«Поэтому сценаристу-режиссеру крайне важно для своей работы накопить и в последствии отобрать такой художественный материал, который был бы близок каждому участнику действия и не оставил никого равнодушным. Разнообразие материала будет впрямую или косвенно отражать проблемы в рамках данного события. В качестве художественного материала могут выступать все виды и жанры литературы и искусств: поэзия, художественная проза, драматургия, изобразительное искусство, кинофрагменты, художественное фото, музыка, танец, пластика, цирковое и эстрадное искусство и другие виды» [5].
Работая с разными видами искусства, интерпретируя их, сценарист тем самым придаёт художественному тексту (сценарию) неповторимый авторский почерк.
Таким образом, художественный текст является «образным преобразованным литературным текстом в синтезе видов искусств». Ему придаётся новое значение: текст по-новому «прочитывается» «новым» автором, то есть интерпретатором - в нашем случае интерпретатор является сценаристом. Так, художественный текст - «продукт» интерпретации сценариста.
Именно поэтому составленная нами схема отражает специфику не только интерпретации литературного текста, но также и работу с многообразием средств искусств, и соединение их в один законченный литературный сценарий. Интерпретация здесь - процесс, сопутствующий верности понимания, которое проецируется на общепринятое, шаблонное, но тем не менее неточное, искажающее «прочтение» литературного произведения.
Предложенная нами схема является лишь первым этапом анализа произведения, который не заостряет внимание на более детальный подход к изучению материала и использованию его на практике - в работе над сценарием. Она отражает общие сведения анализа текста в работе сценариста-режиссера праздничных форм культуры.
Итак, «интерпретация литературного произведения и работа сценариста праздничных форм культуры неразрывно связаны между собой. Работа с текстом и словом - главное направление творческой работы сценариста» [5]. В своей деятельности он «подвергает» текст интерпретации, соединяет литературный текст с разными видами искусства. Бережное отношение к тексту, с которым он работает - важный аспект в творческой составляющей сценариста [10].
Таким образом, работа над текстом - это не механическая компоновка отдельных кусков, будь то литературного произведения или документального
Библиографический список
текста, а «смысловое слияние разножанрового материала с помощью приёмов монтажа» [5].
Автору театрализованных представлений и праздников «приходится «пропускать через себя» огромное количество материала, найденного при изучении литературных источников, музейных экспозиций и архивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, просмотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних постановок по соответствующим темам» - поясняет известный режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д. Силин.
Художественность массового театрализованного представления тесно связана с искусством как важнейшим средством идейно-эмоционального воздействия на личность. Речь идёт не о воспитательном воздействии искусства вообще, в том числе и использовании литературного текста в сценарии театрализованных представлений и праздниках, не о пропаганде искусства, а именно о внесении искусства как элемента художественности в мероприятие, о его использовании как выразительного средства в контексте художественно-творческой работы сценариста-режиссера праздничных форм культуры.
Литературный текст наполняет сценарий и постановку яркими красками, образностью.
Понятие художественности будущей программы определяется сценарием. Основные показатели художественности - это реализация в нём основных принципов образного отражения жизни художественного материала, а в том числе и литературного текста.
Образность и выразительность придают сценарию необыкновенную силу идейно-эмоционального воздействия.
Интерпретация различных «видов искусства», в том числе и литературных произведений, происходит не просто как процесс понимания, а сама интерпретация приобретает художественный характер, что предполагает целостность активного самообнаружения (идея, замысел, работает мышление, восприятие) и личностно-индивидуальное отношение к явлению (произведению, автору). Таким образом, сценарист-режиссер не просто «передаёт», «отражает» чужой голос, а преображает его в самом материале искусства, т.е. мы находим актуальные художественные формы, в которых будет отражено наше понимание искусства: сценарии в различных формах праздничной культуры.
Это очень важный аспект в творческой работе сценариста: только в совокупности смыслов разных видов текстов сценарист сможет добиться наиболее яркого, эмоционально насыщенного, художественно значимого сценария.
1. Кушнир А.В. Художественный текст как объект интерпретации в различных видах и жанрах искусства. Available at: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/ handle/123456789/7255/A.B.%20^HMp.pdf?sequence=1&isAllowed=y
2. Лотман Ю. Избранные статьи. Available at: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Available at: https://www.libfox.ru/375783-mihail-bahtin-estetika-slovesnogo-tvorchestva.html
4. Лукин В. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во «Ось-89», 2005.
5. Марков О.И. Сценарная культура режиссера театрализованных представлений и праздников. Available at: http://gendocs.ru/v42049/марков_о.и._сценарная_культу-ра_режиссеров_театрализованных_представлений_и_праздников
6. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. Available at: https://studfiles.net/preview/2973546/
7. Филиппова Ю. Способы интерпретации литературного произведения. Available at: https://infourok.ru/statya-priyomi-interpretacii-hudozhestvennih-proizvedeniy-na-urokah-literaturi-579425.html
8. Бухреева Е.А. Интерпретация художественного текста как творческий метод работы сценариста праздничных форм культуры. Available at: https://student.eee-science.ru/listing/interpretatsiya-hudozhestvennogo-teksta-kak-tvorcheskij-metod-raboty-stsenarista-prazdnichnyh-form-kultury/
9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Available at: https://studfiles.net/preview/3911534/
10. Кузьмина О.В. Принципы сценарных технологий: работа над текстом. Available at: https://interactiveplus.ru/ru/article/463249/discussion_platform
References
1. Kushnir A.V. Hudozhestvennyj tekst kakob'ekt interpretacii vrazlichnyh vidah izhanrah iskusstva. Available at: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/7255/A.V.%20 Kushnir.pdf?sequence=1&isAllowed=y
2. Lotman Yu. Izbrannye stat'i. Available at: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm
3. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Available at: https://www.libfox.ru/375783-mihail-bahtin-estetika-slovesnogo-tvorchestva.html
4. Lukin V. Hudozhestvennyj tekst: Osnovy lingvisticheskoj teorii. Analiticheskij minimum. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izd-vo «Os'-89», 2005.
5. Markov O.I. Scenarnaya kultura rezhissera teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov. Available at: http://gendocs.ru/v42049/markov_o.L_scenarnaya_kurtura_rezhisserov_ teatralizovannyh_predstavlenij_i_prazdnikov
6. Gavdis S.I. Osnovy scenarnogo masterstva. Available at: https://studfiles.net/preview/2973546/
7. Filippova Yu. Sposoby interpretaciiliteraturnogo proizvedeniya. Available at: https://infourok.ru/statya-priyomi-interpretacii-hudozhestvennih-proizvedeniy-na-urokah-literaturi-579425.html
8. Buhreeva E.A. Interpretaciya hudozhestvennogo teksta kak tvorcheskij metod raboty scenarista prazdnichnyh form kul'tury. Available at: https://student.eee-science.ru/listing/ interpretatsiya-hudozhestvennogo-teksta-kak-tvorcheskij-metod-raboty-stsenarista-prazdnichnyh-form-kultury/
9. Esin A.B. Principy ipriemy analiza literaturnogo proizvedeniya. Available at: https://studfiles.net/preview/3911534/
10. Kuz'mina O.V. Principy scenarnyh tehnologij: rabota nad tekstom. Available at: https://interactiveplus.ru/ru/article/463249/discussion_platform
Статья поступила в редакцию 20.05.19
УДК 378
Sorokina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL TRENDS OF MODERN HIGHER TECHNICAL EDUCATION. Today, in the new rapidly developing socio-cultural changes caused by the influence of the factors of socio-economic development of our society, the priority of developing the personal potential of a future specialist in the conditions of a modern technical university is more relevant than ever. The socio-pedagogical function of a modern technical university, which provides the process of educating a specialist, plays a transformative role in modern society. Thus, the educational potential of a modern technical university today is the degree of development of its capabilities in shaping the personality of a future specialist, realized through all aspects of activity, function, including the educational one itself. The success of the process of educa-
tion in a technical university is determined by the degree of professional and social maturity of the student, the level of formation of his professional and social character, which in turn depends on how the student perceives the educational impact or influence, what is his own activity in the formation of the qualities of the future specialist.
Key words: technical university, education, socio-pedagogical function, socio-cultural conditions, the formation of personality, educational environment.
Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, E-mail: [email protected]
Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, E-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня, в новых стремительно развивающихся социокультурных изменениях, обусловленных действием факторов социально-экономического развития нашего общества, приоритет развития личностного потенциала будущего специалиста в условиях современного технического университета как никогда актуален. Социально-педагогическая функция современного технического университета, обеспечивающая процесс воспитания специалиста, играет преобразующую роль в современном обществе. Таким образом, воспитательный потенциал современного технического университета сегодня - это степень развитости его возможностей в формировании личности будущего специалиста, реализующихся через все стороны деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную. Успех процесса воспитания в условиях технического университета определяется степенью профессиональной и социальной зрелости студента, уровнем сформированности его профессионального и социального характера, что в свою очередь зависит от того, как сам студент воспринимает воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего специалиста.
Ключевые слова: технический университет, воспитание, социально-педагогическая функция, социокультурные условия, формирование личности, образовательная среда.
Приоритетная роль человеческого капитала - актуальная идея, которая последние годы является объектом активного обсуждения политическим руководством страны, правительственными экспертами, она также нашла своё отражение и в посланиях Президента к Федеральному Собранию. Осуществление идеи предполагается в виде «национальных проектов», а это фактическое направление национальных приоритетов дальнейшего развития государства (образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальные проблемы села).
По разным оценкам, дефицит молодых инженеров, экономистов и руководителей, а также других специалистов с высшим техническим образованием только в строительной отрасли на сегодня составляет свыше 100 тыс. человек. Как отмечают исследователи [1], недостаток качества человеческого капитала в функциональном и территориальном аспектах ощущается практически на всех уровнях квалификации технических специалистов, что является одной из главных причин низкой в некоторых отраслях научно-технической и инновационной активности в России. Как результат глобализации, немаловажную роль играет единое мировое образовательное пространство, способствующее миграции высококвалифицированных технических специалистов и потоков знаний в страны с развитой экономикой и инновационной инфраструктурой. Отсутствие отечественных инновационных технологий также предполагает снижение привлекательности некоторых технических профессий для граждан нашей страны, способствуя привлечению дешевой иностранной рабочей силы (рабочих низкой квалификации). Таким образом, комплексная проблема текущего и перспективного обеспечения потребностей различных отраслей в технических кадрах усугубляется.
Национальный проект в сфере образования для решения образовавшихся проблем выделяет две группы мер - направление бюджетных ресурсов на повышение оплаты труда молодых специалистов, с одной стороны, и осуществление структурных реформ в образовательном процессе. Сегодня молодой специалист, выпускник технического университета, оказавшись в реальных экономических условиях рынка труда, подвергается активным воздействиям жесткой рыночной конкуренции, где он должен найти спрос на свою рабочую силу, выдержать конкуренцию на рынке труда.
Определяющими факторами в обеспечении успешного трудоустройства молодого специалиста, согласно исследованиям [2], являются:
- адаптированность молодого специалиста к быстро изменяющимся условиям производства;
- высокая профессиональная мобильность, готовность при необходимости усвоить для себя профессию в соответствии с требованиями современного рынка труда;
- универсализация или освоение нескольких специальностей и производственных операций.
В современных условиях от современного специалиста постоянно требуется осуществление социального выбора, подвижность реакции на социально-профессиональные предложения, изменения способов деятельности, поиск новых форм участия в жизни общества. Характер, направленность, цели становления молодого специалиста как активных субъектов общественных отношений, в значительной степени влияют на качественные характеристики (культурные, социальные, информационные, экономические) перспектив развития общества [3; 4; 5].
Таким образом, коренные социально-экономические изменения, развивающиеся рыночные отношения требуют формирования новой личности профессионала в технических сферах нашего общества [2].
Значительную трансформацию претерпевают также требования к профессиональным знаниям выпускников технических вузов: происходит их многократное расширение, углубление, периодическое обновление.
Можно сказать, что технический университет сегодня приобретает новые функции и обновляет уже традиционные [6]. В связи с этим, важно определить
новую социально-педагогическую функцию системы профессионального образования в современной педагогике, что влечёт за собой значительные обновления роли и значения профессионального образования. Одним из факторов усиления обновления являются условия интеграции России в мировое экономическое и образовательное сообщество [6]. Следует также отметить, что ключевые идеи, принимаемые мировой системой образования, не идут вразрез с ментальными основами Российского государства, а лишь повышают профессиональную мобильность и социальную защищённость личности.
Таким образом, социально-педагогическая функция современного технического университета - прежде всего его «преобразующая роль в обществе, обеспечивающая процесс воспитания современного специалиста в условиях социокультурных изменений, обусловленных действием факторов социально-экономического развития» [6].
Так, закон «Об образовании» буквально трактует: «образование = воспитание + обучение» [6]. Это фактически означает, что «неотъемлемой составляющей образования является воспитание», также нельзя не обнаружить явный акцент на понятие «воспитание», которое находится перед «обучением».
Таким образом, получение образования в условиях современного технического университета не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию, оно должно изменять отношение человека к окружающей его профессиональной, социальной, культурной и географической среде, обеспечить пригодность будущего специалиста к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество [8].
Стремительное изменение условий жизни сделало окончательно бесперспективным определение воспитания как передачу жизненного опыта от старших поколений к младшим. Исследования воспитания как социального явления в теории социализации подрастающего поколения показывают, что традиционная позиция «ваятеля духовного мира личности», «инженера человеческих душ» для современного педагога, по крайней мере, нереальнаи многими отвергается [4].
Современное воспитание уже не мыслится как «передача опыта», однако понимается как процесс индивидуально-личностного становления на основе событийности (В.И. Слободчиков), надситуативной и неадаптивной активности (В.А. Петровский), педагогического взаимодействия (Н.Ф. Радионова и др.).
Говоря о назначении и сущности воспитания студентов в условиях технического университета сегодня, можно выделить несколько относительно принципиальных позиций. Например, традиционный подход - это воспитание, направленное «на целенаправленное формирование личности студента в соответствии с заданным общественным идеалом» [7]. Другая позиция отстаивает «взгляд на студента как сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном воздействии» [7].
Современная психолого-педагогическая наука и практика отстаивает более приоритетное значение понимания воспитания «как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культурой общественного бытия» (И.А. Зимняя, Н.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков и
др.) [8].
Результаты исследовательской работы, анализ литературы, материалов конференций, выводы научных разработок по проблемам воспитания студентов в условиях технического университета, позволяют дать формулировку некоторым основополагающим концептуальным выводам [8]:
1. Воспитание студентов современного технического университета как целенаправленный процесс социализации личности является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.