УДК 316.4 ББК 60.5
Власова Виктория Николаевна Vlasova Victoria Nikolaevna
профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России, заведующая кафедрой педагогики Ростовского государственного медицинского университета доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент.
Professor, the Department of Humanitarian and Social and Economic (Socio-Economic) Disciplines, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Head of the Department of Pedagogy of the Rostov State Medical University, Doctor of Philosophy, PhD in Pedagogy, Associate Professor. E-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Socio-cultural bases of the legal consciousness of youths formation
Автор статьи рассматривает социокультурные основания формирования правового сознания российской молодежи, так как правосознание выступает в качестве элемента правовой культуры. Особое внимание в статье уделено таким показателям, как представления о высших правовых принципах, нормах, и установке - готовность к свершению действия в правовом пространстве определенным способом. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что когнитивная составляющая представлений понятия «закон» у молодежи не является беспрекословным соблюдением закона во всех сферах жизни, что свидетельствует, с одной стороны, о фрагментарности и абстрактности существующих в сознании молодежи знаний в области права, а с другой - о смещении морально-нравственных координат.
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовые знания, ценности, ценностные установки, молодежь.
В нынешних условиях функционирования и развития социума социокультурные основания общественной жизнедеятельности подверглись значительной трансформации и отразились на процессе формирования правового сознания молодежи. Актуальность исследования подтверждает тот факт, что, несмотря на снижение показателей зарегистрированных преступлений (с 2 628,8 тыс., совершенных в 2010 году, до 1 991,5 тыс. в 2018 году), в настоящее время все равно наблюдается высокая численность правонарушений среди россиян [1]. Данная проблема, на наш взгляд, взаимосвязана с возрастающей динамикой отклонений в правовом сознании населения, что в целом связано с изменениями правовой культуры в России.
The author of the article considers the sociocul-tural foundations of the formation of the legal consciousness of the Russian youth. Particular attention in the article is given to the following indicator: ideas about the highest legal principles and norms, the observance of which is mandatory, the installation is the willingness to perform actions in the legal space in a certain way. On the basis of a secondary analysis of empirical data, the author of the work concludes that the cognitive component of the concept of law among young people is not an unquestioning observance of the law in all spheres of life, which indicates, on the one hand, the fragmentation and ab-stractness of knowledge in the minds of young people in areas of law, and on the other - about the shift of moral coordinates.
Keywords: legal consciousness, legal culture, legal knowledge, values, value system, youth.
Проблема правового сознания российского общества затрагивается в трудах многих исследователей, работающих в рамках социально-гуманитарного направления. Обусловлено это тем, что социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в стране, легитимируются на уровне правовых институтов, которые в свою очередь влияют на реорганизацию правового сознания общества.
Правовое сознание является частью правовой культуры. Так как основы правовой культуры закладываются в подростковом возрасте, то особый интерес исследователей вызывает формирование правового сознания молодых граждан.
Правовое сознание представляет собой «совокупность взглядов, идей, ценностей и норм, выражающих отношение людей и социальных групп к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным» [2, с. 3]. Как видно из определения правосознания, оно не обладает материальной формой, но активно влияет на социальное поведение граждан. Правовое сознание выступает важным элементом историко-культурного развития общества, который содержит в себе как закрепленные в коллективных представлениях ценности, так и новые элементы, формирующиеся в процессе социальных изменений [3, с. 118].
В современном обществе, которое характеризуется активной динамикой культуры, которая, в свою очередь, определяет изменения в представлениях человека о феномене права, формы выражения многообразных правовых явлений, воплощающихся в феномене правосознания, важно рассмотреть социокультурные основания формирования правового сознания молодой когорты, проявляющиеся в их повседневных социальных практиках.
Несмотря на то, что проблема правосознания чаще всего является предметом юридической науки, в научной литературе по социологии имеется немало работ, посвященных изучению проблем, связанных с правовым сознанием и правовой культурой в России.
Анализ правового сознания современного российского общества осуществляется отечественными социологами в контексте правовой культуры. В работах Ж.Т. Тощенко дается оценка правосознания в качестве культурной составляющей общества [4]. Социологические аспекты, связанные с правовой культурой молодежи, представлены в работах О.И. Аннен-ко, Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, Н.В. Руднева, А.М. Щукина [5; 6; 7; 8]. Также интересны исследования ученых, посвященные проблемам правового сознания населения на Юге России: основные векторы трансформации правовой культуры населения Юга России в постсоветский период [9]; этнокультурные особенности когнитивного компонента правового сознания населения Юга России [10]; распространенность праворадикальных идеоло-гем, символов, лозунгов, которые отражают идеологические концепты студенческой среды Ростовской области [11].
Как мы видим из обзора научной литературы, правовое сознание молодежи, а также отдельные его элементы рассматриваются исследователями, но исходя из современной социокультурной ситуации - стремление к глобализации и интеграции, построение единого правового пространства с унифицированными правовыми ценностями и институтами, с одной стороны, а с другой стороны, локализация глобализационных процессов с возрождением интереса к проблемам национального самосознания и самопознания, исследование социокультурных оснований формирования правового сознания молодежи является своевременным и необходимым мероприятием.
Теоретическая база исследования выстраивается в рамках неоклассической модели научного исследования, базирующейся на принципе конструктивистской парадигмы (П. Бергер, Т. Лукман).
Современный человек, конструируя свою жизнь, опирается на культурные и правовые нормы, которые в дальнейшем отражаются в его правосознании и повседневных социальных практиках. Современная социальная реальность наполнена разнообразными рисками, в связи с чем человек постоянно сталкивается с трудностями, которые невозможно преодолеть, если не воспринимать мир через призму комплекса «прошлое, настоящее и будущее». То есть человек должен действовать в предложенной социальной ситуации, сохраняя на определенных этапах свою стабильность, целостность. Это касается и сферы правовой регуляции общественной жизни.
Правовое сознание, детерминируемое мак-роуровневыми социально-политическими, социально-экономическими и социально-культурными процессами, происходящими в обществе, охватывает взгляды, представления о сущности права, законности, правопорядка.
Цель статьи - опираясь на анализ проведенных эмпирических замеров, рассмотреть функционирование и формообразование правового сознания молодежи, исходя из таких системообразующих факторов, как социально-правовые установки, культурно-правовые нормы и ценности.
На наш взгляд, социокультурные основания правового сознания молодежи могут быть представлены в виде следующих показателей: правовое образование - уровень знаний в об-
ласти права; ценности референтной группы -представления о высших правовых принципах и нормах, соблюдение которых обязательно; установки - готовность к совершению действия в правовом пространстве определенным способом.
Для рассмотрения социокультурных оснований формирования правосознания молодежи был проведен вторичный анализ результатов прикладных исследований: «Молодежь России: социологический портрет» (2010 год); «Правовая культура населения Юга России» (20102011 годы); «Социальная инерционность в смыслах и практиках повседневной жизни населения регионов Юга России» (2018 год).
Обращение к результатам эмпирического исследования «Молодежь России: социологический портрет» [12] показывает, что российская молодежь (64,2 %) считает Россию «не совсем» правовым государством, что в свою очередь свидетельствует о собственных, отличных от общих, представлениях молодой когорты о России как о правовом государстве. Если более детально рассматривать представителей молодежи, которые считают, что Россия - это правовое государство, то необходимо выделить именно учащуюся и военную молодежь (см. рис. 1).
Полагаем, что именно среди обучающейся молодежи процент тех, кто считает Россию правовым государством, выше, так как они
получают знания о праве из образовательных программ (правоведение, обществознание, социология). Данные знания позволяют молодым людям правильно воспринимать правовую информацию и давать оценку государственной деятельности.
Прежде всего, молодые люди (50 %) считают, что правовое государство - это «когда граждане, организации и органы власти страны соблюдают все законы». Соблюдение важно именно в том случае, когда букву закона соблюдают все граждане, особенно представители власти (см. рис. 2).
Также для формирования правового сознания очень важно понимать, что сами молодые люди подразумевают под понятием «закон». Если обратиться к исследованию «Социальная инерционность в смыслах и практиках повседневной жизни населения регионов Юга России», то мы увидим, что ассоциации с понятием «закон», возникающие в представлениях населения, являются ожидаемыми и показывают, что закон понимается большинством как нормативный правовой акт, который принимается органами государственной власти и регулирует определенные общественные отношения, а также обязателен для соблюдения всеми гражданами без исключения (83,7 %) [13].
Несмотря на то, что Юг страны обладает своей социокультурной спецификой, мы видим, что «закон» нечасто ассоциируется насе-
Рис. 1. Мнение различных социальных групп молодежи о том, является ли Россия правовым государством, %
Как надо отпосетия к закону
>81 И? й в- ¡1 • х " § з? о £3 » 5 = . 1 1 3 ? о. 3 =■ • ■ X ■ « в £ о О с ¿в
Всегда и во «сем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям /«./ 23.1 25Л
Законы надо (чэблюдать, но только если это делают и сами представители органон власти 47.1 31,3 Э1.0
11е так важно, соответствуют ли поступки людей па кону или нет -главное, чтобы эти поступки были сира ведл иным и 22,3 17,6 15,3
Закон можно соблюдать лишь тогда, когда он нр мешает реализовать личные интересы 4,2 4.0 3,4
Затруднились ответить 8,3 4,0 4.5
Рис. 2. Мнение представителей различных возрастных групп о том, как надо относиться к закону, %
лением Юга России с традиционными этническими нормами. То есть среди практически всего населения России наблюдается четкое разделение между нормами права и принятыми обычаями.
Переходя к оценкам роли права в повседневной жизни молодежи и закона как руководства повседневной жизни, следует отметить неоднозначность молодежи по отношению к закону: 47,1 % полагают, что соблюдение закона должно выполняться только, если представители власти соблюдают закон; 22,3 % молодежи отмечают, что поступки должны быть справедливыми, и неважно, будет ли при этом соблюдена буква закона. А вот 18,1 % молодых людей отмечают, что необходимо всегда соблюдать закон [12].
Обращаясь к Югу России, мы тоже видим, что для молодежи, проживающей на данной территории, также важно понимать, что закон соблюдается представителями власти (21 %) [14]. То есть в сознании молодежи прослеживается идея, что закон должен быть одинаков для всех, особенно, когда границы социокультурных норм размыты, молодежь волнуют вопросы, касающиеся доверия и социальной справедливости [15; 16].
Продолжая анализ роли права в повседневной жизни молодежи, нужно обратить внимание на то, что молодые люди в большинстве не удовлетворены защищенностью своих прав: на это указывают 52,9 % молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (см. рис. 3).
Рис. 3. Мнение представителей различных возрастных групп о защищенности своих прав в России, %о
Гражданами России выделяется тот факт, что ущемляются права простых людей (13 %) [17], то есть вышестоящим лицам, по мнению россиян, отстоять права проще. А мы уже отмечали, что для молодежи принципиально важно, чтобы закон соблюдался всеми одинаково.
Назревает вопрос - куда же обращаются люди в случае несоблюдения их прав? Опираясь на результаты исследований по Югу страны, мы видим, что при возникновении проблемы лучше обратиться в суд, нежели решать ее собственными силами - так считают 48,8 % населения, а 16,3 % полагают, что суд их права не защитит [13]. Как мы видим, большинство граждан России все-таки доверяют решение возникающих проблем органам судебной власти.
Также при рассмотрении социокультурных оснований формирования правового сознания молодежи необходимо обратить внимание на установки - готовность молодых людей к совершению действия в правовом пространстве. В связи с этим необходимо понимать, обладает ли право в глазах молодежи ценностью, готова ли молодежь переступить закон. Опираясь на результаты исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», стоит подчеркнуть следующий факт: три четверти россиян говорят, что соблюдать нужно любой закон; пятая часть респондентов полагают, что «плохие» законы соблюдать не надо. Также стоит отметить, что 19 % представителей молодежи считают, что люди часто нарушают законы [18; 19]. Вероятней всего, это связано с тем, что происходит смещение морально-нравственных координат в сознании россиян в целом и молодежи в частности [20].
Итак, мы видим, что право в сознании молодежи обладает терминальной ценностью, так как оно призвано регулировать правовую деятельность в обществе, но, по мнению мно-
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ statistics/popula-tion/infraction/#.
2. Петрулевич И.А. Общность коллективных представлений правового сознания в условиях дифференциации современного российского общества: автореф. дис. ... д-ра со-циол. наук. Ростов н/Д, 2009.
гих молодых людей, инструментальная ценность права нарушена, поскольку молодежь не всегда чувствует собственную защищенность.
В целом в основе когнитивной составляющей представлений о понятии «закон» у жителей России, в том числе и у молодого поколения, лежат институциональные нормы организации социальной жизни, которые позволяют обеспечивать социальную стабильность. Таким образом, ассоциация населения с понятием «закон» позволяет сохранять свою целостность за счет воспроизводства форм взаимодействия субъектов на основе правовых норм, существующих в обществе.
Однако когнитивная составляющая представлений о понятии «закон» у молодежи не равно беспрекословному соблюдению закона во всех сферах жизни, что свидетельствует о фрагментарности и абстрактности существующих в сознании молодежи знаний в области права. Также стоит отметить тот факт, что соблюдение норм права в сознании молодых людей чаще связано с боязнью наказания, а не с осознанием правильности и полезности для общества существующих правовых норм, что, на наш взгляд, связано со смещением морально-нравственных координат в сознании молодежи.
В заключение необходимо отметить, что гуманитарно-социальная рефлексия по углубленному осмыслению проблемы формирования правового сознания молодежи с точки зрения социокультурных и морально-нравственных координат становится особенно необходимой в период трансформации российского общества. Важно исследовать динамику и особенности правосознания молодежи, действие различного рода факторов, влияющих на развитие молодежного правосознания в современных условиях.
Bibliography
1. Federal state statistics service. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/rWstatistics/populationinfractiori/#.
2. Petrulevich I.A. The commonality of collective representations of legal consciousness in the context of differentiation of modern Russian society: abstract of dis. ... Doctor of Sociology. Rostov on/D, 2009.
3. Petrulevich I.A. Differentiation and inte-
3. Петрулевич И.А. Дифференциация и интеграция правового сознания различных социальных групп населения России // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 4
4. Тощенко Ж.Т. Парадоксы и противоречия правового сознания // Безопасность Евразии. 2002. № 3.
5. Анненко О.И. Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007.
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социологические исследования. 2006. № 6.
7. Руднева Н.В. Информационный аспект духовно-нравственной модернизации правовой культуры молодежи // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 4.
8. Щукин А.М. Правовая культура молодежи как объект социологического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3.
9. Власова В.Н., Щербакова Л.И., Самы-гин С.И. Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2.
10. Клименко Л.В., Посухова О.Ю., Будаев П.Е. Социетальное измерение правовой культуры жителей Юга России (по материалам эмпирических исследований) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (203). URL: https://cyber-lemnka.ru/artide/n/sotsietalnoe-izmereme-pravo-voy-kultury-zhiteley-yuga-rossii-po-materialam-empiricheskih-issledovaniy.
11. Лукичев П.Н. Пограничные идеологе-мы правого радикализма в студенческой среде Ростовской области (по материалам социологического исследования) // Обзор. НЦПТИ. 2018. № 1 (12).
12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
13. Пантелеев В.Г., Печкуров И.В. Правовое сознание жителей Юга России: противоречие между оценками и социальными практиками // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 5.
14. Бинеева Н.К., Алиев Ш.И., Алексеен-ко И.Н. Этнокультурные традиции и обще-
gration of the legal consciousness of various social groups of the population of Russia // Humanitarian of the South of Russia. 2018. Vol. 7. № 4.
4. Toshchenko Zh.T. Paradoxes and contradictions of legal consciousness // Security of Eurasia. 2002. № 3.
5. Annenko O.I. Legal culture of modern Russian youth: philosophical analysis: abstract of dis. ... PhD in Philosophy. Stavropol, 2007.
6. Tooth Yu.A., Chuprov V.I. Legal culture of youth in the perspective of transformational strategies // Sociological studies. 2006. N° 6.
7. Rudneva N.V. The informational aspect of the spiritual and moral modernization of the legal culture of youth // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2010. № 4.
8. Schukin A.M. Legal culture of youth as an object of sociological research // Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies. 2011. № 3.
9. Vlasova V.N., Sherbakova L.I., Samy-gin S.I. The system of young people's value orientations as a reflection of the crisis of their spiritual life // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 2.
10. Klimenko L.V., Posukhova O.Yu., Bu-daev P.E. The societal dimension of the legal culture of the inhabitants of the South of Russia (based on empirical research) // News of universities. North Caucasus region. Social Sciences. 2019. № 3 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsietalnoe-izmerenie-pravovoy-kultury-zhiteley-yuga-rossii-po-materialam-empiricheskih-issledo-vaniy.
11. Lukichev P.N. Borderline ideologies of right-wing radicalism in the student community of the Rostov Region (based on case studies) // Review. NCPTI. 2018. № 1 (12).
12. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: a sociological portrait. M., 2010.
13. Panteleev V.G., Pechkurov I.V. Legal consciousness of residents of the South of Russia: a contradiction between assessments and social practices // Humanitarian of the South of Russia, 2018. Vol. 7. № 5.
14. Bineeva N.K., Aliev Sh.I., Alekseenko I.N. Ethnocultural traditions and general civil universals in the social practices of youth of the South of Russia: an experience of sociological analysis // Humanitarian of the South of Russia. 2018. № 5.
гражданские универсалии в социальных практиках молодежи Юга России: опыт социологического анализа // Гуманитарий Юга России.
2018. № 5.
15. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье студенческой молодежи в условиях кризиса социальной справедливости: вызовы и угрозы безопасности России // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. URL: http://ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n1y2016/3524.
16. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской студенческой молодежи в контексте доверия как индикатора социологического измерения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2.
17. Знание и оценка российской Конституции, представления о том, можно ли и нужно ли ее пересматривать. URL: https://fom.ru/Be-zopasnost-i-pravo/14144.
18. Что важнее: хорошие законы или хорошие руководители? Надо ли соблюдать плохие законы? URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/ 14109.
19. Shakhbanova M.M., Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh. and others. The role of trust in the formation of ethnie tolerance and social health in the modern Russian society // Revista Inclusiones.
2019. Vol. 6. № 2.
15. Gafiatulina N.Kh., Samygin S.I. The social health of students in a crisis of social justice: challenges and threats to Russia's security // Engineering herald of the Don. 2016. № 1. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2016/ 3524.
16. Gafiatulina N.Kh. The social health of Russian students in the context of trust as an indicator of the sociological dimension // State and municipal management. Scientists notes. 2019. № 2.
17. Knowledge and assessment of the Russian Constitution, ideas about whether it can and should be reviewed. URL: https://fom.ru/Bezo-pasnost-i-pravo/14144.
18. What is more important: good laws or good leaders? Should bad laws be followed? URL: https ://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14109.
19. Shakhbanova M.M., Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh. and others. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society // Revista Inclusiones. 2019. Vol. 6. № 2.