Научная статья на тему 'Социокультурные особенности развития человеческого капита-ла в условиях модернизации экономики и православная трудовая этика'

Социокультурные особенности развития человеческого капита-ла в условиях модернизации экономики и православная трудовая этика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / VALUE SYSTEM / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LABOR VALUES / ПРАВОСЛАВНАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА / ORTHODOX CHRISTIAN VER-SION OF LABOR ETHIC / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышева Ольга Леонидовна

В статье анализиру-ется становление и развитие ценностно-мотивационных уста-новок в сфере труда, трансформация трудовых ценностей в историко-культурном и конфессиональном контекстах. Осве-щаются вопросы нравственного отношения к труду, источникам накопления, частной собственности и богатству, социальной ответственности бизнеса, которые являются составной частью православной трудовой этики. Обращение к ней актуализирует-ся социальными вызовами рыночной экономики и деформацией нравственных ценностей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes establishment and development of labor values and its transformation within historical, cultural and confessional context. Moral motivation towards work, sources of accumulation, private property and social responsibility of business have been being in the focus of Christian labor ethic in its Orthodox version. Social chal-lenges of a market economy and moral deviations among youth make it very urgent.

Текст научной работы на тему «Социокультурные особенности развития человеческого капита-ла в условиях модернизации экономики и православная трудовая этика»

О.Л. МАЛЫШЕВА кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета*

Социокультурные особенности развития

человеческого капитала в условиях модернизации экономики и православная трудовая этика

Социально-экономические изменения российского общества вызвали к жизни масштабные социокультурные сдвиги, изменение ценностей людей, что повлияло на состояние как рынка труда, так и экономики в целом. «Нас долгие годы уверяли, что главное в экономике - капитал, средства производства, технологии. Однако разразившийся экономический кризис опроверг эти постулаты. Главное в экономике -это человек. От его ума, души, нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства»,1 - убежден Патриарх Кирилл. Но именно человеческий капитал используется в России крайне неэффективно. Среди факторов, противодействующих формированию и развитию человеческого капитала, наиболее значимыми являются:

- бедность. Нищие и бедные составляют 80% населения современной России, то есть почти 113 млн. человек. А вот состояние

~ о

100 российских валютных миллиардеров оценивается в 520 млрд. долл2;

- демографический фактор. Сегодня количество трудоспособного населения страны неуклонно сокращается, во-первых, за счет уменьшения численности людей, ежегодно вступающих в трудоспособный возраст, во-вторых, за счет выхода на пенсию значительного количества граждан, родившихся в период высоких показателей рождаемости, в-третьих, за счет ухода на пенсию большого

*Малышева Ольга Леонидовна, e-mail:Olgatuz@rambler.ru

1 Режим доступа: http://www.religare.ru/2 65288.html

2 См.: Аргументы недели, 2010, 2 декабря, с.8.

числа работающих пенсионеров. Исследования показывают, что в стране по мере сокращения численности населения будет снижаться количество трудоспособных граждан на 0,5-1 млн. в год. Кадровый

л

дефицит к 2020 г. может достичь 22 млн. человек1.

- кадровый голод и качество трудовых ресурсов. С начала 90-х гг. ежегодно крупнейшие предприятия сбрасывали как «ненужный балласт» сотни высококвалифицированных рабочих, инженеров и управленцев. А сегодня о нехватке кадров заявляют 49% компаний2. В то же время растет разрыв между квалификацией людей и потребностями рынка в квалифицированных кадрах.

Все эти факторы носят объективный характер, но вот игнорировать их нравственную составляющую не представляется возможным. Социологи констатируют: «Для абсолютного большинства российского населения работа представляется в первую очередь как малоприятное занятие, неизбежный заработок ради хлеба насущного. Соотношение представлений о том, сколько должны получать и сколько реально получают работники составляет 2,5-3 к 1. Такое положение вещей ведет к снижению в массовом порядке заинтересованности в качестве и интенсивности работы, комплексам ущемленности, сознанию «недоданности», снижению мотивации к труду, вытеснению работы из круга ценностей, определяющих достоинство человека»3.

Усиливается деформация системы нравственных ценностей и предпочтений в среде молодежи. Речь идет о высоких стандартах потребления, которые воспринимаются как символ успеха. Жизненный успех конвертируется в деньги, при этом деньги «дутые», не связанные с трудовыми затратами. Большинство молодых людей не имеют планов ни на отдаленное будущее, ни на реализацию себя в своей профессии, если только она сразу же не дает большой доход. Только 39% учеников

Режим доступа: http://www.cig-bc.ru/library/74190/98374

2 Информационно-аналитический бюллетень CiG Business[ Электронный ресурс ]- Режим доступа: http://www.cig-bc.ru/library/74190/98374

3 Гудков Л. Российская повседневность//Вестник общественного мнения, 2007, №2, с.67-68.

средней школы и около половины студентов собираются работать по

л

специальности1. А значит, под вопросом остаются накопление «квалификационного ресурса», необходимого для конкуренции на рынке труда, реализация полученных в вузах знаний в профессии.

В этих условиях становление и развитие ценностно-мотивационных установок в сфере труда все более актуализируется как в России, так и на Западе. Не случайно лидеры мирового бизнеса заговорили о социальных инновациях. С этой целью дан старт проекту FOW - Future of Work («Будущее труда»), который основан на участии десятков экспертов и управленцев со всего мира, крупнейших мировых компаний: Nokia, SAP, Shell, Tata Consulting Services, Thomson Reuters, Unilever, Novartis, Nomura и т.д. Результаты исследований привели к продвижению чуждой бизнес-среде идеи - приоритету нравственного начала в деятельности компаний, что повысит их «способность к сотрудничеству как внутри организации, так и в ее внешних взаимодействиях»2. Этот тезис является основополагающим в понимании социальных инноваций. В России и ученые, и политики видят выход во внедрении идеологии социальных инноваций также оттуда, с Запада. Речь идет о протестантизме, в рамках которого максимально жестко торпедируется трудовая активность. Потенциал традиционных для России религий - будь то православие или ислам, не только не берется в расчет, но чаще всего вызывает раздражение.

Между тем социологи фиксируют падение значимости либеральной идеи и все более возрастающий интерес россиян к традиционным ценностям. В этой связи показательны следующие цифры. Вхождение России в европейский мир выбирают в качестве идеи, которая объединила бы общество, не более 10% молодых респондентов. С суждением, что «Россия должна попытаться стать европейской страной,

1 См.: Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации// Вестник общественного мнения, 2008,№4, с.15.

2 Восканян М. Коллективизм ХХ1века// Однако, 2010, № 46, с.42.

вместо того, чтобы искать свой путь», согласны лишь 29% опрошенных молодых респондентов, а большинство - 57% с ним не согласились1.

Заметим, что реализация человеческого капитала возможна только в условиях определенной социокультурной среды, где немаловажную роль играет традиция, в том числе религиозная. Православную трудовую этику характеризует нравственный подход к экономике, когда во главу угла ставится человек, его потребности как материального, так и духовного порядка. Именно поэтому вопросы нравственного отношения к экономике и той взаимосвязи, которая существует между религиозными убеждениями и хозяйственной деятельностью, все чаще и активнее поднимаются православными религиозными деятелями. Так, РПЦ приняла ряд стратегически важных документов - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»(2000г.), «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (2004г.), которые должны способствовать внесению нравственного начала в экономику России. Эти документы основаны на концептуальных положениях традиционной трудовой этики. Рассмотрим их.

- Труд - явление духовной жизни. Если обращаться к ветхозаветным текстам, то уже в книге Бытия видно благоволение к труженикам. Так, наказ Господень Адаму обладать землей и трудиться в поте лица трактовался в православной традиции именно как благословение на труд. Однозначные указания на необходимость труда содержатся в посланиях апостола Павла: «Мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам»(2 Фес.3: 7-9). И его же классическое определение труда как неотъемлемой части человеческой жизни: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»(2 Фес. 3: 10).

1 Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации...с. 12.

В святоотеческой литературе начинает формироваться представление о труде как о процессе, ведущем к конечной цели любого христианина - спасению души. Это закономерно. Ведь праздность, леность - это та среда, в которой очень уютно чувствуют

себя человеческие страсти: «Без дела и труда человек есть ладья,

- 1

преданная на волю ветра и волн страстей»1.

На Руси идеал трудового служения воплотился в образе труженика - монаха, а монастыри являлись очагами хозяйственной культуры. Вне зависимости от рода монашеской жизни, будь то иноческое общежитие, спасение в скиту, затворе, пустынножитии, монахи несли послушания и трудились во славу Божию. Этому идеалу следовали и миряне. Отсюда и русские пословицы: «Бог труды любит», «С молитвой в устах; с работой в руках», «Богу молись, а сам трудись». В «Поучении» Владимира Мономаха труд - это высшее мерило богоугодности человека: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»2.

Важнейшим памятником средневековой русской литературы, в котором наиболее полно излагаются положения православной этики труда, является «Домострой». В нем говорится о необходимости трудолюбия, бережливости, поддержания чистоты и порядка в хозяйстве. Отношение к труду регулировалось на религиозном уровне. Особое внимание уделялось воспитанию трудолюбия у детей. Святитель Феофан Затворник считал, что родители должны прививать своим детям «трудолюбие - тяготение к труду и ненависть к праздности, любовь к порядку ..., добросовестную исправность -

1 Прот. Дебольский Г.С. О любви к Отечеству и труде по слову Божию. М., 1996, с.48-49.

2 Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/34319.htm

расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется»1.

Труд делился по гендерному признаку - на сугубо мужской и женский. На женщинах лежала вся работа по дому: забота о детях, приготовление пищи, уборка, стирка, уход за скотом и птицей, работа в огороде. Летом они помогали мужчинам в полевых работах. Не только крестьянки, но и представительницы дворянского и купеческого сословия должны были входить во все тонкости домашнего хозяйства, контролируя слуг, и сами всегда заниматься «праведным трудом», «так чтобы и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, гостья ли, - всегда бы сама она за рукодельем сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала»2. Мужчины работали в поле: пахали, жали, косили. Они также ухаживали за лошадьми, ремонтировали инвентарь, заготовляли дрова.

Разделение на мужской и женский труд прослеживалось в народных традициях, в практике воспитания детей. Так, при рождении девочки пуповину перерезали на прялке, чтобы в будущем она стала искусной рукодельницей. У мальчика пуповину перерезали на топоре, чтобы он вырос мастером своего дела. До семи лет дети воспитывались исключительно матерью, затем мальчики переходили под опеку отца, передававшего им навыки и умения, необходимые для крестьянина. Девочки оставались под надзором матери. Уже к 15 годам юноши и девушки становились полноценными работниками, способными выполнять все крестьянские работы.

Таким образом, православие, по мнению одного из первых исследователей трудовой хозяйственной этики С. Н. Булгакова, «подняло сознание достоинства труда», «хозяйство, как в широком, так и в узком политэкономическом смысле есть творчество, синтез свободы

1 Свт. Феофан Затворник. Об обязанностях детей по отношению к родителям. // Православная семья в современном мире. М., 2001, с.52.

2 Домострой. М., 2006, с.102.

и необходимости, регулируемые духовными ценностями Нового Завета»1.

- Справедливость в отношениях между деловыми партнерами, работодателями и работниками. Основной принцип христианской справедливости выражен в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» (Матф. VI 1.12). Священное Писание предупреждаем «Горе тому, кто. заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер.22.13). Вопросы справедливого отношения к труженикам, их достойного вознаграждения рассматривались и в святоотеческой литературе. Так? Святой Преподобный Кирилл Белозерский в одном из своих посланий подчеркивал, что труд всегда должен вознаграждаться. Не должно быть взяток и поборов - отношения между власть имущим и подчиненным следует строить на справедливых началах2/

Как классическая историография, так и современные историки О. Платонов, А. Горянин, В.Мединский и другие отмечают высокий уровень оплаты труда и высокий уровень жизни русских по сравнению с трудящимися в Западной Европе.

А. Горянин приводит свидетельство Юрия Крижанича, который прожил в России времен царя Алексея Михайловича 17 лет. Он выразил возмущение отсутствием должной стратификации в одежде простолюдинов и боярства: «Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином.

о

Такого безобразия нет нигде в Европе»3.

В. Мединский цитирует английского путешественника

Д.Александера, посетившего Россию в середине Х1Хв.: «В общем,

Булгаков С.Н. Философия русского хозяйства. М.,2006, с.444-445.

2 См.: Тарасов А. Заметки о трудовой этике в эпоху русского Средневековья.[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/34319.htm

3 Цит. по: Горянин А. Мифы о России и дух нации. М.,2002, с.47.

русские мужики выглядят довольными и счастливыми, живут в достаточно удобных домах с застекленными окнами, а я-то ошибочно полагал, что увижу дыры, закрытые ставнями»1. Еще более впечатлили путешественника двухэтажные избы зажиточных крестьян, обставленные мебелью из красного дерева.

О. Платонов ссылается на выводы немецкого ученого барона Гаксгаузена, который в середине XIX в. изучал систему оплаты труда на российских предприятиях: «Ни в одной стране заработная плата (фабричных рабочих) не достигает такой высоты, как в России. Даже денежная заработная плата в России в общем выше, чем в Германии. Что же касается до реальной платы, то преимущество русского рабочего перед заграничным в этом отношении еще значительнее»2. Но и в начале XX в. уровень оплаты труда в промышленности России был выше уровня Англии, Германии и Франции, составляя примерно 85% уровня США3.

Сегодня в этой сфере произошла деформация, которая может пагубно отразиться на модернизации и политической стабильности страны. Социальные отчисления в России самые высокие в мире (в европейских государствах максимальный размер таких налогов не превышает 6-7%). При этом налоговая система России устроена так, что основное налоговое бремя падает на работающего человека. Если посчитать все социальные взносы вместе с налогом на доход, получится, что россияне отдают государству 40% заработанных денег4. По признанию экспертов ПРООН, самая массовая группа бедного населения - полные семьи с 1-2 детьми. Они составляют 40% от общего числа бедных семей, и главной причиной является низкая оплата труда,

1

Цит. по: Мединский В. Скелеты из шкафа русской истории. М., 2010, с.303.

2 Цит. по: Платонов О.А. Экономика русской цивилизации// Русская экономика без глобализма. М.,2006, с.23.

Платонов О.А. Экономика русской цивилизации.с.23.

4 См.: Ларина Н. Треть зарплаты государству//Аргументы недели, 2010, 2 декабря, с.17.

которая занижена относительно ВВП в 2-3 раза5. Очень актуально звучит признание председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ проф. Ш. Агеева: «Сегодня мы подошли к такому порогу, когда ситуацию нужно менять. В пользу этой точки зрения можно привести как минимум два сильных аргумента. Во-первых, разница между малоимущими и богатыми достигла угрожающих размеров. Это очень опасный дестабилизирующий фактор, требующий разрешения. Во-вторых, с ненадежной, плачевной социальной базой бизнес - как армия без тыла и резерва. В таких условиях объективно сложно

л

развиваться»'. Прагматизм такого подхода подтверждают данные социологического исследования, проведенного в национальных республиках Поволжья (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия). Объективность имущественного неравенства и его положительную роль в процессе рыночных преобразований признали 15,6% респондентов, а вот радикальные средства борьбы с ним, включая нарушение законов и действующей Конституции, предпочли более четверти опрошенных2.

- Христианская справедливость предполагала честность в хозяйственной и коммерческой деятельности: «Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и рукодельничают, и пашут: не крадут, не разбойничают, не грабят, без поклепов и лжи, не выпрашивая и без

о

хитростей», - требует «Домострой»3. Честное имя было надежнейшим капиталом и для купечества имело огромную цену. Не случайно большинство даже миллионных сделок в России заключалось через рукобитье на основании устных договоренностей. В лучшем случае условия сделки записывали на гербовой бумаге, но до должного юридического оформления дело чаще всего не доходило. И не

См.: Россия в 2015году: Цели и приоритеты развития. ПРООН. М.,2005, с.41

1 Режим доступа: Elitat.rU/one/7/may_2006_1.pdf

2 См.: Тузиков А.Р., Зиннурова Р.И. Идеологический дискурс экстремизма: видимое и невидимое. Казань,2010,с.76-77.

3 Домострой. М.,2006, с. 95.

удивительно. Среди торговых людей было много вышедших главным образом из крестьянства, они хранили нравственные ценности и традиции, передавали их по наследству своим детям. Имелись просто удивительные факты, иллюстрирующие, как российские предприниматели дорожили своим честным именем. Один из известных московских промышленников разыскивал, путем публикации в газете, кредиторов своего отца, который более 30 лет назад вынужден был заключить с ними сделку, не имея возможности полностью с ними рассчитаться, и всем, кого смог разыскать, заплатил. Это был С.Четвериков, пользовавшийся репутацией кристально честного промышленного и общественного деятеля в старой Москве1.

- Cвоеобразное отношение к богатству, которое воспринималось как результат не столько собственных усилий, сколько благодати Бога, а потому его владелец являлся не совсем единственным хозяином своего имущества. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12, 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25, 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16, 1-13).

В отличие от западной традиции богатство в православии не имеет самоценности, тем более сакрального смысла. Конечно, богатство снимает многие проблемы материального порядка, но при этом является и серьезным испытанием. Оно задает определенные образцы поведения, «может способствовать развитию нравственной слепоты в человеке, снизить уровень его нравственного чувства, разрушить его совесть»2. Не случайно в православии страсть к богатству среди других страстей выделяется как самая всепоглощающая и разрушительная.

1

См.: Буренков М. Нравственные традиции российского купечества.[Электронный ресурс ]: Режим доступа:

http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mid_3aid_261752_html

2 Прот. В.Васильев. Деньги - зло? Дорога к Храму.//Христианин и деньги. Нужны ли православному

деньги, и можно ли их честно заработать. М.,2009, с.7.

Понимание опасности страсти накопительства и жажды денег любой ценой русский народ выражал в пословицах: «Деньгами души не выкупишь», «Беда деньгу родит»; «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся».

Православие учит правильному отношению к богатству, а именно внутренней свободе от него: «Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто желает слишком многого; не тот богат, кто много имеет, а кто ни в чем не нуждается. Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие или недостаток денег»1.

В наши дни мерилом успешности является богатство любой ценой. Эта мысль, характерная в целом для бизнеса, была выражена в свое время М.Ходорковским и Л. Невзлиным: «Мы не скрываем, что заряжены на богатство. Наши цели ясны, задачи определены - в миллиардеры. Хватит жизни по Ильичу. Наш компас - Прибыль. Наш кумир - Его Финансовое Величество Капитал»2. Гиперценность денег, особенно больших денег, делает закономерным и огромный разрыв в

о

доходах самых богатых и самых бедных жителей России3. Ну а общество платит серьезному бизнесу той же монетой, страдая синдромом нелюбви к олигархам. К этому выводу пришел ВЦИОМ, получив результаты исследований: бизнесменов-«профи», полагающих, что главная их обязанность - платить налоги и не нарушать законы, поддержали всего 25% респондентов. Симпатию и солидарность с бизнесменами-«альтруистами» высказал 61% опрошенных4.

- Происхождение богатства. Священное Писание крайне отрицательно относится к ростовщичеству: «Закон запрещает отдавать в рост брату» (Втор.23.19). Единодушно негативное отношение к ростовщичеству демонстрирует и святоотеческая литература. О

1 Цит. по: Эрн В.Ф. Христианский идеал экономики//Платонов О.А. Русская экономика без глобализма. М., 2006, с. 463.

Цит. по: Детлякович В. Ходор. По каким принципам жил и живет главный российский заключенный //Русский репортер, 2010, №16, с.97.

3 См.: Аргументы недели, 2010, 2декабря, с.8.

4 Режим доступа: Elitat.rU/one/7/may_2006_1.pdf

греховности и безнравственности ростовщичества писали Св. Киприан, Св. Василий Великий, Св. Григорий Нисский, Св. Амвросий, Св. Иоанн Златоуст. Следуя христианским заповедям, в России всегда интересовались происхождением капитала: как он был приобретен -честным путем или криминальным. Москва ни ростовщиков, ни откупщиков не любила, так как их капитал был "грязным". Не любили и не уважали также и тех, в основе благосостояния коих был "неплатеж", когда "выворачивали шубу", с тем чтобы нажиться на сделке с кредиторами. Откупщики и ростовщики находились на самой нижней иерархической ступени русского купечества. Наиболее уважаемыми были промышленники1.

На пагубности всей современной мировой экономики, основанной на финансовых операциях, часто напоминающих махинации, Церковь настаивает и сегодня. Давая оценку мировому кризису, Патриарх Кирилл говорил: «Виртуальная экономика стала значительной частью экономики реальной. Люди зарабатывали сумасшедшие деньги только потому, что они умело торговали фантиками, простите за это не очень политкорректное сравнение пустых и не имеющих ценности бумаг с такими ценными в понимании людей документами, как акции, облигации, курсовая разница валют. Достаточно было вовремя «сбросить» одни акции и купить другие, чтобы получить миллионы, десятки миллионов. Такая экономика аморальна»2.

- Отношение к собственности. Признавая право человека на собственность, Священное Писание осуждает посягательство на нее: «Не кради. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, на рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего»(Исх.20. 15,17). В Новом Завете бережное отношение к чужой собственности приобрело

См.: Буренков М. Нравственные традиции российского купечества.[ Электронный ресурс]:Режим доступа [http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mid_3aid_261752^Ш ].

2 Режим доступа: [http:/www.ua.rian.ru/analytics/20090807/78188031.html ].

еще более глубокое обоснование: «Заповеди: «не кради». «не пожелай чужого» . и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»»(Рим. 13.9.).

На Руси всегда воспитывалось бережное отношение к чужому имуществу. Взять чужое - великий грех: «Пожалей чужое, Бог даст свое», «Лучше по миру собирать, чем чужое брать», «Лучше дать, нежели взять». На защиту частной собственности вставало и российское законодательство начиная с «Русской Правды».

- Социальная ответственность и милосердие собственника. Этическое регулирование собственности демонстрировало большинство богатых людей России, помогая бедным, больным, сиротам, - всем, кто нуждался в поддержке общества. Помощь обездоленным служила спасению души, сулила не только награду в Царствии Божием, но и являлась своеобразным залогом благополучия в земных делах. На этом настаивает Священное Писание: «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Пр.28,27), «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,42). Поэтому в России столь распространена была как государственная, так и частная благотворительность. Государственная благотворительность была связана в первую очередь с царствующей императорской фамилией. Яркий пример благотворительности являла деятельность последней российской императрицы Александры Федоровны. Ее усилиями по всей стране строились работные дома для бедных, школы нянь и гувернанток, школы сестер милосердия и школа народного искусства, целью которой было возрождение народных промыслов. На средства императрицы были открыты ортопедическая больница для детей и туберкулезные санатории в Крыму. В условиях Первой мировой войны под ее патронажем были 85 госпиталей и 10 санитарных поездов. Помимо организаторской деятельности по обустройству госпиталей императрица и ее

дочери регулярно работали в качестве операционных сестер в Царскосельском госпитале.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России были богатые традиции и частной благотворительности, которая была официально разрешена в 1781 г. и выражались как в форме помощи неимущим, так и меценатства. Являясь в большей части выходцами из народной гущи, российские предприниматели следовали и Евангельским заповедям, и народной мудрости: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, вдовах, бездомных, заключенных, - все это было привычной статьей расходов российских купцов и промышленников. Стараниями московского купечества были созданы Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский Театральный музей, Частная опера С. И. Мамонтова, Московский кустарный музей, Московский Художественный театр, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы, приюты и дома бесплатных квартир Боевых, Ермаковых, Солодовниковых, Хлудовых, Мазуриных, Горбовых, Рукавишниковых, Бахрушиных, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Капцовское училище, Александровское и Набилковское коммерческие училища, Коммерческий институт, торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д.

В постсоветской России благотворительность получила новый импульс с принятием Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в 1995г. Благотворительная деятельность не только поддерживается, но и торпедируется органами государственной и муниципальной власти, зачастую принимая «добровольно-принудительный» характер. И все же крупные компании все активнее участвуют в корпоративной благотворительности и делают

в этом направлении немало. Но хочется отметить существенное отличие понимания благотворительности традиционной религиозной моралью, где благотворительность - это не только заказ государства или внутренний позыв человека, а религиозный долг и потому она естественна и не публична.

В условиях социальных вызовов модернизации экономики нравственные начала в экономической деятельности - это гарант не только успешной экономики, но и нравственного оздоровления общества. «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, равнодушии к судьбе человека, пренебрежении к нравственным нормам, может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна, более того - нежизнеспособна, она опасна»1, -подчеркивает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и с этим трудно не согласиться. Православная трудовая этика - это идеальная модель. Но как раньше, так и сегодня она может давать ценностные ориентации направлению движения общества, а значит, способствовать его экономическому развитию. На уровне же отдельного человека она формирует ценностно-мотивационное отношение к труду, раскрытию творческого потенциала личности. Последнее очень значимо, так как по признанию лидеров мирового бизнеса «мир переворачивают инновации социальные, поддержанные технологическими достижениями»2. Конечно, нельзя в приказном порядке внедрить традиционную трудовую этику. Нужны изменения в сознании россиян и, прежде всего, политической и экономической элиты. Но стать отправной точкой, источником социальных инноваций, интересных и продуктивных новых методов в сфере управления и организации экономики традиционная трудовая этика может вполне.

1

Режим доступа: http://www.religare.rU/2 65288.htm

2 Восканян М. Коллективизм ХХ1 века// Однако, 2010, №46, с.42.

Малышева О.Л. Социокультурные особенности развития

человеческого капитала в условиях модернизации экономики и православная трудовая этика. В статье анализируется становление и развитие ценностно-мотивационных установок в сфере труда, трансформация трудовых ценностей в историко-культурном и конфессиональном контекстах. Освещаются вопросы нравственного отношения к труду, источникам накопления, частной собственности и богатству, социальной ответственности бизнеса, которые являются составной частью православной трудовой этики. Обращение к ней актуализируется социальными вызовами рыночной экономики и деформации нравственных ценностей молодежи.

Ключевые слова: система ценностей, трудовые ценности, православная трудовая этика, человеческий капитал, рыночная экономика.

Malysheva O.L. Orthodox Christian Labor Ethic and Specification of social and cultural trends of a human capital's development in conditions of economy modernization. The author analyzes establishment and development of labor values and its transformation within historical, cultural and confessional context. Moral motivation towards work, sources of accumulation, private property and social responsibility of business have been being in the focus of Christian labor ethic in its Orthodox version. Social challenges of a market economy and moral deviations among youth make its very urgent.

Key words: value system, labor values, Orthodox Christian version of labor ethic, human capital, market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.