Научная статья на тему 'К вопросу о модернизации системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией положений Болонского процесса'

К вопросу о модернизации системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией положений Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / БАКАЛАВР / BACHELOR / МАГИСТР / MASTER / ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / INTERNATIONAL LEGAL INSTRUMENTS / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING / АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ / THE ACADEMY OF MANAGEMENT OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / ПОЛИЦИЯ ГЕРМАНИИ / THE GERMAN POLICE / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / A LICENSED PROFESSIONAL / THE REGULATIONS OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Закатов

В статье анализируется ряд нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, отражающих вопросы перехода на уровневую систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в рамках реализации положений Болонского процесса. Особое внимание уделяется переходу на магистерскую программу обучения в Академии управления МВД России. Также исследуется опыт обучения высшего руководящего состава полиции Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the modernization of professional training of the interior bodies personnel of the Russian Federation in the framework of the Bologna Process

The author analyzes a number of normative legal acts of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, reflecting the issues of transition to the multi-level system of training of the interior bodies personnel of the Russian Federation in the framework of the Bologna Process. Particular attention is paid to the transition to a master's course at the Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia. The experience of teaching German police officers of high rank is also studied.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модернизации системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией положений Болонского процесса»

В.В. ЗАКАТОВ,

старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

(Академия управления МВД России)

К вопросу о модернизации системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией положений Болонского процесса

В статье анализируется ряд нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, отражающих вопросы перехода на уровневую систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в рамках реализации положений Болонского процесса. Особое внимание уделяется переходу на магистерскую программу обучения в Академии управления МВД России. Также исследуется опыт обучения высшего руководящего состава полиции Германии.

Болонский процесс, бакалавр, магистр, дипломированный специалист, нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации, система профессиональной подготовки, Академия управления МВД России, полиция Германии, международно-правовые документы.

В 1998 г. на встрече в Париже министры образования четырех европейских стран — Франции, Германии, Италии и Великобритании — выступили с инициативой создания открытой Зоны европейского высшего образования, которая получила свое закрепление в подписанной ими совместной декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» [13, с. 10].

Эта инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских государств было подписано совместное заявление «Зона европейского высшего образования», получившее известность как Болонская декларация [12, с. 13—17]. Этот международный документ и послужил отправной точкой начала Болон-ского процесса, суть которого заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования.

Болонский процесс предполагает достижение в ближайшей перспективе следующих целей:

1) принятие системы легко заменяемых и сопоставимых степеней, в частности внедрив приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

2) включение в систему, основанную, по сути, на двух циклах. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра или доктора, как это принято во многих европейских странах;

3) внедрение кредитования по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости как надлежащего средства поддержки студенческой мобильности;

4) содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения;

5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

6) развитие учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. № 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» определен перечень головных вузов и организаций и вузов-координаторов

03

о X

£ а О

X 3 X

л

<

и н к

и 5 о ^ оэ 3

< 9

к С

И 5 О Н

2 и

^ 2 И X ЦТ Л

Б <

I- И

О н Ъ к

И

Чё

О I

¡с

5 И и Щ

с о

95

вэ о X

£ а О

X 3 X

л

<

uj н S

и 5 о £

оэ v

< 9

S С

uj s О н ss ^

5 2

uj x ¡г л

s <

U UJ

о H

b я

UJ ^

О I

¡E

£ u S UJ

и ta С О

96

для федеральных округов, реализующих основные цели в соответствии с Болонской декларацией [6].

Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» от 29 июля 2005 г. № 215 [7], «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц» от 3 апреля 2006 г. № 77 [8] определены сроки и направления работы по переходу на систему зачетных единиц, повышению автономии и академических свобод вузов в планировании и организации образовательного процесса, усиления роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. Также введены в действие новые показатели государственной аккредитации, повышающие требования к условиям реализации программ высшего профессионального образования и переходу вузов из одного вида в другой (институт, академия, университет) [9], позволяющие обеспечить решение задачи качества высшего образования в общеевропейском его понимании.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125—ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. № 2—ФЗ) [2] и другими нормативно-правовыми актами создаются условия для развития мобильности студентов и преподавателей. Автономия вузов позволяет реализовывать программы взаимообмена и стажировок студентов и преподавателей в российских и зарубежных вузах. Используя систему грантов, Министерство образования и науки Российской Федерации поддерживает академическую мобильность студентов и преподавателей, обучающихся и стажирующихся в зарубежных вузах.

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. № 232—ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» установлено два уровня высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратура [3]. Этот документ предусматривает реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования как непрерывно, так и по следующим ступеням: «бакалавр» (срок освоения основных образовательных программ не менее четырех лет), «дипломированный специалист» (срок обучения составляет не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными обра-

зовательными стандартами), «магистр» (срок обучения не менее шести лет).

Бакалавриат, магистратуру и подготовку специалистов рассматривают теперь как самостоятельные уровни высшего образования, имеющие отдельные государственные образовательные стандарты, персональную итоговую аттестацию (по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр», «магистр» либо «специалист»). Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов также предложено осуществлять раздельно.

Прием в вузы для обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов, перечень которых устанавливает Правительство Российской Федерации, будет осуществляться по заявлениям абитуриентов, получивших среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе, по результатам единого государственного экзамена [16, с. 9].

Введение конкурса для поступающих на второй уровень высшего профессионального образования обусловлено положениями ст. 43 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. По результатам конкурса будут отбираться наиболее способные и подготовленные к освоению программ данного уровня абитуриенты, что особенно актуально при построении гибких, личностно ориентированных схем обучения (на втором уровне образования после приобретения профессионального опыта или высшего образования по другому профилю).

Возможность поступить в аспирантуру получат только соискатели со степенью «магистр» или квалификацией «специалист».

Анализируя различные точки зрения на участие России в Болонском процессе, В.И. Бай-денко выделил четыре группы мнений. Во-первых, это позиция однозначных сторонников проведения реформ высшего профессионального образования в ракурсе европейской интеграции. Во-вторых, группа сторонников, признающая необходимость тесной интеграции России с Европой в процессе построения общего экономического и социального пространства, не отрицающая очевидных достоинств российской высшей школы. Представители третьей группы придерживаются мнения, что процессы реструктуризации высшего образования в Европе начались значительно раньше, чем в России, и к 90-м гг. XX в. были

практически завершены. Четвертая группа выражает негативное мнение о «болонизации» российской высшей школы и прогнозирует потерю фундаментальности и качества образования [17, с. 14—15].

Заслуживает внимания мнение Генерального секретаря Международной ассоциации университетов, в которую входят вузы почти 160 стран мира, Эвы Эгран-Полак, оценивающей Бо-лонский процесс в целом как «невероятно захватывающий и позитивный... Благодаря ему высшее образование — и не только европейское — заняло новое место в умах людей. Он принес изменения, диалог и реальные достижения. Разумеется, Болонский процесс сопряжен с определенными рисками как внутри Европы, так и за ее пределами» [18, с. 78]. Также она считает, что основные проблемы в перспективе нового десятилетия Болонского процесса будут заключаться в следующем:

— в риске языкового единообразия или принятия английского языка в качестве основного для высшего образования (здесь таится угроза потери языкового и культурного богатства Европы, провозглашенного в качестве фундаментальной ценности европейской культуры на старте Болон-ского процесса);

— в борьбе за привлекательность европейской высшей школы, которая должна «подкрепляться реальными усилиями по повышению качества услуг, предлагаемых студентам»;

— в создании бренда и маркетинга, что может способствовать быстрому превращению в крупные кампании по набору студентов, прежде всего — обучающихся на платной основе, тем самым подстегнет ожесточенную борьбу за самых лучших и самых ярких и, как следствие, может привести к росту платы за обучение и усугубить и без того разрушительные последствия утечки умов;

— в нарастании конкуренции, что сделает затруднительным достижение баланса между партнерством и сотрудничеством, с одной стороны, и конкуренцией — с другой;

— в утрате некоторых принципов, лежащих в основе Болонского процесса (в условиях необходимости достижения экономической конкурентоспособности);

— в опасности превращения многих вузов в изолированные и закрытые для инноваций.

Образовательная система МВД России в связи с вхождением в Болонский процесс испытает дополнительные трудности, обусловленные некоторыми причинами, а именно:

1. Упущено время для начала реформирования системы подготовки кадров МВД России «по Болонскому соглашению», известному в России с 1999 г. Реализуемые в тот момент рабочие учебные планы в образовательной системе

МВД России структурно были приближены к начальной ступени европейского образования «бакалавр» (четыре года обучения). Система образования МВД России в тот момент могла без особых усилий перейти на новые уровни обучения и достроить вторую ступень обучения — «магистр». Но этого не произошло. Более того, несмотря на то, что в 2001 г. был принят образовательный стандарт по специальности «бакалавр юриспруденции», ведомственные образовательные учреждения перешли на пятилетнее обучение специалистов.

2. За небольшое количество времени, которое определено вузам МВД России для успешного перехода на двухуровневый вариант обучения, необходимо переработать большой объем учебно-методического материала.

3. Существующие в силу специфики службы в органах внутренних дел ограничения на передвижение сотрудников по миру обусловливают неполную мобильность преподавателей, слушателей и курсантов вузов системы МВД России. Следовательно, не всегда будет возможно осуществить один из основных принципов Болонского соглашения — «содействовать мобильности участников образовательного процесса».

В связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования, в заботе о качестве подготовки кадров для органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проработало вопросы сохранения для ведомственных вузов МВД России пятилетнего срока обучения по реализуемым специальностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» в перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», включены следующие направления подготовки (специальности): правовое обеспечение национальной безопасности (030901), правоохранительная деятельность (031001), судебная экспертиза (031003), психология служебной деятельности (030301),

вэ о X

£ а О

X 3 X

л

<

и н к

и 5 о £

03 V

к С

И 5 О н 2 и

5 2

И X ЦТ Л

Б <

I- И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О н Ъ к

И

и*

О I

¡с

5 И и и С О

¡5

97

вэ о X

£ а О

X 3 X

л

<

uj н S

и 5 о

оэ 3

< 3

S С

UJ s О н ss ^

5 2

uj x ¡г л

s <

U UJ

о H

b я

UJ ^

О I

¡E

£ u S UJ

и ta С О

98

экономическая безопасность (080101), информационная безопасность телекоммуникационных систем (090302), безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (090915) [5].

В Академии управления МВД России (далее — Академия) с учетом наметившихся тенденций вхождения России в Болонский процесс прорабатывается вопрос о поэтапном внедрении новых примерных тематических планов, соответствующих целям, форме, виду и уровню магистерской программы обучения, которую предстоит ввести на II факультете Академии в 2011 г.

Необходимо отметить, что разработка всех вышеуказанных документов проводится в соответствии с задачами будущей профессиональной деятельности выпускников, которые должны быть оформлены в виде квалификационных (профессиональных) требований.

В соответствии со ст. 24 п. 4 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266—1 (с изм., внесенными Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ) [1], ст. 6 п. 5 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125—ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. № 2—ФЗ) лица, имеющие дипломы специалиста или магистра, обучающиеся по программам магистратуры, получают второе высшее профессиональное образование. В соответствие с п. 1 приказа Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», «образовательные программы высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра... могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки» [10].

Таким образом, Академия имеет право принимать в магистратуру сотрудников органов внутренних дел, имеющих диплом специалиста или приравненный к нему по широкому диапазону специальностей (как правило, это — юриспруденция), для получения ими второго высшего образования и магистерской квалификации (степени) по специальности «Государственное и муниципальное управление», направление подготовки 080200 «Менеджмент». Поступающие, не имеющие дипломов бакалавров по данной специальности, сдают вступительный комплексный экзамен в объеме бакалаврской подготовки.

Срок обучения в соответствии со ст. 6 п. 4 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125—ФЗ (с изм., внесенными Федеральным

законом от 2 февраля 2011 г. № 2—ФЗ) составляет два года [2].

Нельзя забывать и о требованиях, предъявляемых к вузам, включая вузы системы МВД России, желающие реализовывать магистерскую подготовку: не менее 70 % преподавателей учебных дисциплин профессионального цикла должны иметь ученую степень и/ или ученое звание. Непосредственное руководство магистрантами может осуществлять лицо, обладающее ученой степенью и/или ученым званием и/или не менее чем пятилетним опытом соответствующей работы. На одного руководителя не может приходиться более пяти магистрантов. Общее руководство программой подготовки магистров должен осуществлять доктор наук и/или профессор. При этом одно и то же лицо не может руководить подготовкой магистров более чем по двум программам [14, с. 47].

Ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. № 636, можно считать, что Академия обладает достаточным научно-педагогическим и материально-техническим потенциалом для открытия магистратуры [11].

По нашему мнению, при организации практической работы по переходу на уровневое образование («магистр») необходимо обратить внимание на опыт обучения сотрудников высшего состава полиции Германии, которое осуществляет отделение Института подготовки и повышения квалификации полиции земли Северный Рейн-Вестфалия. Данное отделение включает четыре подотделения, а именно: «подотделение 31» занимается подготовкой личного состава и тренингами компетентности; «подотделение 32» отвечает за развитие и методы организации; «подотделение 33» ведает повышением квалификации руководителей и подготовкой советников; «подотделение 34» отвечает за направления предотвращения конфликтов и службу социальных наук.

Отбор на обучение проходит в три этапа. Первый этап базируется на компьютерном психологическом тестировании годности: каждый из претендентов, прослуживший в полиции не менее шести лет, может самостоятельно про-тестироваться на возможность замещения руководящей должности и выявить недостатки в своей подготовке. Второй этап — поведенческо-диагностический, включает групповые дискуссии и задания, короткий реферат и ведение переговоров. Третий этап — представление перед

выборной комиссией Министерства внутренних дел.

Претенденты, прошедшие три этапа, направляются в практические подразделения для прохождения стажировки на должности, связанные с руководством сотрудниками, наделяются всеми правами и несут все обязанности, присущие соответствующей должности. Стажировка называется «поддерживающая фаза», поскольку осуществляется при поддержке Института, и предваряется вводным семинаром. Один день в рабочей неделе во время стажировки претенденты проводят в Институте, где отчитываются о ходе стажировки и обсуждают проблемные вопросы.

Претенденты, успешно прошедшие стажировку, поступают на обучение в Институт. Первый год обучения проходит в филиале Института в г. Мюнстере, а второй, заключительный, год — в Академии управления полиции.

Данное обучение будет унифицировано в большинстве стран Европы и приведено в соответствие так называемым Болонским стандартам, т. е. сотрудники, окончившие три года обучения, будут получать степень бакалавра, а после двух лет повышения квалификации — звание специалиста (мастера) общественного управления в области полицейского менеджмента.

Целями такого реформирования обучения являются унификация образования в Европе и улучшение качества совместной работы полицейских различных стран [15, с. 13—14].

Перспективы развития образовательной деятельности Академии связаны с последовательным расширением необходимого объема работ по переходу на уровневую систему образования (магистр), который можно разделить на два направления: структурно-организационные изменения и обновление учебных материалов и документов.

Структурно-организационные изменения предполагают внедрение преемственной системы зачетных баллов (кредитов) по типу ECTS; увеличение доли самостоятельной работы слушателей; создание службы информационной поддержки обучающихся; разработку внутренних положений о промежуточной и итоговой аттестации с учетом направления подготовки.

Обновление учебных материалов и документов включает разработку вариативного учебного плана; коррекцию программ учебных дисциплин с учетом введения зачетных баллов (кредитов), разработку программ курсов по выбору (включая модульное построение программ); обновление учебно-методических комплексов в соответствии с учебными планами и введением зачетных баллов (кредитов).

Следует отметить, что имеющийся в Академии опыт образовательной деятельности — разработок нормативного, учебно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки управленческих кадров, включая Федеральный кадровый резерв МВД России, в новых условиях информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса позволяет реально оценить возможности, повысить уровень преподавания, активизировать образовательную деятельность слушателей и определить перспективы развития по логике Болонского процесса, а также, опираясь на достигнутое, определить, по каким направлениям требуется приложение особых усилий для достижения соответствующих результатов.

Российское общество объективно заинтересовано в такой системе органов внутренних дел, которая способна эффективно обеспечивать права и свободы его членов, осуществлять противодействие преступным посягательствам, в первую очередь коррупции, и ее существование возможно лишь в случае наличия квалифицированного кадрового потенциала, формирование которого начинается уже с ранней профессиональной ориентации молодежи на учебу в образовательных учреждениях МВД России.

Проводимая МВД России работа по совершенствованию и модернизации ведомственного профессионального образования в условиях реализации положений Болонского процесса, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции» [4] позволит довести качество подготовки специалистов до уровня мировых стандартов, обеспечить выпускников необходимыми знаниями, умениями и навыками, всесторонне подготовить их к будущей профессиональной деятельности.

Все эти усилия направлены на формирование модели специалиста XXI века — сотрудника органов внутренних дел, способного противостоять новым вызовам и угрозам, умеющего применять передовые технические достижения и тактические приемы, обладающего необходимыми духовными и нравственными ценностями.

Список литературы

1. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266—1 (с изм., внесенными Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ). иЯ^ЬирУ^ехошиНаМ. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; п=109964

2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125—ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 2 февраля 2011 г.

вэ о X

£ а О

X 3 X

л

<

и н к

X

Л

X о о

03

с

к н и о X

Л

<

и н к

и ^

и к

X

и у

и с

5 И и ш с о

99

ы о вэ

О <

са О X

¡S

а

0

X 3

1

л

<

ы н S I

X о о ва

С

S

н и

0

1

л

<

ы н к

ы ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы S I UJ IT UJ

с

UJ

о

bS

и

UJ IT

s

u

о

u

UJ

с:

о

u

О <

о _

S UJ

и ta С О

100

№ 2—ФЗ). URL:http://www.consultant.ru /рори-¡аг/еёиеаНоп/

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования): Федеральный закон от

24 октября 2007 г. № 232-ФЗ. URL:http://www. rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html

4. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ // Рос. газ. 8 фев. 2011 г.

5. Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=95947

6. О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

25 апреля 2005 г. № 126. URL:http://db.informika. ru/mo/Data/d_05/m126.html

7. Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2005 г. № 215. URL:http://www.rudn.ru/?pagec=679

8. Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 77. URL:http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_06/m77.html

9. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938. URL:http://www. rg.ru/2005/10/27/kriterii-obr-dok.html

10. Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2006 г. № 62 п. 1. URL:http://www.rea.ru/UserFiles/archipova/ ob%20obraz%20progr%20VL.

11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. № 636. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=96074

12. Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, 19 июня 1999 г.) // Информационный бюллетень. 2004. № 73.

13. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 г.) // Информационный бюллетень. 2004. № 73.

14. Отечественное образование юридического профиля: Поколение «ТРИ» / Право и образование. 2009. № 4.

15. Обзор опыта работы немецкой полиции по итогам командирования сотрудников образовательных учреждений МВД России в ФРГ в 2006-2007 гг.: учеб.-метод. пособ. М., 2007.

16. Россия перешла на уровневую систему высшего образования // Обучение и карьера. 2008 г. № 2.

17. Байденко В.И. Болонские уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2.

18. Болонский процесс: 2007-2009 гг. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / под науч. ред. В.И. Байденко. М., 2009.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.