Научная статья на тему 'Эволюционизм как способ объяснения развития культур'

Эволюционизм как способ объяснения развития культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дулецкая Д.А., Виноградова А.И.

Рассматриваются концептуальные положения эволюционизма и его методологические основания. Эволюционизм рассматривается как течение, отражающее основные тенденции развития антропологического знания, актуализирующиеся в периоды, когда встает проблема синтеза накопленного исследовательского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюционизм как способ объяснения развития культур»

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

УДК 168.522

Д. А. Дулецкая Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР

Рассматриваются концептуальные положения эволюционизма и его методологические основания. Эволюционизм рассматривается как течение, отражающее основные тенденции развития антропологического знания, актуализирующиеся в периоды, когда встает проблема синтеза накопленного исследовательского опыта.

В середине XIX столетия в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма, который опирался на идею особого типа необратимых изменений в культуре, которые считаются универсальными для объяснения последовательных этапов динамики культурных феноменов от определенной однородности к разнородности. Поэтому развитие культуры рассматривался как закономерный процесс -все народы и культуры проходят одинаковые стадии эволюционного развития.

Английский социолог Г. Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи. На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры, который включает в себя разные науки, искусства, всевозможные знания и т. д. При этом он выводил возникновение тех или иных форм культуры из естественных потребностей людей, их органической природы и особенностей самой жизни. Только после того, как будут удовлетворены потребности в пище, защите от врагов, в жилье, одежде, считал исследователь, возникают политические потребности, политические институты и литература, наука и искусство [1, с. 114].

Дж. Фрейзер предпринял попытку обосновать универсальную теорию эволюции человеческого мышления. Согласно этой теории исходящей из признания психического единства всех народов человечество проходит в своей эволюции три исторических стадии, соответствующие трем качественно различными способам отношения к природе, реализующим стремление человека к установлению господства над

природными явлениями: магическую, религиозную и научную. Магическое мышление предполагает, что природный мир управляется безличными и неизменными законами, и усматривает наличие причинности между ритуальной практикой и природными событиями. Религиозное мышление - миром управляют сверхъестественные существа, чтобы добиться желаемого, человек должен просить помощи у богов и совершать жертвоприношения. Третья стадия развития человеческого мышления — наука, изучающая реальные причинные связи явлений и применяющая для этого логико-экспериментальные методы.

Уайт предлагает различать три вида процессов в культуре: временные процессы, вневременные и формально-временные. Уайт отводит «человеку - творцу истории» второстепенную роль в динамическом потоке культуры. Он рассматривает человека как существенный фактор эволюции лишь в момент возникновения культуры.

На базе концепции эволюционизма, опирающейся на работы ученых, в большей степени Л. Уайта, возникают новые теории, описывающие развитие культур. Данные теории, объединяющиеся термином неоэволюционизм, рассматривают культуру с позиций выделения частной и общей эволюции.

Библиографическая ссылка

1. Левит С. Я. Культурология. ХХ век : энцикл. СПб. : Университетская книга, 1998.

© Дулецкая Д. А., Виноградова А. И., 2011

УДК 168.522

А. С. Излутченко Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ

(на примере поселка Кулаково Мотыгинского района)

Программа развития Нижнего Приангарья с каждым годом становится все более актуальна. Нижнее Приангарье обладает огромным промышленным потенциалом, реализуя который можно получить большую прибыль, усилить развитие экономики и, повысив благосостояние, реализовать социокультурный потенциал граждан нашей страны и Красноярского края.

Нижнее Приангарье - регион Красноярского края, объединяющий пять районов, и, который располагает значительными запасами полезных ископаемых (по

золоту и свинцу Нижнее Приангарье является крупнейшей сырьевой базой страны), лесных и гидроэнергетических ресурсов [1, с. 1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.