де и спорте / С.А. Косилов, Г.Г. Саноян // Теория и практика физической культуры. -1971. - № 6. - С. 46-52.
11. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломоы. - М. : Педагогика, 1992. - 295 с.
12. Мальковская, Т.М. Физическая культура в вузе и ее основные содержательные аспекты : учебное пособие / Т.М. Мальковская. - Самара : Изд-во СамИИТ, 1999.
- 97 с.
13. Ненвиков, А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений / А.М. Ненвиков. - М. : Высшая школа, 1986. - 288 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн ; под ред. Е.В. Шорохова. - М. : Педагогика, 1979. - 485 с.
15. Руднева, Т.И. Педагогика профессионализма / Т.И. Руднева. - Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та, 2002.- 157 с.
16. Садовский, В.А. Методика системного подхода в обучении профессионально-прикладной физической культуре специалистов железнодорожного транспорта / В.А. Садовский. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточ. гос. ун-та путей сообщения, 2004.
- 111 с.
17. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология /
B.В. Сериков. - Волгоград : Педагогика, 1994. - 152 с.
18. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое образование) / Л.Ф. Спирин. - М. : Знание, 1997. - 74 с.
19. Суходольский, Г.В. инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности : дис. ... д-ра психол. наук / Суходольский Г.В. - Л., 1982. -407 с.
20. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф. Талызина,
Н.П. Печенюк, Л.Б. Хохловский. - Сартов : Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1987. - 175 с.
21. Тюленков, С.Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах /
C.Ю. Тюленков, С.Н. Зуев, Л.М. Крылова // Теория и практика физической культуры.
- 2002. - № 5. - С. 50-52.
22. Чуприкова. Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) / Н.И. Чуприкова. - М. : МПСИ. - Изд-во НПО «МОДЕК», Воронеж, 2003. - 320 с.
23. Якимовская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якимовская. - М. : Сентябрь. 2000. - 31 с.
Контактная информация: [email protected] УДК 378.02:372.8 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Галина Николаевна Слепцова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
г. Якутск
Аннотация
Формирование социокультурной компетентности происходит в рамках социокультурного подхода в обучении иностранным языкам. В статье рассмотрены некоторые пути реализации социокультурного подхода в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе.
Ключевые слова: социокультурный подход, социокультурная компетентность, меж-культурное общение, социокультурное образование.
SOCIOCULTURAL APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN NON
LANGUAGE UNIVERSITY Galina Nikolayevna Sleptsova, the senior teacher,
Northeast Federal University named after M.K.Ammosov
Yakutsk
Annotation
Formation of sociocultural competence takes place within the limits of the sociocultural approach to teaching foreign languages. The article considers some ways of realization of the sociocultural approach to training foreign languages in non language universities.
Keywords: social cultural approach, sociocultural competence, intercultural dialogue, sociocultural education.
Новый социальный заказ общества обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации и формировать личность, готовую к межнациональному общению, нашел свое отражение в культурной политике Совета Европы и в концепциях межкультурного, социокультурного обучения иностранным языкам [1]. Практика общения с иностранцами показала, что знание иностранного языка не исключает непонимания, потому что нужны еще знания особенностей культуры и практические навыки в межкультурном общении.
Для этого знание иностранного языка должно быть дополнено знанием особенностей культуры, наличием практическим навыков и умений в поведении. Нам представляется возможным решение данной проблемы с позиций социокультурного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. На основе диалоговой концепции культур М.М. Бахтина и В.С. Библера В.В. Сафонова разработала социокультурный подход в обучении иностранным языкам. "Социокультурный подход - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только наука, искусство, система образования и другие духовнотворческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура и т.п. , акцент делается не на привычной мысли, что состояние культуры определяется экономикой, а культурное развитие человека - образом жизни, а на том, что в современную эпоху именно культурные факторы в значительной мере определяют и экономический потенциал общества, и стабильность политической системы, а также экологическую и демографическую ситуацию и т.д." [2]
К основным положениям социокультурного подхода к обучению иностранным языкам В.В. Сафонова относит следующие:
1. Предполагается предварительное изучение социокультурного контекста использования неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде.
2. Требуется "глобализация", гуманизация, экологизация и культуроведческая социологизация содержания языкового образования.
3. Социокультурное образование - обязательный компонент языковой подготовки в 21 веке. Необходимо развитие самосознания обучаемого как культурноисторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик, и его роли как субъекта диалога культур, общекультурных и коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство межкультурного общения, потребностей в социокультурном освоении мира, развитие многоязычия и мно-гокультурности.
4. Результат социокультурного образования - социокультурная компетенция, обеспечивающая возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в усло-
виях межкультурного общения и способы их устранения, социокультурного познания стран и народов, социокультурного самообразования в любых других сферах.
5. Базой для социокультурного образования средствами иностранного языка является страноведчески маркированное страноведение. Иностранный язык - средство общения, инструмент познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран изучаемого языка.
6. Используется система проблемных социокультурных заданий: познавательно-поисковые, познавательно-исследовательские задачи, коммуникативные и коммуникативно-познавательные ролевые игры, познавательно-исследовательские учебные проекты, учебные дискуссии. Следует обращать внимание на социокультурную непредвзятость, степень коммуникативной и социокультурной сложности.
7. Предполагается опора на дидактически ориентированный социологический анализ языковой среды обучения и изучения иностранного языка, социокультурных особенностей языков и культур, диапазона общественных функций изучаемых иностранный язык в конкретной среде проживания, социокультурных и коммуникативных потребностей обучаемых, уровня социокультурного образования [3].
Таким образом, результатом социокультурного образования является социокультурная компетенция, успешное формирование которой возможно при использовании социокультурного подхода.
Данное предположение получило экспериментальное подтверждение при обучении иностранному языку на факультете педагогики начального обучения СевероВосточного федерального университета. Общее количество испытуемых, принявших участие в эксперименте, составило 98 человек, студентов I и II курсов отделения педагогики начального обучения (экспериментальная группа) и инженернопедагогического отделения (контрольная группа) (ЭГ- 52, КГ-46).
Обучающий эксперимент проводился в рамках преподавания предмета "Практический курс английского языка" среди студентов 1 и 2 курсов ФПНО и КТО. Таким образом, эксперимент входил естественным компонентом в учебный процесс.
Формирование социокультурной компетентности осуществлялось в популяризации культуры родной республики, России, Англии, ознакомление с их традициями, обычаями, традициями, праздниками, организации разнообразной воспитательной и внеаудиторной деятельности студентов по приобщению к английской культуре, традициям и обычаям. Технология развития социокультурной компетентности студентов заключалась в применении интерактивных методов обучения: ролевая игра, деловая игра, "круглый стол", при таких организационных формах как парная, групповая работа. Посредством парной или групповой работы на занятиях создавались реальные или приближенные к реальным условиям иноязычного общения ситуации. Были разработаны методические приемы обучения типичным формам речевого поведения таких, как составление диалогов, моделированных этикетных ситуаций, что помогло студентам изучить ситуацию и войти в нее на основе тех правил, которые приняты в данном культурном сообществе. Успешному формированию социокультурной компетентности в значительной степени способствует формирование культурологическог минимума. Нами рассмотрены:
- формулы речевого этикета;
- пословицы, поговорки, афоризмы;
- стихи, песни, романсы;
- легенды, сказки, рассказы.
Для поддержания мотивации и интереса к изучению английского языка и культуры упор делался на внеаудиторную и воспитательную работу. Участие на ежегодном межфакультетском конкурсе "Моя специальность", проведение научно-практических конференций, недели иностранного языка, участие в грантовых программах "Ко11;Ь2Ко11;Ь", участие в олимпиадах, фонетик-шоу, встречи с носителями языка, выполнение творческих заданий вызвали огромный интерес. Таким образом, мы рас-
смотрели некоторые пути реализации социокультурного подхода в обучении иностранному языку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Латыпова, Л.Р. К вопросу об использовании ролевых игр при обучении иностранному языку на начальном этапе // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и общие вопросы языкового образования : материалы региональной научно-практической конференции. - Бирск, 2008. - С. 142.
2. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Сафонова В.В. - М., 1993. - 56 с.
3. Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. - М. : Еврошкола, 1998.
- С. 63.
Контактная информация: platonova [email protected]
УДК 796.062.4:001.8 СИСТЕМНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ
Николай Гурьевич Соколов, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Аннотация
В статье рассматривается новый подход к поиску путей повышения эффективности подготовки, организации и проведения соревнований, а также разработана система критериев и методика оценки управленческой спортивной деятельности. В исследовании представлена методика оценки эффективности организации и проведения студенческих соревнований по баскетболу, а также выведен коэффициент эффективности организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований, что позволяет представить общую картину управленческой деятельности спортивной организации.
Ключевые слова: системно-дифференцированный подход; результат соревнований; качество проведения соревнований; многофакторность спортивной деятельности; коэффициент эффективности организации и проведения соревнований.
SYSTEM-DIFFERENTIATED APPROACH AND DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF EFFICIENCY ESTIMATION FOR THE ORGANIZATION AND HOLDING THE STUDENT'S BASKETBALL COMPETITIONS
Nikolay Gurevich Sokolov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The St.-Petersburg State Engineering and Economic University
Annotation
The article presents a new approach to searching the ways of increase of efficiency of preparation, organization and holding the competitions, and also the system of criteria and estimation methodology of administrative sports activity have been developed. The research shows the estimation methodology for the efficiency of the organization and holding the student's basketball competitions, and also the effectiveness ratio of the organization and holding the sports events and competitions that allows to present an overall picture of administrative activity of the sports organization has been deduced.
Keywords: system-differentiated approach, result of competitions, quality of holding the competitions, multifactor in sports activity, effectiveness ratio of the organization and holding the competitions.
Понятие оценки требуется обычно в двух значениях - атрибутивном и процессуальном. В первом значении она выступает как мера соответствия определенным критериям, стандарту, эталону, норме. Во втором, процессуальном смысле, оценка -