Научная статья на тему 'Социокультурный подход в методике преподавания иностранного языка в техническом вузе'

Социокультурный подход в методике преподавания иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOCULTURAL APPROACH / COMPETENCE / SOCIOCULTURAL ASPECT / SOCIOCULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишеня Виктория Юрьевна

в данной статье рассматривается важность социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в техническом вузе, успешное формирование которой возможно при использовании социокультурного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный подход в методике преподавания иностранного языка в техническом вузе»

Социокультурный подход в методике преподавания иностранного языка в техническом вузе Шишеня В.Ю.

Шишеня Виктория Юрьевна /Shishenya Victoria Yurievna - преподаватель, кафедра лингвистического образования Южный федеральный университет, г. Таганрог

Аннотация: в данной статье рассматривается важность социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в техническом вузе, успешное формирование которой возможно при использовании социокультурного подхода.

Abstract: in this article we consider importance of sociocultural competence at lessons of a foreign language in a technical institute. Forming of that competence can be successfully achieved using sociocultural approach.

Ключевые слова: социокультурный подход, компетенция, социокультурный аспект, социокультурное образование.

Key words: sociocultural approach, competence, sociocultural aspect, sociocultural education.

Новый социальный заказ общества обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации и формировать личность, готовую к межнациональному общению, нашел свое отражение в культурной политике Совета Европы и в концепциях межкультурного, социокультурного обучения иностранным языкам. Практика общения с иностранцами показала, что знание иностранного языка не исключает непонимания, потому что нужны еще знания особенностей культуры и практические навыки в межкультурном общении [1, 142].

Для этого знание иностранного языка должно быть дополнено знанием особенностей культуры, наличием практических умений и навыков в поведении.

Согласно словарю русского языка, компетенция - это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен. Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире. Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной [2, 122].

Социокультурный подход наиболее наглядно демонстрирует процесс межкультурного взаимодействия, поскольку связан не только с понятиями общей или национальной культуры, но и с обычаями социальной сферы, стереотипами повседневной жизни. Игнорирование социокультурного аспекта коммуникации в процессе обучения приводит к появлению ошибок, основные категории которых выделяются на уровне социокультурных фоновых знаний, речевого поведения коммуникантов и культуры речи.

Использование социокультурного подхода в языковом образовании позволяет по-новому, более глубоко и значимо раскрыть все составляющие понятия уровня функциональной социокультурной грамотности. Социокультурная компетенция может быть достигнута и за счет других дисциплин, а такие источники социокультурной информации, как литература, средства массовой информации, Интернет, фильмы, могут служить существенным дополнением при развитии социокультурной компетенции.

На основе диалоговой концепции культур М.М. Бахтина и В.С. Библера В.В. Сафонова разработали социокультурный подход в обучении иностранным языкам. Социокультурный подход - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только наука, искусство, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры [3, 56].

К основным положениям социокультурного подхода к обучению иностранным языкам В.В. Сафонова относит следующие:

1. Предполагается предварительное изучение социокультурного контекста использования неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде.

2. Требуется «глобализация», гуманизация, экологизация и культуроведческая социологизация содержания языкового образования.

3. Социокультурное образование - обязательный компонент языковой подготовки в 21 веке. Необходимо развитие самосознания обучаемого как культурно-исторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик, и его роли как субъекта диалога культур, общекультурных и коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство межкультурного общения, потребностей в социокультурном освоении мира, развитие многоязычия и многокультурности.

4. Результат социокультурного образования - социокультурная компетенция, обеспечивающая возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения, социокультурного познания стран и народов, социокультурного самообразования в любых других сферах.

5. Базой для социокультурного образования средствами иностранного языка является страноведчески маркированное страноведение. Иностранный язык - средство общения, инструмент познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран изучаемого языка.

6. Используется система проблемных социокультурных заданий: познавательно-поисковые, познавательно-исследовательские задачи, коммуникативные и коммуникативно-познавательные ролевые игры, познавательно-исследовательские учебные проекты, учебные дискуссии. Следует обращать внимание на социокультурную непредвзятость, степень коммуникативной и социокультурной сложности.

7. Предполагается опора на дидактически ориентированный социологический анализ языковой среды обучения и изучения иностранного языка, социокультурных особенностей языков и культур, диапазона общественных функций изучаемых иностранный язык в конкретной среде проживания, социокультурных и коммуникативных потребностей обучаемых, уровня социокультурного образования [4, 63].

Таким образом, результатом социокультурного образования является социокультурная компетенция, успешное формирование которой возможно при использовании социокультурного подхода.

Литература

1. Латыпова Л.Р. К вопросу об использовании ролевых игр при обучении иностранному языку на начальном этапе // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и общие вопросы языкового образования: материалы региональной научно-практической конференции. Бирск, 2008. С. 142.

2. Зубов Е.Г. Социокультурная компетенция // Сб. ст. 2-й межвузовской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество 2004». Омск, 2004. С. 122

3. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сафонова В.В. М.: 1993. С. 56.

4. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. М.: Еврошкола, 1998. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.