Научная статья на тему 'Социокультурные основания становления толерантности студентов вуза'

Социокультурные основания становления толерантности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНТСВО / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / SOCIO-CULTURAL SPACE / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL SOCIETY / HUMANISTIC WORLD VIEW / INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Оксана Александровна

В статье описаны функции образования и культуры как двух единых сторон процесса становления личности, проанализирован процесс становления толерантного сознания в контексте гуманистического развития личности, отмечено совпадение ключевых констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL FOUNDATIONS OF TOLERANCE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS

This work describes the functions of education and culture as two common aspects of the process of personality formation, the process of formation of tolerance is analyzed in the context of humanistic personality development, and the coincidence of the key constants of the humanistic world view and components of tolerance is noted.

Текст научной работы на тему «Социокультурные основания становления толерантности студентов вуза»

3. Anderson J. Supporting the Invisible Minority // Educational leadership. - 1997. - Vol. 54, № 7.

4. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. - Boston, 2001.

5. Encyclopedia of Educational Research. - N. Y, 1992. - Vol. 3.

6. Edwards A. Let’s Stop Ignoring Our Gay and Lesbian Youth // Educational Leadership. - 1997. -Vol. 54, № 7.

7. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. - Harvard University Press, 1997.

8. Lynch J. Multicultural Education: Principles a. Practice. - London, 1986.

9. The International Encyclopedia of Education. - Oxford, 1994. - Vol. 7.

10. Valerian F. Gabdulchakov. Of linguistic education in kindergartens // International Journal of Early Years Education. - 2011. - Vol. 19, Issue 2. - P. 185-188.

УДК 37

О. А. Филиппова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье описаны функции образования и культуры как двух единых сторон процесса становления личности, проанализирован процесс становления толерантного сознания в контексте гуманистического развития личности, отмечено совпадение ключевых констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания.

Ключевые слова: социокультурное пространтсво, культурно-образовательная среда, поликуль-турное общество, гуманистическое мировоззрение, межкультурный диалог.

O. A. Filippova

SOCIO-CULTURAL FOUNDATIONS OF TOLERANCE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS

This work describes the functions of education and culture as two common aspects of the process of personality formation, the process of formation of tolerance is analyzed in the context of humanistic personality development, and the coincidence of the key constants of the humanistic world view and components of tolerance is noted.

Keywords: socio-cultural space, cultural and educational environment, multicultural society, humanistic world view, intercultural dialogue.

Мировой кризис во многих сферах че- В основе этического контекста концепции

ловеческой деятельности способствовал толерантности лежат гуманистические идеи,

сильнейшему обострению экономических, в которых подчеркивается непреходящая цен-

социальных, политических проблем всего ность различных достоинств и добродетелей

мирового сообщества. В настоящее время человека, в том числе многообразия, отли-

тенденции глобализации, всемирной инте- чающего одного человека от другого и под-

грации рассматриваются как угроза потери держивающего богатство индивидуальных

индивидуальности как отдельных людей, так вариаций единого человеческого вида. Если

и национальных культур в целом. В этой свя- рассматривать разнообразие людей, культур

зи проблема формирования толерантного со- и народов как ценность и достоинство куль-

знания стала одной из ведущих проблем со- туры, то толерантность представляет собой

временной психолого-педагогической науки. норму цивилизованного сосуществования

этих культур, готовность к принятию иных взглядов, что в свою очередь выступает как условие сохранения многообразия, условие сохранения человеческой культуры в целом.

Анализируя процесс становления толерантного сознания в контексте гуманистического развития личности, представляется необходимым отметить совпадение ключевых констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания, а именно: ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические, политические взгляды), которые находят свое выражение в позитивном отношении к другим, способности к эмпатии, доверии и открытости в получении новой информации; характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность), проявляющаяся в виде стремления к объективизации восприятия особенностей представителей разных наций и культур, развитию и взаимообогащению культурного опыта, признания ценности каждой человеческой жизни, конструктивный межкультурный диалог; индивидуальные психологические характеристики личности, способствующие адаптации и развитию мотивации к самоопределению, самовыражению и самореализации в современном поликультурном мире.

Образование и общество неотделимы. Это единая система. Любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования. И именно сфера образования, откликаясь на эти актуальные проблемы, способна оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, стимулировать или, напротив, тормозить их развитие. Будучи сферой, включенной в различные системы и отношения, образование является поликультурным пространством. В связи с этим чрезвычайно важными представляются идеи и ценности, заложенные в содержание образования. Ведь именно от них зависит способность и воз-

можность бесконфликтного существования любого общества, возможность его интеграции в мировое сообщество.

Вполне естественно, что содержание образования детерминировано целым комплексом проблем, выходящим далеко за рамки собственно образовательной тематики. Эти проблемы (прежде всего социальноэкономического характера) имеют непосредственное отношение к сфере образования. Таким образом, важным является вопрос своевременной коррекции приоритетов и ценностей содержания образования с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов человека и общества. Учитывая этот факт, мы полагаем, что наиболее значимым в содержательном плане учебных программ является формирование таких основополагающих жизненных установок, как чувство принадлежности к своему народу, знание, любовь и уважение истории и традиций своего народа; чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, патриотизм, исключающий национальное тщеславие и этническое превосходство; чувство принадлежности к мировому сообществу.

Основываясь на том, что образование и культура являются двумя едиными сторонами процесса становления личности, необходимо отметить важную роль образовательной, а точнее культурно-образовательной среды в процессе формирования толерантности.

Рассматривая образование и культуру как «генетически единые “стороны” процесса становления и развития человеческой социальности» [1; 33], В. Н. Леонтьева считает образовательные учреждения «центрами культуры, “мастерскими” культуротворче-ства как объективируемой человеческой способности создавать/воссоздавать культурные формы и ответственно наполнять их определенными культурными смыслами» [1; 33].

Подчеркивая нетождественность понятий «человек культуры» и «культурный человек», В. Н. Леонтьева в первом случае имеет

в виду достаточно высокую степень освоенности индивидом достижений своей культуры. Во втором случае - это умение и осознание необходимости организовать индивидуальную жизнь в соответствии с нравственными ценностями, на основе взаимопонимания, сотрудничества, диалога.

По мнению Ю. М. Лотмана, культурная личность возникает на границе и главным ее свойством является способность переводить информацию с языка «чужой» культуры на язык «своей». Однако для этого культурная индивидуальность должна иметь «билинг-вальный механизм», то есть знать язык и «чужой» культуры, и «своей». Понятие «культурная индивидуальность» предполагает способность и готовность к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами, что позволяет рассматривать его в качестве основы для формирования культурной толерантности как готовности принятия иной культуры и одновременно осознавать себя носителем определенных культурных ценностей, что является необходимым условием сохранения и развития человеческой культуры в целом. Таким образом, толерантность выступает способом преодоления разъединенности людей, явлением, определяющим становление процесса общения и его результат. Толерантность является своего рода психологической установкой, представляет познавательную, эмоциональную и волевую готовность индивида к поиску и взаимодействию с Другим. Понимание толерантности как осознанной идентификации образа Я и образа «другого» в сознании индивида на основе интериоризованных принципов общения является определяющим для преодоления конфронтации и достижения максимальной общности с «другим». Таким образом, становление личности, обретение ею своего места в социокультурном пространстве немыслимо без Другого, другой личности и связано со способностью субъекта видеть, наделять ценностными характеристиками объект и самого себя, отождест-

влять себя с этим объектом. Функционируя как многообразие особенного, толерантность по своей сути и есть многообразие в единстве, при этом каждая отдельная составляющая этого многообразия является самоценной и многоаспектной.

Рассмотрение толерантности как социокультурного феномена с общетеоретических позиций позволяет сделать вывод о том, что данное явление свойственно всем областям человеческого существования и многим областям знания о человеке, в том числе и педагогике.

Принадлежность образования к культурной деятельности предполагает не только реализацию основного функционального назначения культуры - передачу последующим поколениям накопленного социального опыта, но и определение границ и создание условий «специфически человеческому бытию» [1; 33].

В этой связи представляется возможным определить культурно-образовательную среду как сформированную систему ценностных ориентаций, основанную на принципах гуманистического мировоззрения, выступающую как средство формирования духовной, эмоционально-чувственной сторон личности и программирующей ее развитие и жизненный путь.

Проблема формирования толерантного сознания на современном этапе приобретает все большую актуальность, которая обусловлена проявлениями нетерпимости, расового, этнического, религиозного терроризма, растущим социальным неравенством. В этой связи культурно-образовательная среда, в которой происходит непосредственное становление «становящегося» человека, обладает огромным потенциалом для преодоления этих явлений. Однако это требует пересмотра целей образования, а также изменения традиционных форм обучения и воспитания с точки зрения внесения в содержание образования поликультурной составляющей. Образование, являясь широким социокуль-

турным, социально-экономическим и собственно педагогическим явлением, в условиях поликультурности, полиэтничности, полиментальности и многоязычия России не может не приобретать характер поликультур-ного образования.

Образование - это сфера приложения самых разных наук, каждая из которых рассматривает образовательные проблемы в своем специфическом ракурсе. Проблема формирования толерантного сознания имеет явно выраженный междисциплинарный характер и требует осуществления междисциплинарного синтеза, результатом которого и будет порождение «человека культуры».

Участниками симпозиума в Берне, который проходил в рамках проекта «Среднее образование для Европы» 27-30 марта 1996 г. выделены пять базовых компетенций, которые в своей совокупности призваны обеспечить готовность выпускников различных учебных заведений к успешной адаптации и самореализации в условиях современного рынка труда информационного общества. В основу формирования каждой из компетенций положено достаточно дифференцированное понимание ее сути. Рассмотрим суть данных компетенций.

1. Социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем

Суть данной компетенции заключается в психологической готовности самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения. Для достижения данной компетенции необходимо в рамках образовательного процесса, в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий спектр проблемных задач, решение которых будет способствовать формированию базовых рефлексивных умений, создавать необходимые алгоритмы деятельности.

2. Информационная компетенция

Суть данной компетенции представляет собой совокупность готовности и потребности работать с современными источниками

информации и предполагает наличие умений находить нужную информацию с помощью различных источников, определять степень ее достоверности, важности, обрабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, использовать для решения широкого спектра задач.

3. Коммуникативная компетенция

Данная компетенция является многокомпонентной и представляет собой совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. Данная компетенция рассматривается в качестве жизненно необходимой для успешного профессионального функционирования и карьерного роста в любой области. Обязательным условием является ее сформированность как на родном, так и на иностранном языке. Любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.

4. Социокультурная компетенция

Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире. Данная компетенция предполагает формирование следующих умений: выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития разных стран, исторических этапов развития одной и той же страны, различных социальных слоев общества; представлять свою страну и ее культуру, принимая во внимание возможную межкультурную интерференцию со стороны слушателя; признание на существование разных культур, религий; готовность и способность конструктивно отстаивать свои позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни

Суть данной компетенции естественно вытекает из рассмотренных выше и обусловлена тем фактом, что знания в условиях современного информационного общества

быстрее устаревают и теряют свою актуальность в силу новых позиций их толкования, а также акцентов в их интерпретации.

Принимая во внимание многоаспект-ность и полифункциональность рассмотренных компетенций, следует отметить, что в основу формирования каждой их них положены установки толерантного сознания, являющиеся фундаментом системы ценностных ориентаций обучаемых и обеспечивающие становление личности, стремящейся и готовой к межкультурному диалогу с целью развития и взаимообогощения культурного опыта, самоопределению и самореализации в современном поликультурном мире.

Профессиональная сфера востребует толерантного специалиста. Важнейшим требованием к профессионалу в современных социально-экономических условиях являются способность и внутренняя готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимому отношению к многообразию социокультурных моделей, критическому осмыслению суждения, основанному на моральных ценностях, социальной адаптации. Формиро-

вание у будущих специалистов - студентов вуза - установок толерантного сознания позволит разрешать конфликты на почве этнокультурных и социальных различий через понимание и принятие Другого, другой точки зрения, предполагает отказ от профессионального догматизма, способность субъекта к саморазвитию

Многообразие культур, менталитетов и ценностей, входящих в современную цивилизацию, превращает проблему толерантности из социокультурной в антропологическую. С одной стороны, «разнородность» социального пространства делает невозможным формирование некого стандарта толерантности. С другой, толерантность - это следствие естественной, присущей всему живому способности адаптироваться к окружающей среде, способ взаимодействия, который по-разному воспроизводится в разных культурах. Таким образом, толерантность следует рассматривать как комплексный феномен, некий поведенческий ориентир, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру.

Литература

1. Леонтьева В. Н. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. -1999. - № 4.

УДК 37

Л. П. Лехтина

АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА УЧЕНИКОМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ

В статье предложены материалы по актуальной проблеме: поиск эффективных подходов обеспечения качества современного образования. Сегодня необходимо разработать системы обучения и воспитания, которые способствовали бы эффективному развитию обучающегося с учетом самостоятельного выбора индивидуальной траектории развития. Примером такого пути может быть адаптивнообразовательная среда профильной школы.

Ключевые слова: адаптивная школа, сущность и функции адаптивной школы, адаптивнообразовательная среда, адаптивно-образовательная среда профильной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.