Научная статья на тему 'Болонский процесс и российская сфера безопасности'

Болонский процесс и российская сфера безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЧС РОССИИ / BACCALAUREATE / BOLOGNA PROCESS / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / DISTANCE METHODS OF TRAINING / MASTER COURSE / EDUCATION POLICY / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркин Александр Федорович, Мизер Александр Артурович

Изучается влияние Болонского процесса на государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в России и на образование в области безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эркин Александр Федорович, Мизер Александр Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLOGNA PROCESS AND THE RUSSIAN SPHERE OF SECURITY

The article views the influence of the Bologna process in the state educational standards of higher vocational education in Russia and in the field of security.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс и российская сфера безопасности»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

А.Ф. Эркин, А.А. Мизер БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКАЯ СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ

Изучается влияние Болонского процесса на государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в России и на образование в области безопасности.

Ключевые слова: бакалавриат, Болонский процесс, государственные образовательные стандарты, дистанционные методы обучения, магистратура, образовательная политика, МЧС России.

A. Erkin, А. Mizer BOLOGNA PROCESS AND THE RUSSIAN SPHERE OF SECURITY

The article views the influence of the Bologna process in the state educational standards of higher vocational education in Russia and in the field of security.

Keywords: baccalaureate, Bologna process, state educational standards, distance methods of training, master course, education policy, EMERCOM of Russia.

Проблематизация

Как известно, образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения граждан, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином образовательных уровней (образовательных цензов) [1]. Иногда образование рассматривается как товар, функционирующий на рынке образовательных услуг [2]. Также известно, что уровень высшего образования должен детерминироваться требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Полагаем, не случайно исследователь Л. Шпаковская отмечает, что «высшее образование всегда являлось объектом политики, а политика высшего образования имеет длительную историю, как и образовательные институты» [3].

Традиционно во многих странах мира высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратуру/аспирантуру, но как в СССР, так и в России до присоединения к Болон-скому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров российские вузы готовили специалистов. На наш взгляд, эту ситуацию нельзя оценивать в негативном или позитивном ключе - просто такой факт был, и в условиях индустриального общества, по всей видимости, такое решение было наиболее оптимальным.

Однако понимая, что Россия вслед за многими другими странами вступает в постиндустриальную стадию, в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Что такое Болонский процесс? Болон-ский процесс - это реальное сближение национальных систем образования с европейским стандартом, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Как отмечают многие специалисты, с введением болонской системы образования в России, российская система образования приобретает статус национальной системы в рамках европейской системы образовательных ценностей.

Во многих отношениях Болонский процесс стал революционным в области высшего образования, поскольку заставил серьёзно и критически осмыслить то, что Россия в настоящее время имеет в области образования. Согласно имеющимся экспертным заключениям, имеющиеся у России ресурсы реализуются в национальной экономике со следующей степенью эффективности: природные - на 25 %, людские - на 15 %, финансовые - на 10 %, интеллектуальные - на 3,3 % [4]. Для сравнения, в

США он составляет 76 %, в ЕС - 78 %, а в Японии - 88 % [5]. Понятно, что российские цифры вынудили отечественное политическое руководство принимать решительные меры.

Не утратит ли российская высшая школа с переходом на «болонские рельсы» своё своеобразие, отличающее её от других национальных образовательных систем - а отсюда и свою привлекательность? На наш взгляд, неверно сводить своеобразие российской системы высшего образования к «моноуровневой» подготовке, т. е. к отсутствию ступеней, когда все студенты, за немногими исключениями (медицина и некоторые др.), учатся в течение пяти лет, получая одинаковый диплом «специалиста». В действительности традиции российской высшей школы ценны фундаментальностью образования, принципом неразрывности образования и науки, наличием оригинальных научно-педагогических школ, здоровым консерватизмом, готовностью к инновациям. Ни одной из этих традиций не противоречат принципы Болонского процесса [6].

Впрочем, авторы встречали точку зрения о том, что в нашей стране идеология образовательной политики устарела, поскольку в России постоянно обсуждается качество подготовки специалистов, но не само представление о специализации. Почему? Во-первых, ежегодно появляются новые специалисты и система высшего образования не в состоянии угнаться за этим процессом. Во-вторых, современный человек меняет специальность каждые 5 лет или чаще. В-третьих, успех в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности в вузовском дипломе. И делается следующий вывод: специалиста в вузе нельзя подготовить в принципе - специалистом выпускник становится через практику и апробацию экспертного сообщества, тогда как вуз должен оснастить выпускника соответствующими знаниями и компетенциями [7].

Как к такой позиции относятся авторы? Очевидно, что характерной чертой современных демократических стран является свобода выбора, предоставляемая их гражданам, при наличии огромного разнообразия товаров и услуг. Чем сильнее конкуренция, тем выше качество предоставляемых товаров и услуг. Поэтому, на наш взгляд, именно в рамках Болонского процесса российской политической элитой были приняты совершенно неординарные и верные решения и шаги по изменению сложившейся неконкурентной системы. Практически эти изменения начали реализо-вываться с введением в нашей стране стандартов третьего поколения. Авторы согласны с мнением, что стандарты третьего поколения в полной мере характеризуют образование европейского уровня. Теперь каждый студент вправе сам выбирать не только специализацию, но и страну, где он хотел бы её получить. Эти новации не коснутся медицинских, военных и творческих вузов [8].

Болонский процесс: плюсы и минусы

Болонская система, о которой так много и долго у нас говорят, несмотря на препятствия, всё активнее и увереннее внедряется в систему высшего образования. И чем глубже она распространяется, тем больше слышится разноречивых мнений и высказываний о её порочности. Давайте попробуем абстрагироваться от критики и вникнуть в проблему на примере факультета заочного обучения Академии гражданской защиты МЧС России (далее - Академия). В Академию болон-ская система «постучалась» буквально только что. Второй и старшие курсы ещё учатся по старому, традиционному расписанию, а первый курс, меньше двух недель назад севший за академические парты, уже перешёл на новые стандарты образования.

В чём они заключаются? Если раньше студент учился на заочном обучении шесть лет и получал диплом специалиста, то теперь высшее образование будет строиться по так называемой схеме «2+2+2»: бакалавриат - магистратура. Сначала - общее образование, оно длится два первых года. Здесь нет распределений по специализациям, как было раньше, первокурсники просто делятся на равное количество академических групп. У каждого студента скоро появится так называемая индивидуальная образовательная траектория, которой будет руководить преподаватель - академический консультант (или, на западный манер, тьютор). Вторые два года рассчитаны на профилиза-цию образования. После этого выпускник получит диплом бакалавра и при желании продолжит

- 43

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

образование в магистратуре, углубляя специализацию и занимаясь научной работой. Это - третья двойка в схеме.

Образовательно-профессиональные программы (ОПП) следующего уровня реализованы в двух формах:

на основе общего среднего образования по единой программе общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет по одной из специальностей с присвоением квалификации «дипломированный специалист»;

на основе базового высшего образования по одному из направлений подготовки магистров продолжительностью обучения 2 - 3 года с присвоением степени «магистр науки» либо по одной из специальностей, продолжительностью от 1 до 3 лет с присвоением квалификации «дипломированный специалист».

С вступлением в силу ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [9] изменил ранее действующую структуру высшего образования. Этим законом были установлены ступени высшего профессионального образования (ВПО): «Основные образовательные программы ВПО могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В РФ установлены следующие ступени ВПО: квалификации (степени) «бакалавр»; квалификации «дипломированный специалист»; квалификации (степени) «магистр». И здесь наблюдается противоречие: подготовка магистра на базе степени бакалавра соответствующих направлений допустима, а вот специалист (проучившийся на год больше бакалавра) не может претендовать на освоение магистерской программы.

Распространение модульного подхода к изучению дисциплин регламентируется болонскими документами. Модульная система означает отказ от предметного преподавания. Таким образом, переход на модульный принцип организации учебного процесса противоречит нынешним государственным образовательным стандартам (ГОС): российские стандарты составлены попредмет-но.

Необходима совместная работа ряда министерств и ведомств для урегулирования существующих проблем. Это позволит добиться признания российского высшего образования за рубежом и конвертируемости дипломов выпускников российских вузов.

Ведущие учёные и педагоги неоднократно обсуждали особенности образовательных стандартов третьего поколения [10]. Требуются специалисты с опытом работы - такие требования предъявляет практически каждый работодатель. Взять на работу вчерашнего студента решаются далеко не все. Многих работодателей пугает отсутствие практики и навыков в работе у тех, кто уже получил степень бакалавра. При этом учиться студентам придётся на год больше.

Теперь зададимся вопросом: какая польза в таких резких изменениях? Действительно, ругать Болонский процесс - сегодня почти признак хорошего тона. Восклицания и вздохи о вреде перехода на новую систему образования стали непременным атрибутом любого разговора, так или иначе связанного с учёбой. Но давайте последовательно рассмотрим основные новшества, постигшие нас в этом году.

Учёба пять лет вместо шести? Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство студентов работает, и из-за этого пропускает много занятий. Поточные лекции студенты стараются пропустить, особенно если ослаблен контроль за их посещаемостью. Посещаемость семинаров, практических занятий не намного лучше. Но винить в этом надо не только нашу систему, иногда не позволяющую студенту прожить на стипендию. Конечно, немалая часть из них готова слушать лекторов, не стремясь самостоятельно получать знания. Зато некоторая, наиболее активная, часть студентов стремится больше проявлять себя на семинарах, деловых и функциональных играх. Поэтому новый Государственный стандарт даёт таким студентам больше шансов получить те знания, которые нужны им лично.

Ещё один плюс новой системы образования - повышение академической мобильности. Кроме того, у каждого студента появится индивидуальный академический консультант-преподаватель, который предложит, посоветует правильное направление развития в Академии, предостережёт от возможных ошибок и неправильных действий. Конечно, институт академических консультантов тоже предстоит создать, по сути, с нуля, и выработать правила работы со студентами. Авторы уверены, что это трудности переходного периода. Через несколько лет всё станет на свои места, новые стандарты будут успешно применены на практике.

Российская система образования в настоящее время делает очень большой шаг вперёд потому, что стандарты второго поколения пунктуально предписывали учебным заведениям чему учить, вплоть до запятой. Были достаточно подробно расписаны дисциплины с очень слабой возможностью вариативности и выбора внутри университета каких-либо образовательных траекторий. Стандарты же третьего поколения сделали в этом направлении шаг вперед. В этом стандарте предписывается только 50 % обязательных учебных дисциплин, а 50 % любое учебное заведение может наполнять, исходя уже из своих представлений о потенциале профессорско-преподавательского состава, о рынке труда, на который они работают, и о заказах их работодателей.

Очень важно, чтобы образование не оставалось образованием по учебникам, это вопрос совмещения образования с текущими исследованиями и практикой. Поэтому мы решили ввести на всех направлениях подготовки авторские семинары и научные кружки с первого курса для того, чтобы готовить к таким аналитическим работам, воспитывать исследователей, воспитывать тех, кто может выполнять различные аналитические проекты. Это могут быть не только научные и/или проектные семинары в зависимости от направления подготовки. Тогда знания не будут «мёртвыми», они будут восприниматься более живыми.

Как новый госстандарт реализовать в МЧС России?

Главной особенностью работы Академии гражданской защиты МЧС России является целевая подготовка специалистов в области РСЧС для всех регионов России и за её пределами. Использование для этого очно-заочной формы обучения порождает проблему сопровождения самостоятельной работы слушателя в то время, когда они находятся на территории своего проживания вдали от Академии. В настоящее время эта проблема решается традиционными способами предоставления бумажных вариантов учебных пособий, учебников, конспектов лекций и др.

Серьёзным средством повышения учебного процесса, позволяющим значительно интенсифицировать самостоятельную работу слушателей, является формирование системы дистанционного обучения. Система дистанционного обучения (СДО) требует тщательного анализа всех технологических, экономических и этических факторов, влияющих на эту систему. Кроме того, СДО в идеале предусматривает широкое использование интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков слушателей.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области РСЧС. Академией первый опыт дистанционных образовательных технологий (ДОТ) был получен на базе Института развития МЧС России, где проходили обучение председатели КЧС РСЧС. Приобретённый опыт показывает, что ДОТ необходимо развивать и активно использовать в образовательном процессе Академии, а именно на факультете заочного обучения. Если рассмотреть основные ДОТ, то ими являются кейс-технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Считаем, что для слушателей и студентов Академии должен

быть обеспечен постоянный и облегчённый доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

В этом году на базе факультета мы постараемся внедрить кейс-технологию ДО, которая позволит скомплектовать наборы (кейсы) учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), и сделать рассылку их слушателям и студентам для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей). На каждого обучаемого будет на сервере Академии заведён пароль, который откроет допуск обучаемым к электронной библиотеке МЧС России.

Таким образом, внедрение новых параметров образования пусть не сразу, но со временем даст возможность каждому студенту стать индивидуальностью, уникальной личностью. А разговоры о вреде Болонского процесса идут или от недостаточной информированности, или от боязни меняться, внедрять новые стандарты в привычные, годами и десятилетиями отработанные схемы и программы обучения.

Сегодня мы уверены в том, что переход на ГОС 3-го поколения даёт нам возможность привести учебные планы и программы в соответствии с запросами государства в области обеспечения национальной безопасности. Именно внедряемые в нашей Академии и других учебных заведениях МЧС России образовательные и информационные технологии позволят интенсифицировать образовательный процесс, сделать его интереснее для обучаемых за счёт усиления их личной включённости.

Всемерное развитие форм заочного и дистанционного обучения - завтрашний день образования в МЧС России. Действительно, в последние десятилетия знания стареют каждые 3 - 5 лет, а технологические знания - каждые 2 - 3 года. Пройдет ещё немного времени и это будет 1,5 - 2 года. Объём знаний выпускников вузов удваивается каждые 3 - 4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет существенно отставать от требуемого сегодня и завтра на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40 - 60 % быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями. Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого вуза таковы, что они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удалённая. Если весь учебный материал находится в формализованном виде, в компьютерах, то всё равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию, то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось, 2010. С. 1.

2. Непрерывное образование в политическом и экономическом аспектах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 38 - 40.

3. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007. С. 6.

4. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. Образование как фактор экономического развития: Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 5.

5. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900 - 2000: Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М., 2006. С. 301 - 302.

6. Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. С. 12.

7. Высшее образование в России: состояние и направления развития. Аналитический доклад / Под ред. Глазычева В.Л. - М.: Наследие Евразии, 2004. С. 10.

8. Хакимова Е. Мир новостей. Карьера и образование. «Болонская» схема по-русски // http://www.mirnov.ru (дата обращения 12.02.2012).

9. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Ось, 2008. С. 3.

10. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования // Педагогика. 2008. № 7. С. 3 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.