Научная статья на тему 'Дистанционная модель образования как инновационная образовательная среда'

Дистанционная модель образования как инновационная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СЕВЕРНЫЙ ВУЗ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / A REMOTE MODEL / A NORTHERN UNIVERSITY / THE QUALITY OF EDUCATION / PROVIDING OF TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Варвара Валерьевна

Статья содержит анализ системы высшего профессионального образования на примере северного региона, диагностику существующих проблем, теоретические и методологические изменения в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE MODEL OF EDUCATIONHOW INNOVATIVE DUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the analysis of the system of higher professional education on the example of the north region. The author focuses on the diagnostics of the existing problems, theoretical and methodological basis of modernization of the system of the higher professional education.

Текст научной работы на тему «Дистанционная модель образования как инновационная образовательная среда»

ББК 60.565.290 YAK 316.65

B.B. ТКАЧЕНКО

V.V. TKACHENKO

АИСТАНиИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАиИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

REMOTE MODEL OF EDUCATIONHOW INNOVATIVE DUCATIONAL ENVIRONMENT

Статья содержит анализ системы высшего профессионального образования на примере северного региона, диагностику существующих проблем, теоретические и методологические изменения в системе высшего профессионального образования.

The article deals with the analysis of the system of higher professional education on the example of the north region. The author focuses on the diagnostics of the existing problems, theoretical and methodological basis of modernization of the system of the higher professional education.

Ключевые слова: дистанционная модель; северный вуз; качество образования; обеспеченность учебного процесса; информационные технологии.

Key words: a remote model, a northern university, the quality of education, providing of training, information technology.

Анализ публикаций научных статей свидетельствует о том, что в настоящее время во многих региональных вузах Российской Федерации идёт процесс внедрения дистанционных технологий. Иначе обстоят дела в небольших северных городах, где практически не развита дистанционная образовательная модель, поэтому данная проблема является весьма актуальной для этого региона. В связи с чем автором в целях получения обратной связи о ситуации в системе высшего образования и возможном внедрении дистанционной модели в 2007 и в 2009 гг. проводился мониторинг общественного мнения. Опираясь на тот факт, что правовые основы системы высшего образования для всех городов едины, учитывая ментальность и своеобразие жизнедеятельности северян, автором в качестве объекта исследования рассматриваются филиалы и представительства г. Новый Уренгой как одного из типичных северных российских городов. Поэтому все полученные выводы и результаты могут быть экстраполированы на вузы других северных городов.

Специфика северного вуза существенно отличает его от вузов не только юга, но и средней полосы по географическим условиям и вообще по условиям существования человека [1, с. 37]. Новый Уренгой создавался как монопрофильное стационарное образование - центр разработки и добычи углеводородного сырья. Численность населения на 01.01.2011 г. - 104,1 тыс. человек1, 4% из которых - студенты высших учебных заведений.

Изучение мнения осуществлялось методом анкетирования, в рамках которого измерялись следующие индикаторы: оценка деятельности администрации филиала вуза; удовлетворённость качеством предоставляемых образовательных услуг; информационная обеспеченность учебного процесса; общая оценка о введении двухуровневой системы образования.

Объем выборки составил: в 2007 г. 287 человек, из них 35 опрошенных (так же, как в 2009 г.) составили преподаватели, 146 и 106 человек соответственно студенты очной и заочной форм обучения; в 2009 г. было опрошено 302 человека, где студенты очной формы составили 153 человека, а заочной - 113. По возрасту, как и на первом этапе, выделены следующие группы: студенты очной формы обучения 17-19 лет - 29,1%;

*По данным отдела статистики г. Новый Уренгой.

19-21 лет - 46,4%; 22-24 года - 24,5%; возрастное распределение студентов заочной формы обучения выглядит следующим образом: 17-20 лет - 17,1%; 21-25 лет - 35,5%; 26-30 лет - 25,0%; 31-40 лет - 21,1%; более 40 лет - 1,3%. Соотношения групп по возрасту, полу и форме обучения в выборочной совокупности близки к их соотношению в генеральной совокупности. Объем выборки обеспечивает её репрезентативность и позволяет анализировать данные на 5%-ом уровне значимости.

В целях выявления отрицательных моментов в системе обучения, а также в целом в деятельности администрации вуза студентам был задан вопрос: «Что Вас не устраивает в учёбе?». Проанализировав данные, следует отметить, что студенты заочной формы обучения удовлетворены в большей степени (55,9%), чем студенты очной формы обучения (39,1%), это показывает, что у обучающихся в дневную смену имеется больше требований к обучению (табл. 1), которых в основном не удовлетворяет расписание занятий (19,4% в 2007 г. и 21,6% в 2009 г.), неприязненное отношение к студентам как со стороны преподавателей, так и администрации филиала (11,2% и 16,8%), недоступное или неполное изложение материала лектором (14% и 14,4%), а также внешний вид учебного здания (8,3% и 12%). Следует заметить, что разброс мнений говорит в целом о хорошей работе филиалов вуза как преподавателей, так и администрации.

Таблица 1

Сравнительная оценка студентов филиалов очной формы обучения основных отрицательных моментов в учёбе за 2007 и 2009 гг., в % *

№ п/п Что Вас не устраивает в учёбе? 2007 г. 2009 г. Отклонение

% % %

1 Система обучения 5,5 9,6 4,1

2 Практика без отрыва от производства 2,8 4,8 2,0

3 Неприязненное отношение к студентам 11,2 16,8 5,6

4 Наличие лишних предметов 2,8 7,2 4,4

5 Оценка знаний преподавателями 5,5 12 6,5

6 Малая требовательность 2,8 4,8 2,0

7 Большая учебная нагрузка 5,5 9,6 4,1

8 Расписание занятий 19,4 21,6 2,2

9 Небольшой размер стипендии 2,8 2,4 -0,4

10 Недоступное или неполное изложение материала 14 14,4 0,4

11 Отсутствие занятий в течение длительного времени 2,8 2,4 -0,8

12 Внешний вид учебного заведения 8,3 12 3,7

13 Методы преподавания 5,5 9,6 4,1

14 Приезжие преподаватели 5,5 7,2 1,7

15 Стобалльная система 2,8 2,4 -0,4

16 Малый объем часов по физкультуре 2,8 4,8 2

*Из ответивших на вопрос.

Для лучшего понимания всей сложившейся ситуации в образовательной среде автору было интересно узнать, какие формы занятий предпочитают студенты и преподаватели высшей школы. Анализ ответов показал, что студенты очной формы обучения меньше всего информации получают от самостоятельной работы дома (3,4%), считая более продуктивными формами усвоения изучаемого материала семинарские занятия и лекции (49,3% и 39,0% соответственно).

Студенты заочной формы обучения пожелали и дальше прослушивать лекции (49,3%), также отдав предпочтение и индивидуальной работе с преподавателем (34,9%). Менее продуктивной формой занятий, по их мнению, является самостоятельная работа дома (17,9%).

Ответы преподавателей на этот вопрос совпадают с мнением студентов, с их точки зрения наиболее приемлемой формой обучения является индивидуальная работа с преподавателем (40,0%), при этом только 17,1% опрошенных отдали своё предпочтение самостоятельной работе студентов.

Исследование показывает, что наименее предпочтительной формой занятий является самостоятельное усвоение материала, то есть как студенты, так и преподаватели нацелены на аудиторное рассмотрение изучаемой дисциплины, тем более что для оптимального усвоения изучаемого материала необходимо живое общение с преподавателем.

Одной из важнейших составляющих качественного образования является оснащение учебного процесса компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием. С этой целью в 2007 г. были изучены мнения студентов и преподавателей филиалов высших учебных заведений об уровне обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой. Как видно из таблицы 2, студенты и преподаватели в основном довольно высоко оценивают уровень технической оснащённости [2, с. 145].

Таблица 2

Ответы студентов и преподавателей на вопрос: «Каков, на Ваш взгляд, уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой» (в % к числу ответивших)

Вариант ответа Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения Преподаватели

Высокий 26,7 20,8 41,2

Средний 47,2 33,0 44,7

Низкий 22,6 32,1 10,6

Затрудняюсь ответить 3,5 14,1 3,5

Итого 100 100 100

При анализе полученных результатов было обнаружено, что около 55,5% преподавателей сопровождают свои лекции показом электронных изображений. Исследование показало, что преподаватели, имеющие ученую степень, используют эту возможность чаще (51,9%).

Таким образом, можно отметить, что информационные технологии активно проникают в учебный процесс. В дальнейшем, видимо, необходимо не только расширять применение различных технических возможностей в учебном процессе, но и изучать качество и эффективность различных разработок преподавателей, так как внедрение новой современной компьютерной техники на практику приведёт к потребности и умению преподавателей переходить к новым формам работы.

Важный аспект реформирования высшей школы - введение в вузах России двухуровневой системы образования. В её оценке наблюдаются существенные изменения в ответах в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на вопрос: «Что даст введение двухуровневой системы образования?» (табл. 3).

Среди негативных оценок введения двухуровневой системы образования преподавателей было выявлено, что такая реформа ничего не даст в нынешних условиях (26,7% в 2007 г. и 21,7% в 2009 г.), кроме того, значительная часть отвечающих затруднилась с ответом на этот вопрос в 2007 г. (26,7% преподавателей и 40,3% студентов), тогда как в 2009 г. были получены весьма уверенные ответы. Это значит, что преподаватели в основном готовы к таким переменам в высшей школе, как введение двухуровневой системы образования, а студенты ещё мало информированы о происходящих изменениях.

Таблица 3

Мнение вузовской общественности о двухуровневой системе образования (2007 и 2009 гг.), %

Что даст двухуровневая система образования? По мнению

студентов преподавателей

2007 2009 отклонение 2007 2009 отклонение

Повысит качество обучения 27,8 28,1 0,3 3,3 6,5 3,2

Даст возможность избежать усреднённости в подготовке специалистов 13,9 10,2 -3,7 6,7 8,8 2,1

Способствует сближению российского образования с международными образовательными стандартами 4,1 12,3 8,2* 20,0 31,4 11,4*

Ничего не даст в нынешних условиях 12,5 14,8 2,3 26,7 21,7 -5,0

Разрушит существующую в России систему образования 1,4 3,5 2,1 16,6 13,4 -3,2

Затрудняюсь ответить 40,3 31,1 -9,2* 26,7 18,2 -8,5*

Итого 100 100 - 100 100 -

^Отклонение существенно при 5%-м уровне значимости. Для сравнения различий использован ^критерий Стьюдента [4, с. 100].

Таким образом, студенты и преподаватели предъявляют новые и весьма серьёзные требования к образовательной деятельности. Все это приводит к противоречиям с моделью традиционного образования, делая её неэффективной для рассматриваемой группы обучаемых и обучающих, которым необходимо, в первую очередь, чувствовать, что обучение имеет немедленную пользу и применимость, а также понимать, что обучение фокусируется на проблемах, касающихся их лично, и деятельности, которую они осуществляют. Студентам необходимо представлять, как они будут использовать новые знания в своей реальной практической деятельности, значит, они должны иметь возможность предвидеть, какие результаты учёбы могут изменить их дальнейшую карьеру и жизнь в целом. Учитывая важность и уникальность процесса обучения на современном этапе развития общества, также принимая во внимание постоянное изменение технологий, в том числе социальных, необходимо творчески подходить к изменениям модели образования, позволяющей устранять указанные противоречия, трудности и препятствия. Эти проблемы, по мнению автора, может решить внедрение дистанционной образовательной модели в высшую школу северного региона.

Основу дистанционной модели составляет активное использование современных информационных и коммуникационных технологий. Это предполагает, прежде всего, умение грамотно пользоваться компьютером, использовать все современные информационные и телекоммуникационные средства связи, на основе которых осуществляется интерактивное общение между обучаемым и преподавателем. В ходе проведённого социологического исследования было установлено, что самостоятельной работе при изучении учебного материала помогает наличие в домашних условиях компьютерной техники и глобальной сети Интернет. 97,3% студентов очной формы обучения имеют в своём распоряжении компьютер (84,2% соответственно - студенты-заочники), а у 84,3% - есть возможность выхода в глобальную сеть (также 71,1% -заочники). Однако при изучении ответов на вопрос «Насколько хорошо Вы ориентируетесь в глобальной сети» было выявлено, что в основном студенты знакомы с глобальным пространством Интернет, что, в свою очередь, говорит о высоком уровне

развития потенциала будущих специалистов, так как владение компьютером - безусловная необходимость для специалиста с высшим образованием любого профиля. Тем более что 91,1% студентов очной формы обучения (81,6% студентов заочной формы) с помощью компьютерной техники подготавливают доклад, реферат и курсовую работу [3, с. 136].

Дистанционное обучение подразумевает применение в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий, предоставление преподавателям, студентам и аспирантам возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ посредством локальной и глобальной сети. Филиал должен располагать средствами для дистанционного обучения, которые могут быть использованы с учётом объёма требований, предъявляемых к образовательным учреждениям такого уровня, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Литература

1. Силин, А.Н., Смирнова В.В. Социальный менеджмент : инновационные социально-психологические технологии [Текст] / А.Н. Силин, В.В. Смирнова. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2008. - 326 с.

2. Ткаченко, В.В. Технологии нетрадиционных учебных занятий [Текст] / В.В. Ткачен-ко // Менеджмент в социальной сфере. - Тюмень : Вектор Бук, 2008. - Вып. 9. - 168 с.

3. Ткаченко, В.В. Новые информационные технологии обучения в условиях Крайнего Севера [Текст] / В.В. Ткаченко // Менеджмент в социальной сфере. - Тюмень : Вектор Бук, 2006. - Вып. 8 - 170 с.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. - М. : Омега-Л, 2009. - 567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.