Научная статья на тему 'Социокультурный кризис современности и его отражение в массовой культуре'

Социокультурный кризис современности и его отражение в массовой культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
883
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / КРИЗИС / CRISIS / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURA / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ / MASS COMMUNICATION AND INFORMATIO / КИЧ-КУЛЬТУРА / МИДЛ-КУЛЬТУРА / MIDDLE-CULTURE / АРТ-КУЛЬТУРА / ПСЕВДОЦЕННОСТИ / PSEUDO-VALUES / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / НРАВСТВЕН НОСТЬ / АКСИО ЛОГИЯ / ДУ ХОВНОСТЬ / SOCIO-CULTURA / KITCH CULTURE / ART CULTURE / MORALITY / AXIOLOGY / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юданова Мария Васильевна

На данный момент массовая культура проникла во все сферы жизни общества и сформировала своё единое семиотическое пространство. Феномены массы и человека массы, появившиеся в начале XX столетия, открыли новое проблемное поле для исследователей культуры, философов и социологов. Псевдоценности массовой культуры все же слишком опасны и разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через её наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Трансформационное воздействие в аксиологической сфере необходимо производить изнутри массовой культуры с помощью литературы, музыки, живописи и других видов искусства. Эта трансформация не должна быть насильственной и поучительной. Для повышения духовности в массовой культуре необходимо повышать духовность конкретных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL CRISIS OF MODERNITY AND ITS REFLECTION IN MASS CULTURE

At the moment the mass culture has penetrated into all spheres of life of the society and formed his unique semiotic space. The phenomena of mass and human mass, appeared in the early twentieth century, discovered a new problem field for culture researchers, philosophers and sociologists. Pseudo-values of mass culture still too dangerous and destructive for the individual and society. Therefore, it is necessary that the ideological transformation of the mass culture through its content more lofty ideas, socially significant subjects and aesthetically perfect images. Transformational impact of the axiological of the candidates for a degree, you must make the inside of mass culture through literature, music, painting and other art forms. This transformation should not be violent and instructive. To increase spirituality in mass culture need to increase the spirituality of specific works.

Текст научной работы на тему «Социокультурный кризис современности и его отражение в массовой культуре»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Со цио куль турный кризис со временности

И ЕГО ОТРАЖЕ НИЕ В МАССО ВОЙ КУЛЬ ТУРЕ

УДК 130.2

М. В. Юданова

Московский государственный университет культуры и искусств

На данный момент массовая культура проникла во все сферы жизни общества и сформировала своё единое семиотическое пространство. Феномены массы и человека массы, появившиеся в начале XX столетия, открыли новое проблемное поле для исследователей культуры, философов и социологов.

Псевдоценности массовой культуры все же слишком опасны и разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через её наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Трансформационное воздействие в аксиологической сфере необходимо производить изнутри массовой культуры с помощью литературы, музыки, живописи и других видов искусства. Эта трансформация не должна быть насильственной и поучительной. Для повышения духовности в массовой культуре необходимо повышать духовность конкретных произведений.

Ключевые слова: социокультурный, кризис, массовая культура, средства массовой коммуникации и информации, кич-культура, мидл-культура, арт-культура, псевдоценности, идеология, нравственность, аксиология, духовность.

M . V. Yud anova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

SOCIO-CULTURAL CRISIS OF MODERNITY AND ITS REFLECTION IN MASS CULTURE

At the moment the mass culture has penetrated into all spheres of life of the society and formed his unique semiotic space. The phenomena of mass and human mass, appeared in the early twentieth century, discovered a new problem field for culture researchers, philosophers and sociologists. Pseudo-values of mass culture still too dangerous and destructive for the individual and society. Therefore, it is necessary that the ideological transformation of the mass culture through its content more lofty ideas, socially significant subjects and aesthetically perfect images. Transformational impact of the axiological of the candidates for a degree, you must make the inside of mass culture through literature, music, painting and other art forms. This transformation should not be violent and instructive. To increase spirituality in mass culture need to increase the spirituality of specific works.

Keywords: socio-cultura, crisis, mass cultura, mass communication and informatio, kitch culture, middle-culture, art culture, pseudo-values, ideology, morality, axiology, spirituality.

ЮДАНОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА — кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств

8б YUDANOVA MARIYA VASIL'EVNA — Ph.D. (Cultural Studies), senior teacher of the Department of

Theory of culture, ethics and aesthetics, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: mary1975@yandex.ru © Юданова М. В., 2014

^ Теория и история культуры

Ф

Сегодня «социальные структуры во всем мире подверглись переплавке и мутируют. Впереди нас ждут Мак Деревни, мозг планеты Гея и полный хаос. Да здравствует Их Величество Науки-и-Техника! Этот король покорил, наконец, целый мир, хотя его платье к настоящему моменту стало куда более прозрачным. В некогда благородном костюме Прогресса появились прорехи, через которые молено наблюдать гораздо более приземлённые амбиции хозяина» [3, с. 11], — горько иронизирует Э. Дэвис в начале своего исследования, посвящённого параллельному анализу истории техники и истории мисти ки.

Столь иронич ное изречение, при ве дён ное нами, как нам кажется, недалеко от истины. На всей планете пытается утвердиться информационная фаза, разрушающая базовые основы прежних сообществ; человек находится в промежутке: между органической и синтетической жизнью, между реальным и виртуальным мирами, между локальными и глобальными потоками информации, товаров, капиталов, трудовых ресурсов, между элитарной и массовой культурой и т.п.

Большинство обывателей называют массовой культу рой тот вид культур ной продукции, который производится ежедневно в больших количествах. Предполагается, что независимо от национальности, страны проживания и возраста массовую культуру потребляют все люди. Средства массовой коммуникации и информации ежечасно транслируют эту культуру повседневной жизни по всем каналам. Таким образом, массовая культура стала одним из наиболее яр ких про яв лений совре мен ного социального бытия и цивилизации в целом. Но, не смот ря на оби лие пуб ли ка ций о массовой культу ре, её фе номен на дан ный момент является малоосмысленным с точки зрения социальной философии, психологии, культурологии и других гуманитарных наук. Здесь возникает много вопросов, так как нет чёткой систематизации фактов, порождающих массовую культуру, и нет чёткого

определения терминов «массовая культура» (масскультура), «популярная культура» (поп-культура). Соответственно, противопоставление «массовая культура — элитарная (высокая) культура» тоже является не совсем верным, так как понятие «массовая культура» — это не только оценочная эстетическая категория, расслоение культур на «культуру для всех» и «культуру для избранных» существовало всегда, начиная с архаических времён. Например, шаманы составляли культурную элиту, выходящую за пределы общеплеменной культуры.

Массовая культура (в современном понимании) — это образ жизни индустриального и информационного (постиндустриального) общества, нуждающийся в воспроизводстве специфического типа сознания, позволяющий человеку ориентироваться в стандартных ситуациях массового общества. Как отмечает в своём исследовании О. Биричев-ская, «массовая культу ра — про бле ма в первую очередь социальная и антропологическая, "по ту сторону" эстетического — на стыке экономики, политики, искусства, конкретных социальных технологий и морали... что исторически ограничивает данный тип культуры, связанный с определёнными технологиями производства, тиражирования и потребления культурных артефактов» [2, с. 12].

Предпосылки такого явления, как «массовая культура», появились, по мнению Х. Ор-теги-и-Гассета, ещё в конце XIX — начале XX века, так как именно с этим временем исследователь связывает появление феномена массы, а соответственно, и массового общества, наделённого своей культурой.

Феномены массы и человека массы, появившиеся в начале XX столетия, открыли новое про блем ное по ле для ис сле до вате лей культу ры, фи ло со фов и социо логов. Эти вопросы ставили в своих работах такие учёные, как Н . Бердяев, С. Франк, Г. Ле-бон, З. Фрейд, Г. Тард, Э. Фромм, Г. Маркузе, О. Шпенглер, А. Тойнби, Р. Вагнер, Х. Орте-га-и-Гассет, Т. Адорно, К. Теплиц, А. Я. Фли-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

ер, Д. Белл и другие.

Опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, мы полагаем, что явление массовой культуры — это существенное изменение культуры в целом. Культура изменяется под воздействием развития средств массовой информации и коммуникации, индустриально-коммерческого типа производства и распределения стандартизированных духовных благ. При относительной демократизации культуры и повышении уровня образованности масс парадоксальным образом происходит постоянное снижение духовных запросов.

Если говорить о самых ранних формах про яв ле ния мас совой культу ры, то сле дует отметить появление в середине XIX века де тективного жанра, который в начале ХХ века завоевал огромную популярность, не снижающуюся до сих пор. В конце XIX века появляются произведения, получившие впоследствии названия «индустрия грёз», «сердечная пресса» и т.п. Эта литература публиковалась еженедельными СМИ, а сейчас в огромных количествах выходит в мягкой обложке в серии «Любовный роман». Ещё одной формой массовой культуры стали комиксы, появившиеся в США в конце XIX века. Этот жанр из начально пред назначался детям, но постепенно завоевал и взрослую аудиторию.

Стре ми тель ное по яв ле ние дру гих форм мас со вой культу ры мож но от не сти к се редине ХХ века, когда эта культура становится то тальной и экс пансив ной.

На сегодняшний момент массовая культура проникла во все сферы жизни общества, где и сформировала своё единое семиотическое пространство. А. Я. Флиер предложил наиболее точную классификацию сфер влия ния и про яв ле ния мас со вой культу ры. Он выделяет девять сфер:

1) индустрия «субкультуры детства»;

2) массовая общеобразовательная школа;

3) система национальной (государственной) идеологии;

4) массовые политические движения;

5) массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных дуа-листичных оппозиций;

6) индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, про фессиональный спорт, струк туры по проведению организованного развлекательного досу га и т.п.;

7) индустрия оздоровительного досуга;

8) система организации, стимулирования и управ ле ния по тре би тель ским спро сом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство и т.п.);

9) разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности [9, с. 138].

Из классификации А. Я. Флиера мы видим, что массовая культура — явление далеко не однородное. Но для самых различных проявлений культуры характерен общий ряд черт:

• массовая культура создаётся для масс, а не является творением массы;

• продукты массовой культуры всегда носят коммерческий характер, массовая культу ра не ау тен тич на, не может воз ник нуть органически. По словам Э. Тоффлера [7], малая семья, обучение фабричного типа и гигантские корпорации в совокупности стали определяющими социальными учреждениями всех обществ индустриальной фазы. Даже в искусстве этого периода можно найти принципы, типичные для фабричного производства, где ценностные аспекты смещаются в сторону материальных благ. Например, большинство музыкантов, писателей, художников работают не для какого-то покровителя, как это было принято в аграрную и средневековую фазы, когда помимо материального благополучия процесс творчества приносил духовное удовлетворение, теперь их творчество напрямую зависит

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

от популярности, которая, в свою очередь, влияет на прода жи их творений. (Примером служит история музыки. В конце XVIII — нача ле XIX ве ка вплоть до се ре ди ны XX века те ат раль ные кассы и им пре сарио прак ти-чески «заказывали» музыку. Большие концертные залы и театры требовали усиления зву ка, так симфони че ская музы ка ста ла массовой и, в итоге, почти заменила камерную.) Здесь уже следует говорить о творческом человеке как о «торговце», где «товаром» выступает творчество. Фактически, в конце XVIII столетия произошёл переход от аристократической культуры к демократической, что и явилось одной из первых явных предпосылок будущей масскультуры середины XX века и первой четверти XXI столетия, где свобода творчества (творчество для масс) продаётся и покупается;

• продукты массовой культуры предназначены для общедоступного, зачастую дешёвого удовольствия массовой публики, удовлетворяющей потребности, порождённые урбанизацией, демократизацией и индустриализацией (занимательность, быст-родоступность, быстрозабываемость);

• все удовольствия, предлагаемые массовой культурой, не носят активного характера. Участвующий в процессе приобщения к этой культуре находится в пассивной по-зи ции, пре ж де все го без обра ще ния к соб-ст вен ному сознанию, а уровень язы ка, как правило, относится к средней языковой се-мио тической норме;

• массовая культура вытесняет рациональные формы смыслообразования и апеллирует к бессознательному компоненту пси хики (эмоциональное, иррациональное, кол лек тив ное). Мас совая культу ра ориен тирована на аудио- и визуальные образы, позволяющие отрешиться от реальности (эскапизм);

• мас со вая культу ра рассчи та на на ути ли-тарные требования большинства, соответственно, духовно ограничена и, несмотря на традиционность и консерватизм, «телесна» и эротизирована.

Массовая культу ра как яв ление име ет свою структуру и уровни.

Современная культурология обычно выделяет три основных уровня массовой культуры:

• кич-культура (низкопробная, вульгарная культу ра, включаю щая в се бя уп ро щён-ную подачу проблематики, опирающаяся на стереотипные образы, идеи, сюжеты, ори-ен ти ро ван ная на обы вате ля, чья жизнь протекает скучно и однообразно);

• мидл-культура (культура «средней руки», имеющая двойственный характер, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кич-культуре эта форма массовой культуры оказывается более высокой);

• арт-культура (не лишённая определённого, иногда далее высокого художественного содержания и эстетического выражения. Её главной задачей является максимальное приближение массовой культуры

к нормам и стандартам традиционной культуры) [6].

Из вышеизложенного молено сделать вывод, что мас совая культу ра — кос мо по ли-тична и распространяется вместе с глобализацией. Большинство исследователей этого явления склоняется к тому, что массовая культура — явление общечеловеческое, никак не свя зан ное с соци аль ной струк ту рой общества.

В отличие от традиционной культуры, продукция массовой культуры недолговечна. Массовая культура в значительной мере культура потребительская, она мгновенно реа ги рует на появ ляющийся спрос на ту или иную её продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удов ле тво ре ния.

Но здесь сле дует вы де лить осо бую категорию «культовых» произведений, особенность ко торых за клю чает ся в их глу боком проникновении в массовое сознание и при-обре тении ими зна ко вой для по тре би те лей устойчивости (впоследствии эта знаковая

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

устойчивость используется той лее массовой культурой, но уже в других сферах, например в рекламе). К таким «культовым» произведениям исследователи С. I5. Аблеев и С. И. Кузьминская относят «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, тексты песен и му зы ку рок-груп пы «Битлз», художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова, СССР) [1] и др.

Так как массовая культура — явление далеко не однозначное, то и отношение к ней двоякое:

1) негативная оценка этого феномена (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Предста вите ли этой груп пы ут вержда ют, что массовая культура формирует пассивное от но ше ние к жиз ни, пред ла гая го товые ответы на все вопросы. Под влиянием массовой культуры изменяется система ценно стей, где ду хов ное разви тие ухо дит на зад ний план, а глав ны ми ста новят ся эмоциональные и ду шев ные раз вле чения, оторванные от действительности (эскапизм). Массовая культура ориентирует обществен ное соз на ние на сис те му имид жей, воздействую щих на бессознательную сферу человеческой психики. Массовая культура реа нимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности;

2) позитивные стороны массовой культуры как явления усматривают К. Т. Теплиц, Д. Белл, Е. Н. Шапинская [8, с. 267]. Массовая культура создаёт своё семиотическое про странст во, в ко тором могут тес но взаимодействовать все члены высокотехнологичного общества. Она вбирает в себя массы, не умеющие продуктивно использовать своё время, то есть выполняет функции «отвлекаю ще го» свойст ва, что бы че ло век мас сы не ста новился аг рессивным, не прибегал к наси лию и не осо бен но за ду мы вался о причинах и последствиях этой агрессии. Массовая культура даёт возможность познакомиться с произведениями традиционной культуры, то есть отчасти рекламирует вы-

сокую культуру, а отчасти переводит ее на ус ред нён ный язык мас сы.

В настоящий момент массовая культура популярна имен но по нескольким при чи нам: 1) относительная асоциальность индивида, пас сив ность соз на ния (не же ла ние уча ст во-вать в общественных, политических, социальных процессах и явлениях ни духовно, ни интеллектуально); 2) желание поддаться эскапизму (уйти от повседневных забот, про блем, отрешиться от обы денности); 3) обострённое чувство одиночества, нераз-ре ши мо сти соб ст вен ных про блем, бе зыс-ходности (желание сопереживания со стороны другого человека и общества); 4) за-пол нение ду хов ной пус то ты, как пра ви ло возникающей на мес те от сут ст вующих рели гиозных чувств.

Псевдоценности массовой культуры все же слиш ком опас ны и разру ши тель ны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры че рез её на пол не ние более возвы шен ны-ми идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Трансформа цион ное воз дей ст вие в аксиологической сфере, по нашему мнению, необходимо производить изнутри массовой культуры с помощью литературы, музыки, жи вопи си и дру гих ви дов ис кус ст ва. Эта трансформация не должна быть насильствен ной и по учи тель ной. Для по вы ше ния духовности в массовой культуре необходимо повышать духовность конкретных произ-ве дений.

Человек, погребённый под спудом массовой культуры, не желает знать историю, он не способен «перерабатывать» прошлое, он живёт только сегодняшним днём. Понимание того, что «сегодняшний день» — это аккумуляция в сжатом виде всей истории и культуры, определяющих «сегодня», для массового человека практически невозможно. В отрицании исторического и культурного опыта человек сегодняшний обречён по вто рять ошибки, уже свер шён ные его предшественниками, терпеть сходные с ни-

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

ми поражения, то есть постоянно наступать на одни и те же грабли, а главное — ничему никогда не учиться. Так, «СССР, вторгшийся в Афганистан, — как будто не было опыта неудачных попыток Великобритании завоевать эту страну; ничему не учиться могут США, насаждающие "демократию" в Афганистане и Ираке, — как будто не было опыта Вьетнама; ничему не учиться может Европа, желающая "жить в мире" с исламски ми тер рориста ми, — как будто не обращался вскормленный "с лучшими намерения ми" тер роризм про тив сво их же спонсоров и хо зяев; ни че му не учить ся может современ ная Россия, продающая новей шее оружие Китаю, — как будто не было в истории многочисленных случаев, когда проданное оружие и военные технологии обращались в итоге против того, кто их продаёт» [5, с. 252—253].

Человек сегодняшний (массовый) похож на дурно воспитанного подростка, не отя-гощённого моральными нормами, не имеющего общечеловеческих ценностей (в силу воспитания), не желающего учиться, но считающего себя взрос лым, сильным, поэтому «право имеющим» быть таким, каким ему заблагорассудится.

В обществе, где нормы нравственности

выполняются только номинально, постепенно исчезает убеждение каждой личности в невозможности нарушения тех или иных заповедей. Метафизический хаос в душе индивида и общества, нежелание учиться на ошибках прошлого приводят к духовной деградации.

Ещё в 30-е годы ХХ века Ортега-и-Гас-сет утверждал, что «...Европа утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой. Чтобы ни твердила молодёжь о "новой морали", не верьте ни единому слову. Утверждаю, что на всем кон ти нен те ни у ко го из зна токов нового ethos нет и подобия морали. И если кто-то заговорил о "новой" — значит, замыслил новую пакость и ищет контрабандных путей. Так что наивно укорять современного человека в безнравственности. Это не только не заденет, но далее польстит. Без-нравст вен ность нын че ста ла ширпотребом, и кто только не щеголяет ею. Европа пожинает горькие плоды своих духовных шатаний. Она стремительно катится вниз по склону своей культуры, достигшей невиданного цветения, но не сумевшей укорениться» [4].

Ф

Примечания

1. Аблеев С. Р., Кузьминская С. И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://aipe.roerich.com/russian/mas_ kult.htm

2. Биричевская О. Ю. Аксиология массовой культуры. Сравнительный ценностно-смысловой анализ : монография. Москва : Научная книга, 2005.

3. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / пер. с англ. С. Кор-мильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург : Ультра. Культура, 2008.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. Москва : Весь Мир, 1997. С. 161—163.

5. Пантин В. И, Столярова Т. Ф. Вырождение или возрождение? Философское эссе о современной культу ре. Москва : Культур ная ре во лю ция, 2006.

6. См.: Альтернативная культура : энциклопедия / сост. Д. Десятерик. Екатеринбург : Ультра. Культура, 2005. 240 с.

7. См.: Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. Москва : АСТ, 2004. 781 с.

8. Теплиц К. Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность. Москва : ИНИОН РАН, 2000.

9. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

References

1. Ableev S. R., Kuz'minskaya S. I. Massovaya kultura sovremennogo obshchestva: teoreticheskiy analiz i prakticheskie vyvody [Mass culture of modern society: theoretical analysis and practical conclusions]. Available at: http://aipe.roerich.com/russian/mas_kult.htm

2. Birichevskaya O. Yu. Aksiologiya massovoy kultury. Sravnitelnyy tsennostno-smyslovoy analiz [Axiology mass culture. Comparative value-semantic analysis]. Moscow, Nauchnaya kniga Publ. [Scientific book Publ.], 2005.

3. Devis E. Tekhnognozis: mif, magiya i mistitsizm v informatsionnuyu epokhu [Tehnognozis: myth, magic and mysticism in the information age], translated from English S. Kormil'tsev, E. Bachinin, V. Kharitonov. Ekaterinburg, Ul'tra. Kul'tura Publ. [Ultra. Culture Publ.], 2008.

4. Ortega-i-Gasset Kh. Vosstanie mass [Revolt of masses]. Izbrannye trudy [Chosen works]. Moscow, Ves' Mir Publ. [Whole world Publ.], 1997. P. 161—163.

5. Pantin V. I., Stolyarova T. F. Vyrozhdenie ili vozrozhdenie? Filosofskoe esse o sovremennoy kuVture [Degeneration or revival? Philosophical essays on contemporary culture]. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya Publ. [Cultural Revolution Publ.], 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. See: Alternativnaya kul'tura : entsiklopediya [Alternative Culture: Encyclopedia], compiler D. Desyaterik. Ekaterinburg, Ul'tra. Kul'tura Publ. [Ultra. Culture Publ.], 2005. 240 p.

7. See: Toffler E. Trefya volna [The Third Wave]. Moscow, AST Publ., 2004. 781 p.

8. Teplits K. T. Vse dlya vsekh. Massovaya kul'tura i sovremennyy chelovek [Everything for everyone. Mass culture and modern man]. Chelovek: obraz i sushchnost [Man: image and essence]. Moscow, INION RAN Publ., 2000.

9. Flier A. Ya. Massovaya kul'tura i ee sotsial'nye funktsii [Mass culture and its social functions]. Obshchestvennye nauki i sovremennost [Social Sciences and Modernity], 1998, № 6.

# /1/1 %

ЕНЕДЖМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ПЛЮРАЛИЗМА ЦЕННОСТНО ГО КОНТЕКСТА

УДК 304.4

С. А. Касаткина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируются проблемы менеджмента социокультурной среды, возникающие в процессе взаимодействия менеджера с разными субъектами культуры — носителями различных систем ценностей. Анализируются качества менеджера, способного эффективно выполнять свои важнейшие функции (исследовательскую, критическую, нормативную, контрольную и корректирующую) в условиях плюрализма ценностных систем и в разнородном культурном контексте. В частности, рассматривается роль процесса ценностной рефлексии в деятельности менеджера культурной среды и переход с модели рефлексии мышления на модель рефлексии действия. Подчёркивается роль контроля в качестве основной интегративной функции менеджера в сфере культуры, которая образуется на пересечении исследовательской и нормативной картин управляемого процесса.

Ключевые слова: менеджмент в сфере культуры, аксиологический подход, система ценностей, куль тур ный кон текст, плюра лизм сис тем цен но стей, функ ции ме нед же ра, ис сле до ватель ская карти на, нормативная карти на.

КАСАТКИНА СВЕТЛАНА АГВАНОВНА — кандидат философских наук, профессор кафедры культурологии и антропологии, заведующая отделом докторантуры и аспирантуры Московского государственного университета культуры и искусств

KASATKINA SVETLANA AGVANOVNA — Ph.D. (Philosophy), Professor of the Department of cultural studies and anthropology, head of the Department of doctoral and post-graduate, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: aspirantura@mguki.ru © Касаткина С. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.