СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Е. А. Ездакова
Детский сад № 323, соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
(г. Новосибирск)
В статье говорится о формировании личности. В народной педагогике главную роль воспитания личности играет регулирование поведения человека во всех сферах его жизни - в труде и в быту, в семье и в общественных местах, а регуляторами воспитания служат моральные нормы, обычаи и традиции. Психологическими механизмами нравственного воспитания младших школьников являются подражание, организация среды нравственного развития, управления взаимодействиями в субъектном нравственном пространстве детей, опыт подлинной нравственной жизни.
Ключевые слова: социализация, социальное зеркало, народная педагогика, воспитание личности
Ездакова Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», воспитатель детского сада № 323, рабочий телефон: 8 (383) 341-45-55
Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Он продолжает жизнь эмбриона, как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.
В дальнейшем самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности, и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими людьми, через их оценки каждый человек
устанавливает умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
Социальное зеркало (зеркало оценки себя другими и через других) постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей.
Наиболее отчетливо такое зеркало проявляется в народной педагогике, где из века, в век, из тысячелетия в тысячелетие решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день.
Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые народ желает видеть и воспитать в будущих поколениях, привить каждой личности, и таким образом приблизить человека к идеалу.
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Сегодня представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» [6]. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
В народной педагогике главную роль воспитания личности играет регулирование поведения человека во всех сферах его жизни - в труде и в быту, в семье и в общественных местах, а регуляторами воспитания служат моральные нормы, обычаи и традиции.
Традиции помогают регулировать поведение людей, предостерегают от неверных поступков, создают уверенность в будущем, служат мощным
средством их объединения, формируют определенную направленность поведения, доносят до новых поколений образцы убеждений и чувств.
Историческая память - одно из сильнейших средств формирования национального самосознания школьников. Осознание себя наследником и продолжателем дела бесчисленных ушедших поколений, сопричастности с ними является необходимым условием воспитания будущего гражданина.
В. А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа, он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «Я уверен, - писал он, - что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [7].
Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается здесь не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах - и мелодии.
Еще одной характерной чертой народной педагогики является коллективность ее творческих основ.
По мнению В. П. Аникина, «все народные сказки, предания, былины, анекдоты, песни, пословицы, загадки, - словом, почти все произведения народного массового творчества прошли через этот процесс фольклоризации» [1].
В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор - народ.
«Народной педагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь» [4].
Именно это качество народного творчества представляет богатейшие возможности для воспитания нравственных чувств у детей. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, чтобы в результате подражания положительным примерам нравственные чувства закреплялись в конкретных поступках и действиях.
Только при этих условиях можно надеяться, что в любой обстановке чувства детей найдут свое выражение в благородных, нравственных порывах, делах, добротворчестве.
Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении народные сказки и афоризмы должны стать важным средством воспитания. Любой родитель, учитель, воспитатель, наставник в воспитательных ситуациях могут и должны использовать народную мудрость.
Сегодня, когда мы начинаем понимать, что загнаны в тупик в духовном развитии, что утеряны многие материальные памятники, духовные ценности народов, мы должны обратить свои взоры в прошлое, вглядеться в глубину веков и призвать себе в союзники народную мудрость. Конечно все, чем когда-то была сильна народная педагогика, реанимировать невозможно в силу объективных исторических причин.
Изменился уклад жизни миллионов людей, появились новые средства воспитания, более мощные, чем прошлые: детские книги, театры, музеи, телевидение, спортивные сооружения, учреждения внешкольного воспитания.
Распадение культуры вследствие дифференциации и специализации сопровождается распадением ее вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает.
Противопоставить этому можно только народную педагогику. Приобщение детей к народному быту и национальной культуре, организация процесса изучения народных промыслов и ремесел, старинной архитектуры и живописи, национальной одежды, проведение общенародных праздников с соблюдением давних обычаев, церемониалов и ритуалов позволяют осуществлять своеобразную перекличку поколений и через эту связь формировать народный дух и национальный колорит каждой детской личности.
Это помогает вести детей от общественных инстинктов к осознанию сути и содержания общечеловеческих ценностей путем применения иносказаний - через обращение к сказкам, былинам, легендам, пословицам, поговоркам, прибауткам. А в труде и общественных делах максимально приблизить детей к доступным для них производственным процессам, обеспечить в коллективном труде углубленное познание окружающего мира, сформировать и закрепить рефлексы добросовестных тружеников и инициативно-творческих, рачительных хозяев, выработать у мальчиков и девочек требуемые жизнью трудовые умения и навыки.
Положительные качества личности можно усилить путем проведения разнообразных детских игр, где младшие школьники усвоят обычаи народа, взрастят основы личных убеждений, и, развиваясь в атмосфере неподдельной заботы друг о друге, постоянного проявления уважения и любви к старшим поколениям, сформируются как гуманисты.
Сущность процесса нравственного воспитания в том и состоит, чтобы сформировать у ребенка гуманистическую направленность личности, помочь ему вырабатывать у себя общественные качества, развивать себя как личность через механизмы собственных творческих усилий самовоспитания.
Успеху народной педагогики в нравственном развитии детей способствуют широкий объем нравственных представлений, знаний при
выборе способов поведения, анализ проблем добра и зла, социальной справедливости, сложного мира человеческих взаимоотношений, расширение мотивов нравственного поведения.
Психологическими механизмами нравственного воспитания младших школьников являются подражание, организация среды нравственного развития, управления взаимодействиями в субъектном нравственном пространстве детей, опыт подлинной нравственной жизни.
Нравственный потенциал человека, как и других общечеловеческих ценностей, служит основанием мотивации и регулирования человеческого поведения. Утверждение в жизни народов общечеловеческих ценностей есть закономерный результат исторического развития общества. При этом у каждого народа процесс имеет свои национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности, нашедших свое отражение в культуре.
«Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет и отчаивается, по-своему улыбается, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет... Словом: у каждого народа иной и особый душевный уклад и духовно-творческий акт. И у каждого народа особая, национально-зарожденная, национально выношенная и национально выстраданная культура» [3].
Возникшие в разные исторические эпохи в жизни народов идеи общечеловеческих ценностей до сих пор взаимодействуют друг с другом. Понятие «общечеловеческие ценности» в педагогике подчеркивает единую социальную функцию, цель, содержание и направленность воспитания, в какой бы стране, национальной школе оно не осуществлялось. Понятие общечеловеческой цели, как социальной установки, включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты [5].
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы. И главным героем в этом обращении к народной педагогике является учитель.
Ибо как писал И. Ильин в статье «Русский учитель»: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания. Судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твёрдо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребёнке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности» [2].
Эта мысль актуальна и для дня сегодняшнего, поскольку автор приведенной цитаты не сводит духовность только к религиозному наполнению, давая широкое толкование духовности и, что особенно важно, подчеркивает значимость профессиональной и нравственной подготовки самих педагогов, будущих учителей для российского образования XXI века.
Список литературы
1. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа / В. П. Аникин. - М., 1969. - С. 22.
2. Ильин И. А. Русский учитель / И. А. Ильин // Опыты православной педагогиги. - М., 1993. - С. 196.
3. Ильин И. А. Собрание сочинений : В 10 т. / И. А. Ильин. - М., 1993. - Т. 1. - С. 324.
4. Кузина Т. Ф. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды // Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. - М. : Школьная пресса, 2001. - С. 82.
5. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. А. Портнов. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - С. 82-83.
6. Социология : словарь-справочник. - М., 1990. - Т. 2. - С. 71.
7. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1982. - С. 22.