Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»
УДК 168.522
Д. А. Дулецкая Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР
Рассматриваются концептуальные положения эволюционизма и его методологические основания. Эволюционизм рассматривается как течение, отражающее основные тенденции развития антропологического знания, актуализирующиеся в периоды, когда встает проблема синтеза накопленного исследовательского опыта.
В середине XIX столетия в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма, который опирался на идею особого типа необратимых изменений в культуре, которые считаются универсальными для объяснения последовательных этапов динамики культурных феноменов от определенной однородности к разнородности. Поэтому развитие культуры рассматривался как закономерный процесс -все народы и культуры проходят одинаковые стадии эволюционного развития.
Английский социолог Г. Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи. На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры, который включает в себя разные науки, искусства, всевозможные знания и т. д. При этом он выводил возникновение тех или иных форм культуры из естественных потребностей людей, их органической природы и особенностей самой жизни. Только после того, как будут удовлетворены потребности в пище, защите от врагов, в жилье, одежде, считал исследователь, возникают политические потребности, политические институты и литература, наука и искусство [1, с. 114].
Дж. Фрейзер предпринял попытку обосновать универсальную теорию эволюции человеческого мышления. Согласно этой теории исходящей из признания психического единства всех народов человечество проходит в своей эволюции три исторических стадии, соответствующие трем качественно различными способам отношения к природе, реализующим стремление человека к установлению господства над
природными явлениями: магическую, религиозную и научную. Магическое мышление предполагает, что природный мир управляется безличными и неизменными законами, и усматривает наличие причинности между ритуальной практикой и природными событиями. Религиозное мышление - миром управляют сверхъестественные существа, чтобы добиться желаемого, человек должен просить помощи у богов и совершать жертвоприношения. Третья стадия развития человеческого мышления — наука, изучающая реальные причинные связи явлений и применяющая для этого логико-экспериментальные методы.
Уайт предлагает различать три вида процессов в культуре: временные процессы, вневременные и формально-временные. Уайт отводит «человеку - творцу истории» второстепенную роль в динамическом потоке культуры. Он рассматривает человека как существенный фактор эволюции лишь в момент возникновения культуры.
На базе концепции эволюционизма, опирающейся на работы ученых, в большей степени Л. Уайта, возникают новые теории, описывающие развитие культур. Данные теории, объединяющиеся термином неоэволюционизм, рассматривают культуру с позиций выделения частной и общей эволюции.
Библиографическая ссылка
1. Левит С. Я. Культурология. ХХ век : энцикл. СПб. : Университетская книга, 1998.
© Дулецкая Д. А., Виноградова А. И., 2011
УДК 168.522
А. С. Излутченко Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ
(на примере поселка Кулаково Мотыгинского района)
Программа развития Нижнего Приангарья с каждым годом становится все более актуальна. Нижнее Приангарье обладает огромным промышленным потенциалом, реализуя который можно получить большую прибыль, усилить развитие экономики и, повысив благосостояние, реализовать социокультурный потенциал граждан нашей страны и Красноярского края.
Нижнее Приангарье - регион Красноярского края, объединяющий пять районов, и, который располагает значительными запасами полезных ископаемых (по
золоту и свинцу Нижнее Приангарье является крупнейшей сырьевой базой страны), лесных и гидроэнергетических ресурсов [1, с. 1].