Научная статья на тему 'Социокультурные векторы развития методологии и технологий психолого-педагогического образования'

Социокультурные векторы развития методологии и технологий психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНТРОПОПРАКТИКИ / АКМЕТЕХНОЛОГИИ / КОУЧИНГ / НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ / METHODOLOGY OF EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / SUBJECTIVITY / SELF-ACTUALIZATION / CREATIVE SELF-REALIZATION / REFLECTION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ANTHROPIC PRACTICES / ACMETECHNOLOGIES / COACHING / SKILLS AND COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна

В статье раскрываются основные методологические ориентиры, векторы развития психолого-педагогического образования и современные антропопрактики и акметехнологии профессионально-личностного развития субъектов образования. Показана эффективность использования технологии коучинга для развития навыков самореализации и профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL VECTORS OF DEVELOPMENT OF METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

The article reveals the basic methodological guidance, vectors of development of psycho-pedagogical education and modern anthropic practices and acme technologies of professional and personal development of subjects of education. It shows the effectiveness of the use of coaching technology to develop the students’ skills of self-expression and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Социокультурные векторы развития методологии и технологий психолого-педагогического образования»

consolidation, secondly, with growth of readiness of youth to realize various political actions in regional community. According to the author of article, youth extremism "assimilates" regional identity through the strategy of a mimicry or accession to the mass actions caused by the crisis phenomena in regional social and economic life. Relevant, the conclusion is drawn, the request for the public youth policy of the "achievable" projects corresponding to youth potential in Russian regions, and offering new opportunities for self-realization is.

Keywords: regional identity, youth extremism, youth policy, regional patriotism, sociocultural marker, self-realization, Russian youth, social growing, social actions.

References

1. Na pereput'e. M., 1999. 240 s.

2. Regional'naya sociologiya: problema konsolidacii social'nogo prostranstva Rossii. M., 2015. 621 s.

3. Zubok YU.A., CHuprov V.I. Molodyozhnyj ekstremizm. sushchnost' i osobennosti proyavleniya // So-ciologicheskie issledovaniya. 2016. № 5. S. 37 - 47.

4. Grazhdanskaya, etnicheskaya i regional'naya identichnost': vchera, segodnya, zavtra / ruk. proekta i otv. red. L. M. Drobizheva. M.: Rossijskaya politicheskaya enciklopediya, 2013. 485 s.

5. CHigrin V.A., Gorodeckaya E.G. Identichnost': osobennosti sociologicheskogo diskursa // Caucasian science bridge. 2018. № 2. S. 71 - 78.

6. Denisova G.S., Serikov A.V. Formirovanie rossijskoj grazhdanstvennosti sovremennoj molodezhi: o vozmozhnosti sinteza rossijskoj identichnosti, patriotizma i grazhdanskoj avtonomii // Vestnik YU-zhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politekhnich-eskogo instituta). Seriya: Social'no-ekonomicheskie nauki. 2017. № 6. S. 73 - 82.

7. Bedrik A.V., Zarbaliev V.Z. Faktory rasprostraneniya molodezhnogo ekstremizma na yuge Rossii na sovremennom etape // Caucasian science bridge. 2018. № 1. S. 38 - 50.

8. Stolicy i regiony v sovremennoj Rossii: mify i real'nost' pyatnadcat' let spustya. M., 2018. 312 s.

9. Rossijskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga chetvertaya / M.K. Gorshkov [i dr.]; pod red. Gorshkova M.K., Petuhova V.V. M.: Ves' Mir, 2016. 400 s.

10.Rossijskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga vtoraya / M.K.Gorshkov [i dr.]; otv. red. Gorshkov M.K., Petuhov V.V. M.: Ves' Mir, 2015. 432 s.

11.Liki patriotizma ochen' raznye // Ogonek. № 48. 4 dekabrya 2017.

12.Ne rasstat'sya s komsomolom. Kak ustroena sovremennaya molodezhnaya politika // Ogonek. № 41. 29 oktyabrya 2018.

УДК 316 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-241-246

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗ ВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скуднова доктор философских наук, профессор кафедры психологии, Татьяна Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] Ростовского

Дмитриевна государственного экономического университета (РИНХ) (347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48]. E-mail: skudnovatd@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрываются основные методологические ориентиры, векторы развития психолого-педагогического образования и современные антропопрактики и акметехнологии профессионально-личностного развития субъектов образования. Показана эффективность использования технологии коучинга для развития навыков самореализации и профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: методология образования, саморазвитие, субъектность, самоактуализация, творческая самореализация, рефлексия, инновационные технологии, антропопрактики, акметехнологии, коучинг, навыки и компетенции.

Современное общество характеризуется скоростной изменчивостью и нестабильностью общественной жизни. Это проявляется в сверхдинамике социальных трансформаций, неуклонном ускорении всех общественных процессов. Изменчивость традиционных форм социальных процессов в современной России в значительной степени связана с модернизацией всех сфер

жизнедеятельности, в том числе и высшего образования. Модернизация образования, включающая в себя реализацию социальных проектов, опирается на отечественные традиции и современные инновации. Как утверждают известные ученые (Д.Л. Константиновский и др.], это требует всестороннего осмысления векторов развития социально-гуманитарного образования, а также выявления его методологических и ценностных ориентиров, социокультурных оснований, практик и ресурсов совершенствования [1].

В силу того, что окружающий нас мир постоянно меняется, центральной задачей психолого-педагогического образования является оказание помощи личности в самоопределении, саморазвитии, формировании навыков целеполагания, чтобы найти свое место в жизни и профессии. Сущность современного образования состоит в развитии профессиональных компетенций, креативности, критического мышления, навыков самопознания и самореализации. В наше сложное и неопределенное время образование выступает одним из главных ресурсов, посредством которого реализуется не только трансляция знаний, но и происходит социализация, индивидуализация, становление и развитие субъектов образования как важнейшего человеческого капитала, создаются принципиально новые технологии и открываются новые горизонты развития человека и социума. Важнейшая цель образовательной политики на современном этапе - переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированной на создание механизмов непрерывного повышения качества, мобильности и конкурентоспособности профессионалов, способных к постоянному самоизменению, обновлению своих знаний и саморазвитию. Реализация этой миссии во многом зависит от того, как будет сформулирован в новых условиях философско-антропологический идеал, новый образ человека. Становлению этого образа должны способствовать антропологические проекты. В концепции модернизации российского образования, направленной на профессиональную подготовку акмеологически ориентированных специалистов, понятие «готовность к профессии» заменяется на «готовность к саморазвитию и самореализации».

В современной теории познания в качестве одного из перспективных направлений модернизации образования является трансдисциплинарная парадигма, в основу которой заложены фундаментальные идеи целостного развития человека. Особая роль при этом отводится философской и психолого-педагогической антропологии и интенсивно развивающейся в настоящее время акмеологии. Опираясь на закономерности профессионального развития и становления целостного человека, антрополого-акмеологический подход предлагает четкую и действенную модель компетенций, включающих комплекс современных человековедческих знаний, необходимых для саморазвития и самореализации. Он предполагает обогащение содержания психолого-педагогического образования точными междисциплинарными конструктами, которые развивают рефлексию, критическое мышление и навыки саморазвития. Персонализированное образование XXI века требует применения антропопрактик и акметехнологий и предоставляет нам широкие возможности для решения серьезных проблем современного образования, ориентированного на успешную профессиональную деятельность [2].

В основе проекта «0бразование-2030», разработанного всемирной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заложены новые компетенции и навыки, необходимые в современном мире. Чарльз Фадель - эксперт в сфере образования, автор книг «Навыки 21 века» и «Четырехмерное образование» отмечает четыре грани современного образования: знания, навыки (4К - креативность, критическое мышление, коммуникативность и кооперация], характер (стержень, лидерство] и мета-познание как внутренняя работа по самоизменению (рефлексия, саморазвитие, самореализация] [3].

По мнению психолога А.Г. Асмолова, образование должно отвечать на вызовы нашего времени и постоянно трансформирующегося, нестабильного, изменяющегося и усложняющегося социума. Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место, свой путь в этом сложном мире, а ключевые навыки и компетенции XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность. Он справедливо подчеркивает, что сегодня востребована личность, которая находится в постоянном движении становления, а ключевая компетенция на сегодня - это компетенция обновления [4].

В качестве методологической основы модернизации российского образования во всех современных государственных концептуальных и программных документах сформулированы принципы гуманистической педагогики, согласно которым саморазвитие целостного человека признается ключевой идеей и главной ценностью образования. Поэтому высшая школа сегодня

ориентирована, прежде всего, на создание условий для целостного развития человека как субъекта жизнедеятельности, способного к самопознанию, рефлексии, целеполаганию, самоактуализации и самореализации своего творческого потенциала. При этом важную роль методологических ориентиров современного образования играют принцип антропологизма (К.Д. Ушинский), принцип субъектности (С.Л. Рубинштейн), принцип доминанты (А.А. Ухтомский), которые послужили основой целостной философской концепции человека, разработанной путем интеграции философских, психологических, физиологических, социологических и этических знаний о человеке как предмете образования и воспитания.

А.А. Ухтомский полагал, что доминантный механизм работы мозга обеспечивает потребность в новых знаниях. Следовательно, активный способ обучения через мышление-размышление-рефлексию должен стать методологической основой построения педагогического процесса [5]. М.К. Мамардашвили в своей работе «Очерк современной европейской философии» отмечал, что сложность бытия требует саморазвития, которое он понимал как акт собирания своей жизни в целое [6]. Акцент делается на способность человека быть автором своей жизни, творцом самого себя, особенно в профессиональной сфере.

Феномен способности субъекта образования к саморазвитию является результатом субъекто-генеза, который учеными определяется как становление возможности самодетерминации личности, готовности человека быть субъектом собственного развития. Самодетерминация является одним из видов внутренней активности человека. Такая интегральная характеристика профессиональной компетентности может рассматриваться как многомерное психологическое образование, которое проявляется в:

- рефлексии как механизме профессионально-личностного роста,

- антропоцентрированном мышлении,

- открытости собственному опыту как источнику саморазвития,

- включении внутренних личностных ресурсов,

- опоре на Я-Концепцию, готовность к партнерству и кооперации,

- социальной и профессиональной ответственности,

- реализации «само-» в познании (самопознании, самоопределении, самоизменении, саморазвитии, самореализации).

Многочисленные философские и психолого-педагогические концепции человека привели к становлению гуманитарной парадигмы образования, признающей повышенный интерес к целостному человеку как активному субъекту самопознания, саморазвития и самореализации. В общественном и педагогическом сознании все более отчетливо проявляется тенденция ориентации на «человекоразмерность» (Степин В.С.) образования, доминирование человекообразую-щей и человекосозидающей его миссии [7].

Наиболее приоритетным, на наш взгляд, направлением в развитии психолого-педагогического образования является трансдисциплинарная методология, в рамках которой разрабатываются акмеологический, антропологический и субъектно-деятельностный подходы (А.Г. Асмо-лов, Б.М. Бим-Бад, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.И. Данилюк, Д.А. Леонтьев, М.Н. Невзоров, В.И. Сло-бодчиков, А.В. Хуторской и др.) [2].

Базовым основанием разработанной нами модели психолого-педагогического образования, опирающегося на основные принципы вышеперечисленных подходов (антропологизма, субъ-ектности, развития, деятельности и др.), является инновационная практика, которая раскрывается через основные понятия: «образовательные практики», «антропопрактики», «психотехнологии», «акметехнологии», «аутопоэзис», «коучинг» и др.

Антропологические практики (антропопрактики) - это различные мыслительные, проектные практики работы со студентами, которые ориентированы на их развитие и выращивание «собственно человеческого» в человеке средствами самообразования. Это создание развивающего образовательного пространства обретения личностью собственной, индивидуальной субъ-ектности в процессе взаимодействия. Другими словами, - это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задается в процессе со-бытийной общности и рефлексивной деятельности в проблемных ситуациях самоопределения и саморазвития в процессе вузовской подготовки.

Остановимся подробнее на определении понятия «коучинг», который активно применяется в учебном процессе вуза.

Коучинг как инновационная технология возник на пересечении акмеологии, антропологии, психологии, менеджмента, философии и логики. Это новое направление, возникшее первона-

чально в спорте, получило широкое распространение в бизнесе и в образовании. Технология ко-учинга рассматривается сегодня не только как инновационная антропопрактика, но и как способ взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на образовательный контент и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта, духовно-нравственной сферы личности, рефлексивных способностей, личностных смыслов и целеполагания [8].

При использовании методологии коучинга в педагогическом процессе роль преподавателя значительно изменяется. Он не только транслирует знания, формирует умения и навыки, но и выполняет функцию фасилитатора, тьютора, мотивирующего готовность к саморазвитию и самостановлению.

Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, сформулировал основные принципы и гуманистические установки педагогического взаимодействия заложив, тем самым, основы современного коучингового подхода в образовании. Среди них:

- безоценочное принятие пациента таким, каков он есть, безусловно позитивное отношение к нему;

- создание развивающей среды, атмосферы комфорта и доверия, наполненность воспитательно-образовательного пространства жизненными проблемами личности;

- эмпатическое понимание чувств, переживаний клиента;

- конгруэнтность в общении (искренность, подлинность, самоидентичность];

- недирективная, диалогичная позиция коуча;

- необходимость опираться на потребность в саморазвитии и самоактуализации [9].

В российской педагогике и психологии теоретико-методологические основы коучинга были разработаны И.В. Абакумовой, А.Г. Асмоловым, М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Е.В. Бондарев-ской, И.Б. Котовой, А.Б. Орловым, А.В. Петровским, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской и др.

Остановимся кратко на характеристике технологии коучинга. Центральная идея этой антропопрактики - принцип деятельностного опосредствования динамических смысловых систем и целенаправленная работа по развитию рефлексии, субъектной позиции, личностных смыслов и гуманистической направленности личности, что и обеспечивает целостное развитие, творчество, удовлетворение и успех. Общая идея этого подхода состоит в том, что механизм саморазвития лежит в организации и изменении личностно-значимой деятельности субъекта психолого-педагогического образования [10].

Вместе с тем отечественные и зарубежные исследования о психолого-педагогических механизмах развития личности свидетельствуют, что оно не может осуществляться только за счет интериоризации внешних действий во внутренний план, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность.

Поэтому главная миссия коуча (фасилитатора, наставника, тьютора] состоит в том, чтобы помочь человеку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние ресурсы и личностные резервы для их решения и саморазвития. Коуч ориентирует на переход от компетентностей ментора к овладению компетентностями психолого-педагогической поддержки и индивидуального сопровождения субъекта образования в процессе его профессионального становления.

В отличие от деятельности тьютора, который организует деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагает способы их решения, коуч актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает субъектов образования в процессе постоянного индивидуально-личностного саморазвития.

Коучинговый подход в образовании позволяет развивать эмпатию, осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования, стимулируя рефлексию обучающихся, направленную на осмысление своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей. Коучинг создает условия для развития базовых компетенций, самостоятельной, успешной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного

саморазвития. Это новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека для решения его личностных и профессиональных задач, работа как с отдельным человеком, так и с группой по определению целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации личностных ресурсов и творческих потенциалов. Зародившись в сфере спорта как индивидуальное сопровождение спортсменов с целью достижения наивысших результатов, коучинг уверенно занял свое место в сфере профессионального психолого-педагогического образования, где ведется подготовка успешного человека, лидера, которому небезразлично происходящее с ним и вокруг него [11].

Наша многолетняя практика работы в вузе показывает, что коучинг- это такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития способностей и необходимых компетенций.

Процесс коучинга складывается из нескольких этапов: постановка цели, осознание ее реальности, анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей, определение путей достижения цели, выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов. Наш опыт работы на факультете психологии и социальной педагогики показал, что коуч-стратегии, используемые антропо- и акметехнологии, направлены на развитие рефлексии как важнейшей профессионально-значимой способности студентов, сознательное формирование «Я-концепции» и акмеологической культуры. Так, участие в копинг-тренингах приводит к позитивным изменениям в структуре самоотношения, повышается самооценка, уверенность в себе, формируются навыки целеполагания. Экспериментально установлено, что в результате развивающего аутопсихологического тренинга «Я-концепция» студентов становится более позитивной и устойчивой, более психологизированной и глубокой с точки зрения анализа индивидуально-типологических особенностей личности. Углубление самопонимания влияет на изменение самоотношения участников тренинга, так как взаимодействие преподавателя и студентов становится личностно-развивающим. Процесс становления дополняется формированием новых профессиональных компетенций, а также преобразованием как саморазвитием и преображением, кардинальным преодолением в соответствии с иерархией ценностей и смыслов, что обеспечивает целостное развитие человека в единстве его природной, социальной и духовной сущности. Особенно эффективно использование этих технологий в магистерском образовании [10].

Таким образом, у человека есть все ресурсы для достижения цели, осознания своих безграничных возможностей и развития креативности. Технология коучинга может способствовать в их достижении, стремлении к «акме», вершинам своего профессионального саморазвития, формирует коммуникативность, умение работать в команде, позитивное мышление, направленное на успех.

Мы не претендуем на изобретение совершенно нового подхода, так как многие из этих целей и технологий обучения известны со времен античных философов. Наша задача состоит в том, чтобы на основе междисциплинарного подхода систематизировать и обобщить образовательные цели для определения приоритетного подхода к организации психолого-педагогического образования, отвечающего требованиям времени. Определив саморазвитие как одну их граней чело-векоразмерного образования, мы пытаемся показать, как должно измениться образование в наше время. Используя человекоразмерную модель психолого-педагогического образования в качестве современного методологического ориентира и опираясь на гуманистические идеи философов и педагогов прошлого, мы можем приступить к глубокому пересмотру образования XXI века. Переход к идее саморазвития через приобретение навыков и компетенций в формате практикоориентированного образования по индивидуальным траекториям означает персонифицированное образование. Такая смена образовательной парадигмы проясняет ответ на вопрос: чему учить студентов сегодня, чтобы они стали успешными завтра?

Литература

1. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП, 2006. 264 с.

2. Скуднова Т.Д. Человекосообразность в европейской культуре и российском образовании. / Философия образования в глобальном и национальном измерении. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2018. С. 230 - 234.

3. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование. Компетенции, необходимые для успеха. М.: Точка, 2018. 235 с.

4. Асмолов А.Г. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика. 2016. №2 (72). С. 2 - 19.

5. УхтомскийА.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

6. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М.: Прогресс-традиция, 2010.

584 с.

7. Степин В.С. Философская антропология и философия науки М., 2006. 192 с.

8. Аткинсон, М., Чойс Т.Р. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга: [пер. с англ.].

Киев: Companion Group, 2009. 208 с.

9. Роджерс К. Человекоцентрированный/ клиентцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 48 - 58.

10. Скуднова Т.Д. Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 133 - 137.

11. Поташник М.М. Коучинг - вершина профессионализма руководителя в работе с людьми // Народное образование. 2010. № 9. С. 110 - 115.

Skudnova Tatyana Dmitriyevna, Ph.d., Associate Professor, Professor, Department of psychology, A.P. Chekhov Taganrog Institute, Branch of Rostov State University of Economics (48, Initsiativnaya Str., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail: skudnovatd@yandex.ru

SOCIOCULTURAL VECTORS OF DEVELOPMENT OF METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES

OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract

The article reveals the basic methodological guidance, vectors of development of psycho-pedagogical education and modern anthropic practices and acme technologies of professional and personal development of subjects of education. It shows the effectiveness of the use of coaching technology to develop the students' skills of self-expression and professional competencies.

Keywords: methodology of education, self-development, subjectivity, self-actualization, creative self-realization, reflection, innovative technologies, anthropic practices, acmetechnologies, coaching, skills and competence.

References

1. Konstantinovskij D.L., Voznesenskaya E.D., Dymarskaya O.YA., CHerednichenko G.A. Social'no-gumanitarnoe obrazovanie: orientacii, praktiki, resursy sovershenstvovaniya. M.: CSP, 2006. 264 p.

2. Skudnova T.D. CHelovekosoobraznost' v evropejskoj kul'ture i rossijskom obrazovanii. / Filosofiya obrazovaniya v global'nom i nacional'nom izmerenii. Rostov n/D: RGEU (RINH), 2018. P. 230 - 234.

3. Fadel' CH., Byalik M., Trilling B. CHetyrekhmernoe obrazovanie. Kompetencii, neobhodimye dlya uspekha. M.: Tochka, 2018. 235 p.

4. Asmolov A.G. Obrazovanie kak potencial'nyj resurs modernizacii obshchestva // Obrazovatel'naya politika. 2016. №2 (72). P. 2 - 19.

5. Uhtomskij A.A. Dominanta. SPb.: Piter, 2002. 448 p.

6. Mamardashvili M.K. Ocherk sovremennoj evropejskoj filosofii. M.: Progress-tradiciya, 2010. 584 p.

7. Stepin V.S. Filosofskaya antropologiya i filosofiya nauki M., 2006. 192 p.

8. Atkinson, M., CHojs T.R. Poshagovaya sistema kouchinga: Nauka i iskusstvo kouchinga: [per. s angl.]. Kiev: Companion Group, 2009. 208 p.

9. Rodzhers K. CHelovekocentrirovannyj/ klientcentrirovannyj podhod v psihoterapii // Voprosy psi-hologii. 2001. №2. P. 48 - 58.

10. Skudnova T.D. Akmeologicheskij podhod v psihologo-pedagogicheskom obrazovanii. // Vestnik Ady-gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pedagogika i psihologiya. 2012. Vyp. 1. P. 133 - 137.

11. Potashnik M.M. Kouching - vershina professionalizma rukovoditelya v rabote s lyud'mi // Narodnoe obrazovanie. 2010. № 9. P. 110 - 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.