Научная статья на тему 'Гуманизация образовательной среды в системе непрерывного образования как ключевой компонент формирования гуманистической личности'

Гуманизация образовательной среды в системе непрерывного образования как ключевой компонент формирования гуманистической личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / HUMANISTIC PERSONALITY AND SOCIAL VALUES / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HUMANISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ATTITUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Татьяна Николаевна

В статье рассматривается проблема создания системы непрерывного образования в условиях политико-экономических и социокультурных трансформаций российского общества и связанной с этим необходимостью возобновлять или продолжать образование, профессиональную подготовку в течение всей жизни человека. Обосновывается актуальность гуманистических ценностей как базы для построения современной стратегии непрерывного образования. Выдвигается тезис о формировании гуманистической личности через становление ее ценностного сознания. Делается вывод о сущности непрерывного образования основанного на развитии человека как личности, субъекта деятельности и общения в условиях гуманистической образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION AS A KEY COMPONENT OF HUMANISTIC PERSONALITY

The article considers the problem of creation of system of continuous education in terms of political-economic and socio-cultural transformations of the Russian society and the consequent need to resume or continue their education, vocational training throughout life. The urgency of humanistic values as the basis for building a modern strategy of continuous education. Advancing an argument about the formation of a humanistic personality by becoming its value-consciousness. The conclusion is made about the nature of continuing education based on the development of personality, the subject of activity and communication in terms of humanistic educational environment.

Текст научной работы на тему «Гуманизация образовательной среды в системе непрерывного образования как ключевой компонент формирования гуманистической личности»

УДК 37.013 ББК 74.00 Л 22

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована)

Логачева Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, социологии Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (902) 650 33 12, е-mail: logacheva78@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания системы непрерывного образования в условиях политико-экономических и социокультурных трансформаций российского общества и связанной с этим необходимостью возобновлять или продолжать образование, профессиональную подготовку в течение всей жизни человека. Обосновывается актуальность гуманистических ценностей как базы для построения современной стратегии непрерывного образования. Выдвигается тезис о формировании гуманистической личности через становление ее ценностного сознания. Делается вывод о сущности непрерывного образования основанного на развитии человека как личности, субъекта деятельности и общения в условиях гуманистической образовательной среды.

Ключевые слова: непрерывное образование, гуманизм, гуманистическая личность, социальные ценности, ценностные отношения, компетенции, гуманистическая образовательная среда.

HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION AS A KEY COMPONENT OF HUMANISTIC PERSONALITY

Logacheva Tatiana Nikolaevna,

candidate of pedagogical sciences, associate professor philosophy, history, sociology of Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (902) 650 33 12, e-mail: logacheva78@mai.ru

Summary. The article considers the problem of creation of system of continuous education in terms of political-economic and socio-cultural transformations of the Russian society and the consequent need to resume or continue their education, vocational training throughout life. The urgency of humanistic values as the basis for building a modern strategy of continuous education. Advancing an argument about the formation of a humanistic personality by becoming its value-consciousness. The conclusion is made about the nature of continuing education based on the development of personality, the subject of activity and communication in terms of humanistic educational environment.

Keywords: continuing education, humanism, humanistic personality and social values, values, attitudes, competencies, humanistic educational environment.

Создание системы непрерывного образования выступает одной из ключевых педагогических проблем современности в связи с тем, что возрастающий темп морального старения знаний делает невозможным ограничение образования заранее определенным возрастом, уровнем и сроком. При этом необходимо отметить что, временной интервал социокультурных перемен стал в наши дни

значительно меньше продолжительности жизни одного человека. Необходимость возобновлять или продолжать образование, профессиональную подготовку, становится перед человеком каждый раз, когда он встречается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Такая необходимость приобретает все большую актуальность.

98

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

Трибуна педагога

Для государства и общества непрерывное образование является основной сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.

Центральной идеей, положенной в основу концепции непрерывного образования, выступает понимание того факта, что обучение человека, его общая и профессиональная подготовка это не только этап, во время которого он готовится к «реальной жизни», а неотъемлемая часть этой жизни, продолжающаяся на протяжении всего его существования. Поэтому в образовательной среде формируется представление о том, что концепция непрерывного образования расценивает учение как естественную и необходимую деятельность личности во все периоды ее жизни. А так же подразумевает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, дополнять ранее приобретенные знания и умения, регулярно расширять свой кругозор, развивать способности и повышать культуру, получать профессиональное образование и совершенствоваться в нем, осваивать новые области профессиональных знаний.

Непрерывное образование должно выступать фактором формирования и удовлетворения познавательных интересов, духовных и социальных потребностей, развития задатков и способностей личности в разнообразных учебных заведениях, с помощью различных форм и видов обучения, а также путем самовоспитания и самообразования.

Современная реальность нацеливает российское общество на серьезное и глубокое переосмысление роли и значения человека, на признание человеческой личности в качестве важнейшей социальной ценности. В связи с этим общей основой современной стратегии непрерывного образования является гуманизм, сущность которого заключается в признании абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.

Таким образом, парадигмой непрерывного образования становится формирование и развитие гуманистической личности. Это свободная личность, способная к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве. Ключевыми качествами гуманистической личности являются творческая активность, вариативность и диалогичность мышления, развитое стремление к созиданию, присвоению социальных ценностей. Цель учебных заведений состоит в создании оптимальных условий для формирования такой личности, то есть создания гуманистической образовательной среды. Актуальность этой цели заклю-

чается в том, что педагог и обучающийся зачастую оказываются на одном уровне в смысле ценностных поисков и находок перед лицом общего «вызова эпохи», когда условия жизни быстро меняются. В основе развития гуманистической личности лежит становление ее ценностного сознания.

Именно ценности выступают в обществе стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Ценности для человека как целеполагающего существа - это базовые цели во всей иерархии целеполагания. Ценности - это цели, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор поведения в жизненно значимых ситуациях.

Личность не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от имеющихся представлений, от оценок постепенно складывается определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельность личности, в том числе профессиональная. Таким образом, формируется ценностное сознание - реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности. Из этого вытекает то огромное значение, которое приобретает проблема становления ценностного сознания личности в отечественной педагогике.

Ядром ценностного сознания личности является система ценностных отношений (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Именно они способствуют формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности. Необходимость формирования системы ценностных отношений связана и с их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных человеческих достоинств в процессе становления и развития личности. Ценностные отношения и ценности не существуют независимо друг от друга, поэтому бытие ценностей вообще, без относительно человека и его духовнопрактической деятельности просто не возможно. Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта, которая является не только источником удовлетворения его сиюминутных нужд, но и задает «смысловое поле» (Б.С. Братусь) для всего многообразия форм человеческой активности. В этом проявляется связь между ценностными отношениями и мировоззрением личности. В-третьих, ценностное отношение к объекту является одним из главных форм его познания, познания как для человека, то есть подлинно человеческого познания [1]. Любой объект рассматривается человеком в единстве его сущности и значимости. Вхождение человека в мир есть сложный процесс, в котором тесно переплетаются аксиологические и гносеологические аспекты его де-

99

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

ятельности, образуя неразрывное единство. Таким образом, ценностное отношение как взаимосвязь содержит в себе мировоззренчески значимые свойства объекта, то есть те, от которых зависит развитие человека как носителя свойственных только ему существенных родовых черт. Поэтому, освоив объект с позиции не только его сущности, но и с позиции его значимости, он развивает в себе ценностное отношение к нему. Само ценностное отношение является уже не просто отражением значимости, а мировоззренческой позицией, свойством самого человека. Внешнее становится внутренним.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития образования в обществе претерпели значительные изменения. Если когда-то серьезно говорили о возможности передачи знаний, то сегодня, очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания вне определенных навыков и умений их использования не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

В настоящее время вопрос ставится еще шире. Целью образования становятся не просто знания, умения и навыки, но определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны «вооружать» молодое поколение для дальнейшей жизни в социуме.

В европейском образовании выделяют пять ключевых компетенций, необходимых во всех профессиональных сферах:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ и Интернета информации и рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни [3].

Процесс гуманизации отечественного образования способствует формированию выше перечисленных компетенций и позволяет воспитывать качества личности необходимые для ее полноценного развития.

При этом необходимо отметить, что общество представляет выпускника не только как профессионала, владеющего современными базовыми знани-

ями и профессиональными компетенциями, но и высокодуховную, активную, творческую личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию, непрерывному образованию.

В проекте доклада «О развитии образования в Российской Федерации», представленного 23 марта 2006 г. Государственным советом Российской Федерации, непрерывность образования определена как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности страны [2]. В условиях динамичных трансформаций современной жизни и стремительного обновления знаний создание гибкой и динамичной системы непрерывного образования выступает императивом роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны.

В постиндустриальном обществе роль и значение профессионалов увеличивается, так как именно они, в значительной степени являются носителями алгоритмического, системного и социально-технологического мышления, необходимого для воспроизводства процессов технического развития. Высокая гражданская ответственность перед обществом и сложность подготовки таких специалистов определяет сущностные характеристики концепции их профессионального обучения. Ими должны стать адаптивность, системность, непрерывность, гибкость, саморазвитие, самосовершенствование, распределенность во времени и пространстве. Поэтому важная роль отводится системе непрерывного образования, которая призвана выявлять задатки и способности, максимально их раскрывать, прививать вкус к обучению, учить получать удовольствие от этого процесса, учить учиться, развивать любознательность.

Таким образом, сущностью непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Данная идея, осознанная обществом, находит свое воплощение в образовательной среде основанной на принципах гуманизации, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: Монография/Л.П. Разбегаева, Т.В. Самоходкина; Федер. агенство по образованию РФ, Волгогр. гос. пед. ун-т.-Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 131 с.

2. Непрерывное образование: вызовы, компетенции, гибкость и последствия для образовательных структур. Международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. - Москва: Общественная палата Российской Федерации, 2012. - 370 с.

3. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. -2005. - 307 с.

--- 100 ---

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.