Научная статья на тему 'Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования: характеристики обучающихся'

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования: характеристики обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
877
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / EXTRAMURAL FORM OF STUDY / EDUCATIONAL TRAJECTORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Характеристика ситуации в сфере заочного высшего образования в России дана на основе статистических показателей, а также по данным опросов обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования и опросов работодателей, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to statistics and monitoring of economics of education On the basis of statistical figures, as well as results of polls carried out among students of higher vocational education institutions and employers as part of monitoring of economics of education, the article provides dynamics in the number of extramural students, their demographics, distinctive features of their educational trajectories, motivations for selection of a higher education institution and job prospects.

Текст научной работы на тему «Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования: характеристики обучающихся»

Статья поступила в редакцию в октябре 2012 г.

Аннотация

заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального

ОБРАЗОВАНИЯ:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

обучающихся

По данным статистики и Мониторинга экономики образования1

На основе статистических показателей, а также данных опросов обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования и опросов работодателей, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования2, представлены динамика численности учащихся вузов на заочной форме обучения, а также демографические характеристики студентов-заочников, особенности их образовательных траекторий, мотивации выбора вуза и перспективы трудоустройства.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, заочная форма обучения, образовательные траектории.

В течение 2000-х годов заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования постоянно набирала популярность. За десять лет численность студентов, обучающихся в вузах по заочной форме, выросла более чем вдвое, и в настоящее время заочная форма обучения стала наиболее распространенной формой получения высшего профессионального образования.

В 2000-х годах в учреждениях высшего профессионального образования наблюдался прирост численности студентов по всем формам обучения, однако численность студентов по очной и вечерней формам возросла менее чем в 1,5 раза и уже с 2006/2007 учебного года снова начала снижаться. При этом общая численность студентов продолжала расти, в первую очередь за счет заочников, количество которых увеличивалось до 2009/2010 учебного года.

1 Материал подготовлен заместителем начальника отдела по работе с данными Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Л. Е. Угольновой.

2 http://memo.hse.ru

200

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования...

ш

Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, по формам обучения (на начало учебного года, тыс. человек)

Учебный год Всего 0) о Z У О Очно- заочное (вечернее) Заочное Экстернат

2000/2001 4741,4 2625,1 302,2 1761,8 52,2

2005/2006 7064,6 3508,0 371,2 3031,9 153,4

2006/2007 7309,8 3582,1 372,3 3195,8 159,6

2007/2008 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2

2008/2009 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5

2009/2010 7418,8 3280,0 323,6 3639,2 175,9

2010/2011 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 114,1

2011/2012 6490,0 2847,7 263,4 3289,7 89,2

Численность студентов вузов, обучающихся по очной и заочной формам

До недавнего времени очная форма получения высшего профессионального образования оставалась основной. Однако в 2008/2009 учебном году численность студентов заочной формы впервые превысила количество студентов-очников, и в настоящее время заочная форма стабильно лидирует, несмотря на то что в 2010/2011 учебном году и в заочном обучении общее число студентов начало снижаться.

В 2000/2001 году доля студентов заочной формы обучения составляла всего 37,2% и за последнее десятилетие ежегодно возрастала за счет как очного, так и очно-заочного (вечернего) обучения, превысив 50% в 2010/2011 учебном году.

201

Статистика и социология образования

Соотношение численности студентов различных форм обучения (доля от общего количества студентов,%)

2011/2012 43,9 т 50,7 ZZI

2010/2011 43,6 ш 50,5 ZZI

2009/2010 44,2 т 49,1 ZD

С[ -

£ 2008/2009 2 46,0 ш 47,1 ZZI

X oj 2007/2008 > 47,9 ЕЯ 45,1 ZZI

2006/2007 49,0 ЕЯ 43,7 ZD

2005/2006 49,7 ИЯ 42,9 ZZI

2000/2001 55,4 га= 37,2 1

0 % 20% Очное ИОчно-зэочное 40% 60% {eeLepHee) л экстернат 80% ■ Заочное 100%

Распределение студентов заочной формы обучения между государственными и негосударственными вузами (доля от общего количества студентов заочной формы обучения,%)

В настоящее время около четверти студентов заочной формы обучения учатся в негосударственных вузах. Однако еще в 2000/2001 учебном году в негосударственных вузах обучались лишь 14% всех студентов-заочников. За десять лет доля негосударственных вузов значительно выросла, достигнув максимума в 25,5%.

202

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования...

ш

Распределение студентов между различными формами обучения в государственных и негосударственных вузах (доля от общего количества студентов вузов по каждой форме собственности,%)

Учебный год Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения

Всего (тыс. человек) 0) о Z У О Очно-заочное (вечернее) Заочное Экстернат Всего (тыс. человек) 0) о Z У О Очно-заочное (вечернее) Заочное Экстернат

2000/2001 4270,8 57,2 6,1 35,6 1,2 470,6 38,9 9,3 51,6 0,1

2005/2006 5985,3 53,4 5,0 39,2 2,4 1079,3 29,0 6,6 63,3 1,1

2006/2007 6133,1 53,0 4,7 39,8 2,4 1176,8 28,1 6,9 64,0 1,0

2007/2008 6208,4 52,2 4,5 40,8 2,5 1252,9 26,4 5,8 66,7 1,1

2008/2009 6214,8 50,7 4,3 42,4 2,5 1298,3 23,4 5,7 69,6 1,2

2009/2010 6135,6 49,2 4,1 44,2 2,5 1283,3 20,5 5,5 72,4 1,7

2010/2011 5848,7 48,9 4,0 45,4 1,6 1201,1 17,8 5,7 74,9 1,6

2011/2012 5453,9 49,3 3,8 45,6 1,3 1036,1 15,5 5,4 77,5 1,6

Такое перераспределение происходит, в частности, благодаря тому, что в большинстве негосударственных вузов именно заочная форма обучения является основной и со временем все больше вытесняет очную и вечернюю. Уже в 2000/2001 учебном году большинство студентов негосударственных вузов (51,6%) обучались заочно, и по настоящее время эта доля продолжает постоянно расти, в 2011/2012 учебном году она составила 77,5%. При этом на долю студентов-очников в этом году пришлось всего 15,5%.

Те же тенденции, хотя и в значительно более сглаженной форме, наблюдаются и в государственных вузах: доля заочной формы обучения растет, доли очной и вечерней форм обучения снижаются. С 2009/2010 учебного года студенты-очники уже не составляют большинства и в государственных вузах, однако в 2011/2012 году их доля (49,3%) по-прежнему превышала долю заочников (45,6%).

Данные статистики по государственным и муниципальным вузам свидетельствуют о существенных различиях в демографических характеристиках студентов очной и заочной форм обучения.

Студенты заочной формы обучения в среднем старше студентов-очников. Наиболее распространенный возраст студентов-очников — 19-20 лет, тогда как для заочников это 21-22 года. При этом на очных отделениях не наблюдается возрастного разнообразия: там учится в основном молодежь не старше 24 лет, в то время как на заочных отделениях этот разброс весьма значителен: там обучаются люди разных возрастов, и хотя чем больше возраст, тем меньше количество студентов, все возрастные группы представлены в значительном количестве.

203

Статистика и социология образования

Распределение студентов очной и заочной форм обучения по возрасту (на начало 2010/2011 учебного года, государственные и муниципальные вузы)

Распределение долей мужчин и женщин среди студентов различных форм обучения (на начало 2010/2011 учебного года, государственные и муниципальные вузы, доля от общего количества студентов вузов по каждой форме обучения,%)

Соотношение мужчин и женщин на разных формах обучения тоже различается, хотя и не так значительно, как возрастной состав учащихся. На очных отделениях доля мужчин выше среднего, что может объясняться таким преимуществом очной формы обучения, как возможность получения отсрочки от службы в армии.

Данные опросов Мониторинга экономики образования также показывают существенные различия между студентами очной и заочной форм обучения как в социально-демографических характеристиках, так и в образовательных и карьерных стратегиях.

204

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования...

ш

Вопросы: «Ваше семейное положение? Есть ли у вас дети?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Состоят в браке (в том числе незарегистрированном) 8,7 38,7

Есть дети 3,2 30,4

Среди студентов очной формы обучения доли тех, кто состоит в браке и имеет детей, незначительны, тогда как среди студен-тов-заочников эти доли довольно велики: почти 39% состоят в браке, и у 30% есть дети.

Вопрос: «Какие учебные заведения вы окончили до поступления в данное учебное заведение?» (доля отметивших каждый из пунктов, % от общего числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Общая средняя школа (9 классов или менее) 3,9 9,5

Полная средняя школа (11 классов) 89,9 60,9

Учреждение начального профессионального образования (ПТУ, проф. лицей, колледж) 5,4 16,6

Учреждение среднего профессионального образования (техникум, училище) 5,8 31,5

Образовательные траектории до поступления в вуз у студентов заочной формы обучения имеют заметные особенности: в то время как подавляющее большинство студентов очных отделений (90%) до поступления в вуз окончили 11 классов школы, среди студентов-заочников таких только 60,9%. Весьма небольшая доля студентов очных отделений до поступления в вуз получала среднее (5,8%) или начальное (5,4%) профессиональное образование, тогда как почти треть студентов заочных отделений вузов ранее получила среднее профессиональное образование (31,5%) и значительная часть — начальное профессиональное образование (16,6%).

Вопрос: «Какие годовые отметки были Студенты Студенты

у вас в последний год учебы в школе?» очной фор- заочной фор-

(% от числа ответивших) мы обучения мы обучения

Бывали неудовлетворительные оценки (двойки) 0,1 0,4

чаще удовлетворительные оценки (тройки) 7,2 15,8

В основном хорошие оценки (четверки) 34,6 48,3

Только хорошо и отлично (четверки и пятерки) 45,5 29,3

Только отличные оценки (пятерки) 12,5 6,1

Как показали результаты обследования, студенты заочных отделений в среднем в школе успевали хуже, чем студенты-очники: в то время как большинство студентов очных отделений учились только на «хорошо» и «отлично» или были круглыми отличниками (58%), среди студентов заочных отделений таких чуть более

205

Статистика и социология образования

трети. Почти половина студентов-заочников охарактеризовала свою успеваемость в школе как «в основном хорошие оценки».

Вопрос: «По каким причинам вы выбрали это образовательное учреждение?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Есть заочная форма обучения 0 48,7

Есть возможность совмещать учебу с другими видами деятельности (в том числе с работой) 0,1 44,3

Хорошие, квалифицированные преподаватели 28,7 28,6

Здесь хорошее обучение по профессии, которая нравится 34,8 26,4

Высокая репутация, престиж 32,1 25,5

Можно получить высокооплачиваемую профессию 20,6 12,8

Оно бесплатное/доступная оплата 11,3 12,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нетрудно поступить 12,9 12,1

Оно расположено близко к дому 9,0 10,3

В нем учились/учатся родственники, знакомые или их дети 12,7 10,3

Несложно учиться 7,7 10,0

После окончания легко найти работу 8,9 8,6

Хороший контингент учащихся 9,5 7,0

Хорошая ресурсная, техническая (материальная) база 6,9 6,6

У вас были преимущества при поступлении 6,4 6,4

Так посоветовали родители 12,9 6,4

Не удалось поступить в другое учебное заведение 8,3 2,4

Работает кто-то из знакомых, родственников 2,8 2,1

Оно единственное в вашем населенном пункте 1,4 1,0

Есть военная кафедра 2,8 0

Другое 7,1 5,8

Причины выбора вуза среди студентов очной и заочной форм обучения различаются довольно существенно. Среди трех наиболее часто называемых причин совпадает только одна — «хорошие, квалифицированные преподаватели», находящаяся и у тех, и у других студентов на третьем месте. То, что наиболее важно для очных студентов, — хорошее обучение по выбранной профессии и престиж вуза — для заочников гораздо менее значимо на фоне

206

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования...

решающих факторов: наличия заочной формы обучения и возможности совмещать учебу с другими видами деятельности. Помимо этих двух параметров практически все прочие характеристики вузов, в том числе связанные с содержанием обучения и будущей карьерой, для заочных студентов являются менее важными: только легкость обучения, финансовая доступность и территориальная близость для заочников более значимы, чем для студентов очной формы обучения.

Вопрос: «По какой причине вы выбрали заочную форму обучения?» (% от числа ответивших) Студенты заочной формы обучения

Основное время занимает работа 67,9

Нужен только диплом, поэтому неважно, учиться на очной или на заочной форме 11,6

Поступали на очную, но не прошли 9,2

Нет возможности проживать в городе, где находится учебное заведение 8,9

Заранее решили, что не сможете поступить на очную 5,5

Совмещаете обучение в данном учебном заведении с обучением в другом месте 3,2

Затрудняюсь ответить 3,2

Другое 7,2

Среди причин, побудивших студентов выбрать заочную форму обучения, главной является работа, занимающая основное время. Заметное количество студентов (15%) учатся заочно, поскольку либо не поступили на очную форму обучения, либо заранее решили, что не смогут поступить. Почти 12% выбрали заочную форму обучения как более удобный способ получения диплома о высшем образовании, а не самого образования.

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, пользовались ли вы чем-либо из перечисленного в сентябреноябре этого учебного года в данном учебном заведении?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Организованные занятия по «подтягиванию» по предметам 3,0 1,8

Изучение дополнительного иностранного языка 9,8 2,7

Факультативные занятия, курсы по отдельным предметам 9,2 2,7

Кружки, творческие занятия (рисование, музыка, театр и т. д.) 7,6 1,1

Занятия в спортивных секциях 16,9 2,2

207

Статистика и социология образования

Окончание табл.

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, пользовались ли вы чем-либо из перечисленного в сентябреноябре этого учебного года в данном учебном заведении?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Научные кружки, клубы 6,3 1,0

Предоставление времени для работы на компьютере 20,0 8,7

Предоставление времени для работы в Интернете 20,0 8,6

Практика на производстве 9,9 5,2

Пересдача экзамена (зачета) 15,1 20,0

Согласно данным опроса, студенты очной формы обучения значительно более активно пользуются дополнительными образовательными возможностями, которые предоставляют вузы. Это вполне объяснимо: заочную форму выбирают, как правило, те, кто не может посвящать обучению много времени. Кроме того, это может объясняться и тем, что студентам-заочникам вузы предоставляют меньше таких возможностей.

Стоит отметить, что студенты заочной формы обучения в среднем чаще пользуются возможностью пересдачи экзамена или зачета: в течение первого семестра 2011/2012 учебного года 20% заочников и 15% студентов очной формы обучения пересдавали какие-либо дисциплины.

Вопрос: «Живете ли вы сейчас в том же городе, где находится ваше учебное заведение?» (% от числа ответивших) Студенты заочной формы обучения

Вы живете в другом городе и, как правило, не бываете в том городе, где находится ваше учебное заведение 6,7

Вы живете в другом городе и приезжаете сдавать экзамены и/или слушать курсы туда, где находится ваше учебное заведение 33,1

Вы живете в том же городе 60,2

40% студентов, обучающихся заочно, не проживают в городе, в котором находится их вуз; при этом большинство из них периодически приезжают в этот город для посещения лекций или сдачи экзаменов.

208

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования...

ш

Вопрос:«Работали ли вы на платной основе за последние 12 месяцев (или подрабатывали время от времени)?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Да, имел постоянную работу 16,3 74,2

Да, работал временно, по договору и т. д. 17,8 10,2

Да, были разовые заработки, нерегулярные приработки 18,3 4,9

Нет, не было никакой работы 47,6 10,7

Согласно данным опроса, чуть более половины студентов, обучающихся в вузах по очной форме, работают во время обучения, при этом лишь небольшая часть из них (16%) имеет постоянную работу, чаще они работают временно или имеют разовые заработки. Среди студентов заочной формы обучения лишь 10% не работают вообще, а подавляющее большинство (74%) во время обучения в вузе имеют постоянную работу.

Вопрос: «Были ли вы официально оформлены на этой работе (договор, трудовая книжка и т. д.)?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Да 47,4 80,3

Нет 49,3 15,9

Затрудняюсь ответить 3,3 3,8

Лишь около половины студентов-очников, имевших работу, заявили, что работают официально, тогда как студенты заочной формы обучения официально оформляют свои отношения с работодателем в 80% случаев.

Вопрос: «Была ли работа на платной основе связана с той специальностью, которую вы сейчас получаете?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Скорее да 38 46,9

Скорее нет 57 47,4

Затрудняюсь ответить 4,9 5,6

Менее чем у половины работающих студентов вузов работа связана с получаемой специальностью. Среди студентов заочной формы обучения работающих по специальности несколько больше (47% против 38%), однако при том, что заочную форму обучения изначально выбирают в первую очередь для совмещения с работой, эта доля представляется весьма невысокой.

209

Статистика и социология образования

Вопрос: «Как вы думаете, будете ли вы в будущем работать по той специальности, которую сейчас получаете?» (% от числа ответивших) Студенты очной формы обучения Студенты заочной формы обучения

Да, скорее всего, это будет так 52,4 53,5

Может быть, да, может быть, нет 33 29,8

Скорее всего, нет 6,1 6,2

Наверняка нет 2,5 3,2

Вообще не собираюсь работать, буду заниматься домашним хозяйством, семьей 0,2 0,2

Затрудняюсь ответить 5,7 7,1

Несмотря на разные мотивы выбора вуза и существенные различия в социально-демографических характеристиках, студенты очных и заочных отделений единодушны в оценке вероятности того, что они в дальнейшем будут работать по той специальности, которую в данный момент получают в вузе: немногим более половины студентов считают, что это будет так.

Опрос работодателей позволяет оценить их отношение к заочной форме получения высшего профессионального образования.

Вопрос: «При приеме на работу какому из специалистов вы бы отдали предпочтение: тому, у которого в вузе была очная, вечерняя или заочная форма обучения?» (% от числа всех опрошенных) Доля работо- дателей

Очная форма обучения 44,6

Вечерняя форма обучения 2,8

Заочная форма обучения 3,0

Не имеет значения 49,5

Половина работодателей утверждают, что при приеме на работу специалиста с высшим профессиональным образованием они не будут делать различий между формами обучения. Однако 44,6% ответивших считают предпочтительным образование, полученное в результате очного обучения. Таким образом, те, кто обучается на очном отделении вуза, будут иметь некоторое преимущество при трудоустройстве после окончания обучения.

Вопрос: «В 2009-2010 гг. принимало ли ваше предприятие/организация работников, которые на момент приема на работу...» (% от числа всех опрошенных) Доля работо- дателей

... обучались на дневном отделении в вузе, получая второе высшее образование 5,1

... обучались на заочном отделении в вузе, получая второе высшее образование 15,8

... обучались на дневном отделении в вузе, получая первое высшее образование 11,9

210

Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования...

ш

Окончание табл.

Вопрос: «В 2009-2010 гг. принимало ли ваше предприятие/организация работников, которые на момент приема на работу...» (% от числа всех опрошенных) Доля работо- дателей

... обучались на заочном отделении в вузе, получая первое высшее образование 40

... учились в техникумах, профессиональных колледжах 16

... учились в профессиональных лицеях, ПТУ 7,7

Нет, не принимали таких работников 42

Затрудняюсь ответить 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что касается приема на работу студентов, получающих высшее образование в настоящий момент, то тут ситуация иная. Около половины работодателей вообще не принимали на работу студентов. Однако 40% работодателей принимали на работу студентов, получающих первое высшее образование на заочном отделении в вузе, а 16% принимали студентов, получающих заочно второе высшее образование. Студентов, обучающихся в вузах по очной форме, так же как и получающих начальное или среднее профессиональное образование, принимали на работу относительно небольшое число работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.