Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санаторно-курортная услуга / потребители / культура потребления / потребительские привычки / Краснодарский край / sanatorium resort service / consumers / consumer culture / consumer habits / Krasnodar Territory

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Валерьевна Хлабыстова, Иван Анатольевич Терещенко

Одним из приоритетных направлений развития Краснодарского края является повышение конкурентоспособности и увеличение количества всесезонных санаториев. Культура потребления россиянами санаторно-курортных услуг является отражением их отношения к социально-экономической действительности современного общества. Получение новой информации о социально-культурных факторах, влияющих на выбор санаторно-курортных услуг и особенностях потребительского поведения россиян на данном рынке необходимо для преобразований социально-экономической сферы, а также развитие более эффективного данного вида рынка Краснодарского края. Для изучения оценки потребителями санаторно-курортных услуг Краснодарского края были использованы следующие методы: вторичный анализ социологических исследований ВЦИОМ; анализ статистических данных; анализ теоретического и фактического материала по данной проблеме; авторами самостоятельно разработан инструментарий и проведено социологическое исследование методом анкетирования среди жителей Краснодарского края и г. Краснодара. Всего было опрошено 1700 человек в возрасте от 18 до 72 лет. Проведенное анкетирование позволило определить основных потребителей санаторно-курортных услуг: жители города в возрасте от 31 — 59 лет, имеющие высшее образование. Данная социально-демографическая группа положительно оценила качество предоставляемых услуг, а также безопасность дорог, развитую инфраструктуру, отсутствие природных и техногенных катастроф, стабильность политической ситуации, благоприятную эпидемиологическую обстановку в Краснодарском крае. Также респонденты считают, что край обладает немаловажным фактором для привлечения потребителей — это богатая история региона, хорошее состояние объектов историко-культурного наследия, памятники культуры. Для расширения ранка санаторно-курортных услуг необходимо учитывать социокультурные факторы выбора потребителями санаторно-курортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Наталья Валерьевна Хлабыстова, Иван Анатольевич Терещенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL FACTORS DETERMINING THE CHOICE OF SANATORIUM AND RESORT SERVICES IN THE KRASNODAR TERRITORY

One of the priority directions of the Krasnodar Territory’s development is to increase competitiveness and expand the number of all-season resorts. The culture of consumption of sanatorium and resort services by Russians is a reflection of their attitude to the socio-economic reality of the modern society. Obtaining new information about the sociocultural factors influencing the choice of sanatorium and resort services and the peculiarities of consumer behavior of Russians in this market is necessary for the transformation of the socio-economic sphere, as well as the development of this type of market in the Krasnodar Territory with more efficiency. To study the assessment by consumers of sanatorium and resort services in the Krasnodar Territory, the following methods were used: secondary analysis of sociological research by VTSIOM; analysis of statistical data; analysis of theoretical and factual material. The authors independently developed tools and conducted a sociological survey by means of a questionnaire among residents of the Krasnodar Territory and Krasnodar. A total of 1,700 people, aged 18 to 72, were interviewed. The survey made it possible to identify the main consumers of sanatorium services: urban citizens aged 31—59, with higher education. This socio-demographic group positively assessed the quality of services provided, as well as road safety, developed infrastructure, the absence of natural and man-made disasters, the stability of the political situation, and the favorable epidemiological situation in the Krasnodar Territory. Respondents also believe that the region has an important factor for attracting consumers — it is the rich history of the region, the good condition of historical and cultural heritage sites, cultural monuments. To expand the range of sanatorium and resort services, it is necessary to take into account the socio-cultural factors of consumers’ choice of spa services.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 316.334.2(470.62)

ББК 60.561.26(235.7)

Х 55

DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-89-98

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(Рецензирована)

Наталья Валерьевна ХЛАБЫСТОВА

Кубанский государственный технологический университет, г

Hlabystova_1@mail.ru

Иван Анатольевич ТЕРЕЩЕНКО

Кубанский государственный технологический университет, г

ongptr@mail.ru

Аннотация. Одним из приоритетных направлений развития Краснодарского края является повышение конкурентоспособности и увеличение количества всесезонных санаториев.

Культура потребления россиянами санаторно-курортных услуг является отражением их отношения к социально-экономической действительности современного общества. Получение новой информации о социально-культурных факторах, влияющих на выбор санаторно-курортных услуг и особенностях потребительского поведения россиян на данном рынке необходимо для преобразований социально-экономической сферы, а также развитие более эффективного данного вида рынка Краснодарского края.

Для изучения оценки потребителями санаторно-курортных услуг Краснодарского края были использованы следующие методы: вторичный анализ социологических исследований ВЦИОМ; анализ статистических данных; анализ теоретического и фактического материала по данной проблеме; авторами самостоятельно разработан инструментарий и проведено социологическое исследование методом анкетирования среди жителей Краснодарского края и г. Краснодара. Всего было опрошено 1700 человек в возрасте от 18 до 72 лет.

Проведенное анкетирование позволило определить основных потребителей санаторно-курортных услуг: жители города в возрасте от 31 — 59 лет, имеющие высшее образование. Данная социально-демографическая группа положительно оценила качество предоставляемых услуг, а также безопасность дорог, развитую инфраструктуру, отсутствие природных и техногенных катастроф, стабильность политической ситуации, благоприятную эпидемиологическую обстановку в Краснодарском крае. Также респонденты считают, что край обладает немаловажным фактором для привлечения потребителей — это богатая история региона, хорошее состояние объектов историко-культурного наследия, памятники культуры.

Для расширения ранка санаторно-курортных услуг необходимо учитывать социокультурные факторы выбора потребителями санаторно-курортных услуг.

Ключевые слова: санаторно-курортная услуга, потребители, культура потребления, потребительские привычки, Краснодарский край.

Для цитирования: Хлабыстова Н.В., Терещенко И.А. Формы культурно-просветительской работы среди адыгейских женщин в 1920-1930 гг. в Адыгее // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2024. Вып. 1 (334). С. 89-98. DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-89-98.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

SOCIO-CULTURAL FACTORS DETERMINING THE CHOICE OF SANATORIUM AND RESORT SERVICES IN THE KRASNODAR TERRITORY

Natalia V. KHLABYSTOVA

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

Hlabystova_1@mail.ru

. Краснодар, Россия

. Краснодар, Россия

Ivan A. TERESHCHENKO

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

ongptr@mail.ru

Abstract. One of the priority directions of the Krasnodar Territory's development is to increase competitiveness and expand the number of all-season resorts.

The culture of consumption of sanatorium and resort services by Russians is a reflection of their attitude to the socio-economic reality of the modern society. Obtaining new information about the socio-cultural factors influencing the choice of sanatorium and resort services and the peculiarities of consumer behavior of Russians in this market is necessary for the transformation of the socio-economic sphere, as well as the development of this type of market in the Krasnodar Territory with more efficiency.

To study the assessment by consumers of sanatorium and resort services in the Krasnodar Territory, the following methods were used: secondary analysis of sociological research by VTSIOM; analysis of statistical data; analysis of theoretical and factual material. The authors independently developed tools and conducted a sociological survey by means of a questionnaire among residents of the Krasnodar Territory and Krasnodar. A total of 1,700 people, aged 18 to 72, were interviewed.

The survey made it possible to identify the main consumers of sanatorium services: urban citizens aged 31—59, with higher education. This socio-demographic group positively assessed the quality of services provided, as well as road safety, developed infrastructure, the absence of natural and man-made disasters, the stability of the political situation, and the favorable epidemiological situation in the Krasnodar Territory. Respondents also believe that the region has an important factor for attracting consumers — it is the rich history of the region, the good condition of historical and cultural heritage sites, cultural monuments.

To expand the range of sanatorium and resort services, it is necessary to take into account the socio-cultural factors of consumers' choice of spa services.

Keywords: sanatorium resort service, consumers, consumer culture, consumer habits, Krasnodar Territory.

For citation: Khlabystova, N.V., Tereshchenko, I.A. Socio-cultural factors determining the choice of sanatorium and resort services in the Krasnodar territory // Bulletin of Adyghe State University. Series "Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Cultural studies." 2024. Iss. 1 (334). pp. 89-98. DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-89-98.

Введение. Потребление санаторно-курортных услуг формируют многие социальные аспекты, в том числе и потребительские привычки населения страны, которые определены многими факторами. Доход или заработная плата является основным фактором, предопределяющим возможности личности делать выбор в пользу того или иного санаторно-курортного комплекса. Но доход личности далеко не единственный фактор, оказывающий влияние на потребление и оценку санаторно-курортных услуг. В зависимости от пола, возраста, уровня образования и других социальных отличий население по-разному будет совершать выбор того или иного санаторно-курортного комплекса. Имея равные доходы социально-демографические группы по-разному будут совершать выбор санаторно-курортных услуг и производить оценку их качества.

Так, например, для студенческой молодежи, которая имеет небольшое количество карманных денег, а также для пенсионеров, обладающих ограниченными финансовыми возможностями, существуют принципиально различные предпочтения в выборе санаторно-курортного комплекса.

С.М. Оборин отмечает закономерность влияния развитости и доступности санаторно-курортных услуг населения на рост демографических показателей: рождаемость, увеличение продолжительности жизни [1].

Следующий фактор, который необходимо отметить — это культурные традиции страны, в которой предполагается продавать товар или предоставлять услугу [2]. Малоэффективно рекламировать и предлагать товары и услуги некоторым социальным группам, которые основываются на ценностях другой страны. Культурные традиции родной страны усиливают влияние на культуру потребления в периоды нестабильности в международных отношениях, когда увеличивается патриотизм [3].

Менее значительными факторами являются географические особенности страны, а также климат территории, поэтому требования к услугам санаторно-курортного комплекса может отличаться в разных регионах страны. Так, например, жители Москвы и жители г. Сочи будут предъявлять различные требования к услугам санаторно-курортного комплекса. Также стоит отметить социальную мобильность, экономические, политические, социальные и иные ситуации, которые происходят в стране.

Влияние данных факторов на выбор места для отдыха отмечают сотрудники ВЦИОМ в исследовании предпочтений россиян в выборе места для отдыха. Так согласно результатам их исследования, самым популярным туристическим объектом в России стало озеро Байкал, однако, чаще выбирали данный вариант ответа люди в возрасте 45-59 лет.

Вторым по популярности местом для отдыха россияне назвали Крым. Однако, жители Северо-Кавказского федерального округа в три раза чаще выбирали для отдыха город Сочи.

Третье место принадлежит Алтаю, однако, данный вариант ответа выбирали жители городов с населением 500 — 950 тыс. и больше (24 — 27%) и сибиряки (28%) [4].

Проведенный вторичный анализ социологического исследования сотрудников ВЦИОМ подтверждает необходимость учитывать факторы, влияющие на выбор санаторно-курортного комплексов. Это поможет сосредоточиться на рекламе санаторно-курортных услуг для потенциальных потребителей.

Методы. Для изучения оценки потребителями услуг санаторно-курортной Краснодарского края были использованы следующие методы:

— вторичный анализ социологических исследований ВЦИОМ;

— анализ статистических данных;

— анализ теоретического и фактического материала по данной проблеме;

Авторами самостоятельно разработан инструментарий и проведено социологическое исследование методом анкетирования среди жителей Краснодарского края и г. Краснодара. Всего было опрошено 1700 человек в возрасте от 18 до 72 лет. В опросе приняли участие 56 % респондентов женского пола и 44% респондентов мужского пола. Массовый опрос населения проводился с помощью гугл-формы по разработанной анкете.

Результаты и обсуждение. Первым вопросом анкеты стал: «Укажите Ваш возраст». В связи с тем, что лицам до 18 лет, как правило, родители оплачивают санаторно-курортные услуги, население младше 18 лет не участвовало в опросе. Потребители санаторно-курортных услуг в возрасте от 18 до 29 лет составили 10%; от 30 до 39 лет — 22% , от 40 до 49 лет — 26 %, от 50 до 59 лет — 33% и 11 % респондентов в возрасте 60 лет и старше отметили, что пользуются санаторно-курортными услугами (Таблица 1).

Большинство респондентов, посещающих санаторно-курортные комплексы, проживают в г. Краснодаре и городах Краснодарского края (88 %) и всего лишь 12% опрошенных являются жителями сельской местности. Такое распределение потребителей санаторно-курортных услуг по критерию место жительства можно объяснить разницей в уровне дохода. У жителей городов уровень заработной платы выше, чем у жителей села и деревень, согласно данным Росгосстата [5]. Согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками ВЦИОМ, большинство респондентов (69%), которые не используют услуги санаторно-курортной отрасли, отмечают основной причиной — отсутствие денег.

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Пользуетесь ли вы услугами санаторно-курортных комплексов Краснодарского края» в зависимости от возраста

Пользуетесь ли вы услугами санаторно-курортных комплексов Краснодарского края Да, каждый год приезжаю поправить здоровье Один раз в несколько лет удается воспользоваться санаторно-курортными услугами Крайне редко удается воспользоваться санаторно-курортными услугами Нет Итого пользуются санаторно-курортными услугами

Возраст 18 до 29 лет 7% 2% 1% 90% 10%

Возраст 30 до 39 лет 11% 6% 5% 78% 22%

Возраст 40 до 49 лет 18% 4% 4% 74% 26%

Возраст 50 до 59 лет 20% 6% 7% 67% 33%

Возраст 60 лет и старше 3% 6% 2% 89% 11%

Проблема социально-экономического благополучия действительно остро стоит в стране. Авторы статьи «Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации» отмечают следующую особенность уменьшение периода потребления санаторно-курортных услуг [6]. В СССР был установлен рекомендуемый период санаторно-курортного лечения — 21 день. На сегодняшний день с сокращением санаторно-курортных организаций уменьшается период лечения и увеличивается стоимость данных услуг.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Пользуетесь ли вы услугами санаторно-курортных комплексов Краснодарского края» в зависимости от места жительства представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Пользуетесь ли вы услугами санаторно-курортных комплексов Краснодарского края» в зависимости от места жительства

Пользуетесь ли вы услугами Да, каждый год приезжаю поправить здоровье Один раз в несколько Крайне редко удается воспользоваться санаторно-курортными услугами Итого

санаторно-курортных комплексов Краснодарского края лет удается воспользоваться санаторно-курортными услугами Нет пользуются санаторно-курортными услугами

г. Краснодар 27% 12% 7% 54% 46%

Город Краснодарского 21% 16% 5% 58% 42%

края

Село/деревня 5% 6% 1% 88% 12%

Большинство респондентов, посещающих санаторно-курортные комплексы, имеют высшее образование или даже ученую степень кандидата или доктора наук (67%), а 33% опрошенных — школьное, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование.

Можно сделать вывод, что основными потребителями санаторно-курортных услуг являются жители города в возрасте от 30 до 59 лет, имеющие высшее об-

разование. Эти данные необходимо учитывать при развитии санаторно-курортных услуг и открытии новых санаторно-курортных комплексов.

На вопрос: «Достаточно ли Вы получаете информации о санаторно-курортных комплексах и их услугах?» 44% опрошенных выбрали вариант ответа «Да, мне хватает информации о санаторно-курортных услугах Краснодарского края». Данное распределение ответов респондентов свидетельствует о необходимости использования новых каналов рекламы для привлечения потенциальных потребителей санаторно-курортных комплексов (Таблица 3). Согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками ВЦИОМ, 2% респондентов не хватает информации об учреждениях, в которых могли бы получить необходимые лечение и отдых [7].

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос «Достаточно ли Вы получаете информации о санаторно-курортных комплексах и их услугах?»

Варианты ответов %

Да, мне хватает информации о санаторно-курортных услугах Краснодарского края 44

Я получаю информацию о санаторно-курортных услугах Краснодарского края, думаю, в достаточном объеме 29

Я получаю информацию о санаторно-курортных услугах Краснодарского края, думаю, не в полном объеме 13

Мне недостаточной информации о санаторно-курортных услугах Краснодарского края 11

Затрудняюсь ответить 3

Итого: 100

На вопрос: «Из каких источников вы получаете информацию о санаторно-курортных комплексах Краснодарского края?» ответы респондентов распределились следующим образом: «Рекомендации и отзывы родственников, друзей и знакомых о санаторно-курортных комплексах» отметили 42% опрошенных, вариант ответа «Из газет/журналов, ТВ» выбрали 27% человек, «Интернет» — 14%, «Рекламные буклеты» — 7%, «Рекомендации лечащих врачей» — 6%, «От оператора туристической фирмы» — 4%. Стоит отметить низкую эффективность СМИ и рекламы информировании населения Краснодарского края о санаторно-курортных услугах. При рекламе санаторно-курортных услуг необходимо выбирать каналы и средства массовой информации с учетом предпочтений потребителей.

А так как самым эффективным способом распространения информации о санаторно-курортных услугах являются рекомендации и отзывы родственников, друзей и знакомых, то необходимо особое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Согласно авторам социально-психологических теорий положительные отзывы потребители реже озвучивают, чем отрицательный опыт. Именно поэтому для развития санаторно-курортных услуг необходимо особое внимание уделять их высокому качеству.

А.А. Федотченко в своей статье отмечает необходимость формирования новой организационной модели санаториев. Согласно его подходу перед организациями санаторно-курортных услуг стоит новая задача: привлечение потребителей, а также продвижение услуг на рынке [8]. Поэтому санатории на сегодняшний день должны изменяться с учетом требований потребителей с одной стороны, а с другой — расширять штат новыми должностями, например, психологами, маркетологами, социологами и т.д. для изучения постоянно меняющихся требований потребителей.

Отвечая на вопрос: «Как вы можете оценить состояние и безопасность дорог в Краснодарском крае?» жители края чаще выбирали варианты ответов «Состояние и безопасность дорог в Краснодарском крае отличное» (57%) и «Состояние и безопасность дорог в Краснодарском крае хорошее, не хуже чем в других регионах России» (30%). Безусловно, качество дорог влияет на выбор потребителей санаторно-курортных приезжающих из других регионов. Глава региона уделяет должное внимание состоянию дорог и развитию транспортной инфраструктуры. Это и подтверждает и факт, что в 2022 г. Краснодарский край вошел в тройку литеров регионов по качеству автомобильных дорог, согласно электронной газете «Кубанские новости» [7].

А согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками ВЦИОМ в декабре 2022 г. эффективно развивается транспортная инфраструктура [9]. Респонденты, принявшие участие в социологическом исследовании «Оценка санаторно-курортных услуг Краснодарского края потребителями» при ответе на вопрос: «Как вы можете оценить наличие транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае?» (Таблица 4) оценили транспортную инфраструктуру края как «Транспортная инфраструктура в Краснодарском крае развита, можно легко добраться в нужное место» (54%).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы можете оценить наличие транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае?»

Варианты ответов %

Транспортная инфраструктура в Краснодарском крае развита, можно легко добраться в нужное место 54

Транспортная инфраструктура в Краснодарском крае развита, не хуже чем в других регионах России 24

Есть регионы в стране, в которых транспортная инфраструктура развита луче, чем в Краснодарском крае 15

Транспортная инфраструктура в Краснодарском крае оставляет желать лучшего 5

Затрудняюсь ответить 2

Итого: 100

Респонденты дали высокую оценку возможности развития санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае, выбрав вариант ответа «Краснодарский край имеет все необходимые условия для эффективного развития санаторно-курортных услуг» (78%) (Таблица 5).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы можете оценить возможность развития санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты ответов %

Краснодарский край имеет все необходимые условия для эффективного развития санаторно-курортных услуг 78

В Краснодарском крае есть потенциал для эффективного развития санаторно-курортных услуг, однако требуются большие усилия 15

В Краснодарском крае скорее нет потенциала для эффективного развития санаторно-курортных услуг, чем он (потенциал) есть 2

В России есть регионы, которые лучше подходят для развития санаторно-курортных услуг —

Затрудняюсь ответить 5

Итого: 100

Краснодарский край является уникальным регионом страны. Он сочетает как уникальный природный комплекс рекреационных ресурсов (вода, воздух, лечебные грязи, экологически чистое продовольствие и др.), так и санаторно-курортные комплексы, которые обладают необходимые технологии, квалифицированный персонал, устоявшейся организационной структурой, капиталом экономической культуры данного рода деятельности. Особо необходимо подчеркнуть наличие специальной инфраструктуры рекреации: водолечебницы, грязелечебницы, пляжи, солярии, парки и др.

Социальные, политические события, эпидемиологическая ситуация и экономический кризис подталкивают россиян отдавать предпочтения санаторно-курортной отрасли России. Так, согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками ВЦИОМ, большинство россиян отдают предпочтение отдыху на территории России и только 9% респондентов не хотят пользоваться услугами санаторно-курортной отрасли в стране, они предпочитают отдыхать и получать лечение в других странах.

Респонденты также оценили качество предоставляемых санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае. Согласно результатам социологического исследования, 43% респондентов выбрали вариант ответа «В Краснодарском крае высокое качество предоставляемых санаторно-курортных услуг», а 26% опрошенных — «В Краснодарском крае качество предоставляемых санаторно-курортных услуг не всегда соответствует их стоимости», только 12% считают, что «Качество предоставляемых санаторно-курортных услуг скорее можно оценить как низкое, чем высокое» и 1% — «Качество предоставляемых санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае оставляет желать лучшего»; вариант ответа «Затрудняюсь ответить» выбрали 8% участников опроса.

Высокий уровень безопасности санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае с позиции отсутствия природных и техногенных катастроф, стабильности политической ситуации, благоприятной эпидемиологической обстановки оценивают жители края. Ответы респондентов на данный вопрос представлены в Таблице 6.

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы можете оценить безопасность санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае с позиции отсутствия природных и техногенных катастроф, стабильности политической ситуации, благоприятной эпидемиологической обстановки?»

Варианты ответов %

Санаторно-курортные услуги в Краснодарском крае обладают высоким уровнем безопасности 63

Уровень безопасности санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае можно назвать скорее высоким, чем низким 21

Уровень безопасности санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае можно назвать скорее низким, чем высоким 4

Безопасность санаторно-курортных услуги в Краснодарском крае оставляет желать лучшего —

Затрудняюсь ответить 11

Итого: 100

Не маловажным фактором привлечения потребителей санаторно-курортных услуг является богатая история региона, а также памятники культуры и достопримечательности. И.М. Яковенко отмечает, что именно социокультурные ресурсы являются основным фактором развития санаторно-курортных услуг [10].

А.И. Агаширинова считает, что именно желание потребителей познакомиться с культурными ценностями региона способствует развитию туристической сферы [11]. Также потребители санаторно-курортных услуг в период медицинского лечения и оздоровления могут знакомиться с достопримечательностями края.

На сегодняшний день потребители, выбирая санаторно-курортный комплекс, учитывают данный социально-культурный фактор. По данному критерию Краснодарский край отвечает требованиям потребителей, так на сегодняшний день регион входит в 10 регионов страны по количеству памятников истории и культуры. В крае удалось сохранить 19379 историко-культурных памятников, которые охраняются государством, из них: федеральное значение имеют 5176 памятников. Большинство памятников — это археологические объекты, имеющие широкие временные границы различных исторических эпох.

По мере развития региона количество культурно-исторических памятников увеличивается. Так, в 2021 г. в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ включили 83 исторических здания [12].

Жители Краснодарского края дают положительную оценку наличия и состояние объектов историко-культурного наследия края, так вариант ответа «Краснодарский край имеет богатое историческое наследие и хорошее состояние объектов историко-культурного наследия» выбрали более половины опрошенных.

Также необходимо отметить, что увлечение количества туристов/потребителей санаторно-курортных услуг позволит обогатить культуру региона [13].

Ответы респондентов о необходимости развития санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае представлены в Таблице 7.

Таблица 7

Распределение ответов респондентов на вопрос «На ваш взгляд стоит ли развивать санаторно-курортные услуги в Краснодарском крае?»

Варианты ответов %

Развитие санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае будет способствовать развитию края в целом 61

Развитие санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае имеет больше положительных сторон, чем отрицательных 11

Развитие санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае имеет больше отрицательных сторон, чем положительных 5

Развитие санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае приведет к негативным последствиям 14

Затрудняюсь ответить 9

Итого: 100

Выводы. Проведенное анкетирование позволило определить основных потребителей санаторно-курортных услуг: жители города в возрасте от 31 — 59 лет, имеющие высшее образование. Данная социально-демографическая группа положительно оценила качество предоставляемых услуг, а также безопасность дорог, развитие инфраструктуры, отсутствие природных и техногенных катастроф, стабильность политической ситуации, благоприятную эпидемиологическую обстановку Краснодарского края. Также респонденты, считают что край обладает немаловажным фактором для привлечения потребителей — это богатая история региона, хорошее состояние объектов историко-культурного наследия, памятники культуры.

На основе проведенного вторичного анализа социологических исследований ВЦИОМ, анализа документов и социологического исследования «Оценка санаторно-курортных услуг Краснодарского края потребителями» можно сделать вывод,

что в Краснодарском крае есть необходимые условия для развития санаторно-курортных услуг. Выход на рынок услуг новых санаторно-курортных комплексов будет способствовать повышению их качества. Региональный туристический рынок, имеющий широкий спектр санаторно-курортных услуг поможет значительно улучшить экономические показатели Краснодарского края.

Для расширения ранка санаторно-курортных услуг необходимо учитывать социокультурные факторы выбора потребителями санаторно-курортных услуг, а также удовлетворенность и лояльность [14].

Дальнейшие исследования по данной проблематике позволят определить способы привлечения жителей сельской местности к потреблению санаторно-курортных услуг.

Примечания:

1. Оборин М.С. Влияние санаторно-курортных услуг на социально-демографическую ситуацию в регионе // Вестник НГИЭИ. 2018. № 3 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-sanatorno-kurortnyh-uslug-na-sotsialno-demograficheskuyu-situatsiyu-v-regione (дата обращения: 02.01.2024).

2. Хлабыстова Н.В., Шевцов Ю.Р. Культура как фактор формирования личности // Научные труды КубГТУ: электрон. сетевой политемат. журнал. 2016. № 15. С. 297-305. URL: https:// ores.su/ru (дата обращения: 14.01.2024).

3. Татаринцева Ю.О. Культура потребления как социологическая категория // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Общественные науки. 2016. № 3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-potrebleniya-kak-sotsiologicheskaya-kategoriya (дата обращения: 14.01.2024).

4. Отпуск мечты/ Результаты социологического исследования ВЦИОМ. Режим доступа: 022 https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otpusk-mechty-2022

5. Оценка численности постоянного населения Краснодарского края на 1 января 2023 года (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.). Режим доступа: https:// krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/M0%20cisl(1).htm

6. Гайдук С.В., Гришина Н.К., Сердюковский С.М. Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-tendentsii-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-rynka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.01.2024).

7. Краснодарский край вошел в топ регионов с качественными дорогами // Вольная Кубань. 2022. 07 апреля. URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2022/07/04/krasnodarskiy-kray-voshel-v-top-regionov-s-kachestvennymi-dorogami/

8. Федотченко А.А., Холмогоров Н.А. Современные требования рынка санаторно-курортных услуг // БМЖ. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-rynka-sanatorno-kurortnyh-uslug (дата обращения: 02.01.2024).

9. Качество и доступность автомобильных дорог: результаты социологического исследования ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kachestvo-i-dostupnost-avtomobilnykh-dorog-1

10. Яковенко И.М. Социокультурные ресурсы как фактор рекреационного освоения Юга России // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. География. Геология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-resursy-kak-faktor-rekreatsionnogo-osvoeniya-yuga-rossii (дата обращения: 14.01.2024).

11. Агаширинова А.И. Социокультурные факторы, влияющие на развитие туризма в Дагестане // Студенческий научный форум: материалы IX Междунар. студенческой науч. конф. URL: <a href=»https://scienceforum.ru/2017/article/2017036622?ysclid=lrd7ud7jtc715871 881»>https://scienceforum.ru/2017/article/2017036622?ysclid=lrd7ud7jtc715871881</a> (дата обращения: 14.01.2024).

12. Краснодарский край занимает лидирующее место в России по количеству памятников истории и культуры / Пресс-центр Администрации Краснодарского края. 22.04.2022. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/630896/

13. Анисимова С.Г., Максимов А.А., Осипов Д.И. Туризм как агент социокультурных изменений: риски и тенденции // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14623 (дата обращения: 14.01.2024).

14. Донскова Л.И., Зорина Л.Г. Факторы, влияющие на удовлетворенность и лояльность потребителей санаторно-курортных услуг: Российский опыт // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-udovletvorennost-Moyalnost-potrebiteley-sanatornokurortnyh-uslug-rossiyskiy-opyt (дата обращения: 14.01.2024).

References:

1. Oborin M.S. The influence of sanatorium-resort services on the socio-demographic situation in the region // Bulletin of the NGEI. 2018. No. 3 (82). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-sanatorno-kurortnyh-uslug-na-sotsialno-demograficheskuyu-situatsiyu-v-regione (accessed: January 2, 2024).

2. Khlabystova N.V., Shevtsov Yu.R. Culture as a factor in personality formation // Scientific Works of KubSTU: electronic multidisciplinary journal. 2016. No. 15. P. 297-305. URL: https:// ores.su/ru (accessed: January 14, 2024).

3. Tatarintseva Yu.O. Consumer culture as a sociological category // Bulletin of Tambov University. Series: Social Sciences. 2016. No. 3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-potrebleniya-kak-sotsiologicheskaya-kategoriya (accessed: January 14, 2024).

4. Dream vacation/ Results of sociological research by VCIOM. Access mode: 022 https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otpusk-mechty-2022

5. Assessment of the population size of Krasnodar Krai as of January 1, 2023 (Taking into Account the Results of the All-Russian Population Census 2020). Access mode: https://krsdstat. gks.ru/storage/mediabank/M0%20cisl(1).htm

6. Gayduk S.V., Grishina N.K., Serdyukovskiy S.M. Modern trends in the development of the sanatorium-resort market of the Russian Federation // Problems of Social Hygiene, Healthcare, and Medical History. 2016. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-rynka-rossiyskoy-federatsii (accessed: January 2, 2024).

7. Krasnodar Krai enters top regions with quality roads // Volnaya Kuban. April 7, 2022. URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2022/07/04/krasnodarskiy-kray-voshel-v-top-regionov-s-kachestvennymi-dorogami/

8. Fedotchenko A.A., Khomogorov N.A. Modern Requirements of the Sanatorium-Resort Services Market // BMJ. 2012. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-rynka-sanatorno-kurortnyh-uslug (accessed: January 2, 2024).

9. Quality and accessibility of roads: results of sociological research by VCIOM. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kachestvo-i-dostupnost-avtomobilnykh-dorog-1

10. Yakovenko I.M. Socio-cultural resources as a factor in the recreational development of Southern Russia // Scientific Notes of Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-resursy-kak-faktor-rekreatsionnogo-osvoeniya-yuga-rossii (accessed: January 14, 2024).

11. Agashirinova A.I. Socio-cultural factors influencing tourism development in Dagestan // Student Scientific Forum: Proceedings of the IX International Student Scientific Conference. URL: https:// scienceforum.ru/2017/article/2017036622?ysclid=lrd7ud7jtc715871881 (accessed: January 14, 2024).

12. Krasnodar Krai takes the leading position in Russia in terms of the number of historical and cultural monuments» // Press Center of the Administration of Krasnodar Krai. April 22, 2022. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/630896/

13. Anisimova S.G., Maximov A.A., Osipov D.I. Tourism as an agent of socio-cultural changes: risks and trends // Modern Problems of Science and Education. 2014. No. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14623 (accessed: January 14, 2024).

14. Donskova L.I., Zorina L.G. Factors Affecting consumer satisfaction and loyalty to sanatorium-resort services: Russian experience // Science and Tourism: Strategies of Interaction. 2018. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-udovletvorennost-i-loyalnost-potrebiteley-sanatornokurortnyh-uslug-rossiyskiy-opyt (accessed: January 14, 2024).

Статья поступила в редакцию 09.02.2024; одобрена после рецензирования 25.02.2024;

принята к публикации 26.02.2024.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The paper was submitted 09.02.2024; approved after reviewing 25.02.2024;

accepted for publication 26.02.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

© Н.В. Хлабыстова, И.А. Терещенко, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.