Научная статья на тему 'Социологический мониторинг в системе управления северного вуза'

Социологический мониторинг в системе управления северного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ ВУЗ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силин А. Н., Ткаченко В. В.

The article deals with the analysis of the system of higher professional education on the example of the north region universities, diagnostics of the existing problems, theoretical and methodological basis of modernization of the system of the higher professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social monitoring in the system of management of the North region universities

The article deals with the analysis of the system of higher professional education on the example of the north region universities, diagnostics of the existing problems, theoretical and methodological basis of modernization of the system of the higher professional education.

Текст научной работы на тему «Социологический мониторинг в системе управления северного вуза»

• - в-третьих, исторические особенности и традиции взаимодействия в социально-экономической сфере России со странами, в том числе в области научно-технического сотрудничества и образовательной миграции. У России сложился достаточно давний опыт привлечения ученых мигрантов из различных стран, прежде всего, это государства СНГ и Балтии, страны бывшего социалистического лагеря, развивающиеся государства Африки, Латинской Америки и Азии. Как показывают наши исследования, именно традиционность образовательных связей во многих случаях предопределяет направления и масштабы учебой миграции. В этой связи наиболее перспективными можно считать указанные выше страны.

Применительно к отдельным странам нами отмечено сочетание всех трех факторов. Это наиболее перспективные рынки с точки зрения расширения сферы образовательных услуг. К данным странам можно отнести Китай, Вьетнам, Индию, государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан), ряд стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Именно на них Россия должна концентрировать свои усилия в перспективе с точки зрения привлечения учебных мигрантов.

4. Необходимо подписание и развитие соглашений о взаимном признании дипломов между Россией и странами, отдающими в Россию учебных мигрантов. Нужно облегчить доступ к рынку труда, виду на жительство и гражданству студентам и аспирантам, желающим остаться жить и работать в России во время и после окончания учебы. Преференциями должны пользоваться также и члены их семей.

5. Возможно расширение количества межгосударственных договоров по вопросам обучения студентов и аспирантов на уровне правительств стран и между отдельными регионами и университетами. Достаточно активно по этому направлению работает Правительство Москвы, выделяющее стипендии молодым соотечественникам - гражданам стран СНГ и Балтии. Пока этот опыт не стал в России повсеместным.

6. Нужно оказывать финансовую помощь, различную поддержку, освобождать от налогов вузы, привлекающе иностранных студентов. В частности, перспективными проектами для региональной экономики могут стать строительство на основе паритетного финансирования из федерального и регионального бюджетов студенческих городков («кампусов») с развитой транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Эти проекты могли бы стать точками экономического роста инновационной экономики.

7. Требуется обеспечить безопасность и комфортные бытовые условия студентов. Необходимо улучшить условия проживания в общежитиях (соотношение цена-качество). Сместить акцент с контроля быта на процесс обучения (в последнее время - особенно острая проблема, так как администрация общежития предъявляет жесткие требования к проживающим там студентам, не в полной мере, обеспечивая бытовые условия). Сократить штат сотрудников общежития, используя ресурсы студенческого самоуправления.

8. Необходимо улучшить качество обучения, обеспечить доступ к библиотечным и Интернет-ресурсам. Повысить требовательность к иностранным студентам, что повысит значимость получаемых знаний, а не дипломов, которые не всегда подкрепляются реальными знаниями. Нужно периодически обновлять программы обучения, расширять спектр программ, преподаваемых на иностранных языках. Можно подписать соглашения между университетами и научно-исследовательскими институтами о предоставлении ими своей базы (лабораторий, библиотек и т.д.) для проведения занятий и практик по ряду специальностей. Это поможет существенно повысить эффективность обучения.

9. Необходима масштабная информационная кампания по рекламе российских вузов за рубежом. Можно активно использовать современные средства информации, провести серию специальных выставок за рубежом, рекламные акции, активизировать связи с выпускниками для информирования потенциальных абитуриентов о возможностях обучения в российских университетах.

10. Требуется решать проблемы ксенофобии в отношении иностранных граждан. В последние годы в разных городах страны зафиксировано множество нападений на иностранных студентов, испытывающих на себе недоброжелательное отношение некоторых людей, сложности языковой и бытовой адаптации и т.п. Подобные причины порождают негативное отношение к нашей стране, отталкивают настоящих и будущих студентов от приезда и обучения в России.

Надеемся, что в результате реализации указанных мер, Россия станет страной «притока умов», а не страной «утечки умов».

(Исследование проведено в рамках проектов РФФИ № 07-06-00466-а и № 08-06-00408-а)

УДК 316.34.34:378.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ВУЗА А.Н. СИЛИН, В.В. ТКАЧЕНКО

Северный вуз, социологический мониторинг, качество образования

Специфика северного вуза существенно отличает его от условий функционирования учебных заведений в южной и средней полосах страны, что обусловлено особенностями жизнедеятельности людей в высоких широтах [1]. Основное исследование проводилось авторами на материалах монопрофильного города Новый Уренгой - центра газодобывающей индустрии России. Численность населения составила здесь в 2008г. около 100 тысяч человек, 4% из которых - студенты высших учебных заведений. Учитывая, что перспективы развития округа на ближайшие 15-20 лет будут определяться возрастающими темпами освоения новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал, то потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием возрастет, и, как следствие, повысится роль северного вуза в деле подготовки кадров. Опираясь на то факт, что правовые основы системы управления вуза для всех северных городов едины, учитывая ментальность и своеобразие жизнедеятельности населения северных городов, авторы полагают, что полученные выводы и результаты, полученные в г. Новый Уренгой, могут быть экстраполированы и на вузы других северных городов.

В целях получения обратной связи о ситуации в системе высшего образования и оценки деятельности вузов кафедрой социального менеджмента и Ямальским нефтегазовым институтом ТюмГНГУ с 2007 г. проводится мониторинг общественного мнения.

В 2007 и 2009 гг. с участием авторов проведен анкетный опрос студентов и преподавателей вузов г.Новый Уренгой, в 2008 и 2009 гг. проведено фокус-групповое исследование с участием студентов и экспертный опрос посредством формализованного и свободного интервью. Объем выборки составил: в 2007 г. 287 человек из них 35 опрошенных (так же как в 2009 г.) составили преподаватели, 146 и 106 человек соответственно студенты очной и заочной форм обучения; в 2009 г. опрошено 302 человека, где студенты очной формы составили 153 человека, заочной 113. По возрасту, как и на первом этапе, выделены следующие группы: студенты очной формы обучения 17-19 лет - 29,1%; 19-21 лет - 46,4%; 22-24 года - 24,5%; возрастное распределение студентов заочной формы обучения выглядит следующим образом: 17-20 лет - 17,1%; 21-25 лет - 35,5%; 26-30 лет - 25,0%; 31-40 лет - 21.1%; более 40 лет - 1,3%. Соотношения групп по возрасту, полу и форме обучения в выборочной совокупности близки к их соотношению в генеральной совокупности. Объем выборки обеспечивает ее репрезентативность и позволяет анализировать данные на 5%-ном уровне значимости.

По результатам анкетного опроса измерялись следующие индикаторы: оценка деятельности администрации филиала вуза; изменения в мотивах выбора студентами учебного заведения; удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг; материально-техническая, учебно-методическая и информационная обеспеченность учебного процесса; студенческая оценка возможности трудоустройства; общая оценка о введении двухуровневой системы образования [2].

Выбор вуза - это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание приоритета определенного образа жизни. Усложнение общественного производства, возрастание требований к различным характеристикам навыков и умений человека обусловливают необходимость научного обоснования профессиональной ориентации, профессионального отбора и наличия технологий, позволяющих человеку сделать безошибочно свой профессиональный выбор. Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии - в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. Большинство опрошенных учащихся пока мало информировано о конкретном содержании избранного ими вида будущей трудовой деятельности, об условиях труда, его оплате. Самыми распространенными были ответы: «с образованием легче найти хорошо оплачиваемую работу», «получить образование, которое всегда пригодится», «хочу быть образованным человеком», получить специальность, которая пользуется спросом". Для остальных респондентов мотивы поступления в вуз "рассыпаются" по широкому спектру (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная оценка мотивов получения образования (в % от числа опрошенных; можно было выбрать несколько вариантов)

Мотивы получения образования 2007 г. 2009 г.

Очники Заочники Очники Заочники

% ранг % ранг % ранг % ранг

С образованием легче найти хорошо оплачиваемую работу 20,7 1 48,7 1 24,3 1 46,7 1

С полученной в выбранном учебном заведении специальностью легче устроиться на работу 3,4 10 7,9 8 5,3 6,5 9,1 7,5

Получить специальность, которая пользуется спросом 6,7 6,5 9,2 7 7,1 4,5 9,1 7,5

Получить образование, которое всегда пригодится 13,0 2 30,3 3 11,9 2,5 29,1 3

Получить престижную специальность 6,7 6,5 6,6 9,5 6,2 5,5 8,2 8

Хочу быть образованным человеком 12,8 3 36,8 2 11,9 2,5 41,2 2

Хочу развивать свои способности 5,5 8 13,2 6 5,3 6,5 10,4 6

Просто нужен диплом об образовании 3,0 11 7,9 8 3,5 8 7,1 9

С образованием легче найти место в жизни 6,4 7 6,6 9,5 6,2 5,5 6,2 10

С образованием легче продвигаться по карьерной лестнице 9,6 4 17,1 5 8,6 3 18,3 5

Возможность развивать себя как личность 8,2 5 21,1 4 7,1 4,5 19,8 4

Получить отсрочку от армии 3,6 9 - 10,5 4,2 7 - 11,5

Другое 0,4 12 - 10,5 - 9 - 11,5

Значительная часть - 23,6% студентов очной формы обучения (12,3% юношей и 11,3% девушек) поступили в филиал высшего учебного заведения г. Новый Уренгой, в основном, в связи с «местным патриотизмом», считают этот город родным. Также на выбор учебного заведения влияет и образование родителей. Высшее образование имеют родители из опрашиваемых студентов очной формы обучения: отец - 21,9%, мать - 41,1%. Кроме того, большое значение имеет сфера деятельности родителей, где преобладает нефтяная и газовая отрасль. При этом у 15,0% опрошенных семейный состав включает пять и более человек, 47,9% - четверо, 28,9% - трое, 8,2% - двое человек, 84,3% из всех респондентов имеют отдельную капитальную квартиру. Студенты очной формы обучения, в основном, проживают в собственном капитальном жилье в полных семьях, с родителями, окончившими высшее учебное заведение, работающими в газовой и нефтяной отрасли, в условиях достаточно высокого материального достатка, который отражается на выборе места учебы студентом и выборе профессии. Основными причинами поступления в вузы респонденты называют желание получить высшее образование и интерес к выбранной специальности.

В целях выявления отрицательных моментов в системе обучения, а также в целом в деятельности администрации вуза студен-

там был задан вопрос: «Что Вас не устраивает в учебе?», (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная оценка студентов филиалов очной формы обучения основных отрицательных моментов в учебе за 2007 и 2009 гг., в % *

Что Вас не устраивает в учебе? 2007 2009 Отклонение

% % %

Система обучения 5,5 9,6 4,1

Практика без отрыва от производства 2,8 4,8 2,0

Неприязненное отношение к студентам 11,2 16,8 5,6

Наличие лишних предметов 2,8 7,2 4,4

Оценка знаний преподавателями 5,5 12 6,5

Малая требовательность 2,8 4,8 2,0

Большая учебная нагрузка 5,5 9,6 4,1

Расписание занятий 19,4 21,6 2,2

Небольшой размер стипендии 2,8 2,4 -0,4

Недоступное или неполное изложение материала 14 14,4 0,4

Отсутствие занятий в течение длительного времени 2,8 2,4 -0,8

Внешний вид учебного заведения 8,3 12 3,7

Методы преподавания 5,5 9,6 4,1

Приезжие преподаватели 5,5 7,2 1,7

Стобалльная система 2,8 2,4 -0,4

Малый объем часов по физкультуре 2,8 4,8 2

*Из ответивших на вопрос.

Проанализировав данные, отмечаем, что студенты заочной формы обучения удовлетворены в большей степени (55,9%), чем студенты очной формы обучения (39,1%), это показывает, что у обучающихся в дневную смену более высокие требования к обучению (см. табл. 2), их в основном не удовлетворяет расписание занятий (19,4% в 2007 г. и 21,6% в 2009 г.), неприязненное отношение к студентам со стороны преподавателей и администрации филиала (11,2% и 16,8%), недоступное или неполное изложение материала лектором (14% и 14,4%), а также внешний вид учебного здания (8,3% и 12%). При этом обращает внимание достаточно высокий разброс мнений.

Важной задачей при проведении исследования было выявление студенческих мнений о будущем трудоустройстве. Авторами выявлено, что 19,2% студентов очной формы обучения в 2007 г. совмещают учебу с работой, из них 15,8% составляют юноши, и только 3,4% - девушки. Большинство респондентов (60,9%) представляют, кем будут работать после получения образования, и только 1,4% опрошенных считают, что по окончании вуза работу будет найти нелегко, и скорее всего, останутся без работы.

Как показало исследование, на помощь в трудоустройстве со стороны Центра занятости рассчитывают всего 8,5% студентов, возлагают гораздо большие надежды на родителей, родственников, друзей 32,4%.

В основном, на помощь Центра занятости рассчитывают студенты гуманитарных специальностей (4,3%). Большую самостоятельность в вопросах трудоустройства выказывают студенты старших курсов обучения по сравнению с первокурсниками. Старшекурсники же рассчитывают на самих себя, в то время как студенты младших курсов склонны в вопросах трудоустройства опираться на родителей, родственников, друзей. Конкретное рабочее место на городских предприятиях имеют студенты, осваивающие инженерные специальности, 4,3%.

Полученные данные говорят о том, что большинство учащихся не рассчитывают самостоятельно найти работу и перекладывают данную проблему на плечи своих родственников или друзей, но тем не менее 8,5% студентов надеются на собственные силы и полученные знания. По оценкам экспертов, во многом будущее трудоустройство молодого специалиста зависит от спроса на рынке труда на то или иное направление специальностей, в нашем случае - это северный город, отличающийся природно-климатическими и отдаленными территориальными условиями, где непременно необходимы специалисты инженеры.

В ходе дальнейшего исследования было выявлено, что 40,8% студентов заочной формы обучения уже работают по получаемой специальности, преобладающее число которых трудятся в газовой и нефтяной сфере.

Для лучшего понимания сложившейся ситуации в учебном процессе, авторам было интересно узнать, какие формы занятий предпочитают студенты и преподаватели высшей школы. Анализ ответов показал, что студенты очной формы обучения меньше всего информации получают от самостоятельной работы дома (3,4%), считая более продуктивными формами усвоения изучаемого материала, - семинарские занятия и лекции (49,3% и 39,0% соответственно).

Студенты заочной формы обучения пожелали и дальше прослушивать лекции (49,3%), также отдав предпочтение индивидуальной работе с преподавателем (34,9%). Менее продуктивной формой занятий, по их мнению, является самостоятельная работа дома (17,9%).

Ответы преподавателей на этот вопрос совпадают с мнением студентов, с их точки зрения, наиболее приемлемой формой

обучения является индивидуальная работа с преподавателем (40,0%), при этом только 17,1% опрошенных отдали свое предпочтение самостоятельной работе студентов.

Исследование показывает, что наименее предпочтительной формой занятий является самостоятельное усвоение материала, то есть студенты и преподаватели нацелены на аудиторное рассмотрение изучаемой дисциплины, тем более для оптимального усвоения изучаемого материала необходимо живое общение с преподавателем.

Таким образом, студенты и преподаватели предъявляют новые и весьма серьезные требования к образовательной деятельности, противоречащие модели традиционного образования, по мнению респондентов, недостаточно эффективной для рассматриваемой группы обучаемых и обучающих, которым необходимо, в первую очередь, чувствовать, что обучение имеет немедленную пользу и применимость, а также понимать, что обучение фокусируется на проблемах, касающихся их лично, и деятельности, которую они осуществляют. Студентам необходимо представлять, как они будут использовать новые знания в реальной практической деятельности, они хотят иметь возможность предвидеть, какие результаты учебы могут изменить их дальнейшую карьеру и жизнь в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Силин А.Н., Смирнова В.В. Социальный менеджмент: инновационные социально-психологические технологии. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. - 326с.

2.Ткаченко В.В. Основные направления модернизации образования (на примере г.Новый Уренгой) // Стратегии и пути развития национального образования в России / - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

3.Хайруллина Н.Г., Юмачикова Ю.Р. Региональный университет в условиях модернизации образования. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 52 с.

УДК 316.422/73

ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

М.Ф.Шведова

Подходы к управлению малым бизнесом, личностью предпринимателя, сравнительный анализ личностных качеств, культура отечественного бизнеса, ведение бизнеса

Фрактальные модели в бизнесе, Тренд Открытости и ряд других подходов к управлению малым бизнесом актуализируют многогранность и интегральность сферы малого бизнеса. Экстериоризация данных теорий в практику управления конкретной фирмой опосредована личностью предпринимателя (будь он руководителем, либо собственником бизнеса), характеризуемой выраженностью деловых качеств и организаторских способностей, а также - иерархией ценностей моральных качеств. О культуре управления бизнесом можно судить по тем нормам и ценностям, которые усвоены бизнес-сообществом и обусловливают нормы ведения бизнеса, оказывая при этом косвенное и прямое воздействие на формирование личности предпринимателя.

Обращаясь к международным тенденциям культуры предпринимательства, можно констатировать, что ведение бизнеса осуществляется в соответствии с выработанными «кодексами честной конкуренции», согласно которым нечестное ведение бизнеса становится невыгодным и бесперспективным. Одним из принципов принятия решений при управлении бизнесом, предложенных рядом американских ученых (М. Веласкес, Д. Мобер, Дж. Каванах), явился принцип справедливости, по которому справедливое решение - это честное, беспристрастное и разумное решение, соответствующее тем правилам, которые применимы в конкретной ситуации [1]. Особенности малого бизнеса в большинстве стран Европы и Северной Америки связаны с высокой престижностью предпринимательства, уважением к активному деловому человеку, умеющему «делать деньги», но не любой ценой, а на основе определённых ценностей и убеждений. Большое внимание уделяется формированию внутренней бизнес-культуры, разрабатываются принципы успешной деятельности фирмы. Руководство фирмы IBM в качестве приоритетов деятельности выделяет уважение к человеку, высшее качество производимых товаров, выполнение обязательств перед акционерами, честные отношения с поставщиками продукции и услуг.

Анализ международных подходов к управлению бизнесом выявляет существенные различия в деловой культуре управления российских и западных бизнесменов. Исследователи (А. Турен, Э.В. Клопов, Л.А. Гордон) отмечают большую роль, которую играют в российском бизнесе межличностные отношения между деловыми партнёрами. Неформальные межличностные связи нередко оказываются сильнее формальных. Западные наблюдатели рассматривают это как «незрелость» российских бизнесменов-руководителей. Однако в сложившихся условиях при данном состоянии российской деловой среды такой подход вполне рационален.

Другой отличительной чертой российской управленческой культуры является многовариантность и ориентация руководителей на интуитивные стратегии, которая западным коллегам может показаться излишне иррациональной. «Иррациональность» эта вполне рационально осознаётся её носителями и используется сознательно - как инструмент выживания в ситуациях с огромной неопределённостью. Б.З. Докторов считает, что в процессе формирования этики управления бизнесом в России, проявляются две тенденции. С одной стороны, в опоре на законодательство, на отдельные проявления доброжелательности со стороны общественного мнения в сфере руководителей-бизнесменов развиваются формы управления и контактов, принятые в современном деловом мире: ответственность, обязательность, обоснованный риск и т.д. С другой стороны, не имея гарантий стабильности законодательства в сфере бизнеса, руководители вынуждены действовать по правилам, отличным от правил цивилизованного бизнеса [2]. При этом необходимо отметить, что ведение бизнеса во многом определяется особенностями личности бизнесмена, что проявляется и в выделении мотивационных приоритетов, и в артикуляции тех или иных управленческих качеств.

Изучение мотивации занятия бизнесом и динамики личностных качеств руководителей современного российского малого бизнеса дает возможность характеризовать руководителя малого бизнеса как человека, основным мотивом деятельности которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.