Научная статья на тему 'Социокультурные предпосылки формирования физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века'

Социокультурные предпосылки формирования физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / физическое воспитание / модель / система физической культуры / спортивные клубы и общества / тенденция развития. / Russian Empire / physical education / model / system of physical culture / sports clubs and societies / development trend.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Фокин Александр Михайлович, Овчинников Владимир Павлович, Шелкова Людмила Николаевна, Белоруссова Светлана Антоновна

В работе отмечается, что становление физического воспитания в дореволюционной России складывалось под влиянием социально-исторических и культурных факторов ХIХ начала ХХ вв. Поскольку религиозное мировоззрение уже не являлось доминирующей формой выражения духовного творчества, стало возможно более быстрое развитие рационализма. Целью работы являлась верификация исторических событий в Российской империи конца XIX начала XX века в аспекте формирования системы физического воспитания во взаимосвязи с социокультурными проявлениями. Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, синтез, метод сжатия информации, аналитическое сопоставление. В искомый период реформаторские идеи рационализма находили попытку воплощения в немецкой, шведской и чешской моделях физического воспитания. Результаты. Основными деятелями преобразований в физическом воспитании являлись И. И. Бецкий, А.В. Головнин, П.Ф. Лесгафт, И.И. Паульсон. Педагогические новации И. И. Бецкого нашли отражение в программе телесного обучения в привилегированных Сухопутном и Морском кадетских корпусах. П.Ф. Лесгафт утверждал, что ни одна из западных систем физического воспитания не отвечает национальной идее формирования гармоничной личности гражданина. Заключение. В Российской империи в социуме культуры отсутствовала стройная система физического воспитания; на Олимпийских играх1900 г. спортсмены не завоевали ни одной медали; на Олимпийских играх 1908 г. империя завоевала первое золото. В основном от России соревновались графы и князья, спорт выступал «элитогенезом». Научная новизна: выявлена предпосылка зарождения направленности физического воспитания на самостоятельность и здоровьесбережение; усиление приоритета дидактического принципа «учить войска тому, что необходимо на войне» и метода примера в наглядности обучения. Практическая значимость: результаты исследований вызывают необходимость усиления методов «наглядного показа», «примера» для государственных чиновников в рамках демонстрации личной физической формы, как это проявлялось в традициях графов и князей Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Фокин Александр Михайлович, Овчинников Владимир Павлович, Шелкова Людмила Николаевна, Белоруссова Светлана Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural prerequisites for the formation of physical education in the Russian Empire at the end of the XIX beginning of the XX century

It is noted that the formation of physical education in pre-revolutionary Russia was formed under the influence of socio-historical and cultural factors of the nineteenth and early twentieth centuries. Since the religious worldview was no longer the dominant form of expression of spiritual creativity expression, the rapid development of rationalism became possible. Purpose was the verification of historical events in the Russian Empire of the late XIX early XX centuries in the aspect of physical education system formation in conjunction with socio-cultural manifestations. Materials and research methods: retrospective analysis, synthesis, "information compression". In the period sought, the reformist ideas of rationalism found an attempt to be embodied in the German, Swedish and Czech models of physical education. Results. The main figures of transformations in physical education were I.I. Betskiy, I.I. Paulson, A.V. Golovnin, P.F. Lesgaft. Pedagogical innovations of I. I. Betskiy were reflected in the program of bodily education in the privileged Land and Naval Cadet Corps. P.F. Lesgaft asserted that none of the Western systems of physical education met the national idea of a citizen harmonious personality formation. Conclusion. In the Russian Empire, there was no coherent system of physical education in the cultural society; at the Olympic Games of 1900, athletes did not win a single medal; at the Olympic Games in 1908, the first gold medal appeared in the empire. Basically, counts and princes competed from Russia, sport was "elitogenesis". Scientific novelty: the prerequisite for the emergence of physical education orientation to independence and health preservation is revealed; strengthening the priority of the didactic principle "to teach troops what is necessary in war" and the method of example in the visualization of training. Practical significance: the results of the research necessitate strengthening the methods of "visual demonstration", "example" for government officials as part of the personal physical fitness demonstration, as manifested in the traditions of the counts and princes of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Социокультурные предпосылки формирования физического воспитания в Российской империи конца XIX начала XX века»

УДК 796.07-57

Социокультурные предпосылки формирования физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века Фокин А.М. *, Овчинников В.П., Шелкова Л.Н., Белоруссова С.А.

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-7976-4980, studio_grand@list.ru* ORCID: 0000-0003-0691-4666, ovchinnikovvp@herzen.spb.ru ORCID: 0000-0002-1848-9815, shelkova.mila@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6405-5112, kisl506@mail.ru

Аннотация: В работе отмечается, что становление физического воспитания в дореволюционной России складывалось под влиянием социально-исторических и культурных факторов ХЕХ - начала ХХ вв. Поскольку религиозное мировоззрение уже не являлось доминирующей формой выражения духовного творчества, стало возможно более быстрое развитие рационализма. Целью работы являлась верификация исторических событий в Российской империи конца XIX - начала XX века в аспекте формирования системы физического воспитания во взаимосвязи с социокультурными проявлениями. Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, синтез, метод сжатия информации, аналитическое сопоставление. В искомый период реформаторские идеи рационализма находили попытку воплощения в немецкой, шведской и чешской моделях физического воспитания. Результаты. Основными деятелями преобразований в физическом воспитании являлись И. И. Бецкий, А.В. Головнин, П.Ф. Лесгафт, И.И. Паульсон. Педагогические новации И. И. Бецкого нашли отражение в программе телесного обучения в привилегированных Сухопутном и Морском кадетских корпусах. П.Ф. Лесгафт утверждал, что ни одна из западных систем физического воспитания не отвечает национальной идее формирования гармоничной личности гражданина. Заключение. В Российской империи в социуме культуры отсутствовала стройная система физического воспитания; на Олимпийских играх1900 г. спортсмены не завоевали ни одной медали; на Олимпийских играх 1908 г. империя завоевала первое золото. В основном от России соревновались графы и князья, спорт выступал «элитогенезом». Научная новизна: выявлена предпосылка зарождения направленности физического воспитания на самостоятельность и здоровьесбережение; усиление приоритета дидактического принципа «учить войска тому, что необходимо на войне» и метода примера в наглядности обучения. Практическая значимость: результаты исследований вызывают необходимость усиления методов «наглядного показа», «примера» для государственных чиновников в рамках демонстрации личной физической формы, как это проявлялось в традициях графов и князей Российской империи.

Ключевые слова: Российская империя, физическое воспитание, модель, система физической культуры, спортивные клубы и общества, тенденция развития.

Для цитирования: Фокин А.М.*, Овчинников В.П., Шелкова Л.Н., Белоруссова С.А. Социокультурные предпосылки формирования физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

Socio-cultural prerequisites for the formation of physical education in the Russian Empire at the end of the XIX - beginning of the XX century

Aleksandr M. Fokin *, Vladimir P. Ovchinnikov, Lyudmila N. Shelkova, Svetlana A. Belorussova

Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia

ORCID: 0000-0002-7976-4980, studio_grand@list.ru* ORCID: 0000-0003-0691-4666, ovchinnikovvp@herzen.spb.ru ORCID: 0000-0002-1848-9815, shelkova.mila@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6405-5112, kisl506@mail.ru

Abstract: It is noted that the formation of physical education in pre-revolutionary Russia was formed under the influence of socio-historical and cultural factors of the nineteenth and early twentieth centuries. Since the religious worldview was no longer the dominant form of expression of spiritual creativity expression, the rapid development of rationalism became possible. Purpose was the verification of historical events in the Russian Empire of the late XIX - early XX centuries in the aspect of physical education system formation in conjunction with socio-cultural manifestations. Materials and research methods: retrospective analysis, synthesis, "information compression". In the period sought, the reformist ideas of rationalism found an attempt to be embodied in the German, Swedish and Czech models of physical education. Results. The main figures of transformations in physical education were I.I. Betskiy, I.I. Paulson, A.V. Golovnin, P.F. Lesgaft. Pedagogical innovations of I. I. Betskiy were reflected in the program of bodily education in the privileged Land and Naval Cadet Corps. P.F. Lesgaft asserted that none of the Western systems of physical education met the national idea of a citizen harmonious personality formation. Conclusion. In the Russian Empire, there was no coherent system of physical education in the cultural society; at the Olympic Games of 1900, athletes did not win a single medal; at the Olympic Games in 1908, the first gold medal appeared in the empire. Basically, counts and princes competed from Russia, sport was "elitogenesis". Scientific novelty: the prerequisite for the emergence of physical education orientation to independence and health preservation is revealed; strengthening the priority of the didactic principle "to teach troops what is necessary in war" and the method of example in the visualization of training. Practical significance: the results of the research necessitate strengthening the methods of "visual demonstration", "example" for government officials as part of the personal physical fitness demonstration, as manifested in the traditions of the counts and princes of the Russian Empire.

Keywords: Russian Empire, physical education, model, system of physical culture, sports clubs and societies, development trend.

For citation: Aleksandr M. Fokin*, Vladimir P. Ovchinnikov, Lyudmila N. Shelkova, Svetlana A. Belorussova. Socio-cultural prerequisites for the formation of physical education in the Russian Empire at the end of the XIX - beginning of the XX century. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): .

Введение

Заложенные традиции петровского рационализма продолжила Екатерина II, которая в 1772 году поручила И.И. Бецкому подготовить Устав и программу для воспитательных домов. Реформаторские идеи Екатерины II нашли отражение в государственной политике по формированию среднего класса, людей инициативных и деятельностных, способных создавать и созидать. Свои взгляды на всестороннее воспитание детей, основанные на трудах прогрессивных западных педагогов, И.И. Бецкий изложил в наставлении о воспитании детей от рождения до юношества с небольшими примечаниями, где автор отмечает важное значение физических упражнений в воспитании молодого поколения. Педагогические новации Бецкого нашли свое отражение в программе телесного обучения в привилегированных Сухопутном и Морском кадетских корпусах, а также Смольном институте благородных девиц. При этом

девушкам, кроме танцев и верховой езды, преподавали мячиковые игры [1; 2]. Физическое воспитание И.И. Бецкий рассматривал как «средство следовать по стопам натуры, не превозмогая ее и не разламывая, но способствуя ей». В своих трудах автор уделял большое внимание гигиеническим основам воспитания и закаливания, рекомендовал не пеленать туго младенцев, а детям и подросткам носить простую и свободную одежду, не мешающую телодвижениям. Организм детей необходимо постепенно закаливать, учить стойко переносить непогоду. Укреплять здоровье детей через различные движения и игры, регулярно проводить время на свежем воздухе, соблюдать режим дня и чистоту [3].

В первой четверти XIX века в связи с династическими связями России с Пруссией немецкая модель физического воспитания приобрела повсеместное распространение в нашей стране [4; 5]. Немецкие педагоги Антон Фит и Христофор Гутс-Мутс стремились приблизить школьное телесное воспитание к античному идеалу, включив в него бег, прыжки, метание, борьбу, плавание. Основным средством «сотворения» личности ребенка была определена игра как «работа в облике юношеской радости» [6]. Фридрих Людвиг Ян усовершенствовал систему физического воспитания Фита и Гутс-Мутса, которая в последующем стала преобладающей в системе телесного воспитания в учебных заведениях Военного ведомства. Разработанная Пером Хенриком Лингом шведская модель физического воспитания стала основным конкурентом гимнастики системы Яна в эпоху Николая I. Отличительными особенностями системы стали гуманистические идеи Песталоцци и европейских романтиков в отличие от милитаризованной немецкой системы. России, пережившей тяжелое нравственное испытание после Русско-турецкой войны и Польской кампании, требовалась подходящая система физического воспитания для восполнения телесных и духовных сил молодого поколения.

В 1835 году великий князь Михаил Павлович приглашает в Петербург последователя Линга - Густава де Паули, выпускника Центрального Парижского военно-гимнастического института, который начал активно внедрять шведскую модель физического воспитания в программы кадетских корпусов и некоторых гимназий [7]. Рост национального самосознания после революционных событий 1905 года формировал условия для появления новых спортивных клубов и обществ, среди которых самым востребованным стало «сокольство». В 1860-х годах Мирославом Тыршем была разработана Чешская модель физического воспитания, основанная на принципах братства, единства, укрепления чувства общности. Деятельность этих кружков одобрялась и поощрялась министерством народного просвещения, приглашались преподаватели из-за границы, закупалось оборудование, организовывались гимнастические праздники. Проводились соревнования среди учащихся, в программу которых включались упражнения на снарядах, опорные прыжки, вольные

упражнения, прыжки в длину и высоту, бег на 100 м, метание копья, выжимание гири и другие виды. Девушки выступали с вольными и пирамидковыми упражнениями [3]. Таким образом, в Российской империи конца XIX - начала XX века социокультурные предпосылки формирования физического воспитания происходили в попытках воплощения в немецкой, шведской и чешской моделях для интеграции с европейскими ценностями.

Цель работы - верифицировать исторические события в Российской империи конца XIX - начала XX века в аспекте формирования системы физического воспитания во взаимосвязи с социокультурными проявлениями.

Материалы и методы

Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, синтез, метод сжатия информации, аналитическое сопоставление.

Результаты и обсуждение

Основными деятелями преобразований в сфере физического воспитания в этот период являлись И. И. Бецкий, П.С. Ванновский, В.Н. Воейков, А.В. Головнин, Е.М. Дементьев, Г.А. Дюперрон, П. Ф. Каптерев, А. Клевезаль, П.Ф. Лесгафт, И.И. Паульсон, А.В. Погожев, Е. А. Покровский, В.И. Срезневский, Г. Трунн, Л.А. Чаплинский, Ф.Ф. Эрисман,

В эпоху Николая I, который уделял большое внимание верховой езде, фехтованию и бильярду, все большее число представителей российского общества потянулось к спортивным занятиям. Открываются новые учреждения - Императорский яхт-клуб, Гимнастический институт Густава де Паули, фехтовальные школы, купальни де Паули для мужчин и женщин, шахматный «Клуб Петрова». Однако несмотря на предпринятые шаги, физическое состояние большинства населения России вызывало серьезную обеспокоенность у врачей, педагогов и военных. В начале 1860-х гг. Министерству народного просвещения свою систему телесного воспитания предложил известный педагог, издатель журнала «Учитель» И. И. Паульсон. В основу своей концепции физического развития Паульсон заложил идеи Амоса Коменского и Песталоцци и декларировал полный паритет в совершенствовании тела и души. Автор говорил о необходимости учитывать гигиенические факторы при занятиях физическими упражнениями: «Наше моральное здоровье и духовные силы весьма часто оказываются результатом нашего физического здоровья и силы, а наши нравственные и умственные недостатки весьма часто не что иное, как следствие телесных недугов» - писал педагог [8].

Военная реформа в стране способствовала распространению гимнастики в школе. Изменение характера ведения современных войн способствовало принятию закона о всеобщей

воинской повинности, который предусматривал сокращение срока службы и привлечение всего мужского населения, достигшего 20 летнего возраста, в ряды армии. Ядро русской армии состояло из представителей крестьянской молодежи, для которой в 1873 году выходит руководство по гимнастике для сельских и народных школ, а через год издается книга «Гимнастическая школа Ниггелера», в которой ведущее место отводилось строевой подготовке с целью выработки дисциплины у учащихся. Кроме строевых приемов, руководство включало вольные упражнения и упражнения на снарядах. Но гимнастика в школах широкого распространения не получила из-за дефицита преподавателей. А в 1876 году по причине большой загруженности учебной программы часы, выделяемые на гимнастику, были сняты. Фактически гимнастика стала проводиться по одному разу в неделю в большую перемену по 30 минут, что не способствовало достижению поставленной цели и требовало внесения существенных изменений [1].

Значительный вклад в развитие отечественной системы физического воспитания внес выдающийся российский ученый Петр Францевич Лесгафт. После командировки в 1874-1875 гг. за границу для ознакомления с европейским опытом Лесгафт утвердился во мнении, что ни одна из существующих систем физического воспитания не отвечает национальной идее формирования гармоничной личности гражданина. П.Ф. Лесгафт заложил фундамент анатомических основ физического воспитания, разработав краткий курс общей анатомии человека. Разработанные Лесгафтом курсы включали в себя: анатомию, физиологию, гигиену, историю и теорию физических упражнений, гимнастику, фехтование, плавание, игры и др. дисциплины, что способствовало развитию отечественной системы физического воспитания.

В Российской империи конца XIX - начала XX века в социуме культуры отсутствовала стройная система физического воспитания; на Олимпийских играх(ОИ) 1900 г. наши спортсмены не завоевали ни одной медали; восемь лет спустя на ОИ в Лондоне 1908 г. в копилке империи зафиксировалось первое золото - благодаря фигуристу Николаю Панину. Два других участника Олимпийских игр - Николай Орлов и Александр Петров - стали серебряными призёрами в греко-римской борьбе. Последняя Олимпиада, в которой Российская империя принимала участие, - в Стокгольме, в 1912 г. [9]. Результативными те выступления нельзя назвать - спортсмены получили 2 серебряные медали и 3 бронзовые: в борьбе, стрельбе, академической гребле и парусном спорте. В основном от России соревновались графы и князья, т.е. спорт в те времена выступал «элитогенезом» и престижем благополучия.

Заключение

Становление физического воспитания в дореволюционной России складывалось под влиянием социально-исторических и культурных факторов XIX начала ХХ вв. Российская аристократия воспринимала физическую культуру и спорт, перенятую из западноевропейской культуры, как развлечение, активный отдых, модное увлечение и способ укрепления здоровья. Социально-экономические и культурные изменения в России первой половины XIX столетия способствовали расширению возможностей для физического воспитания, но, как правило, для подготовки дворянского сословия. Вторая половина XIX столетия характеризуется разработкой и внедрением физического воспитания в школьные программы, открываются курсы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Одновременно прогрессивная часть русского общества ведет активную борьбу против насаждения иностранных систем физического воспитания. Активная позиция общества обратила внимание государства на проблемы физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения, следствием чего стало открытие многочисленных спортивных обществ и клубов. Сложившая ситуация способствовала сближению общества и власти, развивается меценатство и покровительство, повышается интерес к спортивным состязаниям и профессиональному спорту, открываются спортивные издания. Бурное развитие физкультурного движения на рубеже веков способствовало распространению среди населения различных видов спорта: футбола, борьбы, кулачных боёв и др. Национальные виды, забавы продолжали развиваться среди народных масс, заложив фундамент отечественного физического воспитания.

Список литературы

1. Белюков Д.А. Физическое воспитание в российской школе в конце XIX - начале XX в. Вестник архивиста. 2015; 3: 138-153.

2. Фокин А.М., Белоруссова С.А., Аганов С.С., Митин А.Е. Место и роль физической культуры в периоды исторического развития человечества. Культура физическая и здоровье. 2022; 2(82): 45-49.

3. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс "Спорт, Человек, Здоровье". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7.

4. Пугачев И.Ю., Захарова С.А. Конкретизация основных этапов развития истории физической культуры и спорта. Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений: мат-лыXIмеждунар. науч.-прак конф. Челябинск: Уральская Академияю 2021: 222229.

5. Кузнецов С.А., Кузнецова З.М. История развития паралимпийского спорта в мире. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014;9;2:46-53. DOI 10.14526/00_1111_06.

6. Кузнецов А.С. Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации "Российское профессорское собрание". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-4-5-7.

7. Рябчук А. В., Кузнецова З. М., Головня В. С. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(4): 130-134. DOI 10.14526/01_1111_160.

8. Коновалов И.Е., Кузнецова З.М. Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 6(3): 8690.

9. Кузнецова З.М. Хронология развития Олимпийских игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 8(3): 65-91.

References

1. Belyukov D.A. Physical education in the Russian school in the late XIX - early XX century. Vestnikarhivista. 2015; 3: 138-153 [In Russ.].

2. Fokin A.M., Belorusova S.A., Aganov S.S., Mitin A.E. The place and role of physical culture in the periods of historical development of mankind. Kul'turafizicheskaya I zdorov'e. 2022; 2(82): 45-49 [In Russ.].

3. Zinaida M. Kuznetsova, Elena A. Kuznetsova. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-47982021-16-4-5-7.

4. Pugachev I.Yu., Zakharova S.A. Specification of the main stages in the development of the history of physical culture and sports. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya sportivnyh otnoshenij: materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of legal regulation of sports relations: materials of the XI International Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk: Ural Academy of Sciences 2021: 222-229 [In Russ.].

5. Kuznetsov S.A., Kuznetsova Z.M. The history of the development of Paralympic sports in the world. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta. 2014; 9(2): 46-53. DOI 10.14526/00_1111_06 [In Russ.].

6. Kuznetsov A.S. Kuznetsova Z.M. II Congress of members of the public organization "Russian professorial Assembly". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-4-5-7 [In Russ., In Engl.].

7. Ryabchuk A.V., Kuznetsova Z. M., Golovnya V. S. The specifics of the educational process in the cadet school. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2016; 11(4): 130-134. DOI 10.14526/01_1111_160 [In Russ., In Engl.].

8. Konovalov I.E., Kuznetsova Z.M. Physical education in musical secondary specialized educational institutions: historical heritage and modern problems. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta. 2011; 6(3): 86-90 [In Russ.].

9. Kuznetsova Z.M. Chronology of the Olympic Games development. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta. 2013; 8(3): 65-91 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 18.05.2024

Фокин Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Россия, 191186 г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, e-mail: studio_grand@list.ru, ORCID: 0000-00027976-4980

Овчинников Владимир Павлович - кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Россия, 191186 г. Санкт-

Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, e-mail: ovchinnikovvp@herzen.spb.ru, ORCID: 00000003-0691-4666

Шелкова Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, профессор; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Россия, 191186 г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, e-mail: shelkova. mila@yandex. ru, ORCID: 00000002-1848-9815

Белоруссова Светлана Антоновна - кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Россия, 191186 г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, e-mail: kisl506@mail. ru, ORCID: 0000-0002-64055112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.