ности оценивания стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности. Данная закономерность проявляется также при исследовании ассоциативных семантических универсалий в виде увеличения частоты встречаемости функциональных признаков в универсалиях специалистов с более высоким стажем работы. Это позволяет нам говорить о возможности экстраполяции положения В. П. Серкина о функциональном генезе значения в практической деятельности [3] на деятельность профессиональную, рассматривая функциональный генез значения профессионально значимых стимулов как аспект профессионального развития образа мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтина, Н. Н. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны : дис. ... канд. психол. наук / Бахтина Н.Н. ; Московский гос. ун-т. - М., 2004. - 150 с.
2. Гаранина, О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика : дис. ... канд. психол. наук / Гаранина О.А. -Магадан, 2006. - 160 с.
3. Серкин, В. П. Функциональный генез значения в практической деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Серкин В.П. ; Московский гос. ун-т. - М., 1988 - 141 с.
4. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В. П. Серкин. - М. : Пчела, 2008. - 384 с.
5. Шиман, В. А. Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками : дис... канд. психол. наук / Шиман В.А. - Хабаровск, 2005. - 242 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.02
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Галина Николаевна Слепцова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
г. Якутск
Аннотация
В условиях модернизации образования одной из важнейших задач преподавателя иностранного языка становится формирование социокультурной компетентности студента. Раскрыта сущность понятия "социокультурная компетентность". Показана опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетентности студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, межкультурная коммуникация, коммуникативная сфера личности.
PROBLEM OF FORMATION OF THE SOCIOCULTURAL COMPETENCE AMONG NON- LANGUAGE FACULTIES STUDENTS DURING THE FOREIGN LANGUAGES STUDYING PROCESS Galina Nikolayevna Sleptsova, the senior teacher,
Northeast Federal University named after M.K.Ammosov
Yakutsk
Annotation
In the condition of modern educational system the main task of foreign language teacher is formation of the sociocultural competence of a student. The article gives such definition as "sociocultural competence". The experimental work on formation of sociocultural competence among students
of pedagogical profile is shown in the article.
Keywords: sociocultural competence, intercultural communication, communicative sphere of personality.
В настоящее время в связи c расширением межкультурных контактов и развитием международных связей возрастает роль иностранного языка, из учебного предмета он превратился в средство достижения профессиональной компетентности и развития личности. Современная высшая школа должна обеспечить личности возможность активного "вхождения" в социокультурное пространство на правах компетентного и творческого представителя. Особая роль в реализации идеи социокультурной адаптации принадлежит иностранным языкам, с помощью которых и осуществляется непосредственный и опосредованный "диалог культур" - иностранной и родной - ставший одним из основных положений современной концепции образования.
Культура диалогична по своей природе. Обоснованию этого посвящены работы
[1].
Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает многообразие и неоднозначность трактовки понятия "социокультурная компетентность", что отражает сложность феномена. До сих пор нет точного определения понятия "социокультурная компетентность", мало того, существуют различные точки зрения по поводу самого термина. Г.А. Воробьев отмечает, что "социокультурная компетентность является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям" [2; 30]. По мнению Р.П. Мильруда, социокультурная компетенция относится к деятельностному компоненту коммуникативной компетенции [3]. Как считает В.В. Сафонова, "именно в терминах социокультурной компетенции целесообразно осуществлять дидактическое описание задач социокультурного образования средствами иностранного языка". [4; 17]
Мы понимаем под социокультурной компетентностью владение совокупностью знаний, умений и качеств, необходимых для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях, с учетом культурных и социальных норм коммуникативного поведения. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых вузов реализуется средствами иностранного языка с использованием системы проблемных социокультурных заданий: познавательно-поисковых, познавательноисследовательских задач, коммуникативных и коммуникативно-познавательных ролевых игр, познавательно-исследовательских учебных проектов, учебных дискуссий.
Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку (на материале изучения английского языка и культуры) проводилась с 2006 по 2010 годы на базе педагогического института (кафедра педагогики начального обучения - экспериментальная группа (ЭГ) и кафедра компьютерных технологий обучения (КГ)) ГОУ ВПО СевероВосточного федерального университета и включала три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный). Экспериментом были охвачены 98 студентов, в том числе 52 (ЭГ) и 46 (КГ).
На констатирующем этапе с помощью комплекса диагностических процедур определялся исходный уровень сформированности социокультурной компетентности студентов педагогического института в соответствии с разработанным критериальноуровневым комплексом, проведена диагностика индивидуально-психологических особенностей, личностных интересов обучаемых, выявлены мотивы изучения иностранного языка как к учебному предмету, определены основные направления, содержание и педагогические условия реализации теоретической модели. В ходе диагностической работы применялись такие методы исследования, как тестирование, наблюдение, опросы, интервьюирование, определение уровня интереса к английскому языку, беседа со студентами, анкетирование с целью определения ведущих мотивов, побуждающих студентов изучать английский язык, методы статистической обработки результатов исследования.
Выявленные мотивы изучения английского языка показали, что в среднем 34,6% студентов ЭГ и 39,1% КГ изучают английский язык, так как он имеется в учебной программе, коммуникативный мотив имеют 11,5% ЭГ, 6,5% КГ, познавательный мотив составляет 7,7% в ЭГ, 4,3% в КГ, 3,8% студентов ЭГ и 13% КГ изучают английский язык для карьеры и будущей профессии, с учебой связанный мотив у 42,3% в ЭГ и у 36,9% студентов в КГ. Проведенное исследование позволяет утверждать, что почти одна треть участников эксперимента изучают английский язык только из-за того, что дисциплина имеется в учебной программе. Как показал анализ, иностранный язык интересен 21,2% студентам (ЭГ) и 13 % (КГ), наибольший интерес вызывают у студентов специальные предметы в соответствии с факультетом (67,3% ЭГ и 84,8% КГ).
При оценке когнитивного аспекта социокультурной компетентности основным диагностическим инструментом, выявляющим уровень социокультурных знаний студентов стали разработанные нами тестовые задания. Объектами контроля выступали знания социокультурных стереотипов вербального и невербального поведения, страноведческие знания, релевантные для общения, знания об укладе жизни народа - носителя языка, умения анализа, сравнения социокультурных явлений родной и иностранной культуры.
Анализ результатов тестирования в области социокультурных знаний показал низкий уровень информированности. Только часть студентов (21,2% ЭГ и 19,6% КГ) проявила отрывочные, бессистемные знания лишь о географическом положении страны, некоторых праздниках и традициях англичан. 78,8% ЭГ и 80,4% КГ относятся к низкому уровню.
Как профессионально-важное качество педагога рассматривается эмпатия. Эмпатия - готовность понимать состояние учеников, сопереживать, умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности, способность проникать в его внутренний мир, является неотъемлемой чертой педагога.
Для исследования уровня эмпатии студентов педагогических специальностей применялась методика диагностики уровня эмпатических способностей, разработанная И.М. Юсуповым - опросник "Оценка способности педагога к эмпатии"
Результаты исследования показали, что 20 студентов (38,5%) (ЭГ) и 22 студента (42,3%) (КГ) имеют нормальный уровень эмпатии; 24 студента (46,1%) (ЭГ) и 19 студентов (36,5%) (КГ)- низкий уровень эмпатии. Высокий уровень эмпатии был зафиксирован у 5 (9,6%) в (ЭГ) и у 3 студентов (6,5%) в (КГ) и очень высоким уровнем эмпатии обладают 3 студентов (5,7%) в (ЭГ) 2 студента (4,3 %)в (КГ).
Анализ деятельностного аспекта социокультурной компетентности показал, что у большинства студентов социокультурные умения и навыки не были сформированы, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур отсутствовал. Студенты не знали, не соблюдали социальные нормы и правила, принятые в социокультурном обществе. Лишь у некоторых студентов наблюдаются такие умения, как выявление страноведческой и лингвострановедческой информации, подбирать некоторые этикетные формулы речи.
В ходе опытно-экспериментальной работы на мотивационно-побудительном этапе по результатам первичной диагностики выявлено, что 71,2% ЭГ и 69,6% КГ имеют низкий уровень; 28,8% ЭГ и 30,4% КГ имеют средний уровень сформированно-сти социокультурной компетентности и ни один студент как в ЭГ, так и в КГ не относится к высокому уровню.
На формирующем этапе проведена целенаправленная опытноэкспериментальная работа по организации процесса формирования социокультурной компетентности на занятиях по иностранному языку в экспериментальных группах на основе разработанной модели, в контрольных группах - по традиционной методике.
Спроектированная технология поэтапного формирования социокультурной компетентности студентов представляла собой систему последовательно реализуемых на трех этапах (мотивационно-побудительном, аналитико-синтетическом, реализую-
ще-контрольном) форм, методов, приемов и средств. На каждом этапе цель технологии дифференцировалась на отдельные задачи.
Основной задачей на мотивационно-побудительном этапе явилось формирование фоновых знаний и умений студентов. Постижение иноязычной культуры носит познавательный характер. Студенты приобрели знания по географии страны изучаемого языка, этикетных норм речи, вербальных и невербальных средств общения, способов выражения отношений, чувств, типичных для повседневного общения на английском языке; заложены основы понятий национального поведения, характера, стереотипа носителей языка в рамках учебных тем.
Главной задачей аналитико-синтетического этапа стало формирование социокультурной грамотности студентов. На данном этапе студенты приобщаются к иноязычной культуре с акцентом на духовно-нравственные общечеловеческие ценности, заложенные в этнических, культурных традициях и обычаях любого народа. Это этап продуктивного освоения социокультурной новизны, проникновения в культуру страны изучаемого языка, формирования своей интеркультурной позиции применительно к конкретным ситуациям, сопоставительного анализа различных культур.
Ведущей задачей реализующе-контрольного этапа стало формирование социокультурной компетентности студентов. На завершающем этапе происходит формирование духовно-нравственной личности в контексте подготовки к межкультурной коммуникации.
На этом этапе основной упор делался на профессиональную деятельность, студенты узнали об особенностях профессиональной деятельности учителя и воспитания детей.
Студенты получили навыки и умения организовать свое речевое поведение в соответствии с ситуативной нормой, социально-культурным и профессиональным контекстом.
Параллельно с учебной работой студенты принимали активное участие во внеаудиторной работе, которая включает в себя недели иностранных языков, межфакуль-тетские конкурсы "Моя специальность", научно-практические конференции, гранты, обменную программу "Ког^КоГЬ".
Для реализации модели формирования социокультурной компетентности студентов использованы такие формы и методы работы, как: ролевая игра, интервьюирование, разработка и презентация проектов, участие с докладом на конференциях, реферирование, работа с видеоматериалами, дискуссия, организация мини-конференций. Большая часть методов, применяемых в технологии, усложнялась от этапа к этапу.
Динамика процесса отслеживалась на основе специально разработанного оценочно-уровневого комплекса, реализация которого осуществлялась посредством текущего, промежуточного, итогового контроля и анализа результатов. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике формирования социокультурной компетентности студентов педагогических специальностей.
Сравнивая свои знания, навыки и умения на завершающем этапе по сравнению с начальным этапом, все 100% обучаемых отметили, что ощущают большой прогресс в формировании социокультурной компетентости. Студенты научились соблюдать социальные нормы и правила, принятые в социокультурном обществе.
Анализ проделанной работы позволил нам сделать следующий вывод в целом по итогам деятельности по формированию социокультурной компетентности личности студентов:
Педагогический процесс, построенный на основе интеграции идей социокультурного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов, в соответствии с разработанной авторской моделью и реализованный через специальную технологию позволяет эффективно формировать у студентов социокультурную компетентность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библер, В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. - 1988. - № 6. - С. 31-43.
2. Воробьев, Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 30-35.
3. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7. - С. 31-35.
4. Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. - С. 17-22.
Контактная информация: [email protected] УДК 796
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Амалбек Казыбаевич Тшанов, кандидат технических наук, директор, Колледж спорта Республики Казахстан, г. Алматы
Аннотация
В статье рассмотрены общие вопросы развития теории физической культуры. Проанализированы определенные кризисные вопросы в подготовке специалистов по физическому воспитанию и предложен ряд рекомендаций по их преодолению.
Ключевые слова: подготовка специалистов по физическому воспитанию, кризис в образовании.
SOCIALIZATION OF THE PERSON OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND THE HUMANISTIC APPROACH IN FORMATION
Amalbek Kazybaevich Tshanov, the candidate of technical science, director,
College of sports of Republic Kazakhstan,
Almaty
Annotation
In article the general questions of development of the theory of physical training are considered. Certain crisis questions in preparation of experts in physical training are analyzed and a number of recommendations about their overcoming are offered.
Keywords: preparation of experts in physical training, crisis in formation.
Теория обучения двигательному действию должна стать педагогической теорией, в центре внимания которой будут стоять не биологический организм, не система безличных психофизиологических механизмов, а личность в единстве социального и природного, духовного и телесного. Двигательное действие в этой теории должно рассматриваться лишь как элемент, одна из сторон деятельно-практического диалога данного человека и выступать в качестве полноценного средства самореализации личности в целом. Если теория «двигательного действия» должна быть, по сути, своей теорией «человеческого поступка», то теория подготовки специалистов по физической культуре и спорту должна быть теорией обучения, обучать «человеческому поступку», организовывать межличностные отношения. И практика, построенная на основе такой теории, на всех уровнях ее организации должна учить умениям работать с человеком, познавать человека, открывать ему тайны самосовершенствования и саморазвития средствами физической культуры.
Анализ причин, порождающих эти издержки, приводит к мысли о том, что их первопричиной является отсутствие у преподавателей современного профессионального мышления. Именно оно отражает те инвариантные характеристики мышления