Научная статья на тему 'О религиозном и философском даосизме'

О религиозном и философском даосизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3887
733
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАОСИЗМ / РЕЛИГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ШАМАНИЗМ / ИНЬ / ЯН / TAOISM / RELIGION / PHILOSOPHY / SHAMANISM / YIN / YANG

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хао Цзюй

В статье рассматриваются религиозные и философские аспекты даосизма. Аначизируются истоки становления религиозного и философского направлений в даосизме, дается характеристика га основных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL TAOISM

The article deals with religious and philosophical aspects of Taoism. Examines the origins of the formation of religious and philosophical trends in Taoism, a characteristic of their basic principles

Текст научной работы на тему «О религиозном и философском даосизме»

10. Чэн Чжунъ-ин. Теория конфуцианской личности (selfhood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии / пер. с англ. А. Ломанова // Проблемы Дальнего Востока. - 1995. -№6. - С. 105-106.

11. Янгутов JI.E. Философское учение школы Хуаянь. -М.: Наука, 1982.- 144 с.

12. Янгутов, JI.E. Традиции праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ: БГУ, 2007. - 272 с.

Цырендоржиева Дари Шойбоновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, заведующая кафедрой философии Бурятского

государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

Ринчинова Татьяна Мункобаировна, ассистент Агинского филиала Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Tsyrendorzhieva Darie Shoybonovna, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, head of the department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: bsu.philos@mail.ru. Rinchinova Tatyana Munkobairovna, assistant, Aginsky Branch of the Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 1(1-87) ©Хао Цзюй

О РЕЛИГИОЗНОМ И ФИЛОСОФСКОМ ДАОСИЗМЕ

В статье рассматриваются религиозные и философские аспекты даосизма. Анализируются истоки становления религиозного и философского направлений в даосизме, дается характеристика их основных принципов.

Ключевые слова: даосизм, религия, философия, шаманизм, инь, ян.

Нао Tszyuy

ABOUT RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL TAOISM

The article deals with religious and philosophical aspects of Taoism. Examines the origins of the formation of religious and philosophical trends in Taoism, a characteristic of their basic principles.

Key words: Taoism, religion, philosophy, shamanism, у in, yang.

Даосизм, как одно из основных идеологических течений Китая, рассматривается в научной литературе и как религиозное учение и как философское. При этом зачастую оба эти аспекта не различаются. Говоря о религиозном даосизме, многие авторы излагают философско-мировоззренческую систему даосизма, изложенную в трактатах Лао-цзы и Чжуан-цзы, а характеризуя философский даосизм, привносят в него религиозно-мистические элементы, что искажает наше представление об этом учении, которое является важнейшей составной частью духовной культуры Китая. Поэтому необходимо дать четкое разграничение религиозным и философским аспектам даосизма.

Принято считать, что изначально в даосизме получили свое развитие два течения. Первое было связано с первобытными верованиями, магией и гадательней практикой, второе с мировоззренческими представлениями. Первое легло в основу формирования религиозных представлений, второе - философских.

Известный российский ученый Е.А. Торчинов, ссылаясь на работы китайских исследователей Сюй Дишаня и Фу Цзин-цзя, а

также японской исследовательницы Идзуцу Тосихико, пишет, что «представляется возможным выделить в истории даосской традиции два основных этапа: этап возникновения и становления даосской традиции и этап эволюции развитого даосизма» [1, с. 210]. Далее Е.А. Торчинов отмечает, что китайские и японские исследователи прослеживают генетическую связь даосских истоков с шаманскими верованиями (прежде всего царств Чу, Ци, и Янь), но при этом даосские религиозные верования не приравниваются к шаманским. С ссылкой на другого японского исследователя Фукунага Мицуцзи Е.А. Торчинов пишет: «термин «гуй дао» («Путь демонов») - одно из первых названия даосизма, исходно означал шаманскую практику (первоначальный субстрат даосизма), к которой позднее (при Поздней Хань) добавилась философия Лао-цзы (учение о дао) и учение о духе (шэнь), идущее от «И цзина» [1, с. 210].

Шаманизм, наряду с анимизмом, фетишизмом и тотемизмом - это «древнейшая религия человечества, уходящая своими

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

20126 Л

корнями в эпоху древнего палеолита. Именно к этому времени относятся наскальные изображения в масках и головных уборах, увенчанных рогами разных животных. По мнению ученых - это первые шаманы земли. Такие изображения встречаются в Азии, Африке, Европе в местах расселения древнего человека» [2, с. 325]. В его мировоззрении «особый и важный раздел составляют представления о душе, смерти и загробной жизни, во многом определяющие социальные функции этой религии и систему соответствующих обрядов» [2, с. 355]. В Китае термины шаман, шаманка и шаманство обозначаются иероглифом Ж (у) , который в графическом изображении, в свою очередь, состоит из трех иероглифов - работы X (гун) и двух людей А (жэнь). По словам М.Е. Кравцовой, «История происхождения «у» (шаманства —Х.Ц.) наиболее внятно (хотя и в сильно мифологизированном виде) излагается в сочинении «Го юй» («Речи царств»), в гл. «Чу юй» («Речи [царства] Чу», разд. 2, цз.18). Там сообщается, что «у» и «си» есть личности, которые благодаря проникновению в них светоносных божеств / духов (мин шэнь) либо эманации божеств и духов приобретают особые сакральные знания, позволяющие им устанавливать порядок и сценарий проведения ритуальных акций» [3, с. 623].

Кроме шаманизма в формировании религиозных традиций даосизма, по мнению многих ученых, как европейских и российских, так и китайских, сыграла огромную роль магическая практика (фан ши). Магическая практика в Китае имела тесную связь с учением о долголетии и поисками бессмертия. По словам Е.А. Торчинова: «Корни учения о бессмертных» восходят к глубокой древности: «долголетие» традиционно занимало первое место в системе ценностей древнекитайского общества (у фу -пять видов счастья) о чем свидетельствуют надписи на ритуальной бронзе 2 - первой половины 1 тыс. до н.э.» [1, с. 217]. Учение о бессмертии сянь ({Ш) занимает в даосизме одно из самых главных мест. Иероглиф сянь состоит из двух графем человек (жэнь, Л) и гора (шань, 11]), этимология которого, по мнению Е.А. Торчинова, может означать - горный человек, отшельник. Далее он считает: «Возможно вера в сянь связана с шаманизмом, впоследствии же (к сер. 1 тыс. до. н.э.) она контаминировалась с независимо возникшим представлением о возможности обретения телесного бессмертия и бесконечного продления жизни. Результатом же

этой контамации оказалась даосская концепция «бессмертного (окончательно оформившаяся, видимо, в Ци и Янь) как существа, живущего вечно и наделенного всевозможными сверхъестественными силами и способностями» [1, с. 219].

Даосские верования, связанные с практикой шаманизма, магией и заклинаниями, были весьма популярны среди народных масс. По словам академика В.М. Алексеева, «наибольшую популярность завоевал даосизм в той своей религиозной фазе, которая имеет дело с заклинаниями и изгнанием злых бесов и всякой нечисти. Как всегда, народная религия стремится, прежде всего, ухватить реальную полезность культа. Уйти от мира, в понимании народной религии, значит выработать в себе чудотворную силу против бесов, причиняющих болезни, несчастья и все зло жизни, и затем -овладеть драгоценным мечом, состоящим из монет с каббалистическими надписями, уметь писать заклинательные знаки, запирать нечисть в коробки и горшки и т.д., в общем избавлять людей от лиха» [4, с. 135]. Эти ранние верования, магические практики и заклинания составили религиозное направление раннего даосиза, которое получило название дао цзяо что соответствует нашему представлению о религиозном даосизме. Между тем, следует отметить, что дао цзяо на первых порах не представляло собой единой религиозной системы.

В отличие от религиозного даосизма, философское направление даосизма получило известность как дао цзя (р|ЩЕ). Его формирование началось в эпоху Воюющих

царств (Чжаньго, ¿&Щ , 403-221 гг. до н.э.) и связано с именами Лао-цзы и Чжуан-цзы. Лао-цзы ( с г) приписывается трактат «Дао дэ

цзин» который также известен как

«Лао-цзы» (^-р) . Термин «Дао», от которого происходит название «даосизм», переводится как путь. Он состоит из двух иероглифов: «шоу» (ИГ) и «чо» (х_). Иероглиф «шоу» переводится как голова, глава, лидер, а иероглиф «чо» как движение. Смысл термина дао, таким образом, можно расшифровать как головное, главное движение или главный путь. Термин «дэ» (Ш) переводится как добродетель, благодеяние, а

цзин как канон.

Основная философская идея даосизма заключается в том, что дао является сущностным и генетическим началом мира [5].

Как генетическое начало мира оно порождает мир. Известное выражение из «Дао дэ цзина»: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает тьму вещей» легло в основу философского мироощущения китайцев и определило философско-мировоззренческую матрицу всей древнекитайской философии. Одно в этой матрице понимается как ци два

как Инь (РЯ) и Ян (Р0), три как небо, земля и

человек ЙЙ, А), тьма вещей (75$}) как все многообразие мира.

Сущностный аспект Дао связан с пониманием того, что дао, будучи генетическим началом всего сущего, одновременно является его закономерностью, согласно которой оно развивается. В этой связи весьма важным в «Дао дэ цзине» является учение о недеянии у вэй

(ЗЕ^Э), где недеяние не понимается буквально

как отрицание всякого действия. Отрицается здесь действие, противоречащее дао. Согласно теории недеяния все вещи развиваются согласно своему пути - дао, нельзя мешать этому пути. Другой важной категорией трактата является категория «цзы жань» (Й как естественное состояние, или состояние соответствующее дао. Дэ (Ш) переводится как благодеяние, добродетель. Согласно «Дао дэ цзину», дао рождает, дэ вскармливает.

По словам А.Е. Лукьянова: «Дао Лао-цзы есть философское первоначало в первоначале естественного Дао, и Лао-цзы по праву первенства является Первым Философом китайской Поднебесной - как даосистского направления, так и всей китайской философии» [6, с. 28-29].

Трактат «Чжуан-цзы» (ЙЕ-р) назван по имени его создателя Чжуан-цзы. Написанный в яркой художественной форме и с обильным использование различных метафор и притч, он излагает основную идею философского даосизма — идею о Дао как генетическом и сущностном первоначале. В китайской философской традиции учение древнего философского даосизма получило название «Учение Лао и Чжуана» (Лао Чжуан сюэ пай, Ш^Ш).

Говоря о философии раннего даосизма следует упомянуть и о двух других выдающихся мыслителях - Ле-цзы , которому

приписывается одноименный трактат «Ле-цзы», содержащий даосскую космологию и Ян Чжу

(Ш ) с его идееи естественного существования человека, свободного от

социальной обусловленности. Он не оставил после себя письменных сочинений. Его взгляды изложены в трактате «Ле-цзы», седьмая глава которого специально посвящена взглядам Ян Чжу и называется соответственно «Ян Чжу». Кроме того, о его взглядах можно узнать из упомянутого выше трактата «Чжуан-цзы», конфуцианского трактата «Мэн-цзы» ,

легистского сочинения «Хань Фэй-цзы»

) и др. [7].

Философские принципы даосизма получили свое дальнейшую разработку в трактате «Хуайнань-цзы» (ШШ^, 2 в. до н.э.) , в котором акцентируется внимание на дао как первоначале, которое порождает тьму вещей ((75 Щ) и на идее долголетия и бессмертия [8]. Идея о дао как первооснове всего сущего и учение о бессмертии получили также детальную разработку в трактате Гэ Хуна (283/4 - 343/363) «Баопу-цзы» [9]. Большое развитие дальнейшая разработка философских принципов даосизма получила в комментариях к «Дао дэ цзину» и «Чжуан-цзы» в эпоху Вэй (Ш, 220-265 гг.) и двух Цзинь (ЩЩ, 265-420 гг.) . По словам Л.Е. Янгутова, «в комментаторском творчестве философов Вэй и двух Цзинь внимание акцентировалось на онтологических аспектах даосских канонов. Постепенно происходил отход от космологической проблематики к онтологической. Развитие комментаторской деятельности, направленной на онтолгизацию космологических проблем даосизма, привело к формированию в период Вэй и Цзинь школы сюань сюэ» [10, с. 69]. Среди представителей сюань сюе (Й^) следует выделить имена Ван Би, Хэ Яня, Сян ю и Го Сяна. Их творческая деятельность приходится на Ш-1У вв.

Комментируя фрагмент из «Дао дэ цзина», в котором говорится: «Тьма вещей Поднебесной рождена наличием (^Г), а наличие рождено отсутствием (Эс) », Ван Би пришел к выводу о том, что все вещи рождены из наличия (^Г) , а началом наличия является корень (^фс), оформившийся из отсутствия (7й)» [11, с. 224].

Новый подъем в развитии религиозного направления даосизма начался на рубеже нашей эры в связи с проникновением буддизма в Китай. Буддизм оказал огромное влияние на даосизм, особенно на его религиозное направление. Под его влиянием оно оформилось в организационную систему с монастырской структурой. По словам родоначальника российской буддологии В.П. Васильева, «даосизм принял окончательную форму религии

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012/6 А

только тогда, когда распространился в Китае буддизм» [12, с. 81]. Он пишет, что «когда буддизм стал распространять свою литературу, то что сделали старые даосы? Они также стали издавать свои книги по образцу буддийских, применяя их к своему Лао-цзы, из которого они теперь, по примеру Будды, сделали бога Лао-цзюаня» [12]. В.П. Васильев указывает на множество заимствований даосов из буддийского пантеона. Так, например, он пишет о том, что «по образцу буддистов и у даосов явились обеты; есть пять обетов: не убивать живых существ; не пить вина; не одобрить словами, что не одобряешь сердцем; не воровать и не предаваться сладострастию [12, с. 84].

В этот период, по словам Е.А. Торчинова, «под воздействием катализирующего влияния буддизма как инокультурной традиции происходит консолидация даосских

направлений и рост их самосознания и самоотождествления как даосских» [1, с. 257]. В этот же период, как отмечает ученый, начинается этап институционализации даосизма. Впоследствии религиозное направление даосизма дао цзяо (ШШ) составило с религиозными направлениями буддизма и конфуцианства религиозный синкретизм, получивший известность как сань цзяо - (три религии, три учения: конфуцианство (ШШ) , даосизм {ШШО И буддизм (ШШ) ), который, по словам В.М. Алексеева, «отражает стихийное складывание религиозного синкретизма при отсутствии единой официальной религии, а также сознательные усилия буддийских проповедников к адаптации своего учения в Китае и естественное взаимопроникновение различных философских доктрин» [13, с. 383].

В современном Китае религиозный даосизм представляет собой влиятельное среди китайского населения религиозное течение с множеством монастырей. По данным С.А. Горбуновой, «В различных районах Китая, преимущественно сельских, существует свыше 1,5 тыс. (мужских и женских) даосских монастырей, ориентированных на

сельскохозяйственный труд, большинство которых имеет историческую и культурную ценность. Однако в мегаполисах немало даосских храмов и монастырей, например, в Шанхае их более десяти» [14, с. 61]. Что касается численности последователей даосизма, то, по свидетельству Горбуновой, «реальную

численность его (даосизма - Х.Ц.) трудно выявить в силу того, что даосизм бытует как «мирское», вышедшее за рамки храмов и монастырей учение, что обусловливает его организационную размытость» [14]. Однако, несмотря на эту размытость, сегодня в Китае функционирует Всекитайская даосская ассоциация, созданная в 1957 г. Существует печатное издание «Китайский даосизм», который «выходит с 1980-х гг. с периодичностью раз в 2 месяца. Кроме того, отделениями КДА издаются собственные печатные издания, такие как «Шанхайский даосизм» «Фуцзяньский даосизм» и другие» [14]. Одним из важнейших направлений деятельности КДА является защита экологии. В своей экологической деятельности даосы опираются на свой многовековой опыт в этой сфере [14].

Литература

1. Торчинов Е.А. История даосизма // Духовная культура Китая. Т.2. Мифология. Религия. -М, 2007.

2. Буряты. Под ред. H.J1. Жукова. - М., 2004.

3. Кравцова М.Е. Духовная культура Китая. Т.2. Мифология. Религия. -М., 2007. - С. 623.

4. Алексеев В.М. Китайская народная картина. - М.: Наука. 1966.-С. 135.

5. Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма. Дао и даосизм в Китае. - М, 1982.

6. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. - М., 2000. - С. 28- 29.

7. Полный перевод сочинений ранних даосов был осуществлен профессором Л.Д. Позднеевой. Эти переводы опубликованы в ее книге «Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая». -М., 1967.

8. Перевод этого памятника и исследование представлено в монографии Л.Е. Померанцевой «Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы». -М., 2004.

9. Перевод трактата Гэ Хуна и его исследование осуществлено Е.А. Торчиновым в его монографии «Гэ Хун. Баоп>-цзы». - СПб., 1999.

Ю.Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. -Улан-Удэ. 2007. - С. 272.

11. (Чжунго фоцзяо чжэсюэ ши) / ред. Жэнб Цзиюй. - Пекин, 1981. - С. 224.

12. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, даосизм. - СПб., 1873.

13. Духовная культура Китая. Т.1. Философия. - М., 2006.-С.383.

14. Горбунова С.А. Религии в современном китайском социуме. Культурное наследие в современной политической практике стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. - СПб., 2011. - С.61.

Хао Цзюй, директор Института международной коммерции, КНР, г. Чанчунь.

Нао Tszyuy, the head of Institute of International Commerce, China, Changchun.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.