Научная статья на тему 'Исследование методов оценки конкурентоспособности регионального санаторно-курортного комплекса'

Исследование методов оценки конкурентоспособности регионального санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ПОТРЕБИТЕЛЬ / РЕГИОН / COMPETITIVENESS / SANATORIUM COMPLEX / CONSUMER / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин М. С., Нагоева Т. А.

Предмет. Экономическая эффективность конкурентоспособного регионального санаторно-курортного комплекса. Цели. Определение понятия «конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса» и введение оценочных критериев. Исследование существующих методов оценки конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса и формирование авторской системы оценки с позиции удовлетворения потенциального спроса потребителей санаторно-курортных услуг. Методология. Исследование базируется на результатах анализа научных трудов в области экономики, маркетинга и организации санаторно-курортной деятельности. Статистической обработке подвергнут значительный объем данных, характеризующих состояние комплекса Пермского края и субъектов лидеров санаторно-курортного комплекса России. Результаты. Расширен теоретико-методологический аппарат. Предложена авторская система оценки конкурентоспособности, включающая: использование метода SNW-анализа; группировку факторов конкурентоспособности по пяти значимым группам; коэффициентный анализ уровня конкурентоспособности с позиции удовлетворения потенциального спроса потребителей. Выводы. Авторское исследование может быть использовано как теоретико-методологическая основа программного планирования развития регионального санаторно-курортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин М. С., Нагоева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigating the methods to assess regional sanatorium and resort complex competitiveness

Subject The article addresses the economic efficiency of a commercially viable regional sanatorium and resort complex. Objectives The purpose is to define a concept of competitiveness of sanatorium-resort complexes and introduce evaluation criteria, to review existing methods of competitiveness evaluation and create our own system from the perspective of meeting the potential demand of sanatorium-resort services consumers. Methods The study rests on the analysis of scientific works on economics, marketing and sanatorium-resort activity arrangement. We performed a statistical analysis of data characterizing the condition of sanatorium and resort complexes of the Perm Krai and leading sanatoriums and resorts of Russia. Results We expand the theory and methodology, offer our own system of competitiveness assessment, which includes the use of SNW analysis, classification of factors of competitiveness by five significant groups, coefficient analysis of competitiveness level from the standpoint of meeting the potential demand of consumers. Conclusions Our research can be used as a theoretical and methodological framework for program-based planning of sanatorium-resort complex development in regions.

Текст научной работы на тему «Исследование методов оценки конкурентоспособности регионального санаторно-курортного комплекса»

pISSN 2073-039X eISSN 2311-8725

Анализ конкурентоспособности

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Матвей Сергеевич ОБОРИН Тамара Александровна НАГОЕВАь

а доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики,

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

Пермь, Российская Федерация

[email protected]

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 8200-9024

ь старший преподаватель кафедры экономического анализа и статистики,

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

Пермь, Российская Федерация

[email protected]

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 2021-2700

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 27.08.2018 Получена в доработанном виде 10.09.2018 Одобрена 24.09.2018 Доступна онлайн 29.11.2018

УДК 339.137.2, 338.001.36, 332.024.3

D40, 118, L10, L22,

010

Ключевые слова:

конкурентоспособность, санаторно-курортный комплекс, потребитель, регион

Аннотация

Предмет. Экономическая эффективность конкурентоспособного регионального санаторно-курортного комплекса.

Цели. Определение понятия «конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса» и введение оценочных критериев. Исследование существующих методов оценки конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса и формирование авторской системы оценки с позиции удовлетворения потенциального спроса потребителей санаторно-курортных услуг.

Методология. Исследование базируется на результатах анализа научных трудов в области экономики, маркетинга и организации санаторно-курортной деятельности. Статистической обработке подвергнут значительный объем данных, характеризующих состояние комплекса Пермского края и субъектов - лидеров санаторно-курортного комплекса России.

Результаты. Расширен теоретико-методологический аппарат. Предложена авторская система оценки конкурентоспособности, включающая: использование метода SNW-анализа; группировку факторов конкурентоспособности по пяти значимым группам; коэффициентный анализ уровня конкурентоспособности с позиции удовлетворения потенциального спроса потребителей.

Выводы. Авторское исследование может быть использовано как теоретико-методологическая основа программного планирования развития регионального санаторно-курортного комплекса.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Оборин М.С., Нагоева Т.А. Исследование методов оценки конкурентоспособности регионального санаторно-курортного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17, № 11. -С. 2043 - 2065.

https://doi.org/10.24891/ea .17.11.2043

Развитие современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации имеет ряд негативных тенденций: несмотря на существенные преобразования в системе здравоохранения, продолжается рост заболеваемости населения, качество медицинской помощи снижается. К факторам

снижения качества здоровья населения необходимо отнести рост промышленного производства, вызывающий ухудшение экологической обстановки, и отсутствие эффективной системы профилактики заболеваний. Развитие этой системы позволит снизить нагрузку на медицинские учреждения,

2043

будет способствовать изменению отношения населения к своему здоровью, повысит качество жизни. Рассмотренные функции с высокой результативностью выполняют организации санаторно-курортного комплекса (СКК).

Сейчас в Российской Федерации 1 830 курортов, санаториев, профилакториев, санаторно-оздоровительных центров с общим объемом выручки за 2016 г. в 85 575 млн руб. Если рассматривать уровень конкуренции отечественного СКК, следует отметить высокую степень концентрации организаций, что подтверждает наличие конкурентного рынка. Однако в региональном разрезе большинство СКК имеют низкий уровень конкурентоспособности.

Комплекс при всей своей специфичности (определяемой уникальностью факторов производства, функционалом, структурными элементами) является частью экономической системы страны и региона в частности. Поэтому вполне объясним интерес к комплексу и системе его государственного регулирования, фундаментальным и прикладным исследованиям в области развития курортного дела.

По нашему мнению, некоторые положения проекта Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации1 (далее - Стратегия) не отражают ряда аспектов концептуального характера, а значит, и в процессе реализации государственных программ на ее основе могут возникнуть проблемы. Так, понимание СКК как объединения только организаций, осуществляющих деятельность по санаторно-курортному лечению и оказывающих услуги по размещению, формирует ограниченное представление о комплексе. Вместе с тем деятельность организаций, оказывающих сопутствующие услуги отдыхающим на курортно-рекреационной территории, имеет существенное значение в комплексе. Стратегия не предусматривает мер по

1 Проект Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/4/stranitsa-857/pmekt-strategii-razvitiya-sanatomo-kurortnogo-kompleksa-rossiyskoy-federatsii

созданию эффективного механизма развития конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг (СКУ) и при этом подразумевает субсидирование за счет средств бюджетной системы.

Разделяя взгляды М. Портера2 о роли правительства в формировании конкурентоспособных отраслей, необходимо отметить, что даже при высоком уровне социальной ориентированности объекта исследования такой способ государственного регулирования эффективен для отдельных организаций на краткосрочную перспективу и не способствует созданию конкурентного комплекса. Однако дерегулирование может, наоборот, привести к резкому контрасту структуры комплекса. Стратегия, на наш взгляд, должна включать государственные меры по содействию в развитии конкуренции (к примеру, в части формирования требований к качеству санаторно-курортной услуги) и поощрению исследований и развитию инноваций.

О важности построения и развития СКК, основой которого являются принципы конкуренции писали как отечественные [1-3], так и зарубежные ученые [4, 5] в исследованиях, посвященных рынку лечебно-оздоровительного туризма.

Изучению конкурентоспособности СКК и поиску инструментов ее повышения посвящены исследования А.М. Ветитнева, Л.Б. Журавлевой3, О.А. Никитиной [6], В.А. Квартальнова4, Г.М. Романовой [7] и др.

В совместном исследовании А.М. Ветитнева и Я.А. Войновой5 подчеркивалась комплексность рассматриваемого понятия, которая охватывает природные, социально-экономические, научно-образовательные, технические, информационные и институциональные условия.

2 Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 605 с.

3 Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело. М.: КноРус, 2017. 528 с.

4 Квартальнов В.А. Теория и практика туризма.

М.: Российская международная академия туризма, 2003. 672 с.

5 Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности. М.: Федеральное агентство

по туризму, 2014. 272 с.

2044

Территориальные природно-географические особенности курортно-рекреационной территории рассмотрены В.В. Киселевым [2], как одни из важнейших факторов конкурентоспособности. Он конкретизировал содержание рекреационной привлекательности СКК региона. Высокая степень зависимости конкурентоспособности СКК от уровня социально-экономического развития территории отмечается автором работы [1]. Он создал авторскую методику на основе кластерного подхода оценки конкурентоспособности региональных рынков санаторно-курортных услуг.

Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций (СКО) исследована в работах [8-11] и др. Так, автор работы [11] под конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций понимает способность формировать внутренние и внешние стратегические преимущества, позволяющие добиться превосходства над конкурентами в долгосрочной перспективе и отражаемые через показатели, адекватно характеризующие такую способность и ее динамику. Предложенная методология сосредоточена на оценке текущего конкурентного статуса СКО и определении стратегических направлений развития.

Экономическая и финансовая устойчивость СКО, по мнению Н.В. Климовских, является основой конкурентоспособности [12]. При этом автор предлагает в дополнение к методам анализа и оценки финансово-экономического состояния организации применять метод рейтинговой оценки. Безусловно, использование методов финансово-экономического анализа положительно отражается на объективности представлений о конкурентоспособности как отдельной организации, так и СКК в целом.

Отдельные аспекты конкурентоспособности СКК отражены в исследованиях Ю.В. Чеснокова [13], Е.А. Джанджугазовой [14] и др. Инновации как фактор рассмотрены Я.А. Войновой [15] и др.

В нашем исследовании предлагается новое определение понятия «конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса», под

которой понимается способность СКК создавать и развивать факторы, позволяющие производить конкурентоспособные санаторно-курортные услуги, которые одновременно конкурируют на различных уровнях (микроуровне, субнациональном, национальном, международном) и создают условия для социально-экономического развития территорий.

В процессе анализа важны критерии конкурентоспособности (рис. 1).

Среди критериев особо выделяется достижение высокого уровня конкуренции организаций внутри комплекса. Именно соперничество внутри объединения организаций (рынка, отрасли, комплекса), по мнению М. Портера, стимулирует развитие уникальных специализированных факторов производства6. Также соперничество между организациями внутри комплекса способствует формированию и развитию смежных отраслей народного хозяйства.

Необходимо подчеркнуть тесную взаимосвязь конкурентоспособности регионального СКК с уровнем развития региона.

Во-первых, в отдельных регионах до 80% отдыхающих в санаторно-курортных организациях, - это жители данного региона и, соответственно, комплекс зависит от социально-демографических изменений и изменений в качестве жизни населения, при этом от того, насколько гибко он реагирует на перемены, зависит достижение ряда критериев.

Во-вторых, качество региональной экономики и ее инвестиционная привлекательность, безусловно, положительно отражаются на развитии конкурентных преимуществ курортно-рекреационных территорий (расширяется и качественным образом преображается инфраструктура, увеличиваются турпоток и инвестиции).

В-третьих, комплекс, выполняющий практически все критерии, сам может стать локомотивом регионального социально-

6 Портер М.Э. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

2045

экономического развития. Некоторые количественные показатели санаторно-курортных комплексов представлены в табл. 1.

Следует отметить, что во всех регионах значительная часть отдыхающих предпочитает местные здравницы, и именно эти регионы устойчиво демонстрируют прибыльность санаторно-курортной деятельности. Если рассматривать один из показателей уровня конкуренции - коэффициент концентрации, то высокий его уровень отмечается среди субъектов СКК в Ставропольском и Краснодарском краях (14,97 и 18,014% соответственно), а вот комплексы Республики Башкортостан, Алтайского и Пермского краев, согласно методологии расчета показателя, практически не конкурентны. Чтобы оценить уровень конкуренции регионального комплекса следует обратиться к методам, в основу которых заложен системный подход к исследованию объекта.

Нами проведен анализ нескольких групп методов оценки конкурентоспособности СКК (табл. 2-4).

Модель «5 конкурентных сил» М. Портера в исследовании СКК обладает рядом преимуществ, а именно:

• комплекс - это антропоцентричная система, следовательно, особое значение имеет «рыночная власть покупателей». Потребитель может ужесточать конкуренцию за счет предъявления более высоких требований к качеству лечения, сервиса, к уровню развития инфраструктуры курортов, а также оказывать влияние на уровень цен. Модель дает возможность изучить различные сценарии поведения потребителей и построить прогноз конкурентной позиции комплекса;

• в качестве альтернативы санаторно-курортному лечению выступают spa-услуги. Согласно модели Портера эти услуги есть услуги-заменители и их присутствие на рынке также способно обострить конкуренцию. Однако в большинстве регионов РФ spa-услуги не имеют широкого

распространения. Создание бренда с четкой дифференциацией услуг и с применением технологических инноваций является эффективным способом повышения конкурентоспособности комплекса.

Эффективность метода «5 конкурентных сил» М. Портера проявляется также на уровне определения конкурентной позиции отдельной СКО и прогноза будущего этой организации на конкретном отраслевом рынке.

Экономико-математическое моделирование позволяет обработать значительный массив данных, определить закономерность изменения показателей, оценить факторы и условия внутренней и внешней среды, влияющие на конкурентоспособность комплекса, спрогнозировать направления развития комплекса.

Большинство ученых в исследование конкурентоспособности санаторно-курортных комплексов включают использование SWOT-анализа. Его применение обусловливается многоаспектностью и способностью комплексно оценить текущее состояние СКК в разрезе сильных, слабых сторон, угроз и возможностей. Перечень показателей при этом не ограничивается, что является безусловным преимуществом данного метода.

В оценке конкурентоспособности СКК помимо рассмотренных методов на определенной стадии либо к отдельному элементу комплекса могут быть применены модель Нориаки Кано, матрица General Electric (GE/McKinsey matrix), метод оценки коэффициента потребительского предпочтения, метод оценки индекса рыночной устойчивости (власти). Краткая характеристика методов представлена в табл. 3.

Контент-анализ позволил сделать вывод, что данные методы (табл. 3) применимы к анализу СКК в различном приближении.

Авторские методики рассмотрены в табл. 4. Большинство методов включают показатели экономической эффективности СКК, группы показателей природно-ресурсного и инвестиционного потенциала, востребованности и качества санаторно-курортных услуг и т.д.

2046

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать ряд предварительных выводов:

• формирование высокого уровня конкурентности СКК должно происходить на всех уровнях;

• роль государства в регулировании комплекса должна заключаться в создании условий для развития конкуренции;

• перечень методов оценки конкурентоспособности СКК одновременно сочетает как общие методы, так и авторские, более точно отражающие специфику объекта исследования;

• на сегодняшний день не существует общепризнанной методики оценки конкурентоспособности СКК.

Нами предложена система оценки конкурентоспособности СКК с выработкой критериев и факторов, включающая анализ текущего состояния комплекса и расчет показателей.

Система включает несколько логических этапов.

Первый этап системы включает сбор данных о состоянии СКК и факторах конкурентоспособности. Под факторами конкурентоспособности в данном случае будем понимать явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности субъектов СКК и условия социально-экономического развития региона, которые вызывают рост экономической эффективности субъектов, повышение удовлетворенности потребителей, изменение социально-демографической ситуации в регионе и приводят к изменению уровня конкурентоспособности комплекса.

Новаторским методом в анализе и оценке конкурентоспособности комплекса является SNW-анализ, преимущества которого состоят в следующем:

• в основе метода заложены принципы системного анализа объекта исследования;

• в качестве источников информации могут вступать данные официальных служб и ведомств, результаты экспертного опроса, материалы научных исследований;

• градация факторов конкурентоспособности проводится в разрезе трех групп: сильные, слабые и нейтральные;

• каждая группа конкретизирована по таким направлениям, как технологии санаторно-курортной деятельности, природные и рекреационные ресурсы, маркетинг, персонал, финансы.

Содержательная характеристика факторов конкурентоспособности регионального СКК представлена в табл. 5.

В качестве оценочных параметров метод SNW-анализа предусматривает введение таких параметрических характеристик, как уровень, степень удовлетворенности, качество.

Сложность состава СКК, связанная с его функционалом, многокомпонентностью,

ролью в социально-экономическом развитии региона и страны определяет необходимость комплексного использования нескольких методов в оценке конкурентоспособности.

Особое влияние на комплекс оказывает потребитель, формируя требования к качеству санаторно-курортной услуги и ее комплектности, оказывая непосредственное влияние на ценообразование и финансовую результативность комплекса, определяя вектор его развития. Поэтому в рамках второго этапа предложен комплексный показатель, который позволит оценить конкурентные преимущества СКК в удовлетворении потребительского спроса.

Содержание показателя должно отражать элементы, анализ которых дает возможность оценить динамику изменения потребительского спроса, потенциальную емкость СКК, уровень конкуренции между организациями, а также степень привлекательности комплекса для отдыхающих (табл. 6).

Предложенный показатель оценки конкурентоспособности предполагает расчет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2047

емкости СКК и рыночного потенциала. Среди ученых и экономистов нет единства мнений относительно содержания этих понятий. Некоторые отождествляют эти понятия, сводя их к сравнению максимально возможного покупательского спроса и величины предложения товаров, работ и услуг. В свою очередь И.К. Беляевский с соавторами7, В.А. Акифьева и Т.Н. Батова [18] считают, что экономическое содержание этих понятий имеет существенные различия. Мы разделяем их точку зрения.

Под емкостью СКК будем понимать возможный совокупный платежеспособный спрос на санаторно-курортные услуги в определенный период времени и при текущем уровне цены. При этом рыночный потенциал СКК, по нашему мнению, - это потенциально возможный объем продаж санаторно-курортных услуг, рассчитанный на определенный период времени при наиболее благоприятных условиях.

Интерпретация результатов, полученных в результате расчета показателей, представлена в табл. 7. При переводе значений в баллы использовался метод экспертных оценок.

Комплексный показатель с учетом весовых коэффициентов представляет собой сумму, итоговое значение которой также необходимо интерпретировать по предложенной нами шкале:

Сот - essDskk = Tgж 0,2 + Ptpskk 0,1 + + ТЕкк 0,2 + TrMPskk 0,2 + 0,3.

Если значение показателя Сот - essDskk составит число, входящее в предел от 3,2 до 4,1, то необходимо считать, что комплекс обладает высоким уровнем

конкурентоспособности в части удовлетворения потребительского спроса. Особо необходимо отметить значение высокого уровня коэффициента Сот - essDskk для регионального СКК. Уровень конкурентоспособности выше среднего характерен для комплексов, чья оценка колеблется в пределах от 2,6 до 3,1. В этом случае фактический объем продаж СКК от 10

7 Беляевский И.К. и др. Статистика рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.

до 15% не достигает уровня потенциальной емкости регионального рынка либо рыночного потенциала комплекса. Если значение коэффициента Сот - essDskk находится в пределах от 1,9 до 2,5, то у комплекса средний уровень конкурентоспособности с точки зрения удовлетворения потенциального спроса на услуги. Низким уровнем в данном случае считается конкурентоспособность от 0,8 до 1,8.

Третий этап формирования системы оценки конкурентоспособности предполагает п ро г ноз и ров ани е и змене ни й в конкурентоспособности СКК. Особое значение имеет выбор метода оценки эффективности программ по повышению конкурентоспособности СКК.

В качестве практического примера нами исследована конкурентоспособность СКК Пермского края в соответствии с предложенной системой. Пермский край -регион с исторически сложившимися традициями санаторно-курортного лечения. Первые источники природных минеральных вод были открыты здесь в первой половине XVIII в., а история курортного дела берет начало с 1828 г. Современная позиция СКК края на национальном рынке определяется уровнем развития курортов, расположенных на его территории, широтой перечня природных лечебных ресурсов, финансово-экономическими показателями. Сейчас комплекс по уровню выручки санаторно-курортных организаций занимает шестое место.

На рис. 2 представлены SNW-анализ СКК Пермского края и варианты преобразования нейтральных и слабых факторов конкурентоспособности. Десять факторов из девятнадцати можно оценить как сильную сторону конкурентоспособности СКК Пермского края. Среди них высокий уровень технологической составляющей комплекса и обладание внушительным объемом разнообразных природных лечебных ресурсов. К примеру, доля месторождений этих ресурсов, задействованных в процессе санаторно-курортной деятельности, составляет 27%.

2048

Достижение желаемой конкурентоспособности предполагает поиск инструментов, способов и методов изменения текущей ситуации и создает возможность для поиска новых точек роста.

В SNW-анализе желаемое состояние конкурентоспособности СКК Пермского края представляется нам как оценка всех факторов как сильных в четыре балла из пяти. Достижение оценки в четыре балла для комплекса региона - сложная задача, требующая разработки стратегических мероприятий на долгосрочную перспективу. При этом необходимо понимать, что достижение этого состояния спровоцирует усиление конкуренции с традиционными конкурентами края - комплексами республик Башкортостан и Татарстан. Конкурентная борьба между комплексами развернется в основном за внимание потребителя и в рамках субнационального уровня (им является Приволжский федеральный округ).

К примеру, комплексным мероприятием по маркетингу может быть система продвижения регионального рынка СКУ, предложенная в работе [19], которая способна изменить уровень конкурентоспособности комплекса края.

Результат расчета комплексного показателя оценки конкурентоспособности СКК Пермского края, с позиции удовлетворения потребительского спроса, представлен в табл. 8.

Информационной базой анализа послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2016 г., материалы отчета по госконтракту № СЭД-30-01-04-28 «Оценка перспектив использования месторождений минеральных вод и лечебных грязей Пермского края для развития санаторно-курортного дела», исследования И.К. Беляевского8, Т.С. Бронниковой и В.В. Котрина [20], И.В. Моисеенко и Е.В. Носковой [21], посвященные методологии исследования емкости рынка и рыночного потенциала.

8 Беляевский И.К. и др. Статистика рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.

Итоговое значение комплексного показателя составляет 2,1. Согласно шкале, приведенной ранее, уровень конкурентоспособности СКК является средним с точки зрения удовлетворения потенциального спроса на услуги. Несмотря на положительную динамику турпотока в 2016 г. и приемлемое значение коэффициента многопрофильности краевой комплекс все же не способен в полной мере обеспечить потребности в санаторно-курортном отдыхе и лечении населения региона. Расчет показателей емкости комплекса и рыночного потенциала произведен на основании данных о численности трудоспособного населения Пермского края в возрасте от 15 до 72 лет с учетом средней частоты приобретения путевок, стоимости, которая также определена из расчета средней стоимости дня пребывания на курорте и средней продолжительности. В расчете рыночного потенциала учтены данные 2011 г., как наиболее благоприятного периода для СКК Прикамья.

Для повышения конкурентоспособности СКК Пермского края большое значение имеет то, как функционируют законы рынка и формируется ли при этом конкурентный рынок санаторно-курортных услуг. Задачи правительства региона - создать условия для развития конкуренции, в том числе при помощи государственного регулирования, изменения социально-демографической

ситуации и повышения инвестиционной привлекательности региона. Перечисленные меры достижимы лишь в долгосрочной перспективе.

Если же стремление правительства - в кратчайшие сроки обеспечить экономический рост показателей комплекса (как одного из факторов конкурентоспособности), то необходимо повышать интерес потенциальных потребителей. Регионы широко применяют субсидирование части стоимости санаторно-курортного лечения определенным категориям граждан. Недостатки этого способа состоят в следующем: объем субсидий ограничен и год от года изменяется, следовательно, как фактор конкурентоспособности он имеет низкий уровень оценки. Охват граждан,

2049

нуждающихся в санаторно-курортном лечении, ограничен рядом условий, поэтому о значительном приросте турпотока речи идти не может.

Заменой этого способа следует считать региональную систему продвижения санаторно-курортных услуг, которая охватывала бы ключевых участников -субъектов СКК и потребителей, органы государственной власти, субъектов рекламной деятельности и др. При этом система должна быть гибкой к изменению окружающей среды и, в частности, к изменяющемуся спросу потенциальных потребителей.

Немаловажную роль в изучении конкурентоспособности СКК Прикамья имеют научные исследования. Так, в крае существует несколько высших учебных заведений, профессорско-преподавательские коллективы которых занимаются проблемами развития регионального СКК.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов.

Изучение теоретико-методологических аспектов конкурентоспособности СКК позволило выявить разницу во взглядах

ученых на ее содержание и критерии, степень зависимости от окружающей среды, необходимость построения комплекса на базе принципов конкуренции.

Наше исследование также подтверждает необходимость системного исследования конкурентоспособности СКК, в котором может быть применен один или несколько методов, объединяющих общие, узкоспециализированные и авторские методы.

Предложенная нами система оценки конкурентоспособности СКК обладает определенной новизной, которая заключается в использовании SNW-анализа (усовершенствованной версии SWOT-анализа) и расчете комплексного показателя конкурентоспособности СКК с точки зрения удовлетворения потенциального

потребительского спроса. Практический пример подтвердил целесообразность применения данной системы.

Однако как и любая другая оценочная система, приведенная нами система оценки конкурентоспособности под воздействием различного рода факторов может изменяться, что, безусловно, составит предмет дальнейших исследований.

2050

Таблица 1

Социально-экономические показатели региональных санаторно-курортных комплексов

Table 1

Socio-economic indicators of regional sanatorium and resort complexes

Субъект Количество СКО - лидеры Коэффициент Доля Доля Доля выручки Место

Федерации СКО в РФ концентрации, % в ВРП региона, % рекреантов в общем турпотоке региона,% СКК региона в общем объеме выручки СКК РФ, %

Краснодарский 206 ООО «КСКК 18,014 0,873 23,731 24,785 1-е

край АкваЛоо», ФГАУ «ОК «Дагомыс»

Ставропольский 117 ООО «СКК 14,97 1,753 59,188 14,566 2-е

край Русь», ООО «Центрсоюз -Кисловодск»

Республика 68 ГУП «Санаторий 72,503 0,415 24,165 6,439 3-е

Башкортостан «Янган-Тау», ООО «Санаторий Красноусольск»

Алтайский край 37 АО «Курорт Белокуриха», ЗАО «Санаторий «Россия» 74,52 0,942 29,184 5,941 5-е

Пермский край 43 ЗАО «Курорт «Усть-Качка», АО «Курорт «Ключи», ООО «Санаторий «Демидково» 97,648 0,181 20,547 2,565 6-е

Источник: данные Росстата

Source: The Rosstat data

2051

Таблица 2

Методы, позволяющие комплексно провести исследование конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса

Table 2

Methods enabling a comprehensive study of competitiveness of a sanatorium and resort complex

Метод Содержание Группа показателей

Модель Методика предполагает выделение пяти Степень концентрации субъектов

«5 конкурентных сил» сил на основе оценки конкуренции санаторно-курортной деятельности.

М. Портера в определенной отрасли и определение Количество и качество барьеров для

стратегии деятельности организации появления новых субъектов СКК.

Уровень лояльности потребителей.

Уровень интенсивности соперничества

между субъектами СКК

SWOT-анализ Комплексное исследование, в котором Ресурсное обеспечение.

предполагается параллельное изучение Разнообразие услуг ключевых субъектов

сильных и слабых сторон, комплекса.

возможностей и угроз для развития Уровень государственного

и стабильности объекта исследования и общественного регулирования.

и последующее определение уровня Степень удовлетворенности потребителей

конкурентоспособности санаторно-курортных услуг.

Уровень развития комплекса

РЕБТ-анализ Оценка влияния ключевых факторов Социально-экономическое состояние

внешней среды на развитие комплекса, региона, страны.

в том числе его конкурентоспособность Степень влияния изменения

с разделением факторов на четыре политической и правовой ситуации

группы: политические, экономические, в регулировании санаторно-курортной

социальные, технологические деятельности.

Развитие научно-технического прогресса

в области санаторно-курортного лечения

и технологий санаторно-курортной

деятельности

Методы экономико- Пояснение конкурентоспособности СКК Социально-экономическое состояния

математического через знаковые математические территории.

моделирования средства Финансово-экономическое состояние

субъектов СКК.

Ресурсное обеспечение СКД.

Уровень удовлетворенности

потребителей.

_Инвестиционный потенциал

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2052

Таблица 3

Методы, применимые для исследования отдельных аспектов конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса

Table 3

Methods applicable to study certain aspects of competitiveness of a sanatorium and resort complex

Метод Объект Преимущества в оценке

конкурентоспособности СКК

региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Матрица General Electric СКО (конкурентоспособность Являясь усовершенствованной

(GE/McKinsey matrix) санаторно-курортных услуг, версией матрицы БКГ, модель

программ) позволяет оценить, какие

санаторно-курортные услуги,

программы следует развивать

в текущей или краткосрочной

перспективе

Метод оценки коэффициента СКК и СКО (эффективность Если на уровне региона

потребительского предпочтения системы продаж и продвижения реализуется система продвижения

санаторно-курортных услуг) санаторно-курортных услуг,

то данный метод позволяет оценить ее социальную и экономическую

_эффективность_

Модель Нориаки Кано СКО (конкурентоспособность Модель применима на этапе

санаторно-курортных услуг, разработки санаторно-курортных

программ на этапе формирования) услуг, программ и оценки

возможности их реализации

_на рынке_

Метод оценки индекса рыночной СКО (позиция на рынке санаторно- Расчет индекса позволяет выявить устойчивости (власти) курортных услуг) степень влияния организации

на региональный рынок и степень _отрыва от конкурентов_

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

2053

Таблица 4

Методы оценки конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса, разработанные отечественными учеными

Table 4

Methods for assessing the competitiveness of a sanatorium and resort complex by domestic scientists

Метод (автор) Показатели анализа и оценки по группам

I II III IV V VI VII VIII IX X

Оценка конкурентоспособности + + + + - + + - - +

санаторно-курортной системы (М.С. Оборин)

Сбалансированная система + - - + + - + + + -

показателей оценки

конкурентоспособности санаториев (А.Н. Задорожняя)

Модель удовлетворенности потребителей качеством СКУ (А.М. Ветитнев) + - - + + + + -

Комплексная оценка + - - + + + + + - -

конкурентоспособности СКК (Р.М. Кобелев)

Методика определения конкурентоспособности СКО (Т.О. Толстых, Н.В. Рудакова) + - + + + + - +

Примечание. I - экономическая эффективность; II - социальная эффективность; III - природно-ресурсный потенциал; IV - удовлетворенность потребителей СКУ; V - эффективность маркетинга; VI - инвестиционный потенциал; VII - качество санаторно-курортных услуг; VIII - кадровый потенциал персонала; IX - инновационная деятельность; X - вклад СКК в экономику региона. Источник: [1, 3, 9, 11, 16, 17]

Source: [1, 3, 9, 11, 16, 17]

2054

Таблица 5

Содержательная характеристика факторов конкурентоспособности Table 5

Comprehensive characteristics of factors of competitiveness

Группа

Содержание

Технологии санаторно-курортной деятельности

Природные и рекреационные ресурсы

Маркетинг

Персонал

Соответствие технологий санаторно-курортного лечения запросам потребителей и их экономическая эффективность.

Применение современных технологий гостиничного и ресторанного сервиса на курортах. Применение научно-исследовательских разработок в части усовершенствования методов, способов санаторно-курортного лечения, профилактики и реабилитации. Совершенствование материально-технической базы санаторно-курортных организаций и субъектов инфраструктуры СКК.

Соответствие технологий санаторно-курортной деятельности современным стандартам

ведения гостиничного и курортного бизнеса, в том числе международным_

Многообразие природных лечебных и рекреационных ресурсов курортно-рекреационных территорий и их вовлеченность в процесс санаторно-курортной деятельности. Экологичность и рациональность системы природопользования. Применение инновационных научных разработок в процессе изучения, добычи

и эксплуатации месторождений природных лечебных ресурсов_

Эффективность системы продвижения санаторно-курортных услуг СКК. Применение методологии маркетинговых исследований в изучениизапросов потребителей. Использование технологий сбора и обработки информации о качестве медицинских, сервисных услуг санаторно-курортных организаций и субъектов инфраструктуры. Развитость агентской сети, оказывающей информационные услуги потребителям

санаторно-курортных услуг_

Профессионализм и квалификация медицинского и обслуживающего персонала санаторно-курортных организаций и субъектов инфраструктуры.

Эффективность системы подготовки кадров субъектами институциональной среды СКК

Финансы Положительная динамика ключевых финансово-экономических показателей СКК.

Платежеспособность, финансовая устойчивость санаторно-курортных организаций и субъектов инфраструктуры СКК. _Инвестиционная привлекательность санаторно-курортных организаций_

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

2055

Таблица 6

Показатели системы оценки конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса в удовлетворении потребительского спроса

Table 6

Indicators of the system to assess the competitiveness of a sanatorium and resort complex in terms of meeting the consumer demand

Значение Показатель Экономический смысл Расчет

в оценке

1. Оценка Темп роста числа Свидетельствует TgNR = [(Ж, - Ж-0 / Ж—] 100%,

динамики размещенных об изменении турпотока где Ж - число размещенных

изменения в СКО СКК TgNR в СКК. Рост в санаторно-курортных организациях

потребительского потребительского спроса

спроса на санаторно-курортные

услуги, если значение

выше 100%

2. Уникальность Уровень Многопрофильным Р,ркк = ( 2 SKOdp / 2 SKO) 100%,

СКК в лечении, многопрофильности курорт может считаться, где 2 SKOdtp - количество санаторно-

оздоровлении СКК Ptpskk если программы курортных организаций в регионе с

и реабилитации санаторно-курортного несколькими профилями лечения;

лечения и используемые 2 SKO - общее количество

природно-рекреационные организаций в регионе

ресурсы позволяют

добиться высокого

медицинского эффекта

в лечении,оздоровлении

и реабилитации

по нескольким группам

заболеваний.

Коэффициент показывает,

какова доля

многопрофильных СКО

в комплексе. Безусловным

конкурентным

преимуществом обладает

комплекс, если значение

показателя свыше 50%,

то есть больше половины

СКО способны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечить лечение сразу

по нескольким

заболеваниям

3. Оценка размера Уровень Демонстрирует, ТгЕм = 100 - (Ек / 100%,

неохваченного превышения на сколько процентов где Ем - потенциальная емкость СКК;

покупательского потенциальной потенциальная емкость VSkk - фактический объем продаж

спроса емкости рынка СКУ рынка превышает санаторно-курортных услуг в СКК

над реальной фактический объем

емкостью ТгЕм оборота СКК. С точки

зрения спроса данный

показатель позволяет

оценить резервы роста

СКК

Уровень Демонстрирует, на какой ТгМРм = 100 - (МРкк / V*) 100%,

превышения процент рыночный где МРм - рыночный потенциал СКК

рыночного потенциал (то есть

потенциала СКК предельное значение

над фактическим объема рынка при

объемом продаж наиболее благоприятных

ТГМРкк условиях)больше

фактического объема

продаж. В качестве

наиболее благоприятного условия и с точки зрения отражения уровня спроса нами выбран критерий «наибольшее число размещенных лиц в СКО за весь период

наблюдения»_

Кс„кк = 2 CRnsk0 0,3 + 2 НШ*, 0,5 + + 2 а2 к, 0,2,

где CRnSko - индекс концентрации (3;5;10);

НШк0 - индекс рыночной концентрации Херфиндаля -Хиршмана;

а „к,, - дисперсия рыночных долей

_показателем

Источник: авторская разработка Source: Authoring

4. Степень

конкурентности

СКК

Концентрация санаторно-курортных организаций в производстве и реализации санаторно-курортных услуг Кс„кк

На комплекс оказывают влияние законы рынка, в том числе законы конкуренции. При помощи анализа концентрации санаторно-курортных организаций, можно определить в том числе целесообразность дальнейшего анализа конкурентоспособности. Является интегральным

2057

Таблица 7

Присвоение баллов компонентам системы оценки конкурентоспособности

Table 7

Assigning scores to components of the competitiveness assessment system

Показатель Значение Баллы Вес

Темп роста числа Менее 100 - снижение спроса на услуги СКК 0 0,2

размещенных в СКО От 100 до 105 - средний рост уровня спроса (в соответствии 1

СКК с результатами анализа среднестранового значения темпа прироста)

Более 105 - рост спроса выше среднего 2

Уровень Менее 50 означает что количество СКО, являющихся 1 0,1

многопрофильности многопрофильными, не превышает 50% от общего количества_

СКК Более 50 - уровень многопрофильности является высоким; 2

СКК способен удовлетворить нужды потребителя в лечении

_и профилактике различных заболеваний_

Уровень Свыше 15 - неспособность СКК удовлетворить потребительский 1 0,2 превышения спрос_

потенциальной От 10 до 15 - степень удовлетворения спроса ниже среднего 2

емкости рынка СКУ От 5 до 10 - средний уровень удовлетворения спроса 3

над реальной емкостью От 0,01 до 5 - СКК практически полностью удовлетворяет потенциальный спрос потребителей 4

Равно 0 - потенциальная емкость рынка совпадает с фактическим 5 объемом продаж, следовательно, на 100% спрос удовлетворен_

Свыше 20 - неспособность СКК удовлетворить потребительский 1 0,2

спрос_

От 15 до 20 - степень удовлетворения спроса ниже среднего_2_

От 10 до 15 - средний уровень удовлетворения потенциального 3

спроса на СКУ_

От 5 до 10 - степень удовлетворения спроса выше среднего_4_

От 0 до 5 - на рынке сложились благоприятные условия и комплекс 5 практически полностью удовлетворяет максимально возможный

спрос на услуги_

4,2-3,7 высокая концентрация санаторно-курортных организаций; 5 0,3

СКК обладает высокой степенью конкуренции

3,6-3,2 - концентрация санаторно-курортных организаций выше 4

среднего; уровень конкуренции является относительно высоким

3,1-2,6 - нормальная концентрация санаторно-курортных 3

организаций; уровень конкуренции средний

2,5-1,6 - низкая концентрация санаторно-курортных организаций. 2 Низкоконкурентный комплекс, как правило, присутствуют несколько крупных организаций, конкурирующих между собой по всему спектру услуг и с некоторыми организациями по отдельным услугам 1,5-0,3 - неконкурентный СКК, присутствует монополия_1

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Уровень превышения рыночного потенциала СКК над фактическим объемом продаж

Концентрация санаторно-курортных организаций в производстве и реализации санаторно-курортных услуг

2058

Таблица 8

Оценка конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Пермского края с позиции удовлетворения потребительского спроса

Table 8

Evaluation of the competitiveness of the sanatorium and resort complex of the Perm Krai in terms of meeting the consumer demand

Показатель Фактическое значение Баллы Вес Сумма баллов

TgNR 109,7 2 0,2 0,4

PtPskk 51,2 2 0,1 0,2

TrESkk 8,31 3 0,2 0,6

TrMPskk 14,3 3 0,2 0,6

KcSkk 0,7 1 0,3 0,3

Com - essDskk - - - 2,1

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Формирование критериев конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Figure 1

Formation of competitiveness criteria of a sanatorium and resort complex

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2059

Рисунок 2

SNW-анализ конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Пермского края Figure 2

SNW analysis of the sanatorium and resort complex competitiveness of the Perm Krai

Фактор S N W

5 1 4 1 3 1 2 1 1 0 1 1 2 1 3 1 4 1 S

Технологии санаторно-курортной деятельности

Современность методов санаторно-курортного лечения

Уровень гостиничного и ресторанного сервиса в СКО Л =::_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество материально-технической базы • \

НИОКР • ::

Природные и рекреационные ресурсы

Многообразие природных лечебных ресурсов

Природно-географические условия территории • д

Экологическая обстановка в регионе •

Недропользование (количество месторождений и наличие рационального подхода к использованию ресурсов) —3

Уровень развития обеспечивающей инфраструктуры •

Маркет инг

Региональная система продвижения санаторно-курортных услуг СКК •

Уровень вовлеченности туроператоров и турагентов в продвижение санаторно-курортных услуг •

Узнаваемость бренда курортов Пермского края • -4

Рейтинг и репутация СКК Пермского края

Персонал

Обеспеченность СКК персоналом различных категорий *

Система повышения квалификации персонала •

Уровень движения трудовых ресурсов •

Финансы

Уровень доходности СКК края среди регионов РФ

Уровень дохода с одного отдыхающего в сравнении со средним значением по стране •

Инвестиционная привлекательность •

• Оценка фактора конкурентоспособности при достижении желаемого уровня развития СКК Пермского края.

* Оценка фактора конкурентоспособности на текущем этапе развития СКК Пермского края. — Направление влияния изменения факторов.

— Взаимозависимость изменения факторов. Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Оборин М.С. Устойчивое развитие курортно-рекреационного комплекса России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика

и управление. 2016. Т. 2. № 1. С. 133-142.

2. Киселев В.В. Факторы повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций региона // Управление экономическими системами. 2011. № 9. URL: http://uecs.ru/uecs-33-332011/item/635-2011-09-22-08-00-17

3. Ветитнев A.M. Некоторые подходы к оценке рынка санаторно-курортных услуг // Практический маркетинг. 2002. № 11. С. 8-15.

URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2002-11/02.shtml

4. Butler R. The Concept of a Tourist Area Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources. The Canadian Geographer, 1980, vol. 24, iss. 1, pp. 5-12.

URL: https://doi.org/10.1111/j.1541-0064.1980.tb00970.x

2060

5. Hjalager A.-M. Innovation Pattems in Sustainable Tourism: An Analytical Typology. Tourism Management, 1997, vol. 18, iss. 1, pp. 35-41.

URL: https://doi.org/10.1016/S0261-5l77(96)00096-9

6. Никитина О.А. Стратегическое управление развитием санаторно-курортных комплексов: региональный аспект: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. 164 с.

7. Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. № 5. С. 279-288. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/regionalnoe-planirovanie-razvitiya-turistsko-rekreatsionnyh-zon

8. Васильцова Л.И. Маркетинг в системе управления рынком санаторно-курортных услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. 2012. № 3.

С. 128-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sisteme-upravleniya-rynkom-sanatorno-kurortnyh-uslug

9. Ветитнев А.М., Боков М.А., Угрюмое Е.С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций: монография. Сочи: СГУТиКД, 1999. 95 с.

10. Винокуров Б.Л., Клевлин А.И. Научный принцип маркетингового таргетирования как концептуальная характеристика клиентоориентированности здравниц // Гуманизация образования. 2013. № 6. С. 95-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-printsip-marketingovogo-targetirovaniya-kak-kontseptualnaya-harakteristika-klientoorientirovannosti-zdravnits

11. Задорожняя Н.А. Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития // Российское предпринимательство. 2007. Т. 8. № 3. С. 130-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-sanatorno-kurortnog-i-turistskogo-kompleksa-anapy-resursy-problemy-perspektivy-razvitiya

12. Климовских Н.В. Вопросы стратегической устойчивости предприятий санаторно-курортной отрасли Краснодарского края // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 52-59. URL: https://vkipo.ru/document/Nomer_2-2014_read.pdf

13. Чесноков Ю.В. Факторы привлекательности и критерии конкурентоспособности ресурсно-рекреационного потенциала новых регионов Российской Федерации (на примере Республики Крым) // Управление экономическими системами. 2014. № 6.

URL: http://uecs.ru/logistika/item/2950-2014-06-18-06-07-46

14. Джанджугазова Е.А. Конкурентоспособность: взгляд через призму менталитета и традиций // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 1. С. 72-87.

URL: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2016/02/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD %D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF_5.pdf

15. Войнова Я.А. Финансирование инновационной деятельности в санаторно-курортном комплексе // Науковедение. 2014. № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/07EVN614.pdf

16. Коблев Р.М. Совершенствование процессов управления конкурентными преимуществами санаторно-курортных организаций // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. Ч. 3. C. 8-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsessov-upravleniya-konkurentnymi-preimuschestvami-sanatorno-kurortnyh-organizatsiy

2061

17. Толстых Т.О., Рудакова Н.В. Разработка методики оценки деятельности санаторно-курортной организации // Регион: системы, экономика, управление. 2010. Т. 11. № 4. С.153-155.

18. Акифьева В.А., Батова Т.Н. Исследование взаимосвязи маркетингового, экономического и рыночного потенциалов предприятия // Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. C. 42-62. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/issledovarne-vzaimosvyazi-marketingovogo-ekonomicheskogo-i-rynochnogo-potentsialov-predpriyatiya

19. Оборин М.С., Нагоева Т.А., Фролова Н.В. Исследование и разработка системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг региона // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 1. С. 128-144. URL: https://doi.Org/10.24891/ea.16.1.128

20. Бронникова Т.С., Котрин В.В. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия: монография. Королев: ФТА, 2012. 134 с.

21. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Классификация методов определения емкости рынка на основе применяемой информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 23-31.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном

отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было

третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,

написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2062

pISSN 2073-039X eISSN 2311-8725

Analysis of Competitive Ability

INVESTIGATING THE METHODS TO ASSESS REGIONAL SANATORIUM AND RESORT COMPLEX COMPETITIVENESS

Matvei S. OBORIN % Tamara A. NAGOEVAb

a Perm Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russian Federation

[email protected]

ORCID: not available

b Perm Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russian Federation

[email protected]

ORCID: not available

• Corresponding author

Article history:

Received 27 August 2018 Received in revised form 10 September 2018 Accepted 24 September 2018 Available online 29 November 2018

JEL classification: D40, I18, L10, L22, 010

Keywords: competitiveness, sanatorium complex, consumer, region

Abstract

Subject The article addresses the economic efficiency of a commercially viable regional sanatorium and resort complex.

Objectives The purpose is to define a concept of competitiveness of sanatorium-resort complexes and introduce evaluation criteria, to review existing methods of competitiveness evaluation and create our own system from the perspective of meeting the potential demand of sanatorium-resort services consumers.

Methods The study rests on the analysis of scientific works on economics, marketing and sanatorium-resort activity arrangement. We performed a statistical analysis of data characterizing the condition of sanatorium and resort complexes of the Perm Krai and leading sanatoriums and resorts of Russia.

Results We expand the theory and methodology, offer our own system of competitiveness assessment, which includes the use of SNW analysis, classification of factors of competitiveness by five significant groups, coefficient analysis of competitiveness level from the standpoint of meeting the potential demand of consumers.

Conclusions Our research can be used as a theoretical and methodological framework for program-based planning of sanatorium-resort complex development in regions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2G18

Please cite this article as: Oborin M.S., Nagoeva T.A. Investigating the Methods to Assess Regional Sanatorium and Resort Complex Competitiveness. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 11, pp. 2043-2065. https://doi.org/10.24891/ea.17.11.2043

References

1. Oborin M.S. [Sustainable development of a resort and recreational complex of Russia]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie, 2016, vol. 2, no. 1, pp. 133-142. (In Russ.)

2. Kiselev V.V. [Factors increasing the competitiveness of sanatorium and resort organizations in the region]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2011, no. 9. (In Russ.)

URL: http://uecs.ru/uecs-33-332011/item/635-2011-09-22-08-00-17

3. Vetitnev A.M. [Some approaches to assessing the market of sanatorium-resort services]. Prakticheskii marketing = Practical Marketing, 2002, no. 11, pp. 8-15.

URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2002-11/02.shtml (In Russ.)

4. Butler R. The Concept of a Tourist Area Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources. The Canadian Geographer, 1980, vol. 24, iss. 1, pp. 5-12.

URL: https://doi.org/10.1111/j.1541-0064.1980.tb00970.x

2063

5. Hjalager A.-M. Innovation Patterns in Sustainable Tourism: An Analytical Typology. Tourism Management, 1997, vol. 18, iss. 1, pp. 35-41.

URL: https://doi.org/10.1016/S0261-5l77(96)00096-9

6. Nikitina O.A. Strategicheskoe upravlenie razvitiem sanatorno-kurortnykh kompleksov: regionalnyi aspekt: monografiya [Strategic management of sanatorium and resort complex development: A regional aspect: a monograph]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Engineering and Economics Publ., 2008, 164 p.

7. Romanova G.M. [Regional planning of touristic-recreational zones development]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2003, vol. 3, no. 5, pp. 279-288.

URL: https://cyberleninka.ru/article/nZregionalnoe-planirovanie-razvitiya-turistsko-rekreatsionnyh-zon (In Russ.)

8. Vasil'tsova L.I. [Marketing in the Controlling System of the Sanatorium and Resort Services Market]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of Ural State University of Economics, 2012, no. 3, pp. 128-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sisteme-upravleniya-rynkom-sanatorno-kurortnyh-uslug (In Russ.)

9. Vetitnev A.M., Bokov M.A., Ugryumov E.S. Konkurentosposobnost'sanatorno-kurortnykh organizatsii: monorafiya [Competitiveness of sanatorium-and-resort organizations: a monograph]. Sochi, Sochi State University of Tourism and Resort Business Publ., 1999, 95 p.

10. Vinokurov B.L., Klevlin A.I. [Scientific principle of marketing targeting as a conceptual description of a natural health resorts]. Gumanizatsiya obrazovaniya = Humanization of Education, 2013, no. 6, pp. 95-99.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-printsip-marketingovogo-targetirovaniya-kak-kontseptualnaya-harakteristika-klientoorientirovannosti-zdravnits (In Russ.)

11. Zadorozhnyaya N.A. [Modern state of sanatorium and tourist complex of Anapa: Resources, problems, development prospects]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal

of Entrepreneurship, 2007, vol. 8, no. 3, pp. 130-133.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-sanatorno-kurortnog-i-turistskogo-kompleksa-anapy-resursy-problemy-perspektivy-razvitiya (In Russ.)

12. Klimovskikh N.V. [Questions of strategic stability of enterprises of sanatorium-resort industry of Krasnodar region]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo = Psychology. Economics. Law, 2014, no. 2, pp. 52-59. URL: https://vkipo.ru/document/Nomer_2-2014_read.pdf (In Russ.)

13. Chesnokov Yu.V. [Factors of attractiveness and criteria of competitiveness of resource-recreational potential of new regions of the Russian Federation (the Republic of Crimea case)]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2014, no. 6. (In Russ.)

URL: http://uecs.ru/logistika/item/2950-2014-06-18-06-07-46

14. Dzhandzhugazova E.A. [Competitiveness: Seeing through the prism of mentality and traditions]. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian Regions: A Look into the Future, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 72-87. URL: http://futureruss.ru/wp-

content/uploads/2016/02/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%BE %D0%BF_5.pdf (In Russ.)

15. Voinova Ya.A. [Financing the innovation activity in the sanatorium and resort complex]. Naukovedenie, 2014, no. 6. (In Russ.) URL: https://naukovedenie.ru/PDF/07EVN614.pdf

2064

16. Koblev R.M. [The management improvement of competitive advantages in sanatoriums and resort business]. TERRA ECONOMICUS, 2010, vol. 8, part 3, pp. 8-12.

URL: https://cyberleninka.ru/article/nXsovershenstvovanie-protsessov-upravleniya-konkurentnymi-preimuschestvami-sanatorno-kurortnyh-organizatsiy (In Russ.)

17. Tolstykh T.O., Rudakova N.V. [Working out of a technique of an estimation of activity of the sanatorium organization]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie = Region: Systems, Economics, Management, 2010, vol. 11, no. 4, pp. 153-155. (In Russ.)

18. Akif eva V.A., Batova T.N. [Research of interrelation of potentials of the company: marketing potential, economic potential and market potential]. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Economics and Environmental Management, 2015, no. 3, pp. 42-62.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-marketingovogo-ekonomicheskogo-i-rynochnogo-potentsialov-predpriyatiya (In Russ.)

19. Oborin M.S., Nagoeva T.A., Frolova N.V. [Research and development to design a system of health resort services promotion in the region]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 1, pp. 128-144. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.L128

20. Bronnikova T.S., Kotrin V.V. Razvitie metodologii formirovaniya rynochnogo potentsiala predpriyatiya: monografiya [Developing a methodology to form the market potential

of the enterprise: a monograph]. Korolev, FTA Publ., 2012, 134 p.

21. Moiseenko I.V., Noskova E.V. [Classification of methods to determine the market capacity based on information used]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2011, no. 6, pp. 23-31. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2065

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.