УДК 168.522
Д. А. Дулецкая Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР
Рассматриваются концептуальные положения эволюционизма и его методологические основания. Эволюционизм рассматривается как течение, отражающее основные тенденции развития антропологического знания, актуализирующиеся в периоды, когда встает проблема синтеза накопленного исследовательского опыта.
В середине XIX столетия в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма, который опирался на идею особого типа необратимых изменений в культуре, которые считаются универсальными для объяснения последовательных этапов динамики культурных феноменов от определенной однородности к разнородности. Поэтому развитие культуры рассматривался как закономерный процесс -все народы и культуры проходят одинаковые стадии эволюционного развития.
Английский социолог Г. Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи. На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры, который включает в себя разные науки, искусства, всевозможные знания и т. д. При этом он выводил возникновение тех или иных форм культуры из естественных потребностей людей, их органической природы и особенностей самой жизни. Только после того, как будут удовлетворены потребности в пище, защите от врагов, в жилье, одежде, считал исследователь, возникают политические потребности, политические институты и литература, наука и искусство [1, с. 114].
Дж. Фрейзер предпринял попытку обосновать универсальную теорию эволюции человеческого мышления. Согласно этой теории исходящей из признания психического единства всех народов человечество проходит в своей эволюции три исторических стадии, соответствующие трем качественно различными способам отношения к природе, реализующим стремление человека к установлению господства над
природными явлениями: магическую, религиозную и научную. Магическое мышление предполагает, что природный мир управляется безличными и неизменными законами, и усматривает наличие причинности между ритуальной практикой и природными событиями. Религиозное мышление - миром управляют сверхъестественные существа, чтобы добиться желаемого, человек должен просить помощи у богов и совершать жертвоприношения. Третья стадия развития человеческого мышления — наука, изучающая реальные причинные связи явлений и применяющая для этого логико-экспериментальные методы.
Уайт предлагает различать три вида процессов в культуре: временные процессы, вневременные и формально-временные. Уайт отводит «человеку - творцу истории» второстепенную роль в динамическом потоке культуры. Он рассматривает человека как существенный фактор эволюции лишь в момент возникновения культуры.
На базе концепции эволюционизма, опирающейся на работы ученых, в большей степени Л. Уайта, возникают новые теории, описывающие развитие культур. Данные теории, объединяющиеся термином неоэволюционизм, рассматривают культуру с позиций выделения частной и общей эволюции.
Библиографическая ссылка
1. Левит С. Я. Культурология. ХХ век : энцикл. СПб. : Университетская книга, 1998.
© Дулецкая Д. А., Виноградова А. И., 2011
УДК 168.522
А. С. Излутченко Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ
(на примере поселка Кулаково Мотыгинского района)
Программа развития Нижнего Приангарья с каждым годом становится все более актуальна. Нижнее Приангарье обладает огромным промышленным потенциалом, реализуя который можно получить большую прибыль, усилить развитие экономики и, повысив благосостояние, реализовать социокультурный потенциал граждан нашей страны и Красноярского края.
Нижнее Приангарье - регион Красноярского края, объединяющий пять районов, и, который располагает значительными запасами полезных ископаемых (по
золоту и свинцу Нижнее Приангарье является крупнейшей сырьевой базой страны), лесных и гидроэнергетических ресурсов [1, с. 1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Вся история поселка Кулаково Мотыгинского района Красноярского края, делится на два периода. Их условно можно назвать периодами «развития лесной и возникновения горнодобывающей промышленности» и «расцвета горнодобывающей промышленности»: первый можно обусловить временными рамками с 1950 г. по 2004 г., а второй - с 2005 г. по наше время. По сути, история поселка Кулаково связана с историей двух предприятий: Тасеевской сплавной конторы и Горевского ГОКа [2].
В 1950 г. была организована Тасеевская сплавная контора (ТСК), участок которой до этого времени относился к Енисейской сплавной конторе. Главная контора ТСК находилась в поселке Первомайск, который до 1955 г. назывался Рейд. Первым директором был Николай Иванович Макаров [3, с. 2]. Так как ресурсы сплава Тасеевской сплавной конторы были велики и Тасеевский рейд не справлялся, на реке Ангаре, в районе деревни Кулаково в 1961 году был основан Кулаковский рейд ТСК и поселок сплавщиков Кулаково [4, с. 3].
Поселок был построен на левом берегу Ангары в шестидесяти километрах от районного центра поселка Мотыгино. Инфраструктура поселка улучшалась с каждым годом. Были построены одноэтажные двухквартирные дома из дерева с прилежащими к ним земельными участками и хозяйственными строениями, пять общежитий, общественная баня, больница, клуб с кинотеатром, концертным залом и библиотекой, столовая, большая пекарня, аэропорт и многое другое. В 1966 г. была открыта средняя школа [4, с. 4]. За счет этого удалось привлечь трудовые ресурсы. Люди приезжали работать на вахту, а после привозили свои семьи на постоянное место жительства.
Каждый год Кулаковским рейдом перерабатывалось и отдавалось на буксир потребителю до 850-900 тыс. кубометров древесины [4, с. 4]. На реке работали новейшие, по тем временам, сплоточные машины и сплоточно-формировочные машины. У Кулаковского рейда были собственные катера, самоходные установки, баржи, плавкраны. ТСК с каждым годом укреплялась, техника модернизировалась, объемы сплава росли. 18 апреля 1989 г. в состав ТСК с передачей всех прав преемственности вошел Машуковский леспромхоз, а 21 июня 1989 г. ТСК была реорганизована в Первомайское комплексный лесосплавное предприятие (ПКЛСП) с передачей в его подчинение Кула-ковского, Первомайского, части Мотыгинского и Орджоникидзевского лесничеств.
Постановлением Администрации Мотыгинского района Красноярского края № 53 от 4 марта 1993 г. в состав ПКЛСП вошло подсобное хозяйство с передачей всех прав преемственности, а само предприятие было вновь реорганизовано в акционерное общество открытого типа «Тасей» с передачей всех прав преемственности [прил. 1].
В 2002 г. ОАО «Тасей» испытало трудности при уплате налогов, тарифов по электроэнергии и заработной плате рабочим. На предприятии обострилась социальная обстановка и в 2004 г. предприятие было расформировано. На ее базе основано множество мелких предприятий. Большая часть техники была
расхищена, сдана в металлолом, из-за плохого технического обслуживания приведена в негодность. Многие постройки со временем были уничтожены. Люди были лишены рабочих мест.
Единственной отдушиной в тяжелой экономической ситуации стала разработка месторождений ценных руд.
Еще в 1956 г. геологосъемочная экспедиция Красноярского геологического управления обнаружила месторождение свинцово-цинковых руд в двенадцати километрах от деревни Кулаково, которое впоследствии назвали Горевским [5, с. 3]. Здесь планировали добывать третью часть свинца СССР.
Летом 1968 г. в эти места прибыли первые специалисты из Хакасии и с Юлинского рудоуправления. Был основан поселок горняков Горевка. Двести человек первых жителей временного поселка начали новую историю с подготовительных работ и строительства дамбы [2, с. 1]. В 1987 г. коллективу удалось достигнуть самых высоких объемов добычи руды - около 340 тыс. тонн [5, с. 3]. В 1991 г. построена обогатительная фабрика с проектной мощностью переработки в 200 тыс. т руды в год. В начале 90-х годов ХХ века Горевский ГОК представлял собой опытно-промышленное предприятие с проектной мощностью добычи и переработки свинцово-цинковых руд 200 тыс. т в год, но предприятие было вынуждено перерабатывать гораздо меньшие объемы.
Технологическая схема обогатительной фабрики обеспечивает переработку свинцовых руд с получением свинцового концентрата. 8 лет назад была введена в эксплуатацию линия переработки цинковых руд с получением цинкового концентрата. Сегодня в состав предприятия входят: карьер, дробильно-обогатитель-ная фабрика, объекты электроснабжения, транспорта [2, с. 1].
Сложившиеся трудности после распада Союза, связанные со сбытом продукции, ростом железнодорожных тарифов, закрытием Алтайского ГОКа, обусловили замедление развития комбината. Временами строительство и работа комбината практически замирали.
Переломным моментом в истории Горевского ГОК стал 1998 г., когда предприятию был выдан первый кредит. Комбинат начал восстанавливаться.
Самые тяжелые испытания выпали на долю руководителя комбината Владимира Валерьевича Гуриева. Была проделана огромная работа, и предприятие сумело стать сильным игроком на мировом рынке цветной металлургии. Предприятие приступило к реконструкции обогатительной фабрики (отделение дробления, измельчения и сгущения). Ввод мощностей был поэтапным: с 2001 г. добыча и переработка 350 тыс. т и с 2003 г. 500 тыс. т свинцово-цинковой руды. К 2004 г. Горевское месторождение постепенно вышло на проектный уровень рентабельности и безработные с бывшего ТСК начали устраивать на работу в Горевский ГОК.
К 2006 г. предприятие вышло на мощность по добыче в 580 тыс. т в год. В 2008 г. группа компаний «Горевский горно-обогатительный комбинат» и «Новоангарский обогатительный комбинат» приступили к
выпуску нового товарного продукта - цинкового концентрата. Пробы были отправлены на сертификацию, после чего на комбинате запустили линию цинковой флотации, дальнейшее расширение производства связано с переходом на подземный способ добычи. Для этого встала задача вновь модернизировать и увеличить мощность фабрики, расширить сотрудничество с другими промышленными предприятиями Мотыгин-ского района.
Таким образом, к 2011 г. Горевское месторождение постепенно вышло на новый уровень. Сейчас производство встроено в цепочку мировых экономических отношений. Его стабильность и поступательное развитие во многом зависят, например, от цен на Лондонской бирже металлов, от курса доллара [2, с. 1]. Развитие лесной, а затем горной промышленности на
примере п. Кулаково Мотыгинского района является типичным для всего Нижнего Приангарского региона.
Библиографические ссылки
1. Нижнее Приангарье. 2010. URL:http://ru.wikipedia.org/
2. Остановились на стрелке ноября. 2010. URL: http://www.krasrab. com/
3. Первомайск: история и современность // Ангарский рабочий. 2005. 27 авг.
4. Моя малая родина - Кулаково // Ангарский рабочий. 2005. 13 авг.
5. Званцев В. А. Жемчужине Приангарья - 80 лет! //Ангарский рабочий. 2005. 13 авг.
© Излутченко А. С., Бочкарев В. П., 2011
УДК 168.522
Н. Н. Краснякова Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИМПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ КАК НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ МИРА
Импрессионизм стал новым направлением в искусстве конца XIX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизма получили свое воплощение не только в живописи, как принято считать, но и в литературе, музыке, скульптуре.
Начало поисков импрессионистов относится к 1860 г., когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. Первым нарушил каноны салонного искусства в 1863 г. Эдуард Мане, выставив свою картину «Завтрак на траве». Его работа не нашла поддержки у публики, Мане обвинили в сумасшествии и неумении рисовать. Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара, было представлено 30 художников, всего 165 работ. Холст Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», написанный в 1872 г., дал рождение термину «импрессионизм». Впервые употребил этот термин журналист Луи Леруа для выражения своего пренебрежения, художники из вызова приняли этот эпитет, позже слово утратило свой первоначальныйотрицательный смысл и вошло в активное употребление. Импрессионизм -это новое художественное видение мира, представители данного направления считали, что искусство должно воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. В импрессионизме раскрывается способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно, инстинктивно; способность образного, а не понятийного мышления.
Наиболее широко импрессионизм раскрылся в живописи: художники-импрессионисты выдвинули собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира. Они перестали разделять предметы на
главные, достойные высокого искусства, и второстепенные. Художники стремились передать в своих работах то впечатление, которое произвел на них тот или иной предмет. Поэтому большинство холстов писалось под открытым небом для лучшего отображения. Искусство импрессионистов содержало в себе приметы нового мировоззрения, в этом мировое значение их творчества, и это привело к непониманию художников-импрессионистов. Их обвиняли в неумении рисовать и незаконченности работ. Публика не желала принимать новое, противоречащее утвердившимся канонам красоты направление. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое течение в живописи получило общественное признание.
Одним из ярких представителей импрессионизма является Клод Моне. Он был мастером пейзажа. Моне одним из первых обратил внимание, что один и тот же природный пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Так появились серии работ, например, всемирно известный «Руанский собор» в разное время суток. Но не только в жанре пейзажа работали импрессионисты, например, Огюст Ренуар очень любил изображать людей, особенно женщин. В портретах Ренуара не интересует внутренний мир человека, он большее внимание придает позам, характерным чертам лица изображаемого, например «Мадам Шарпан-тье со своими детьми», «Бал в саду Муленде ла Галет», «Купальшицы» и другие [1, с. 86].
В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление, скорее