Научная статья на тему 'Социокультурные возможности развивающих школ дополнительного художественного образования дошкольников'

Социокультурные возможности развивающих школ дополнительного художественного образования дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СО-ЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / DDITIONAL ARTISTIC EDUCATION / MUSICAL CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL OPPORTUNITIES / FAMILY UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Н.В.

В статье охарактеризована профильная деятельность современных школ рос-сийского дополнительного художественного образования по формированию устойчивого позна-вательного интереса дошкольников к высокохудожественным музыкальным произведениям, по формированию развитых коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста через музыкально-исполнительскую деятельность, по формированию осмысленного эмоциональ-но-ценностного отношения к миру, друг другу, по содействию процессам этнической самоиден-тификации личности дошкольника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL OPPORTUNITIES OF ADDITIONAL ARTISTIC EDUCATION SCHOOLS FOR PRESCHOOLERS

The paper highlights core activities of today’s Russian additional artistic education schools for building up preschoolers’ stable cognitive interest to highly-artistic musical opuses, for making up their developed communicative skills, for building up matured emotional and axiological attitude to-wards the world, in general, and each other, for assisting a preschooler’s personal ethnic identification.

Текст научной работы на тему «Социокультурные возможности развивающих школ дополнительного художественного образования дошкольников»

в образовательном процессе повышает качество исполнительского мастерства по дисциплинам «Современный танец», «Контактная импровизация», «Современные направления в хореографии».

Таким образом, организация и проведение конкурса балетмейстерских работ является, несомненно, положительным фактом в образовательном процессе на хореографическом факультете. Позволяет раскрывать новые имена, усиливает профессиональные связи между институтом и коллективами, позволяет вносить изменения в программное обучение по дисциплинам современных направлений танца, что делает процесс живым и постоянно совершенствующимся.

Список литературы

1. Бурцева, Г. В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2006. - 315 с.

2. Гиршон, А. Современный танец как вид искусства [Электронный ресурс] / «Жить, танцуя», Центр интегрального танца. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://girshon.ru/article/ sovremennyj-tanets-kak-intellektualnyj-vid-iskusstva/ (дата обращения: 15.02.2018 г.).

3. Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца : учеб. пособие. -Москва : Один из лучших, 2006. - 253 с.

4. Панферов, В. И. Пластика современного танца : учеб. пособие. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ин-та искусств и культуры,1996. - 138 с.

Olga N. Vernigora, доцент Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) vernigora_olga@mail.ru

"IMAGE", BALLET MASTERS' WORKS IN CONTEMPORARY DANCE FESTIVAL AND CONTEST IS CREATIVE PROJECT OF THE CHOREOGRAPHY FACULTY OF ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE TO SUPPORT AND PROMOTE ASPIRING CHOREOGRAPHERS, TO IMPROVE EDUCATIONAL PROCESS QUALITY

Abstract. The paper outlines some results of preliminary review of activities of "Image", annual festival and contest of ballet masters' works in contemporary dance, which has been organized since 2015 upon the initiative of the Choreography Faculty of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia). The event aims at searching gifted ballet masters and every assistance to their professional and career growth. On the managers' opinion, festival became a real pedagogical platform on which competitioners and dance stage masters seek and probate innovative pedagogical technologies for training specialists in art of contemporary dance. Guaranteedly effective pedagogical technologies find its place in the system of educational program for training direction called "Dance and Contemporary Plastic Culture of a Human Body".

Keywords: contemporary dance, choreographic ensembles, ballet master work, young choreographers, a choreographer's mastership, composition of a dance in contemporary choreography.

УДК 373.2:379.8-053.4

Н. В. Константинова, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

konst40@rambler.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ШКОЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье охарактеризована профильная деятельность современных школ российского дополнительного художественного образования по формированию устойчивого познавательного интереса дошкольников к высокохудожественным музыкальным произведениям, по формированию развитых коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста через музыкально-исполнительскую деятельность, по формированию осмысленного эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, по содействию процессам этнической самоидентификации личности дошкольника.

Ключевые слова: дополнительное художественное образование, музыкальная культура, социокультурные возможности, семейное воспитание.

Основным направлением образовательной политики Алтая является ориентация на концепцию развития культуры личности, способной реализовать свой творческий и духовный потенциал. В данном контексте особый интерес представляют развивающие школы дополнительного художественного образования дошкольников как альтернативные учебные заведения, осуществляющие культурно-образовательные услуги различным слоям населения, учитывая особенности менталитета и традиций самых разных национальностей и сословий, заселяющих регион. Алтайский край -регион полинациональный. Развивающие школы дополнительного художественного образования дошкольников, осуществляя определенные культурно-образовательные услуги, являются мощным фактором развития национальной культуры. В силу объективных исторических причин именно подобная школа располагает социально-культурными возможностями, включающими информационную систему элементарных знаний, ценности духовной, художественной культуры, которые в конкретных исторических условиях становятся фактором воспитания личности.

В историко-педагогическом аспекте возникновение развивающих школ относится ещё к XVII веку. Однако, подобная форма обучения носила изначально название «воскресные» и предназначалась для приобщения простого народа к религии. В данных учреждениях, помимо изучения Закона Божия, давались знания о чтении, письме и счёте. Поэтому в литературе она трактуется как наиболее ранняя форма внешкольного образования, создающая возможности для развития жизненных сил простого народа (Е. А. Вахтеров, А. Д. Вольфсон, Е. Эфруси, И. Красноперов, Е. Звягинцев).

По Ф. А. Брокгаузу и И. А. Ефрону, изначально воскресные школы были основаны «как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования» [2, с. 146]. Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе), осуществляющие пропаганду религиозных идей в среде простого народа, возникли в середине XVI века. Помимо изучения закона Божия, преподавания чтения, письма и арифметики, особое внимание отводилось пению молитв. Тем самым подчеркивалось важное значение музыки как средства религиозного воспитания населения.

Расцвет деятельности воскресных школ происходит с началом эпохи Возрождения. В этот период наряду с религиозными открываются образовательные воскресные школы; школы, направленные на морально-нравственное совершенствование нищих и бродяг; ремесленные воскресные школы; появляются светские школы; коммерческие воскресные курсы; сельскохозяйственные воскресные школы. Помимо профессионально-ремесленных возникают этические школы, которые способствовали развитию мышления, нравственному совершенствованию учащихся. Большое значение в них придавалось изучению этической философии, истории человеческих культов и краткой философии религии. Благодаря информации, получаемой в рамках данного учебного заведения, человек понимал окружающий мир и себя в этом мире с философско-гуманистических позиций.

Прогрессивная педагогическая мысль России отводила ей важную роль в нравственном и духовном становлении личности (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский). Воскресные школы конца XIX - начала XX века имели уже не только религиозное содержание, но и помогали процессам социализации, то есть имели социальное значение в развитии жизненных сил молодого поколения Алтайского края (В. К. Штильке, В. Н. Гришаев, Н. Я. Савельев). Первые воскресные школы в Барнауле были открыты по инициативе Совета Общества попечения о начальном образовании. 9 ноября 1897 года состоялось открытие двух воскресных школ смешанного типа: Нагорной и Зайчанской, получивших название от приходских начальных школ, в зданиях которых они размещались. Первой заведовала Г. Юхнева, второй - В. Попова. Ежегодно школы оканчивало более 200 человек. Популярность их среди взрослых с каждым годом возрастала. К 1919 году было сформировано 7 учебных групп, где занималось 250 учащихся. За весь период действия их окончило свыше 4 тысяч человек. Учащиеся обучались чтению, письму, арифметике, знакомились с историей России, основами политэкономии. Они посещали публичные лекции в Народном доме, им предоставлялось право пользования бесплатными библиотеками, которые были созданы в обеих школах. После 1917 года воскресные школы в Барнауле постепенно были заменены другими типами школ для взрослых [1].

В настоящее время наблюдается процесс возрождения воскресных школ, основной педагогической задачей которых становится формирование культуры личности, ибо культура - это не сумма знаний и навыков, а производное от личностного духовного потенциала. Деятельность современных воскресных школ направлена на овладение информационной системой, вбирающей в себя знание традиций, обычаев, религии, языка своего народа, на формирование этических норм поведения людей в обществе, на овладение культурой человеческого общения, на развитие духовной культуры населения.

Изучение историко-педагогической литературы показало, что основными вопросами, составляющими содержательный аспект учебного процесса, были вопросы культуры, понимаемой в каждую конкретную эпоху по-разному. Школа была единственным очагом культуры и просвещения, направленным на развитие и воспитание простого народа. Элементарные знания, получаемые в рамках данного учебного заведения, всегда имели общечеловеческое значение и были связаны с пониманием окружающего мира и места в нем человека. Идеи гуманизма, педагогика сотрудничества, идеи интеграции были впервые практически реализованы именно в условиях подобных школ России.

Современные развивающие школы дополнительного художественного образования дошкольников возникают в условиях противоречия между двумя тенденциями сегодняшнего этапа развития общества. Это, с одной стороны, разобщение социальных отношений, негативные проявления общественной жизни (распространение бездуховности, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, растерянность, утрата идеалов, пессимизм); с другой - возрастание роли психологического, личностного фактора. Эта тенденция способствует росту сознательных творческих инициатив во всех сферах деятельности и общения; выражается в стремлении профессионалов к совершенствованию на протяжении всей жизни; в повышении роли массовых движений, озабоченных будущим человека, общества, природы; в значительном расширении каналов и сфер общения между людьми, и, прежде всего, духовного межличностного общения и обмена мировоззренческими и этическими ценностями, вопреки прагматическим установкам и результатам, во все более раннем и массовом приобщении детей к творчеству.

По данным официального сайта города Барнаула www.barnaul.org, на сегодняшний день внеурочной занятостью охвачено 90 % школьников. Разносторонние услуги по развитию способностей и потребностей юного населения оказывают 47 учреждений дополнительного образования. В настоящее время в Барнауле учреждения дополнительного образования (УДО) совместно со школами составляют разноуровневую и целостную образовательную систему города, осуществляющую развитие ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве. В учреждениях дополнительного образования занимаются 33048 учащихся, или 50 % от общего числа учащихся (по России этот показатель составляет 38,7 %, в Алтайском крае - 46 %). Уникальная система дополнительного образования детей в нашем городе имеет все возможности для решения современных задач художественного воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

На сегодняшний день в Алтайском регионе функционируют различные типы развивающих школ (образовательные, этнические, религиозные и др.). Деятельность современных развивающих школ художественного дополнительного образования дошкольников направлена на овладение информационной системой, вбирающей в себя знание традиций, обычаев, религии, языка своего народа, на формирование этических норм поведения людей в обществе, на овладение культурой человеческого общения, на развитие духовной культуры.

Музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системе художественного образования, к культурам других уровней художественной культуры общества, его духовной культуре в целом. Декларируя движение человечества к общечеловеческим ценностям, необходимо осваивать музыкальную культуру, которая, в свою очередь, неотделима от понятия культуры вообще. К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических - по выражению Л. С. Выготского, «умных» -эмоций [1, с. 102]. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности. Основное содержание музыкальной культуры составляют музыкальные образы и другие явления музыкального общественного сознания

(интересы, идеалы, взгляды и т. д.). Практические потребности музыкальной культуры требуют ориентации на максимальную эффективность социального функционирования.

Современное состояние и социокультурные возможности развивающих школ дополнительного художественного образования дошкольников города Барнаула связано с наличием демократического стиля общения, использованием личностно-индивидуального подхода, ситуаций успеха. В подобной школе главное - это общение педагога и ученика, создание положительных эмоциональных проявлений учащихся. Акцент в обучении ставится больше на развитие мышления, памяти, воображения, творческих способностей, познавательного интереса, на формирование таких качеств как любовь к окружающим людям, природе, стране, уважение к традициям и культуре. В рамках школ происходит процесс общения между людьми, что является важным фактором формирования культуры.

Межличностные отношения проявляются в различных формах взаимодействия, взаимосвязи, взаимопонимания и взаимовлияния людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости и так далее). Среди методов работы - игра, беседа, диспут. Уровень знаний, получаемых в рамках школ, элементарный, связанный с первоначальными сведениями о предмете, носящий скорее просветительский, нежели научный характер. В комплекс занятий входит музыка, изобразительное искусство, театр, ритмика. Процесс обучения практико-ориентированный, доставляющий удовольствие, так как отсутствует система оценок и экзаменов.

Основным его содержанием выступает деятельность. Здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

Таким образом, развивающие школы дополнительного образования детей помогают почувствовать себя необходимой частичкой общества, воспитывают умение общаться с другими людьми, организовывать свою художественную деятельность, учат любить мир, свой народ, способствуют самостоятельному поиску определенных знаний, удовлетворяют потребности в самовыражении, развивают эстетически и интеллектуально.

Таким образом, развивающие школы дополнительного художественного образования дошкольников направлены на формирование культуры, вбирающей в себя полноценное звено традиций и устойчивых ценностных ориентиров, степень усвоения норм и образцов речи, поведения, общения, познания, действия. Поэтому социокультурные возможности современных развивающих школ дополнительного художественного образования дошкольников заключаются в получении знаний, связанных с пониманием религии, обычаев, традиций, культуры того или иного народа; общими знаниями об окружающем мире; в развитии мышления, памяти, внимания и т. д., а также творческих способностей учащихся; навыков межличностного общения, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Список литературы

1. Воскресные школы // Барнаул : энцикл. / редкол. : В. А. Скубневский (гл. ред.) [и др.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. - С. 70-71.

2. Воскресные школы // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона : в 82 т. -Москва : Сов. энцикл. - Бол. Рос. энцикл., 1991. - Т. 13. - С. 250-260.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - Москва : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

4. Константинова, Н. В. Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук:11.05.99. - Екатеринбург, 1999. - 22 с.

Natalia V. Konstantinova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

konst40@rambler.ru

SOCIAL AND CULTURAL OPPORTUNITIES OF ADDITIONAL ARTISTIC EDUCATION SCHOOLS FOR PRESCHOOLERS

Abstract. The paper highlights core activities of today's Russian additional artistic education schools for building up preschoolers' stable cognitive interest to highly-artistic musical opuses, for making

up their developed communicative skills, for building up matured emotional and axiological attitude towards the world, in general, and each other, for assisting a preschooler's personal ethnic identification.

Keywords: additional artistic education, musical culture, social and cultural opportunities, family upbringing.

УДК 378.1:-057.875

А. Н. Корниенко, старший преподаватель Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (Рубцовск, Россия)

asp-kornienko@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена особенностям реализации поликультурного подхода к образованию будущего бакалавра средствами иностранного языка. Анализируя основные положения поликультурного подхода в образовании, автор констатирует прямую зависимость качества поликультурного образования от уровня развития коммуникативных навыков личности обучающегося, степени сформированности индивидуальных языковых и информационно-поисковых умений студента, его способности к активному задействованию багажа приобретённых знаний о культурном контексте социальной жизни собственного государства и страны изучаемого языка в ходе осуществления межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: активные методы обучения, бакалавр, иностранный язык, культура, межкультурное взаимодействие, метод проектов, поликультурный подход.

Современному бакалавру приходится осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях глобализации, охватившей мировое пространство, общаясь с представителями различных национальностей, культур и субкультур. Эта данность отражена в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, где отмечается, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен уметь решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия посредством устной и письменной коммуникации на иностранном языке, а также обладать «способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [1].

Именно тенденция постиндустриального общества к объединению людей в глобальную целостность обусловила появление поликультурного подхода в образовании (А. Н. Джуринский; М. Н. Кузьмин; В. И. Матис; П. В. Сысоев и др.), основная идея всех концепций которого заключается в воспитании толерантного отношения к культурам, не похожим на собственную [2-7]. В. И. Матис выделяет три составляющих поликультурного подхода: антропологическую, ак-меологическую и культурологическую. Задача антропологической составляющей заключается в учете и развитии индивидуальных биосоциальных качеств человека. Акмеологическая компонента направлена на формирование умений самостоятельно добывать знания для профессионального роста. Культурологическая компонента осуществляет «становление нравственной зрелости личности на основе приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры» [5, с. 59]. Практический синтез названных составляющих поликультурного подхода позволяет, по мнению ученого, преодолеть недостатки каждой из них в отдельности и подготовить человека и профессионала, способного успешно жить и трудиться в условиях поликультурного общества XXI века.

Поликультурному образованию средствами иностранного языка посвящены работы П. В. Сысоева [6; 7]. Ученый связывает процесс поликультурного лингвистического образования с включением в учебные программы информации о различных культурных группах (этнических, социальных, религиозных) стран соизучаемых языков на основании того, что «все эти группы играли важную роль в единой истории страны и образовании единой национальной и мировой культуры» [7, с. 98]. Культурная вариативность, по мнению П. В. Сысоева, является основным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.