Научная статья на тему 'Технологии повышения экономической безопасности курортных территорий'

Технологии повышения экономической безопасности курортных территорий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
маркетинг / позиционирование / санаторно-курортные услуги / стратегия развития / технологии продвижения / экономическая безопасность / economic security / promotion technologies / positioning / marketing / development strategy / spa services

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Введение. Статья посвящена проблеме повышения экономической безопасности курортных территорий, уязвимых к макроэкономическим рискам и колебаниям спроса. Рассмотрена адаптация маркетинговых технологий к продвижению лечебно-оздоровительных услуг и продукции на основе природных лечебных ресурсов как фактор стабильного финансово-экономического развития. Объект исследования – минеральные подземные воды территорий региона, имеющие ценностные характеристики для здоровья человека. Предметом исследования являются технологии продвижения продукции на основе бальнеологических ресурсов на рынок лечебно-оздоровительных услуг. Роль новых природных лечебных ресурсов состоит в том, что их разработка и использование будут способствовать более тесному взаимодействию субъектов, входящих в СКК, по взаимному обмену различными видами информационных, материальных, финансовых потоков. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе системного и ситуационного подходов, моделирования бизнес-процессов, моделирования социально-экономических процессов. Результаты. Результаты исследования направлены на повышение экономической безопасности территорий с курортно-рекреационной специализацией на основе технологий продвижения коммерческих бизнес-проектов. Особенностью функционирования предприятий курортной медицины является возможность привлекать различные категории потребителей с учетом заболеваемости и сочетания лечения, профилактики и реабилитации на курортах Пермского края. Обсуждение. Приведены основные характеристики бальнеологического ресурсного потенциала подземных минеральных вод региона. Обоснованы направления использования основных источников в деятельности санаторно-курортного комплекса Пермского края. Охарактеризованы маркетинговые технологии продвижения ресурсов и продукции лечебно-оздоровительной специализации, способствующие повышению экономической безопасности курортных территорий. Заключение. В данной статье обосновано применение концепции маркетинг-менеджмента в целях повышения стабильности функционирования предприятий санаторно-курортного комплекса на основе разработки лечебно-оздоровительных услуг, выявлена ее важная роль в определении социальной и коммерческой эффективности на ранних стадиях проектной деятельности. Определена роль новых природных лечебных ресурсов в развитии регионального санаторно-курортного комплекса и повышения экономической безопасности курортных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies for improving the economic security of resort areas

Introduction. The article is devoted to the problem of increasing the economic security of resort areas vulnerable to macroeconomic risks and fluctuations in demand. The adaptation of marketing technologies to the promotion of health and wellness services and products based on natural healing resources as a factor of stable financial and economic development is considered. The object of the study is the mineral groundwater of the territories of the region, which have value characteristics for human health. The subject of the research is the technology of promoting products based on balneological resources to the market of health and wellness services. The role of new natural healing resources is that their development and use will contribute to closer interaction of the subjects included in the CCM for the mutual exchange of various types of information, material, and financial flows. Materials and methods. The study was carried out on the basis of system and situational approaches, modeling of business processes, modeling of socio-economic processes. Results. The results of the study are aimed at improving the economic security of territories with resort and recreational specialization based on technologies for promoting commercial business projects. A feature of the functioning of resort medicine enterprises is the ability to attract various categories of consumers, taking into account the incidence and combination of treatment, prevention and rehabilitation in the resorts of the Perm Region. Discussion. The main characteristics of the balneological resource potential of the underground mineral waters of the region are given. The directions of using the main sources in the activities of the sanatorium-resort complex of the Perm Region are substantiated. Marketing technologies for the promotion of resources and products of medical and wellness specialization, contributing to the economic security of resort areas, are characterized. Conclusion. This article substantiates the application of the concept of marketing management in order to increase the stability of the functioning of the enterprises of the sanatorium complex on the basis of the development of health and wellness services, its important role in determining social and commercial efficiency at the early stages of project activities is revealed. The role of new natural healing resources in the development of the regional sanatorium-resort complex and the improvement of the economic security of resort areas is determined.

Текст научной работы на тему «Технологии повышения экономической безопасности курортных территорий»

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 338

Б01: 10.24411/2227-9407-2021-10-93-104

Технологии повышения экономической безопасности курортных территорий

Матвей Сергеевич Оборин 123

1Пермский институт (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Пермь, Россия

2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия 3Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия recreachin@rambler.ru, https://orsid.org/0000-0002-4281-8615

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме повышения экономической безопасности курортных территорий, уязвимых к макроэкономическим рискам и колебаниям спроса. Рассмотрена адаптация маркетинговых технологий к продвижению лечебно-оздоровительных услуг и продукции на основе природных лечебных ресурсов как фактор стабильного финансово-экономического развития. Объект исследования - минеральные подземные воды территорий региона, имеющие ценностные характеристики для здоровья человека. Предметом исследования являются технологии продвижения продукции на основе бальнеологических ресурсов на рынок лечебно-оздоровительных услуг. Роль новых природных лечебных ресурсов состоит в том, что их разработка и использование будут способствовать более тесному взаимодействию субъектов, входящих в СКК, по взаимному обмену различными видами информационных, материальных, финансовых потоков.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе системного и ситуационного подходов, моделирования бизнес-процессов, моделирования социально-экономических процессов.

Результаты. Результаты исследования направлены на повышение экономической безопасности территорий с курортно-рекреационной специализацией на основе технологий продвижения коммерческих бизнес-проектов. Особенностью функционирования предприятий курортной медицины является возможность привлекать различные категории потребителей с учетом заболеваемости и сочетания лечения, профилактики и реабилитации на курортах Пермского края.

Обсуждение. Приведены основные характеристики бальнеологического ресурсного потенциала подземных минеральных вод региона. Обоснованы направления использования основных источников в деятельности санаторно-курортного комплекса Пермского края. Охарактеризованы маркетинговые технологии продвижения ресурсов и продукции лечебно-оздоровительной специализации, способствующие повышению экономической безопасности курортных территорий.

Заключение. В данной статье обосновано применение концепции маркетинг-менеджмента в целях повышения стабильности функционирования предприятий санаторно-курортного комплекса на основе разработки лечебно-оздоровительных услуг, выявлена ее важная роль в определении социальной и коммерческой эффективности на ранних стадиях проектной деятельности. Определена роль новых природных лечебных ресурсов в развитии регионального санаторно-курортного комплекса и повышения экономической безопасности курортных территорий.

Ключевые слова: маркетинг, позиционирование, санаторно-курортные услуги, стратегия развития, технологии продвижения, экономическая безопасность

© Оборин М. С., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX.

Для цитирования: Оборин М. С. Технологии повышения экономической безопасности курортных территорий // Вестник НГИЭИ. 2021. № 10 (125). С. 93-104. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-10-93-104

Technologies for improving the economic security of resort areas

Matvey S. Oborin1'2'3

1Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch, Perm, Russia 2Perm State National Research University, Perm, Russia

3State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia recreachin@rambler.ru, https://orsid.org/0000-0002-4281-8615

Abstract

Introduction. The article is devoted to the problem of increasing the economic security of resort areas vulnerable to macroeconomic risks and fluctuations in demand. The adaptation of marketing technologies to the promotion of health and wellness services and products based on natural healing resources as a factor of stable financial and economic development is considered. The object of the study is the mineral groundwater of the territories of the region, which have value characteristics for human health. The subject of the research is the technology of promoting products based on balneological resources to the market of health and wellness services. The role of new natural healing resources is that their development and use will contribute to closer interaction of the subjects included in the CCM for the mutual exchange of various types of information, material, and financial flows.

Materials and methods. The study was carried out on the basis of system and situational approaches, modeling of business processes, modeling of socio-economic processes.

Results. The results of the study are aimed at improving the economic security of territories with resort and recreational specialization based on technologies for promoting commercial business projects. A feature of the functioning of resort medicine enterprises is the ability to attract various categories of consumers, taking into account the incidence and combination of treatment, prevention and rehabilitation in the resorts of the Perm Region.

Discussion. The main characteristics of the balneological resource potential of the underground mineral waters of the region are given. The directions of using the main sources in the activities of the sanatorium-resort complex of the Perm Region are substantiated. Marketing technologies for the promotion of resources and products of medical and wellness specialization, contributing to the economic security of resort areas, are characterized.

Conclusion. This article substantiates the application of the concept of marketing management in order to increase the stability of the functioning of the enterprises of the sanatorium complex on the basis of the development of health and wellness services, its important role in determining social and commercial efficiency at the early stages of project activities is revealed. The role of new natural healing resources in the development of the regional sanatorium-resort complex and the improvement of the economic security of resort areas is determined.

Keywords: economic security, promotion technologies, positioning, marketing, development strategy, spa services

For citation: Oborin M. S. Technologies for improving the economic security of resort areas // Bulletin NGIEI. 2021. № 10 (125). P. 93-104. (In Russ.). DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10-93-104

Введение

Сфера туризма показала беспрецедентный рост за последнее десятилетие, и в 2023 году ожидается, что число международных туристов превысит 1,6 миллиарда. Популярность лечебно-оздоровительного туризма имеет некоторые особенности, поэтому в России потребление данных услуг растет достаточно быстрыми темпами. Поскольку в данном случае природные лечебные ре-

сурсы являются ключевым туристическим активом; уникальное предложение по лечению, реабилитации и профилактике заболеваемости, предоставляемое дестинациями, стало основной движущей силой и мотивацией для посетителей в отдельных регионах страны [12, c. 26]. Несмотря на очевидные преимущества курортных территорий, профильные предприятия санаторно-курортного комплекса в рыночных условиях не могут обеспечить самостоятельно

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

воспроизводственный процесс, поскольку высокий уровень затрат, нестабильный спрос и системные риски оказывают определяющее влияние на финансовые результаты [19, с. 10]. Проблема экономической безопасности курортов связана с государственной поддержкой и эффективностью систем управления на различных уровнях: региональный, территориальный, локальный. В частности, значимым направлением является оптимизация использования ресурсного потенциала и активная адаптация маркетинговых технологий, поскольку данные функции не предполагают высоких финансовых расходов [8, с. 32].

Потенциал большинства территорий с ку-рортно-рекреационной специализацией включает в себя уникальные места, которые отражают культуру, историю или окружающую среду, и в силу их эмпирической природы способствуют богатому переплетению культурных традиций, этнических особенностей и ландшафтов. Культурный ресурс может быть определен как любая особенность, материальная (материальная) или нематериальная (нематериальная), доступная в пределах страны, региона или области, которая вносит положительный вклад в развитие туристско-рекреационной сферы [5, с. 25].

Пермский край обладает значительным природным ресурсным потенциалом для развития лечебно-оздоровительных услуг и продукции, имеющей ценностные характеристики для здоровья человека [18, с. 14].

Перспективность развития коммерческого предложения с использованием бальнеологических ресурсов строится на комплексности маркетингового подхода. В первую очередь, стратегия продвижения должна включать систему основных направлений, к числу ключевых из которых относятся:

1) использование ресурсного потенциала в местных больницах района и края для оказания лечебно-оздоровительных услуг;

2) использование и розлив для санаторно-курортных организациях с целью оказания лечебно-оздоровительных услуг;

3) бутилирование и розничная продажа в аптеках и магазинах края, с последующим выходом в другие регионы;

4) проектирование и строительство новых санаториев и профилакториев в Нытвенском районе, Верхней Курье и г. Суксуне;

5) добыча и использование грязей в существующих санаторно-курортных организациях Пермского края с дальнейшим развитием в соседних регионах;

6) пакетирование и реализация лечебных грязей через розничную сеть аптек и магазинов.

Для большего охвата территорий и потенциальных потребителей необходимо придать бальнеологическим ресурсам массовость распространения через реализацию в торговых сетях, аптечных пунктах, коммерческих медицинских учреждениях, салонах по уходу за лицом и телом [8, с. 12].

Внедрение данных предложений поможет обеспечить развитие регионального рынка посредством открытия новых товаропроизводств и совершенствования социально-культурной среды Пермского края [14, с. 39].

Материалы и методы

Исследование выполнено на основе системного и ситуационного подходов, моделирования бизнес-процессов, моделирования социально-экономических процессов.

Результаты

Стратегическое планирование направлений повышения экономической безопасности курортных территорий представляет баланс текущих и перспективных целей, их ресурсное обеспечение, стабильность спроса и повышение заполняемости предприятий санаторно-курортного комплекса [11, с. 23].

Рассмотрим основные способы продвижения бальнеологических услуг региона в зависимости от их свойств и характеристик (табл. 1).

Эффективной технологией реализации поставленных задач является маркетинг-менеджмент [13, ^ 19]. Применение инструментов рассматриваемой концепции при разработке лечебно-оздоровительных услуг будет способствовать планированию социальной и коммерческой эффективности на ранних стадиях проектной деятельности. Определена роль новых природных лечебных ресурсов в развитии регионального санаторно-курортного комплекса.

economics and national economy management

Таблица 1. Способы продвижения бальнеологических услуг в Пермском крае Table 1. Ways to promote balneological services in the Perm Region

Основные направления / Main directions Дополнительные направления / Additional directions

1 2

Объекты № 1,6, Суксунский район Пермского края / Objects No. 1,6, Suksunsky district of the Perm region

- бутилирование воды и её транспортировка в медицинские учреждения / bottling of water and its transportation to medical institutions;

- использование илово-сульфидных грязей в медицинских учреждениях Суксунского района и Пермского края / the use of silt-sulphide mud in medical institutions of the Suksun region and Perm region;

- организация лечебно-оздоровительной базы на основе применения гидроминеральных источников / organization of a health-improving base based on the use of hydro-mineral springs;

- пакетирование и реализация грязей через аптечные сети и косметологические центры / packaging and sale of mud through pharmacy chains and beauty centers;

- строительство новых санаториев и профилакториев / construction of new sanatoriums and dispensaries;

- использование минеральной лечебной воды и грязей в больницах района и региона / use of mineral medicinal water and mud in hospitals of the district and region

- сырьевое обеспечение государственных коммерческих медицинских центров г. Перми, SPA-салонов г. Перми, фитнесс-центров, горнолыжных курортов, бассейнов, региональных товарных производителей, выпускающих товары, способствующие оздоровлению организма / supply of raw materials for state commercial medical centers in Perm, SPA-salons in Perm, fitness centers, ski resorts, swimming pools, regional commodity manufacturers that produce goods that contribute to the health of the body;

- организация работы мини-завода по розливу специализированной минеральной лечебно-питьевой воды / organization of work of a mini-plant for bottling specialized mineral medicinal drinking water;

- формирование комплекса товаров для душа, бани и сауны на основе лечебных грязей / formation of a complex of products for showers, baths and saunas based on therapeutic mud

Объект № 2, Кунгурский район, г. Кунгур / Object number 2, Kungurskiy district, Kungur

- разработка источника минеральных вод для дальнейшего использования в местных санаторно-курортных организациях / development of a source of mineral waters for further use at local health resort organizations;

- применение бальнеологических вод в системе медицинских учреждений / the use of balneological waters in the system of medical institutions;

- продажа и бутилирование минеральной воды по территории Кунгурского района и Пермского района / sale and bottling of mineral water on the territory of the Kungurskiy region and the Perm region;

- использование минеральной лечебной воды в больницах / use of mineral medicinal water in hospitals;

- вовлечение минеральных вод в лечебный процесс санатория «Малахит» / involvement of mineral waters in the treatment process of the sanatorium «Malakhit»

- сырьевое обеспечение государственных медицинских учреждений, коммерческих медицинских центров г. Перми, SPA-салонов г. Перми / supply of raw materials for state medical institutions, commercial medical centers in Perm, SPA-salons in Perm

Объект № 3, Чернушинский район, г. Чернушка / Object number 3, Chernushinsky district, Chernushka

- бутилирование и розничная продажа в торговые сети и - организация работы специализированного бальнеоло-аптеках / bottling and retail sale in retail chains and pharmacies; гического комплекса в г. Чернушка / organization of the

- использование для лечебно-оздоровительных целей в сана- work of a specialized balneological complex in Chernushka; тории-профилактории «Здоровье» в виде общих и камерных - SPA-салон с уникальным комплексом услуг / SPA-salon ванн / use for medical and recreational purposes in the health with a unique range of services

resort «Health» in the form of general and chamber baths;

- применение воды для бальнеологических целей в сети организаций здравоохранения (больницах, процедурных кабинетах и т. д.) / the use of water for balneological purposes in the network of healthcare organizations (hospitals, treatment rooms, etc.);

- использование минеральной лечебной воды в больницах / use of mineral medicinal water in hospitals;

экономика и управление народным хозяйством]

Окончание таблицы 1 / End of table 1

1

2

- применение минеральных вод на санаторно-курортных организациях региона / the use of mineral waters at the health resort organizations of the region

Объект № 4, Нытвенский район, с. Говырнино / Object number 4, Nytvensky district with. Govyrnino

- организации розлива и использования воды для лечебно-оздоровительных целей санатория «Уральский» / organization of bottling and use of water for medical and recreational purposes of the sanatorium «Uralsky»;

- бутилирование и розлив минеральной воды / bottling and bottling of mineral water;

- использования минеральной воды в санаторно-курортных организациях региона / the use of mineral water in the health resort organizations of the region;

- строительство новых баз отдых и профилакториев с лечением / construction of new recreation centers and dispensaries with treatment;

- использование минеральной лечебной воды в больницах / use of mineral medicinal water in hospitals

- обустройство мини-завода по розливу специализированной минеральной лечебной и лечебно-питьевой воды / arrangement of a mini-plant for bottling specialized mineral medicinal and medicinal drinking water;

- производство оздоравливающих продуктов питания для больных сахарным диабетом и людей, страдающих от нарушения работы органов пищеварения и обмена веществ / production of healthy food products for patients with diabetes mellitus and people suffering from disorders of the digestive system and metabolism;

- предоставление услуг коммерческих специализированных медицинских центров / provision of services of commercial specialized medical centers;

- предоставление услуг центрам по профилактике и лечению диабета, центрам похудения / provision of services to diabetes prevention and treatment centers, weight loss centers;

- сырьевое обеспечение коммерческих медицинских центров г. Перми / supply of raw materials for commercial medical centers in Perm

Объект № 5, Верхняя Курья / Object number 5, Verkhnyaya Kurya

- использование минеральных вод в процессе оздоровления в системе санаторно-курортной деятельности через применение бальнеологических ванн и подводного душа / the use of mineral waters in the process of health improvement in the system of sanatorium-resort activities through the use of balneological baths and an underwater shower;

- бутилирование и использование для продажи розничными сетями г. Перми и Пермского района / bottling and use for sale by retail chains in the city of Perm and the Perm region;

- использование воды в местных медицинских учреждениях в системе камерных и общих бальнеологических ванн / use of water in local medical institutions in the system of chamber and general balneological baths;

- строительство новых санаториев и профилакториев / construction of new sanatoriums and dispensaries;

- использование минеральной лечебной воды в больницах / use of mineral medicinal water in hospitals

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором

- обустройство специализированного бальнеологического комплекса в г. Пермь / arrangement of a specialized balneological complex in the city of Perm;

- организация работы SPA-салона с уникальным комплексом услуг / organization of the SPA-salon with a unique range of services;

- сырьевое обеспечение коммерческих медицинских центров г. Пермь, фитнесс-центров, горнолыжных курортов, бассейнов, где актуально использование данной продукции, учреждений социального обслуживания населения / raw materials supply for commercial medical centers in Perm, fitness centers, ski resorts, swimming pools, where the use of these products is relevant, social service institutions

Обсуждение

Приведем рекомендации по возможному использованию новых природных лечебных ресурсов и курортно-рекреационных территорий, приведенные в таблице 2. Помимо изложенных в таблице направлений использования леченых ресурсов, также можно предложить [6, с. 32]:

- организацию лечебно-оздоровительной базы спортивной направленности на основе применения

гидроминеральных источников и лечебных грязей в Суксунском районе;

- строительство базы отдыха на основе месторождений питьевых минеральных вод в Нытвен-ском районе;

- организацию пригородного санатория-профилактория или базы отдыха с лечением на территории Верхней Курьи.

economics and national economy management

Таблица 2. Использование бальнеологических минеральных вод, питьевых лечебно-столовых минеральных вод и лечебной грязи

Table 2. Use of balneological mineral waters, drinking therapeutic table mineral waters and therapeutic mud

Объект 1

Направления и объекты использования / и объект 6/ Объект 2 / Объект З / Объект 4 / Объект 5 /

Directions and objects of use Object 1 Object 2 Object 3 Object 4 Object 5

and object 6

1 2 3 4 5 б

Местные больницы района и края для оказания лечебно-оздоровительных услуг в виде бальнеологических ванн и аппликаций / Local hospitals of the region and region for the provision of medical and health services in the form of balneological baths and applications

Местные больницы района и края для оказания лечебно-оздоровительного питья / Local hospitals of the region and region for the provision of health-improving drinking

Местные санатории для оказания лечебно-оздоровительных услуг в виде бальнеологических ванн и аппликаций / Local sanatoriums for the provision of medical and health services in the form of balneological baths and applications

Розлив и использование в санаторно-курортных организациях для применения в общих и камеральных ваннах, а также в виде лечебных аппликаций / Bottling and use in sanatorium-resort organizations for use in general and office baths, as well as in the form of medical applications Использование и розлив в санаторно-курортных организациях с целью осуществления ежедневного питья / Use and bottling in health resort organizations for the purpose of daily drinking Бутилирование и розничная продажа в аптеках для бальнеологических аппликаций и ванн населением в домашних условиях / Bottling and retail sale in pharmacies for balneological applications and baths by the population at home

Бутилирование и розничная продажа в аптеках района и Пермского края лечебно-питьевой минеральной воды / Bottling and retail sale in pharmacies of the district and Perm region of medicinal and drinking mineral water

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

экономика и управление народным хозяйством]

Окончание таблицы 2 / End of table 2

1

4

5

6

Бутилирование и продажа в розничных магазинах района и Пермского края минеральной воды / Bottling and sale of mineral water in retail stores in the region and the Perm Territory

Использование минеральных вод в существующих санаторно-курортных организациях / The use of mineral waters at the existing sanatorium-resort organizations

+

+

+

с/п «Малахит» / «Malachite»

+

с/п «Здоровье» / «Health»

+

Спортивный

лечебно-оздоровительный центр /

+

+

Создание единой базы отдыха и оздоровления (санаторно-курортного типа) в районе на основе использования природных гидроминеральных источников / Creation of a unified recreation and health center (sanatorium-resort type) in the area based on Sports health and the use of natural hydro-mineral springs wellness center

Пакетирование грязи и ее реализация населению через розничные сети аптек и магазинов / Packing of dirt and its sale to the population, through retail chains of pharmacies and shops

Использование сульфидных иловых грязей в медицинских учреждениях района и Пермского края / The use of sulphide silt mud in medical institutions of the region and the Perm Territory

Добыча и транспортировка грязей в санаторно-курортные организации Пермского края и за его пределы / Extraction and transportation of mud to sanatorium-resort organizations of the Perm Territory and beyond Транспортировка минеральных вод в соседние санаторно-курортные организации района / Transportation of mineral waters to the neighboring sanatorium-resort organizations of the region

Транспортировка в другие санаторно-курортные организации соседних районов Пермского края для бальнеологических целей / Transportation to other sanatoriumresort organizations of neighboring districts of the Perm Territory for balneological purposes Источник: составлено автором

+

База отдыха с лечением / Recreation center with treatment

+

Пригородный профилакторий / Suburban dispensary

+

+

+

+

+

+

+

+

2

3

Определение роли новых природных лечебных ресурсов в развитии регионального СКК [17, с. 23]. Умеренные природно-климатические условия Пермского края, наличие передовых меди-

цинских учреждений и технологий, запасов новых природных лечебных ресурсов, исторических и культурных достопримечательностей, достаточно развитая инфраструктура региона создают потенци-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

ал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного СКК, способный удовлетворить рост потребности населения в услугах, связанных с санаторно-курортным лечением и отдыхом при наличии хорошо организованной системы научных исследований и соответствующих инвестиций в этот вид деятельности [3, с .7].

По мнению многих ученых и практиков курортного дела, социально-экономическая роль текущего и стратегического развития курортно -

рекреационных районов в настоящее время объясняется тем, что услуги и продукция санаторно-курортной сферы в структуре национального дохода и в ВВП занимают для многих стран значимую долю. В связи с этим курортно-рекреационная деятельность для многих стран является точками роста экономик [9, с. 24].

Охарактеризуем курортно-рекреационные территории, на которых расположены рассматриваемые объекты (табл. 3).

Таблица 3. Характеристика исследуемых курортно-рекреационных территорий региона Table 3. Characteristics of the studied resort and recreational areas of the region

Критерии, характеризующие

развитие рекреационных Объект 1 / Объект 2 / Объект 3/ Объект 4 / Объект 5 / Объект 6 /

территорий / Criteria characterizing Object 1 Object 2 Object 3 Object 4 Object 5 Object 6

the development of recreational areas

1 2 3 4 5 6 7

Суксунский Кунгурский Чернушин-

Расположение рекреационных территорий / р-н / р-н / ский р-н /

Location of recreational areas Suksunsky Kungurskiy Chernushin-

district district sky district

Верхняя Курья Мото-Нытвен- вилихинский ский р-н / р-н г. Перми Nytvensky / Upper Kurya district Motovilikhin-sky district of Perm

Суксунский р-н / Suksunsky district

1. Природные лечебные ресурсы (ресурсно--сырьевой фактор) / Natural healing resources (resource factor)

1.1. Крепкие хлоридно-натриевые бромные сульфидные рассолы (свыше семи основных заболеваний систем организма) / Strong sodium chloride bromine sulfide brines (over seven major diseases of the body systems)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2. Маломинерализованная сульфатная магниево-кальциевая вода (Краинский тип) (органы пищеварения и обмена веществ) / Low-mineralized sulfate magnesium-calcium water (Krainsky type) (digestive and metabolic organs)

1.3. Крепкие хлоридные кальциево-натриевые бромные железистые рассолы (сердечно-сосудистые заболевания) / Strong chloride calcium-sodium bromine ferrous brines (cardiovascular diseases)

1.4. Крепкие хлоридные кальциево-натриевые бромные сероводородные йодные рассолы (опорно -двигательные, сердечно-сосудистые, нервные нарушения, половые и кожные заболевания) / Strong chloride calcium-sodium bromic hydrogen sulfide iodine brines (musculoskeletal, cardiovascular, nervous disorders, sexual and skin diseases)

1.5. Маломинерализованные сульфатно-хлоридные кальциево-натриевые сероводородные рассолы (то же, что 1.4 и болезни костно-мышечной системы / Low-mineralized

+

+

+

+

+

+

+

экономика и управление народным хозяйством]

Окончание таблицы 3 / End of table 3

1 2 3 4 5 6 7

55 %

sulfate-chloride calcium-sodium hydrogen sulfide brines (the same as 1.4 and diseases of the muscu-loskeletal system

1.6. Минеральная сульфатная магниево-кальци-евая вода (Смоленского типа) (обмен веществ, ожирение) / Mineral sulphate magnesium-calcium water (Smolensk type) (metabolism, obesity)

1.7. Минеральная сульфатная натриевая вода (Буйского типа) (обмен веществ, ожирение) / Mineral sulphate sodium water (Buy type) (metabolism, obesity)

1.8. Крепкие хлоридные натриевые бромные рассолы (так же, как 1.1.) / Strong sodium chloride bromine brines (same as 1.1.)

1.9. Маломинерализованные иловые сульфидные грязи (так же, как 1.1., заболевания почек) / Low-mineralized silt sulphide mud (as well as 1.1., kidney diseases)

2. Политический / Political

3. Социальный / Social

Трудоспособное население от общей численности / Able-bodied population of the total

4. Экономический / Economic Промышленный сектор экономики / Industrial sector of the economy Рекреационная деятельность / Recreational activity

Сельское хозяйство / Agriculture

5. Туристско-рекреационный / Tourist and recreational Природные объекты / Natural objects Историко-культурные объекты / Historical and cultural objects

Источник: составлено автором

Выделим особенности новых направлений развития курортно-рекреационных территорий региона по следующим критериям [10, с. 17]:

1. Ресурсно-сырьевой - отражает разнообразие окружающей природной среды и характеризует объем изученной природно-ресурсной базы, доступной для зоны отдыха и рекреации (прежде всего, комплектность лечебных ресурсов). Этот критерий в данном исследовании является основным, определяющим направления развития СКК.

2. Политический - отражает заинтересованность властных структур соответствующих курорт-

58 %

64 %

60,9 %

22,5 %

20,8 %

11,7 %

+

+ +

63 %

12 %

32,1% +

+ +

87,2 %

9 %

1,5 %

+

+ +

51 %

5 %

32 %

+

+ +

+

61,3 % от всего населения г. Перми / 61.3% from the entire population of Perm

87,8 % 3 %

+

55 %

22 %

20,8 %

11 %

+

+ +

но-рекреационных районов и Пермского края в целом в развитии на своей территории санаторно-курортного дела.

3. Инфраструктурный - определяет наличие и развитие сфер деятельности, необходимых для санаторно-курортной деятельности (транспорт, связь, энергетический комплекс, водоснабжение и канализация, строительство, образование, медицина, наука, культура и др.).

4. Экологический - определяет риск экологической катастрофы, загрязненность окружающей среды.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

5. Туристско-рекреационный - служит для определения наличия и количества природных и историко-культурных объектов, необходимых потребителям СКУ для удовлетворения своих потребностей в познании нового.

6. Социальный - необходимый уровень для определения структуры населения курортно-рекреационного района и его профессиональной подготовленности для работы в СКК [15, с. 36].

7. Экономический - учитывает структуру экономики (промышленность, сельское хозяйство, курортно-рекреационная деятельность) курортно-рекреационного района, определяет уровень развития территории, конкуренцию, возможность расширения и развития.

8. Инновационный - позволяет определить готовность курортно-рекреационных территорий к НИОКР, новым технологиям, сотрудничеству с высшими учебными заведениями Пермского края для развития СКК [20, с. 17].

Заключение

По результатам анализа сделаны следующие выводы. По выделенным критериям наибольшей значимостью обладают новые природные лечебные ресурсы курортно-рекреационной территории Сук-сунского района, а также объекты Кунгурского и Чернушинского районов. Большие перспективы для дальнейшего развития имеют природные лечебные ресурсы Нытвенского района и г. Перми (Верхняя Курья). Преимущества [1, с. 10] территории Сук-сунского района определяются выгодным географическим положением, наличием уникальных природных условий, залежами источников минеральных вод, большими запасами лечебных грязей,

наличие высокоэффективных, сравнимых с лучшими аналогами в мире комплексных методов оздоровления и реабилитации, позволяют определить его точкой роста СКК [16, с. 12]. Другие территории также имеют возможность своего развития как рекреационных зон на основе создания высококачественного курортного продукта, соответствующего разным вкусовым категориям и ценовой политике, не похожего ни на одну другую услугу [4, с. 13].

Угрозой такому сценарию развития может стать замедление экономического развития из-за кризисной динамики развития процессов экономики в Российской Федерации или Пермском крае.

Также роль новых природных лечебных ресурсов состоит в том, что их разработка и использование будут способствовать более тесному взаимодействию субъектов, входящих в СКК по взаимному обмену различными видами информационных, материальных, финансовых потоков [7, с. 18]. Так, например, в силу ограниченности источников лечебных ресурсов субъекты, имеющие отношение к СКК региона, испытывают необходимость в таких отношениях, как поставщик-покупатель, кредитор-заемщик, учредитель-учредитель, что способствует формированию стратегических объединений в СКК Пермского края, т. е., формированию СКК кластера Пермского края, дающего его участникам преимущества, обусловленные синергетическим эффектом [2, с. 14].

Проведенное маркетинговое исследование курортно-рекреационных территорий является, безусловно, важным, но начальным этапом анализа, необходимого для бизнес-проектирования и принятия решений об инвестировании в освоение рассмотренных природно-лечебных ресурсов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Берлин С. И., Кравченко Н. П., Берлина С. Х. Актуальные вопросы формирования конкурентного потенциала в системе социально-экономического развития России // Современная научная мысль. 2018. № 1. С. 130-138.

2. Булкот О. В., Пащук Л. М. Управление экономической эффективностью маркетинга в транснациональных компаниях // Baltic Journal of Economic Studies. 2017. Вып. 3. № 2. С. 85-92.

3. Васильева Л. П. Экономическая безопасность определения и сущность // Журнал прикладных исследований. 2020. № 3. С. 6-13.

4. Вилков И. Н. Тенденции развития санаторно-курортного комплекса России // Московский экономический журнал. 2020. № 8. С. 333-346.

5. Воронцова Е. А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis. 2015. № 1. С. 59-67.

6. Григорьев В.И. Генезис рекреационной отрасли и ее влияние на воспроизводство человеческого капитала // Экономика труда. 2017. Т. 4. № 1. С. 31-42.

7. Журавлев В. В. Формирование системы управления качеством санаторно-курортного продукта // Маркетинг. 2018. № 8. С. 26-28.

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

8. Игнатов А. Н., Пахомов С. В. Влияние качественно-пространственных особенностей местности на выбор и реализацию способа совершения преступления // Общество и право. 2016. № 3 (57). С. 143-147.

9. Калашников С. Без восстановительной медицины эффективного здравоохранения не будет // Кто есть кто в медицине. 2017. № 2 (85). С. 12-15.

10. Калмыков Н. Н., Дехтярь Г. М., Попченко Е. Л., Орлянская А. А., Мусин И. У. Об итогах реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» // Московский экономический журнал. 2017. № 3. C. 98-105.

11. Куприянова Т. Как систематизировать сбытовую деятельность фирмы // Консультант директора. 2018. № 1. С. 19-29.

12. Лимонов В. И. Необходимость и нормативно-правовые механизмы реализации единой стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 9-3. С. 429-433.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Мальцев А. А., Фечина А. О. Медицинская услуга в системе управления качеством человеческих ресурсов // Управленец. 2019. Т. 10. № 2. С. 62-72.

14. Маслова В. М. Роль аудита в развитии внутренних коммуникаций организации // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 243-247.

15. Подсолонко В. А., Салабутин А. В. Повышение уровня экологической безопасности как основа развития туризма в Севастополе // Экономика строительства и природопользования. 2018. № 4 (69). С. 46-51.

16. Сиолкина И. С., Авдонин В. Н. Методы продвижения продукции в условиях рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 33-37.

17. Степичева О. А. Целевая функция и угрозы экономической безопасности личности // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 2. С. 83-89.

18. Суров С. Проблемы повышения конкурентоспособности в сфере санаторно-курортных услуг // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 12. С. 32-35.

19. Хорева Е. С. Сущность и значение коммуникационной деятельности коммерческой компании // Гуманитарий Юга России. 2018. Том. 7. № 3. С. 165-178.

20. Христолюбова Н. Е. Исследование роли и значения экономической безопасности человека в системе национальной безопасности // Академическая мысль. 2018. № 3 (4). С. 88-93.

Статья поступила в редакцию 15.07.2021; одобрена после рецензирования 16.08.2021;

принята к публикации 18.08.2021.

Информация об авторах: М. С. Оборин - д.э.н., доцент, Spin-код: 8200-9024.

REFERENCES

1. Berlin S. I., Kravchenko N. P., Berlin S. Kh. Aktual'nye voprosy formirovaniya konkurentnogo potenciala v sisteme social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Topical issues of capacity building in the system of socio-economic development of Russia], Sovremennaya nauchnaya mysl' [Modern scientific thought], 2018. No. 1, pp. 130-138.

2. Bulkot O. V., Pashchuk L. M. Upravlenie ekonomicheskoj effektivnost'yu marketinga v transnacional'nyh kompaniyah [Management of the economic efficiency of marketing in multinational companies], Baltic Journal of Economic Studies, 2017. Issue 3, No. 2, pp. 85-92.

3. Vasilyeva L. P. Ekonomicheskaya bezopasnost' opredeleniya i sushchnost' [Economic security definition and essence], Zhurnalprikladnyh issledovanij [Journal of Applied Research], 2020, No. 3, p. 6-13.

4. Vilkov I. N. Tendencii razvitiya sanatorno-kurortnogo kompleksa Rossii [Trends in the development of the sanatorium-resort complex in Russia], Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 2020, No. 8, P. 333-346.

5. Vorontsova E. A. Industriya turizma v usloviyah ekonomicheskogo krizisa: tendencii i perspektivy razvitiya [The tourism industry in the context of the economic crisis: trends and development prospects], Studia Humanitatis Borealis, 2015, No. 1, pp. 59-67.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.

6. Grigoriev V. I. Genezis rekreacionnoj otrasli i ee vliyanie na vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala [Genesis of the recreational industry and its impact on the reproduction of human capital], Ekonomika truda [Labor Economics], 2017, Vol. 4, No. 1, pp. 31-42.

7. Zhuravlev V. V. Formirovanie sistemy upravleniya kachestvom sanatornokurortnogo produkta [Formation of a quality management system for a sanatorium-resort product],Marketing, 2018, No. 8, pp. 26-28.

8. Ignatov A. N., Pakhomov S. V. Vliyanie kachestvenno-prostranstvennyh osobennostej mestnosti na vybor i realizaciyu sposoba soversheniya prestupleniya [Influence of the qualitative and spatial features of the area on the choice and implementation of the method of committing a crime], Obshchestvo i pravo [Society and Law], 2016, No. 3 (57), pp. 143-147.

9. Kalashnikov S. Bez vosstanovitel'noj mediciny effektivnogo zdravoohraneniya ne budet [There will be no effective health care without restorative medicine], Kto est' kto v medicine [Who's Who in Medicine], 2017, No. 2 (85), pp. 12-15.

10. Kalmykov N. N., Dekhtyar G. M., Popchenko E. L., Orlyanskaya A. A., Musin I. U. Kak sistematizirovat' sbytovuyu deyatel'nost' firmy [On the results of the implementation of the federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation»], Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow economic journal], 2017, No. 3, pp. 98-105.

11. Kupriyanova T. Kak sistematizirovat' sbytovuyu deyatel'nost' firmy [How to systematize the marketing activities of the company], Konsul'tant direktora [Consultant to the director], 2018, No. 1, pp. 19-29.

12. Limonov V. I. Neobhodimost' i normativno-pravovye mekhanizmy realizacii edinoj strategii razvitiya sanator-no-kurortnogo kompleksa RF [Necessity and regulatory mechanisms for the implementation of a unified strategy for the development of the sanatorium-resort complex of the Russian Federation], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i funda-mental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2016, No. 9-3, pp. 429-433.

13. Maltsev A. A., Fechina A. O. Medicinskaya usluga v sisteme upravleniya kachestvom chelovecheskih resursov [Medical service in the quality management system of human resources], Upravlenec [Manager], 2019, Vol. 10, No. 2, pp. 62-72.

14. Maslova V. M. Rol' audita v razvitii vnutrennih kommunikacij organizacii [The role of audit in the development of internal communications of the organization], Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of economic security], 2018, No. 4, pp. 243-247.

15. Podsolonko V. A., Salabutin A. V. Povyshenie urovnya ekologicheskoj bezopasnosti kak osnova razvitiya turizma v Sevastopole [Increasing the level of environmental safety as the basis for the development of tourism in Sevastopol], Ekonomika stroitel'stva i prirodopol'zovaniya [Economics of construction and environmental management], 2018, No. 4 (69), pp. 46-51.

16. Siolkina I. S., Avdonin V. N. Metody prodvizheniya produkcii v usloviyah rynka [Methods of product promotion in market conditions], Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad], 2018, No. 4, pp. 33-37.

17. Stepicheva O. A. Celevaya funkciya i ugrozy ekonomicheskoj bezopasnosti lichnosti [Target function and threats to the economic security of the individual], Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy [Socio-economic phenomena and processes], 2015, Vol. 10, No. 2, pp. 83-89.

18. Surov S. Problemy povysheniya konkurentosposobnosti v sfere sanatorno-kurortnyh uslug [Problems of increasing competitiveness in the sphere of sanatorium services], Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of theory and practice of management], 2016, No. 12, pp. 32-35.

19. Khoreva E. S. Sushchnost' i znachenie kommunikacionnoj deyatel'nosti kommercheskoj kompanii [The essence and significance of the communication activities of a commercial company], Gumanitarij Yuga Rossii [Humanitarian of the South of Russia], 2018, Vol. 7, No. 3, pp. 165-178.

20. Khristolyubova N. E Issledovanie roli i znacheniya ekonomicheskoj bezopasnosti cheloveka v sisteme nacional'noj bezopasnosti [Investigation of the role and significance of human economic security in the national security system], Akademicheskaya mysl' [Academic thought], 2018, No. 3 (4), pp. 88-93.

The article was submitted 15.07.2021; approved after reviewing 16.08.2021; accepted for publication 18.08.2021.

Information about the author: M. S. Oborin - Dr. Sci. (Economy), associate professor, Spin-code: 8200-9024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.