УДК 796.01
Ретроспективный анализ основ китайской теории физической культуры
Чэнь Юйда1, Родичкин П.В.1, Пугачев И.Ю.,2*
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0006-1252-5332, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: в работе актуализирована необходимость конкретизации истории физической культуры КНР. Сформулирована проблема, с одной стороны, КНР является государством с самой высокой долей мирового валового внутреннего продукта (20,1%), тем самым - с прогрессивным потенциалом построения системы физической культуры, с другой стороны, - имеет место недостаточность научных данных о сущности глубинных механизмов основ структурных взаимосвязей искомого общественно-социального явления. Целью работы являлось изучение ретроспективы основ китайской теории физической культуры и представление авторской классификации взглядов. Материалы и методы исследования: основными методами научного изыскания являлись: логическая обработка информации; ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализ; сжатие информации; аналитическое прогнозирование. Результаты. Установлено, что в основе этических и моральных ценностей физкультурно-спортивной деятельности с учетом политического компонента государственности лежит преимущественно конфуцианское наследие, понимаемое как потребность в непрерывном развитии собственной природы. Китайская философия физкультурно-спортивных проявлений, во многом, базируется на этической ценности гармонии, причем именно в восточном понимании последней, настаивающей на достижении согласия не с самим собой, а, прежде всего, - с окружением и природой. Заключение. Эволюция физических упражнений и философии спорта применительно к Китаю побуждает к заостренно-актуальной философской дискуссии. Более глубокое рассмотрение этих вопросов приобретает особенно важное значение в настоящее время, когда правительство КНР проводит реформы, направленные на прогрессивный подъём качества результативности, существовавшей до недавнего времени образовательной программы физического воспитания, традиционно стоящей значительно ниже по статусу, чем остальные школьные предметы. На современном этапе все более рельефно обозначаются задатки концепции «объективной глобальной реальности». Научная новизна: обозначен алгоритм трактуемой нами предиктора-концепции «объективной глобальной реальности», предполагающей алгоритм: концентрированный сплав проверенных на практике научных школ педагогики физического воспитания прогрессивных государств Мира, степенное внедрение выявленных технологий во взаимосвязи с конфуцианским наследием. Практическая значимость: результаты исследований позволяют более информативно и объективно ориентировать научных деятелей Китая на ассимиляцию перспективных эмпирических проектов.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, теоретические основы, Древний Китай, ретроспектива, философский аспект, культура тела, конфуцианство, даосизм.
Для цитирования: Чэнь Юйда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю.* Ретроспективный анализ основ китайской теории физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .
Retrospective Analysis of the Chinese Theory of Physical Culture Foundations
Chen Yuda1, Pavel V. Rodichkin1, Igor Yu. Pugachev2*
1Herzen State Pedagogical University Saint Petersburg, Russia ORCID: 0009-0006-1252-5332, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: the paper actualizes the need to concretize the history of the Chinese physical culture. On the one hand, China is the state with the highest share of the world's gross domestic product (20,1%), thereby - with the progressive potential of building a system of physical culture, on the other hand, there is a lack of scientific data on the essence of the deep mechanisms of the structural interrelations foundations of the desired socio-social phenomenon. Purpose The work was the study of the Chinese theory of physical culture foundations retrospective and presentation of the author's classification of views. Materials and research methods: The main methods of scientific research were: logical processing of information; retrospective, epistemological, systemic, and content analyses; information compression; analytical Forecasting. Results. It is established that the ethical and moral values of physical culture and sports activities, taking into account the political component of statehood, are mainly based on the Confucian heritage, understood as the need for the continuous development of one's own nature. The Chinese philosophy of physical culture and sports manifestations is largely based on the ethical value of harmony, especially in the Eastern understanding of the latter, which insists on reaching agreement not with oneself, but, above all, with surroundings and nature. Conclusion. The evolution of exercise and the philosophy of sport as applied to China prompts a sharply relevant philosophical debate. A more in-depth consideration of these issues is especially important at the present time, when the Chinese government is carrying out reforms aimed at progressively improving the quality of the physical education curriculum effectiveness that existed until recently, which has traditionally been much lower in status than other school subjects. At the present stage, the prerequisites of the "objective global reality" concept are becoming more and more prominent. Scientific novelty: the algorithm of the predictor, the concept of "objective global reality", which presupposes an algorithm, is indicated: a concentrated fusion of proven scientific schools of physical education pedagogy of the world progressive countries the gradual introduction of the identified technologies in conjunction with the Confucian heritage. Practical significance: the results of the research make it possible to orient Chinese scientists to the assimilation of promising empirical projects in a more informative and objective way.
Keywords: physical culture, sport, theoretical foundations, Ancient China, retrospective, philosophical aspect, body culture, Confucianism, Taoism.
For citation: Chen Yuda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev*. Retrospective Analysis of the Chinese Theory of Physical Culture Foundations. Russian Jounral of Physical education and Sport. 2024; 19(1): .
Введение
Китайская цивилизация подарила миру множество великих достижений. Были среди них и разнообразные виды спорта, как структурные элементы физической культуры. Одни из них практикуются до сих пор, другие исчезли, некоторые оставили о себе след в виде музейных экспонатов, бережно сохраняемых по всей стране.
Интерес к изучению древних видов спорта, особенно тех, которые характерны для господствующих классов, восходит к ранним периодам китайской истории, в частности, ко временам Сражающихся Царств (Чжаньго) [1]. Спорт в Древнем Китае хотя и не подразумевал соревновательного духа, известного нам сегодня, однако же требовал от практикующих его виртуозности, техники исполнения и зрелищности. В связи с этим, многие из этих видов спорта скорее относятся к развлечениям знати или простолюдинов.
Спорт, как глобализирующая деятельность, стал изучаться более активно относительно недавно [2-5]. Некоторое время назад о спортивной культуре азиатско-африканских стран вообще говорилось очень мало [6-10]. Китай же в этом смысле и вовсе становился жертвой негативных предубеждений, в соответствии с которыми европейские исследователи, опираясь на этноцентрический подход, избегали любых упоминаний о восточной спортивной культуре и ее достижениях [11].
Тем не менее, по мере усиления роли Китайской Народной Республики (КНР) на международной арене, возрастало значение физической культуры и спорта для мирового олимпийского движения. В результате исследователи обратились к изучению таких вопросов как, например, развитие китайского спорта с точки зрения конфуцианства и даосизма [12] или философские основания различий между спортивной традицией Китая и западных стран [13].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью конкретизации истории физической культуры КНР, выражающейся в изложенной ниже проблемной ситуации.
Проблемная ситуация складывается, с одной стороны, КНР является государством с самой высокой долей мирового валового внутреннего продукта (20,1%), тем самым, с прогрессивным потенциалом построения системы физической культуры, с другой стороны, имеет место недостаточность научных данных о сущности глубинных механизмов основ структурных взаимосвязей искомого общественно-социального явления.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что обоснованная классификация научных взглядов на историю основ теории физической культуры в КНР позволит определить прагматичную тенденцию развития данного социального явления.
Целью работы является изучить ретроспективу основ китайской теории физической культуры и представить авторскую классификацию взглядов.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись: логическая обработка информации; ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализ; сжатие информации; аналитическое прогнозирование.
R. L. Simon [14] отмечает, что в основе этических и моральных ценностей китайского спорта лежит конфуцианское наследие, понимаемое как потребность в непрерывном развитии собственной природы. Следовательно, физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на разноплановое развитие личности, характеризующееся интеграцией и гармоничным сочетанием силы тела, разума и духа, а также культивирование определенного морального кодекса и правил социального сосуществования.
Китайская философия физкультурно-спортивных проявлений, во многом, базируется на этической ценности гармонии, причем именно в восточном понимании последней, настаивающей на достижении согласия не с самим собой, а, прежде всего, с окружением и природой [13].
В китайском обществе применительно к спорту часто используется термин юньдун, в семантике которого заложено сразу несколько значений: движение; упражнения; обучение [15]. Указанная широта приведенного понятия подтверждает гипотезу, выдвинутую в работе профессора Ч. Тана [16], уверенного в том, что перенос термина «спорт» на китайскую почву без учета социального понимания национального языка и культуры является неудачной попыткой стандартизации и уравнивания деятельности, которая слишком разнообразна как с технической, так и с философской точек зрения. Не вызывает сомнения, что любой эмпирический анализ, направленный на то, чтобы рассмотреть эту деятельность, с опорой на унифицированную терминологию вне контекста, оказывается заведомо обречен на провал прагматики. Иными словами, Ч. Тан [16] утверждает, что прежде, чем приступать к работе над социальными преобразованиями в физкультурно-спортивной среде, необходимо конкретизировать сущность внутренней структуры понятий. Для этого потребуется провести ряд разрушений стереотипа, избавиться от явной европоцентристской направленности и внедрить более обобщенную концепцию, соответствующую глобальной реальности.
Следует отметить, что работы, освещающие проблемы физического воспитания и спорта в последние двадцать лет стали публиковаться китайскими специалистами гораздо чаще. Их тематика чрезвычайно широка и включает исследования, касающиеся реформирования физического воспитания в средней и высшей школах [17], структуры и роли спортивного движения в КНР [18] или критического анализа досугового спорта [19]. При этом большинство
исследователей сходятся во мнении, что китайская культура обладает давней и глубокой традицией телесных практик, применявшихся для укрепления здоровья как придворной аристократической элиты, так и простых граждан. В ходе археологических раскопок, проводившихся в КНР, были найдены пророческие кости из бычьих лопаток и панцири черепах, относящиеся к периоду династии Шан (1750-1045 гг. до н. э.), на которых присутствуют графические изображения плавания, танцев, верховой езды, борьбы, парусного спорта и др. [20].
Результаты и обсуждение
От династии Чжоу (1045-221 гг. до н. э.) до нас дошли первые письменные источники, содержащие сведения о стрельбе из лука, китайских шахматах, особых телесных практиках, применявшихся в оздоровительных целях и даже игре с мячом, очень похожей на современный футбол, которая использовалась в качестве средства военно-физической подготовки императорской армии [12]. Более того, и Конфуций, и Мэн-цзы восхищались стрельбой из лука и использовали ее как эталонную модель, чтобы в метафорических терминах выразить то, что они понимали под идеальным этическим поведением [21].
Разумеется, важнейшей практикой в тот период была военно-физическая подготовка. Что абсолютно неудивительно, поскольку в годы правления императоров из династий Ся, Шан и Чжоу на территории современного Китая произошло более ста войн.
К наиболее важным мероприятиям, проводившимся для улучшения физической подготовки воинов и поднятия их боевого духа, относились джуэли - соревнования, включавшие боевые искусства, упоминавшуюся ранее стрельбу из лука, поднятие тяжестей, скачки на лошадях, вождение колесниц и игры наподобие современных футбола и поло.
Несмотря на то, что в научном сообществе существуют разногласия относительно того, можно ли считать эти «военные игры» спортом в традиционном его понимании, принятом в рамках западноевропейской традиции, многие ученые все-таки признают, что джуэли, во многом, схожи с современными соревнованиями не только из-за их формата, но и благодаря духу борьбы [22]. Более того, по мнению З. М. Кузнецовой и Ю. Д. Овчинникова [23], прикладные навыки при перманентной реализации имеют свойство утомления, что характерно для биомеханической транскрипции.
Хотя эти практики действительно реализовывались в рамках ритуального, церемониального и военного контекста, далекого от западной спортивной концепции «быстрее, выше, сильнее» суть заключалась в том, что для их проведения были разработаны и утверждены строгие правила, за соблюдением которых внимательно следили судьи, далеко не всегда относившиеся к
армейскому сословию. В рамках джуэли огромное значение придавалось физической подготовке, демонстрации правильного с технической точки зрения исполнения, ритуальному наполнению происходящего, его соответствию эстетическому идеалу, а также культивированию конкуренции без насилия в контексте этических норм, отрицавших необходимость победы любой ценой.
Согласно «Скрытой книге Тай Бо» (Тайбо иньцзин), относящейся к династии Тан, изобретение лука связано с Фу Си, мифическим персонажем, которому приписывают создание нескольких инструментов цивилизации. Но самой старой мифической фигурой, связанной с луком, является лучник Хоу И - главный герой основополагающего мифа династии Шан. Согласно мифу, в мире было десять Солнц, которые восходили одно за другим каждый день. Однако во времена императора Яо они поднялись на небосвод одновременно, угрожая миру пожарами и засухой. Опасаясь этого, император повелел знаменитому лучнику Хоу И сбить девять Солнц. Тот выполнил приказ и сумел спасти мир.
Стрельба из лука и ее значение в охоте и войне привели к развитию ряда символических ритуалов, связанных с победой над врагами и охотой на добычу. С течением времени все аспекты этих ритуалов были определены протоколом, основанным на принципах конфуцианской морали, и преследовали главную цель - превратить насилие в рациональный социальный порядок. Эту эволюцию можно проследить в разделе «О стрельбе из лука» (Шэ цзин) «Записок о правилах благопристойности» (Ли цзи), где рассказывается о том, как ритуал стрельбы из лука во времена династии Чжоу был разделен на три раздела:
• первый состоял из демонстрации правильной техники;
• второй представлял собой нечто вроде тренировки;
• третий состоял в исполнении самой ритуальной стрельбы и сопровождался исполнением соответствующей музыки.
Таким образом, стрельба из лука имела сильную моральную и символическую базу, которая приравнивала его к справедливому управлению. Следуя этой этической и моральной линии, общее направление было институционализировано в рамках конфуцианского образования, став одним из фундаментальных навыков ученого. В результате, только во времена династии Хань, несмотря на усилия конфуцианских ученых, ритуалы стрельбы из лука потеряли символическое значение, отчасти потому, что в армии лук был вытеснен арбалетом. Тем не менее, прежние ритуалы продолжили оставаться популярной спортивной забавой.
Кроме стрельбы из лука конфуцианство поощряло такую разновидность физических и духовных практик, как ушу, известное со времен династии Шан, хотя появившееся вероятно еще
раньше. Происхождение ушу также связано с совершенствованием ритуального боя и военного искусства. В этом смысле боевые искусства также связаны с конфуцианской стратегией рационализации насилия и его ритуального контроля.
По мере того, как война трансформировалась в массовые столкновения армий, боевые искусства начали выполнять и другие функции, не связанные с древними воинскими ритуалами династий Шан и Чжоу. Теперь они использовались для подготовки крестьян к войне (напомним, что крестьянство составляло основную часть армии), но в то время, как элитные войска и офицеры имели возможность регулярно упражняться с луком и мечом, подготовка крестьянского ополчения была гораздо более поверхностной [24].
В эту эпоху боевые искусства назывались бо и были очень распространены как часть военной подготовки. При этом исключительно боевые техники сочетались в них с другими практиками, связанными с упражнениями по улучшению циркуляции энергии ци, заимствованными из философии даосизма.
Стили боевых искусств, сохранившиеся до наших дней, исчисляются сотнями и обычно подразделяются на северные и южные стили (бэйцюань наньцюань) или на внутреннюю школу (нэйцзяцюань) и внешнюю школу (вайцзяцюань). Эта вторая классификация используется для описания стилей, практикуемых в монастыре Шаолинь (внешняя школа), в отличие от тех, которые практикуются на горе Удан (внутренняя школа). Каждый стиль обычно уделяет внимание какому-то одному аспекту. В то время как некоторые сосредотачиваются на боях и показательных выступлениях, другие более медитативны. Однако практикующие боевые искусства часто сочетают эти два аспекта.
Упражнения, практикуемые в боевых искусствах, называются формами таолун. Композиционная анатомия многих из этих форм обычно вдохновлена формами животных, от которых они получили свое название. Формы и их стандартизация в разных школах возникли с целью сохранения своих знаний. Есть ряд форм, общих для всех стилей (хотя каждый из них интерпретирует их по-своему), и другие, эксклюзивные для каждого из них.
Аналогичным образом, тренировки с оружием (циси) также очень распространены на более продвинутых уровнях. Существует восемнадцать основных видов оружия, наиболее важными из которых являются прямой меч (цзянь), изогнутый меч (дао), копье (цян), деревянный посох, алебарда (цзи), молоток (чуй) и боевой топор (юэ). Обучение обращению с оружием обычно начиналось только тогда, когда ученик уже достиг высокого уровня владения рукопашным боем.
С другой стороны, еще одним важным аспектом китайской традиции тела, который следует подчеркнуть, является и обратное влияние, которое конфуцианство и неоконфуцианство
оказывают на нее со времен династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) вплоть до сегодняшнего дня, и состоящее в социальном неприятии физической активности и ее идентификации с низким социальным статусом [25].
Проявления этих конфуцианских установок выражаются, например:
• в навязывании специфических культурных традиций, таких как бинтование ног женщинам, предотвращающее естественный рост стопы, или ношение костюмов и причесок настолько вычурных и стесняющих движения, что в них было совершенно невозможно совершать какие бы то ни было действия [26];
• в дихотомии, которая противостоит понятиям вэнь и у, или, что то же самое, полярностью между миром науки, образования, знаний, культуры и гражданского порядка, в отличие от сферы действия философии (речь идет о военном деле, ручном труде и напряженных физических упражнениях, которые со времен династии Суй (581-618 гг. н. э.) дополнились системой имперских гражданских экзаменов, где знания и навыки определяли подъем, власть и социальный статус китайских граждан;
• в построении идеала ученого-интеллектуала с острым умом, постигшим всю суть китайской классики, но с хрупким и нежным телом и настолько длинными ногтями, что уход за ними требовал немало времени и подчеркивал его дистанцию от всякого рода ручного труда.
Заключение
Китайская культура обладает давней и глубокой традицией телесных практик, применявшихся для укрепления здоровья как придворной аристократической элиты, так и простых граждан. Эволюция физических упражнений и философии спорта применительно к Китаю побуждает к заостренно-актуальной философской дискуссии. Более глубокое рассмотрение этих вопросов приобретает особенно важное значение в настоящее время, когда правительство КНР проводит реформы, направленные на прогрессивный подъём качества результативности, существовавшей до недавнего времени образовательной программы физического воспитания, традиционно стоящей значительно ниже по статусу, чем остальные школьные предметы. Знание основ китайской спортивной философии, сложившейся в ответ на вызовы исторического контекста, помогут в разработке соответствующих предложений по трансформации уроков физического воспитания с учетом достижений китайской цивилизации и ее отличительных характеристик. Одним из ключевых положений авторской классификации взглядов является аналитическое выявление того, что на современном этапе все более рельефно
обозначаются задатки трактуемой нами концепции «объективной глобальной реальности», предполагающей алгоритм: концентрированный сплав проверенных на практике научных школ педагогики физического воспитания прогрессивных государств Мира, степенное внедрение выявленных технологий во взаимосвязи с конфуцианским наследием.
Список литературы
1. Ли Ч. История китайских боевых искусств. CoolLib. URL: https://coollib.net/b/623831-li-chzhunshen-istoriya-kitayskih-boevyih-iskusstv/read?ysclid=lpcwrp52u0182163608.
2. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс "Спорт, Человек, Здоровье". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7.
3. Кузнецова З.М., Кузнецов С.А. Коллективная консультация ЮНЕСКО по вопросам сохранения и продвижения народных видов спорта и игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 4-9. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-4-9.
4. Акыджы Л., Манискалко Д., Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. Форум по этноспорту -возрождение народных видов спорта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-2-58.
5. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Кузнецова З.М. Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 113-121. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121.
6. Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 163-171. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171.
7. Ислямов Е., Кузнецова З.М. Наиболее популярные национальные виды спорта и игр Республики Казахстан. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 132-140. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-132-140.
8. Зохеир М., Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Сравнительный анализ физического воспитания школьников 12-15 лет в России и Республике Алжир по содержанию программных средств физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 89-94.
9. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Парамонова Д.Б., Кузнецова З.М. Реализация элективного курса по физической культуре с применением народных игр тюркоязычных стран. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 71-79. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-1-71-79.
10. Akici M.L., Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. WEC Традиционные спортивные и игры руководителей исследований (TSGREs), Заметки Второго Совещания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2020-15-2-5-8.
11. Eihberg H. Another globality of sport: Towards a differential phenomenology of play and laughter. EAST - East Asian Sports Thoughts. 2013; 3: 115-137.
12. Кутоманов С.А., Резник С.В. Философия спорта в традиционном обществе Древнего Китая. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021; 7(2): 118-126.
13. Liu T., Wang C. Analysis of Differences between Chinese and Western Sport Philosophy. Philosophy Study. 2016; 6(3): 149-154.
14. Simon R.L. Internalism and Internal Values in Sport. Journal of the Philosophy of Sport. 2000; 27: 1-16.
15. Ou Z. Conceptual distinction between sports and exercise. Journal of Physical Education National University of Tainan. 2006; 1: 1-16. [In Chinese].
16. Tang C. Yundong: One Term for Two Different Body Cultures. East Asian Sport Thoughts: The International Journal for the Sociology of Sport. 2010; 1: 73-104.
17. Qu Z., Zheng H., Zhang Y. On the development and conception of sports reform in colleges and universities in my country. Sports Science. 1998; 18(4): 6-9 [In Chinese].
18. Shen M. Discussion on the development of community sports in my country. Journal of Beijing University of Physical Education. 2001; 24(3): 313-314 [In Chinese].
19. Yu T. Leisure sports? Or free time sports? A critical review of the concept and definition of Leisure Sport. Journal of Tianjin Institute of Physical Education. 2000; 15(1): 32-35 [In Chinese].
20. Bai Y. Archeological discoveries and Qin-Han period sport and games. Chinese Archology. 2009; 9(1): 47-54.
21. Behuniak J. Hitting the mark: Archery and ethics in early Confucianism. Journal of Chinese Philosophy. 2010; 37(4): 588-604.
22. Morris A. To make the four hundred million move: The late Qing Dynasty origins of modern China sport and physical culture. Comparative Studies in Society and History. 2000; 42(4): 876-906.
23. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д. Усталость - биомеханическая категория. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 178-183. DOI 10.14526/01_2018_298.
24. Xi Y. History of martial arts in China. Beijing: Renmin tiyu chubanshe. 1985: 31-34 [In Chinese].
25. Zhang H., Hong F., Huang F. Christianity and the transformation of physical education and sport in China. 1st Edition. London: Routledge. 2017: 136.
26. Хэ Ч. Философский концепт в культуре китайского костюма. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008; 3: 60-62.
References
1. Li Ch. The History of Chinese Martial Arts. CoolLib. URL: https://coollib.net/y623831-li-chzhunshen-istoriya-kitayskih-boevyih-iskusstv/read?ysclid=lpcwrp52u0182163608.
2. Kuznetsova Z.M., Kuznetsova E.A. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7 [In Russ., In Engl.].
3. Kuznetsova Z.M., Kuznetsov S.A. UNESCO Collective Consultation on the conservation and promotion of folk sports and games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(4): 4-9. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-4-9 [In Russ., In Engl.].
4. Akinci L., Maniskalko D., Kuznetsova Z.M., Kuznetsova E.A. Ethnosport Forum - the revival of folk sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-47982021-16-2-5-8 [In Russ., In Engl.].
5. Liliya F. Ismagilova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Zinaida M. Kuznetsova. Theoretical and practical aspects of traditional games as a pedagogical means of physical potential formation in students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian
Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 113-121. DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121 [In Russ., In Engl.].
6. Zinaida M. Kuznetsova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Aleksandra S. Seliverstova. Traditional games at physical education lessons: factors and development prospects. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171 [In Russ., In Engl.].
7. Erkebulan Islyamov, Zinaida M. Kuznetsova. The most popular national sports and games of the Republic of Kazakhstan. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 132-140. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-132-140 [In Russ., In Engl.].
8. Meruan Zoheir, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Comparative analysis of physical education of schoolchildren aged 12-15 years in Russia and the Republic of Algeria on the content of physical culture software. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 89-94 [In Russ., In Engl.].
9. Liliya F. Ismagilova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Diana B. Paramonova, Zinaida M. Kuznetsova. Physical culture elective course realization using traditional games of Turkic-speaking countries. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 71-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-7179 [In Russ., In Engl.].
10. Akici M.L., Kulneva Z.M., Kuznetsova E.A. VEK Traditional sporatives and games of the needlewomen of the research (Tigress), Notes during the Conversation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2020-15-2-5-8 [In Russ., In Engl.].
11. Eihberg H. Another globality of sport: Towards a differential phenomenology of play and laughter. EAST - East Asian Sports Thoughts. 2013; 3: 115-137.
12. Kutomanov S.A., Reznik S.V. Philosophy of sports in the traditional society of Ancient China. Nauchnyj rezultat. Social'nye Igumanitarnye issledovaniya. 2021; 7(2): 118-126 [In Russ.].
13. Liu T., Wang C. Analysis of Differences between Chinese and Western Sport Philosophy. Philosophy Study. 2016; 6(3): 149-154.
14. Simon R.L. Internalism and Internal Values in Sport. Journal of the Philosophy of Sport. 2000; 27: 1-16.
15. Ou Z. Conceptual distinction between sports and exercise. Journal of Physical Education National University of Tainan. 2006; 1: 1-16. [In Chinese].
16. Tang C. Yundong: One Term for Two Different Body Cultures. East Asian Sport Thoughts: The International Journal for the Sociology of Sport. 2010; 1: 73-104.
17. Qu Z., Zheng H., Zhang Y. On the development and conception of sports reform in colleges and universities in my country. Sports Science. 1998; 18(4): 6-9 [In Chinese].
18. Shen M. Discussion on the development of community sports in my country. Journal of Beijing University of Physical Education. 2001; 24(3): 313-314 [In Chinese].
19. Yu T. Leisure sports? Or free time sports? A critical review of the concept and definition of Leisure Sport. Journal of Tianjin Institute of Physical Education. 2000; 15(1): 32-35 [In Chinese].
20. Bai Y. Archeological discoveries and Qin-Han period sport and games. Chinese Archology. 2009; 9(1): 47-54.
21. Behuniak J. Hitting the mark: Archery and ethics in early Confucianism. Journal of Chinese Philosophy. 2010; 37(4): 588-604.
22. Morris A. To make the four hundred million move: The late Qing Dynasty origins of modern China sport and physical culture. Comparative Studies in Society and History. 2000; 42(4): 876-906.
23. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Y.D. Fatigue is a biomechanical category. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(1): 178-183. DOI 10.14526/01_2018_298 [In Russ., In Engl.].
24. Xi Y. History of martial arts in China. Beijing: Renmin tiyu chubanshe. 1985: 31-34 [In Chinese].
25. Zhang H., Hong F., Huang F. Christianity and the transformation of physical education and sport in China. 1st Edition. London: Routledge. 2017: 136.
26. He Ch. A philosophical concept in the culture of Chinese costume. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri Ina Dal'nem Vostoke. 2008; 3: 60-62 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 12.02.2024
Чэнь Юйда - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: s. zaguzova@mail. ru
Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavel@,gmail com Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: pugachyov. i@yandex. ru