УДК 37.016:811
Гальцева Юлия Викторовна
студентка магистратуры факультета иностранных языков
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: galtzevajulya@,yandex. ru
ИНОЯЗЫЧНАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Yuliya V. Galtseva
Student of Master's Program of Foreign Languages Faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University
24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: galtzevajulya@yandex. ru
FOREIGN MASS CULTURE AS MEANS OF IMPROVEMENT OF PUPILS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE
Аннотация. В статье проанализирован процесс развития социокультурной компетенции посредством использования иноязычной массовой культуры в процессе обучения иностранному языку. Определены параметры отбора произведений массовой культуры для использования на уроках иностранного языка в школе. Приведены примеры использования произведений иноязычной массовой культуры в рамках конкретного УМК.
Ключевые слова: обучение иностранному языку в школе; социокультурная компетенция; методика развития социокультурной компетенции; массовая культура.
Abstract. The article is devoted to the improvement of sociocultural competence by means of foreign mass culture while learning a foreign language at school. There are criteria for choosing mass culture products to use at school lessons of foreign language. There are also examples how to use mass culture products as extra materials for a particular coursebook.
Key words: teaching foreign languages at school; sociocultural competence; methods of rising sociocultural awareness; mass culture.
Современное общество стремится воспитывать человека с гуманистическим мышлением, разделяющего общечеловеческие ценности. Изучение иностранного языка в свою очередь является средством развития
© Гальцева Ю.В., 2015
практических умений взаимодействия с представителями других культур, коммуникативных качеств личности, гибкости мышления и толерантности.
Чтобы эффективно изучать иностранный язык и свободно владеть им, необходимо иметь представление об особенностях менталитета носителей языка. Все это обусловливает необходимость формирования и развития социокультурной компетенции.
Социокультурная компетенция является неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования социокультурная компетенция определяется как «приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [6].
Социокультурная компетенция - это не только знания о культурных особенностях страны изучаемого языка, но и практические навыки и умения строить свое речевое и неречевое поведение, понимать и адекватно интерпретировать культурные ценности и факты в ситуациях иноязычного общения.
Социокультурная компетенция формируется в первую очередь через овладение культурой носителей языка. На сегодняшний день благодаря развитию средств телекоммуникации и мирового информационного пространства на первое место по доступности и актуальности выходят глобальные медиаресурсы и произведения массовой культуры (видеоматериалы, аудиоматериалы, графические изображения, инфографика, тексты электронных СМИ, блоги и социальные сети и т.д.).
Массовая культура - культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий [5].
Массовая культура стандартизирована, космополитична, доступна широким массам (потребители массовой культуры - это аудитория телеканалов, интернет-ресурсов, национальных периодических изданий, стадионов, глобальных брендов и т.д.). Главным предназначением массовой культуры является заполнение текущего досуга людей, поэтому ее произведения просты для понимания, актуальны и носят развлекательный характер. Массовая культура удовлетворяет потребности, отражает волнующие вопросы, проблемы и ожидания широких слоев общества. Восприятие массовой культуры не требует специальных знаний от человека, однако массовая культура отнюдь не сводится к примитивности или вульгарности (так называемая «кич-культура»). Многие произведения массовой культуры популяризуют идеи и элементы элитарной культуры («мид-культура») и несут в себе уникальное содержание, смысл и эстетическую ценность («арт-культура»).
К продуктам массовой культуры можно отнести следующие направления:
1) массовая литература;
2) популярная музыка;
3) массовый кинематограф;
4) Интернет (новостные ленты, блоги, видеоблоги, обучающие порталы, страницы социальных сетей и т.д.);
5) СМИ и медиаресурсы (телерепортажи, документальные фильмы, статьи, блоги и т.д.);
6) продукты индустрии развлечений (компьютерные игры, ТВ-шоу, спортивные зрелища и т.д.);
7) реклама и культура потребления;
8) массовая мода и прикладной дизайн.
Для того чтобы быть использованными на уроках иностранного языка и успешно формировать социокультурную компетенцию, произведения иноязычной массовой культуры должны иметь следующие характеристики:
1) аутентичность используемых материалов;
2) информационная насыщенность;
3) новизна и актуальность информации для адресата;
4) учет интересов и увлечений учащихся;
5) соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого иностранного языка;
6) доступность для понимания (соответствие уровню владения иностранным языком и интеллектуальному уровню обучающихся);
7) организация отобранных материалов в соответствии с принципами тематичности и нарастания сложности.
С одной стороны, благодаря распространению по Всемирной паутине и процессам глобализации массовая культура является интернациональным явлением. С другой стороны, любое произведение культуры изначально несет на себе отпечаток менталитета его автора. Более того, преобладающая часть произведений мировой массовой культуры является англоязычной и даже «американизированной». На сегодняшний день использование на уроках английского языка произведений англоязычной массовой культуры, по мнению автора данной статьи, представляется весьма доступным средством формирования социокультурной компетенции.
Итак, произведения массовой культуры - это близкий и понятный учащимся аутентичный материал, использование которого на уроках сделает процесс обучения более интересным и «живым» и повысит уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка. «Для успешного овладения языковой практикой и преодоления межнациональных барьеров необходима интеграция в массовую культуру страны изучаемого языка» [4].
Рассмотрим массовую культуру в контексте обучения иностранному языку в школе. Предложенные в статье задания с использованием произведений иноязычной массовой культуры были разработаны на основе УМК «New Millennium English» для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Задание «Dear Mr. President»
Задание можно использовать как введение в тему уроков 3-4 «Fighting for Life» четвертого раздела учебника. Цель задания: учащиеся должны знать, какие социально-экономические проблемы существуют в западном обществе, и уметь сравнивать их с российской действительностью. Используемое произведение массовой культуры - песня «Dear Mr. President» (авторы: Alicia B. Moore (Pink), Billy Mann).
Перед прослушиванием песни, с целью снятия трудностей понимания лексических единиц, классу предлагается объяснить по-английски значение следующих выражений: take a walk, pretend, homeless, pray for the night, walk with a head held high, left behind, sit in cell, pave the road to hell, come a long way, wage, cardboard box.
Далее учащиеся объединяются в небольшие группы. Прослушав песню в первый раз, они должны в группе обсудить ее настроение (описать каким-либо словом) и тему; клише: «I think the song is .... It is about...». Группы обмениваются мнениями.
Перед повторным прослушиванием учащимся выдается текст песни, на основе которого класс должен проверить правильность своих ответов.
Затем учитель организует обсуждение в группах или всем классом по следующим вопросам:
1. What is the main theme or idea of the song? Which words and phrases help you to understand it?
2. The song was written in 2006 by American singer Pink. Who was the president of the U.S. at that time?
3. Does the singer believe that Mr. President can understand her? Why?
4. What problems in American society are mentioned there?
5. What social problems are there in Russia?
В качестве домашнего задания ученики должны письменно ответить на вопрос «What can you personally do to help poor people?» в формате эссе или составив план-список действий.
Задание «Family Life»
Задание может быть выполнено в течение или после изучения пятого раздела учебника «Family Issues». Цель задания: учащиеся должны иметь представление о жизни обычной американской семьи и уметь сопоставлять ее с жизнью российских семей. Используемое произведение массовой культуры -художественный фильм «Отрочество» (Boyhood, 2014), реж. Ричард Линклейтер.
Накануне урока учащимся предлагается в качестве домашнего задания посмотреть фильм «Отрочество» дома на английском языке с английскими субтитрами: «You will watch some episodes from the movie «Boyhood» (2014). This film is about the growing-up of a child from ordinary American family. Shot intermittently from 2002 to 2013, «Boyhood» shows the childhood and adolescence of Mason Evans from ages six to eighteen as he grows up in Texas with divorced parents. Watch the movie and be ready to answer the questions».
На уроке учитель организует дискуссию о просмотренном фильме по следующим вопросам:
1. Describe Mason's family. How many people are there? What are their names?
2. What is their typical day? What do they do?
3. Is the family happy? Do they have any problems?
4. What family values do these people have?
5. Was it interesting for you to watch about the growing-up of Mason? Why?
После обсуждения всех вопросов в качестве домашнего задания
учащимся предлагается написать эссе на тему «Typical Russian family», в котором они должны не только описать обычную российскую семью, но и сравнить ее с семьей главных героев фильма.
Задание «Best Apps for Education»
После изучения уроков 5-6 «Computerised Education» восьмого раздела предлагается выполнить данное задание, цель которого - обсудить применение новых технологий в обучении. В задании используется медиа-ресурс USA Today (URL: http://www.usatoday.com/story/tech/2015/07/20/back-school-best-study-apps/30299531/).
В начале урока учитель предлагает классу следующий вопрос для обсуждения: «What gadgets and applications can we use for study?». Затем учащиеся смотрят видеорепортаж USA Today о наиболее популярных среди студентов Университета Южной Калифорнии мобильных приложениях для учебы. Во время просмотра ученики должны найти ответ на вопрос: «What apps do students at the University of Southern California consider «must-have» to study?».
Далее для самопроверки ответов и более детального понимания информации ученики под руководством учителя читают и переводят текст веб-статьи, сопровождающей видеорепортаж. Работа с текстом завершается ответами на следующие вопросы:
1. Do you agree with the quote from the article that «there should be a way to put all of this into a mobile device»? Prove your point of view.
2. Have you already used some apps for study?
3. Which apps seem necessary for you? Which of them would you like to use?
Why?
Ответы могут быть даны как в устной, так и в письменной форме.
Отвечая на предложенные вопросы, учащиеся проводят рефлексию затронутой темы.
Итак, развитие социокультурной компетенции школьников будет осуществляться более успешно, если:
- на уроках иностранного языка в качестве источника актуальной информации об иноязычном обществе использовать произведения соответствующей массовой культуры;
- в процессе изучения произведений иноязычной массовой культуры извлекать их них элементы глобальной культуры, производить сравнение с соответствующими явлениями родной культуры;
- использовать произведения иноязычной массовой культуры для развития социальной интеграции учащихся, коммуникативных навыков, толерантности и открытости.
Список литературы
1. Лазебникова А.Ю. Программа курса «Массовая культура». 10-11 классы. - М.: Русское слово - РС, 2005. - 24 с.
2. Лукьянова Л.А. О функционально-содержательной основе формирования.
3. Массовая культура [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html.
4. Савичев С.С. Формирование коммуникативной компетентности студентов посредством массовой культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Н. Новгород, 2010.
5. Социокультурные иноязычные компетенции старшеклассников [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Апрель 2014, ART 2194. - СПб., 2014.
- URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2194.htm.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). - М., 2012.
7. Яруллина Р.Г., Яруллин Д.В. Использование современного информационно-развлекательного медийного пространства в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Университетского округа НИУ ВШЭ. В 2 кн. Кн. 2.
- Пермь: НИУ ВШЭ, 2013. - С. 185-188.