Научная статья на тему 'Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских специалистов'

Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских специалистов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
2
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / спортивные игры / обучающиеся / урок / история / направления трансформации / модель / перспективы развития. / physical education / sports games / students / lesson / history / transformation directions / model / development prospects.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Хоу Минда, Родичкин Павел Васильевич, Пугачев Игорь Юрьевич

сформулирована проблема, с одной стороны, имеет место устоявшаяся коммунистическим государством стабильность закоренелых доминирующих взглядов на сущность спортивных игр на уроках физического воспитания, трактуемая как «технический подход», с другой стороны, – интеграция мировых знаний и инакомыслие вызывает необходимость расширения суждений на явление. Целью работы являлось изучение современных взглядов китайских специалистов на феномен спортивных игр на уроках физического воспитания. Материалы и методы исследования: основными методами научного изыскания являлись: педагогическое наблюдение; логической обработки информации; ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; аналитическое прогнозирование. Результаты. Установлено, что учащиеся китайских школ и вузов обычно с удовольствием включаются в игровой процесс на занятиях по физической культуре и проявляют к ним большой интерес. Именно игровая модель обучения в наибольшей степени стимулирует их мотивацию, позволяя отрабатывать требуемые навыки. Более активное включение спортивных игр в программы физического воспитания в китайских школах, кроме достижения традиционных целей этой учебной дисциплины, предлагает и абсолютно новую, по крайней мере для китайской традиции, цель, трактуемую «участие в спорте». Заключение. Национальный проект «Здоровый Китай 2030» предполагает от китайских школьников освоения хотя бы одного игрового вида спорта с умеренной физической активностью не менее трех раз в неделю. Перспективой его реализации выступает инновационная оздоровительно-игровая модель реализации уроков. Научная новизна: на основе контент-анализа подходов китайских специалистов к вариациям методологии уроков с задействованием спортивных игр, выявлена целесообразная модернизированная форма модели, отвечающая современным требованиям государственных программ. Практическая значимость: результаты исследований позволяют более информативно и объективно ориентировать руководство образовательных учреждений Китая на организацию и проведение занятий по спортивным играм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Хоу Минда, Родичкин Павел Васильевич, Пугачев Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports Games in Physical Education Lessons: The Approach of Chinese Specialists

on the one hand, there is a stability of inveterate dominant views on the essence of sports games in physical education lessons, interpreted as a "technical approach", established by the communist state, on the other hand, – the integration of the world's knowledge and dissent necessitates the expansion of judgments on the phenomenon. Purpose the work was the study of modern views of Chinese specialists on the phenomenon of sports games in physical education lessons. Materials and research methods: the main methods of scientific research were: pedagogical observation; logical processing of information; retrospective, epistemological, systemic, and content analyses; Analytical Forecasting. Results. It has been established that students of Chinese schools and universities are usually happy to be involved in the game process in physical education classes and show great interest in them. It is the game model of learning that stimulates their motivation to the greatest extent, allowing them to work out the required skills. In addition to achieving the traditional goals of this discipline, the more active inclusion of sports games in the curricula of physical education in Chinese schools also offers a completely new goal, at least for the Chinese tradition, interpreted as "participation in sports". Conclusion. The national project "Healthy China 2030" involves Chinese schoolchildren mastering at least one team sport with moderate physical activity at least three times a week. The prospect of its implementation is an innovative health-improving and game model for the implementation of lessons. Scientific novelty: based on the content analysis of the approaches of Chinese specialists to the variations in the methodology of lessons with the use of sports games, an expedient modernized form of the model that meets the modern requirements of state programs has been identified. Practical significance: the results of the research make it possible to more informatively and objectively orient the leadership of educational institutions in China to organize and conduct classes in sports games.

Текст научной работы на тему «Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских специалистов»

УДК 796.2

Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских

специалистов

Хоу Минда1, Родичкин П.В.1, Пугачев И.Ю.2*

1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0009-4503-4339, spakhareva@inbox.ru ORCID: 0000-0003-1181-3800, rodichkin.pavel@gmail.com 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, pugachyov.i@yandex.ru*

Аннотация: сформулирована проблема, с одной стороны, имеет место устоявшаяся коммунистическим государством стабильность закоренелых доминирующих взглядов на сущность спортивных игр на уроках физического воспитания, трактуемая как «технический подход», с другой стороны, - интеграция мировых знаний и инакомыслие вызывает необходимость расширения суждений на явление. Целью работы являлось изучение современных взглядов китайских специалистов на феномен спортивных игр на уроках физического воспитания. Материалы и методы исследования: основными методами научного изыскания являлись: педагогическое наблюдение; логической обработки информации; ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; аналитическое прогнозирование. Результаты. Установлено, что учащиеся китайских школ и вузов обычно с удовольствием включаются в игровой процесс на занятиях по физической культуре и проявляют к ним большой интерес. Именно игровая модель обучения в наибольшей степени стимулирует их мотивацию, позволяя отрабатывать требуемые навыки. Более активное включение спортивных игр в программы физического воспитания в китайских школах, кроме достижения традиционных целей этой учебной дисциплины, предлагает и абсолютно новую, по крайней мере для китайской традиции, цель, трактуемую «участие в спорте». Заключение. Национальный проект «Здоровый Китай 2030» предполагает от китайских школьников освоения хотя бы одного игрового вида спорта с умеренной физической активностью не менее трех раз в неделю. Перспективой его реализации выступает инновационная оздоровительно-игровая модель реализации уроков. Научная новизна: на основе контент-анализа подходов китайских специалистов к вариациям методологии уроков с задействованием спортивных игр, выявлена целесообразная модернизированная форма модели, отвечающая современным требованиям государственных программ. Практическая значимость: результаты исследований позволяют более информативно и объективно ориентировать руководство образовательных учреждений Китая на организацию и проведение занятий по спортивным играм.

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивные игры, обучающиеся, урок, история, направления трансформации, модель, перспективы развития.

Для цитирования: Хоу Минда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю.* Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских специалистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Sports Games in Physical Education Lessons: The Approach of Chinese

Specialists

Hou Minda1, Pavel V. Rodichkin1, Igor Yu. Pugachev2*

1Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia

ORCID: 0009-0009-4503-4339, spakhareva@inbox.ru ORCID: 0000-0003-1181-3800, rodichkin.pavel@gmail.com 2Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, pugachyov.i@yandex.ru*

Abstract: on the one hand, there is a stability of inveterate dominant views on the essence of sports games in physical education lessons, interpreted as a "technical approach", established by the communist state, on the other hand, - the integration of the world's knowledge and dissent necessitates the expansion of judgments on the phenomenon. Purpose the work was the study of modern views of Chinese specialists on the phenomenon of sports games in physical education lessons. Materials and research methods: the main methods of scientific research were: pedagogical observation; logical processing of information; retrospective, epistemological, systemic, and content analyses; Analytical Forecasting. Results. It has been established that students of Chinese schools and universities are usually happy to be involved in the game process in physical education classes and show great interest in them. It is the game model of learning that stimulates their motivation to the greatest extent, allowing them to work out the required skills. In addition to achieving the traditional goals of this discipline, the more active inclusion of sports games in the curricula of physical education in Chinese schools also offers a completely new goal, at least for the Chinese tradition, interpreted as "participation in sports". Conclusion. The national project "Healthy China 2030" involves Chinese schoolchildren mastering at least one team sport with moderate physical activity at least three times a week. The prospect of its implementation is an innovative health-improving and game model for the implementation of lessons. Scientific novelty: based on the content analysis of the approaches of Chinese specialists to the variations in the methodology of lessons with the use of sports games, an expedient modernized form of the model that meets the modern requirements of state programs has been identified. Practical significance: the results of the research make it possible to more informatively and objectively orient the leadership of educational institutions in China to organize and conduct classes in sports games.

Keywords: physical education, sports games, students, lesson, history, transformation directions, model, development prospects.

For citation: Hou Minda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev*. Sports Games in Physical Education Lessons: The Approach of Chinese Specialists. Russian journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Игра всегда была важной частью жизни человека и представляла собой необходимый инструмент достижения физической и психической зрелости, а также ключевой элемент социализации [1, с. 5; 2, с. 7; 3, с. 115; 4, с. 6; 5, с. 165; 6, с. 136]. Включение спортивных игр в школьную программу также оправдано их вкладом в двигательную, моральную, аффективную и академическую сферы, а также влиянием на формирование образа жизни учащихся во взрослом возрасте [7, с. 43; 8, с. 90]. Спортивные игры представляют собой важный элемент учебной программы физического воспитания школьников Китайской Народной Республики (КНР), где внимание к спорту подкрепляется и его культурной значимостью [9].

В то же время преподавание спорта в школах Китая до недавнего времени осуществлялось в строгом соответствии с учебной программой, в которой одни и те же виды

спорта оставались неизменными на протяжении многих лет, а также методологией, основанной на деконтекстуальном повторении определенных навыков. Такой способ обучения спортивным играм в области физического воспитания подвергается критике за то, что он не учитывает самые ценные характеристики спортивной игры: развитие способности реагировать на необычные ситуации, размышлять в действии, быстро принимать решения и задействовать активное воображение. Кроме того, данная методика поставлена под сомнение из-за демотивации, вызываемой у учащихся, упором на технические навыки, сложностью переноса их арсенала в реальную игровую ситуацию, низким уровнем двигательной активности, которую она стимулирует, зависимостью от принуждения учителей, небольшим прогрессом, наблюдаемым в повышении компетентности, и проявлением чувства неудовлетворенности, которому все это может способствовать.

На практике такой сугубо технический подход часто преподносится китайским школьникам в формате мультидеятельности. При такой организации обучения занятия сосредоточены на аналитической отработке навыков и соревновательной практике в том виде спорта, который представлен во всей своей технической и тактической сложности. В свою очередь, это тесно связано с ситуациями дискриминации и маргинализации по признаку пола и способностей, наблюдаемыми в этом типе образования, поскольку многие девочки и менее способные ученики оказываются вовлеченными в игровой процесс, который им не нравится и кажется слишком сложным.

Учитывая гегемонию технического подхода к использованию спортивных игр в качестве средства физического развития обучающихся, местным специалистам стало очевидно, что существует необходимость найти больше возможностей для их включения в школьную программу.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: целесообразностью акцентирования внимания на истории спортивных игр на уроках физического воспитания в КНР; необходимостью определения прогрессивных вариаций методологии проведения занятий, вызванных развитием научных знаний в КНР.

Таким образом, проблемная ситуация складывается, с одной стороны, имеет место устоявшаяся коммунистическим государством стабильность закоренелых доминирующих взглядов на сущность спортивных игр на уроках физического воспитания, трактуемая как «технический подход», с другой стороны - интеграция мировых знаний и инакомыслие вызывает необходимость расширения суждений на явление.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что дифференциация сущности подходов к методологии реализации спортивных игр на уроках физического

воспитания в КНР позволит на научной основе выявить наиболее прагматичные и целесообразные варианты их перспективного применения в образовательной системе.

Целью работы является изучение современных взглядов китайских специалистов на феномен спортивных игр на уроках физического воспитания.

Материалы и методы

Основными методами исследования являлись: педагогическое наблюдение; логической обработки информации; ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; аналитическое прогнозирование.

Методика обзорной работы была сконцентрирована в задачах исследования: рассмотреть историю возникновения и развития научных взглядов на понятие о «спортивных играх» в КНР; уточнить классификацию основных современных представлений китайских специалистов о искомом явлении.

С момента становления физического воспитания как независимой области знаний прошло немало времени [10, с. 132]. Тем не менее при рассмотрении методов и стратегий обучения спортивным играм в разных странах обнаруживается существование инвариантных и даже противоположных взглядов, тенденций и подходов. Наиболее современные исследования, изучающие указанные проблемы с точки зрения дидактики не только в КНР, но и в других странах, хотя и имеют естественнонаучные основы, уделяют не слишком много внимания методикам оздоровления подрастающего поколения.

В то же время, перемены, осуществляемые правительством Китая в последние годы, как известно, затрагивают многие сферы общественной жизни. Образовательная система и ее элементы не являются исключением. В результате в преподавании физического воспитания в учебных заведениях страны вне зависимости от уровня намечаются дидактические изменения, признающие двигательные, эмоциональные, когнитивные и этические элементы спортивной практики. Таким образом, исключительно биологические соображения начинают порождать концепции, учитывающие природу рекреационных и физкультурных практик, в том числе спортивных игр, как социокультурного феномена.

Существуют различные формы спортивных игр, которые позволяют эффективно мотивировать учащихся к занятиям физкультурой и побуждать их интерес к здоровому образу жизни. Однако достижение этих результатов невозможно без создания продуманной программы интеграции спортивных игр в учебный процесс, учитывающей индивидуальные физические возможности учащихся.

Изучение практики преподавания, являющееся продуктом герменевтического интереса к общественным наукам, раскрывает полезность историографического анализа для понимания методов обучения. Еще в 80-х годах ХХ века стала отмечаться необходимость рефлексивного

подхода к преподаванию. Так, Р. Тиннинг и Л. Фитцкларенс [11, с. 288] указывают на существование двух основных базовых моделей, лежащих в основе работы школьных учителей физического воспитания, выделяя в них две функиональные дифференциации: дискурс исполнения и дискурс участия. Д. Бункер и Р. Торп [12, с. 7] ещё с 1982 г. предлагают отказаться от традиционных подходов в обучении спортивным играм. Указанные авторы давно предлагают использовать на занятиях модифицированные игровые ситуации, в которых упор делается на принятие решений и выполнение стратегических и тактических задач, требующих предварительного освоения определенных навыков. Стандартные учебные программы, согласно которым от учеников, задействованных в игре, нужно лишь соблюдение правил и монотонное выполнение технических упражнений. Это, по их мнению, приводит к возникновению следующих проблем:

• учащиеся оказываются неспособны получать удовольствие от игры из-за акцента на успеваемости, а не на действии;

• индивидуумы по окончании средней школы или вуза очень мало знают о спортивных играх, их пользе и увлекательности;

• нормотипичные сверстники, которые обладают хорошей техникой, нередко оказываются не в состоянии принимать решения в зависимости от реальной игровой ситуации;

• успех игрока всецело зависит от учителя или тренера.

Результаты и обсуждение

Изложенная информация в разделе «Материалы и методы» аргументирует необходимость выделения еще одной модели применения спортивных игр на уроках физического воспитания, которую можно назвать «многомерной», поскольку только она предлагает рассматривать игры как разновидность социальных практик разностороннего характера.

В этом смысле позиции китайских специалистов совпадают с мнением российских, полагающих, что: «на сегодняшний день актуальным является поиск наиболее интересных популярных и эффективных игр для использования их в процессе физического воспитания» [13, с. 289].

Китайскими авторами опубликовано множество работ, посвященных проблемам обучения спортивным играм с точки зрения конфигурации конкретных двигательных навыков и субъективной результативности [14, с. 12]. На наш взгляд, сегодня актуально, во-первых, усилить внимание на роль, которую спортивные игры играют в воспитании китайской молодежи; во-вторых, определить допустимые границы вмешательства учителей в тренировочный процесс, реорганизованный в ответ на рекомендации органов государственного управления. Это означает, что акцент работы состоит в соотнесении

различных эндогенных и экзогенных факторов с характеристиками и особенностями элементов конкретной педагогической модели, к которой учителя физического воспитания КНР прибегают в последние годы.

Подчеркнём, что спортивные игры для Китая и местной системы образования - явление не новое. Они появились на территории этой страны в древние времена. С непрерывной эволюцией, сменой династий и даже частными боевыми действиями в разных концах современной КНР возникали спортивные игры, косвенно порождаемые происходящими в культурно-историческом контексте изменениями. Однако только быстрый экономический рост и урбанизация, наблюдаемые в Китае с конца 70-х годов прошлого века, заметно изменили жизнь его граждан. В то же время несмотря на очевидное повышение уровня жизни, выражаемое в том числе в улучшении питания, физическая подготовка современной китайских детей и молодежи, обычно оцениваемая исходя из состава тела, кардиореспираторной выносливости, гибкости, мышечной силы и др., значительно снизилась, став тревожным сигналом для национального здравоохранения [15].

Чтобы улучшить физическую форму молодого поколения, китайское правительство в 2007 г. постановило, чтобы уже в начальной школе дети занимались физическими упражнениями не менее одного часа в день и играли в спортивные игры не менее одного часа в неделю [9]. Национальный проект «Здоровый Китай 2030» поставил перед собой еще более амбициозные задачи, потребовав от китайских школьников освоения хотя бы одного игрового вида спорта и умеренной физической активности не менее трех раз в неделю [16].

Учащиеся китайских школ и вузов обычно с удовольствием включаются в игровой процесс на занятиях по физической культуре и проявляют к ним большой интерес. Именно игровая модель обучения в наибольшей степени стимулирует их мотивацию, позволяя отрабатывать требуемые навыки. Кроме того, польза игр состоит в том, что они могут сделать обучение более интересным и захватывающим [17, с. 102].

Разумеется, есть и ограничения. При выборе игр учителям рекомендуется быть осторожными и ориентироваться на те из них, которые можно назвать высокотехнологичными, то есть требующими от учащихся упорного труда. Таким образом, более активное включение спортивных игр в программы физического воспитания в китайских школах, кроме достижения традиционных целей этой учебной дисциплины, предлагает и абсолютно новую, по крайней мере для китайской традиции, цель, именуемую «участие в спорте». Практическая значимость этой цели напоминает учителям физкультуры партийную установку, в соответствии с которой в социально-исторических условиях построения гармоничного общества и популяризации спорта на протяжении всей жизни необходимо уделять больше внимания молодежному спорту. Среди задач «участия в спорте» наиболее

прогрессивной, на наш взгляд, является та, которая состоит в стимулировании желания и способности молодежи добровольно включаться в подвижные игры, а также по возможности организовывать их самим.

При этом спортивные игры, одобренные китайскими властями [18, с. 9], что особенно важно, должны не только развивать двигательные навыки и физическое здоровье, но и способствовать укреплению здоровья психического, а наряду с этим и социальной адаптации учеников. На практическом уровне, поскольку эти две цели сложны для понимания и реализации, многие преподаватели физического воспитания КНР пока стремятся к достижению традиционных задач по оздоровлению детей и подростков посредством физического воспитания, принимая за основу прежний государственный стандарт и практически не уделяя внимания ни психологии, ни адаптации [19].

Существуют различные формы организации спортивных игр. Тем не менее, результаты наших исследований доказывают, что в практике школьного физического воспитания КНР 16,4 % спортивных игр организуются непосредственно педагогами; 2,2 % - детьми и только 5,8 % - родителями. Намного чаще спортивные игры бывают организованы волонтерскими организациями (49,2 %) и студенческими движениями - 26,4 %.

Ряд китайских авторов [19, с. 137; 20, с. 9] предполагают, что основным способом повышения частоты занятий игровыми видами спорта среди молодежи может стать разработка конкретных критериев оценки их вовлеченности. Но, в тоже время, подчеркивается, что такие ориентированные на результаты спортивные занятия могут увеличивать психологическое давление на детей и значительно снижать их мотивацию, что требует дальнейшей верификации образовательных программ, позволяющих ученикам делать выбор на основании личных предпочтений и интересов.

Заключение

Национальный проект «Здоровый Китай 2030» предполагает от китайских школьников освоения хотя бы одного игрового вида спорта с умеренной физической активностью не менее трех раз в неделю. Перспективой его реализации выступает инновационная оздоровительно-игровая модель реализации уроков по физическому воспитанию. Вопреки сложившийся «технической» модели коммунистического государства, современный подход китайских педагогов к возможностям использования спортивных игр на уроках физического воспитания признает необходимость составления разумных планов занятий, благодаря которым, учащиеся могли бы ощутить результаты от занятий игровым спортом как можно скорее. Сложные и познавательные физические упражнения, такие как подвижно-командные игры или игровые упражнения на координацию, несомненно, должны усилить положительное влияние на здоровье детей. Разумеется, реформирование образовательных программ будет продолжаться.

Ведь только благодаря мощной поддержке руководства страны и совместным усилиям педагогов, статус физического воспитания в учебных заведениях КНР имеет тенденцию к повышению.

Список литературы

1. Кузнецова З.М., Кузнецов С.А. Коллективная консультация ЮНЕСКО по вопросам сохранения и продвижения народных видов спорта и игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 4-9. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-4-9.

2. Akici M.L., Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. WEC Традиционные спортивные и игры руководителей исследований (TSGREs), Заметки Второго Совещания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2020-15-2-5-8.

3. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Кузнецова З.М. Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 113-121. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-2-113121.

4. Акыджы Л., Манискалко Д., Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. Форум по этноспорту -возрождение народных видов спорта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2021-162-5-8.

5. Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 163-171. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171.

6. Ислямов Е., Кузнецова З.М. Наиболее популярные национальные виды спорта и игр Республики Казахстан. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 132-140. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-132140.

7. Пугачев И.Ю. Интегративные научные представления о физической работоспособности обучаемых высшей школы. Интеграция образования. 2014; 18-1(74): 3946. DOI 10.15507/Inted.74.018.201401.039.

8. Зохеир М., Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Сравнительный анализ физического воспитания школьников 12-15 лет в России и Республике Алжир по содержанию программных средств физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 89-94.

9. Opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on Strengthening Youth Sports and Enhancing Youth Physical Fitness. The State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2007/content 663655.htm [In Chinese].

10. Пугачев И.Ю. Инновационная технология разработки содержания физического воспитания человека на основе принципа "сжатия информации". Инновации в образовании. 2019; 4: 130-141.

11. Tinning R., Fitzclarence L. Postmodern Youth Culture and the Crisis in Australian Secondary School Physical Education. Quest. 1992; 44: 287-303.

12. Bunker D., Thorpe R. A model for the teaching of games in secondary schools. Bulletin of Physical Education. 1982; 18(1): 5-8.

13. Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю. Использование разнообразных игр в проекте "ГТО-НИКА" для физического воспитания и социализации школьников. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016; 4(134): 288-293.

14. Song Y. Brief discussion on the application of sports games in physical education teaching in junior and middle schools. Chinese Off-Campus Education. 2018;30(23):11-13 [In Chinese].

15. Zhang C., Liu Y., Xu S. et al. Exploring the Level of Physical Fitness on Physical Activity and Physical Literacy Among Chinese University Students: A Cross-Sectional Study. Frontiers in Psychology. 2022; 13. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.833461.

16. Healthy China 2030 Blueprint Guide. The State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/zhengce/2016-10/25/content_5124174.htm [In Chinese].

17. Пугачев И.Ю., Родичкин П.В. Инновационная дефиниция "мульти-выносливость игровая" в системе профессиональной и спортивной подготовки инженера. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 98-106.

18. Gao S. Main problems existing in the operation level of the new curriculum. Physical Education. 2006; 6: 8-9 [In Chinese]

19. Ma L. Present Situation Analysis of Sport Games for Deaf - mute Children. Bulletin of Sport Science and Technology. 2018; 26(3): 136-140 [In Chinese].

20. Wang G., Li W., Dou K. Extracurricular sports participation increases life satisfaction among Chinese adolescents: A moderated mediation model. Social Behavior and Personality: an international journal. 2020; 48(80): 1-11 [In Chinese].

References

1. Kuznetsova Z.M., Kuznetsov S.A. UNESCO Collective Consultation on the conservation and promotion of folk sports and games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(4): 4-9. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-4-9 [In Russ., In Engl.].

2. Akici M.L., Kulneva Z.M., Kuznetsova E.A. VEK Traditional sporatives and games of the needlewomen of the research (Tigress), Notes during the Conversation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2020-15-2-5-8 [In Russ., In Engl.].

3. Liliya F. Ismagilova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Zinaida M. Kuznetsova. Theoretical and practical aspects of traditional games as a pedagogical means of physical potential formation in students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 113-121. DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121 [In Russ., In Engl.].

4. Akinci L., Maniskalko D., Kuznetsova Z.M., Kuznetsova E.A. Ethnosport Forum - the revival of folk sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 5-8. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-2-5-8 [In Russ., In Engl.].

5. Zinaida M. Kuznetsova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Aleksandra S. Seliverstova. Traditional games at physical education lessons: factors and development prospects. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171 [In Russ., In Engl.].

6. Erkebulan Islyamov, Zinaida M. Kuznetsova. The most popular national sports and games of the Republic of Kazakhstan. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 132140. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-132-140 [In Russ., In Engl.].

7. Pugachev I.Y. Integrative scientific ideas about the physical performance of higher school students. Integraciya obrazovaniya. 2014; 18-1(74): 39-46. DOI 10.15507/Inted.74.018.201401.039.

8. Meruan Zoheir, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Comparative analysis of physical education of schoolchildren aged 12-15 years in Russia and the Republic of Algeria on the content of physical culture software. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 89-94 [In Russ., In Engl.].

9. Opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on Strengthening Youth Sports and Enhancing Youth Physical Fitness. The State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2007/content_663655.htm [In Chinese].

10. Pugachev I.Y. Innovative technology for developing the content of human physical education based on the principle of "information compression". Innovacii v obrazovanii. 2019; 4: 130-141 [In Russ.].

11. Tinning R., Fitzclarence L. Postmodern Youth Culture and the Crisis in Australian Secondary School Physical Education. Quest. 1992; 44: 287-303.

12. Bunker D., Thorpe R. A model for the teaching of games in secondary schools. Bulletin of Physical Education. 1982; 18(1): 5-8.

13. Firsin S.A., Maskayeva T.Y. The use of various games in the project "GTO-NIKA" for physical education and socialization of schoolchildren. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 4(134): 288-293 [In Russ.].

14. Song Y. Brief discussion on the application of sports games in physical education teaching in junior and middle schools. Chinese Off-Campus Education. 2018;30(23):11-13 [In Chinese].

15. Zhang C., Liu Y., Xu S. et al. Exploring the Level of Physical Fitness on Physical Activity and Physical Literacy Among Chinese University Students: A Cross-Sectional Study. Frontiers in Psychology. 2022; 13. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.833461.

16. Healthy China 2030 Blueprint Guide. The State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/zhengce/2016-10/25/content_5124174.htm [In Chinese].

17. Igor Yu. Pugachev, Pavel V. Rodichkin. Innovative Definition of "Multi-Endurance Game" in the System of Professional and Sports Training of an Engineer. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 98-106 [In Russ., In Engl.].

18. Gao S. Main problems existing in the operation level of the new curriculum. Physical Education. 2006; 6: 8-9 [In Chinese]

19. Ma L. Present Situation Analysis of Sport Games for Deaf - mute Children. Bulletin of Sport Science and Technology. 2018; 26(3): 136-140 [In Chinese].

20. Wang G., Li W., Dou K. Extracurricular sports participation increases life satisfaction among Chinese adolescents: A moderated mediation model. Social Behavior and Personality: an international journal. 2020; 48(80): 1-11 [In Chinese].

Статья поступила в редакцию: 10.02.2024

Хоу Минда - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: spakhareva@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavel@,gmail. com Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: _pugachyov.i@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.