале третьего десятка стран мира. Безусловно, такая позиция России является очень низкой в сравнении с численностью населения и потенциалом системы образования.

В начале 1990-х гг. в СССР обучалось более 126 тыс. иностранных студентов, что соответствовало третьему месту в мире. В настоящее время эти позиции несколько утрачены - в России обучается более 77 тыс. иностранных студентов (девятое место в мире). Доля иностранных студентов в стране составляет не более 2% студентов и аспирантов. Основными странами, из которых происходят учебные мигранты в России, являются Китай, Индия, Вьетнам, Малайзия, Корея и государства СНГ. По данным за 2006/07 учебный год в стране обучались 13,6 тыс. китайских студентов, 12,6 тыс. граждан Казахстана, 5,2 тыс. индийцев, 4,7 тыс. вьетнамцев, 4,5 украинцев и т.д. Примерно третья часть иностранных студентов в России - из стран СНГ и Балтии - 38%. Второй крупнейший регион - Азия - 39% студентов. Интересно, но в России учатся студенты и аспиранты из экономически развитых стран. Например, Германии - 1,1 тыс., США -1,5 тыс., Франции и Японии - по 0,6 тыс. человек. Это свидетельствует о все большей вовлеченности России в процесс глобализации образования.

В настоящее время правительства многих принимающих стран мира фокусируют свои миграционные политики в направлении привлечения образовательных мигрантов, которые могут рассматриваться как значительный капитал. По нашему мнению, образовательная миграция имеет для развития стран как минимум четыре ключевых эффекта.

Экономический эффект. Национальные системы образования получают значительные денежные средства. Прием иностранных студентов стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств во многих экономически развитых странах. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 50-60 млрд. долларов. Экспорт образовательных услуг принес странам ОЭСР около 30 млрд. долларов, составив 3% общего объема торговли услугами. Например, в Австралии доходы от торговли услугами и товарами, связанными с образованием, являются третьей по важности статьей экспорта услуг, на долю которой приходится 12% его объема. США получили не менее 15 млрд. долларов. По примерным расчетам вклад образовательной миграции иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений в экономику России в 2004 г. составил 292 млн. долларов. При этом потенциальный объем экспорта российского высшего образования - до 4 млрд. долларов. Пока Россия не полностью использует свои ресурсы с точки зрения экспорта образовательных услуг. Если Россия займет позицию стороннего наблюдателя, а не активного участника, то достаточно быстро может превратиться в образовательную периферию.

Социальный эффект. Приток образовательных мигрантов играет роль в развитии инновационного потенциала, высокотехнологичных отраслей и «знание ёмких» секторов сферы услуг: образование, здравоохранение, связь, 1Т-технологии и пр. При этом иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.