Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Главное в мимикрии - привлечь внимание. Сходство «цепляет», а дальше покупатель делает выбор, сопоставляя цену, качество и свои финансовые возможности.
Интересный пример мимикрии в рекламе - «Эльдорадо» и «Техносила».
Сначала, «Эльдорадо» был желтый, а «Техноси-ла» красной, но в один момент они взяли и поменялись цветами. Не ясно на чем основан именно этот рекламный ход, но то, что это привлекло внимание покупателей - это факт. Сначала люди не поняли и были растеряны, но впоследствии привыкли и на сегодня, что «Техносила», что «Эльдорадо» ассоциируются как нечто единое, два равноправных бренда.
Реклама этих двух брендов на столько похожа, что если бы не название на билбордах, то и непонятно было бы чья это реклама, то ли «Техносилы», то ли «Эльдорадо».
Совсем недавно руководство «Техносилы» обратилось в ФАС с жалобой на «Эльдорадо» за то, что в некоторых магазинах «Эльдорадо» рядом с ценниками выставлены товарные чеки «Техносилы» на те же товары. Руководство «Эльдорадо» объясняет это тем, что покупателю удобнее ориентироваться при выборе товара и не тратить время на раздумья. Председатель московской коллегии адвокатов называет действия «Эльдорадо» неэтичными, но вполне законными, при условии, что не имеются элементы, искажающие сравнение, к примеру, отсутствие товара, другие характеристики, разные модели. В противном случае, действия «Эльдорадо» могут выть признаны недобросовестными. Однако, по его мнению, для потребителя сравнение ценовой политики разных компаний является положительным фактором [2].
Мотивы действия имитатора («мимикриатора») очевидны - использовать для себя накопленную эффективность рекламы, уже достигнутую первопроходцами. Мимикрирующая рекламная кампания, обладающая признаками аналогии с оригиналом конкурента, имеет известное преимущество - она сразу попадает в нужную целевую аудиторию. Как минимум позволяет использовать частотность рекламного контакта, войти на рынок (в сознание потребителя) под прикрытием рекламного эффекта лидера, создать о себе «фантомное знание». Как максимум - позиционировать свою товарную марку «рядом с лидером». То есть паразитизм есть при любом объеме и качестве творческого вклада в мимикрию, по крайней мере, попадание в цель обеспечивается без маркетинговых исследований [3].
Мимикрия - это скрытое воздействие, направленное на достижение собственных целей субъекта воздействия; при этом у объекта воздействия формируется неверное представление о действительности, основанное на искаженной или необъективной подаче информации, но обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений.
Библиографические ссылки
1. Кудаков А. Д. Война брендов. «Нэфис косме-тикс» против «Калины». URL: http://www.e-patent.ru/cgi-bin/news.cgi?id=49.
2. Горелова Е. ФАС обсудила примеры недобросовестной рекламы. URL: http://www.advesti.ru/ news/conflict/2232007fas.
3. Долбежкин В. А. Рекламная мимикрия. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/mimi.html.
© Куропатина Е. М., Яковлева Н. Б., Пискорская С. Ю., 2010
УДК 168.522
А. А. Лазицкая Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИДЕЯ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНФУЦИАНСТВЕ
Рассматриваются категории конфуцианства. Раскрывается основная идея религии - создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Кун-фу-цзы, благородный учитель Кун, Конфуций - китайский мудрец, принесший религию, которая стала основой государственного управления, культуры и политики огромной страны. Конфуций говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь к собственной выгоде и комфорту.
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем -«сыном неба». Благородный муж - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие.
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нем нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему об-
Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»
разцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности, направленной на сохранение общественного порядка.
Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, смысл сяо - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельно взятой личности.
На базе конфуцианства в Китае создается специфическая форма государственно-административного управления, в основу которой положена система экзаменов для занятия государственных должностей. В 1919 г. во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Экономические преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но, тем не менее, конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.
© Лазицкая А. А., Виноградова А. И., 2010
УДК 168.522
О. А. Лишутина Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ШАМАНИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ И КУЛЬТУРОЙ
Рассматривается традиционное мировоззрение народов Сибири шаманизм, которое является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса.
Шаманизм сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей, духов-помощников шамана.
В традиционной культуре понятие «шаманизм» можно интерпретировать как целостную систему, включающую в себя религиозно-мифологическое мировоззрение, широкую культовую практику, институт шаманства.
Шаманство представляет собой очень распространенную у всех народов земли форму религии. Однако нельзя отрицать, что эта форма приняла наиболее развитой вид и превратилась в господствующую в Северной Азии. У народов Сибири и Севера, стоящих на различных уровнях развития -от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов, по происхождению с ним не связанных.
В Сибири и Северо-Восточной Азии главным методом отбора шаманов являются:
1) наследственная передача шаманской профессии;
2) природное призвание («призыв» или «выбор»).
Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле (как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы).
Современный шаманизм обретает новые формы, новое почтение древних представлений и ритуалов.
В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новое интерпретацией духовного опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой как единого целого, является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека. Это осознание необходимости связи со своими истоками, корнями, с традициями своего народа, культурным и природным пространством.
Волна интереса к шаманизму и внедрение его техник делают возможным обстоятельное его изучение, необходимость таких исследований становится насущной уже сегодня. Стремительная экспансия культуры передовых стран означает, что нужно сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить шаманизм в его естественной среде.
Известно что, каждый год на территории Красноярского края в поселке Шушенском проходит фестиваль «Саянское кольцо». Главная цель проекта - поддержания единства многообразия этнических культур. Участники и гости каждый год приезжают в Шушенское из различных областей страны - от Калининграда до Владивостока. А это означает, что интерес к различным видам этнической культуры, в том числе и шаманизму, не угасает, а, наоборот, с каждым годом только возрастает.
© Лишутина О. А., Виноградова А. И., 2010