Научная статья на тему 'Импрессионизм в искусстве как новое художественное видение мира'

Импрессионизм в искусстве как новое художественное видение мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5584
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснякова Н.Н., Виноградова А.И.

Импрессионизм стал новым направлением в искусстве конца XIX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизма получили свое воплощение не только в живописи, как принято считать, но и в литературе, музыке, скульптуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импрессионизм в искусстве как новое художественное видение мира»

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

выпуску нового товарного продукта - цинкового концентрата. Пробы были отправлены на сертификацию, после чего на комбинате запустили линию цинковой флотации, дальнейшее расширение производства связано с переходом на подземный способ добычи. Для этого встала задача вновь модернизировать и увеличить мощность фабрики, расширить сотрудничество с другими промышленными предприятиями Мотыгин-ского района.

Таким образом, к 2011 г. Горевское месторождение постепенно вышло на новый уровень. Сейчас производство встроено в цепочку мировых экономических отношений. Его стабильность и поступательное развитие во многом зависят, например, от цен на Лондонской бирже металлов, от курса доллара [2, с. 1]. Развитие лесной, а затем горной промышленности на

примере п. Кулаково Мотыгинского района является типичным для всего Нижнего Приангарского региона.

Библиографические ссылки

1. Нижнее Приангарье. 2010. URL:http://ru.wikipedia.org/

2. Остановились на стрелке ноября. 2010. URL: http://www.krasrab. com/

3. Первомайск: история и современность // Ангарский рабочий. 2005. 27 авг.

4. Моя малая родина - Кулаково // Ангарский рабочий. 2005. 13 авг.

5. Званцев В. А. Жемчужине Приангарья - 80 лет! //Ангарский рабочий. 2005. 13 авг.

© Излутченко А. С., Бочкарев В. П., 2011

УДК 168.522

Н. Н. Краснякова Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИМПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ КАК НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ МИРА

Импрессионизм стал новым направлением в искусстве конца XIX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизма получили свое воплощение не только в живописи, как принято считать, но и в литературе, музыке, скульптуре.

Начало поисков импрессионистов относится к 1860 г., когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. Первым нарушил каноны салонного искусства в 1863 г. Эдуард Мане, выставив свою картину «Завтрак на траве». Его работа не нашла поддержки у публики, Мане обвинили в сумасшествии и неумении рисовать. Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара, было представлено 30 художников, всего 165 работ. Холст Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», написанный в 1872 г., дал рождение термину «импрессионизм». Впервые употребил этот термин журналист Луи Леруа для выражения своего пренебрежения, художники из вызова приняли этот эпитет, позже слово утратило свой первоначальныйотрицательный смысл и вошло в активное употребление. Импрессионизм -это новое художественное видение мира, представители данного направления считали, что искусство должно воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. В импрессионизме раскрывается способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно, инстинктивно; способность образного, а не понятийного мышления.

Наиболее широко импрессионизм раскрылся в живописи: художники-импрессионисты выдвинули собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира. Они перестали разделять предметы на

главные, достойные высокого искусства, и второстепенные. Художники стремились передать в своих работах то впечатление, которое произвел на них тот или иной предмет. Поэтому большинство холстов писалось под открытым небом для лучшего отображения. Искусство импрессионистов содержало в себе приметы нового мировоззрения, в этом мировое значение их творчества, и это привело к непониманию художников-импрессионистов. Их обвиняли в неумении рисовать и незаконченности работ. Публика не желала принимать новое, противоречащее утвердившимся канонам красоты направление. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое течение в живописи получило общественное признание.

Одним из ярких представителей импрессионизма является Клод Моне. Он был мастером пейзажа. Моне одним из первых обратил внимание, что один и тот же природный пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Так появились серии работ, например, всемирно известный «Руанский собор» в разное время суток. Но не только в жанре пейзажа работали импрессионисты, например, Огюст Ренуар очень любил изображать людей, особенно женщин. В портретах Ренуара не интересует внутренний мир человека, он большее внимание придает позам, характерным чертам лица изображаемого, например «Мадам Шарпан-тье со своими детьми», «Бал в саду Муленде ла Галет», «Купальшицы» и другие [1, с. 86].

В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление, скорее

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Импрессионизм был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок - инстинктом. Именно писатели-импрессионисты сформулировали лозунг всего направления: «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство». Литературные произведения эпохи импрессионизма отличаются большим объемом, так как особоевнимание писатели уделяли описаниям. Например, Э.Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий (описание сыров в Чреве Парижа, выставка белых тканей в Дамском счастье). Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется, так же как в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин. Импрессионистические тенденции можно увидеть у таких писателей как братья Гонкур, П. Верлен, Ж. Лафорг, Ги де Мопассан, М. Пруст, А. Белый и многие другие.

Применение термина «импрессионизм» к музыке во многом условно - музыкальный импрессионизм не сопоставляется в прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета - 90-е гг. XIX в. и первое десятилетие XX в.). Идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение в основном во французской музыке. К. Дебюсси и М. Равель наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке, в их фортепьянных и оркестровых пьесах-эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюбленного в красоту окружающего мира. Главное в

музыкальном импрессионизме - передача настроений. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

Импрессионизм в скульптуре подразумевает живую свободную моделировку текучих мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно уловлен момент движения, развития; фигуры как будто сняты с помощью скрытой камеры, как, например, в некоторых работах Э. Дега и О. Родена (Франция), Медардо Россо (Италия), П. П. Трубецкого (Россия). Одним из открытий скульпторов-импрессионистов, а именно О. Родена, является то, что и фрагмент может быть выразителен сам по себе. Часть целого, скрыто несущая в себе его образ, может сама воздействовать на художественное чувство. У Родена много скульптур, изображающих только торсы или руки. Например, «Собор»: композиция из двух кистей рук, соприкасающихся кончиками пальцев, как символ священной защиты [2, с. 236].

Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX-XX столетия, она одарила нас великими мастерами во всех видах искусства. Следует отметить, что импрессионизм стал этапом, когда произошел коренной перелом, который изменил мировоззрение людей и дал толчок к дальнейшим изменениям, появлению новых направлений в искусстве XX в.

Библиографические ссылки

1. Мосин И. Г. Мировое искусство. Импрессионизм /И. Г. Мосин. М. : Кристалл, 2006.

2. Лишар Л. Энциклопедия импрессионизма: живопись и графика, скульптура, архитектура, литература, музыка. М. : Дрофа, 2003.

© Краснякова Н. Н., Виноградова А. И., 2011

УДК 766

А. Н. Курчатов Научный руководитель - Е. А. Вейсов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИЗОБРАЖЕНИЯ И ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рассмотрена роль фракталов в машинной графике.

В последнее время изображения и иллюстрации стали использоваться повсеместно. Проблема, связанная с их большим размером, появилась при работе и на рабочих станциях, и на персональных компьютерах. Решению этой проблемы уделяется достаточно серьезное внимание. Разработано большое количество различных алгоритмов архивации графики: использовались как видоизмененные универсальные, так и абсолютно новые алгоритмы, ориентированные только на изображения. Более того, были разработаны алгоритмы, ориентированные только на конкретный класс изображений.

Роль фракталов в машинной графике сегодня достаточно велика. Они приходят на помощь, например, когда требуется, с помощью нескольких коэффициентов, задать линии и поверхности очень сложной формы. С точки зрения машинной графики, фрактальная геометрия незаменима при генерации искусственных облаков, гор, поверхности моря. Фактически найден способ легкого представления сложных неевклидовых объектов, образы которых весьма похожи на природные.

Определение фрактала, данное Мандельбротом, звучит так: «Фракталом называется структура,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.