Научная статья на тему 'Развитие социокультурной компетенции школьников на уроках немецкого языка'

Развитие социокультурной компетенции школьников на уроках немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД / ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕТОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / SOCIOCULTURAL APPROACH / COMMUNICATIVE METHOD / LINGUISTIC-SOCIOCULTURAL METHOD / INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Мария Александровна

В статье раскрывается суть понятия "социокультурная компетенция", основные компоненты, составляющие ее структуру, а также значение и роль в процессе обучения иностранным языкам. Проанализированы современные методы и средства, использующиеся на уроках немецкого языка, способствующие развитию социокультурной компетенции. Использование результатов исследования в деятельности педагогов школы будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и обеспечит дальнейшее совершенствование методики обучения иностранным языкам в рамках социокультурного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столярова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the sociocultural competence of schoolchildren in German lessons

The article reveals the conceptual essence of "sociocultural competence", the main components that make up its structure, as well as the significance and role in the learning process of foreign languages. The modern methods and means used in the lessons of the German language, contributing to the development of socio-cultural competence are analyzed. The use of research results in the activities of teachers at the schools will help to increase the effectiveness of the educational process and will ensure the further improvement of the methodology of teaching foreign languages in the framework of the sociocultural approach.

Текст научной работы на тему «Развитие социокультурной компетенции школьников на уроках немецкого языка»

Литература:

1. Бабиева H.A. Перспективы использования виртуальной образовательной среды Moodle в обучении информатике будущих специалистов биб-лиотечно-информационной деятельности // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 201 б. - №1 (5). - С. 129-130.

2. Бобунова A.C. Воспитательные возможности и функции виртуальной образовательной среды Moodle в условиях иноязычного образования школьников // Kant. - 2017. - №3(24). - С. 19-24.

3. Глазырина Е.В. Использование системы дистанционного обучения "Moodle" при формировании профессиональных компетенций обучающихся // Концепт.-2015.-Т. 36.-С. 141-145.

4. Ощепкова Я.О., Клушкина В.Р. Кластерный анализ потенциала возобновляемых источников энергии в Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс] / Я.О. Ощепкова, В. Р. Клушкина // Науковедение. - 2014. - №5. - С. 1-19.

DEVELOPMENT OF THE SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN IN GERMAN LESSONS Stolyarova Maria Alexandrovna, student, Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University, Tyumen

The article reveals the conceptual essence of "sociocultural competence", the main components that make up its structure, as well as the significance and role in the learning process of foreign languages. The modern methods and means used in the lessons of the German language, contributing to the development of socio-cultural competence are analyzed. The use of research results in the activities of teachers at the schools will help to increase the effectiveness of the educational process and will ensure the further improvement of the methodology of teaching foreign languages in the framework of the sociocultural approach.

Keywords: socio-cultural competence; sociocultural approach; communicative method; linguistic-sociocultural method;

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬ ТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

В статье раскрывается суть понятия "социокультурная компетенция", основные компоненты, составляющие ее структуру, а также значение и роль в процессе обучения иностранным языкам. Проанализированы современные методы и средства, использующиеся на уроках немецкого языка, способствующие развитию социокультурной компетенции. Использование результатов исследования в деятельности педагогов школы будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и обеспечит дальнейшее совершенствование методики обучения иностранным языкам в рамках социокультурного подхода.

Ключевые слова: социокультурная компетенция; социокультурный подход; коммуникативный метод; лингвосоциокультурный метод; интерактивные методы.

interactive methods.

УДК 372.881.111.22 ВАК РФ 13.00.02

© Столярова М.А., 2017

СТОЛЯРОВА Мария Александровна, студентка, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень тагуакирппа@гатЫег. г и

Развитие языковых контактов и увеличение интереса к ситуации билингвизма стало закономерным процессом в современном глобализирующемся мире. По разным оценкам, до 50% людей на Земле сегодня являются билингвами. Владение иностранным языком на письменном и разговорном уровнях давно является необходимой составляющей личной и профессиональной жизни многих людей, обусловливая интерес исследователей различных отраслей знаний к методике обучения иностранным языкам в рамках школьной программы и к поиску способов ее оптимизации.

ФГОС среднего общего образования требует от выпускников школ в результатах освоения курса иностранного языка владения знаниями о социокультурной иноязычной специфике, умения строить соответствующее речевое и неречевое поведение, а также способности выделять общее и различное в культуре родной страны и страны изучаемого языка. С 2020 года будет введен обязательный единый государственный экзамен по иностранному языку.

Немецкий язык является достаточно сложным для изучения, тем не менее, все больше школьников выбирают его как второй иност-

ранный язык. В условиях постоянного роста числа школьников, обучающихся немецкому языку, актуализировался поиск эффективных методик преподавания немецкого языка, учитывающих нововведения современной образовательной системы, а также условия образовательной среды для обеспечения качественного обучения.

Для полноценного овладения иностранным языком недостаточно базовыхтеоретичес-ких знаний и умений. Это связано с тем, что большое социальное значение в современном обществе имеет взаимное проникновение и влияние разных культур друг на друга. Успех человека в таком поликультурном мире без сомнений зависит от способности эффективно взаимодействовать с людьми разнообразных национальностей, культурной и этнической принадлежности, а также правильного выбора стратегии поведения в сложных, в т. ч. конфликтных ситуациях.

Все это обусловливает потребность в воспитании духовно развитой и креативно мыслящей личности учащегося, которая обладает лингвистическими и лингвокультурными знаниями, а также навыками бесконфликтного общения с иностранцами. Таким образом, становится понятной острая необходимость формирования и развития социокультурной компетенции учащихся как средства межкультурной взаимосвязи, чего и требует современная система образования.

Исследуемая проблема разрабатывается в рамках таких дисциплин, как лингвистика, социолингвистика, социальная психология, психолингвистика, педагогика. В частности, исследованию феномена социокультурного образования посвящены многочисленные труды отечественных ученых, в т. ч. Г.В. Елизаровой, И.А. Зимней, Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, E.H. Солововой, П.В. Сысоева и др.

По определению Г.В. Елизаровой, социокультурная компетенция - это "комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях,традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его" [1]. По мнению E.H. Соловова, социокультурная компетенция представляет собой "знание истории и современности иноязычной страны,нацио-нально-культурной специфики речевого поведения и способность пользоваться теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка" [б].

В отличие от вышеуказанных авторов И.А. Зимняя представляет наиболее целостную структуру социокультурной компетенции, которая и будет положена в основу настоящей статьи. Согласно Зимней, в структуру социокультурной компетенции входят: социально-психологический (знание национальной специфики, социально-культурных моделей поведения представителей страны изучаемого языка), культурологический (знание социокультурных и историко-культурных особенностей страны изучаемого языка) и лингвострановед-ческий компоненты (правильное использование культурной семантики, лексических единиц, языковых особенностей иностранного языка) [2].

Проблема развития социокультурной компетенции у школьников до сих пор остается до конца не изученной. Возникает необходимость внесения изменений в содержание методов и приемов, а также выбора основного подхода в обучении иностранным языкам.

Существует мнение, что школьники познают мир, таким образом, именно использование социокультурного подхода в процессе обучения способствует развитию таких личностных качеств, какактивность, внимательность, вежливость, коммуникабельность, наблюдательность, непредвзятость, толерантность [5]. П.В. Сысоев считает, что социокультурный подход является комплексным и преследует развивающие, воспитательные и образовательные цели, направленные на развитие интеллектуальных, познавательных, языковых способностей учащихся и т.д. [7].

Согласно социокультурному подходу, обучение иностранному языку должно включать изучение элементов культуры иноязычной страны или предметов быта, национальной атрибутики для более полной картины жизненного уклада иностранной культуры, а также изучение культурных проявлений, таких как народные привычки, вкусовые предпочтения и др.

В рамках социокультурного подхода нам удалось разработать эффективную методику развития социокультурной компетенции у школьников на уроках немецкого языка. Фундаментальная основа нашей методики включает в себя коммуникативный метод, лингво-социокультурный метод, а также интегрирует образовательные возможности нескольких интерактивных методов обучения иностранному языку, таких как: метод проектов, кейс-метод, метод ролевых игр.

Все перечисленные методы, по мнению не только отечественных, но и зарубежных уче-

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

*

114

ных, лингвистов являются наиболее действенными в процессе обучения иностранному языку, цель которого - развитие социокультурной компетенции учащихся. Рассмотрим их более подробно.

Коммуникативный метод, по мнению Е.И. Пассова, учитывает индивидуальные способности и особенности, актуальные потребности учеников, тем самым, мотивируя их на качественную и целенаправленную коммуникацию [3]. Кроме того, так становится возможным практическое овладение иностранной речью, иноязычным общением и, как следствие, развитие социокультурной компетенции. Данный метод обучения нацелен на создание речевой задачи в любом упражнении, что способствует к установлению речевого партнерства в процессе иноязычного общения.

Данный метод выражается в процессе обучения иностранным языкам с помощью следующих практических приемов:

- коммуникативные задания - совместное решение коммуникативных задач в воображаемой ситуации, во время дискуссий; выражение личного мнения и представления по предложенной теме и др.;

- проблемные задания - создание различных проблемных ситуаций на уроке для отработки учащимися принятого в стране изучаемого языка речевого поведения; социокультурные комментарии, использование культурно-значимых лексических единиц и др.;

- рефлексивные задания - задания на эмпа-тическое слушание, ранжирование информации, ассоциативное развертывание, ценностный анализ продуктов культуры, осмысление реальных ситуаций и др.

Л ингвосоциокультурный метод способствует овладению навыками беспрепятственного ориентирования в иностранной культуре, истории, национальных особенностях обычаях и т. д. Он вобрал в себя грамматическую и лексическую языковые структуры и объединил их с социокультурным компонентом. Данный метод нацелен на изучение иностранного языка как средства выражения социальной культуры, истории, традиций, жизненных условий, менталитет, мировоззрения его носителей.

Лингвосоциокультурный метод включил в себя следующие приемы: смыслоактуализиру-ющие задания - задания на восприятие и интерпретацию информации, восполнение "информационного пробела", овладение новыми социокультурными знаниями, анализ текстов, извлечение и переработка культурно-значи-

мой информации и др.; организация и проведение внеклассных мероприятий на тему этнического, национального и культурного разнообразия; знакомство учащихся с разновидностями вербального и невербального поведения представителей разных культур и т.д.

Интерактивные методы обучения,такие как: кейс-метод, метод проектов, метод ролевых игр, дают преподавателю возможность творчески подойти к процессу. Использование интерактивных методов в работе педагога способствует повышению интереса учащихся к предмету, уровня мотивации и, как следствие, оптимального усвоения, закрепления изучаемого на уроке материала. В условиях широкого распространения информационно-коммуникационных технологий данные методы преподавания обрели огромную популярность, так как в процессе обучения иностранному языку широко используются компьютеры, веб-серверы, сайты, онлайн-ресурсы, телевизионные программы и многое другое.

Т.А. Прищепа определяет кейс как описание реальной ситуации, направленной на обучение анализу информации, выявление проблем, поиска возможных решений и т.д., а также выделяет несколько разновидностей кейсов: практические (содержат реальные жизненные ситуации), обучающие (направлены исключительно на обучение), научно-исследовательские (научно-исследовательская деятельность) [4].

Содержательная основа кейса может варьироваться в зависимости оттемы урока и цели преподавателя. Обучение иностранным языкам с применением кейс-метода в развитии социокультурной компетенции может быть активным и интересным, преподаватель, однако, должен уметь грамотно составить кейс, в соответствии с целями и задачами урока.

Кроме того, стоит отметить проектный метод в процессе развития социокультурной компетенции учащихся на уроках немецкого языка. Создание проектов с иллюстрациями на интересную социокультурную тему помогает ученикам глубже проникнуть в культуру иноязычной страны, обогатить свои знания нестандартными фактами и т. д.

Метод ролевых игр также находит широкое применение в современных школах на уроках иностранного языка. Его суть заключена в создании педагогом тематической ситуации проблемной направленности. Учащиеся распределяются по определенным ролям и затем разыгрывают, обсуждают предложенную ситуацию с точки зрения своей роли.

Реализация предложенной методики обучения немецкому языку в рамках социокультурного подхода должна носить системный характер. Необходимо соблюдать определенные принципы работы для повышения качества обучения школьников: аутентичность используемых материалов, наглядность, ситуативно-тематическая организация обучения, коммуникативная направленность, социокультурная направленность и др.

Все вышеперечисленные приемы способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся, так как отвечают требованиям составляющих ее структурных компонентов. Повышению эффективности работы на уроках немецкого языка могут способствовать следующие средства:

- работа с текстами: актуальные, аутентичные, тематические, художественные, лингвос-трановедческие и другие тексты для чтения;

- использование аудиоматериалов социокультурного характера: аудиотексты, радио в режиме онлайн. Это дает положительный результат на любом уровне владения иностранным языком и является источником социокультурной информации о стране изучаемого языка (популярные в Германии радиостанции: "1 live", "Fritz FM", "WDR 2" и др.);

- современные обучающие и познавательные видео уроки, иллюстративные материалы (интернет-портал https://www.youtube.com и ДР-);

- использование интернет-ресурсов, обеспечивающих освоение социокультурной информационной среды (http://www. study-german.ru, http://www.de-online.ru и др.).

Вышеперечисленные средства повышают интерес учащихся к предмету, дают положительную мотивацию к процессу обучения, способствуют прочному усвоению приобретенных умений и навыков. Использование

преподавателем во время урока рассмотренных нами методов приемов и средств обучения иностранному языку дает возможность учащимся получить необходимые лингвистические и экстралингвистические знания, а также отработать их на практике, овладеть умениями успешного межкультурного общения и моделями поведения в различных речевых ситуациях, получить бесценный опыт осуществления коммуникативной деятельности и реализации социокультурной компетенции.

Показателем эффективности считается высокий уровень развития социокультурной компетенции учащихся: овладение соответствующими знаниями; проявление социокультурной компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных речевых ситуациях; появление интереса к иностранной культуре и менталитету ее представителей; способность и готовность к межкультурному диалогу.

Примечания:

1. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. - СПб.: Тригон, 1998. -С. 25-31.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/ 0505.htm (дата обращения: 18.10.2017).

3. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам. - Воронеж : Интерлингва, 2002. - № 22. - С. 36.

4. Прищепа, Т.А. Кейс - метод, кейс - технология. URL: http: // www.openclass.ru / node / 284481 (дата обращения: 20.09.2016).

5. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике. - М. : Ев-рошкола, 1998. - С. 27-35.

6. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2003. - 237 с.

7. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. - М. : Иностранные языки в школе, 2001. - №4. - С. 12-17.

THE ORGANIZATION AND CONTENT OF MONITORING THE SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF STUDENTS IN REMOTE

AREAS OF THE ALTAI TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Surnina Marina Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate professor

Chuesheva Natalia Alexeevna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor

Mgelskay Natalia Vasilievna, Senior Professor

Altai State Pedagogical University, Barnaul

The article describes the main institutional and substantive aspects of monitoring the special educational needs of students living in remote areas of the Altai territory of the Russian Federation. Specifics of this process taking into account regional peculiarities.

Keywords: special educational needs; students with disabilities; monitoring; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.