Научная статья на тему 'Шаманизм как средство восстановления связей человека с природой и культурой'

Шаманизм как средство восстановления связей человека с природой и культурой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лишутина О.А., Виноградова А.И.

Рассматривается традиционное мировоззрение народов Сибири шаманизм, которое является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шаманизм как средство восстановления связей человека с природой и культурой»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

разцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности, направленной на сохранение общественного порядка.

Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, смысл сяо - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи

намного превосходили интересы отдельно взятой личности.

На базе конфуцианства в Китае создается специфическая форма государственно-административного управления, в основу которой положена система экзаменов для занятия государственных должностей. В 1919 г. во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Экономические преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но, тем не менее, конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.

© Лазицкая А. А., Виноградова А. И., 2010

УДК 168.522

О. А. Лишутина Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ШАМАНИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ И КУЛЬТУРОЙ

Рассматривается традиционное мировоззрение народов Сибири шаманизм, которое является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса.

Шаманизм сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей, духов-помощников шамана.

В традиционной культуре понятие «шаманизм» можно интерпретировать как целостную систему, включающую в себя религиозно-мифологическое мировоззрение, широкую культовую практику, институт шаманства.

Шаманство представляет собой очень распространенную у всех народов земли форму религии. Однако нельзя отрицать, что эта форма приняла наиболее развитой вид и превратилась в господствующую в Северной Азии. У народов Сибири и Севера, стоящих на различных уровнях развития -от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов, по происхождению с ним не связанных.

В Сибири и Северо-Восточной Азии главным методом отбора шаманов являются:

1) наследственная передача шаманской профессии;

2) природное призвание («призыв» или «выбор»).

Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле (как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы).

Современный шаманизм обретает новые формы, новое почтение древних представлений и ритуалов.

В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новое интерпретацией духовного опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой как единого целого, является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека. Это осознание необходимости связи со своими истоками, корнями, с традициями своего народа, культурным и природным пространством.

Волна интереса к шаманизму и внедрение его техник делают возможным обстоятельное его изучение, необходимость таких исследований становится насущной уже сегодня. Стремительная экспансия культуры передовых стран означает, что нужно сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить шаманизм в его естественной среде.

Известно что, каждый год на территории Красноярского края в поселке Шушенском проходит фестиваль «Саянское кольцо». Главная цель проекта - поддержания единства многообразия этнических культур. Участники и гости каждый год приезжают в Шушенское из различных областей страны - от Калининграда до Владивостока. А это означает, что интерес к различным видам этнической культуры, в том числе и шаманизму, не угасает, а, наоборот, с каждым годом только возрастает.

© Лишутина О. А., Виноградова А. И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.