Е.Г. ЕРОХИН адъюнкт ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации*
Социологическая модель управленческой культуры офицера Вооруженных Сил Российской Федерации
В статье представлена авторская социологическая модель управленческой культуры офицера Вооруженных Сил Российской Федерации, а также дана характеристика и описание ее основных компонентов.
Ключевые слова: управленческая культура, ценностные ориентации, нормы, компетенции, мотивы деятельности.
Erokhin E.G. Sociological model of management culture of the officer in the Armed Forces of the Russian Federation. The article presents the author's sociological model of the managerial culture of the officer in the Armed Forces of the Russian Federation, also characteristic and the description of its main components is given.
Keywords: managerial culture, valuable orientations, norms, competences, motives of activity.
В настоящее время в Российской Федерации (далее РФ) происходит преобразование военного института общества, принимаются в эксплуатацию современные образцы вооружения и военной техники, в том числе новейшие средства связи и управления. Значительную роль в системе управления и принятии управленческих решений стали играть цифровые технологии. Как заявил руководитель оборонного ведомства, открывая расширенное совещание коллегии Министерства обороны, сформированный Национальный центр управления обороной РФ позволил реализовать инновационные подходы и концепции в системе управления военной организацией государства. В частности он сообщил, что с развертыванием Национального центра «мы вышли на сис-
* Ерохин Евгений Григорьевич, e-mail: eegnics@gmail.com
тему управления 5-го поколения. Информационная платформа Национального центра позволила объединить в единую систему межведомственного взаимодействия 158 федеральных и региональных органов власти, 1320 государственных корпораций и предприятий оборонно-промышленного комплекса»1. Данное обстоятельство позволяет говорить о значительном повышении результативности управления военной организацией.
Наряду с этим начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (далее ВС РФ) Валерий Герасимов, подводя итоги проверок, проведенных в ряде органов военного управления, указал на то, что проведение совещаний по два-три раза в день стало нормой для некоторых командиров. Он считает, что причина нарушения регламента служебного времени военнослужащих, привлечения их к работе в ночное время, выходные и праздники заключается в неумении планировать рабочий день и грамотно распределять задачи. Командирам отныне запрещено проводить служебные совещания в ночное время, выходные и праздники, поручено прекратить практику задержания военнослужащих на службе «до убытия руководства», а также исключить их пребывание на рабочих местах во внеслужебное время без острой на то необходимости2.
В целях качественного прорыва в системе управления Вооруженными Силами, наряду с технической революцией и внедрением цифровых технологий, необходимо учитывать возможности, которые содержит управленческая культура офицера ВС РФ. Стремительные изменения в концепции управления требуют от офицера наличия конкретной ценностно-нормативной структуры личности, владение в совершенстве важнейшими профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям системы управления нового поколения и высокой мотивацией к управленческой деятельности. Современный научный подход к военно-социальному управлению не позволяет полагаться лишь на то,
1 Миленин Г. Армия высоких технологий: какими прорывами могут похвастаться российские военные [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/politics/2017/12/22/armiya-vysokikh-tekhnologiy-kakimi-proryvami-mogut-pokhvastatsya-rossiyskie-voennye.html (дата обращения: 25.04.2019).
2 Сафронов И. Валерий Герасимов взялся за расписание // Коммерсантъ. 2018, № 158/П, с. 6.
что созданные согласно нормативным документам и приказам организационно оформленные воинские подразделения, укомплектованные отобранными определенным образом военнослужащими, обеспечат эффективное функционирование Вооруженных Сил, так как порожденная комплексом объективных факторов управленческая культура может оказывать влияние на результативность деятельности военной организации как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.
Под управленческой культурой офицера Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать совокупность ценностей, норм и компетенций офицера, приобретенных в процессе его профессиональной социализации на военной службе, а также мотивов, которые определяют его управленческую деятельность, и способствуют выполнению им функций управления. Управленческая культура представляет собой сложный социокультурный феномен, требующий серьезного социологического анализа, построения социологической модели, которая позволила бы в последующем методологически верно провести конкретное социологическое исследование.
На наш взгляд, феномен «управленческая культура» проявляется на пересечении понятий «культура» и «управление». Механизм формирования управленческой культуры офицера возможно представить следующим образом: культура, как всеобъемлющая категория, искусственная среда, содержащая коллективно разделяемые ценности, язык, убеждения, знания, образцы и нормы поведения, а также предоставляющая возможность удовлетворения потребностей, пронизывает все сферы жизнедеятельности офицера и преломляется через призму выполнения им управленческих функций в воинском подразделении ВС РФ. Поэтому в первую очередь следует остановиться на социологической интерпретации категории «культура».
Так, внимания заслуживает модель культуры, содержащаяся в работах Л.Н. Когана, который вел широкомасштабные социологические исследования культуры в нашей стране в 1960-1990-е гг.1
1 См.: Вишневский Ю.Р., Докторов Б.З., Зборовский Г.Е., Павлов Б.С. Коган Л.Н. Я жил // Социологический журнал, 2018, № 1, т. 24, с. 152-175.
С точки зрения Л.Н. Когана, социологический анализ культуры в общем позволяет выделить три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. Данное деление является весьма условным, так как все блоки тесно взаимосвязаны между собой. Когнитивная составляющая описывает культуру посредством динамически развивающегося множества знаний, навыков и умений, фиксируемых в социальном опыте, прежде всего во всех видах социальной деятельности. Поведенческий блок содержит в себе те нормы, которыми регулируется деятельность. Нормы представляют собой устойчивые требования социальной системы к качеству деятельности и поведению членов общества. Регуляция поведения человека в различных сферах деятельности осуществляется на основе определенных социумом (организацией) норм и правил. Более того, нормативной является вся профессиональная культура, ибо она предъявляет к представителям профессий соответствующие требования. Когнитивный и поведенческий блоки обобщаются праксеологическим блоком. Этот блок регулирует саму деятельность людей. Средством подобного регулирования и самоорганизации выступают непосредственно социальные структуры культуры: образование, наука, право, религия, мораль, искусство1.
По мнению автора, изучение управленческой культуры -это анализ деятельности офицера в системе военно-социального управления, ее побудительных мотивов, содержания и оснований. Источником деятельности офицера, в частности управленческой, выступают его потребности. Диспозиция потребностей организует действия офицера в определенную структуру, ориентированную на достижение целей или задач, и включает в себя высшие социальные потребности, в том числе в самореализации, самоутверждении, развитии, творчестве и т.д., а также социальные потребности низшего порядка2.
Далее следует сказать о некоторых тезисах, предложенных А.Г. Здравомысловым в его работе «Потребности. Интересы. Ценности». Он утверждает, что социальные потреб-
1 Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992, с. 9-11.
2 Парсон Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. М., 2018, с. 315-317, 342.
ности, будучи сопряженными с характером функционирования таких основных социальных институтов, как государство, армия, семья, культура, образование и т. д., преобразуются в интересы. Интересы непосредственно стимулируют социальное поведение групп и отдельных индивидов. Они представляют собой более сложные и многогранные феномены, так как направлены не на предмет удовлетворения потребности, а на те социальные институты, организации и отношения, в прямой зависимости от которых находится распределение благ и ценностей, обеспечивающих удовлетворение потребности.
Изучение интересов, с точки зрения Здравомыслова, следует применять для описания фундамента, на котором формируются культурные ценности. Потому как собственно круг интересов формирует социальную структуру общества. Если мы допускаем тот факт, что ценности в социуме представляют собой большое значение и непреложный смысл тех или иных духовных и материальных благ, то из этого следует, что смысл и значение придаются неким «вещам» соотносительно интересов социальных групп. В этом случае интересы приобретают свою завершенность через некоторые символические формы, «которые действуют уже в качестве непосредственных побудителей деятельности, в качестве мотивов»1. Интересы, следовательно, проявляются в различной совокупности практических мотивов деятельности.
В рамках анализа управленческой культуры офицера прежде всего следует изучать определенный вид деятельности, т.е. управленческий. У военных социологов в первую очередь будет вызывать интерес проблема влияния этого типа деятельности на процесс развития личности офицера. Однако даже самой полезной деятельностью личность может заниматься в силу внешних, крайне предосудительных причин - стремление приобрести те или иные социальные льготы и гарантии; ее могут побуждать к действиям тщеславные и эгоистичные мотивы, карьеристские побуждения. В этом случае деятельность оказывается для личности достаточно внешней, вызывает у нее безразличие и оказывается лишь средством для достижения эгоистичных или меркантильных целей. Поэтому следует еще раз уточнить
1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986, с. 80.
высказанную выше мысль и отметить, что важно анализировать не только саму деятельность, ее содержание и оказываемое ею влияние, но и мотивы, побуждающие заниматься именно этой деятельностью.
Так, по мнению автора, социологическую модель управленческой культуры офицера ВС РФ операционально возможно представить как единство трех компонентов: ценностно-нормативного, компетентностного и мотивационного (См.: Рис. 1).
Ценностно-нормативный компонент
Ценностные ориентации:
- терминальные (ценности-цели);
- инструментальные (ценности-средства). Нормы:
- правовые нормы;
- организационные нормы;
- этические нормы;
- технические нормы;
- коммуникативные нормы. Значимость функций управления.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА
Компет ентност ный компонент
Управленческие компетенции
офицера:
-лидерство;
- стратегическое мышление;
- принятие управленческих решений;
- персональная эффективность;
- командное взаимодействие;
- гибкость и готовность к изменениям. Компетенция профессионального самосовершенствования. Ин формационная компетенция.
Мотивационный компонент
Мотивы выбора профессии.
Мотивы трудовой деятельности.
Мотивы выбора места службы.
Рис. 1. Модель управленческой культуры офицера ВС РФ В основу ценностно-нормативного компонента заложена диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова, в частности положение о том,
что ценностные ориентации, образуя высший уровень дис-позиционной концепции, регулируют целостность поведения или собственно деятельность личности1.
Ценностные ориентации представляют собой определяющий элемент управленческой культуры, ее ядро. Само понятие «ценность» олицетворяет некое одобряемое и разделяемое большинством свойство определенных явлений социальной действительности, которое способствует осмыслению социальной, исторической, личностной и других видов значимости того или иного социального феномена для офицера. На основе ценностей формируются ценностные ориентации офицера, представляющие результат акта оценки, через принятие (не принятие) определенных ценностей и их последующая интернализация личностью офицера. Ценностные ориентации направляют социальную деятельность и связаны с возможностью выбора вариантов деятельности и общения.
Ценностные ориентации воплощаются в поведении и в деятельности офицера через нормативную систему. Нормы - должностные предписания, лежащие в основе управленческой деятельности офицера. Они предписывают правила и эталоны поведения офицера в сфере военного управления2. Их можно классифицировать следующим образом.
1. Правовые нормы. Они отражены в государственно-правовых нормативных актах (устанавливают место и пределы участия офицера в системе общественных отношений). Заключаются в правах и обязанностях военнослужащего, а также в функциональных обязанностях по должности и по званию.
2. Организационные нормы. Правила, которые легитимируют структурно-функциональную модель организации, характер деятельности штатных подразделений, а также их командиров (начальников). Правила внутреннего распорядка и другие общепринятые нормы организационного плана.
3. Этические нормы. Это определенный свод правил,
1 См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. / Рук. проекта В.А. Ядов. М., 2013.
2 См.: Веремчук В.И., Барановский М.В. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2015, № 3(7), с. 104-110.
которые определяют поведение офицера при взаимодействии с другими военнослужащими, и существующие в связи с этим традиции, ритуалы, символы, идеалы. Также этические нормы поведения представляют собой регуляторы отношений между личностью и властью, отношение к военной службе и защите Отечества, профессиональной и управленческой деятельности.
4. Технические нормы. Если нормы социального характера упорядочивают взаимоотношения непосредственно между военнослужащими, то технические нормы упорядочивают поведение военнослужащих при использовании вооружения и военной техники и представляют собой правила их целесообразной эксплуатации.
5. Коммуникативные нормы. Правила речевого общения, принятые в организации, определяющие типы речевого поведения участников коммуникативного акта в различных ситуациях. Они определяются ситуацией общения и требуют стилистически верного и уместного употребления слов и выражений, обеспечивающих полное соответствие коммуникативным целям и задачам, а также точность, понятность и чистоту речи.
Основанием для выделения компетентностного компонента управленческой культуры офицера послужил компетентность^ подход. Он предполагает не просто наличие у офицера системы полученных знаний, умений и навыков, но и готовность и способность успешно действовать в конкретной профессиональной ситуации, способность эффективно применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность офицера непосредственно связана с исполнением обязанностей военной службы. Военная служба, в свою очередь, представляет особый вид государственной службы1, что дает нам право применять в социологическом исследовании классификацию и индикаторы, разработанные для методического инструментария по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2) Министерством труда и социальной защиты РФ. Таким обра-
1 См.: О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 18.03.2019).
зом, в структуре управленческой культуры офицера выделяются следующие управленческие компетенции: лидерство, стратегическое мышление, принятие управленческих решений, персональная эффективность, командное взаимодействие, гибкость и готовность к изменениям1. Под управленческими компетенциями офицера автор понимает совокупность теоретических знаний, практического опыта и управленческих умений, позволяющих офицеру эффективно и результативно исполнять должностные обязанности, а также качественно решать конкретные задачи для достижения определенных результатов.
Компетентностный компонент также включает в себя блок, изучающий компетенцию профессионального самосовершенствования (управление собой и своей карьерой) и столь необходимую в условиях цифровизации системы управления информационную компетенцию.
Компетенция профессионального самосовершенствования - это совокупность теоретических знаний, практического опыта и умений офицера, позволяющих ему осваивать способы профессионального и интеллектуального саморазвития для управления своими сильными сторонами при объективной оценке карьерных притязаний. Карьерные притязания офицера автор определяет как стремление офицера к достижению должности той степени сложности, на которую он считает себя способным и которая отражает желаемый уровень самооценки в отношении его профессионального развития.
Информационная компетенция - это совокупность теоретических знаний, практического опыта и умений, позволяющих офицеру организовывать информацию для принятия управленческого решения. Информационная компетенция раскрывается через владение информационными технологиями.
Теоретическим обоснованием для выделения мотива-ционного компонента в структуре управленческой культуры офицера послужили положения, выдвинутые Л.Н. Коганом и А.Г. Здравомысловым, о которых говорилось в начале настоя-
1 См.: Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы. М., 2017. Версия 3.2.
щей статьи. Подтверждение этому мы находим в диспозицион-ной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Именно он высказывался о том, что систему взаимосвязи среди различных элементов диспозиционной структуры и ситуацией поведения необходимо анализировать собственно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное регулирование поведения личности1.
Мотивация складывается из разнообразных слоев и наслоений, которые в итоге образуют пласты, сопряженные с различными социально-личностными феноменами. Автор статьи разделяет эти пласты, основываясь на теории мотивации трудовой деятельности Е.П. Ильина, и предлагает сгруппировать их в мотивы выбора профессии, мотивы трудовой деятельности офицера, мотивы выбора места службы2.
Изучение мотивов выбора профессии - достаточно важный и необходимый процесс, так как выбор профессии в конечном счете во многом определяет удовлетворенность офицера качеством своей жизни. Мотивы трудовой деятельности выступают теми побудительными причинами, которые стимулируют офицера-командира подразделения проходить военную службу и заниматься управленческим трудом. Мотивы выбора места службы дают возможность социологу понять субъективную оценку офицера альтернативы выбора места службы, а также соответствие его возможностей, интересов и притязаний занимаемой должности.
Разработанная социологическая модель управленческой культуры офицера ВС РФ позволит получить объективные данные о состоянии этого феномена, разработать на их основе рекомендации и предложения органам военного управления. Подготовленные рекомендации помогут в дальнейшем развивать и совершенствовать управленческую культуру офицера и выступят основанием для формирования инновационной управленческой культуры, соответствующей реалиям современности и отвечающей требованиям новейших систем управления.
1 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности... , с. 46.
2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006, с. 270-276.