Научная статья на тему 'Повышение результативности стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса Краснодарского края'

Повышение результативности стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / санаторно-курортный комплекс / стратегические бизнес-области / санаторно-курортные услуги. / strategic management / health resort complex / strategic business areas / health resort services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна

Основной целью статьи является рассмотрение направлений улучшения стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса (СКК) Краснодарского края на основе выделения стратегических бизнес-областей деятельности организаций СКК, что позволяет разработать индикаторы роста и укрупненные показатели развития на долгосрочный период для повышения конкурентной позиции курортного бизнеса Краснодарского края, расширения рынка санаторно-курортных услуг и повышения их качественных параметров. В ходе исследования были представлены компоненты стратегического управления развитием СКК Краснодарского края, определено значение горизонтальных связей по управлению бизнес-процессами организаций санаторно-курортного комплекса, дана оценка динамики процесса предоставления санаторно-курортных услуг по группам организаций. Перспективное развития стратегических бизнес-областей СКК оценивалось на основе методов сравнительного анализа. Одним из подходов стратегического управления СКК Краснодарского края рассматривается стратегическая сегментация. В статье определены основные направления повышения результативности стратегического управления и достижения целевых стратегических показателей развития СКК Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the performance of the strategic management of the development of the sanatorial and resort complex of the Krasnodar region

The main purpose of the article is to consider the directions for improving the strategic management of the development of the sanatorium and resort complex (SCC) of the Krasnodar Territory on the basis of highlighting the strategic business areas of the activities of the SCC organizations, which makes it possible to develop growth indicators and consolidated development indicatorsfor the long term to increase the competitive position of the resort business in the Krasnodar Territory, expanding the market of spa services and improving their quality parameters. In the course of the study, the components of the strategic management of the development of the SCC of the Krasnodar Territory were presented, the importance ofhorizontal ties in the management of business processes of the organizations of the sanatorium complex was determined, and the dynamics of the process ofproviding sanatorium services by groups of organizations was assessed. The prospective development of the strategic business areas of the CCM was assessed based on the methods of comparative analysis. Strategic segmentation is considered as one of the approaches to strategic management of the Krasnodar Territory health resort complex. The article identifies the main directions ofimproving the effectiveness ofstrategic management and achieving target strategic indicators for the development of the SKK Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса Краснодарского края»

DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-3-49-56

Повышение результативности стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса Краснодарского края

Improving the performance of the strategic management of the development of the sanatorial and resort complex of the Krasnodar region

Богомолова Елена Сергеевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры туризма и гостиничного дела Институт гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов

г. Москва, Россия E-mail: bogomolova-es@rudn.ru

Bogomolova Elena S.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Tourism and Hotel Business Institute of Hotel Business and Tourism, Peoples' Friendship University of Russia,Moscow, Russia

Аннотация. Основной целью статьи является рассмотрение направлений улучшения стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса (СКК) Краснодарского края на основе выделения стратегических бизнес-областей деятельности организаций СКК, что позволяет разработать индикаторы роста и укрупненные показатели развития на долгосрочный период для повышения конкурентной позиции курортного бизнеса Краснодарского края, расширения рынка санаторно-курортных услуг и повышения их качественных параметров.

В ходе исследования были представлены компоненты стратегического управления развитием СКК Краснодарского края, определено значение горизонтальных связей по управлению бизнес-процессами организаций санаторно-курортного комплекса, дана оценка динамики процесса предоставления санаторно-курортных услуг по группам организаций. Перспективное развития стратегических бизнес-областей СКК оценивалось на основе методов сравнительного анализа. Одним из подходов стратегического управления СКК Краснодарского края рассматривается стратегическая сегментация. В статье определены основные направления повышения результативности стратегического управления и достижения целевых стратегических показателей развития СКК Краснодарского края.

Ключевые слова: стратегическое управление, санаторно-курортный комплекс, стратегические бизнес-области, санаторно-курортные услуги.

Jel code: Z 32

Abstract. The main purpose of the article is to consider the directions for improving the strategic management of the development of the sanatorium and resort complex (SCC) of the Krasnodar Territory on the basis of highlighting the strategic business areas of the activities of the SCC organizations, which makes it possible to develop growth indicators and consolidated development indicatorsfor the long term to increase the competitive position of the resort business in the Krasnodar Territory, expanding the market of spa services and improving their quality parameters.

In the course of the study, the components of the strategic management of the development of the SCC of the Krasnodar Territory were presented, the importance ofhorizontal ties in the management of business processes of the organizations of the sanatorium complex was determined, and the dynamics of the process ofproviding sanatorium services by groups of organizations was assessed.

The prospective development of the strategic business areas of the CCM was assessed based on the methods of comparative analysis. Strategic segmentation is considered as one of the approaches to strategic management of the Krasnodar Territory health resort complex. The article identifies the main directions ofimproving the effectiveness ofstrategic management and achieving target strategic indicators for the development of the SKK Krasnodar Territory.

Keywords: strategic management, health resort complex, strategic business areas, health resort services.

1. ВВЕДЕНИЕ

Санаторно-курортный комплекс служит важным механизмом социально-экономического развития для отдельных регионов, страны в целом, обеспечивая устойчивый приток национальной валюты, инвестиций и развитие многих сопряженных отраслей, а также выступает неотъемлемой основой развития и расширения внутреннего туризма. Пандемия обусловила необходимость осознанной ответственности населения за сохранение собственного здоровья (X Воп-sova, К. Szymoniuk, 2014, М Sigala, 2020). Увеличение спроса на санаторно-оздо-ровительный продукт четко обозначился в 2021 году: население стало отдавать предпочтение оздоровительному туризму по сравнению с пляжным, заботясь о поддержании иммунитета и сохранении качества жизни. В условиях современных тенденций развития внутреннего туризма на фоне ограничительных санэпидемиологических мер особенно становится актуальным вопрос о том, как правильно подойти к стратегическому управлению развитием СКК Краснодарского края как стратегически важному для страны туристскому и рекреационному региону. Краснодарский край, располагающий высоким рекреационным потенциалом и достаточно развитой туристской, рекреационной инфраструктурой, ежегодно посещает значительно количество туристов, которые стараются получить качественные рекреационные и санаторно-курортные услуги. Курортный потенциал Краснодарского края влияет на специализацию и профильность предоставляемых услуг, характер которых значительно изменился в результате применения новых восстановительных, репродуктивных технологий. По данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия края динамика услуг санаторно-курортного и туристского комплекса за пятилетний период с 20152019 гг. имеет прирост в размере 41,6%, налоговые поступления в консолидированный бюджет края увеличились на 65,5%, при этом объем туристского потока возрос только

на 15,3%, что отражает влияние ценового фактора как важного экономического ориентира [22].

Принятые регламентирующие документы по развитию ССК края, в том числе Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на период до 2030 в качестве значимого вектора экономического развития отраслей края, а также проводника и регулятора инвестиций в экономику данного региона [19]. В рамках данной концепции развитие туристской сферы Краснодарского края, занимая четвертую рейтинговую позицию после г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Татарстана среди субъектов РФ, основывается в значительной мере на ориентирах развития санаторно-курортного комплекса края, а также создания экономических условий для улучшения инфраструктурной базы данного комплекса путем поступления государственных и частных инвестиций, проведения инновационной политики развития краевого санаторно-курортного комплекса с учетом его диверсификации и кластеризации.

По данным рейтинга инвестиционной привлекательности «ТОП-100 российских здравниц» по результатам 2020 года значение интегрального показателя в среднем снизилось по сравнению с 2019 годом на 0,12, что отражает снижение результативности деятельности участников рейтинга. По показателю эффективности бизнеса в десятке лучших были отмечены четыре санатория Республики Крым, три санатория Краснодарского края, два санатория Республики Башкортостан и один санаторий Москвы. У санаториев Краснодарского края, вошедших в рейтинг Т0П-100 (ООО «Санаторий «Заполярье», санаторно-курортный комплекс «Bridge Resort», Medical Spa Hotel Rosa Springs, ООО «Курортный комплекс «Молния Ямал», ООО «СКК «ЗНАНИЕ» и др.), загрузка в 2020 г. составила более 55% по сравнению со средней загрузкой по здравницам края, составившей в 2020 г. только 24% [25].

Совместные действия Ростуризма с краевым Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия в период ослабления противовирусных мер в мае-июне 2020 г. активно способствовали первостепенному открытию именно санаторно-курортных организаций для приема рекреантов. Тем самым была обозначена экономическая и социальная значимость курортного бизнеса для проведения восстановительных противовирусных мер. Следовательно, дальнейшее совершенствование стратегического управления конкурентным всесезонным санаторно-курортным комплексом края, который призван обеспечивать профилактическое оздоровление и реабилитацию населения, будет позволять ему укреплять свои лидирующие позиции на рынке санаторно-курортных услуг Российской Федерации.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Стратегическое управление СКК определяет императивы по вопросам долгосрочного и перспективного экономического развития санаторно-курортного комплекса. Теоретические аспекты и прикладные положения стратегического управления развитием рекреационной сферы и курортного бизнеса, а также комплексные элементы целевого сценария экономического развития региона на долгосрочный период исследовались в работах Н.Г.Семеняка [26], О.В. Боковой [14], В.Д. Марковой, С.А. Кузнецовой [21], Печкиной Е.В. [24]. Вопросы стратегического управления макроэкономическим региональным развитием, а также факторы внешней макросреды исследовалась в работах Е.В. Чмышенко [31], С.В. Казакова [16], Г.А. Карповой [17], А. Томпсона-мл.,

A. Дж. Стрикленда III [10], К. Шиматото [8] и других авторов.

Экономические ситуации и возможности реализации стратегических целей экономического развития рекреационных территорий представлены в работах зарубежных авторов Б.Ф. Рейтсамера, А. Брун-нер-Спердина, Н.Е. Стокбургер-Зауэра, [7],

B. Кумара В., А. Лахири А., О.Б. Дога-на О.Б. [5], Д. Иоаннидеса Д., С. Дьимо-ти [3]. Узкое обсуждение вопросов технологии принятия стратегических решений в сфере экономики оздоровительного туризма и регионального развития проводится в работах В.М. Ходачека, М.Ю. Елсукова [30], Е. Ксирмаз [2], В. Ланэ, Е. Кастенхолз [6], М. Сигала [9], П. Кур, А. Ясротия, С. Гупта [4], но при этом косвенно рассматривается и

недостаточно изучается повышение результативности стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса на региональном уровне.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология стратегическое управление развитием СКК региона включает совокупность аспектных методов разработки управленческих решений, связанных с разработкой комплекса прогнозных организационно-экономических мер, имеющих целью выполнение перспективных программных задач данного комплекса, с учетом влияния факторов макроокружения и достижения максимальной результативности. Можно представить взаимодействие компонентов стратегического управления развитием СКК Краснодарского края с учетом факторов макроокружения, внешних и внутренних интеграционных и агломерационных связей (рис. 1).

Разработка стратегических показателей основывается на выбранном приоритете стратегических бизнес-областей СКК и функционале обеспечивающих их процессов, предусматривающих ту архитектуру стратегического управления, которая учитывает конъюнктуру рынка, потенциальный объем финансирования и направлена на качественный рост объема услуг ССК комплекса края в соответствии с прогнозированием спроса на них. Это заставляет ориентироваться на конъюнктуру рынка и потребительские предпочтения. Для тех стратегических зон, где планируется расширение и введение новых услуг и санаторно-курортного продукта, требуется экономическое проектное обоснование разработки новых услуг и условий финансирования, включая грантовую поддержку.

Получение ожидаемых результатов повышения результативности стратегического управления развитием СКК на макро- и мезоуровнях обязательно коррелируется с выполнением контрольных функций государственными органами, а на микроуровне должна выполняться в рамках контролллин-говых и консалтинговых процедур. Аналитическая работа организационных центров планирования разных уровней управления развитием комплекса подтверждает степень выполнения стратегических показателей по обозначенным стратегическим бизнес-областям. Такое положение отражает значения горизонтальных связей управления бизнес-процессами организаций санаторно-

Рис. 1. Компоненты стратегического управления развитием СКК Краснодарского края

(Источник [Source]: составлено автором)

курортного комплекса, что должно отражать возможность использования процессного подхода и повышения доходности функционирования организаций СКК (Богомолова, Меретукова, 2016).

Макросегметация как метод стратегического управления комплексом направлена на выделение бизнес-областей, сохраняющих профильность услуг и имеющих доминирующее положение на рынке по доходности и востребованности. Профильность услуг СКК обусловлена спецификой специализированных средств размещения, направленная на оказание регенерирующих лечебно-оздоровительных услуг и дополнительных платных услуг. Учет активной фазы жизненного цикла этих услуг по линии совершенствования и широкой диверсификации дает возможность приобретения дополнительных выгод и снижения риска потери рентабельности. В составе услуг СКК возрос спрос на общеоздоровительные, стимулирующие, дренажные, релаксирующие процедуры, при предоставлении которых применяются природные и преформированные составляющие процесса обслуживания.

Изменение профиля услуг требует оснащения специализированным оборудованием за счет привлечения дополнительных источников финансирования или накопленной прибыли. Предоставление услуг сферы

SPA становится выгодоприобретением для организаций СКК с социальной, финансово-экономической позиций. Конечной задачей стратегического управления развитием СКК становится эмерджентный системный подход к решению вопросов клиентского спроса, посредством проведения процессов обслуживания с элементами эстетических стандартов с учетом рассмотрения физического и психологического состояния клиента [23].

Планируемые стратегические бизнес-области СКК и их привлекательность для клиентской базы определяются экспертно-ана-литическими критериями, соизмеримыми в динамике с помощью методов сравнительного традиционного анализа, к которым следует отнести вариации абсолютных отклонений (приростов), темпов роста (снижения) и их средних характеристик. Такая оценка применима в тех случаев, когда предполагается, что данная стратегическая бизнес-область в обозримом периоде останется в той же фазе жизненного цикла и процесс роста не будет подвержен значительному изменению из-за случайных форс-мажорных, рисковых или других непредвиденных обстоятельств. В том случае, если намечается смена фаз жизненного цикла и (или) существенная дестабилизация условий развития, то измерение состояния СБО при помощи динамических показателей роста дает не совсем

объективные результаты. Если перспективы и условия конкуренции сложнее, а вероятность факторов нестабильности усиливается, то оценка привлекательности стратегических бизнес-областей происходит с привлечением других оценочных критериев, например, доходности затрат, рентабельности услуг, производительности труда, трудоемкости и др.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Темпы развития СКК Краснодарского края пропорционально зависят от платежеспособности населения и сложившегося отношения населения к оздоровлению и профилактике как желательной, но не обязательному компоненту поддержания высокого уровня и качества жизни. Эксперты, профессиональное сообщество санаторно-курортной сферы активно формируют новую точку зрения для корпоративного управления, отмечая все возрастающую ценность не только лечения заболеваний и реабилитации, но и профилактических мероприятий, регулярного оздоровления для повышения уровня качества жизни, что поддерживается на уровне государственной политики в рамках решений, принятых Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года и Стратегией развития санаторно-курортного комплекса РФ [27].

Положительная динамика базисного темпа роста (2019/2015) по количеству

специализированных средств размещения Краснодарского края составляет 163,1%, а по количеству коечных мест — 148,6%. Сокращение числа организаций наблюдалось только по профилактическим санаториям, специализированным поликлиникам, бальнео-грязелечебницам, коечный фонд которых сократился на 31,3 % (таблица 1). Положительная динамика не наблюдалась по СКК РФ в целом, где количество санаториев и пансионатов с лечением снизилось на 2,4%, а количество мест — на 2,2% при росте затрат на 5,8% (таблица 2). Остается убыточным процесс операционной деятельности организаций СКК, несмотря на рост средней стоимости пребывания рекреанта в санатории, что отражает низкую результативность санаторно-курортного комплекса РФ. Сокращение убытков за рассматриваемый период составило 15101 млн. руб. при росте средней стоимости пребывания на 26,6% (таблица 2). Эпидемиологическая ситуация в настоящий период непосредственно влияет на перспективное состояние и общую тенденцию развития оздоровительного лечебного туризма, который может успешно развиваться всесезонно и востребован в течение всего года, что значительно поддерживает синхронность функционирования СКК. Информационная кампания, проводимая Ростуризмом, размещает рекламно-информационные материалы организаций СКК на национальном туристском портале

Таблица 1

Количество организаций и коечный фонд СКК Краснодарского края

в 2015-2019 гг.*

Показатели Годы

2015 2016 2017 2018 2019

Число организаций всего, в том числе 415 922 753 702 677

- санатории, детские санатории, санаторные оздоровительные лагеря/ коечный фонд (количество мест), тыс. 178/89,7 195/100 180/90,6 175/96,2 196/97,1

- профилактические санатории, специализированные поликлиники, бальнео-грязе-лечебницы, / коечный фонд (количество мест), тыс. 14/3,2 11/0,8 9/1,1 11/2,2 10/2,2

- дома отдыха 10/3,4 13/2,0 179/47,0 177/49,4 159/43,2

- базы отдыха, кемпинги, туристские базы отдыха и другие организации рекреации/ коечный фонд (количество мест), тыс. 213/24,8 703/58,4 385/43,2 339/41,8 312/37,4

Всего коечный фонд (количество мест), тыс. 121,1 161,2 181,9 189,6 179,9

*Составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат)

Таблица 2

Показатели санаторно-курортной сферы РФ в 2015-2019 гг.*

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Санатории и пансионаты с лечением 1287 1279 1272 1244 1257

Доходы организаций СКК, млн руб. 128648 138112 135752 141583 152551

Затраты организаций СКК, млн руб. 151223 166372 145859 156680 160025

Прибыль (убытки) организаций СКК, млн руб. -22575 -28260 -10107 -15097 -7474

Количество мест в организациях СКК 447035 445994 430400 434089 437481

Количество рекреантов, тыс. человек 6101 6440 5959 6415 6120

Средняя суточная стоимость пребывания, тыс. руб./день 2,44 2,67 2,79 2,91 3,09

* По данным ЕМИСС, BusinesStat. — URL:https://rosstat.gov.m/emiss

Кш81а.Тгауе1, что делает дополнительные удобства и качественно повышает информированность лиц, желающих воспользоваться услугами организаций СКК. По линии новой программы «туристского кэшбэка», предложения оздоровления и рекреации в организациях СКК пользовались повышенным спросом в рейтинге бронирований.

Высокая инертность санаторно-курортной сферы обусловлена не только затратным механизмом функционирования, разнокачественным составом хозяйствующих организаций и недостаточно высоким уровнем рекреационной инфраструктуры, но и сложностью взаимодействия СКК с государственными ведомствами по вопросам организации и регулирования. Обновление и улучшение инфраструктуры санаторно-курортных организаций безусловно отражается на качестве санаторно-курортных услуг и требует привлечения заемных источников финансирования, которые направляются на капитальные и восстановительные работы, оснащение современной медицинской, диагностической аппаратурой, но и на улучшение рекреационной инфраструктуры и проведение анимационных программ. Инвестиционные проекты, призванные расширить состав санаторно-курортных организаций, улучшить инфраструктуру комплекса должны оцениваться с точки зрения эффективности реализации экономического потенциала Краснодарского края за счет привлечения разных средств финансирования, имеющих разную стоимость и сроки освоения. Данное положение должно оптимизировать максимизацию чистого дохода от инвестиционных вложений (ЧД) реализуемых проектов за период выполнения стратегических решений и структуризацию средневзвешенной стоимости капитала,

образованного в процессе стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса. Максимизация чистого дохода зависит от объема инвестируемого денежного потока, видов финансовых источников и коэффициента дисконтирования как процессного регулятора [13]:

где ain — коэффициент дисконтирования для проекта в 1- м году прогнозного периода, для которого реализация будет осуществляться вп-м году;

— величина потока денежных средств в 1- м году прогнозного периода для го проекта с 1-м видом финансирования, для которого реализация будет осуществляться в п-м году;

Х^ — условие необходимости реализации }- го проекта с Х- м видом финансирования, = 1;0).

Безусловно, темпы развития санаторно-курортной сферы имеют корреляционное влияние на рост ВВП страны и ВРП региона. По данным Минэкономразвития ВВП России в 2020 году снизился на 3,1%, а также значительно сократилась добавленная стоимость в тех сервисных сферах, которые связаны с обслуживанием населения, в том числе гостиничный и ресторанный бизнес, имеющий сокращение на 24,1% [15]. Именно поэтому важны корректировка прогнозных экономических темпов роста (снижения) в 2021-2022 гг., так как пандемия привела к резкому замедлению экономического развития, снижению доходов всех уровней бюджета и нанесла значительные убытки, в том числе и санаторно-курортной сфере.

Государственным инспектирующими органами, оказывающими наибольшее влияние на развитие СКК Краснодарского края, выступают Министерство здравоохранения РФ и Ростуризм. Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года декларируется возможность роста потока рекреантов, получающих санаторно-курортное лечение, улучшение рекреационного зонирования, повышение инвестиционного статуса и конкурентоспособности курортов с учетом создания условий для привлечения частных инвестиций, эффективное использование кадрового потенциала, совершенствования системы информационного сопровождения санаторно-курортного комплекса. Вместе с тем негативные социально-экономические изменения последних двух десятилетних периодов привели к существенным трансформациям функционирования СКК Краснодарского края как и в целом СКК всей страны: природные лечебные ресурсы испытывают большую антропогенную нагрузку и повышенную степень интенсивности использования, из-за моральной и физической изношенности рекреационная инфраструктура нуждается в значительном улучшении ее функциональных и технических характеристик, модернизации, а территориальная организация управления организациями СКК — комплексного подхода. Применение новых технологий привело к функциональному изменению содержания санаторного лечения, которое все в большей степени использует адаптационные технологии и приемы нейротерапии.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение результативности стратегического управления развитием СКК Краснодарского края направлено на улучшение качественных функциональных характеристик комплекса и это обеспечивает возможность получения высокоэффективного профилактического лечения в нашей стране, не выезжая в дальнее зарубежье и содействует развитию оздоровительного и медицинского

туризма на территории края. Мультипликативный эффект вложений в развитие СКК Краснодарского края проявляется в таких сегментах региональной экономики как транспортная, рекреационная, градостроительная инфраструктура, обеспечивается повышение занятости, развитие торговой сферы, туризма, гостиничной индустрии, сектора культурно-развлекательных организаций. К сожалению, аналогичные расчеты в отношении потенциального экономического эффекта развития санаторно-курортной сферы и совокупного выигрыша от инвестирования в СКК Российской Федерации и ее регионов практически не проводились и реальные мультипликативные возможности санаторно-курортного комплекса являются недооцененными.

В настоящее время в целом санаторно-курортный комплекс Российской Федерации характеризуется достаточно низкой инвестиционной привлекательностью при высокой востребованности в капитальных затратах. Данное положение может измениться за счет дальнейшего развития рекреационной инфраструктуры в Краснодарском крае и других регионах РФ по линии проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, который должен проводиться в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» [28]. Актуализация национальных стандартов по требованиям к услугам СКК Российской Федерации и обеспечению сбалансированной антропогенной нагрузки на земли курортов и сохранению природных лечебных ресурсов, увеличение источников финансирования на основе концессий, государственно-частного партнерства для реализации пилотных проектов, расширение использования регионального туристского портала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будут способствовать повышению результативности стратегического управления и достижению целевых стратегических показателей развития СКК Краснодарского края.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Borisova T, Szymoniuk K. Economic Effects of the Spread of the Ebola Virus around the World. // Tourism Education Studies and Practice, 2014, Vol. (4), № 4. — URL:http://ejournal10.com/journals_n/1419065467. pdf

2. Csirmaz E. (2015) International Trends in Recreational and Wellness Tourism Procedia Economics and Finance 32:755-762. https:// doi.org: 10.1016/S2212-5671(15)01458-6

3. Ioannides, D., & Gyimothy, S. (2020). The COVID-19 crisis as an opportunity for escaping the unsustainable global tourism path. Tourism Geographies, 22(3), 624- 632. https://doi.org/10.1080/14616688.2020.1763445

4. Kour, P., Jasrotia, A., & Gupta, S. (2020). COVID-19: a pandemic to tourism guest- host relationship in India. International Journal of Tourism Cities. https://doi.org/10.1108/ijtc-06-2020-0131

5. Kumar, V., Lahiri, A., & Dogan, O. B. (2018). A strategic framework for a profitable business model in the sharing economy., 69, 147- 160. https://doi.org/10.1016/jindmarman.2017.08.021

6. Lane, B., Kastenholz, E. (2015). Rural tourism: the evolution of practice and research approaches — towards a new generation concept? Journal of Sustainable Tourism, 23(8-9), 1133-1156. https://doi.org/10.1080/09669 582.2015.1083997

7. Reitsamer, B. F., Brunner-Sperdin, A., & Stokburger-Sauer, N. E. (2016). Destination attractiveness and destination attachment: The mediating role of tourists' attitude. Tourism Management Perspectives, 19, 93-101. https://doi.org/10.1016Xj.tmp.2016.05.003 Richards, G.

8. Shimamoto K. (2018) The Factors that Influence the Boundary Between the Markets of Competing Tourist Destinations. ArticleinTourism and Hospitality Management 24(1):1-12 • June 2018. https://doi.org: 10.20867/ thm.24.1.9

9. Sigala M. (2020) Tourism and COVID-19: Impacts and implications for advancing and resetting industry and research. Journal of Business Research. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.06.015

10. Thompson Jr. A, Strickland III A. JM Strategic Management: Concepts and Cases — M: Williams Publishing House, 2013, 928 p.

11. Travolution European Summit, 2021 — Travolution European Summit 2021 Agenda, 2021. [Electronic resource]. — URL: https://travolutionevents.co.uk/EuropeanSummit2021/en/page

12. Bogomolova, E.S. S.K. Ocenka urovnya ekonomicheskogo potenciala regional'nogo sanatorno-kurortnogo kompleksa na osnove ego sostavlyayushchih/ E.S. Bogomolova, S.K. Meretukova // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2016. №12 (459).

13. Bogomolova, E.S. Ocenka ekonomicheskogo potenciala turistko-rekreacionnogo kompleksa regiona: monografiya / Bogomolova E.S. — Moskva: Rusajns, 2021. — 188 s. — ISBN 978-5-4365-8725-7. — URL: https://book.ru/ book/942043

14. Bokova, O.N. Metody obosnovaniya strategii razvitiya sanatorno-kurortnogo regiona na osnove ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya: avtoref. dis. na soisk. uchen. st. kand. ekon. nauk: 08.00.05 / O.N. Bokova; Sochinskij gos. un-t turizma i kurortnogo dela. — Sochi, 2003. — 23s.

15. VVP Rossii v 2020 godu. // URL: https://tass.ru/ekonomika/10598143

16. Kazakov S. V. Metodologicheskie podhody k strategicheskomu planirovaniyu razvitiya industrii regiona// Vestnik Akademii. — 2015. -№ 3. -S.95-102

17. Karpova, G.A. Strategicheskie napravleniya formirovaniya i razvitiya turistsko-rekreacionnyh zon v Rossii/ GA. Karpova, 2019. — URL: https:// roscongress.org/ materials/strategicheskie-napravleniya-formirovaniya-i-razvitiya-turistsko-rekreatsionnykh-zon-v-rossii/

18. Koncepciya razvitiya sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Krasnodarskogo kraya do 2030 goda https://kurort.krasnodar.ru/activity/informatsiya/kontseptsiya-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-do-2030-god

19. Koncepciya razvitiya sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Krasnodarskogo kraya do 2030 goda // URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/informatsiya/kontseptsiya-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-do-2030-god

20. Krasnodarskij kraj. Statisticheskij ezhegodnik 2020: Stat.sb. / Krasnodarstat— Krasnodar. — 398 s.

21. Markova V.D., Kuznecova S.A. Formirovanie strategii v usloviyah novyh vyzovov vneshnej sredy // Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatij: shestnadcatyj vseros. simpozium. Moskva, 14-15 apr. 2015 g.: materialy Simpoziuma / pod red. G.B. Klejnera; Centr. ekon.-matem. in-t RAN. — Moskva: CEMI RAN, 2015. — Sekciya 1: Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya. URL: https://kurort.krasnodar.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya. // URL: https://kurort.krasnodar.ru/

23. Optimal'nye usloviya dlya razvitiya sanatorno-kurortnoj otrasli Krasnodarskogo kraya/ URL:https://www. kommersant.ru/doc/3925964

24. Pechkina, E. V. Metody i instrumenty strategicheskogo planirovaniya regional'nogo razvitiya / E. V. Pechki-na. // Voprosy ekonomiki i upravleniya. — 2016. — № 4 (6). — S. 78-80.

25. Rejting investicionnoj privlekatel'nosti «TOP-100 rossijskih zdravnic» po itogam 2020 goda // URL: https:// tourism.gov.ru/news/17753

26. Semenyak. N.G. Formirovanie i effektivnost' sistemy strategicheskogo upravleniya sanatorno-kurortnym kompleksom: na primere Tuapsinskogo rajona Krasnodarskogo kraya: avtoref. dis. na soisk. uchen. st. kand. ekon. nauk: 08.00.05 / N.G. Semenyak; Sankt-Peterburg, 1999. — 24 s.

27. Strategiya razvitiya sanatorno-kurortnogo kompleksa Rossijskoj Federacii, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 noyabrya 2019 g. № 2852-r. // URL: http://static.government.ru/media/files/ uvMHejArpnuf

28. Federal'nyj zakon «O provedenii eksperimenta po razvitiyu kurortnoj infrastruktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae» ot 29.07.2017 № 214-FZ URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221174/

29. Hodachek V.M., Elsukov M.YU. Turistsko-rekreacionnaya sfera v sisteme strategicheskogo planirovaniya i prognozirovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. — URL http:// doi.org 10.22394/1726-1139-2017-9-29-41

30. CHmyshenko, E.V. Strategicheskoe planirovanie kak faktor regional'nogo razvitiya //Vestnik OGU №1 (107). — yanvar' 2010. — S.77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.