Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ИГРЫ - СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ГОСТИНИЧНОЙ АНИМАЦИИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ИГРЫ - СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ГОСТИНИЧНОЙ АНИМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / ИГРОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенченко И.Н., Скворок О.В.

Игра рассматривается как социально-культурный феномен и сущность гостиничной анимации. Игра определяет отличие анимации от других форм рекреационной деятельности.The article studies game as the socio-cultural phenomena and the essence of animation. The game defines difference animation from other forms recreational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенченко И.Н., Скворок О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ИГРЫ - СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ГОСТИНИЧНОЙ АНИМАЦИИ»

3 Гайдук, А.Е. Формирование научной интерпретации понятия «Интернет-маркетинг» / А.Е. Гайдук // Вестник СГЭУ. - 2013. - № 11. - С. 29 - 32.

4 Демичева, Е.В. Использование Интернет-маркетинга в системе продвижения продукции предприятия / Е.В. Демичева // Известия ВолгГТУ. -2010. - С. 66 - 69.

5 Официальный сайт ООО «Оренбургский пуховый платок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.orenshal.ru.

6 Официальный сайт салона офисной мебели «Фаренгейт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.farengate.com.

7 Официальный сайт супермаркета «Центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kscenter.ru.

8 Шеломенцев, В.В. Интернет-маркетинг и современные информа-ционные технологии в маркетинговых исследованиях / В.В. Шеломенцев // Маркетинг. - 2015. - № 2. - С. 46 - 50.

УДК 338.467.6

Сенченко И.Н., к.филос.н.

доцент

кафедра гум. дисциплин Скворок О.В. студент магистратуры Высшая школа бизнеса ЮФУ Россия, г. Ростов-на-Дону СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ИГРЫ - СУЩНОСТНАЯ

ОСНОВА ГОСТИНИЧНОЙ АНИМАЦИИ Игра рассматривается как социально-культурный феномен и сущность гостиничной анимации. Игра определяет отличие анимации от других форм рекреационной деятельности.

Ключевые слова: анимация, социально-культурная деятельность, игра, игровая активность.

The article studies game as the socio-cultural phenomena and the essence of animation. The game defines difference animation from other forms recreational activity.

Keywords: animation, social-cultural activity, game, play activity.

Гостиничная анимация представляет собой не просто вид услуги, предоставляемой коллективным средством размещения, потребляя которую отдыхающий может вовлекаться в активное действие, весело провести досуг, занять свободное время, но выступает видом культурной деятельности социальных субъектов, профессиональных и непрофессиональных социальных групп по созданию культурных ценностей, развитию способностей индивидов (участников анимационного действия). Принимая данное определение как единственное, мы теряем сущность анимации, под

которую попадают любые действия по заполнению активного досуга. Анализ анимационных программ реально существующих учреждений сферы гостеприимства, а также изучение дипломных работ студентов, посвященных разработке анимационных программ, порождает чувство неудовлетворенности. Большинство предложений теряют собственно анимационную специфику, не отличая ее от других форм досуговой деятельности. Наличие в гостинице предложения различных экскурсионных маршрутов является замечательной дополнительной услугой. Но суть экскурсионной услуги - удовлетворение, прежде всего, познавательных интересов туристов (экскурсантов). Вряд ли привлечет большое количество современных молодых людей гостиничный филиал кружка «Умелые руки». Приведем пример парковой анимации такого рода:

«Расписание работы творческой мастерской.

14.00 - 15.00. Час художника. Изготовление миниатюры на тему «Здравствуй, лето!»

15.00 - 17.00. Изготовление панно на цветочную тематику.

17.00 - 18 .00. Оригами. Изготовление цветов из бумаги».

Предложение спортивно-оздоровительной анимации зачастую напоминает расписание работы обычного городского фитнес-клуба: в определенные часы предлагаются занятия йогой, фитнес-аэробикой и т.д. Наличие зала для спортивных занятий - значительное конкурентное преимущество гостиницы, потому что позволяет людям, оторванным от дома сохранить привычный для себя образ и ритм жизни. Но спортивная анимация на отдыхе должна быть чем-то иным, позволяющем человеку вырваться из повседневной реальности, попасть в новый мир, мир фантазии, а может, и волшебства, оправдать оторванность от дома, путешествие.

Рассмотрим базовые потребности человека, реализуемые им в процессе активного отдыха, и определяющие форму и содержание избираемой им анимационной пртграммы.

1. Современный человек как житель мегаполиса утрачивает ежедневную двигательную активность (лифт, автомобиль, эскалатор и т.д.) поэтому нуждается в усилении двигательной активности на отдыхе.

2. Благодаря телевидению и Интернету для современного человека не остается неизведанных уголков Земли, но, предпринимая путешествие, человек обнаруживает в себе «комплекс географа», потребность в открытии нового неизведанного.

3. Путешествие - это всегда экстраординарное событие, в котором реализуется потребность отрыва от рутины повседневности и создание новой фантазийной реальности. В этой ситуации пожелание «чувствовать себя как дома» не воспринимается позитивно.

4. Человек - существо социальное, реализующее свои жизненные цели в общении и контактах с другими людьми, поэтому в путешествии открывается возможность расширить круг общения, встретить новых людей,

в общении с другими людьми продемонстрировать и получить подтверждение своих творческих способностей.

5. Потребность людей в духовном и физическом развитии, самосовершенствовании и испытании себя, своей силы, ловкости, отваги.

6. Жители мегаполиса нуждаются не только в только дополнительном движении, но и эмоциональной разрядке.

Полагаем, что в полной мере удовлетворение указанных потребностей осуществляется в игровой деятельности. Но сначала укажем признаки, позволяющие определить любую деятельность как игровую:

1. Наличие определенного и ограниченного игрового пространства.

2. Наличие строго установленных и определенных правил поведения и действий.

3. Подчинение установленным временным регламентам.

4. Наличие выигрыша как конкретной цели игры.

В таком сухом изложении игра представляется как один из видов и приемов анимации, один из многих. Но если продолжить разворачивать социокультурные характеристики игры, то окажется, что она и есть суть анимации, в которую неигровые формы вплетаются как элементы декора, украшающие бисерное плетение, но не составляющие его основу.

1. Игра - это свободная деятельность, несмотря на строгие правила игрового поведения. Человек включается в игру добровольно и без насилия, в соответствии со своими желаниями. Особенность анимации - осуществление в свободное время и добровольность.

2. Игра создает собственное (определенное и ограниченное) игровое пространство. Участников игры привлекает оторванность этого пространства от повседневности, праздничность, фантазийность, что также происходит и в анимационном пространстве. Интересно, что даже в тех играх, в которых преобладает железная логика и точный расчет, например в шахматах, человек готов искать особый сказочно-фантазийный мир, наделяя фигуры такими именами, как король и королева, офицеры, пешки-солдаты и т.д. Сколько сказочных историй случается в шахматных королевствах!

3. Игра происходит по особым правилам, отличающимся от поведения в повседневности. Роли, исполняемые человеком в игре, отсылают к другому миру - более совершенному, гармоничному и правильному. Но правила игры

- это всего лишь камни, из которых можно сложить любой дом - и завод, и церковь, и баню. Каким будет этот дом, определяется творческими способностями и желаниями строителя (игрока). Игра открывает простор игровому творчеству, но конкретные сферы и направления креатива различны

- спорт, поэзия, архитектура, растения, дрессировка животных и т.д.

4. Игра - это азарт, всплеск эмоций, конечно, связанный с выигрышем. Борьба за выигрыш позволяет испытать себя. Именно поэтому игра способна обеспечить эмоциональную разрядку застегнутого на все пуговицы офисного работника намного более качественную, чем «круши-ломай румы» (комнаты,

в которых в качестве эмоциональной разрядки предлагается деструкция -разрушать, разбивать различные предметы). Включение возможности выиграть вносит в анимацию драматизм, напряжение и разрядку (катарсис).

Таким образом, наши рассуждения позволяют утверждать, что анимационная деятельность по своей сути является игровой активностью. Родство анимации игре, которая в свою очередь, утверждается в качестве всеобщего основания культуры, повышает статус анимационной деятельности, превращает ее из простого средства заполнения досуга в одно из значимых средств социальной и культурной социализации личности, инструмента социальной адаптации, одним из способов осознания человеком свой человеческой природы. Как писал Ф. Шиллер, «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда играет»83.

Использованные источники:

1. Власова Т.И. Анимационный менеджмент в туризме : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И.Власова, А.П.Шарухин, Н.И.Панов. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

2. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003.

3. Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий) / Й. Хейзинга. М., 2001.

УДК 338.467.6

Сенченко И.Н., к.филос.н.

доцент

кафедра гум. дисциплин Скворок О.В. студент магистратуры Высшая школа бизнеса ЮФУ Россия г. Ростов-на-Дону ГОСТИНИЧНАЯ АНИМАЦИЯ КАК РЕКРЕАЦИОННАЯ УСЛУГА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматривается сущность гостиничной анимации. Анимация представлена как вид социально-культурной деятельности, творческий процесс и коммуникативный акт. Особое внимание уделяется функционированию анимации как услуги.

Ключевые слова: анимация, социально-культурная деятельность, творчество, услуга.

The paper examines the essence of animation. Animation is the kind of social-cultural activity, creative and communicative process. The article mainly focuses on the animation service.

Keywords: animation, social-cultural activity, service, creative.

83 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Собр. соч.: В 6 т. М, 1959. Т. 6. С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.